Open
Close

Бесчестие в преступлении и наказании. Когда возникает выбор между честью и бесчестием

Евангельские мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский был очень набожным человеком. Его религиозный путь был напряженным, воззрения неоднократно менялись, а вера прошла через многие сомнения. Во многом поэтому главный герой романа проходит тяжелый путь от безверия к вере, то есть одной из центральных идей в романе «Преступление и наказание» можно назвать идею обновления, поиска Бога и нравственного очищения.

Роман Достоевского буквально пронизан евангельскими сюжетами, образами и символикой. Уже в названии отражено нарушение заповеди «не убий», а завязка сюжета романа - убийство Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы.

В основе произведения лежат евангельские заповеди и идеи.

Художественное мастерство автора держит читателей в напряжении. В произведении не просто рассказывается о состоянии преступника - вместе с героем читатель ощущает неотвратимость расплаты за содеянное зло. Раскольников в самом себе несет наказание за преступление, потому что душа не терпит духовного насилия над собой: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» - так проявляется мотив нравственного самоубийства героя, преступившего христианскую заповедь. Еще до убийства, в самом начале романа, Раскольников предчувствует муки наказания, о чем свидетельствует первый сон героя, а после содеянного нравственные и физические страдания он переживает на протяжении всего произведения. Но Раскольникова ожидает не столько возмездие, сколько глубокое покаяние, участие в котором примут самые близкие ему люди. Прозрение героя наступает в эпилоге: «Как это случилось, он и сам не знал он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута Их воскресила любовь».

Центральная идея христианства - любовь к ближнему. В начале романа главный герой не откликается ни на любовь матери и сестры, ни на заботу Разумихина. Но на протяжении произведения происходит трансформация героя: он начинает более тонко чувствовать мир и людей, а в конце романа любит по- настоящему. Возникает вопрос: за что Сонечка Мармеладова полюбила Раскольникова, заставила признаться в преступлении, посвятила ему свою жизнь, навещала на каторге? Ответ прост: она любит образ Христа в человеке, для нее человек, созданный по образу и подобию Божию, изначально хорош, поэтому она, узнав настоящую, живую душу Раскольникова, полную страдания и раскаяния, всячески поддерживает его, принося себя в жертву.

Мотивы страдания и сострадания как основы христианского сознания можно проследить на протяжении всего романа. Многие герои «Преступления и наказания» страдают осознанно. Например, Мармеладов женился из жалости на несчастной благородной вдове с тремя детьми, хотя понимал, что не сможет сделать ее счастливой. Его слова «меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» говорят читателю о том, что герой ощущает собственную греховность и вину за жизнь своей семьи, а потому готов к величайшей жертве, вспоминая казнь Христа. Готовый пожертвовать собой, он ждет от окружающих того, во имя чего испытал страдания Иисус - исцеления человечества, готового прощать и жалеть.

Красильщик Миколка, взявший на себя чужую вину, решает «страдание принять», так как считает, что страдания облагораживают человека, очищают и приближают к Богу. Раскольников искупает страданием свое преступление и лишь на каторге чувствует духовное возрождение.

Очень важна символика чисел в романе, так как и здесь видны евангельские мотивы. Число «три» встречается в романе много раз: за 30 тысяч выкупила Свидригайлова Марфа Петровна; 30 копеек дала Соня Мармеладову на похмелье; три тысячи рублей Дуне не оставила Марфа Петровна. Во второй главе первой части Мармеладов говорит Раскольникову, что Соня «тридцать целковых молча выложила» Катерине Ивановне. Эти тридцать целковых, очевидно, напомнили Мармеладову тридцать сребреников, которые, согласно Евангелию, Иуда получил за предательство Христа.

В той же главе встречается еще одно важное число - «одиннадцать»: в одиннадцатом часу идет главный герой к Мармеладовым, уходит от умершего Мармеладова, приходит к Соне, а затем - к Порфирию Петровичу. Здесь можно увидеть сходство с евангельской притчей о том, как хозяин виноградников вышел утром нанимать работников. Он нанимал их целый день, а вечером, когда пришло время раздавать плату, выяснилось, что и тем, кто проработал целый день, и тем, кто проработал всего час, хозяин заплатит одинаково. Когда первые начали роптать, хозяин сказал: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».

В религиозном смысле расплата - наступление Царства Божьего, и автор этим подчеркивает, что Раскольникову еще не поздно признаться и покаяться.

В пятой главе той же части появляется еще одно очень символичное число романа - «семь»: произведение состоит из семи частей (6 частей и эпилог); Раскольников совершил преступление в семь часов; семь лет прожил Свидригайлов со своей женой; 730 шагов от дома Раскольникова до дома старухи. В евангельской символике число «семь» - символ святости, соединение божественного числа «три» с числом «четыре», символизирующим мировой порядок и, кстати, также немаловажным в произведении: четыре дня Раскольников провел в болезни; на четвертый день Соня читает ему о воскрешении Лазаря, которое произошло через четыре дня после его смерти; в IV главе четвертой части Соня и Раскольников встречаются. Получается, что число «семь» - как бы союз Бога и человека. Эпизод в эпилоге, когда на каторге «они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней» перекликается с библейской историей про Рахиль и Иакова: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт. 29:20).

Возвращаясь к эпизоду, когда Соня читает Раскольникову Евангелие, можно сказать, что связь между Лазарем и главным героем прослеживается на протяжении всего романа: комната Раскольникова напоминает гроб, а убийство старухи - нравственная смерть героя; слова «ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11:17) становятся метафорой душевных и физических мук героя. Но, наверное, самое главное - это то, что Раскольникова, как и Лазаря, ждет воскрешение благодаря любви и вере ближнего. Сам Достоевский о годах своей каторги писал так: «те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу», а «выход из каторги представлялся как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

В IV главе пятой части романа читатель встречает еще один важный момент — обмен крестами. Соня, упрашивая Раскольникова взять крестик, говорит: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе», - таким образом Соня как бы приняла жертвенную судьбу Лизаветы. Крест, который она предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертву: «. вместе и крест понесем!», - говорит она ему. Раскольников, приняв крест, сделал бы, сам того не осознавая, первый шаг к своему будущему очищению и воскрешению, но он лишь отмахивается от этого предложения.

Дети в «Преступлении и наказании» получают роль невольных миссионеров. Поленька смягчает убийцу, возрождает в нем жажду жизни, когда обещает молиться за него. В романе есть фраза «А ведь дети - образ Христов». Она означает, что в детях сохраняется образ Божий, который во взрослых искажен грехами. В IV главе пятой части Достоевский говорит, что Раскольников смотрит на Соню «с тою же детскою улыбкой», автор хочет подчеркнуть, что в «детскости» души героя он видит его спасение. У детей нет самолюбия, разницы между внутренним и внешним, во многих героях Достоевского сохранены детские черты: некая детскость есть в поведении Лизаветы, в облике Сони - глубоко верующего человека, мыслящего православными категориями, не смеющего осуждать других и во всем видящего Божий умысел. Достоевский считал, что кротость и смирение, присутствующие и в Сонечке, и в Лизавете, очень важны, так как человек, наделенный этими качествами, не держит зла на тех, кто его обижает, сохраняет свой внутренний мир в гармонии, не допускает зла до своей души.

Достоевский открывал новые евангельские глубины, христианскую диалектику, позволяющую в преступнике увидеть раскаявшегося христианина, а в проститутке - духовную чистоту «вечной Сонечки, на которой мир стоит».

Евангельские мотивы в романе Преступление и наказание

3.8 (76.25%) 16 votes

Здесь искали:

  • евангельские мотивы в романе преступление и наказание
  • евангельские мотивы в романе достоевского преступление и наказание
  • евангельские мотивы в преступлении и наказании

Памятка:

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?

1.Задайте вопрос по теме сочинения.

2. Дайте ответ на этот вопрос.

3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.

4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.

5 В заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.

«Честь и бесчестие»

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели изображали разные проявления человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Возможные темы сочинений:

    Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

    Может ли честь противостоять бесчестию?

    Береги честь смолоду… (пословица)

    Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

    Откуда берутся бесчестные люди?

    Честь истинная и ложная.

    Есть ли в наши дни люди чести?

    Какие герои живут по чести?

    Смерть или бесчестие?

    Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

    Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.

    Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем

    Есть ли право на бесчестье?

    Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?

    Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

    «Честного человека можно преследовать, но не обесчестить».`(Вольтер)

    «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности`(Цицерон)

    «Честь дороже жизни…» (Ф.Шиллер)

    «Ненавижу, люблю и мечтаю, И бесчестие знаю и честь…» (В.Морозов)

    «Пока сердца для чести живы» (А.С.Пушкин)

Произведения о чести и бесчестии:

(Можно приводить в аргументах, пополняйте этот список другими произведениями)

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» ( Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов. Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А. Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя. )

7 Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10.Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека.)

11.

12.

Эпиграфы: о чести

1. Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
(А. П. Чехов)

2. Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
(Артур Шопенгауэр)

3. Честь и собственное достоинство - сильнее всего.
(Ф. М. Достоевский)

4. Честь дороже жизни.

Шиллер Ф.

5. Истинная честь не может терпеть неправду.

Филдинг

6. Сохранять честь - значит оставаться человеком.

10.

Эпиграфы о бесчестии

1. Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Пословица

2. Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

В. Синявский

3. Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды.
Платон

Возможные тезисы:

1. Сохранять честь - значит оставаться человеком в любой ситуации.

2. О чести человека можно судить не только по самоуважению, но и по отношению к другим людям.

3. Человеку, который дорожит своей честью, не страшна даже смерть.

4. Некоторые люди предпочитают смерть бесчестию.

5. Честь и отвага - неразделимые понятия.

6. Честь и достоинство - неразделимые понятия.

7.Только сильный духом человек способен сохранить свою честь в любой ситуации.

8 Человек, уважающий себя, может отдать жизнь за свою честь.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Пример сочинения №1:

Пишу Вступление:

Честь… Что же это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у человека настоящей жизни.

Пишу Основную часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской, создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или прийти к бесчестию?

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность. Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя достойно. Пугачёв оценил Гринёва как человека чести. И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой, которая отвергла его любовь. А это и есть настоящее бесчестие. Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь- это нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой личности.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком, к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели вспыльчивый характер, оба гордые. Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти. А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести. Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и смерти. Такие поступки разрушают личность.

Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», я задумываюсь над тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет, когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть, которая является и лучшим нашим контролёром.

Пишу заключение.

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор, осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей высокой значимости.

Выбор между честью и бесчестием рано или поздно возникает у каждого человека. Мы попадаем в ситуацию, когда перед нами возникает развилка: одна дорога прямая, другая дорожка кривая, зато напрямик. Мы понимаем, что второй вариант куда легче и быстрее доведет нас до цели, но первый позволит сохранить достоинство и доброе имя. Многие люди выбирают то, что наименее трудно, так как не имеют нравственной силы добиваться своего честно. Однако есть и те, кто ни за что не пожертвует добродетелью. Ситуация нелегкого выбора – хороший способ проверить, чего стоит человек. Когда она возникает и как ее узнать?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к художественной литературе. В романе Толстого «Анна Каренина» героиня влюбляется в красавца Вронского, хотя она – замужняя женщина и примерная мать. Своего мужа она никогда не любила, так как разница в возрасте и интересах не позволила им сблизиться, поэтому ее можно понять. Молодой офицер скоро добивается взаимности, он и Анна становятся любовниками. Очевидно, что герои должны были выбирать между честью и бесчестием, когда поняли, что влюблены. Честного пути для них изначально не существовало, ведь развод в те времена уже считался бесчестием. Как поступить? Предать любовь? Обмануть супруга? Вот и они не знали ответа. И никто точно не знает, как поведет себя в такой ситуации. Нельзя смириться с тем, что нужно прожить жизнь без любви, но и предательство – не выход из положения. В литературе это называется «коллизией» (неразрешимым конфликтом), вот тогда то и возникает сложный выбор, ведь прямой дороги нет, и стираются границы между честью и бесчестием.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» тоже была затронута. Соня Мармеладова вынуждена кормить семью, так как ее отец пропивает все деньги, а мачеха больна чахоткой. Ей пришлось получить «желтый билет». С этого момента девушка рассталась с честью, поправ свое человеческое достоинство. Но перед нами снова коллизия: у нее нет другого выхода. Либо вся семья погибает голодной смертью, либо Соня жертвует собой ради их жизни. Нельзя сказать, что она пошла этим путем ради денег или от природы была развратна. Порок ее не коснулся даже на панели. Но в ситуации крайней нужды героиня оценила свое доброе имя не слишком высоко, ведь другой чаше весов находилась жизнь семьи. Нищета порочна сама по себе, ведь обесценивает человеческое достоинство. Поэтому люди, сильно нуждающиеся в средствах, всегда находятся на распутье.

Когда же возникает выбор между честью и бесчестием? Когда в жизни ничего не происходит, и человек спокоен, он, скорее всего, будет жить честно, так как нет соблазна, но в любовной лихорадке и в крайней нужде все мы способны засомневаться в целесообразности добродетели.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Аргументы для итогового сочинения.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» (Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов . Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А.Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.)

7. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10. Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека).

Сочинение на тему "Честь и бесчестие" можно раскрыть не только через дуэль, которая упоминается во многих произведениях литературы. Но и через... Чувствую задену сейчас щепетильную тему о нравственном поведении женского пола и потери "сокровища" (так написано о девственности Сонечки Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" ). Да и со современным миром очень легко связать дела минувших дней.

Для написания сочинения по этому тематическому направлению честь и бесчестие можно использовать всего лишь 2 и 3 главы из первой части романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Вам стоит две главы прочесть или перечитать, если вы решите раскрыть эту тему "честь и бесчестие девушки". К слову в романе частей всего 6 + эпилог.

Цитаты подходящие к этой теме в полной мере открывают то, что я хочу сейчас сказать.

"Честь нельзя отнять, её можно потерять." (А.П.Чехов)

"Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретёт бесчестье." (Б.Паскаль)

"Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придёт конец." (У.Шекспир)

"Честь девушки - все ее богатство, оно дороже всякого наследства." (У.Шекспир)

"Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других." (Б.Мандевиль)

Во второй главе нам рассказывается о Сонечке Мармеладовой, которая вынужденно теряет свою честь. К этому принуждает её мачеха и обстоятельства.

Диалог мачехи и Сонечки со слов Мармеладова (в моей книге 18 страница):

"Катерина Ивановна говорит: "Живёшь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься", а что тут пьёшь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!... Соня говорит:"Что ж, Катерина Ивановна, неужели мне на такое дело пойти?"... "А что ж, - отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, - чего беречь? Эко сокровище!""

После потери сокровища бесчестие не заставило себя ждать. Пересказывать весь текст нет смысла, так как его быстро можно прочесть.

В третьей главе в противовес истории Сонечки нам показывают как склоняет к подобному бесчестию Дуню Раскольникову (сестру главного героя) господин Свидригайлов. И даже когда она осталась непреклонна, человеческая молва перевернул всё с ног на голову. Очень хорошо показано как поступали с девушками, которые потеряли честь. Вплоть до того как мажут дёгтем ворота.

В нынешнее время всё это утратило смысл. И никто не пойдёт разукрашивать ворота или дверь. А вот такие как Сонечка Мармеладова, продавшая сокровище за 30 целковых (прям как 30 сребреников Иуды, предавшего Иисуса Христа), есть и поныне.

Помните скандал с продажей девственности девушки в Арабских Эмиратах? В новостях всё это подробно освещали. И тут думаешь, а есть ли в умах этих девушек понятие честь и бесчестие. И кажется, что совсем уже нет. Что их на всё это толкает?

Безбедная и красивая жизнь, гаджеты...

Если продолжить в этом направление, то достаточно много можно написать и выразить по этому поводу своё собственное мнение. Ваше мнение может быть отличным от моего!

Да и эта тема очень хорошая проверка нравственности и социальной активности подрастающего поколения. Смотрят ли они новости и общаются с родителями на тему честь и бесчестие в современном мире.

Как же они отнесутся к современному бесчестию и поддержат ли общественный резонанс всколыхнувшийся в своё время.