Open
Close

Бескорыстная забота о благе других: благое отношение служение помощь людям от сердца. Классный час

Федеральное агентство по образованию и науке РФ
Вологодский Государственный Технический Университет

Дисциплина: Деловая этика

Реферат
«Этика дружбы»

Выполнила: Оборина Ю.Н.
Группа: ЭУП-11
Принял: Маслова Н.Н.

Вологда
2012
Введение.

Каждое общество обладает определенной системой нравственных ценностей-принципов, норм и правил поведения, соблюдение которых необходимо для его существования и функционирования. В систему входят различные по форме и содержанию, уровню обобщения и конкретного назначения моральные требования. Особое место среди них занимают простые нормы человеческой порядочности, человеческого общежития. В трудовой деятельности, в учебе и быту у человека возникают разные формы личных отношений. В товариществе, дружбе и любви человеческое общение составляет не просто условие, но и главный смысл отношений, в которых реализуются важнейшие социально - психологические потребности. Радость взаимного интимного духовного взаимопонимания близких и симпатичных друг другу людей ничем заменить невозможно.
Приятельские отношения складываются между хорошо знакомыми людьми на основании какой-либо даже не существенной или случайной к общности интересов и включает долю личной симпатии.
Приятели не предъявляют друг другу каких-либо взаимных серьезных претензий, требований в исправлении и совершенствовании личных качеств. Однако приятельство не терпит сплетен, лжи и вероломства. И если в силу каких-либо обязательств отношения прерываются, то особых болезненных переживаний не возникает, одни приятели обычно заменяются другими.
Товарищеские отношения - это отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместной деятельности на основе единства интересов, жизненных задач. Они возникают между членами трудового, первичного коллектива, между людьми, которые систематически встречаются на протяжении продолжительного времени, хорошо знают друг друга и в нужное время оказывают взаимную и бескорыстную помощь.
Товарищеское отношение сплачивает производственный, учебный коллектив.
Дружеские отношения или дружба - это наиболее тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов и интересов по существенным жизненным вопросам.
Дружба - тесное, длительное и разностороннее общение. Она проявляется не только в совместной деятельности, но в духовном общении, во взаимной личной заинтересованности людей. Начальной ее формой обычно бывает товарищество, обогащенное личной привязанностью.
Большое значение в дружбе имеют индивидуальные моральные качества: бескорыстие, преданность и доверие, искренность и честность, верность и прямота. Взаимное уважение друзей определяется мерой из взаимной требовательности, которая делает дружбу большой и активной силой, она не позволяет мириться с недостатками и требует их исправления.
Настоящая дружба - в стремлении видеть своего друга более сильным, более умным, более культурным. Потребность дружбы особенно сильна в юности. Она объясняется тем, что в откровенном обмене мнениями с друзьями и обсуждении жизненных целей и планов у юношей и девушек формируются убеждения, идет процесс самопознания и самоопределения личности, ставятся задачи самовоспитания. В дружбе реализуются интересы к своему внутреннему миру и миру своих сверстников. Дружба дает человеку определенные права и обязанности, исполнение которых дает человеку возможность впервые испытать себя, узнать себе цену, как личности. Дело в том, что не каждый может быть настоящим другом и иметь друзей: общение с эгоистом, себялюбцем, лицемером не может быть кому-либо приятным. Не представляет интереса и человек ленивый, малокультурный, ничем не интересующийся, ибо духовное общение с ним практически не возможно.
Все это, естественно, не означает, что друзья во всем подобны друг другу. Друзья - это люди, имеющие свои индивидуальные особенности. Однако различия в характерах и увлечениях не разъединяет друзей, а наоборот, даже усиливает их взаимную привязанность, ибо каждый из друзей имеет возможность увидеть в друге достоинства, которыми, возможно не обладает сам, и от общения с которыми он становится духовно богаче, и лучше. Поскольку дружба - величайшая нравственная ценность, люди, понимающие это, ищут дружбу, высоко ценят и берегут ее.

Понятие дружбы и её значения.

Прежде всего слово "дружба" имеет не одно, а несколько различных значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между политическими деятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения успеха в политике.
Итак, если мы коротко перечислим наиболее употребительные значения этого слова, то увидим, что в большинстве случаев слово "дружба" имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге.
Значение первое: знакомые. Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас безликой массы. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки. Если к ним приходит успех, если они получают какую-нибудь награду или на них "сваливается" неожиданное везение, мы не радуемся за них, как за самих себя; ко многим связям подобного типа примешиваются сплетни, зависть, вражда. Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты. Конечно, это не посторонние -нам люди, между нами существует определенная близость. Но зачем же называть дружбой столь различные на самом деле типы отношений? Речь идет о неверном употреблении слова. Так было в прошлом, так продолжается и сейчас.
Значение второе: коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного. Человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, - друг, но я ничего о нем не знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Христиане зовут друг друга братьями или друзьями, социалисты - товарищами, фашисты - камрадами. Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями.
Значение третье: функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Здесь мы встречаемся с "утилитарной" дружбой; такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.
Значение четвертое: симпатия и дружелюбие. Мы подходим к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.
Что же в таком случае понимаем мы под словом "дружба"? Интуитивно оно вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность. Эмпирические исследования тоже показывают, что подавляющее большинство людей именно так представляет себе дружбу. В своей последней книге Райзман, изучив огромный материал, написанный на эту тему, дал следующее определение дружбы: "Друг - это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства". Это определение Райзмана ставит дружбу в число альтруистических, искренних чувств.

Виды дружбы.

Духовная дружба - взаимное обогащение и дополнение друг друга. Каждый восхищён и очарован превосходством другого. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Самое удивительное заключается в том, что каждый чувствует себя совершенно непохожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.
Творческая дружба - это оба друга сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Более того, дружба помогает творчески дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности.
Будничная дружба может существовать и развиваться только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе в кино или хотя бы просто болтать о том о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа. Врачи, например, чаще всего дружат с врачами.
Семейная дружба на первый взгляд кажется полным антиподом дружбы творческой, но это не так. Для рассматриваемого нами типа дружбы характерно то, что наш друг, в сущности, становится другом всей семьи. А если речь идет о супружеской паре, у которой есть дети, можно со всей очевидностью говорить о дружбе семьями.

Основные свойства дружбы.

Критерии.

1) Близость и эмоциональность, связанные с избирательностью и исключительностью дружбы, обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие.
2) Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы.
Характер наших личных взаимоотношении неодинаков: знакомство, приятельство, товарищество и дружба - имеют свои отличительные особенности, личностный смысл и нравственную ценность. Так, например, при отношениях, характеризуемых как «просто знакомые », взаимное расположение формируется по законам первого впечатления и под воздействием факторов привлекательности. Отношения «просто знакомы» не имеют определенного «знака» эмоций, т. е. знакомство может быть приятным или неприятным. Формы поддержания отношений в обоих случаях определяются нормами данной группы и не накладывают на человека дополнительных нравственных обязательств.
Товарищеское общение возникает в процессе деятельности, в то время как дружеское может происходить в любой, самой пассивной форме. Возникновение дружеской привязанности в наибольшей степени обусловлено сходством установок и интересов. С другой стороны, возникая в силу сходства или комплементарности (взаимодополнительности) людей, дружба, затем, выступает фактором, способствующим усилению этих свойств. Мы дружим с теми, кто во многих вопросах придерживается сходных позиций, но мы склонны искать сходные позиции в спорах с нашими друзьями потому, что они - наши друзья. Нравственная ценность дружбы для абсолютного большинства людей выше ценности личной позиции, или, во всяком случае, чтобы переступить через дружеские отношения во имя собственных принципов, всегда нужны дополнительные серьезные основания. Дружеские отношения отличаются интимной доверительностью. Дружба предполагает исповедь, совет, опеку. Друзья - люди, на которых мы не боимся сваливать свои проблемы. С другой стороны, обязанность друга - критиковать и высказывать нелицеприятные суждения, определяет высокую нормативность и этическую нагруженность дружеских отношений. Почему же люди предпочитают дружеские обязательства приятельскому комфорту? Потому, что взаимность поддержки и оценки обеспечивают в большей степени удовлетворение потребностей в безопасности, любви и самоуважении. Английский философ К. Льюис писал, что «дружба - это любовь богов потому, что в ней нет ничего биологического». Тем самым он подчеркивал, что в дружбе нет ничего, что заставляло бы нас дружить, кроме взаимной радости общения.

Особенности.

В отличие от кровнородственных отношений групповой солидарности это межличностное отношение является индивидуально-избирательным (с взаимной привязанностью участников).

Для развития дружбы могут быть необходимы:


    взаимная симпатия (приятность взаимного общения)

    Взаимопонимание

    Открытость (не скажут «это не твоё дело»)

    Откровенность, искренность и бескорыстие

    Доверительность

    Активная взаимопомощь

    Общность интересов и увлечений

    Ценностно-ориентационное единство

То, что зарождалось как дружба, может превратиться в поверхностные приятельские отношения, или даже вражду. При всей интимности дружбы, её противопоставление деловым отношениям довольно относительно, хотя дружбу отличает то, что она ценна сама по себе. Дружба отличается от сексуальных и любовно-эротических чувств по характеру своей мотивации. Обычно считается, что для дружбы характерно отсутствие сексуального влечения. Тем не менее, существует противоположная точка зрения, а именно о возможности сексуальных отношений между друзьями, если описанные выше мотивы превалируют над сексуальным влечением, но оно так же присутствует. Некоторые полагают, что дружба, хоть подсознательно, но эгоистична, так как в целом оказывается выгодна всем её участникам.
Нельзя понять дружбу умом. Дружбу можно только чувствовать, ее можно описать только качествами. Умом ее не понять, и рационализировать, формализовать. Для некоторых дружба оценивается только логическими схемами, а не ощущением единства. Тогда дружба - следствие общих интересов, личной симпатии, общих целей. Если они пропадают, то и проходит дружба. Но настоящая дружба никогда не заканчивается, она может изменяться, трансформироваться, но если было что-то близкое и настоящее с человеком, то оно всегда останется в душе.
Мало того, что широта дружбы определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, её функции меняются в процессе жизни индивидов, достигая наибольшей интенсивности в период юношества и ранней взрослости. В этот период отмечается большая частота встреч и больший объём совместно проводимого времени, в дальнейшем дружба начинает терять свою уникальность, хотя почти всё время остаётся одним из самых важных факторов поддержания стабильности личности.
Девочки раньше, чем мальчики, переходят от детской дружбы к юношеской, так как у них раньше формируется потребность в интимности. Истинная дружба - одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.
-Клише, связанные с понятием «дружба»:
«Настоящая, верная, мужская дружба» (это понятие легло в основу многих литературных произведений), в основе которой лежат доверие и самопожертвование. В противовес этому поверхностные, неглубокие и не связанные обязательствами отношения считаются «ненастоящей дружбой». Дружба между мужчинами противопоставляется отношениям между женщинами - при этом некоторые считают, что между женщинами дружба невозможна.
Противопоставление «дружбы» и «любви», невозможность дружбы между мужчиной и женщиной.
В советской педагогике считалось, что в школе между мальчиками и девочками позволительна лишь дружба.

Морально-этические стороны дружбы.

«Неписанные правила дружбы»:

Делиться новостями о своих успехах
Выказывать эмоциональную поддержку
Добровольно помогать в случае нужды
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе
Возвращать долги и оказанные услуги

2)Интимность.

Уверенность в друге и доверие к нему
Отношение к третьим лицам
Защищать друга в его отсутствие
Быть терпимым к остальным его друзьям
Не критиковать друга публично
Сохранять доверенные тайны
Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого

3)Взаимная координация.

Не быть назойливым, не поучать
Уважать внутренний мир и автономию друга

Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящего из пяти фаз:

1. Аттракция, предшествующая зарождению отношения.

2. Период формирования отношения.

3. Продолжение отношения, означающее либо:

А) его рост и укрепление,

Б) поддержание достигнутого уровня,

В) снижение уровня неустойчивости.

4. Ослабление или ухудшение отношения.

5. Прекращение отношения в результате смерти одного из партнеров или разрыва.
Дружба - это этическая форма любви. В отличие от других форм любви она выбирает свой предмет пользуясь нравственным критериями, и строит свое oтношение к нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение. Быть другом всегда означает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя предпочитают кому-то другому, огромной безликой массе других.
Дружба - это отношения между двумя совершенно свободными индивидами, встреча равных. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное экономическое и социальное положение, но только при том условии, если они встретятся как два свободных независимых человека, обладающих одинаковой властью и равным достоинством. Это процесс осуществления равенства. Но она погибает, если мы берём себе за правило беспрерывно пользоваться помощью друга.
Динамика дружбы во многом зависит от сознательной установки партнеров: как они определяют природу своих отношений (видят ли в них дружбу, любовь или простое знакомство), какие цели преследуют, как направляют настоящее и будущее дружеских отношений - стараются поддерживать, углублять их или пускают на самотек.
Дж. Аллан например, утверждает, что дружба - это качественная характеристика отношений, а не сам по себе объективно существующий вид отношений. Если два человека, независимо от своего социального положения, испытывают уважение друг к другу, если они общаются на равных, мы вправе считать их друзьями. Даже двое возлюбленных могут быть друзьями. Они становятся ими тогда, когда, забыв об эротических наслаждениях, каждый из них начинает желать добра другому бескорыстно, отказавшись от всяких задних мыслей, искренне.

Заключение.

Дружба - понятие историческое. На различных этапах общественного развития оно приобретало новые качества и реализовывалось в различных формах (братство по оружию, отношения, основанные на общности духовных интересов, близость отношений и связей, обусловленных частыми деловыми контактами, эмоциональная привязанность и др.). Дружеские отношения могут быть основаны и на контактах в решении больших социальных задач (например, творческая и личностная дружба А. И. Герцена и Н. П. Огарева, К. Маркса и Ф. Энгельса и др.). В благоприятных социально-исторических условиях понятие дружбы может распространяться и на отношения целых народов. Нравственная ценность дружбы определяется целями и установками, лежащими в ее основе.

Следует заметить, что нравственная ценность обязательности дружбы противоречива. Это противоречие проявляется и на уровне общественного сознания, и на уровне личностной позиции. С одной стороны - бросить друга, предать друга - зло, которое безусловно осуждается общественной моралью. Больше того, в мужском мире ценность
и т.д.................

Одна из самых загадочных сфер человеческих взаимоотношений - дружба. Почему? Да потому, что её сложнее всего объяснить рационально.

Деловые отношения преследуют цель достижения результата в совместной работе, родственные «завязаны» на единстве крови (ведь не зря говорят, что «родителей не выбирают») и даже самые высокие из возможных человеческих отношений - любовные, при благополучном раскладе имеют вполне себе практичную цель. Совсем по-другому с дружбой.

Важные правила

Она, если это действительно дружба, начисто лишена принудительности и меркантильности. Здесь всё зависит от личного выбора: каждый решает сам, с кем ему дружить, а с кем нет.

Виктор ЛУКИН, психотерапевт , говорит, что главная отличительная черта дружеских связей - бескорыстие, основанное на любви, доверии, искренности, терпении, взаимности интересов:

Что называется дружеским поведением? Это, в первую очередь, ряд правил, соблюдаемых друзьями. Вот некоторые из них. Правило взаимообмена, которое подразумевает, что ты делишься новостями о собственных успехах, оказываешь эмоциональную поддержку и добровольно помогаешь в случае нужды. Взаимообмен предполагает, что каждый из друзей старается, чтобы другу было приятно в твоем обществе. Следующее правило - правило интимности предполагает доверительность по отношению друг к другу и уверенность в том, что друг не проболтается о доверенных ему тайнах. Ещё есть так называемое правило защиты дружбы. Оно сообщает, что важно защищать друга перед другими людьми в его отсутствие, а также быть терпимым к остальным его друзьям. Кстати, настоящий друг никогда не станет критиковать в присутствии других людей! И, наконец, правило взаимодействия, которое призывает не быть назойливым и уважать автономию, личное пространство друга.

Полное принятие

- Правила дружбы впечатляют!

И теперь, пожалуй, самое главное, что хотелось бы сказать. Дружба подразумевает принятие друга таким, какой он есть, способность ценить эти отношения сами по себе, а, значит, исключает корысть и манипуляции. Говоря проще, если вместо мотива «быть» с другим человеком, присутствует, извините, мотив «иметь» другого человека - это уже не дружба…

Любите своих друзей просто так! За то, что они есть в вашей жизни!

Кстати

А что такое дружба в представлении наших земляков, и есть ли у них настоящие друзья?

Комментарии

Внутренняя связь

Бесспорно, дружба - это очень важные отношения для человека; то, что поддерживает его в разные моменты жизни.

Я благодарна судьбе за то, что у меня много настоящих друзей, которые заодно являются замечательными людьми. А иначе и не может быть: плохой человек не станет хорошим другом, ведь дружба требует проявления самых лучших качеств, таких как бескорыстность, терпимость, щедрость, искренность… Я верю, что дружбе не страшны ни время, ни расстояние. Это внутренняя связь, единое мышление, постоянные точки соприкосновения. Есть друзья, с которыми не видишься и не общаешься годами, а потом при встрече чувствуешь радость и ту самую близость, которая никуда не исчезла. Бывает, что теряешь друзей... Жизнь разводит, исчезают повод и желание общаться. Но, как правило, в моей жизни это «ожидаемые потери», то есть изначально можно было предположить, что с этим человеком мы не надолго «дружим».

Необходимое, как воздух

Елена СТАРКОВА, директор Центра культурно-массовой работы АлтГПУ:

Да, мне в жизни повезло, и настоящие друзья у меня есть. Моё же представление о дружбе… Не думаю, что оно слишком отличается от общепринятого. Это нечто, что необходимо, как воздух… Дружба всегда - наш свободный выбор, поэтому друзья нам чаще бывают ближе, чем родственники. Дружба - это безоговорочная поддержка не столько в радости, сколько в трудностях. Да и, кстати, настоящим друзьям непременно известно о любых наших проблемах, потому что мы сразу же ими делимся, ожидая понимания, совета и помощи. «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит...».

Невероятное счастье

Анастасия КОРОТКИХ, модный фотограф, фотохудожник:

Дружба - едва ли не самое важное понятие в моей жизни. Всё лучшее, что происходило со мной, происходило рядом с друзьями. Всё страшное, что удалось пережить, тоже пережилось благодаря поддержке друзей. Я безмерно люблю и ценю своих друзей. С ними я не стесняюсь быть такой, какая я есть, потому что уверена - меня любят! Настоящий друг не только подсказывает дельные советы, когда тебе плохо, но, прежде всего хочет, чтобы ты был счастлив, а значит, радуется, когда тебе хорошо. У меня есть такие друзья, и это невероятное счастье, находиться рядом с ними, веселиться, танцевать, когда танцуется и грустить, когда грустится…

Этическая беседа «О бескорыстии в дружбе»

Цели:

1. Расширить знания детей о дружбе.

2. Развивать речевые умения.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение друг к другу.

4. Формировать нравственные качества учащихся.

Ход беседы.

    Орг. Момент.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.

    Актуализация знаний.

Посмотрите видео и определите тему нашей беседы.

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну, а всё же, что обозначает?

Это слово? Значит что оно?)

Сформулируйте цель нашего урока. (Ответы учащихся). Сегодня на уроке в центре нашего внимания понятие «дружба».

Цель нашей беседы: понять, узнать, что такое дружба.

    Работа с понятием «дружба».

У: У каждого на парте лежит листочек с фразой «Дружба-это…».

Продолжите её. (Время работы 2 минуты)

Заслушиваются ответы и кратко записываются на доску.

У: Кто же прав. Обратимся к источникам информации.

У: Как это понятие рассматривается в толковом словаре Ожегова?

« Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»

Как это понятие рассматривается в толковом словаре Даля?

У: Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – это бескорыстная приязнь».

У: На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-то хорошее сделал, не потому что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

У: Корысть – страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатств.

    Работа в группах.

Обсуждение ситуаций.

Итак, у вас у всех есть хороший верный друг. Но вот однажды вы попадаете в одну непростую ситуацию. Как надо поступить? Предлагаю обсудить возможные пути решения.

Ситуация для группы 1.

Паша принёс в школу электронную игру. К нему подбежал Юра и закричал: Мы с тобой друзья, давай вместе играть!» Паша согласился. На другой день Денис принёс в класс трансформеров. Первым к нему подбежал Юра и опять сказал: «Я твой друг! Давай вместе играть!» Когда к ним подошёл Паша, Юра заявил, что с ним не будет играть.

Считаете ли вы Юру настоящим другом? Почему?

Ситуация для группы 2.

Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?

Ситуация для группы 3.

Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.

Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.

Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.

Правильно ли они поступили и почему?

Ситуация для группы 4.

Две подружки Маша и Таня шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - сказала Таня.

- Я не могу! Я промокну! – нагнув голову ответила ей Маша.

А как бы вы поступили?

Каждая группа зачитывает ситуацию и предлагает свой вариант решения. Другие дети могут предложить свой вариант.

Вывод: Оказывается дружить не всегда легко. Иногда приходится принимать не простое решение.

У: Так какими качествами должен обладать настоящий друг?

А сейчас немного поиграем. Для этого нам необходимо встать в круг. И передавая «волшебную конфету» друг другу, называть черту, которая присуща настоящему другу. Начиная такими словами: «Друг должен быть…»

У: А нужно ли самому обладать такими же нравственными качествами как ваш друг? Почему? Обоснуйте.

    Рефлексия.

У: Послушайте и закончите: «Друг – это человек, с которым я могу…», продолжите мысль и закончите на листочках. (2 минуты)

У:Ребята, Дружба- главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

Я желаю вам, чтобы вас окружали только настоящие друзья! И не забывайте и вы, быть настоящими друзьями! На этом закончим нашу беседу.

«Разум и чувство»











«Честь и бесчестие»










231. Что такое честь?

«Победа и поражение»











«Опыт и ошибки»











«Дружба и вражда»









530. Можно ли уважать врага?

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
233. Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
322. Когда поражение ценнее победы?
422. Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
523. Может ли быть неравенство в дружбе?

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

132. Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом?
230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»?
323. Чем можно пожертвовать ради победы?
421. От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?
525. Можно ли сохранить дружбу на годы?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?
229. Кого можно назвать бесчестным человеком?
325. Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?
427. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
528. Что важнее в дружбе: получать или отдавать?

Уральский федеральный округ

130. Всегда ли разумный поступок является нравственным?
225. Как Вы понимаете выражение «дело чести»?
328. Согласны ли Вы с утверждением древнегреческого писателя Лукиана: «В гражданской войне всякая победа есть поражение»?
425. Какой опыт важнее: собственный или чужой?
522. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

127. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
222. Можно ли считать честь предрассудком?
331. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?
431. Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?
533. Чем различаются дружба и приятельство?

Омская область

128. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?
224. Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?
327. Почему говорят, что проигрывать надо достойно?
429. Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?
532. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»?

Иркутская область

123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?
228. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?
330. Когда побеждённый достоин уважения?
428. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
524. Познается ли друг в радости?

Забайкальский край

124. Когда следовать чувствам неразумно?
231. Что такое честь?
321. Легко ли быть победителем?
432. Как характеризует человека способность признавать свои ошибки?
530. Можно ли уважать врага?

Дальневосточный федеральный округ

Магаданская область

133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?
221. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?
333. Что важно победить в самом себе?
430. Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?
521. В чем причины вражды между народами?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

122. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
223. Может ли честь оказаться дороже жизни?
329. Как поражение может повлиять на человека?
433. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?
526. Какое значение в дружбе имеет бескорыстие?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

129. Могут ли чувства быть истинными и ложными?
226. Как связаны понятия чести и долга?
332. Важно ли уметь признавать собственное поражение?
426. Чем читательский опыт отличается от жизненного?
527. Можно ли дружить с эгоистом?

При раскрытии этого вопроса следует особо подчеркнуть сущность дружбы. Ее основой является общность целей и интересов, взаимная привлекательность, доверие и преданность, прочность и длительность межличностных связей.

«Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг»,- утверждал Шота Руставели еще в XII в. Но и сейчас эти слова не потеряли свою значимость. Вряд ли есть человек, который бы не задумывался над сущностью дружбы, не хотел иметь друга или быть другом. Потребность иметь настоящего друга особенно остро дает о себе знать в ранней юности. Если подросток ищет скорее свою группу, то юноша стремится уже к индивидуальной дружбе.

Здесь учитель может поставить вопрос: что же такое истинная дружба? Обобщая ответы учащихся, учителю целесообразно привести несколько определений, характеризующих основные аспекты понятия «дружба». В Большой советской энциклопедии (М., 1972, т. 8, с. 1518) дружба определяется как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. д. Почти вторят этому специалисты по этике: «Дружба - это устойчивая личная привязанность между людьми, возникшая на основе единства взглядов, интересов и целей и выдержавшая проверку временем». Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональную привязанность.

Во все времена дружба в целом считалась высшей нравственной ценностью. Однако в различных исторических условиях ее нравственные основы, ее общественная значимость, возможности для ее развития были разными.

В любом классовом антагонистическом обществе существует немало ограничений для развития дружбы. Например, человек, живший в эпоху рабовладения, вряд ли допускал мысль о дружбе между свободными и рабами.

Социализм, ликвидировав частную собственность и отношения господства и подчинения, создал благоприятные условия для развития дружбы. Ведь существовавшие ранее неравенство, враждебность между людьми были заслоном для возникновения дружбы, подрывали ее основы.

В развитом социалистическом обществе создается все больше условий для развития дружеских отношений. Но это не означает, что в нашей стране дружба может возникать между любыми людьми, что каждый человек может быть другом.

Хорошей школой дружбы является товарищество. Здесь уместен и такой вопрос классу: назовите основные моральные качества, позволяющие человеку быть настоящим другом. Учащиеся называют ряд таких качеств. Систематизируя и обобщая их ответы, учитель подчеркивает, что «дружба развивается и крепнет только при высоких нравственных качествах людей». Марксистская этика особо подчеркивает значение таких моральных требований, как глубокая взаимная заинтересованность делами и жизнью друг друга; полное доверие друг к другу, основанное на честности и искренности в словах и делах; взаимная поддержка и помощь в решении трудных задач жизни, особенно в беде и горе, готовность пожертвовать своими интересами ради помощи другу; преданность и верность в дружбе, сочетающиеся с полным бескорыстием; взаимная требовательность, вытекающая из чувства ответственности за друга, из заботы о нем

И еще вопрос учащимся: какие человеческие пороки особо несовместимы с дружбой? Вместе с пороками они могут назвать и недостатки - вспыльчивость, слабоволие, забывчивость, медлительность, нерешительность и др. Тут следует подчеркнуть, что эти и другие подобные недостатки не должны быть помехой для дружбы. Она как раз должна помочь человеку избавиться от них. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный. Еще древнеримский оратор и философ Цицерон заметил, что «дружба возможна только между честными людьми…». Персидский поэт Саади утверждал:

Тот истинный друг, кто укажет пути,
Препятствия все и поможет пройти.
Льстецов причислять опасайся к друзьям.
Тот истинный друг твой, кто честен и прям.

А великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал: «Настоящая дружба правдива и отважна». Учителю здесь уместно спросить: зачем дружбе нужна отвага? Учащиеся могут ответить: чтобы достичь намеченной цели, чтобы преодолеть встречающиеся на пути дружбы трудности, испытания. Это верно. Чрезвычайно важен и еще один аспект дружбы. Французский писатель-моралист, автор сборника афоризмов «Максимы» Франсуа Ларошфуко заметил: «Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные».

Весьма ярко об этом говорил и Николай Островский: «Дружба- это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку». Обратите внимание и на высказывание древнегреческого мыслителя Солона: «Упрекай друга наедине, хвали - публично». Тут уместно спросить учащихся: «Нет ли противоречия между двумя последними высказываниями?» Если учащиеся отметят наличие противоречия, надо сказать следующее. На первый взгляд кажется, что совет Солона устарел: нельзя же без единого замечания то и дело хвалить друга публично. Здесь, безусловно, необходима мера. Слова Н. А. Островского «дать жестокую критику» тоже вначале кажутся слишком резкими. Но в них - нетерпимость к ошибкам, страстное желание помочь товарищу исправить их. Тем более что такая критика не обязательно должна быть публичной. Разговор наедине (так именно и надо поступать!) может быть принципиальным, нелицеприятным, но искренним и полезным. Все это как бы подтверждает высказывание Вальтера Скотта: «Ты не должен сердиться на друга, который, желая тебе добра, заставит тебя очнуться от сладких грез, если бы даже он сделал это несколько сурово и грубо».

Нельзя, разумеется, считать равноценным любой вид дружбы, любые ее положительные мотивы. «При всей интимности дружеских отношений масштаб дружбы определяется прежде всего социально-нравственной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых зиждется их союз».

Дружба несет в себе огромную моральную и воспитательную силу. Она делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее, гуманнее. Дружба воодушевляет, окрыляет человека. Жизнь преподносит немало свидетельств того, что многие серьезные неудачи и даже трагедии случались с людьми потому, что в трудный момент рядом не было истинного друга, способного оказать необходимую помощь. Но еще больше ярких примеров того, что благодаря дружескому союзу людей были сделаны удивительные открытия, одержаны великие победы.

Настоящая дружба немыслима без самоотдачи. Бескорыстной, не требующей в ответ ни наград, ни даров. Вспомним старый афоризм: «То, что отдал - твое, что взял - потеряно». «Это как бы соревнование двух за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь никто не проигрывает, выигрывают оба». Такое «соревнование» обогащает нас, развивает в нас человечность, дает возможность почувствовать себя счастливым.

Дружба помогает преодолеть трудности. Если основой дружбы являются совпадающие жизненные дели, значительные идеи, то ока нередко продолжается многие и многие годы. Удивительная дружба А. И. Герцена и Н. П. Огарева продолжалась всю жизнь. А. И. Герцен писал: «…на Воробьевых горах, пред лицом целой Москвы мы обнялись, дали друг другу руки идти по жизни вместе, и ничто не разымет наших рук. Мы воспитали друг друга. Это первое чувство мое - Дружба. Оно мне дало его глубокую душу, из которой я мог черпать мысль, как из океана». Верность друг другу укреплялась верностью той благородной идее, которой они посвятили свою жизнь.

Поразительной была сила дружбы К. Маркса и Ф. Энгельса. Без преувеличения можно сказать, что она продолжалась и после смерти К. Маркса: верность дружбы помогла Ф. Энгельсу завершить и издать произведения своего друга, руководить международным революционным движением. В. И. Ленин так характеризует дружбу этих великих людей: «Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе».

Но если друзей не объединяют общественно значимые цели и интересы, если нет единства во взглядах и убеждениях, то даже при наличии взаимной личной симпатии такая дружба при первых же серьезных жизненных испытаниях может разрушиться, как карточный домик.

В подтверждение этого учителю уместно прочитать отрывок из «Молодой гвардии» А. Фадеева (Собр. соч., т. 2, с. 41-42), где с большой достоверностью показано, как при первом же серьезном испытании рухнула дружба между Ульяной Громовой и Валей Филатовой потому, что они оказались очень разными людьми. Трогательно было их расставание. «Какое-то предчувствие говорило им, что то, что происходит между ними, происходит в последний раз. Они не только чувствовали, они знали, что они в каком-то особенном душевном смысле прощаются навсегда». При возможности здесь целесообразно провести краткую дискуссию, поставив перед учащимися вопросы: в чем была основная слабость этой дружбы? При каких условиях судьба этой дружбы была бы иной? Обобщая мнение учащихся, учитель особо обращает внимание на возможность возникновения серьезных противоречий между друзьями, на необходимость их морального регулирования.

Дружба объединяет людей, имеющих индивидуальные особенности, различные способности и опыт, своеобразные темпераменты. В ней могут возникать противоречия, сомнения, столкновения. Чтобы не нанести урон дружбе, не ослабить ее, необходимо своевременно и правильно регулировать взаимоотношения между друзьями.

«Важнейшими нормами, регулирующими отношения дружбы, являются:

  • - взаимная требовательность друг к другу, нетерпимость к недостаткам и содействие их исправлению;
  • - честность, искренность и взаимное доверие, глубокий (взаимный) интерес к заботам и делам друга;
  • - взаимная поддержка и помощь в решении трудных жизненных проблем;
  • - преданность и верность дружбе, бескорыстие, готовность взять на себя любую тяжесть забот, если они окажутся не под силу другу».

Естественно, что друзья должны быть готовы выполнять эти нормы, должны уметь делать это деликатно, уважительно. Основа таких отношений - постоянное стремление помочь другу стать умнее, культурнее, сильнее, помочь преодолеть недостатки.

Если отношения между людьми не основываются на этих положениях, то их нельзя считать дружескими. Оправдание недостатков близкого человека, нетребовательность к нему, восхваление мнимых заслуг - признаки лжедружбы. Недаром народная мудрость гласит: «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает», «Недруг поддакивает, друг спорит». Лжедружба не приносит настоящей пользы ни личности, ни обществу. Правда, иногда она создает иллюзию взаимной выгоды. Но такая выгода носит временный, спекулятивный характер и в конечном счете приносит вред.

Примечательно, что настоящая дружба строго избирательна. Испытанных друзей у человека немного. К. Маркс писал: «…Я вступаю в дружбу с очень немногими, но зато дорожу ею».

Естественно, что дружба возникает не случайно и развивается по своим законам. Все это ярко проявляется в юношеском возрасте.