Open
Close

Биография Шопена и его творчество. Какие произведения написал Шопен? История жизни

Рассказывая о великих пианистах, нельзя не упомянуть о биографии Шопена. Без него мир был бы намного беднее. Он прожил совсем мало – даже до сорока не дожил. Но те, кто жили в одно с ним время, канули в лету, а его имя осталось. И стало нарицательным как имя создателя жанра баллады для фортепиано.

Фредерик Шопен – это знаменитый польский композитор и пианист. Он родился в далеком 1810-м году, и с самых юных лет стал заниматься музыкой. Так, например, в семь лет он уже сочинял, а с восьми стал выступать с концертами.

Николя Шопен, отец ныне знаменитого Фредерика, был поляком французского происхождения. Сам он был сыном колесных дел мастера, Франсуа Шопена и Маргариты, которая была в свою очередь дочерью ткача.

Николя в юности переселился в Польшу, где стал работать на табачной фабрике. Сейчас доподлинно неизвестно, почему он решил покинуть Францию, но тем не менее, остается фактом, что в Польше он нашел свою вторую родину.

Эта страна так затронула сердце молодого человека, что он стал активно принимать участие в ее судьбе и бороться за ее независимость. Даже после разгрома восстания Костюшко, он остается в Польше и начинает заниматься педагогической деятельностью. Благодаря широкому научному кругозору и хорошему образованию, вскоре он завоевывает среди учителей Польши отменную репутацию. А в 1802-ом году селится в имении семейства Скарбков.

В 1806-ом году он женился на дальней родственнице Скарбков. По свидетельствам современников, Юстына Кжижановская была хорошо образованной девушкой, свободно изъясняющейся на родном для своего жениха языке. Кроме того, она была чрезвычайно музыкальной особой с хорошей техникой игры на фортепиано и красивым голосом. Поэтому первые музыкальные впечатления Фредерика были получены благодаря таланту его матери. Она же привила ему любовь к народным мелодиям.

Иногда Шопена сравнивают с . Сравнивают в том плане, что, как и Амадей, Фредерик с самых юных лет был буквально помешан на музыке. Эту любовь к творчеству, музыкальным импровизациям и игре на фортепиано регулярно отмечали знакомые и друзья семьи.

Еще когда мальчик учился в начальной школе, он написал первую музыкальную пьесу. Скорее всего, речь идет не о первом сочинении, а о его первой публикации, так как данное событие было даже освещено в варшавской газете.

Так было написано в январском номере 1818-го года:

«Автор этого „Полонеза“ – ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Любовь к музыке у него граничила с помешательством. Он мог вскочить посреди ночи, чтобы в срочном порядке подобрать и записать навеянную мелодию. И именно потому на его музыкальное воспитание и возлагались такие большие надежды.

Его обучением занимался чешский пианист Войцех Живный, причем мальчику тогда едва исполнилось девять лет. Несмотря на то что Фредерик вместе с тем проходил обучение в одном из училищ Варшавы, занятия музыкой проходили очень обстоятельно и серьезно.

Это не могло не сказаться на его успехах: уже к двенадцати годам Шопен ничуть не уступал даже лучшим польским пианистам. И его учитель отказался от занятий со своим юным учеником, сказав, что больше ничему не может его научить.

Юные годы

Но к тому времени, как Живный прекратил обучение Шопена, прошло примерно семь лет их занятий. После этого Фредерик окончил обучение в училище и стал брать уроки теории музыки у Йозефа Эльснера, композитора.

В этот период юноша уже находился под покровительством Антона Радзивила и князей Четвертинских. Им понравились обаятельная внешность и изысканные манеры молодого пианиста и они поспособствовали тому, чтобы ввести юношу в высший свет.

С ним был знаком и . Молодой Шопен произвел на него впечатление юноши спокойного и не требующего каких-либо дополнительных комментариев. Его манеры были такие… аристократичные, что его воспринимали словно какого-то князя. Он произвел на многих впечатление своей утонченной внешностью и остроумием, а его чувство юмора свело на нет само понятие «скука». Разумеется, его присутствию были рады!

В 1829-ом году Фредерик уехал, как принято говорить сейчас, на гастроли. Он успел выступить в Вене и Кракове. И спустя совсем немного времени в его родной Польше вспыхнуло восстание. Но добиться свободы полякам не удалось. Восстание было жестоко подавлено Россией. В результате у молодого музыканта навсегда пропала возможность вернуться на родину. В порыве отчаянья он пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

В какой-то момент он влюбился в писательницу Жорж Санд. Но их связь принесла ему больше душевных переживаний, нежели счастья.

Но, несмотря на это, музыкант сохранил глубинную духовную связь со своей родиной. Во многом он черпал вдохновение в польских народных песнях и танцах. При этом совершенно их не копировал. Что не помешало его произведениям стать народным достоянием. Асафьев написал о творчестве Шопена следующие слова:

«В творчестве Шопена, - писал академик, - вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный, гордый характер страны, ее думы и песни».

Он долгое время прожил во Франции, поэтому и закрепилась за ним французская транслитерация его имени. Свой первый концерт в Париже он дал будучи двадцати двух лет от роду. Это выступление оказалось крайне успешным, и слава Шопена росла необычайно быстро, хотя и не все пианисты и знатоки признавали его талант.

О несчастной любви

В 1837-ом году прекращается его связь с Жорж Санд, и он чувствует первые признаки болезни легких.
Вообще, кто был более несчастным в их союзе, – это вопрос довольно спорный.

Дело в том, что с точки зрения биографов Шопена, ничего, кроме горя, связь с Санд ему не принесла. С точки зрения писательницы, пианист был человеком малоуравновешенным, крайне ранимым и вспыльчивым. Еще его называли «злым гением» и «крестом» писательницы, так как она нежно и преданно заботилась о его здоровье, несмотря на его выходки.

Что касается виновника разрыва, то, по источникам приверженцев Шопена, это она бросила его в сложную минуту, а со стороны биографов Санд – она решила свести их сожительство в сторону дружбы, так как боялась за его здоровье. Должно быть, еще и за здравый смысл.

Изводила ли она его своими дурачествами, или же он сам просто был совсем уж замкнут – это вопрос, ответ на который покоится в глубине времен. Санд написала роман, в главных героях которого критики увидели образы ее самой и ее возлюбленного. Последний в итоге стал причиной преждевременной смерти главной героини; сам Шопен в негодовании отрицал, что вообще имеет отношение к образу того закоренелого эгоиста.

Выяснять сейчас, «кто виноват», не имеет ни малейшего смысла. Данный факт из биографии этих людей искусства я привел лишь затем, чтобы показать, что привычка перетягивать на себя одеяло и искать виновных даже в том, кого раньше любил, сводят на нет все лучшие черты благородных личностей, какими бы великими они ни были. А может, и не были они такими уж и величественными? Слишком велико почтение перед «Великими» пианистами и композиторами, чтобы осознавать истоки их гения. А в ряде случаев они платят за свой гений своими личностными качествами. А порой – и рассудком.

Окончание жизненного пути

Как бы то ни было, разрыв с Санд серьезно подорвал его здоровье. Он захотел сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, а потому переехал жить в Лондон. Там он стал выступать с концертами и заниматься преподавательской деятельностью.

Но как раз-таки сочетание успеха и нервного образа жизни окончательно доконали его. В октябре 1849-го года он вернулся в Париж, где и скончался. Согласно его воле, его сердце было перевезено в Варшаву и захоронено в одной из колонн Церкви Святого Креста. Шопен является едва ли не единственным польским композитором такого уровня и международного масштаба.

В основном он работал в жанре камерной музыки. Можно сказать, что именно этот жанр лучше всего отражал его замкнутую натуру. Потому как именно в качестве композитора он был бы и замечательным симфонистом.

В своих произведениях – балладах и полонезах – Шопен рассказывает о своей любимой стране – Польше. И если родоначальником жанра этюдов был

Польский композитор и пианист Фредерик Францишек Шопен (польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) родился 22 февраля (по другим источникам 1 марта) 1810 года в деревне Желязова Воля под Варшавой в семье школьного учителя.

Когда Шопену исполнилось 7 лет, его начали учить игре на фортепиано. Тогда же, в 1817 году, был издан сочиненный им полонез соль-минор.

В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжив заниматься музыкой с директором Варшавской консерватории Иосифом Эльснером. В 1825 году его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду - бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию, ее окончание в 1829 году формально завершило музыкальное образование композитора. В том же году Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 году Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». Это произошло в 1831 г., и после этого Шопен никогда не возвращался на родину.

В 1831 году он поселился в Париже , поразив публику своими мазурками и полонезами - жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики XVIII в. оставили своим последователям.

В Париже Шопен был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами и композиторами.
Между тем, у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831 году. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы.

В 1837 году начался его роман с баронессой Дюдеван, которая приобрела широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Зиму 1838 - 1839 годов Шопен и Жорж Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Жорж Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.

16 февраля 1848 года он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию , где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки.
По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 года он написал свое последнее произведение - Мазурку f-moll соч. 68.4.

Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849 года. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. Шопена похоронили (согласно его желанию) на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с могилой его любимого итальянского композитора Винченце Беллини. На гроб высыпали горсть родной польской земли из подаренного когда-то друзьями серебряного кубка. Сердце Шопена, как он завещал, было захоронено в одном из костелов Варшавы.

Творчество Шопена оказало влияние на многие поколения музыкантов. Композитор по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Шопен был одним из немногих композиторов, сочинявших только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета.

Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип - польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) - небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски.

За всю жизнь Шопен дал не более тридцати публичных концертов, в основном выступая в домах своих друзей. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен, по отзывам современников, этот стиль отличала ритмическая свобода - он продлевал одни звуки за счет сокращения других

С 1927 г. в Варшаве каждые пять лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена . В 1934 г. организован Институт Шопена (с 1950 г. - Общество им. Ф. Шопена). Общества Шопена существуют в Чехословакии, Германии, Австрии, до 2-й мировой войны 1939 - 45 гг. существовало во Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открыт Дом-музей Шопена, в 1985 г. - основана Международная федерация обществ Шопена.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Фридерик Шопен относится к числу композиторов, сыгравших основополагающую роль в национальной музыкальной культуре. Подобно Глинке в России, Листу в Венгрии, он стал первым польским музыкальным классиком. Но Шопен - это не только национальная гордость поляков. Не будет преувеличением назвать его одним из самых любимых слушателями всего мира композиторов.

Шопену пришлось жить и творить в трудную для польского народа эпоху. С конца XVIII века Польша, как самостоятельное государство, перестала существовать, ее поделили между собой Пруссия, Австрия и Россия. Не удивительно, что вся I половина XIX века прошла здесь под знаменем национально-освободительной борьбы. Шопен был далек от политики и не принимал непосредственного участия в революционном движении. Но он был патриотом, и всю жизнь мечтал об освобождении своей Родины. Благодаря этому всё творчество Шопена оказалось тесно связано с самыми передовыми устремлениями эпохи.

Трагичность положения Шопена как польского композитора заключалась в том, что он, горячо любя родную страну, был оторван от нее: незадолго до крупнейшего польского восстания 1830-го года он выехал за границу, откуда ему никогда уже не суждено было вернуться на Родину. В это время он был на гастролях в Вене, затем отправился в Париж и на пути туда, в Штутгарте, узнал о падении Варшавы. Это известие вызвало у композитора острейший душевный кризис. Под его влиянием сразу изменилось содержание шопеновского творчества. Именно с этого момента начинается подлинная зрелость композитора. Полагают, что под сильнейшим впечатлением трагических событий был создан знаменитый «Революционный» этюд, прелюдии a-moll и d-moll, возникли замыслы 1-го скерцо и 1-й баллады.

С 1831 г. жизнь Шопена связана с Парижем, где он жил до конца своих дней. Таким образом, его творческая биография складывается из двух периодов:

  • I - ранний варшавский ,
  • II - с 31 года - зрелый парижский .

Вершиной первого периода стали сочинения 29-31 годов. Это 2 фортепианных концерта (f-moll и e-moll), 12 этюдов ор.10, «Большой блестящий полонез», баллада № I (g-moll). К этому времени Шопен блестяще завершил учебу в «Высшей школе музыки» в Варшаве под руководством Эльснера, завоевал славу замечательного пианиста .

В Париже Шопен познакомился со многими крупнейшими музыкантами, писателями, художниками: Листом, Берлиозом, Беллини, Гейне, Гюго, Ламартином, Мюссе, Делакруа. На протяжении всего зарубежного периода он неиз-менно встречался с соотечественниками, в частности с Адамом Мицкевичем.

В 1838 году композитор сблизился с Жорж Санд, и годы их совместного проживания совпали с наиболее продуктивным периодом шопеновского творчества, когда им были созданы 2, 3, 4 баллады, сонаты b-moll и h-moll, фантазия f-moll, полонез-фантазия, 2, 3, 4 скерцо, был завершен цикл прелюдий. Обраща-ет на себя внимание особый интерес к крупномасштабным жанрам.

Крайне тяжелыми были последние годы Шопена: катастрофически развивалась болезнь, мучительно переживался разрыв с Жорж Санд (в 1847 г.). В эти годы он не сочинил почти ничего.

После смерти композитора сердце его было перевезено в Варшаву, где хранится в костеле св. Креста. Это глубоко символично: сердце Шопена всегда принадлежало Польше, любовь к ней была смыслом его жизни, она стимулировала всё его творчество.

Тема родины - главная творческая тема Шопена , которая определила основное идейное содержание его музыки. В шопеновских сочинениях бесконечно варьируются отзвуки народных польских песен и танцев, образы национальной литературы (например, навеянные поэмами Адама Мицкевича - в балладах) и истории.

При том, что Шопен мог питать свое творчество лишь отзвуками Польши, тем, что сохранила его память, музыка его прежде всего польская. Национальная характерность - это самая замечательная черта шопеновского стиля, и именно она в первую очередь определяет его неповторимость. Интересно, что собственную индивидуальную манеру Шопен нашел очень рано и не изменял ей никогда. Хотя его творчество прошло ряд этапов, между ранними и поздними сочинениями нет столь резкого отличия, которое характеризует, к примеру, стиль раннего и позднего Бетховена.

В своей музыке Шопен всегда очень прочно опирается на польские народные истоки, на фольклор . Особенно наглядна эта связь в мазурках, что закономерно, ведь жанр мазурки непосредственно перенесен композитором в профессиональную музыку из народной среды. Следует добавить, что прямое цитирование народных тем вовсе не характерно для Шопена, как и связанная с фольклором бытовая простота. Фольклорные элементы удивительным образом сочетаются с неподражаемым аристократизмом. В тех же мазурках музыка Шопена насыщена особой духовной утонченностью, артистизмом, изяществом. Композитор как бы возвышает народную музыку над бытом, поэтизирует ее.

Еще одна важнейшая черта шопеновского стиля - исключительное мелодическое богатство. Как мелодист он не знает себе равных во всей эпохе романтизма. Шопеновская мелодия никогда не бывает надуманной, искусственной и обладает удивительным свойством сохранять одинаковую выразительность на всем своем протяжении (в ней совершенно нет «общих мест»). Достаточно вспомнить лишь одну шопеновскую тему, чтобы убедиться в сказанном - о ней с восторгом сказал Лист: «Я отдал бы 4 года жизни за то, чтобы написать этюд № 3» .

Антон Рубинштейн назвал Шопена «бардом, рапсодом, духом, душой фортепиано». Действительно, все самое неповторимое в шопеновской музыке - ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии - связано с фортепиано. Произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у него совсем немного.

Несмотря на то, что за всю свою жизнь композитор выступил публично не более 30 раз, а в 25-летнем возрасте фактически отказался от концертной деятельности из-за физического состояния, слава Шопена-пианиста стала легендарной, с ней могла соперничать разве что слава Листа.

Фредерик Франсуа Шопен - великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.


Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

Музыка

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.


Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Расцвет творчества

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством И. С. Баха.

Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена - это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.

Шопен-педагог

Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Талантливый польский музыкант проявил себя ещё и в качестве гениального педагога. Фредерик Шопен является создателем уникальной пианистической методики, которая помогла многим пианистам обрести настоящий профессионализм.


Адольф Гутман был учеником Шопена

Помимо талантливых учеников, у Шопена обучалось много барышень из аристократических кругов. Но по-настоящему из всех подопечных композитора прославился только Адольф Гутман, который стал впоследствии пианистом и музыкальным редактором.

Портреты Шопена

Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа.

Портрет Шопена. Художник Эжен Делакруа

Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото польского музыканта. Историки насчитывают как минимум три дагерротипа, на которых по исследованиям запечатлен Фредерик Шопен.

Личная жизнь

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.

Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”.

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.


История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлён с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображен композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.

Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез.


Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения.

Смерть

Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд в 1847 году. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает свое последнее турне по Великобритании, в которое он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он еще какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал.

Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Фредерик Шопен умер в середине октября 1849 года. Причиной его смерти стал осложненный туберкулез легких.


Памятник на могиле Фредерика Шопена

По завещанию композитора его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в одном из католических храмов польский столицы.

Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.


Фасад варшавского аэропорта имени Фредерика Шопена

В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Имя Шопена с 2001 года носит польский аэропорт, который находится на территории Варшавы. Интересно то, что один из терминалов называется «Этюды» в память о бессмертном творении композитора.

Имя польского гения настолько популярно среди знатоков музыки и простых слушателей, что некоторые современные музыкальные группы пользуются этим и создают лирические композиции, стилистически напоминающие произведения Шопена, и приписывают им его авторство. Так в свободном доступе можно найти музыкальные пьесы под названием «Осенний вальс», «Вальс дождя», «Сад Эдема», настоящими авторами которых являются группа «Secret Garden» и композиторы Поль де Сенневиль и Оливер Тусен.

Произведения

  • Концерты для фортепиано с оркестром - (1829-1830)
  • Мазурки - (1830-1849)
  • Полонезы - (1829-1846)
  • Ноктюрны - (1829-1846)
  • Вальсы - (1831-1847)
  • Сонаты - (1828-1844)
  • Прелюдии - (1836-1841)
  • Этюды - (1828-1839)
  • Скерцо - (1831-1842)
  • Баллады - (1831-1842)


Имя: Фредерик Шопен (Frederic Chopin)

Возраст: 39 лет

Место рождения: Желязова-Воля, Польша

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: Польский композитор, пианист, педагог

Семейное положение: не был женат

Фредерик Шопен - биография

Польский композитор, создавший произведения для фортепиано, которые легли в основу обучения игре на пианино. В арсенале сочинений Шопен не имеет сочинённой им музыки для оркестра, но это не умаляет его мастерства, как создателя польской музыкальной школы игры на пианино.

Детство, семья композитора

Отец Фредерика был учителем, которого часто нанимали для детей в качестве гувернёра. Мать была интеллигентного дворянского происхождения. Музыка и поэзия – это два основных вида искусства, которым в семье уделяли большое внимание. В семье помимо единственного сына было три девочки. Только мальчик унаследовал от матери умение играть на фортепиано: она умела прекрасно петь и играть на пианино. Вся биография Шопена, как композитора, складывалась благодаря воспитанию, заложенному в него родителями. Музыкальный инструмент часами не утомлял мальчика, он с удовольствием разучивал новые произведения, подбирая знакомые мелодии.


Ребёнок с пяти лет уже выступал с концертами, в семь лет его определили к известному в Польше пианисту Войцеху Живному, которому удалось за пять лет сделать из одарённого ребёнка виртуоза игры на фортепиано. Параллельно его учил композиции Юзеф Эльснер. Юноша любит путешествовать, бывать в театрах в Берлине, Праге и Дрездене. Шопен приезжал в Россию, покорил своей игрой Александра I, и был награждён императорским бриллиантовым перстнем. Судьба благоволила к одарённому молодому человеку и вписывала в страницы биографии много удачных моментов жизни музыканта.

Концертная деятельность Шопена

Концерты, сделавшие популярным Шопена, он начинает давать с девятнадцати лет. Варшава и Краков рукоплескали таланту. Музыкант уезжает на гастроли в Германию, там он узнаёт, что на родине подавили восстание, в пользу которого он всегда высказывался. В Польшу возвращаться было нельзя, и Фредерик скрывается в Париже. Музыканту аплодирует Вена и вся столица Франции. Многие знаменитые композиторы восхищались музыкальной гениальностью Шопена. Среди них были немец и венгерский композитор Ференц Лист.

Творчество Шопена

Судьба Родины волнует композитора, и он сочинил на стихи Адама Мицкевича 4 баллады о своей любимой стране. Этим он не ограничился и написал танцевальные мелодии, предложив почитателям своего таланта мазурки, вальсы, полонезы. Он автобиографичен в своей музыке, одновременно приближает её к народной.

В его сочинении и исполнении по-новому звучит привычный для всех ноктюрн. Теперь это не тихая ночная песня. Это описание природы с глубоким лирическим подтекстом с трагическими переживаниями композитора. В период увлечённости Шопена творчеством Баха им создаются двадцать четыре прелюдии, которые также расширяют возможности этого классического музыкального произведения.

Педагогическая деятельность композитора

Польский композитор проявил себя как гениальный создатель уникальной методике, которая стала использоваться в обучении молодых пианистов. У педагога было много учеников и учениц, но только одно имя вошло в историю польской музыки: пианист и музыкальный редактор Адольф Гутман. Шопен имел много друзей среди настоящих мастеров в области литературы, живописи и фотографии. Большинство из них создавали портреты композитора.

Фредерик Шопен - биография личной жизни

В личной жизни композитора не всё было так же безоблачно, как и в его творчестве. Она была полна трагичности. Фредерик от матери унаследовал чуткую, нежную и ранимую душу. Но не нашёл в своих женщинах счастья и спокойствия. Первой, кому он открыл своё сердце, была молодая Мария Водзиньская, рождённая так же, как и он, в Польше. Состоялась помолвка, после которой родители со стороны невесты решили убедиться в том, что жених их дочери состоятелен. Финансовое благополучие композитора им показалось недостаточным, и свадьба не состоялась. Шопен отразил всю свою скорбь в музыке.


Через год он увлёкся баронессой . Ходила она в мужском костюме, была ярой феминисткой, писала романы, подписывая их «Жорж Санд». На момент знакомства с композитором ей было 33 года, а Фредерику исполнилось 27 лет. Отношения долго скрывались от общественности. Встречи влюблённых проходили на острове Майорка, климат и напряжение в отношениях вызвали у Шопена ослабленность организма, он заболел туберкулёзом. В этой паре отмечалась сильная воля властной графини, и бесхарактерность и подчинение молодого композитора.

Смерть Шопена

Фредерику Шопену становилось хуже. Окончательный разрыв с любимой поверг музыканта в уныние, но он предпринимает поездку в Великобританию с концертами. В путешествии его сопровождала ученица Джейн Стирлинг. После возвращения в Париж он дал ещё несколько музыкальных представлений, слёг и уже не поднимался с постели до самой смерти.