Open
Close

Айвазовский девятый вал история создания картины. Девятый вал

В этом году 29 июля исполнилось 199 лет со дня рождения выдающегося русского художника Ивана Айвазовского. За 82 года своей плодотворной жизни он создал около шести тысяч работ. Айвазовский прежде всего известен как мастер изображения безграничного морского пространства. Постоянно меняющаяся среда на его полотнах выглядит так живо, что зрители как будто слышат шум волн.

Российский маринист, живописец Главного морского штаба был известен в Европе, Парижский Совет Академий наградил его золотой медалью. Художник Иван Крамской говорил о маринисте: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще».

Скопив немалый капитал благодаря популярности своих работ, Иван Айвазовский стал заниматься благотворительностью в своем родном городе Феодосии. Прославленный маринист был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», художник открыл школу искусств и картинную галерею, делал пожертвования на благоустройство города, занимался вопросами устройства водопровода в Феодосии и охраны памятников Крыма. При жизни Айвазовского Феодосия стала чуть ли не главным центром живописной культуры на юге России.

Свои картины художник писал не с натуры, а по памяти, используя схематичные рисунки. Не стала исключением и, наверное, самая известная картина Айвазовского «Девятый вал» (холст, масло 221х332 см). Маринист написал ее в1950 году. Критики считают эту картину самым ярким произведением русской живописи романтического направления. Айвазовский изобразил море после сильнейшего шторма. Нескольким людям удалось спастись, зацепившись за обломок мачты, но на них вот-вот обрушится огромная волна – девятый вал, который у моряков считается самым разрушительным. Но теплый свет неба дает зрителям надежду, что выжившим после шторма удастся спастись. Существует легенда, что Айвазовский написал собственное приключение в Бискайском заливе. В 1944 году он потерпел кораблекрушение и чудом уцелел.

Иван Айвазовский «Девятый вал»

Картина «Девятый вал» выставлялась в Петербурге, затем в Москве. Работу приобрел император Николай I для Эрмитажа. Позже картина была передана в Русский музей, где находится до сих пор. Специально для выставки к 200-летию Ивана Айвазовского «Девятый вал» перевезли в Третьяковскую галерею. Экспозиция, в которую вошли около 150 живописных и графических произведений, будет работать с 29 июля по 20 ноября.

Три интересных факта об Иване Айвазовском

* У художника были армянские корни, его настоящее имя Ованнес Айвазян.
* Первая жена Айвазовского англичанка Юлия Гревс, которая родила живописцу четыре дочери, ушла от него. Причиной было то, что Юлия хотела жить в столице, а художник – в Крыму. Кстати, несколько внуков Айвазовского тоже стали художниками.
* В собрании воронежского музея им. И. Н. Крамского хранится две картины Ивана Айвазовского «Морской вид» и «Корвет в тумане».

Картина «Девятый вал» Айвазовского является одним из самых знаменитых шедевров не только русской марины, но и русской живописи в целом. Любимая стихия художника - море - способна внушать трепет и благоговейный страх, поражать своей мощью и величием. Все это, благодаря эмоциональной насыщенности картины, ее сюжету и невероятной палитре оттенков, делает «Девятый вал» одним из величайших творений Айвазовского, несмотря на то, что картина была написана в ранний период его творчества.

Предыстория

За несколько лет до начала работы над «Девятым валом», в 1844 г., Айвазовскому было присвоено звание академика Петербургской академии художеств. В то же самое время его полотнами стал интересоваться знаменитый меценат Третьяков, убежденный в том, что никому не удается передать волшебство водной стихии так живо и естественно, как Ивану Айвазовскому.

В 1845 г., завершив трудоемкую работу над видами нескольких портов и приморских городов по заказу Главного морского штаба, Айвазовский переехал в свой родной город - Феодосию. Там он построил дом-студию на берегу Черного моря и написал в ней большинство своих работ, включая «Девятый вал». Картина Айвазовского словно впитала бушующий характер Черного моря, его непредсказуемость и непобедимую силу.

История создания

Сложно сказать с абсолютной уверенностью, когда именно была написана картина «Девятый вал» Айвазовского. Некоторые источники указывают 1850 г., однако принято считать, что картина была начата немногим ранее - в 1848 г., поэтому правильным вариантом даты создания полотна считается 1948-1850 гг.

Полотна, написанные до этого шедевра, - в основном умиротворяющие пейзажи приморских городов и виды бухт и кораблей. Спокойное море, пронизанное лучами солнца или отражающее свет полной Луны, - вот среднестатистическое описание картины Айвазовского. «Девятый вал» стал переломным моментом в творчестве художника. Здесь проявилась вся сила его кисти.

Считается, что картина Ивана Айвазовского «Девятый вал» воссоздана по собственным воспоминаниям художника, пережившего бурю и крушение корабля в Бискайском заливе в 1844 г. Однако сюжет картины не совпадает с воспоминаниями Айвазовского и других выживших.

Анализ сюжета

Общепринятое описание картины Айвазовского «Девятый вал» говорит о восходящем Солнце, несущем надежду на выживание морякам, потерпевшим крушение. Однако море может быть жестоким, и пережить ночной шторм не значит победить стихию.

Изображение моря на картине говорит о прошедшей ночной буре, которая разрушила корабль, сокрушив мачту, за обломки которой из последних сил цепляются люди в борьбе за жизнь. Ночной шторм прошел, и обессиленные мореплаватели ждут, что принесет им новый день.

Яркими оттенками восходящего Солнца картина рисует надежду на чудо; освещенные первыми лучами светло-зеленые гребни волн переходят в темно-фиолетовые тона морской пучины, не позволяя зрителям забывать о мощи штормового моря.

Картина «Девятый вал» Айвазовского - это одновременно ода непобедимой и непредсказуемой водной стихии и несокрушимому человеческому духу.

Символизм картины

Основной характеристикой картины является ее двойственность. Сюжет можно интерпретировать с долей оптимизма и надежды на положительный исход либо воспринимать его как торжество стихии над человеком. Возможно, к этому и стремился Айвазовский, добавляя в картину ряд противоречивых символов, среди которых:

  • яркие оттенки Солнца и темная пучина волн, противоречащие друг другу и возбуждающие одновременно надежду и страх;
  • обломок мачты, напоминающий крест, что может интерпретироваться как символ спасения либо символ распятия;
  • красный платок, которым размахивает один из выживших моряков, может символизировать новую кровь или, в качестве антитезы белому флагу, нежелание людей сдаваться.

Название полотна - «Девятый вал» - само по себе символично: по преданиям мореходов, девятый вал - самый сильный. Волна, идущая в шторм девятой, способна сокрушить корабли и поглотить все в пучину. Судя по названию, именно эта сокрушительная сила и является сюжетом картины. И в то же время, несмотря на грядущий девятый вал, несколько выживших людей все еще держатся за обломки мачты, помогая друг другу в надежде пережить шторм.

Картина «Девятый вал» Айвазовского никого не оставит равнодушным. Девятый вал - символ обреченности, стремление выжить - символ надежды, они создают в картине больше чем просто противостояние, они задают вопрос, ответить на который предстоит зрителю.

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Девятый вал» Ивана Айвазовского .

Иван Айвазовский. «Девятый вал». Холст, масло. Размеры: 221х332 см

Великий русский художник Иван Айвазовский имеет армянские корни. Его предки носили фамилию Айвазян. Сам он был записан в метрических книгах как Ованнес Айвазян. А его отец подписывался фамилией «Гайвазовский ». Эту же фамилию при поступлении в художественную школу использовал и будущий живописец. Спустя несколько лет он решил отбросить первую букву - и стал Айвазовским.

Факт второй. Служебный.

В сентябре 1844 года Петербургская академия художеств присвоила Ивану Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу. Он получил звание первого живописца и право носить морской мундир. В его обязанности входило писать виды русских портов и приморских городов. Правда, денежное пособие художнику не назначили – работать приходилось «на общественных началах».

Факт третий. Народный.

Картина «Девятый вал» была написана в 1850 году. Название Айвазовский взял из народного поверья о том, что во время шторма одна из волне выделяется своей мощью и размерами. Кстати, древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был именно девятый вал.

Факт четвертый. Стихийный

Для картины Айвазовский выбрал страшный момент стихии. Мы видим огромные волны, небо в всполохах и кучку людей, отчаянно борющихся со стихией. Удастся ли им пережить самую мощную волну? Однозначного ответа художник не дает. Но появившийся, может быть на одно мгновение, просвет, чуть правее от центра картины, дает надежду на спасение.

Факт пятый. Феодосийский

Естественно, над картиной Айвазовский работал в своей студии в Феодосии. Но в ней запечатлен момент, запомнившейся художнику бури, которую он видел в Бискайском заливе в 1844 году. Судно с Айвазовским угодило в шторм и только чудом ему удалось спастись. Причем в некоторых газетах уже успели сообщить о гибели русского живописца. Однако сильно поврежденное судно спустя несколько дней вернулось в порт.

Факт шестой. Мастерский

Художник работал в мастерской, которая находилась в северной части его дома в Феодосии, куда солнечный луч проникал только вечером, после трех часов. Поэтому он был ограничен по времени в работе над картиной. Некоторые специалисты говорят, что на написание этого шедевра, без учета предварительной работы над эскизами, у художника ушло всего три часа. Поверить в это сложно, учитывая масштабы полотна.

Факт седьмой. Успешный

Картина пришлась публике по душе. Где бы ее ни выставлял Айвазовский, выстраивалась очередь. Русские критики писали восторженные отзывы и сравнивали полотно с «Последним днем Помпеи » Брюллова . Осенью 1850 года картина оказалась на выставке в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин , которому тогда было всего 19 лет, рассказывают, несколько часов провел перед этой работой.

Факт восьмой. Третьяковский

Известный коллекционер Павел Третьяков заинтересовался успехами Айвазовского. «Девятый вал» ему понравился особенно, и он собирался купить ее у художника. В одном из писем Третьяков писал Айвазовскому: « ...дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! Уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».

Факт девятый. Имперский

Но Третьякову не повезло. Картину купил император Николай I для Эрмитажа. В 1897 году она была передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она находится и сейчас.

Факт десятый. Японский

Впрочем, иногда картина отправляется в турне. Из Русского музея она выезжала 8 раз. Самая дальняя поездка – в Японию . Как ни странно, но жители страны восходящего солнца вообще неровно дышат к творчеству Айвазовского. В 2003 году, в год 30-летия музея «Фуджи-музея», его администрация провела опрос среди посетителей: какое из произведений за тридцать лет больше всего запомнилось? И японские зрители дружно ответили: «Девятый вал» Айвазовского».

В сентябре 1844 г. Айвазовскому присвоили звание академика, и он был командирован в Главный морской штаб, чтобы делать зарисовки портов на Балтике. Но уже весной 1845 г. художник понимает, что не может жить вдали от родной Феодосии. Его не могут удержать в Петербурге даже слава и хороший заработок.

На побережье художник построил себе дом и остался здесь на всю жизнь. Он трогательно любил свою родную Феодосию и набегавшие на ее древние стены волны Черного моря, которые давали ему сюжеты для его гениальных картин. Всю свою жизнь художник испытывал ненасытную жажду творчества, которую можно было утолить только вдали от шумной суеты больших городов. Море стало для него главным героем и прославило его.

Проживая у моря и общаясь с матросами, маринист довольно часто слышал о суеверных приметах. У него возникает мысль изобразить это старинное поверье о несущей неминуемую гибель морским судам девятой волне. Суеверие имело несколько вариантов. Например, греки называли погибелью третью волну, древние римляне - десятую, но моряки, прибывшие в город из дальних стран, таинственным шепотом рассказывали, что самая сокрушающая все на своем пути – это девятая волна. Именно эту легенду и выбрал Айвазовский и в 1950 году он создает картину Девятый вал. Он решил изобразить противостояние силы человека и грозной морской стихии, выбирая самый драматический миг.

Вздымающееся до небес море и низкое небо, почти сливающееся с необыкновенно высокими волнами - и посреди этого буйства моряки, накануне потерпевшие страшное кораблекрушение и теперь пытающиеся спастись на разбитых мачтах и бревнах. Их вот-вот накроет приближающаяся огромная вспененная волна. Кучка людей на грани отчаяния борется с неукротимой стихией, но как им противостоять ей, смогут ли… Ответа нет…

Живописец изображает крайнее отчаяние людей, застигнутых морской бурей, но отнюдь не смирение или панику, а борьбу со стихией. И стоя у этого полотна в Государственном русском музее Санкт-Петербурга, с замиранием сердца не отрывая взгляда от этого шедевра, нам очень хочется верить, что, несмотря на чудовищный шторм и такие ненадежные бревнышки, люди смогут спастись.

Картина Айвазовского Девятый вал просто завораживает, очаровывает и в тоже время ужасает действиями природы, неумолимой морской стихией. Мы стараемся отыскать то, что дает нам уверенность в счастливом спасении. Возможно, это лучи восходящего солнца и светлая дорожка посреди грозно вздымающихся гигантских волн. Хотя название картины говорит о том, что неистовый девятый вал может уничтожить и погубить горстку людей, которые чудом спаслись после того, как их парусник пошел ко дну. Держась поблизости, они стараются подбодрить себя и других. За небольшой обломок мачты, все что осталось от корабля, крепко уцепились четверо моряков в непривычной одежде. Еще один матрос пытается взобраться на этот обломок, хватаясь за падающего с нее человека.

Непревзойденный талант Айвазовского смог найти точные краски и композицию, чтобы изобразить величие, мощь и даже какую-то мистическую красоту морской стихии. Сквозь драматизм сюжета нам виден оптимизм автора произведения. Это колористический характер полотна. Через просвет грозы волны переливаются словно радуга – символ надежды.

Айвазовского часто называют наиболее ярким представителем романтического направления. Он всегда стремился отобразить в огромном многообразии явлений, то, что, по его мнению, выходило за рамки серых будней.

Полотно было продемонстрировано в Москве, и с самой первой публичной выставки стало не пререкаемым шедевром. О нем рассказывали всем родным, друзьям и просто знакомым, складывали легенды. Посмотреть на картину приходили по несколько раз. По числу «паломников» ее можно сравнить, например с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова.

Некоторые биографы Айвазовского предполагают, что живописец в этом произведении изобразил свое путешествие, когда он оказался в штормовых водах, в Бискайском заливе в 1844 г. Корабль, попавший в этот страшный шторм, посчитали погибшим. Газеты Петербурга и некоторых стран Европы поместили сообщение о этой трагической гибели талантливого русского художника, имя которого уже тогда пользовалось известностью. Но, к счастью, корабль сумел выйти из схватки со стихией почти невредимым.

Существует мнение, что Айвазовский рисовал не с натуры, а воображал ситуацию и вспоминал виденное им ранее, а затем гениально соединял их в своих картинах. Но ведь действительно невозможно хотя бы на миг представить, что такой шторм возможно написать с натуры.

Картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского стала наиболее известным и по сей день непревзойденным живописным шедевром. После создания полотна в 1950 году его приобрел император Николай I для Эрмитажа, а в 1897 г. передан в Русский музей.



История одного шедевра.

Иван Константинович Айвазовский - «Девятый вал»

Говорим «Айвазовский» — подразумеваем «Девятый вал». И наоборот. О картине, ставшей программной для мариниста, у которого, между прочим, немало и других работ, — в нашем материале.

«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее. Живописец изображает море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение.

Айвазовский решил использовать народное поверье о том, что в общем ритме накатывающихся волн одна заметно выделяется своей мощью и размерами среди других. Древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был девятый вал.

Противостояние людей и стихии - вот тема картины. Герои Девятого вала представлены единой сплоченной группой все еще верящих в себя людей. Они ни на минуту не усомнились в своем отчаянном мужестве, но они с честью выдержали испытание, постоянно поддерживая друг друга. Замечателен жест одного из героев, который, сам еле-еле держась за мачту, из последних сил поддерживает своего обессилевшего товарища, не давая ему соскользнуть в пучину. И вся группа держится вместе, чтобы в случае чего подбодрить друг друга в критической ситуации. Все это подтверждало, что есть смысл в борьбе, в воле человека к спасению, в его вере в то, что, проявляя героизм, своими собственными силами можно спастись, когда по всем законам им было суждено погибнуть.

Но взбесившаяся стихия в трактовке Айвазовского не только ужасает — она еще и восторгает. Светящаяся на просвет грозовых всполохов вода переливается всеми цветами радуги, брызги светятся, могучие волны тяжело перекатываются через погибающих людей, грозные скалы сулят гибель. Кажущийся перебор чувств, в действительности соответствовал трагической ситуации. Такого реализма, проявившегося в картине Девятый вал, и других, никто в его время в изображении морских стихий достичь не мог.

В картине соединилось многое из виденного и испытанного самим художником. Особенно памятна была ему буря, которую он пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Шторм был столь сокрушителен, что судно сочли утонувшим, и в европейских и петербургских газетах появилось сообщение о гибели молодого русского живописца, имя которого уже было хорошо известно. Спустя годы Айвазовский вспоминал: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

Сюжет

Чудом выжившие после шторма люди готовятся встретить новый удар стихии — тот самый девятый вал, грозу всех, кто в море. От судна остались лишь щепки, на горизонте — ни клочка земли. Пятеро восточных мужчин из последних сил держатся за мачту. Казалось бы, шансов выжить — ноль, но яркое восходящее солнце дарит надежду на спасение и героям сюжета, и зрителям.

Контекст

Как это всегда бывает в историях великих произведений, есть смысл на поверхности, а есть подводные течения (как бы двусмысленно это не звучало в контексте данного полотна).

Благодаря картинам к 22 годам Айвазовский заслужил дворянство

Начнем с простого. Айвазовский родился в портовой Феодосии. Когда живешь бок о бок с моряками, остаться в стороне от посиделок, во время которых то и дело звучат байки о плаваниях, невозможно. Фантастические рассказы о сокрушительных штормах, чудо-существах из глубин, богатствах и сражениях — чего только не услышишь от людей, которые большую часть жизни проводят в открытой воде.

Конечно, одна из самых страшных историй — о девятом вале. Это как суд господний, только в море. И вот Айвазовский подумал, а почему бы не запечатлеть это на полотне?

Еще в древности люди приметили, что волны на море разные. Потом физики сформулировали принцип интерференции (это когда несколько волн сливаются в единый вал, и срабатывает эффект синергии). Так вот на почве наблюдения родилась мысль о том, что во время морской бури есть некая девятая волна (именно девятая!), которая является самой сильной и опасной. При этом древние греки роковой волной считали третью, а римляне — десятую.

Люди творческие — художники, писатели, поэты, — использовали этот образ как некий символ кары, неукротимой природной силы. Державин, Полежаев, Аксаков, компания под псевдонимом Прутков, даже Пушкин, а позднее Лесков, Данилевский и Смирнова-Сазонова. Иными словами, кого только не вдохновляла история о девятом вале. Современники Айвазовского могли смело смотреть на полотно и для пущего трагизма цитировать, к примеру, Пушкина или еще кого.

Настоящее имя Айвазовского — Ованес Айвазян

Кстати, по одной из версий, в основу сюжета легли не только байки матросов, но и личные впечатления художника, который за несколько лет до написания картины сам попал в шторм в Бискайском заливе. Считали, что судно погибло, газеты даже написали, что все, дескать, сгинул Иван в пучине морской. Но ничего, обошлось.

Другая сторона истории — душевные треволнения художника. К середине 1850-х Айвазовский переживал из-за смерти нескольких своих друзей, в том числе Белинского. В Европе тем временем бурлили революционные события. Художник не мог оставаться равнодушным. «А он, мятежный, просит бури…», — цитата вполне описывает мариниста в тот период. Все же Айвазовский был человеком аполитичным, поэтому ввязываться в революционные кружки не стал, а все сказал в своей картине.

«Девятый вал» сразу стал хитом. Когда картину выставили в Москве, люди приходили смотреть на нее, как в кино — по несколько раз на неделе. На выставке ее купил Николай I и передал Эрмитажу. В конце XIX века полотно попало в коллекцию Русского музея, где находится и сегодня.


«Корабль среди бурного моря», Айвазовский (1887)

Впоследствии Айвазовский на-писал целую серию «бурь». Они чередуются с изображениями спокойного элегического моря.

Судьба художника

Ованес Айвазян (таково имя Ивана Айвазовского) родился в Феодосии в купеческой семье. Родители не особенно усердствовали в поддержке художественных талантов старшего сына. И кто знает, получила бы история мариниста, если бы не помог ему архитектор Яков Кох.

Наследие Айвазовского — 6 тысяч картин

Иван всегда был молодец. С детства — прилежный ученик. Все его хвалили, замечали, продвигали. Кроме, разве что, Таннера, который, хоть и был учителем Айвазовского, но страшно ему завидовал и боялся, что студент подорвет моду на учителя. Дело дошло даже до жалобы Николаю I. Дескать, посудите, государь, я ему запретил самостоятельные работы писать, а он, наглец, не только ослушался, еще и выставил их на всеобщее обозрение.

Другие педагоги Айвазовского ценили и всячески двигали вперед. Благодаря своим картинам к 22 годам Айвазовский заслужил личное дворянство, после чего с легким сердцем отправился на несколько лет за границу учиться уму-разуму. Через четыре года он вернулся модным, свежим, дерзким мастером. Такую звезду, да еще и мариниста, вовремя завербовал Главный морской штаб России. (Тогда ведь штатных фотографов не было, приходилось искать художников.)


Айвазовский очень любил играть на скрипке восточные мелодии. Автопортрет (1880)

Но недолго строил Айвазовский столичную карьеру — вернулся в родную Феодосию. Чем бы, вы думали, он там занимался? Море писал? Не без того, но не это было основным. Творить Айвазовский мог и без моря — с натуры он делал лишь набросок, а дальше в мастерской додумывал остальное. «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моей кистью. Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей…», — признавался художник.

В Феодосии он основал школу живописи, занимался охраной памятников культуры, организовывал археологические раскопки, благоустраивал город и всячески старался ради процветания малой родины. Благодаря его ходатайству в Феодосии появился крупнейший на весь Крым порт.

За более чем 80 лет насыщенной и благополучной жизни Айвазовский написал — внимание! — 6 тысяч картин на морскую тему. И организовал более 100 персональных выставок. Кажется, этот успех повторить еще никто не смог.

Выдающийся английский маринист Дж Тернер, посетивший Рим в 1842 году, был настолько потрясен картинами И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твое высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.

Не только в Италии, но и в других европейских странах, где И. Айвазовский выставлял свои картины, его всегда сопровождал невиданный успех. Русский художник-гравер Ф. Иордан, тоже бывший в то время за границей, отмечал: «Его слава прогремела по всей Европе... Даже самонадеянный Париж восхищался его картинами».

До И. Айвазовского море редко изображалось русскими художниками, а его ранние произведения отличаются пленительной тишиной. Восход или закат солнца, штиль, сияющая над морем луна — все изображалось художником с тонкой поэзией.
Но к середине XIX века, вместе с ростом реализма во всем русском искусстве, И. Айвазовский тоже расширил круг своих творческих интересов и тем. Словами поэта А. И. Полежаева художник мог бы сказать и о себе:

Я видел море, я измерил
Очами жадными его;
Я силы духа моего
Перед лицом его поверил.

Он стал изображать волнение на море, приближение бури, шторм. Одновременно росло и его творческое мастерство, в основе которого лежало внимательное изучение натуры, накапливание в памяти «впечатлений живой природы».

Своим названием картина обязана распространенному мнению, будто бы каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящим все другие.
На своем полотне И. Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища.
Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение.

И. Айвазовский во многих своих картинах изображал кораблекрушения и людей, борющихся с морской стихией. В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет бушующее море и упорство нескольких человек. Золотой свет солнца, разгорающийся над людьми и пронизывающий картину, усиливает ее общий оптимистический характер.

Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с их гребней.
Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. В смене тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.

Редкий и необычный в живописи мотив, переданный к тому же романтически-воодушевленно, является, однако, вполне реальным. Писатель И.А. Гончаров, мастер изображения моря в русской литературе (вспоминавший в своем романе «Фрегат «Паллада» И. К. Айвазовского), писал о подобных же явлениях:
«Бледно-зеленый, чудесный, фантастический колорит... Через минуту зеленый цвет перешел в фиолетовый; в вышине несутся клочки бурых и палевых облаков, и, наконец, весь горизонт облит пурпуром и золотом».
Изображением только нескольких волн и солнечного сияния И. Айвазовский позволяет зрителю почувствовать мощь и красоту бушующего после урагана моря. Это было возможно только при действительно хорошем знании натуры. Сам художник говорил: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их».

Верхняя часть картины вся наполнена фиолетово-розовой мглой, пронизанной золотом низко стоящего солнца и расплывающихся, клубящихся, похожих на горящий туман облаков. Под ними хрустальное, зеленовато-синее море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами радуги.

Свою картину художник выставил в Москве, и она с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, и на «Девятый вал» приходили смотреть по многу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». В истории русской живописи это полотно блестит, как светлый луч, может быть, еще и потому, что И. Айвазовский выступил со своей «живой» любовью к природе в то время, когда мало кто из русских художников интересовался тем, что мы называем «душой» природы.
Пейзажисты до И. Айвазовского писали главным образом «красивые виды», чтобы поразить зрителя чудесами и великолепием знаменитых живописных местностей. Об искренней любви к природе не было и речи, живой красоты ее не замечали, пейзажи писали порой без всякого вдохновения. Существовал даже особый шаблон пейзажной живописи, по которому и писали художники так называемой Воробьевской школы.
И. Айвазовский тоже был в Академии учеником М.Н. Воробьева, но стоял несколько в стороне от всех остальных. Его отношение к природе (в частности, к морю) может быть выражено словами поэта:

Не то, что мните вы. Природа —
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Александр Бенуа впоследствии говорил: «...лишь один Айвазовский, идя по пятам Тернера и Мартина, зажигался на время их вдохновенным восторгом от великолепия космоса, являвшегося для них живым, органическим и даже разумным существом».