Open
Close

Зарядка для первой младшей группы. ОРУ «Веселый огород». «Прыгаем с погремушкой»

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №1(сентябрь) без предметов «Солнышко»

ОРУ «Поиграем с солнышком»

1. «Греем ладошки»

Наше солнышко-колоколышко

2. «Ищем лучик»

3. «Радуемся солнышку»

Солнцу рады все на свете и воробушки и дети. 5 раз

И.п. – о.с. – Прыжки на двух ногах на месте.

Вот и кончилась игра!

А теперь на завтрак дружно зашагала детвора

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №2(сентябрь) без предметов «Солнышко»

Выглянуло солнышко и зовет гулять.

Как приятно с солнышком вместе нам шагать

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.

Выглянуло солнышко, светит высоко.

По тропинке с солнышком нам бежать легко.

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

ОРУ «Поиграем с солнышком»

1. «Греем ладошки»

Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,

Наше солнышко-колоколышко

И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 4 раза.

2. «Ищем лучик»

Показался солнца лучик – стало нам светлее.

Справа лучик, слева - лучик, стало веселее.

И.п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И.п., влево – И.п. – 2 раза

3. «Солнышко и тучка»

С музыкальным сопровождением. Музыка звучит (солнышко светит) – дети бегают, прыгают или танцуют. По окончании музыки дети останавливаются или приседают, складывают руки над головой «домиком». – 2 раза

С солнцем вместе мы шагали

И от тучки убегали.

Завтра будем мы опять

В солнце тучку мы играть. Ходьба стайкой за воспитателем.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе № 3(октябрь) без предметов «Веселый огород»

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.

Эй, лошадка, го-гоп,

Отвези нас в огород.

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

ОРУ «Веселый огород»

1. «Капуста»

2. «Морковка»

3. «Веселье»

Дружный наш огород веселиться и поет

И.п. – ос. Прыжки на двух ногах на месте. – 4 раза

Вот и кончилась игра!

Ходьба стайкой за воспитателем.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №4(октябрь) без предметов «Веселый огород»

В огород мы пойдем, урожай соберем!

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.

Эй, лошадка, го-гоп,

Отвези нас в огород.

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

ОРУ «Веселый огород»

1. «Капуста»

У капусты качены -вот такой величины!

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, - И.п. – 3 раза.

2. «Морковка»

Прячет морковка свой носик на грядке.

Видно, морковка играет в прятки!

И.п. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – и.п. – 4раза

3. «Горошина»

Не послушный горох

Раскатился …Ох, ох!

Вы, горошины, бегите.

Домик свой скорей найдите.

Бег врассыпную под музыку, с окончанием музыки дети бегут к воспитателю. – 2 раза.

Вот и кончилась игра!

А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №5(ноябрь) без предметов «Птицы»

Птицы улетали, крыльями махали.

Вот так, вот так крыльями махали.

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

ОРУ «Птички»

1.«Птички ходят по водичке»

2.«Пью птички»

3.«Зернышки клюют»

И воробушки тут как тут, зернышки с земли клюют.

И.п.- ноги на ширине плеч руки опущены, наклоны вперед.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №6(ноябрь) без предметов «Птицы»

Птицы улетали, крыльями махали.

Вот так, вот так крыльями махали.

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.,

Птицы улетали, крыльями махали.

Вот так, вот так крыльями махали.

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

ОРУ «Птички»

1.«Птички ходят по водичке»

Ходят по водичке птички-невелички.

Ходят, лапки поднимают птички – невелички.

Вот так, вот так ходят у водички

И.п. – о.с. ходьба на месте высоко поднимая колени. - 6 раз

2.«Пью птички»

Сели у водички птички – невелички.

Лапки, клювики помыть сели у водички.

И.п. – о.с. Приседание на месте. – 4 раза

3.«Непоседа-воробей»

Хорохорится, храбриться!

Только «Мяу» он боится!

Полетели птички, птички невелички.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №7(декабрь) без предметов «В гости к елочке»

Чтобы нам не потеряться

Нужно за руки держаться.

Отправляемся мы в лес,

Ждет нас много в нем чудес.

ОРУ «В гости к елочке»

1.«Высокая елка»

вот полянка, вот и лес.

Вот и елка до небес.

Вот она какая,

Елочка большая!

2.«Украшаем елку»

Мы сегодня принесли

Яркие игрушки.

Здесь конфеты и шары,

Пряники хлопушки

3.«Радуемся елке»

Распушила елка лапы,

Стала красоваться.

А мальчишки и девчонки

Стали улыбаться.

И.п. – о.с. прыжки на месте на двух ногах. – 4 раза

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №8(декабрь) без предметов «В гости к елочке»

Чтобы нам не потеряться

Нужно за руки держаться.

Отправляемся мы в лес,

Ждет нас много в нем чудес.

Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.

По сугробам мы шагаем выше ножки поднимаем!

По сугробам мы идем и не чуть не устаем.

Ходьба с высоким подниманием колена 10сек.

Холодно в лесу зимой побежали все за мной

Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.

ОРУ «В гости к елочке»

1.«Высокая елка»

вот полянка, вот и лес.

Вот и елка до небес.

Вот она какая,

Елочка большая!

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки верх посмотреть на них – И.п.. – 4 раза.

2.«Украшаем елку»

Мы сегодня принесли

Яркие игрушки.

Здесь конфеты и шары,

Пряники хлопушки

Вы игрушки доставайте елку вместе украшайте

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «берем игрушки»); выпрямиться, вывести руки вперед-вверх – движение кистями «вешаем игрушки» - 4 раза.

3.«Игра с зайцами»

Разбежались зайки,

Зайки - побегайки.

Эй зайчишки, раз – два – три,

К елке в круг скорей беги.

На первые две строчки дети разбегаются бегают в рассыпную, на вторые строчки бегут к воспитателю - 2 раза.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №9(январь) без предметов «Снежинки»

Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.

Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.

Ходьба на носках 10сек.

Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.

ОРУ «Снежинки»

1.«Играем со снежинками»

2.«Делаем снежок»

3.«Замерзли ножки»

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №10(январь) без предметов «Снежинки»

Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.

Ах, зима, зима белоснежная пришла

Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.

Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.

Чтоб его не затоптать, надо на носочки встать.

Ходьба на носках 10сек.

Начался снегопад. Снегу каждый очень рад.

Побежим ловить снежинки, побежим ловить пушинки.

Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.

ОРУ «Снежинки»

1.«Играем со снежинками»

В одной ладошке и в другой подержим мы снежочек свой

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Вытянуть руки перед собой ладони вверх, потом поднять вверх - И.п.. – 4 раза.

2.«Делаем снежок»

На снежок ты погляди, да смотри не урони

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «собираем снег»); выпрямиться – И.п - 4 раза.

3.«Замерзли ножки»

Мы попрыгаем немножко, мы погреем наши ножки

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

4.«Побежали наши ножки»

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №11(февраль) без предметов «Веселые погремушки»

Ходьба на носках 15сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «Веселые погремушки»

1.«Позвеним вверху»

2.«Спрятали погремушки»

3.«Прыгаем с погремушкой»

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №12(февраль) без предметов «Веселые погремушки»

Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.

Ходьба на носках 15сек.

Бег в колонне по одному за воспитателем 20 сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «Веселые погремушки»

1.«Позвеним вверху»

И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки с погремушками за спиной. Поднять руки вверх, позвонить ими, потом вернуться в И.п. – 4 раза

2.«Спрятали погремушки»

И.п. – погремушка за спиной, присесть вынести погремушку, позвенеть и вернуться в и.п. – 4 раза.

3.«Прыгаем с погремушкой»

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

4.«Побежали наши ножки»

Побежали наши ножки, мы погреем их немножко.

Раз – два – три, раз-два – три, ты скорей ко мне беги

На первую строчку дети бегают врассыпную

На вторую бегут к воспитателю – 2 раза

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №13(март) без предметов «За воротами весна»

Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.

Ходьба на носках 15сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «За воротами весна»

1.«Сосульки»

Только в рот нельзя их брать.

2.«Капель»

3.«Радуемся весне»

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №14(март) без предметов «За воротами весна»

Солнце в небе высоко, с солнцем нам идти легко

Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.

Солнце в небе высоко, нас солнышком расти легко

Ходьба на носках 15сек.

С солнцем нам легко бежать, будем мы весну встречать

Бег в колонне по одному за воспитателем 30 сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «За воротами весна»

1.«Сосульки»

Вот сосульки как морковки, нам их хочется сорвать

Только в рот нельзя их брать.

И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны и подняться на носочки, потом вернуться в И.п. – 4 раза

2.«Капель»

Солнце светит целый день кап-кап звенит капель

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо с отведением правой руки (ладонь вверх – «ловим капельки») – И.п. – 4 раза.

3.«Радуемся весне»

Ой весна, весна, весна, долгожданная пришла

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

4.«Непоседа-воробей»

Непоседа воробей прыгает и кружится,

Очень радуется он – не замерзла лужица.

Хорохорится, храбриться!

Только «Мяу» он боится!

На первые 2 строки дети прыгают на двух ногах на месте. С окончанием слов взрослый показывает игрушку кошки и произносит мяу, а дети убегают в условленное место. – 1 раз.

Полетели птички, птички невелички.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №15(апрель) без предметов «Весна»

Солнце в небе высоко, нас солнышком расти легко

Ходьба на носках 15сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «Весна»

1.«Скворцы прилетели»

2.«Птички зернышки клюют»

3.«Ленивый кот»

Весна долгожданная пришла

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №16(апрель) без предметов «Весна»

Просыпается природа, улучшается погода.

Ах, в апреле весна настоящая пришла.

Ходьба в колонне друг за другом 20 сек.

Солнце в небе высоко, нас солнышком расти легко

Ходьба на носках 15сек.

Снег растаял там и тут – ручейки звенят, бегут.

Бег в колонне по одному за воспитателем 40 сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «Весна»

1.«Скворцы прилетели»

Из далеких из краев возвращаются скворцы.

Будут гнезда скоро вить, и появятся птенцы.

И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны и подняться, потом вернуться в И.п. – 4 раза

2.«Птички зернышки клюют»

Ходят птички там и тут, зернышки с земли клюют.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз. Наклон вперед достать пальцами пол – И.п. – 4 раза.

3.«Ленивый кот»

лежебока кот проснулся и лениво потянулся – что такое?

Весна долгожданная пришла

И.п. – о.с. Потянуться вверх, потом прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

4.«Гнездо»

Ах скворцы летают, ищут, где же гнездышки им свить.

Где птенцы их будут жить.

Дети бегают врассыпную по залу под музыку, музыка останавливается дети бегут к обручам (2-3, по несколько детей на обруч) лежащим на полу и прыгают в них, садятся на корточки.

Ходьба в колонне друг за другом 20 сек.

Ходьба на носках 15сек.

Травушка ей сниться.

Бег в колонне по одному за воспитателем 40 сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «На лугу»

1.«Бабочка»

2.«Стрекоза»

3.«Одуванчик»

4.«Жук»

Жук проснулся и жужжит, Над травою он летит.

Дети бегают врассыпную по залу со звуками «Ж-Ж-Ж» под музыку, музыка останавливается дети останавливаются и походят к воспитателю. – 2 раза

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №16(апрель) без предметов «На лугу»

Скоро травка подрастет, кто на луг гулять идет?

Ходьба в колонне друг за другом 20 сек.

Чтобы травку не помять надо на носочки встать

Ходьба на носках 15сек.

А лошадка на лугу прыгает резвиться, зиму всю и всю весну

Травушка ей сниться.

Бег в колонне по одному за воспитателем 40 сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «На лугу»

1.«Бабочка»

Расправляет крылышки бабочка красавица.

Яркая нарядная всем ребятам нравиться

И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки к плечам. Руки в стороны, потом вернуться в И.п. – 4 раза

2.«Стрекоза»

Это что за вертолет, Отправляется в полет?

Это просто стрекоза, непоседа егоза.

И.п. – сидя, ноги скрестно, руки на пояс. Повороты вправо - влево – И.п. – 4 раза.

3.«Одуванчик»

Маленькие солнышки, яркие головушки.

Одуванчики цветут, распускаясь там и тут.

И.п. – сидя ноги согнуты, руками обхватить колени, голову опустить. Выпрямить ноги (можно слегка развести), одновременно выпрямить руки вверх и в стороны. 5 раз

4.«Одуванчик, скинул желтый сарафанчик»

Одуванчик, одуванчик, скинул желтый сарафанчик

В шар воздушный превратился, дунул ветер шарик взвился

К удивлению ребят вместо шарика летят, белые снежинки легкие пушинки.

Дети стоят в круг, держась за руки. С текстом идут по кругу, с окончанием разбегаются врассыпную. Воспитатель ловит. – 1 раз


Наталья Николаевна Гиривенко

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Двухлетний ребенок очень активен, старается все делать самостоятельно. Продолжается интенсивное развитие функций головного мозга, совершенствуется память, развивается вообра-жение. На основе словесного описания ребенок уже может со-здать образ, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Дви-гательная деятельность усложняется. В трехлетнем возрасте с детьми нужно продолжать систе-матически проводить утреннюю гимнастику.

Во вводной части дается ходьба, затем бег.

Продолжитель-ность бега увеличивается до 10 секунд, с постепенным замед-лением. В заключительной части после общеразвивающих упраж-нений вместо бега выполняются прыжки (6-8 раз) на двух но-гах на месте, затем ходьба и вновь повторяются прыжки. Длительность утренней гимнастики — 5-6 минут.

Комплексы состоят из 3-4 упражнений.

Упражнения повторяются 4-6 раз.

Если в комплекс включены три общеразвивающих упраж-нения, то они проводятся в такой последовательности:

2) для туловища;

3) для ног. Если включены четыре общеразвивающих упражнения, то есть две возможные последовательности:

I вариант

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для туловщца; ,

3) для плечевого пояса;

4) для ног — прыжки.

II вариант

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для туловища;

3) для ног (кроме прыжков);

4) для плечевого пояса. Если в комплекс включены приседания или полуприседа-ния, то затем даются упражнения для плечевого пояса, чтобы дать детям возможность выпрямиться. Если в комплекс включены прыжки, то они завершают блок общеразвивающих упражнений, после них дается ходьба с по-степенным замедлением темпа. Упражнения для мышц плечевого пояса подъемы рук вперед, вверх, в стороны;

Раскачивание рук вперед-назад; . отведение рук за спину;

Сгибание и разгибание рук в локтях;

Хлопки перед грудью.
Исходные положения для рук:

Руки внизу;

Руки, согнутые в локтях, у груди;

Руки за спиной.

Общеразвивающие упражнения для туловища

Наклоны вперед. Исходные положения для туловища:

Сидя на стуле;

Сидя на полу;

Лежа на спине или животе. Упражнения для ног

Подскоки на месте на двух ногах;

Приседания. Исходное положение для ног: ступни параллельно, на ши-рине плеч.
Руководство для взрослых Взрослый следит, чтобы упражнения выполнялись в соот-ветствии с образцом (особенно после 2,5 лет), с сохранением правильного положения тела. Это важно для формирования осанки. Чтобы движение приобрело размеренный, ритмичный ха-рактер, необходимо многократное повторение. Поэтому новые комплексы упражнений составляются на основе уже хорошо освоенных детьми движений.

Для поддержания интереса детей к зарядке можно исполь-зовать бубен, музыкальное сопровождение, различные зритель-ные ориентиры — забавные коврики, обручи («домики»), а так-же раздаточный материал — погремушки, кубики.

УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ

Комплекс № 1

1. «ПОТЯНУЛИСЬ» И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Выполнение: поднять руки вверх через стороны, опуская руки вниз, сказать: «Вниз». Повторить: 5-6 раз.
2. «ГУСИ» (рис. 14) И. п.: ноги шире плеч, руки на по-ясе. Выполнение: наклон вперед, сказать: «Ш-ш-ш», выпря-миться. Повторить: 5-6 раз.

3. «ПТИЧКИ» И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: сесть на корточки; изобразить, пальцами руки, «как птичка клюет», произнести: «Клю-клю-клю». Повторить: 5-6 раз.

4. «МЯЧИКИ» И. п.: произвольное. Выполнение: прыжки на месте. Повторить: 8-10 раз, чередуя с ходьбой.

Комплекс № 2

1. «ЛАДОШКИ» И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: руки вперед, ладони вверх; сказать: «Вот»; опустить руки. Повторить: 5 раз.

2. «ГДЕ КОЛЕНИ?»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. Выполнение: наклон вперед; руки на колени (приучать выпрямлять ноги); сказать: «Тут»; выпрямиться. Повторить: 4 раза.

3. «ВЕЛОСИПЕД» И. п.: лежа на спине, руки и ноги вы-прямлены. выполнение: сгибание и разгибание ног в коленях — «по-ехали на велосипеде»; опустить ноги. Повторить: 2-3 раза, чередуя с дыхательными упражнени-ями.

4. «ШАГАЮТ НОЖКИ» И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: шагать, высоко поднимая колени, размахивая руками.

Комплекс № 3

1. «ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ» И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Выполнение: наклоны в стороны, руки вверху. Повторить: 5-6 раз.

2. «СОБИРАЕМ ГРИБЫ» И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: присесть; изобразить собирание грибов; вы-прямиться. Повторить: 5-6 раз.

3. «ЛИСТОЧКИ» И. п.: лежа на спине, руки свободно. Выполнение: перевернуться на живот, повернуться на
спину. Повторить: 5-6 раз.

4. «ЗАЙЧИКИ» И. п.: произвольно, руки перед грудью. Выполнение: прыжки на месте. Повторить: 8-10 раз, чередуя с ходьбой.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ Комплекс № 4 (с погремушкой)

1. «ПОГРЕМУШКИ» И. п.: ноги «узкой дорожкой», руки с погремушкой внизу. Выполнение: поднять руки через стороны вверх; потрясти погремушкой и опустить через стороны вниз. Опуская руки, произнести: «Динь-динь-динь». Повторить 5 раз.

2. «ПОКАЖИ СОСЕДУ» И. п.: ноги широко расставлены, руки с погремушкой у груди. Выполнение: поворот в сторону, руки прямо; потрясти по-гремушкой, сказать: «Динь-дон»; вернуться в и. п. То же в дру-гую сторону. повторить: по 3 раза в каждую сторону.

3. «ШАРИК» И. п.: лежа на спине, погремушка за головой. Выполнение: руки перевести к животу, ноги согнуть в ко-ленях — «стать круглым, как шарик», вернуться в и. п. Дыха-ние в произвольном ритме. Повторить: 5 раз.
4. «ПОИГРАЙ-КА, ПОГРЕМУШКА» И. п.: стоя, погремушка внизу. Выполнение: 6-8 подскоков с одновременным потряхива-нием погремушкой. Повторить: 3 раза, чередуя с ходьбой.

Комплекс № 5 (с кубиком)

1. «НЕ УРОНИ КУБИК» И. п.: стоя, ноги параллельно, руки с кубиком за спиной. Выполнение: руки в стороны; затем убрать руки за спину и переложить кубик в другую руку; снова руки в стороны; за-тем убрать руки за спину. Повторить: 6 раз.

2. «ВНИЗ» И. п.: стоя, ноги параллельно, руки с кубиком опущены вниз. Выполнение: наклон; положить кубик на пол между ног; выпрямиться; руки опущены; висят; кубик остается на полу; наклон; взять кубик; выпрямиться. Повторить: 4 раза.

3. «ПЕРЕВОРОТ» И. п.: лежа на спине, руки с кубиком за головой, ноги пря-мые.
Выполнение: переворот на живот без помощи рук и ног, переворот на спину. Повторить: 5 раз.

4. «ПОПРЫГУНЧИКИ И. п.: стоя, ноги параллельно, кубик на полу, руки на поясе. Выполнение: 6-8 подскоков на мес-те около кубика, чередуя с ходьбой. Повторить: 3 раза.

Комплекс № 6(султанчиком)

1. «ЖУКИ ПОЛЕТЕЛИ» И. п.: ноги «узкой дорожкой», руки с султанчиком внизу. Выполнение: поднять руки через стороны вверх; потрясти султанчиком —«жуки полетели»; опустить через стороны вниз. Опуская руки, произнести: «Ж-ж-ж-ж». Повторить: 5 раз.

2. «КРЫЛЬЯ» И. п.: ноги широко расставлены, руки с султанчиком опу-щены вниз. Выполнение: наклон вперед; прямые руки в стороны — «крылья»; выпрямиться. Повторить: 4 раза.

3. «ЖУКИ» И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, султанчик в одной руке. Выполнение: на слово «жуки» быстро сгибать и разгибать ноги, поднятые вверх; на слово «сон» — опустить руки и ноги. Повторить: по 5-10 секунд 3 раза.

4. «КУЗНЕЧИКИ» И. п.: ноги «узкой дорожкой», руки с султанчиком внизу. Выполнение: 8-10 прыжков-«кузнечиков», чередуя их с ходьбой. Повторить: 3 раза.

1младшая группа
Комплекс утренней гимнастики №1
(Без предметов)

1.«Шарик» («пузырь»).
И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину. Согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать шарик, развести руки в стороны, выпрямить - надули, руки вверх, посмотреть - улетел, вернуться в И.П.. Повторить 4 раза.
2.«Спрячь ладони».
И.П.: ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед, ладони на живот, сказать «нет», вернуться в И.П.. Повторить 4 раза.
3.«Спрячь голову».
И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, обхватить колени, голову опустить (положить на ноги), вернуться в И.П.. Повторить 4 раза.
4.«Мячик».
И.П.: то же, руки вниз. Слегка сгибать и выпрямлять ноги - мягкие мячики. 8-10 подпрыгиваний - прыгают мячики. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.

1младшая группа
Комплекс утренней гимнастики №2
(Без предметов)

1.«Качели».
И.П.: ноги слегка расставить, руки вниз. Раскачивать одновременно руками вперед-назад. Упражнение выполнять с большой амплитудой (2-3 остановки). Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.
2.«Ветер качает дерево».
И.П.: ноги врозь, руки за спину. Покачивание (наклон) вправо-влево. Через 2-3 движения остановка. Повторить 4 раза.
3. «Спрятались и показались».
И.П.: ноги слегка расставить, руки вниз. Присесть, встать. Повторить 5 раз.
4. «Нам весело».
И.П.: то же, руки за спину. 8-10 подпрыгиваний на месте и ходьба, размахивая руками. Повторить 3 раза.

1младшая группа
Комплекс утренней гимнастики №3
(С флажками)

1. «Выше флаг».
И.П.: ноги слегка расставить, флажок опущен. Флажок вверх, посмотреть и через сторону опустить, сказать «вниз». Повторить 3 раза.
2.«Показать и помахать».
И.П.: ноги на ширине плеч, флажок назад. Флажок вперед, помахать, наклониться, выпрямиться, помахать, опустить. Повторить 2 раза.
3.«Не задень».
И.П.: сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног, руки упор сзади. Поднять правую (левую) ногу, опустить, не задев флажок. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.
4.«Подпрыгивание».
И.П.: ноги слегка расставить, флажки на полу. 8-10 подпрыгиваний. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой на месте, не задев флажки.


1младшая группа
Комплекс утренней гимнастики №4
(С платочком)

1.«Платочек вперед».
И.П.: ноги слегка расставить, платочек опущен, держаться за верхнюю часть с боков. Платочек вперед, опуская, сказать «вниз». То же, из И.П. платочек перед грудью. Повторить 5 раз.
2.«Спрячемся».
И.П.: ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед, платочек перед лицом - спрятались, опустить платочек, выпрямиться. Повторить 5 раз.
3.«Сесть и встать».
Ноги слегка расставить, платочек на полу. Сесть на платочек, встать, сказать «сели». Повторить 4 раза.
4.«Подпрыгивание».
И.П.: ноги слегка расставить, платочек на полу. 6-8 подпрыгиваний на месте и ходьба вокруг платочка или на месте. Повторить 3 раза.

1младшая группа
Комплекс утренней гимнастики №5
(С использованием стула)

1. «Ладони на спинку стула».
И.П.: стоять лицом к спинке стула, ноги слегка расставить, руки за спину. Ладони на спинку стула, вернуться в и. п. То же, поочередно класть ладони на спинку стула и убирать их. Положить ладони последовательно, убирать одновременно и наоборот. Повторить 5 раз.
2. «Опять под стул».
И.П.: сидя близко к спинке стула, ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, посмотреть под стул вправо- влево, вернуться в И. П.. Предлагать детям не сгибать колени. Повторить 4 раза.
3.«Мы топаем ногами».
И.П.: сидя, держаться за сиденье стула с боков. Шагать, высоко поднимая колени. После 6-8 шагов остановка - пришли. Повторить 4 раза.
4.«Прыгаем на месте».
И.П.: ноги слегка расставить, руки вниз. 2-3 пружинки и 6-8 подпрыгиваний, затем ходьба вокруг стула. Повторить 3 раза.


1младшая группа
Комплекс утренней гимнастики №6
(С кубиками)

1.«Постучать».
И.П.: сидя на стуле, кубики в стороны. Опустить кубики, постучать о сиденье с боков, руки в стороны. Говорить «тук, тук». Голову не опускать. Повторить 5 раз.
2.«Положи и возьми».
И.П.: то же, ноги врозь, кубики за спину. Наклон вниз, положить кубики, выпрямиться. Так же взять. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
3.«Не урони».
И.П.: сидя на полу за стулом, ноги вместе под стул, кубик зажат между ног, руки упор. Согнуть ноги, вернуться в и. п. Голову не опускать. Повторить 4 раза.
4.«Кубики на стул».
И.П.: ноги слегка расставить, кубики на стул. 6-8 подпрыгиваний (или пружинок) на месте и ходьба вокруг стула. Повторить 3 раза.

1младшая группа
Комплекс утренней гимнастики №7
(С флажками)

1.«Играем».
И.П.: ноги слегка расставить, флажок опущен. Помахать, вернуться в И.П.. Повторить 3 раза.
2.«Передай флажок».
И.П.: ноги врозь, флажок опущен. Помахать над головой, переложить в другую руку, наклониться, переложить в другую руку, вернуться в И.П.. Повторить 4 раза.
3.«Согни ноги».
И.П.: сидя, ноги вперед, флажок на полу между ног. Согнуть ноги, выпрямить, не задевая флажка. Повторить 5 раз.
4.«Флажкам весело».
И.П.: ноги слегка расставить, флажки опущены. 6-8 подпрыгиваний со взмахом флажка. Повторить 3 раза.

1младшая группа
Комплекс утренней гимнастики №8
(С платочком)

1.«До свидания».
И.П.: ноги слегка расставить, платочек опущен. Платочек вверх, помахать, посмотреть, опустить. После 2-3 повторений переложить платочек в другую руку. Повторить
раза.
2.«На колени».
И.П.: ноги врозь, платочек вверх. Наклон вперед, платочек к коленям, вернуться в И.П.. Повторить 4 раза.
3.«Не урони».
И.П.: сидя, платочек на коленях, руки упор сбоку. Согнуть и выпрямить ноги. Голову не опускать. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
4.«Вокруг платочка».
И.П.: ноги слегка расставить, платочек на полу. Подняться на носки, обойти вокруг платочка в одну п другую сторону. Закончить обычной ходьбой и бегом друг за другом. Повторить 3 раза.

1младшая группа
Комплекс утренней гимнастики №9
(С кубиками)

1. «Покажи кубики».
И.П.: ноги слегка расставить, кубики за спину. Кубики вперед, сказать «вот», спрятать за спину. Голову не опускать. Повторить 5 раз.
2. «Покажем друг другу».
И.П.: ноги врозь, кубики у пояса. Поворот в сторону, показать кубики, сказать «вот», вернуться в и. п. Повторить 3 раза.
3.«Нет кубиков».
И.П.: сидя, кубики в стороны. Кубики к животу, согнутыми ногами прикрыть кубики, сказать «нет», можно опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.
4.«Мячики».
И.П.: ноги слегка расставить, кубики опущены. 2-3 пружинки, 6-8 подпрыгиваний и ходьба. Повторить 3 раза. Заканчивая упражнение, продлить ходьбу.


1младшая группа
Комплекс утренней гимнастики №10
(Без предметов)


1.«Погреем руки на солнышке»
И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, повернуть ладони вверх-вниз, сказать «горячо», вернуться в И.П. То же, руки вперед, ладони вверх, сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо».
2.«Часы бьют».
И.П.: стоя (сидя), ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, сказать «бум», выпрямиться. Повторить 5 раз.
3.«Греемся на солнышке».
И.П.: лежа на спине, руки прижать к полу - греем животики. Поворот на живот - греем спинки. Можно погреть бочок. Повторить 5 раз.
4.«Веселые ноги».
Ноги слегка расставить, руки вниз. 2-3 пружинки и 6-8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное. Повторить 2-3 раза, чередуя с ходьбой на месте.

1. Где же наши руки?

Ходьба стайкой за воспитателем. По сигналу остановиться, повернуться к воспитателю.

Общеразвивающие упражнения

1. «Покажите руки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки перед собой, опустить. Повторить 4 раза.

2. «Спрячьте руки». И.п.: то же. Отвести руки назад, вернуться в исходное положение. Через несколько дней можно усложнить упражнение: присесть, положить руки на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой за воспитателем.

2. Большие и маленькие

Ходьба стайкой за воспитателем. По сигналу повернуться к воспитателю.

Общеразвивающие упражнения

1. «Какие мы стали большие». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вверх, опустить. Повторить 4 раза.

2. «Какие мы маленькие». И.п.: то же. Присесть, руки положить на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.
Ходьба стайкой за воспитателем.

3. Птички

Ходьба стайкой, постепенно перейти к бегу стайкой и закончить ходьбой стайкой.

Общеразвивающие упражнения

1. «Птички машут крыльями». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить. Повторить 4 раза.

2. «Птички клюют зёрнышки». И.п.: то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой.

4. Пузырь

Ходьба стайкой, постепенно перейти к бегу стайкой, закончить ходьбой стайкой.

Общеразвивающие упражнения

1. «Надуем пузырь». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить. Повторить 4 раза.

2. «Пузырь лопнул». И.п.: то же. Присесть, погладить колени, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой.

5. Барабан

Ходьба стайкой, перейти на бег стайкой, закончить ходьбой.

Общеразвивающие упражнения

1. «Большой барабан». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, опустить. Повторить 4 раза.

2. «Поиграем на барабане». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу за спиной. Нагнуться постучать по коленям, сказать «бум-бум», выпрямиться. Повторить 4 раза.

Ускоренная ходьба за воспитателем. Закончить спокойной ходьбой.

6. Деревья

Ходьба стайкой, непродолжительный бег стайкой, закончить ходьбой.

Общеразвивающие упражнения

1. «Шелестят листочки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вверх, помахать ими, произнести звук «ш-ш-ш», опустить. Повторить 4 раза.

2. «Деревья качаются». И.п.: то же. Слегка наклониться влево, потом вправо, сказать «ш-ш-ш», выпрямиться. Повторить 6 раз.

3. «Кусты». И.п.: то же. Присесть, руки положить на колени, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой.

7. Прятки

Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой.

Общеразвивающие упражнения на стульях

1. «Покажите руки». И.п.: сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперёд, показать ладони, опустить. Повторить 4 раза.

2. «Спрячьте голову». И.п.: то же. Наклониться вперёд, опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.

3. «Приседание». И.п.: ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.

8. Покажите руки

Ходьба, непродолжительный бег стайкой. Перестроиться в полукруг.

Общеразвивающие упражнения

1. «Покажите руки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки за спиной. Руки поднять перед собой, ладони кверху, вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.

2. «Руки на колени». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, руки положить на колени, выпрямится. Повторить 4раза.

3. «Спрячьте руки». И.п.: то же. Присесть, руки на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

9. Пузырь

Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Построиться в полукруг.

Общеразвивающие упражнения

1. «Надуем пузырь». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднести руки ко рту, сказать «ф-ф-ф», опустить их и спрятать назад. Повторить 4 раза.

2. «Проверить пузырь». И.п.: то же. Наклониться вперёд, постучать по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. Повторить 4 раза.

3. «Пузырь лопнул». И.п.: то же. Присесть, положить руки на колени, сказать «хлоп», встать. Повторить 4 раза.

10. Часы

Ходьба и бег друг за другом. Построиться в полукруг.

Общеразвивающие упражнения

1. «Часы идут». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Раскачивание рук вперёд-назад. Повторить 4 раза.

2. «Проверим часы». И.п.: то же. Присесть, постучать по коленям, выпрямиться. Повторить 4 раза.

3. «Часы звенят». И.п.: то же. Присесть, постучать по коленям, сказать «динь-динь», встать. Повторить 4раза.

Ходьба на носках. Ходьба друг за другом.

11. Игры с погремушкой

Ходьба друг за другом. Ходьба на носках. Построиться в круг.

Общеразвивающие упражнения с погремушкой

1. «Потряси погремушку». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу, погремушка в правой руке. «Погреми» - поднять погремушку вверх, потрясти её, опустить вниз. Повторить 3 раза. Переложить погремушку в другую руку и выполнить то же упражнение.

2. «Постучи погремушкой». И.п.: то же. Нагнуться, постучать погремушкой по коленям, сказать «динь-динь», выпрямиться. Повторить 3 раза. То же выполнить левой рукой, предварительно переложив погремушку.

3. «Положи погремушку». И.п.: то же. Присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться. Повторить 2 раза. Переложить погремушку и выполнить то же упражнение.

Бег и ходьба друг за другом.

12. Птички

Общеразвивающие упражнения

1. «Птички машут крыльями». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 4 раза.

2. «Птички пьют воду». И.п.: то же. Наклониться вперёд, руки отвести назад, выпрямиться. Повторить 4 раза.

3. «Птички клюют зёрнышки». И.п.: то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 5 раз.

Бег и ходьба друг за другом.

13. С флажком

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг.