Open
Close

Библия ударили по правой щеке. Если ударят по левой щеке, подставь другую

Очередной интересный вопрос от наших читателей, а именно от Владимира: … мне такое положение вещей не нравиться, я всегда был убеждён, что свою честь нужно защищать, что удары нужно отбивать и давать сдачи, ставить на место злодея. Особенно если на тебя нападает какая-то откровенно мерзкая сила, какой-то подлый и бессовестный человек. А как вы считаете? Прокомментируйте пожалуйста… С уважением, Владимир…

Интересный вопрос, почему в Библии написано – “Если тебя удалили по левой щеке – подставь правую”?

2000 лет назад времена были другие. , вендетта, ответить злом на зло – было нормой, это даже считалось правильным. Вероятно, тогда, самым актуальным с точки зрения духовного развития людей – было . Чтобы люди научились прощать зло и не отвечать злом на зло. Задача Христа была в том, чтобы переключить людей с ненависти, злобы обиды и мести – на любовь, доброту и прощение, чтобы люди перестали накапливать зло в своей душе. Поэтому именно такая формулировка была лучшей на тот момент.

Но это было более 2000 лет назад. Сейчас и люди стали другими, более развитыми интеллектуально, более избалованными информационно, само зло стало на порядок более изощрённым. И общество в целом сейчас совершенно не то, что было тогда. Поэтому сейчас, подставить вторую щёку – этого будет явно недостаточно. А не наказывать зло, попустительствовать ему – по Духовным Законам однозначно будет считаться преступлением.

Я бы сказал, что данное высказывание “Ударили по одной щеке – подставь другую” – это только половина Правды. Ведь – должно быть наказано, иначе, чувствуя свою безнаказанность, оно наглеет, разрастается до немыслимых размеров и тогда уже пожирает всё подряд на своём пути. Подставишь ему вторую щёку после первого удара – оно тебе голову откусит, и твоим близким за одно головы по откусывает.

Основные принципы, как правильно к этому относить?

1. Как говорил Христос, первое что нужно сделать – ! Не держать Зла своём в сердце!

2. Научиться при этом не терять достоинство и защищать свою честь. Потому что человек должен быть сильным, ведь слабых – зло пожирает или делает рабами! О том, кто такой Сильный Человек – .

3. Необходимо научиться наказывать Зло. Действовать так, чтобы справедливость восторжествовала и правосудие обязательно свершилось. И для этого есть разные методы, которые непременно должны быть чистыми и достойными. Как именно наказывать, нужно смотреть в каждом конкретном случае индивидуально.

Истинная сущность заповеди "не прелюбодействуй" развернуть
Очаровательное видела на каком-то православном форуме. Уже не помню, как меня туда занесло. Суть в том, что женщина задавала вопрос священнику. Мол, люблю женатого, сама замужем. Любим друг друга - умираем, но как же семьи?

И священник, разумеется:" Не творите греха! Не прелюбодействуйте!". О, да.

На самом деле, это печально. Мало кто задумывается над тем, как заповедь и пронизывающее весь Новый Завет понятие любви коррелируются с тем, что людей обрекают мучаться в неудачном браке. С другой стороны, если мы вспомним Константинопольский собор (частично о нем можно прочесть здесь), то нам станет ясно, что истинные постулаты, сформулированные Христом вполне возможно до нас и не дошли. Или дошли сильно искаженными. Понятное дело, надо было как-то приводить все к одному виду - но приводили-то люди, со своими понятиями, мировоззрением и тп. Кому интересно - почитайте апокрифическое евангелие от Марии. Там вообще ни слова о том, что есть евангелиях канонических.

Собственно, я к чему веду. К тому, что ту же заповедь "не прелюбодействуй" надобно читать не с точки зрения прошлой и нынешней морали и этики, а с точки зрения... закона сохранения человеческой энергетики и с точки зрения следования судьбе.

Попробую пояснить. Прелюбодействие в этом ракурсе - это разбрасывание своей энергии. Частая смена парнеров, голый, животный секс - все это те факторы, которые вычерпывают наш запас энергии. А энергия - это уровень нашего здоровья, продолжительность жизни, защищенность от невзгод. Соответственно, самый базовый фактор и базовое значение заповеди " не прелюбодействуй" - это не вступай в половые отношения или в очень близкие отношения, подразумевающие обмен эмоциями, чувствами, без чувства любви. Банально? Да, возможно. Но все гениальное вообще просто. Бывает так, что мы любим двоих людей. И встречаемся с двумя. Однако второй фактор заповеди - это фактор "не растрачивай себя". Надо сделать выбор. Пусть через 4 месяца, через 6 месяцев, но чем быстрее, тем лучше. Долгое время быть одновременно с двумя людьми (я не могу себе представить, чтобы кто-то аж в троих влюбился, но бывает, да) - это тоже самое прелюбодействие.

При этом я хочу пояснить. Под термином любовь я понимаю не желание. И не "ой, с ним такой секс хороший!" . И не "ну, мне без него скучно". А именно то состояние, когда ты понимаешь что вот, вот он твой человек, твоя половинка.

Итак, что делать с этим дальше? Дальше - забыть о всех условностях, вроде: встреча с женатым (с замужней) это прелюбодействие, а меня друзья-родные не поймут и тп. При соблюдении перечисленных выше факторов, все, что должно вас волновать - это чувство любви. Все остальные моменты на тему разбитых семей и отношений, на тему осуждения со стороны других, на тему разницы в возрасте, на тему брошенных женщин и мужчин, детей, беременности и тд, и тп - это все при условии, что речь идет об истинной любви, не прелюбодействие. Это вопросы свойственной вам морали. И как вы будете действовать в них - это уже совершенно другая тема.

Важно вот что: когда человек попадает в сложную ситуацию, социум диктует ему правила поведения и вешает на него ярлыки. Ярлык о прелюбодействии - это один из самых действенных. Реальность же такова, что ситуации бывают разные. То, что со стороны кажется вопиющим, изнутри может иметь совершенно другой вид. Но ярлыки не позволяют разбирать каждую ситуацию подробно - они клеятся оптом.

Итак, что делать, если вы попали в такую ситуацию, про которую кричат, что это - прелюбодеяние? В первую очередь послушать себя. Вы точно любите человека? Это для вас точно - мое, родное, жить вместе всю жизнь? Если вы ответили "да", - то это главное. Вторым шагом будет выбор (это в том случае, если речь идет о любовнице-любовнике). Первый человек, которому вы теперь изменяете, кто он для вас? Такое же родное? Такое же жить вместе? Если "да" - то выбор будет делать больнее. Если "нет" - то будьте честны, не ломайте первому человеку жизнь и уходите сразу. Жалость - это не оправдание, это отбирание у человека шанса встретить того, кто его действительно полюбит. Важно помнить то, что выбор сделать все равно надо.

А дальше... дальше приглядитесь к тому, ради кого вы все это затеяли. С его стороны это точно любовь? Если да - то вам обоим остается только понять, как вы будете вести себя с точки зрения свойственной вам морали в той или иной ситуации. Замещать любовь моралью - аморально, простите за каламбур. За любовь надо бороться. И иногда эта борьба выглядит очень некрасиво. Другое дело, что любовь в чистом виде - это одно. А наше с вами поведение в ситуации, когда мы за эту любовь боремся - это другое. А скукоживание и опускание рук под натиском криков " прелюбодеяние" - это уже третье.

Из всего вышесказанного надо сделать еще один важный вывод. Итак, вы - любите, умираете и точно знаете, что ваша любовь - истина. Если вы видете, что тот, кого вы любите, не может сказать того же самого про свое отношение к вам - уходите. Потому, что в этом случае, с его стороны включается именно принцип "прелюбодеяния". Не потакайте ему в этом, не давайте разрушать свою жизнь. Уходите, даже если это очень сложно

Не живите с человеком из чувства долга, жалости, из сострадания и тп. Это - самое главное прелюбодействие. Прелюбодействие по отношению к самому себе. Оно может казаться очень благородным (не бросил жену с ребенком, не ушла от обожающего меня мужа, остались вместе ради детей и тп), вам будут говорить, что вы молодец. На самом деле, если вы остались с нелюбимым человеком, тогда как у вас был шанс быть с любимым - вы отказались от своего счастья. Все остальное -моральный выбор, долг и так далее - это уже из другой области. Иногда нам важнее долг или одобрение общественности. Иногда мы жертвуем счастьем потому, что считаем, что лучше будем несчастны сами, чем сделаем несчастным кого-то другого.

И наоборот: не разрушайте то, что у вас есть, если любовь осталась, но к ней добавилась скука, рутина, привычка и тп. Не подменяйте любовь понятиями "хочу", "новенькое" "соблазнительно" "вместе приятно " и тп. Это-то и есть то самое прелюбодеяние, которое не принесет в итоге ничего, кроме мороки.

Лучше приглядитесь к парнеру хорошенько. И если любовь еще жива - сделайте все, чтобы ее сохранить

Опасное знание. Воспользоваться в чьих-то интересах и исказить смысл легко.

Как понимать слова Иисуса "если тебя ударят по левой щеке- подставь правую " и что "всякая земная власть - от Бога" (Антихриста - тоже?).

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он - Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

Вопрос: Как понимать слова Иисуса «если тебя ударят по левой щеке- подставь правую » и что «всякая земная власть - от Бога»?

Ответ: Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6–7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21–24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он - Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св. царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10–11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Обсуждение: 2 комментария

    Батюшка Афанасий, здравствуйте!
    В связи с тем,что Иисус много использует притчей, возникает много вопросов по их толкованию.Так почему Христос говорит притчами? И что за Пасха иудейская упомянутая на страницах Библии, которая праздновалась до распятия Христа на кресте?
    Спасибо.

    Ответить

    1. Татьяна, добрый день!
      Отец Афанасий (Гумеров), ныне иеромонах Иов, насельник Сретенского монастыря, боле пяти лет, как не ведет рубрику Вопросы священнику.
      Притчи, это примеры, доступные людям для понимания, посему Христос излагал ими самые глубокие истины спасения. Он желал вызвать интерес к Царству Божьему, и знал что искренние люди, действительно желающие знать истинный путь в жизни, не успокоятся, пока не поймут истинного значения Его учения. Эти притчи пробуждали спящий ум и заставляли усиленно мыслить. В присутствии противников истины Христос применял прием иносказания.
      Также Христос говорил притчами потому, что иудейские старейшины следили за Его словами, ища повод обвинить и осудить Его. Если бы Он говорил более ясно и открыто, то должен был бы гораздо раньше прекратить Свое служение.
      Иудеская Пасха — это празднование избавления евреев из Египетского плена.
      Советуем Вам приобрести книги в церковной лавке любого православного храма, где Вы узнаете много душеполезной и познавательной информации.
      Храни Вас Господи!

      Ответить

Этот пост появился благодаря некоторым записям и рассуждениям в моей ленте, оставленным комментариям, а также увиденной на просторах сети вот этой фотографии, на которой были запечатлены монахини с оружием. Италия - Рим, Ватикан, 1937.

Существовала «Ватиканская женская стрелковая команда», которая была распущена в феврале 1938 года, потому что Папа Пий XI не думал, что существование стрелковой команды продвинет благочестивый образ католической церкви.

И так. Надо ли подставлять другую щёку, если ударили по одной?

Толкований этой фразы много, но все они практически сводятся к тому, что не надо в ответ на агрессию злиться, обижаться. Некоторые же додумались до того, что отказываются брать в руки оружие, но! Не всегда удаётся остановить зло только словами или бездействием. А как известно безнаказанное зло порождает новое зло, благодаря чему оно только преумножается.

А знаете в чём беда большинства толкователей? От прямого восприятия текста. Человек просто буквально трактует сказанные слова почти 2000 лет назад с точки зрений современных понятий, без учёта традиций и обычаев, что когда-то существовали.

И так. Обратимся к первоисточнику. Евангелие от Матфея:
“Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся”. Мф. 5.38-42.

Мало кто задумывается почему сказано 《кто ударит тебя в правую щеку твою》. Не думайте, что правая щека указана просто так. На это есть причины.

Представьте себе раба в древней Палестине, что стоит перед хозяином, который собирается его ударить. Он не может ударить раба левой рукой, так как та предназначена только для выполнения нечистых работ. Например подмыться после того, как сходил в туалет, это не прихоть, а предписание веры. Хозяину остаётся только ударить раба правой рукой. Кулаком или ладонью правой руки он не может ударить стоящего перед ним человека по правой щеке, потому что в таком случае ему пришлось бы вывернуть или как-то по-другому направить руку. Поэтому, желая ударить раба по правой щеке, он должен будет это сделать наоборот - внешней стороной ладони. Во времена Исуса удар внешней стороной ладони имел особый смысл. Этот жест использовали только люди, имеющие большую власть, желая унизить более слабых. Внешней стороной ладони хозяева били своих рабов, римляне - евреев, мужчины били жён, а родители - детей. Таким образом говорили: "Знай свое место... ты ниже меня".

Если, подчинившись словам Евангелия, повернёшь другую щеку, т.е.левую, тогда хозяин, обязанный бить только правой рукой, уже не сможет бить обратной стороной ладони. Желая ударить ещё раз, он должен будет ударить кулаком или ладонью, что одно и то-же. Однако на кулаках дрались только равные друг другу люди.

Теперь понятен смысл нашей фразы? И этот смысл вовсе не в смирении.)

В связи с этим вспоминается притча, которая известна в разных вариантах. Привожу здесь один из нескольких.

В храм заходит хамоватого вида молодой человек,
подходит к священнику, бьёт его по щеке и, ехидно улыбаясь, говорит:
- А что, отче, сказано ведь, ударили в правую щёку, подставь и левую.

Батюшка - бывший спецназовец - хуком слева отправляет наглеца в угол храма и кротко произносит:
- Сказано также, какой мерою меряете, такой и вам будет отмерено!

Испуганные прихожане:
- Что там происходит?

Дьякон важно:
- Евангелие толкуют.

Кроме того наши предки понимали и знали истинный смысл этой фразы. А как можно ещё объяснить вот эту пословицу? "Если тебя ударили по правой щеке - подставь левую, но не дай ударить "

Это означает, что не нужно злиться, а нужно дать просто отпор, сохраняя своё достоинство. Действительно, скачущий вокруг тебя человек, размахивая руками и изрыгая проклятия, т.к.ударить то он не может, смешон и нелеп и может сравниться только с назойливой мухой.

И последнее. В древности монахи действительно странствовали по миру вроде как безоружные, но... у них был в руках всегда посох, а сами они как правило владели тем или иным видом рукопашного боя. Вот так вот.)