Open
Close

Картотека игр и упражнений по психогимнастике.


Психогимнастика в детском саду
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Структура комплекса психогимнастики

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.

Занятия проводятся два раза в неделю, длится от 25 минут до 1 часа 30 минут.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

І фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель : выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель : выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

Фаза носит психопрофилактический характер.

ІІІ фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе - "минутка шалости". Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно заранее договорится с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.

Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

Дошкольников в группе не должно быть более шести. В психопрофилактической работе - 10 -12 детей.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи позначен словом фон). С их помощью легче "заразить" других детей нужной эмоцией.

Психолог или педагог ведет журнал, в котором указывается причина направления ребенка на психогимнастику.

Пример записи.

Группа № 1.

1. Катя М. - робость, страхи.
2. Сережа С. - неустойчивое внимание, расторможенность.
3. Саша М. - пониженное настроение.
4. Юра Г. - упрямство, жадность.
5. Лена К. - фон.

Цель курса психогимнастики для группы № 1 .

1. Обучение детей выразительным движениям.
2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
3. Формирование у детей моральных представлений.
4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
5. Снятие эмоционального напряжения.
6. Обучение ауторелаксации.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей.

Специфика организации занятий.

1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.
2. Все занятия строится на сюжетно-ролевом содержании.
3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчит тренировку внутреннего внимания детей.
4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач.
5. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

Опубликовано 1 апреля 2013 - 21:39 пользователем admin

Введение психогимнастики под силу каждому воспитателю и позволит поставить учебно-воспитательный процесс в детском саду на глубинную психологическую основу, органично соединить формирующее влияние взрослого на ребенка с учетом его природных наклонностей и способностей. Психогимнастика -это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка , его познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Методика занятий психогимнастикой довольно проста. Группы комплектуются по возрасту, в каждой - не более шести детей, имеющих различные психологические особенности, например: чрезмерная подвижность или моторная заторможенность, слабая концентрация внимания, истеричность, боязливость, замкнутость и пр.

Занятия психогимнастикой проходят в четыре этапа. На первом проводят мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных эмоциональных состояний и чувств , а также на развитие внимания и памяти.

На втором этапе добиваются выражения отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.

Третий этап занятия имеет психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Развиваются способность природного воплощения в заданный образ, коррекция отдельных черт характера, тренинг общения.

На четвертом этапе - снятие психоэмоционального напряжения , расслабления, внушение настроения, желательных способов поведения и черт характера.

Занятие длится от 25 мин до 1 часа и более (при необходимости и желании детей).

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий. Продолжительность его при двух занятиях в неделю - около трех месяцев.

Работу детей в психогимнастической группе воспитатель фиксирует в специальном дневнике. Можно предложить уровневую систему оценки выполнения задач в каждой игре, каждого этапа занятия и комплекса в целом. Уровни показателей (высокий, средний, низкий) каждого участника тренинговой группы дополняются текстовыми заметками, которые представляют собой развернутую форму наблюдений за детьми, самоанализ эффективности работы воспитателя, причин ошибок, предложения педагога.

Следует подчеркнуть необходимость творческого подхода к планированию и проведению психогимнастики с детьми - ориентироваться на индивидуальные различия детей, прибегать к импровизации, не бояться отойти от плана, если этого требует ситуация. Позиция педагога на психо-гимнастических занятиях должна быть исключительно партнерской. Дети должны чувствовать себя свободно, не замечать оценочного отношения к ним воспитателя, тем более негативного. Обстановка раскованности, естественности, спонтанности при добровольной внутренней дисциплине - вот тот идеал, к которому следует стремиться каждому.

Вниманию практиков предлагаем образцы игр-упражнений по психогимнастике для разных возрастных групп детей.

Младшая группа дошкольников

Игра «Запомни свою позу»

Цель игры: развитие моторной памяти.

Дети становятся в круг или размещаются в зале произвольно. Каждый ребенок должен выбрать определенную позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются. А как музыка закончится - возвращаются на свои места и становятся в те же позы.

Игра «Сова»

Цель игры: развитие самоконтроля.

Дети выбирают ведущего и сову, которая садится в гнездо и под музыку спит. Малыши начинают произвольно бегать и прыгать. Ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает «летать». Все игроки сразу должны замереть. Кто шевельнется или засмеется - становится совой. И игра продолжается.

Этюд «Тише!»

Цель: развитие волевой саморегуляции.

Двое мышат должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на цыпочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише»! Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок». Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приложен к сжатым губам, брови «идут вверх».

Этюд «Кротость»

Цель этюда: выражение удовольствия, радости.

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прищуривает глаза от удовольствия, мурлычет трется головой об его руки.

Этюд «Собака лает и хватает за ноги»

Цель этюда: выражение страха.

Ребенок гуляет. Мимо на поводке ведут собаку, которая лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать к его ногам. Звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».

Игра «Шарфики»

Цель игры: расслабление мышц шеи.

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, завязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейки.

Средняя группа дошкольников

Этюд «Отдай»

Цель этюда: тренировка выразительности жеста

Ребенок требует отдать ему игрушку. Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями вверх.

Этюд «Удивление»

Цель этюда: выражение удивления.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл ее, а когда открыл, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула... собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки подняты.

Этюд «Любящие родители»

Цель этюда: выражение любви.

В зале звучит колыбельная. Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь, с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам также тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица смотрит на них ласково, с любовью. Выразительные движения: сложить перед собой руки, охватывая пальцами локоть другой руки, методично покачиваясь под музыку вправо-влево, на лице улыбка.

Этюд «Сердитый дедушка»

Цель этюда: выражение гнева.

К дедушке в деревню приехал внук и сразу пошел гулять. Дедушка рассердился, что внук пошел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с ним? Мимика: нахмуренные брови. Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», тема Дедушки.

Этюд «Хочу и все»

Цель этюда: выражение глупого упрямства.

Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить спортивные тапочки. В том же магазине продавались двухколесные велосипеды.

Я хочу этот велосипед, - сказал мальчик.

Мама показала ему кошелек и шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед.

А мне что до этого! - Громко закричал мальчик и даже топнул ногой.

Хочу и все!

Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына. Она потащила мальчика за руку, чтобы выйти с ним скорее из магазина, но он подогнул под себя ноги и повалился назад. У мамы не хватило сил, чтобы удержать руку сына в своей руке. И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками по нему.

Старшая группа дошкольников

Игра «Вот так позы!»

Цель игры: развивать наблюдательность.

Игроки становятся в различные позы. Ведущий должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

Игра «Тень»

Цель игры: та же.

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага позади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна точно воспроизвести все действия первого ребенка, который может сорвать цветок на обочине, то нагнется за красивым камнем, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

Этюд «Зачарованный ребенок»

Цель этюда: адекватное использование жеста.

Ребенка очаровали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления (шкаф, стол, внизу, вверху, там и т.п.).

Этюд «Вежливый мальчик»

Цель этюда: выражение вежливости.

По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчик.

Этюд «Спать хочется»

Цель этюда: расслабление мышц. Мальчик попросил отца, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше его клонит в сон. Он долго борется со сном, но в конце засыпает.

Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови подняты, голова клонится вниз, руки опущены.

Подготовительная группа дошкольников

Этюд «Возьми и передай»

Цель этюда: тренировка выразительности движений.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

Этюд «Праздничное настроение»

Цель этюда: выражение радости.

Дети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу под музыку Н. Римского-Корсакова (вступление к 1-го акта оперы «Сказка о царе Салтане», отрывок) торжественным маршем и, проходя мимо группы, стоящей у стены, приветствует ее поднятием вверх правой руки. (Дети должны представить, что они в праздничной одежде идут на праздник. Настроение у них радостное, праздничный). Выразительные движения: идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова поднята, на лице - улыбка.

Этюд «Капитан»

Цель этюда: выражение смелости, уверенности.

Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свищет ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он поведет свой корабль в порт назначения. Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.

Этюд «Нахал»

Цель этюда: выражение наглости.

Мальчик с гармошкой сел на скамейку под окнами жилого дома и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только заснула больная дочка! »-« А мне что? »- сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.

Этюд «Солнышко и облачко»

Цель этюда: напряжение и расслабление мышц ног.

На пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают). Повторить 2-3 раза.

Эльвина Хабибуллина
Консультация «Психогимнастика для дошкольников»

«Психогимнастика »

Что такое психогимнастика ? Из самого звучания слова становится ясно, что это что-то связанное с движением и психикой . Но при чем же тут музыка? Дело все в том, что любое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциями. Психогимнастические упражнения объединяют различные психические функции – то есть сводят в единое целое мышление, эмоции и движения и помогают ребенку научиться сознательно ими управлять. А поскольку язык музыки – это язык образов, эмоций и чувств, вполне естественно, что она играет далеко не последнюю роль в занятиях психогимнастикой . И наоборот, научившись понимать свои и чужие эмоциональные состояния, приобретя умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения (то есть познакомившись с понятиями : приятно, неприятно, беспокойно, страшно, удивительно и другими, ребенок лучше поймет образный строй музыки.

Психогимнастика развивает у ребенка умение управлять своими психическими процессами , творческие способности и эмоционально-коммуникативные навыки.

Все занятия проходят в форме игр – драматизаций на понятные и увлекательные для ребенка темы. Это могут быть «Магазин игрушек» , «В гостях у Бабы Яги» или, например, «Гонки на машинах» . Персонажами игр становятся и взрослые, и дети. Каждое упражнение включает фантазию, чувства и движения ребенка, чтобы он научился произвольно воздействовать на каждый из этих элементов. Еще одно важное условие психогимнастической игры – обязательное отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события сюжета должны быть воображаемыми. Вначале образы фантазии предлагает взрослый, а ребенок свободно их развивает, а со временем можно будет включить в занятие творческие идеи и предложения самого ребенка. Помогите ребенку получить удовольствие от таких игр, ведь они учат нелегкому делу : умению управлять собой. Ну а подходящая по образному содержанию музыка станет им ценным помощником в этих занятиях.

Игры гномиков

Привет, малыш! Сегодня мы с тобой познакомимся с маленькими волшебными человечками и поиграем с ними. Этих человечков зовут гномиками.

Они такие же маленькие, как и ты, а бывают еще меньше. (Покажите рукой произвольную высоту от пола) . Покажи, какие малюсенькие бывают гномики? (Ребенок показывает рукой меньшую высоту) .

Еще у них есть длинная борода. (Покажите какая. Ребенок показывает на себе, какая у гномиков длинная борода)

На ногах гномики носят деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат башмачки? (Ребенок топает ножками) .

Живут гномики в маленьком домике, который очень сладкий. Он сделан из пряников. (Покажите, какой сладкий у гномиков домик. Ребенок облизывается) .

После этого вы можете спеть веселую «Пряничную песенку» муз. А. Журбина

Я – дедушка, когда я буду хлопать в ладоши, гномики (ребенок) шагают ко мне. А если я запою песенку (поете «ля-ля-ля» , начинают прыгать. (Попеременно прохлопываете какой-нибудь ритм в ладоши и поете, ребенок выполняет соответствующее движение.)

На голове у гномиков колпачки с бубенчиками. Стали они хвастаться у кого звонче звучит бубенчик. (Поете песенку «Бубенчики» , под которую ребенок выполняет движения). Бубенчики висят, качаются, звенят.

Повторим мы их звон : динь-динь, дан-дан, дон-дон.

(обратите внимание, чтобы ребенок выполнял это движение расслабленно) .

Пришли гномики к озеру – и ну давай брызгаться. Кулачки сжали и колотят по воде : раз, два, три. Летят брызги во все стороны. Стали гномики баловаться – все быстрее и быстрее по воде колотят (считаете с ускорением – раз, два, три, а потом с постепенным замедлением). Устали гномики, кулачки стучат тихо-тихо.

Отдохнули гномики (ребенок расслабляет руки, чтобы они свободно висели и качались вдоль туловища, и стало им скучно. Решили гномики брыкаться и скакать на одной ножке (прыжки и подскоки под песенку «Скок-скок, поскок» )

Скок, скок, поскок, молодой дроздок, по водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька – невеличенька. Сама с вершок, голова с горшок.

А тут сильный ветер подул, прямо к земле валит. Гномики то одним боком повернутся, то другим, прикрывают голову от ветра, ножки пошире ставят. Так и дошли до леса.

Вдруг увидели гномики – посреди лесной поляны медведь развалился и спит. Что делать? Сняли гномики тогда свои шапочки и тихо на цыпочках прошли мимо спящего мишки. Если я вижу, что мишка просыпается, тихонечко пою : «Ку-ку» - и гномик застывает на месте, чтобы медведь его не заметил. А когда махну рукой, – можно идти. (Ребенок очень тихо подходит к медведю, несколько раз останавливаясь на пение взрослого «ку-ку» , потом осторожно перешагивает через медведя, плавно, боясь лишний раз пошевелиться).

Ура! Вот мы и пришли домой. Давай возьмемся за руки и убежим назад, в наш пряничный домик.

После занятия с элементами психогимнастики поговорите с ребенком, обсудите, какие эмоции он испытывал в ходе игры. Дети, как правило, не могут полностью осознавать все свои ощущения, но это пока что и неважно. Пусть ребенок сосредоточиться хотя бы на одном своем мышечном ощущении и сравнит хотя бы пару противоположных эмоций (например, радость – печаль) . Это поможет в будущем развить способность к сознательным сменам эмоциональных и мышечных ощущений. Мастерски используя музыку в своих играх, вы поможете ребенку овладеть этими непростыми навыками. Ведь все дети интуитивно ощущают образы и характер звучащей музыки, а значит, могут развить в себе умение сознательно различать эмоции.

Для того, чтобы научить ребенка различать в музыке противоположные эмоции – радость и грусть, поиграйте в игру

«В гостях у Мажора и Минора»

Когда-то давным-давно на свете существовал Серый город. Серым он назывался потому, что жители этого города знали всего лишь одну песню, звучащую на одном звуке. Они пели ее и в радости и в грусти. Их жизнь от этого казалась скучной и однообразной. Но вот в один прекрасный день все переменилось : появились в нем два музыканта. Они были родными братьями, но совершенно не были похожи друг на друга. Брат по имени Мажор был улыбчивым, жизнерадостным, любил шутить и приплясывать. На своей дудочке он играл такую мелодию. (Поете радостно)

На зеленом лугу, их-вох! Раз нашел я дуду, их-вох»

То не дудка была, их-вох, веселуха была, их-вох!

(Спросите ребенка, каким он представляет брата Мажора, попросите показать, как он играл на дудочке, как танцевал и смеялся).

Другого брата звали Минор. Он был печальным и немного угрюмым, любил вечерком посидеть у реки и погрустить о чем-нибудь. У него тоже была дудочка, на ней он играл песенку, которая была похожа на песенку брата Мажора. (Поете грустно)

На зеленом лугу, ой-ой! Раз нашел я дуду, ой-ой»

То не дудка была, ой-ой, веселуха была, ой-ой!

(Спросите, чем отличается песенка брата – Минора? Хочется ли под нее плясать? Что хочется делать под такую песенку)

Жители города полюбили и самих братьев, и их музыку. Ведь не могут люди все время только веселиться или только грустить. Теперь и в радости и в горе у них была разная музыка. И серый город перестал быть таким скучным, а стал разнообразным и цветным.

После прослушивания сказки инсценируйте песенки братьев. Пусть кто-то из вас сыграет роль Мажора, а кто-то Минора. Покажите, как играет брат Мажор на дудочке (помните, все должно быть воображаемым) . Движения, которые можно использовать для выражения радости – поднять вверх большой палец, остальные сжаты в кулачке; улыбка; пританцовывания. Пусть Мажор утешит Минора – погладит его по головке, обнимет, позовет танцевать. Попросите ребенка нарисовать портреты братьев.

Игра «Тучка и солнышко»

Исполнение этой песенки сопровождайте жестами : «солнышко» - растопыренные ладошки , улыбка на лице; «тучка» - сжатые кулачки, печальные глазки.

Тучка с солнышком опять (Ладошка и кулачок попеременно)

В прятки начали играть (Прячутся друг за друга)

Только солнце спрячется (Кулачок разжимается)

Тучка вся расплачется (Пальцы вяло опущены)

Только солнышко взойдет (Ладошки растопырены )

В небе радуга взойдет (Рисуем в воздухе радугу)

Для игр, развивающих сознательное различение противоположных эмоций используются стихи, которые можно инсценировать подходящими движениями, жестами и мимикой.

Встало солнце кислое. (Эмоции : печаль, уныние, тоска)

Смотрит – небо кислое (Движения вялые, мышцы расслаблены)

В кислом небе – кислое (Мимика : уголки рта опущены)

Облако повисло (Глаза полузакрыты)

И спешат несчастные кислые прохожие.

И едят ужасное кислое мороженое.

Даже сахар кислый! Скисло все варенье!

Потому что кислое было настроение.

(Э. Мошковская)

Отчего же ты грустна, серебристая луна?

Я вчера звезду с небес уронила в черный лес.

Зря печалишься, луна, ты на свете не одна.

Я на зорьке в лес пойду и найду твою звезду.

(Ф. Грубин)

Радость пробежала по дорожке (Эмоции : радость, восторг, удовольствие)

Радость распахнула все окошки. (Движения быстрые и энергичные)

Радуется клен, что он силен :

Радугу на ветке держит он. (Мимика : улыбка)

Рады зайцы, что спугнули волка. Новым шишкам радуется елка.

Радость запрягает лошадей. Разбудите, дети, всех людей!

Надевайте лучшие одежки – радость распахнула все окошки.

(М. Карем)

Рады, рады, рады (Эмоции : радость и удивление)

Светлые березы (Движения энергичные, с резкими остановками)

И на них от радости (С характерными для удивления жестами)

Вырастают розы. (Поднять плечи, руки развести в стороны)

Рады, рады, рады (Мимика : улыбка, поднятые вверх брови)

Темные осины и на них от радости растут апельсины.

То не дождь пошел из облака и не град.

То посыпался из облака виноград.

(К. Чуковский)

Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко применяются различные здоровьесберегающие технологии – медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные и.т.д.

В нашем ДОУ применяется один из видов здоровьесберегающей технологии – психогимнастика. Психогимнастика для детей представляет собой курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики. Психогимнастика наиболее доступна в применении для воспитателей и педагогов-психологов ДОУ, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психогимнастика в детском саду

Жадный пес

Ведущий читает стихотворение.

Жадный пес дров принес,

Йоды наносил, тесто замесил,

Пирогов напек, спрятал в уголок

И съел сам: «Гам-гам-гам!»

Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.

Злюка

Ребенок изображает злюку. Он сидит на стуле и смотрит на каждого со злостью и недоверием. Мимика. Брони сдвинуты, верхняя губа закушена.

Гроза

За окном гроза. Хлещет дождь, сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. Звучит музыка М. Раухвергера «Гром».

Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута, в плечи, плечи приподняты; брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыт, так что виден верхний ряд зубов; одна рука с силой сжимает другую.

Смелый заяц

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк. Выразительные движения. Поза - положение стоя, одна нога чуть впереди другой; руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.

Цветок

Теплый луч упал на землю и согрел в земле зернышко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед солнцу.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Ласка

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

Вкусные конфеты

1. У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами.

2. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку.

3. Разворачивают бумажки и берут конфеты в рот.

4. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика. Жевательные движения. Мимика удовольствия.

Король Боровик не в духе

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком.

Был король Боровик не в духе,

Короля покусали мухи.

Лисенок боится

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду: вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть на место.

Удивление

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл чемодан, а когда открыл его, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика. Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Золотые капельки

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки на лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен летний дождь. Звучит музыка Д. Христова «Золотые капельки». Выразительные движения. Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза раскрыты. Мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

Сосульке

У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдет - Гвоздь упадет. Выразительные движения. Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: расслабленные руки, присесть.

Шалтай - Болтай

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне

Выразительные движения. Ребенок поворачивает туловище вправо и влево, руки свободно болтаются - как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Кузнечик

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руку, чтобы прикрыть ладошками, а он - прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончиках пальцев.

Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности

Слушай хлопки

Играющие идут по кругу. Если ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста» стоять на одной ноге, руки в сторон). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие принимают позу «лягушки» присесть, пятки вместе, носки и колени врозь, и стороны, руки между ногами на полу. На три хлопка играющие возобновляют, ходьбу.

Вот так позы!

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести позы, когда дети вернутся в исходное положение:

Художник

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

Тень

Дна ребенка идут по дороге, один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

Игры на преодоление двигательного автоматизма

Запрещенное движение

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они повторяют движения для рук, которые показывает ведущий.

Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Дракон кусает свой хвост

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

Скучно, скучно так сидеть

Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше, чем детей.

Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть

Не пори ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остается без стула.

Реченька

В игре участвуют две группы детей. На полу обозначена неширокая речка. К ней подходят по одному ребенку от каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе. А кто нет, должен перейти в соседнюю. В какой группе под конец игры детей окажется больше, та и выиграла.

Вот он какой

Ребенок должен без слов «рассказать» о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит выразительные жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Этюды на расслабление мышц

Штанга

Ребенок «поднимает тяжелую штангу». Потом «бросает» ее. Отдыхает.

Винт

Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Качели

Ребенок стоя «качается на качелях». Выразительные движения.

1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад.

Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой.

Конкурс лентяев

Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук -

Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон:

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и (под музыку) стараются как можно глубже расслабиться.

Зеваки

Играющие идут по кругу, держась за руки; по сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Не выполнивший выходит из игры.

Четыре стихии

Играющие сидят по кругу. На слово «земля» опускают руки вниз, «вода» - вытягивают руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

Повтори за мной

Прохлопать ритм, который простучит карандашом ведущий. Если движения точные, остальные дети поднимают вверх большой палец, если неправильные - палец вниз.

Разведчики

В комнате расставлены стулья. «Разведчик» обходит стулья с любой стороны! «Командир» должен провести отряд тем же путем.

Запретный номер

Дети стоят по кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дети считают по очереди, вместо запретного числа - хлопок.

Белые медведи

Намечается место, где будут жить медведи. Двое детей берутся за руки. Со словами: «Медведи идут на охоту»- бегут, ловят играющих.

Веретено

Играющие делятся на две группы и встают друг за другом. На сигнал «Начинаем!» дети, стоящие первыми, должны быстро обернуться вокруг себя. Потом следующий берется за талию, и они оборачиваются вдвоем. Дети, обернувшиеся быстрее, побеждают.

Я не знаю!

Мальчики - «незнайку» о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами и разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не вдел ».

Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи.

Дружная семья

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят делом. Один лепит, другой вколачивает маленькие гвоздики, кто-то рисует и т. н. Дети должны производить руками такие движения, словно у них в руках реальные предметы.

Возьми и передай

Дети сидят по кругу на стульях и передают друг другу воображаемый предмет.

Встреча с другом

У мальчика был друг. Но пришло лето, и они расстались. Друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц, и вдруг мальчик видит: из троллейбуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались! (Объятия, улыбки)

Чунга-Чанга

Путешественник приплыл на корабле к Волшебному острову. Его окружили чернокожие дети. На них надеты пестрые юбочки, на руках и ногах - браслеты с колокольчиками, в ушах серьги. Они стали танцевать и петь:

«Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто...»

Путешественник решил остаться.

Игры в воде

Лето. Дети бегут к речке. Один мальчик поплыл на глубокое место, зажал нос и уши пальцами и погрузился с головой. Сидит, задержав дыхание, а потом - как выскочит из воды. Набрал побольше воздуха - и снова под воду. Все стали соревноваться: кто больше пробудет под водой.

Очень худой ребенок

Ребенок плохо ест.

Это кто там печально идет?

И печальную песню поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног,

И вот он лежит одинок.

Муравей повалил его с ног.

Митя из дому шел,

До калитки дошел,

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног.

Бабушка одевает Митю, кормит с ложечки. Мальчик идет, шатаясь, муравей, задев его усиком (пальцем), роняет.

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

На берегу моря

Дети играют с «камушками», «плещутся в воде». Накупавшись, выходят на песок пляжа, ложатся, закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают руки и ноги.

Любопытный

По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил и захотел узнать, что же это гам. Мужчина шел быстро и не замечал мальчика. А мальчик то с одной стороны, то с другой вился около, вытягивая шею. Мужчина остановился, положил сумку на землю и зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки, расстегнул молнию и заглянул. Разочарованно пошел к дому (там лежали ракетки).

Раздумье

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец, вышел на дорогу, но в какую сторону идти? Выразительные движения: ребенок стоит, одна рука поддерживает другую, на которую опирается подбородок.

Жар-птица

В царском саду росла яблоня. Стала прилетать жар-птица и клевать золотые яблочки. Пошел Иван-царевич караулить. Притаился он под яблоней и стал ждать. Увидел жар-птицу: вся она из золота, глаза хрустальные, дивится Иван-царевич. Выпрямился, схватил жар-птицу за хвост, но она вырвалась и улетела. Осталось в руках одно перо из ее хвоста. Поднял Иван-царевич перо - оно засияло-, засветилось все вокруг. (Вытянутая вперед шея, откинутая назад голова, поднятые брови, широко раскрытые глаза, улыбка.)

Старый гриб

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпки. (Стоять: колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу.) Игры на выражение различных эмоций.

Отвращение и презрение

Гадкий утенок

Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: «Хоть бы кошка тебя утащила, несносный урод!». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не смотрели!» Утенок не выдержал враждебного отношения к себе и убежал с птичьего двора.

1.Отвращение: голова оттянута назад, брови нахмурены, глаза прищурены.

2. Унижение: голова вниз, плечи сведены вперед.

Гнев

Гневная гиена

Гиена стоит у пальмы (стул). На пальме сидит обезьянка. Гиена ждет, когда обезьяна обессилеет от голода и жажды и спрыгнет. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-то приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

Я страшная гиена,

Я гневная гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

Разъяренная медведица

На лесной полянке мальчик увидел медвежонка. Медвежонок был смешным и веселым. Мальчик стал играть с ним. Вдруг послышалось рычание, это шла медведица. Мальчик быстро влез на дерево. Медведица стала царапать ствол когтями и рычать, злобно глядя на мальчика.

Ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит.

Что в углу?

Строится кровать из стульев. Ребенок «ложится спать». Входит дедушка. Он поправляет одеяло, выключает свет и уходит.

Что виднеется в углу

С черной тенью на полу?

Непонятное, немое,

Не пойму и сам какое,

Человек или предмет?

Ах, скорей зажгите свет!

Вдруг оно сейчас подскочит,

Утащить меня захочет?

Вдруг, издав ужасный стон,

Побежит за мной вдогон?

Схватит, стащит одеяло?

Свет зажгли - мне стыдно стало,

Я ошибся. Виноват

Это - дедушкин халат!

1 Беспокойство: надутые щеки, сощуренные глаза, углы рта опущены.

2 Сожаление, стыд: брови приподняты и сведены, плечи приподняты.

Пожар

Дна брата остались дома. Мама ушла. Братья загородили коридор стульями и стали играть в войну. Они нашли спички, зажигали их и бросали через стулья. «Ура! Пли! Огонь!»- кричали они.

Один спичка упала на тумбочку; там лежала газета, она загорелась. Ребята принесли в чашке воды и начали лить воду туда, откуда шел дым. Огонь побежал по стене. Братья испугались, убежали в комнату, но дым шел и сюда. Они залезли на кровать, закрылись одеялом и... потеряли сознание. Ребята очнулись в больнице. Мама рассказала, как к ним приезжали пожарные, они вынесли ребят из огня и потушили пожар.

Два рыболова

На мосту стояли два мальчика и удили рыбу. Один мальчик то и дело вытаскивал рыбку за рыбкой, а другой с досадой поглядывал на неё. На лице первого мальчика была улыбка, насмешка, как у задаваки.

Отображение положительных черт характера

Так будет справедливо

Мама ушла в магазин. Братья стали баловаться. Они бегали, боролись, кидали диванную подушку. Вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший подбросил подушку вверх и попал в люстру. Мама поставила провинившегося в угол. Старший брат встал рядом с младшим.

Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала, - спросила мама.

Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын, - ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев.

Справедливый папа

Мальчик с папой отдыхали за городом. У них был огород. Отец попросил сына собрать покрасневшую клубнику. Мальчик аккуратно выполнил поручение: не смял ни одного листочка, не сорвал ни одной зеленой ягодки. Он отнес ягоды домой и побежал на речку. Пока он купался, в огород залез поросенок и стал ходить по грядке с клубникой. Соседка увидела и увела поросенка.

Папа очень рассердился, увидев истоптанную грядку. Мальчик сказал, что это не он. Папа еще больше рассердился, он думал, что сын у него еще и лгун.

В это время пришла соседка и рассказала о поросенке. Папа обнял сына и сказал: «Я был не прав, что не поверил тебе. Прошу у тебя прощения».

Отображение отрицательных черт характера

Наглец

Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место:

Ты играешь под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка!

А мне-то что! - сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.

Притвора

Мальчики играют в пятнашки. Неожиданно водящий мальчик падает. Товарищи подходят, поднимают его, осматривают ногу. Внезапно мальчик вскакивает, пятнает ближайшего и бежит. Товарищи пытаются поймать его, но он убегает.

Карабас-Барабас

Ребенок изображает Карабаса-Барабаса. Он сидит на стуле и зловеще смотрит на Буратино. (Широко расставив ноги, притопывать, не отрывая, носка от пола; наклон вперед, руки на бедрах, брови сдвинуты.)

Три характера

Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать: «злюку», «плаксу», «ревушку». Отгадывающий ребенок должен узнать их по мимике и пантомимике.

Два друга

Пришли два юных друга

На речку загорать.

Один решил купаться -

Стал плавать и нырять.

Другой стоит на камушке

И смотрит на волну.

И плавать опасается:

«А вдруг я утону?!»

11ошли зимой два друга

Кататься на коньках.

Один стрелою мчится -

Румянец на щеках

Другой стоит растерянный

У друга на виду.

«Тут место очень скользкое,

А вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала

Однажды на лугу.

Один пробежку сделал,

Согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком,

И вот дела плохи

Лежит под одеялами -

«Кха-кха!» «Апчхи!»

Дети оценивают поведение ребят, пантомимически иллюстрируют стихотворение.

Формирование чувства уверенности Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем

Давайте познакомимся!

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч для этой игры, лучше использовать надувной мяч. Можно использовать и раскрашенный воздушный шар. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.

Расскажи стихи руками

В эту игру можно играть бесконечно - ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (всем телом), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем и сверстниками.

Развитие эмоциональной сферы

Баба Яга

(этюд на выражение гнева)

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть ее, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус

(этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл чемодан, а когда его открыл, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка

(этюд на выражение печали)

Золушки возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла туфельку...

Один дома

(этюд на выражение страха)

Мама енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Кот Васька

(этюд на выражение стыда)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Новая девочка

(этюд на выражение презрения)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках она держала красивую куклу, на голове у нее был красивый большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Про Таню

(горе - радость)

Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик (горе).

«Тише, Танечка, не плачь - не утонет в речке мяч!» (радость).

В лесу

(внимание - страх - радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток. А вдруг это волк или медведь? (страх). Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (радость).

Гадкий утенок

(презрение и печаль)

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногой. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).

Дуремар и Тортила

(презрение и гнев)

Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортилу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар ей отвечает: « Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортила, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь, ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом» (гнев).

Дюймовочка и майский жук

(отвращение и гнев)

Майский жук перенес Дюймовочку с листа кувшинки на ветку дерева. Девочка ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев).

Кто съел варенье?

(удивление и стыд)

Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?» На это мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).

Угадай эмоцию

На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумывал (вспоминал) ту ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети (зрители) должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Если эта игра проводится во время изучения интенсивности эмоций, то задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, удивление, а другому - восхищение (раздражение - ярость, печаль - горе и т. д.). Задача зрителей - как можно точнее определить данную эмоцию.

Лото настроений

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует количеству детей или количеству микрогрупп.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает ее сам, описывает словами, описывает ситуацию и т. д.). Задача детей: в своем наборе картинок отыскать животное с такой же эмоцией.

Испорченный телефон

Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза - «спят». Ведущий молча показывает первому участнику (именно он и ведущий не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им

показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен. Возможные вопросы при обсуждении:

По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?

Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?

Трудно ли было тебе понять другого участника?

Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

Снимается кино

(кинопроба)

Среди детей выбираются Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер - любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

Что было бы, если бы...

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя(ев) которой отсутствует(ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей в данном случае и почему.

После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя: Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.)? Можно разделить детей на микрогруппы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть данную ситуацию (одна группа продумывает и разыгрывает ситуацию, если герой картинки злится, другая - если веселится, и т. д.).

Рисуем настроение

Это задание очень многогранно по своим целям и способам выполнения. Вот некоторые варианты:

1. Начинать каждое задание (занятие) с выполнения рисунка на тему «Мое настроение сейчас».

2. Каждый рисует ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и «абстрактные», то есть когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов.

Солнышко

Зажечь внутри себя солнышко, попрыгать, похлопать в ладоши произнося: радость, радость, радость.

Небо

Обняться с небом, потянуться вверх, приподнявшись на носочки, раскинуть руки в стороны, соединить их на груди.

Волны

Изобразить волны руками, разведенными в стороны.

Мельница

Стать ветряной мельницей, руками делать большие круги по обе стороны туловища.

Круг дружбы

Сделать круг дружбы, обняться за плечи, покачаться, произнося «Пусть миру будет хорошо, от того, что мы есть»

Кулачок

Сойтись в тугой кулачок произнося «Вместе о счастье, крикнем Ура, Пусть нас веселыми видит Земля»

Встать по пальцам

Научить общению и взаимодействию без слов

Все сидят, отвернувшись от педагога, он поднимает над головой несколько пальцев, вслух считает до трех, после чего произносит «Замри». Он поворачивается, должно стоять столько детей, сколько было показано на пальцах.

Слушать за окном за дверью.

Научить внимательно слушать. Развивать воображение

По заданию все сосредоточивают внимание на звуках и шорохах из коридора (с улицы). После все перечисляют услышанное. Не допускается сочинять звуки. Составление единой сюжетной картины. Хлопки

Научить внимательно слушать, развивать моторные свойства.

В заданном темпе каждый хлопает не сбиваясь с ритма, один за другим и в обратном направлении. Главное не сбиться с темпа, по команде «хлоп» сразу меняется направление. (Усложнение: ритм и сила ударов)

Эхо

Научить общению без слов, помочь почувствовать свое участие

Дети должны ответить на хлопок педагога одновременно, единым хлопком, эхо должно быть дружным, (серия хлопков, постукиваний и др.)

Стою, на кого смотрю.

Развивать умение понимать мимику, жесты

Па кого смотрит педагог, тот встает, отменяется словами «Спасибо, садитесь» Трудность понимания детьми, что смотрят на него, учитывать особенности характера.

Мимика

Дети делятся на «шестерки» и с помощью жестов и мимики загадывают друг другу пословицы, загадки, сказки и др.

Моя профессия

Ребенок загадывает профессию. Остальные отгадывают задавая вопросы. Ребенок отвечает только Да и Нет.

Рассказ - рисунок о том, что вижу.

Педагог просит рассказать, что у него находится за спиной, задача детей при проверке педагог не увидел ничего нового. Первое время можно педагогу задавать вопросы.

Животные

Группа детей выбирает, в каких животных они превратятся (домашних, диких). После зачина «Где мы были, мы не скажем, а что делали

покажем», они имитируют движения определенного животного.

Если бы я был

Каждый участник должен выбрать себе, какой- нибудь предмет, вещь и пр. (мороженное, стул), погрузится в этот мир, вообразить себя этой вещью и от лица этой вещи начинает рассказ о ней, не называя ее, остальные отгадывают.


Психогимнастика для дошкольников становится очень популярной в последнее время. Ее используют в работе с детьми не только воспитатели детского сада и учителя, но и родители. Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Такое поведение ребенка может быть обусловлено наличием неврозов, различными нарушениями характера, задержками психического развития или нервно-психическими расстройствами, которые находятся в зоне пограничных нарушений (то есть еще не больной ребенок, но уже и не здоровый).

Особенно важны такие занятия в наше время, ведь нагрузки на дошкольников и школьников постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается.

В психогимнастику для дошкольников входят специальные этюды, игры и упражнения, задача которых — это развитие и коррекция разных компонентов детской психики, куда входит познавательная и эмоционально-личностная сфера. В прошлой статье я рассказывала о развитии познавательной сферы, сегодня поговорим о сфере эмоциональной.

Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

Чтобы занятия имели максимальный эффект, лучше проводить их в группах по 6 дошкольников. Но можно проводить занятия и с мамой вдвоем, если нет других вариантов.

Сегодня предложат вам один блок занятий, который можно проводить с дошкольниками и младшими школьниками.

1. Учим расслабляться.

— тряпичная кукла. Покажите детям тряпичную куклу. Пусть каждый по очереди попробует, как двигаются ее руки и ноги. Поднимите руки куклы и отпустите их. Пусть дети повторят. После работы с куклой предложите детям стать тряпичной куклой. Пусть они расслабляют руки, а вы поднимайте их и отпускайте.

— сонный котенок. Предложите дошкольникам сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть потянутся, зевнут, поморгают глазками, склонят набок голову и закроют глазки на несколько секунд.

— уставший пес. Предложите ребятишкам показать уставшего пса. Пусть немного наклонятся и пройдут наклоненными по кругу. Ноги должны почти не отрываться от пола, голова опущена. Затем пес садится и засыпает.

2. Учим выражать разные эмоции. Главной задачей на этом этапе является стимулирование детей к показу названных в этюдах эмоций. Если в этюде участвует одно действующее лицо, то можно участвовать всем детям одновременно. Взрослый должен читать стихотворение. Со временем дети его выучивают наизусть.

— Предложите детям отыграть этюд «Непослушный Саша» . В нем участвуют три ребенка.
Саша не хочет слушаться маму,
Саша капризный и очень упрямый.
Мама ему говорит одеваться,
Саша идет с полотенцем купаться.
Папа собрался с сыночком гулять,
Саша быстрей собирается спать.
Мама не знает и папа не знает,
Когда же их мальчик послушнее станет.

Этюды «Даша и кукла Катюшка» и «Вова и щенок» предназначен для показа одним ребенком. Пусть все девочки по очереди побывают в роли Даши, а мальчики – в роли Вовы.
Куклу подарили Даше,
Даша очень-очень рада.
Даша прыгает и скачет,
И уже два дня не плачет!
Даша кукле шьет одежку,
Даша куклу кормит с ложки.
Лучше всех ее Катюшка –
Кукла – лучшая игрушка!

Вове щенка подарили — он рад!
Он с ним играет и бегает в сад.
Любит щенка он сильней, чем игрушки,
Он даже спит на одной с ним подушке.

— Этюд «Щенок удивляется». В этюде участвует один ребенок.

Всему на свете удивляется щенок,
Зачем носить перчатки людям и носок?
Зачем с утра хозяин умывается
И каждый день куда-то собирается?
Зачем летают мухи, пчелки, птички
И почему едят жучков синички?
Все непонятно малышу, но интересно!
Он вырастет – и будет все известно!

3. Модели желательного и нежелательного поведения (выражение негативных эмоций, сравнение разных моделей поведения).

— «Мама огорчена». Петя разбросал игрушки. Мама вечером просит его собрать игрушки, а Петя не хочет. Мама огорчена, она смотрит на Петю и качает головой. Петя не хочет смотреть на маму, отворачивается и хмурит брови. Кто же будет собирать игрушки?

— «Лена помогла собачке». Песик Тузик бежал по огороду и поранил лапку. Он жалобно завыл, лег на траву и стал лизать больную лапку. Коля увидел Тузика, посмотрел на его лапку и побежал играть в футбол. Через время песика увидела Лена. Она заметила, что он лижет лапку, помазала ее зеленкой и забинтовала. Тузик в благодарность лизнул Лену в щечку.

— «Костя посадил дерево». Костя приехал в деревню к дедушке. Дедушка встал рано утром и пошел в огород. Костя побежал вслед за дедушкой и увидел, что дедушка копает ямки и собирается садить деревья. Костя попросил дедушку разрешить ему посадить самому дерево. Дедушка разрешил посадить вишню. Костя очень обрадовался. Он выкопал ямку, налил в нее воды, поставил саженец и закопал ямку. Ура, Костя посадил первое дерево в своей жизни!

Уважаемые читатели, все предложенные этюды и упражнения в статье «Психогимнастика для дошкольников» являются моими личными наработками, поэтому при перепечатывании материалов оставляйте, пожалуйста, ссылку на мой сайт. Давайте уважать труд друг друга…