Open
Close

Архитектор райт проекты. Органическая архитектура

«Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентом, а вот архитектору остается лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ».

Родился в Ричленд-Сентере, штат Висконсин. Его отец был священником и музыкантом, мать – сельской учительницей. Все воспитание мальчика было подчинено мечте матери сделать сына великим архитектором. Окружавшие его с ранних лет гравюры и альбомы, книги Виолле-ле-Дюка сделала для формирования сознания будущего архитектора больше чем 2 года обучения в инженерном колледже Висконсинского университета, который Райт не смог окончить. Настоящим учителем стал для него Л. Салливен , в ателье которого в Чикаго он поступил работать в 1887 году.

Уже в первых работах Райта под влиянием Г. Ричардсона симметричные уравновешенные схемы Салливена получили напряженно-экспрессивное романтическое решение (дом Чарли в Чикаго ). Романтические тенденции усилились в его творчестве в 1893 году, когда он строил серию загородных домов-особняков, так называемых «домов прерий», в которых развит принцип «органической архитектуры», воспринятый им у Салливена и подразумевающий неотделимость архитектуры от окружающей среды, а также воплощена идея о непрерывности пространства. В «домах прерий» центральное ядро – большая комната с камином, в которую открываются гостиная, столовая и холл, что перекликается с древней традицией американского жилища с очагом посередине. При строительстве и отделке этих зданий архитектор применял контрастирующие по цвету и фактуре материалы и конструкции, при этом рационально используя их специфические свойства. Наиболее значительными и интересными среди построенных им «домов прерий» были дом Уиллиса в Хайленд-парке, штат Иллинойс (1902 год) , Дом Мартини в Буффало, штат Нью-Йорк (1904 год), дом Изабеллы Робертс в Ривер Форест, штат Иллинойс (1908 год). И завершается эта серия домом Роби в Чикаго (1909 год).

В 1909 году Райт едет в Европу, где проходят выставки, издается монография. Творчество Райта оказало большое влияние на рационалистическое направление в архитектуре , которое начинало формироваться в те годы в Западной Европе в работах Вальтера Гропиуса , Миса ванн дер Роэ , группы «Стиль».

Получив необычайную популярность в Европе, Райт оставался непризнанным у себя на родине. Знаменитый Роби-хаус дирекция университета намеревалась снести. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обостряет его индивидуализм, который будет основной чертой на протяжении всего его творчества.

«Райт бы не только архитектором. Он принадлежал к числу великих духовных лидеров своей страны. Он обладал достаточной волей и мужеством, чтобы протестовать, бороться и выстаивать» (З. Гидеон).

1910-25 года, период господства эклектики в архитектуре США, был тяжелым для Райта. Он почти не имел заказов. Одновременно на него обрушились неурядицы в личной жизни. В это время он получает приглашение из Японии, где в период 1916-22 годы строит отель «Империал» в Токио . Разработанная специально для него особая антисейсмическая конструктивная структура позволила зданию устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года, разрушившем почти весь город.

Райт получил телеграмму из Токио: «Отель стоит неповрежденным, как памятник Вашему гению».
Если конструкция отеля «Империал» явилась выдающимся достижением Райта, архитектурное решение порождает ощущение отсутствия стилистической цельности. Сочетание современных мотивов горизонтальных членений, знакомых по «домам прерий», с сильно декорированными, монументальными формами древних японских сооружений. Не создавало единого гармоничного впечатления.

После возвращения в США Райт строит ряд домов в Калифорнии из бетонных блоков, среди которых наиболее интереснее дом Миллард в Пассадене , облицованных плитками, орнаментированными в духе древнемексиканской монументальной архитектуры.

В 1932 году открывает свою мастерскую-школу, назвав ее «товариществом». Члены товарищества не только проектировали, но и обучались строительству, работая в качестве каменщиков, плотников по расширению висконсинской резиденции Райта.

К этому времени новизна первых работ Райта была уже забыта. Такие мастера, как Ле Корбузье , Гропиус, Мис ванн дер Роэ, ушли далеко вперед по пути применения новых архитектурных приемов. Западноевропейская пресса стала терять интерес к новым произведениям стареющего мастера.

В середине 30-х начинается второй период расцвета творчества Райта. Успех ему принесли две постройки: загородный дом Кауфмана в Пенсильвании, построенный в 1936 году и известный в истории как «дом на водопадом» , и административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине (1936-39 года) . Программным произведением зодчего стал дом Кауфмана, который поражает необычайным мастерством, с которым он вписан в окружающую среду. Это еще один блестящий пример «органичной архитектуры». Система смелых, нависающих друг на другом железобетонных консолей, являющихся как бы продолжением уступов скал на лесным ручьем, органично сочетается с романтическим пейзажем.

В здании фирмы Джонсона светящийся потолок и лес стройных колонн создают яркий необычных художественных эффект.

Как писал Генри Рассел Хичкок: «Создается иллюзия неба, просматривающегося со дна аквариума».
С годами индивидуализм Райта усиливается.

Он отрицает типизацию сооружений, пропагандируемую сторонниками Современного движения . «План дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален», — утверждал он, называя функционалистические постройки «ящиками на ходулях». Считая внутренне пространство архитектурного сооружения его сущностью, а внешнюю оболочку – производной от нее, Райт разработал концепцию проектирования «изнутри наружу», использованную в здании музея Гугенхейма в Нью-Йорке (спроектирован в 1943-46, построе в 1956-59 годах). Это наиболее интересное и значительное произведение Райта. Мощная пластика этого сооружения, похожего на абстрактную скульптуру, своим крупным масштабом не давала ему раствориться в чаще небоскребов Манхэттена . По новому в нем решена и экспозиция музея. Движение посетителей происходит сверху вниз по спирали отлогой рампы.

Большой интерес представляют и высотные постройки Райта. Это лаборатория фирмы Джонсона в Расине и «Башня Прайса» в Бартсвилле , построенные в 50-х года. В них Райт осуществил идею «дома-дерева» с мощным бетонным сердечником, включающим лифты и лестницы, от которого, как ветви от ствола, отходят консоли железобетонных перекрытий.

Сохранив верность идее о жизни среди природы (проект «города широкого простора» — Бродэйкрсити , 1934-35 годы) и считая, что принципы органической архитектуры способны гуманизировать человеческое существование, Райт в то же время стал одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В его творчестве, основанном на американской традиции, органичном восприятии мира и способности находить отвечающие духу времени художественные формы, прогрессивные поиски в архитектуре конца XIX столетия напрямую связаны с архитектурой 20-х и 50-х годов XX века.

Будучи яркой художественной индивидуальностью, Райт не создал своей архитектурной школы, как Мис ванн дер Роэ, но за 70 лет своего творческого пути сделала для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада, оказав огромное влияние на западноевропейскую архитектуру: один из первых начал бороться с академическим стилизаторством в архитектуре, сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства, ставшую основой широко используемого в современном зодчестве приема так называемого свободного плана. Он был последним романтиком и первым функционалистом в архитектуре конца XIX – первой половины XX века.

ТОП 10: Знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.



1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.






2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.








3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.







4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.





5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.







6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.







7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.









8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.





9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.








10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.









http://architector.ua/post/arch/1751/TOP_10__Znakovye_proekty_Frenka_Llojda_Rajta/

.......................

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.


1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.

2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.

3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.

4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.

5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.

6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.

7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.

8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.

9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.

10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.

Этот великий американский архитектор, живший на рубеже XIX и XX веков, считал, что архитектура должна не менять пейзаж, а вписываться в него, дополнять и украшать. Он говорил, что холмы и дома должны жить, словно супруги в счастливом браке, что у каждого дома, как у человека, должна быть индивидуальность, что огромные холлы в стиле викторианской эпохи уже устарели – они непрактичны и неуютны.

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 1867−1959) придумал Текстильный стиль, Органический стиль и Usonian. Ему же мы обязаны милыми покатыми крышами домов и простотой линий в архитектуре. Райт умер еще в середине прошлого века, но как свежи его идеи сейчас, в XXI веке!

Большинство современных дизайнеров придерживаются именно его принципов в проектировке зданий. Кажется, Фрэнк был, подобно человеком, опередившим свое время.

«Архитектор должен быть пророком … Пророком в истинном смысле этого слова … Если человек не может видеть, по крайней мере, на десять лет вперед – не стоит называть его архитектором» , − говорил он.

За свою творческую жизнь Райт спроектировал 800 зданий, 400 из них были построены. Среди них - «Дом Джекобса» в Мэдисоне, офис фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, школа-мастерская «Тейлизин-Уэтс» в Скоттсдейле.

Одним из самых известных проектов архитектора можно считать Музей Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) в Нью-Йорке. Футуристическое, похожее то ли на космический корабль, то ли на невероятную постройку из фантастических фильмов, это здание в свое время стало предметом для восхищения и споров. Фонд Гуггенхайма, которому принадлежит музей, заказал Райту проект в годы Второй мировой войны, в 1943, и работа над ним заняла все последние годы жизни архитектора. Музей был открыт в 1959 году, когда Фрэнк уже ушёл из жизни. Он считается настоящим произведением искусства и одной из самых ярких построек XX века. Здание выполнено в форме перевернутой пирамиды (спирали), внутри же оно больше похоже на раковину.

Очень интересна концепция здания: зрители начинают осмотр одной из самых больших в мире коллекций современного искусства с верхнего уровня. Архитектор спланировал помещение так, что зрители должны подняться на лифте до самого верха, а затем по винтовой лестнице спускаться вниз, осматривая экспозицию.

В историю архитектуры Фрэнк Ллойд Райт вошел как архитектор-новатор и творец «органической архитектуры», то есть вписывающейся в общий пейзаж и не конфликтующий с природой. По мнению Фрэнка, форма здания должна вытекать из уже имеющихся природных форм и повторять их. Ярким примером этой идеи служат проекты серии «Дома Прерий» (1900-1917), где присутствуют натуральные природные материалы, открытый архитектурный план, горизонтальные детали и такие элементы, как скаты крыш, террасы, камины.

«Стиль прерий» принято выделять как одно из течений органической архитектуры. Собственный дом, резиденцию «Талиесин», Райт построил в том же стиле. Ее название переводится как «сияющий лоб», потому что здание стоит не просто на холме, а на его «лбу», удачно вписываясь в пейзаж. Дом словно выходит из земли.

«Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж более красивым, чем было до того, как это здание было построено» , − комментировал Райт.



Другим ярким примером удачного совмещения творения рук человеческих и природного пейзажа можно считать «Дом над водопадом», который Райт спроектировал для семьи своего ученика Эдгара Кауфмана в 1935 году.
Здание стоит на скалах Медвежьего ручья, его бетонные террасы, перекликаются с горной породой, повторяя ее светлые горизонтальные линии и рельеф. Говорят, что архитектор нарисовал этот эскиз «на коленке» за три часа до встречи с заказчиком, Эдгаром Кауфманом-старшим. А еще говорят, что если бы не настоятельные просьбы будущего владельца дополнительно укрепить террасы, то дом уже бы давно превратился в руины. После постройки террасы начали сильно проседать, за это по сей день критики упрекают талантливого архитектора.



Хозяева не стали придерживаться внутреннего убранства дома, предусмотренного проектом. Другими стали полы, стулья, столы и декоративные элементы – на все это у заказчика и архитектора был совершенно разный вкус. В свое время дом пользовался невероятной популярностью, хозяева наслаждались жизнью в нем на полную катушку, приглашали именитых гостей, среди которых были и Альберт Эйнштейн.

Фрэнк Ллойд Райт прожил такую длинную жизнь в профессии, о которой можно только мечтать. Представьте, что из 92 лет, отпущенных ему судьбой, он целых 72 года занимался любимым делом! Кроме того, любовные романы мэтра попадали на страницы таблоидов, он преподавал в лучших университетах Америки, был признанным литератором, имел бешеную популярность, его вполне заслужено называли «величайшим архитектором всех времен». Такой яркой и насыщенной жизни, наверное, может позавидовать любой человек, посвятивший себя творчеству.

«Молодому архитектору» — одна из двух лекций, прочитанных Фрэнком Ллойдом Райтом в Чикаго в 1931 году. Несмотря на давность, многие ее тезисы актуальны до сих пор. Архитектор размышляет об отсталости системы архитектурного образования, о важности изучения технологий и материалов и о коммерциализации архитектуры. В конце он дает двенадцать советов молодому архитектору:

1. Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своем роде и в свое время.

2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите ее ради нее; готовьтесь быть верными ей, как матери, другу, самому себе.

3. Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.

4. Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.

6. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным — но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.

7. Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.

8. «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

9. Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

12. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный в расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

В качестве дополнения нельзя не привести отрывок из размышлений Райта о современной органичной архитектуре, высказанных на той же лекции:

В органичной архитектуре жесткая прямая линия прерывается, превращаясь в пунктирную линию, которая не ограничивается одной лишь голой необходимостью, но допускает проявление соответствующего ритма, чтобы дать место суждению о должных ценностях. Это — современно.

В органичной архитектуре замысел здания как здания начинается с основного и развивается к внешней выразительности, но не начинается с какой-либо картинной выразительности, чтобы затем идти наощупь в обратном направлении. Это — современно.

Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения. Это — современно.

Понимание внутреннего пространства как реальности в органичной архитектуре согласуется с возросшими возможностями современных материалов. Здание теперь фигурирует в соответствии с этим пониманием внутреннего пространства; ограждение теперь фигурирует не как только стены и крыши, но как ограждение внутреннего пространства. Эта реальность — современна.

В подлинно современной архитектуре, таким образом, ощущение поверхности и массы исчезает. Сооружение не в меньшей степени должно быть выражением принципа силы, направленной к цели, чем то, которое видно в любом механическом приспособлении или аппарате. Современная архитектура утверждает высшее человеческое ощущение освещенного солнцем пространства. Органичные здания — это прочность и легкость паутины, здания, характеризующиеся светом и выраженные характером окружения — связанные с землей. Вот это — современно!

Книга «Будущее архитектуры» была переведена на русский язык и издана в СССР под редакцией видного архитектора А.И. Геггело в 1960 году, спустя год после смерти Фрэнка Ллойда Райта.

Фото Tour de Force 360VR, xlforum.net, studyblue.com, flwright.org, trekearth.com