Open
Close

Что означает обозначить орфограмму. Что такое орфограмма

Правильно правописание – залог Вашего успеха в любом деле. Орфографически-правильный написанный текст радует глаз. В то же время, как элементарные ошибки делают его непривлекательным, и подрывают репутацию автора «исковерканных» слов. Орфография – это базовые знания, которые необходимы каждому. Ведь человека, который грамотно излагает свои мысли, хочется и слушать. Само понятие орфограмма означает грамотное написание слов, согласно правилам конкретного языка, который используется. То есть, если при написании слова возникает вопрос, как правильно, то это – слово орфограмма. Орфограммы – это те слова, в которых есть «слабые» места, и написание которых вызывает трудности. Согласно правилам грамматики русского языка, в нем насчитывается около 70 орфограмм.

Они могут быть в следующих вариациях: Непроверяемая гласная. Пример: кОрова или кАрова? Правильно: кОрова. Орфограмма: буква «О». Проверяемая согласная. Пример: столБ или столП? Правильно: столБ. Орфограмма: буква «Б». Непроверяемая согласная. Пример: раЗрушить или раСрушить? Правильно: раЗрушить. Орфограмма: буква «З». Безударная гласная. Пример: запИвать или запЕвать? Правильно: запЕвать. Орфограмма: буква «Е». Но в качестве орфограммы может выступать не только буква. Также орфограммой считается общее написание слова, то есть, через дефис, слитно или раздельно (через пробел) . Например, слово «во-первых» пишется через дефис, а «полмиллиона» следует написать слитно.

В общем, знание правил русского языка дает не только возможность не пасть лицом в грязь, но и использовать сложные в написании, но «яркие» по смыслу слова. Так, что выучить все правила, человек машинально будет прокручивать их у себя в голове, когда возникнет вопрос при написании сложного слова. Допустим, с правилами разобрались. Следующим этапом орфографии, который учат еще дети в школе, является выделение орфограммы. Как выделить орфограмму? Во-первых, следует четко знать правильное написание слова, а также правило, по которому оно написано. Это подскажет, как подчеркивается орфограмма в конкретном случае.

Далее можно приступать непосредственно к выделению орфограммы. Это происходит в таких этапах: · Сначала необходимо выбрать слово, в котором есть орфограмма. Нужно удостовериться, что оно написано правильно, и подкрепить его соответствующим правилом. · Теперь следует правильно поставить ударение в слове. · Выделяется корень слова. · Подчеркивается орфограмма. Если это буква, то подчеркивается буква, если пробел – то пробел, и так далее. Ниже представлен пример, как подчеркнуть орфограммы в словах. Слово «Лосёнок». Правило: безударная гласная в корне слова, «О». Ударение попадает на букву «ё». Корнем слова будет «лос». Соответственно орфограммы – это буква «О».

Но, стоит помнить, что орфограммы может подчеркиваться разными методами. Чтобы выделить орфограмму в слове используют: - обычное подчеркивание. Так как подчеркивать орфограммы следует вместе с ее «условием», то нужно разобраться, когда и как уместно это делать. Сама орфограмма подчеркивается одной линией, а фонетико-графическое условие – двумя черточками. Например, в слове «цифра» следует подчеркнуть «и», а фонетико-графическое условием будет «ц». - морфему. Морфему, в которой находиться орфограмма выделяют согласно с правилами русского языка. К морфемам относятся: префикс, корень, суффикс, окончание. Поэтому, выделяется морфема согласно того, какой это ее вид. То есть, для суффикса – это уголок, для корня – дуга, и так далее.

Также, очень часто, при этом, ставиться ударение, чтобы показать «слабость» знаков (букв, дефиса) в слове. - проверочные слова. Часто для того, чтобы правильно написать слово, достаточно лишь подобрать к нему «проверку», то есть, проверочное слово. Например, слово «грустный». Орфограммы здесь буквы «ст». Чтобы проверить правильность написание можно использовать такое проверочное слово, как «грустить». Здесь ярче выражено словосочетание и не возникает вопросов с написанием. Поэтому, в связи с одинаковым корнем, в слове «грустный» будет писаться «ст». - краткое пояснение. Так, как подчеркнуть орфограммы бывает недостаточно, часто после слово в скобках пишется небольшое пояснение. В нем указывается правило, или же проверочное слово, или же наводящий вопрос и тому подобное.

Многие считают, что знать, как подчеркивают орфограммы, совсем не нужно. Но в таком занятии, которое проходит каждый ученик школы, есть много плюсов: - оно зрительно развивает грамотность. Подчеркивая орфограммы, память зрительно запоминает написание слов, акцентируя внимание именно на орфограмме. Такое понятие называется орфографическая зоркость. Человек, который имеет высокую орфографическую зоркость, меньше сомневается в написании слов, так как это он делает машинально. - этот процесс, также, повышает общую грамотность человека. Чем лучше разбираться в правильности написаний орфограмм, тем грамотней будет письмо. А для этого следует знать правила, разобраться в которых помогает именно подчеркивание орфограмм.

ОРФОГРАФИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1-2 КЛАСС

Орфография - часть науки о языке, изучающая правописание слов. Русская орфография основана на фонематическом и морфологическом принципах, которые тесно связаны между собой. Согласно фонематическому принципу, буквами обозначаются только звуки в сильных позициях (смыслоразличительные звуки, или фонемы). Буквы, обозначающие звуки в слабых позициях, являются орфограммами и требуют контроля на письме. Согласно морфологическому принципу, морфемы имеют постоянный буквенный состав, соответствующий постоянному фонемному составу, то есть фонетическое чередование звуков не отражается на буквенной записи морфем. Кроме указанных принципов, в частных случаях применяются фонетический, грамматический и традиционный принципы письма. (Киреева, 2006)

Орфограмма – это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных. Если мы выбираем написание буквы, значит мы встретились с орфограммой.

Следует различать понятие орфограмма и правила русского письма. В системе русского письма существуют следующие правила соответствия звук – буква:

1. Обозначение мягкости согласных: Мягкость согласных звуков обозначается:

а) с помощью парных гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, если за согласным звуком следует гласный звук (мяч, лён, люк, лес, мир);

Данному правилу письма уделяется основное внимание в 1 классе. После периода обучения грамоте в разделе русского языка «Звуки и буквы» несколько уроков специально выделяется обозначению мягкости согласных. Особый акцент на различение букв А-Я (мал-мял), У-Ю (лук-люк), О-Ё (Тёма-Тома), так как дети в этом возрасте ещё слабо дифференцируют твёрдые и мягкие согласные звуки и путают буквы. Для формирования навыка правописания необходим комплекс тренировочных упражнений по развитию фонематического слуха, звуко-буквенный анализ, различные виды диктантов, письмо по памяти, различные виды списывания, творческие работы.

б) с помощью буквы на конце слова или перед другим согласным (хор-хорь, мел-мель; полка-полька, банка-банька).

2. Обозначение звука Й.

Звук Й обозначается:

а) с помощью гласных букв Я, Ё, Ю, Е в начале слова или перед гласным (яблоко, маяк, Юра, каюта, ель, дует, ёж, поёшь);

б) с помощью буквы Й на конце слова или перед согласным (май, майка);

в) с помощью разделительных мягкого и твёрдого знака и букв буквЯ, Ё, Ю, Е между согласным и гласным звуками (вьюга, съедобный). Правописание разделительного Ь и Ъ знаков изучается на морфемном уровне после изучения темы «Состав слова» во 2 классе.

Таким образом, данным правилам письма уделяется большее внимание в основном в 1 классе. В последующих классах правописание закрепляются и совершенствуются.

В большинстве случаев система русского письма обеспечивает однозначное соответствие между звуками и буквами, однако существует несколько исключений, которые и являются причиной графических орфограмм.

Графические орфограммы решаются с помощью определённых правил. Рассмотрим орфограммы, изучаемые в 1-3 классах.

    Графические орфограммы или офограммы, обозначающие фонему в сильной позиции. 1-2 класс

Причиной графических орфограмм является то, что один и тот же звук, не требующий проверки, можно обозначить двумя различными буквами. Например, после всегда твёрдых Ж, Ш и после всегда мягких Ч, Щ гласный звук может быть обозначен любой из парных гласных букв. Буквы Э, Ю, Я практически не употребляются после шипящих.

Следует обратить внимание графической орфограмме, связанной с чередованием мягких и твёрдых согласных. Орфограмма относится к группе зубных согласных и решается по правилу. В учебных пособиях начальной школы практически не делается акцент на данную орфограмму, что приводит к частым ошибкам.

Причина орфограммы: некоторые звуки произносятся всегда одинаково (твёрдо или мягко): В этом случае первый мягкий звук имеет несобственную мягкость. Обозначение мягкости согласных также изучается в 1 классе 3 и 4 четверти.

правописание

«опасное место»

Мягкий знак пишется

1)для обозначения мягкости [ Л‘], [ Т‘], [Р‘],[ П‘],

в случае одного зубного[С‘], [З‘] перед твёрдым

1.апельсин, стальной, учить, мать, тетрадь, топь, выпь,борьба, зорька, лось, письмо, резьба, просьба

октябрьский (но: январский!)

Мягкий знак не пишется

1)для обозначения мягких согласных Ч и Щ,

в сочетаниях с шипящими: ЧК-ЧН-ЧТ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.

2)в сочетания двух мягких зубных согласных Т, Д, З, С, Н (НТ, СТ, СН, ЗД, ЗН)

1.ручка, срочный, почта, пончик, мощный, барабанщик, фонарщик

2. зонтик, Настя, Костя, песня,

Разделительный мягкий знак (не обозначает мягкость согласных)

служит для обозначения звука Й между согласным и гласным и пишется перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И.

1. пишется в исконно русских словах: деревья, лисья, волчья, льёт, пьёт, шьёт

2. в словах иноязычного происхождения:

пьеса, обезьяна

3. в словах на -ЬОН: медальон, почтальон, бульон.

Мягкий знак (как отмечалось выше) не всегда является орфограммой и может писаться по слуху: конь, альбом . Здесь нет выбора написания, так как без мягкого знака слово не прочитаешь.Орфограммой считается только тот вариант, когда оба зубных согласных являются мягкими.

    Буквенные орфограммы, связанные с фонетическим чередованием.

Слабая позиция гласной фонемы.

Безударные гласные в корне слова являются орфограммами, то есть они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование звуков, обозначаемых буквами А-О и Е-Я-И при смене ударной (сильной) и безударной (слабой) позиции гласного. Сильной позицией для гласных является ударная позиция.

название орфограммы

название изучаемой темы

примеры орфограммы

период введения орфограммы

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Ударение. Ударные и безударные гласные. Проверочное слово - форма слова.

наблюдение слабой позиции и проверка только в словах-предметах:

страны – страна, дом - дома

1 класс 4 четверть (пропедевтика темы)

Безударные гласные корня, проверяемые ударением

Состав слова. Корень

полевой - поле, темнеть – тёмный, лежать - лёжа

2 класс 3 четверть

Безударные гласные корня, непроверяемые ударением (словарные слова)

Ударение.

Состав слова. Корень.

ребята, дежурный, ученик

Орфографическая задача

Общее решение орфографической задачи

Способы или пути решения орфографической задачи (2 класс)

Внимание опасность: звуки [a], [и, э] в слабой позиции!

1.В какой части слова?

2.Если в корне, ищу проверочное слово:

    изменю слово «один-много», «много-один»

    подберу однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом

    подберу однокоренное слово по вопросам (что? – какой?, какой – что?)

    подберу однокоренное слово по вопросам (что делать? – что? что делает?что сделает?что делал? что сделал?)

    посмотрю значение слова(горькушка-горький)

Ритмическое правило для первоклассников:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ставь немедленно её ты под ударение .

1.изменение формы слова: слова-слово

2 . «скажу слово ласково »: скворец-скворушка

3.слова-предметы, слова-признаки и слова –действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники:

Кто? что? - какой? старик - старый, морской –море

Что? - что делать? пляска- плясать

4. слова-действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники

Что делать? - что делает? тянуть - тянет

Что делал? что сделал? везёт -вёз, вынесёт-принёс

5.слова с буквой Е в корне , которая проверяется буквой Ё: сестра-сёстры

6 .слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: золотой-золото-позолоченный

7.установление этимологии слова (например, происхождение слова чернила)

8. наблюдение корней-омофонов: примирить, примерять, слизал, слезал

Слабая позиция согласной фонемы.

Правописание согласных связано с их фонетическим чередованием в сильных и слабых позициях. Сильной позицией для большинства согласных является позиция перед гласным (зуб о к) или перед звонким согласным (зуб н ой).

Причиной орфограммы является изменение согласных звуков в слабых позициях

    озвончаются или оглушаются перед шумным согласным или на конце слова (круЖки, проСьба);

    при стечении трёх и более согласных некоторые согласные не произносятся (праЗДНик)

Согласные звуки в слабых позициях являются орфограммами и требуют предварительного контроля на письме. Для парных звонких и глухих и непроизносимых согласных орфограмма решается путем изменения слабой позиции звука на сильную.

название орфограммы

название изучаемой темы

примеры орфограммы и способы решения (проверка)

ознакомление с орфограммой

Парные согласные на конце и в середине слова (сомнительные согласные).

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1.зуб-зубы (способ проверки «один-много»); прыжки – прыжок(«много-один»)

2. ложка-ложечка (способ «скажи слово ласково»);

3. друг – нет друга (способ «слово-помощник»)

1 класс 3-4 четверть

Парные (сомнительные) согласные в корне слова.

Корень слова.

1. сладкий – сладок (способ проверки «однокоренное слово – предмет»);

2.дуб – дубовый (способ проверки «однокоренное слово – признак предмета»), робкий –робок («каков»);

3.скользкий –скользить (однокоренное слово –действие предмета);

2 класс 2-3 четверть

Непроизносимые согласные.

Корень слова.

1.опасные стечения согласных[сн] и [с`н`]

вестник – вести, грустный –грусть;

2.опасные стечения согласных[зн] [з`н`]

звездный –звёзды, серьёзный -серьёзен

3.слова, где непроизносимый заблудился в сочетаниях [нц] [рц]. с частье – счаст ливый, солнышко – сол нце, сердечко – серд це

2 класс 3 четверть

Обобщим орфограммы и правила письма, изучаемые в 1 классе и закрепляемые на последующих уровнях. В соответствие с принципами традиционной методики русского языка в начальной школе логика изучения данных орфограмм и правил следующая:

1.Согласные звуки и буквы. Мягкие и твёрдые согласные звуки буквы. Согласный звук и буква Й.

2.Шипящие согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ. Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

3.Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

4.Слова с сочетаниями ЧК-ЧН-НЧ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.

5.Обозначение твердости и мягкости согласных буквами Я, Ю, Ё (Е, И)

6.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком.

7.Ударение. Ударные и безударные гласные. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

8.Согласные парные звонкие и глухие. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

При изучении орфограммы безударные гласные обращается внимание на правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, когда гласный находится в слабой позиции, без ударения: часы, живот.

Орфография, изучаемая во 2 классе , базируется на морфемном составе слова. Методическая логика изучения орфограмм следующая:

    Состав слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание парных согласных в корне слова.

    Правописание непроизносимых согласных.

    Гласные и согласные в приставках.

    Приставки и предлоги.

    Разделительный твёрдый знак

Подробный материал по формированию данных орфографических навыков находится в разделе Методическая копилка блога «Педагогическая мастерская». (Русский язык. Состав слова. 2 класс)

3.Орфограммы, не связанные с обозначением фонем

    Орфограмма «Заглавная буква».

орфограмма

начало ознакомления

Начало предложения.

Н аступила осень. С тало холодно.

период обучения грамоте

имя, фамилия, отчество: Анна Ивановна Петрова

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных

клички животных: конь Рыжка, корова Зорька, кот Васька

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных

географические названия: город Таллинн, река Пирита

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных. Помимо большой буквы добавляются кавычки.

название произведений: рассказ «Бишка», название фирм, изделий: магазин «Призма», конфеты «Русалочка»

2. Орфограмма «Перенос слова»

правило переноса

знакомство с правилом

1.Слова переносятся по слогам

трав-ка, сум-ка, ма-шина, маши-на,

неверно: гро-здь (здь – не слог, в нем нет гласной)

1 класс 3 четверть

2.Одну букву нельзя переносить или оставлять на одной строке

неверно: Ю-лия, Юли-я, у-лей

1 класс 3 четверть

3.Буква Й не переносится, остаётся на строке

линей-ка, строй-ка

1 класс 3 четверть

4.Буква Ь и Ъ не переносятся на другую строку

малень-кий, се-мья, Уль-яна, ру-чьи, подъ-езд

1 класс 3-4четверть

5.В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится

клас-сный, суб-бота, осен-ний

6. Морфемный перенос или перенос на основе знания состава слова

приставка и корень: пере-шёл, разо-грел

корень и суффикс: перебеж-чик, эстон-ский

2 – 3 класс

Орфограмма «Перенос слова» повторяется и совершенствуется на каждом уроке русского языка, так как является самой трудной для усвоения. Чаще это связано с проблемой слогораздела. Переход на чтение целыми словами приводит зачастую к проблеме забывания деления слов на слоги, сбивается дыхание, частые ошибки: уд-ачный, радо-сть, позиция, где скапливается несколько согласных, но нет слога. Ошибки переноса связаны и с неразличением открытого и закрытого слога (типичная ошибка су-мка, кра-сный, го-рка). Как дополнительный приём рекомендуется использование для деления слов на перeнос вертикальная черта: изу|ми|тел|ьный. Это позволяет экономить время урока, дифференцировать задания для отработки навыка перноса. Каждая новая тема 1 класса предполагает дополнение к правилам переноса слов, например, разделительный Ь, Ъ, или двойные согласные.

3.Орфограмма «Пробел»

орфограмма

начало ознакомления

1.раздельное написание слов в предложении

Наступила_ поздняя_ осень.

1 класс период обучения грамоте

2. раздельное написание предлогов со словами

с _другом (доказательство: с хорошим другом или вставляю вопрос: с (кем?) другом)

2 класс, 3 четверть

3.раздельное написание союзов А, И, НО со словами

Лена _ и _ Вера дружат, но_ часто ссорятся.

1, 3 класс

4.Раздельное написание частицы НЕ со словами

не_ люблю, не_буду

4.Орфограмма «Знаки препинания».

Знакомство с орфограммой начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце восклицательного –восклицательный знак, в конце вопросительного предложения – вопросительный знак. В 3 классе при изучении однородных членов предложения – знакомство с запятой.

    http://cor.edu.27.ru

    http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=28027&p_page=2 Т аблицы по орфографии для школьников и абитуриентов. – М.: 2006. Составитель Киреева Н.П.

    http://www.prosv.ru/ebooks/Klimanova_Rus_Metod/4.html

Дорогие взрослые! Вы же наверняка не хотите:

1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;

2) несмотря на 5 часов русского в неделю - получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам - так и жить с неграмотным членом семейства);

3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);

4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);

5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).

Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,

если ваш ребёнок

НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.

Орфограмма - это "ошибкоопасное" место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим - так и пишем. А в слове ВОДА - непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.

И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:

А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!

В кого ты такой пошёл?

Раз ты такой неумный - заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)

И чему тебя в школе учат?

Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) - не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.

И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса - ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.

В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ - не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.

Особенно продвинутые родители - "пользователи" русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС

Для учителей

Чтобы добиться практически абсолютной грамотности , учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.

Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.

Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.

Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой "проверяемая безударная гласная в корне слова" или "парная согласная в слабой позиции" и предложить придумать другие проверочные слова.

Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.

В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.

На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.

Список обязательных орфограмм первого класса

для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ

  1. Большая буква в начале предложения.
  2. Имена собственные.
  3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  4. Мягкий знак - показатель мягкости.
  5. Разделительный мягкий знак*.
  6. Сочетания ЧК-ЧН.
  7. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  11. Имена собственные.
  12. Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Несколько слов о написании диктанта

  1. СЛОВА В ДИКТАНТЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГОВАРИВАЯ ИХ ПО СЛОГАМ ГУБАМИ ИЛИ ШЁПОТОМ.
  2. ПРИ ПИСЬМЕ ВСЕ ОРФОГРАММЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗЕЛЁНОЙ РУЧКОЙ.
  3. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ДОБИТЬСЯ СТОПРОЦЕНТНОЙ ГРАМОТНОСТИ, ТО МИНИ-ДИКТАНТЫ НАДО ПИСАТЬ В КЛАССЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ХОТЬ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО 3 СЛОВА В КАЖДОМ. НО ПИСАТЬ ДАЖЕ ТАКОЙ МИКРОДИКТАНТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Диктант.

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора в классе

  1. М ы
  2. С
  3. М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма - имя собственное пишется с большой буквы.
  4. Идём - орфограмм нет.
  5. Гулять - орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
  6. В - это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  7. Ча щу - ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  8. Чащу - чу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
  9. .
  10. Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  11. Цве тут - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
  12. Ландыши
  13. . - В конце предложения ставится точка.
  14. В от - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  15. Быстро - словарное слово. Пишется БЫСТРО.
  16. Бе жит - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
  17. Бежи т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  18. Ко лючий - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
  19. Ёж - орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
  20. . - В конце предложения ставится точка.
  21. П ищат - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  22. Пи щат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
  23. Пища т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  24. Пуши стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  25. Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
  26. . - В конце предложения ставится точка.
  27. П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  28. Птичк и - орфограмма - сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
  29. Вь ют - орфограмма - разделительный мягкий знак.
  30. Гнёзда - орфограмм нет.
  31. . - В конце предложения ставится точка

Узорова О.В.

Грамотность - одно из основных требований к письменным работам, выполняемым школьниками на протяжении всего периода обучения. Уровень овладения навыками безошибочного письма проверяется и у выпускников школ на ГИА и ЕГЭ. Анализ работ показывает, что чаще всего ошибочному написанию подвергаются орфограммы в корне слова. И это несмотря на то, что освоение правописания корней начинается с момента поступления ребенка в школу и продолжается до ее окончания.

Что такое орфограмма?

Место в слове, где возможно появление ошибочного написания, называется орфограммой. Обычно она обнаруживает себя тогда, когда написание не совпадает с произношением. Ошибкоопасные места могут находиться в любой из частей - приставке, суффиксе, корне, окончании или между словами.

Для правильного написания частей слова ученику недостаточно просто заучить правило, которое укажет, как необходимо написать букву или проверить ее. Ребенок должен безошибочно определять состав слова, что, в свою очередь, является очень непростым делом. Кроме того, ему нужно увидеть само "опасное" место в слове.

Понятие корня

Избежать орфографических ошибок в работах детей поможет правильное и своевременное их знакомство с термином "корень слова". Важным моментом является и то, как этим понятием оперируют школьники при дальнейшем обучении русскому языку.

Как известно, корень - это часть родственных слов , именно в ней заключен их основной лексический смысл, и она является общей для всей группы. Поэтому перед знакомством с понятием необходимо научить детей составлять цепочку из родственных слов. Чем богаче запас слов, которыми ребенок активно пользуется, тем легче и интереснее проходит эта работа. Примерами таких рядов могут послужить следующие:

  • море, моряк, морской, морячка ;
  • лес, лесник, лесной, лесовик ;
  • школа, школьник, школьница, школьный .

Дети сами замечают, что в родственных словах встречается одинаковое сочетание букв. Оно несет главную смысловую нагрузку, в результате чего все слова в цепочке близки по своему значению, а общая часть и называется корнем.

Орфограммы в корне слова

Видеть все ошибкоопасные места при написании слов - вот то главное, чему необходимо учить детей. И начинать эту работу нужно уже в первом классе. К моменту окончания учебного года первоклассники должны знать около десяти правил написания, среди них есть и те, которые указывают на орфограммы в корне слова. К ним относятся парные согласные по звонкости - глухости в слабой позиции, безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.

Во втором и последующих классах количество и разнообразие орфограмм значительно увеличивается. Опыт показывает, что если ребенка не приучить видеть опасные места в словах в самом начале обучения правописанию, то в дальнейшем сделать это будет очень сложно. Результат такой методической ошибки - низкий уровень грамотности учеников.
Самый надежный способ, позволяющий научить видеть орфограммы в корне слова и других его частях - это ежедневные упражнения в записи предложений под диктовку с проговариванием всех ошибкоопасных мест. Объяснительные диктанты могут содержать не более трех коротких предложений, но они должны быть ежедневными. Это обязательное условие для достижения стопроцентной грамотности при выполнении письменных работ.

Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.

Проверяемые орфограммы

В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.

Сюда относятся:

  • гласные в слабой позиции ;
  • парные глухие и звонкие согласные ;
  • согласные, которые при стечении не произносятся .

Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.

Непроверяемые написания

Особую группу составляют слова, в которых присутствуют непроверяемые орфограммы в корне слова. Чаще всего их правописание необходимо запоминать. Педагоги владеют системой специальных заданий, выполнение которых приводит к прочному запоминанию слов и грамотному их написанию при последующем использовании.

Для учащихся каждого класса рекомендованы перечни слов для запоминания, куда включены непроверяемые орфограммы в корне слова. Ученики, имея такие справочники, привыкают пользоваться ими во время проверки написанного или при возникновении затруднений.

Орфограммы гласных

Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых, в курсе школьной программы - самые сложные для усвоения орфограммы. Гласные в корне слова, приставке, суффиксе или окончании, по мнению ученика, могут иметь несколько вариантов написания, например, явление, ивление, евление. Задача учителя состоит в том, чтобы дети, применяя соответствующий алгоритм, научились выбирать правильное написание.

Безударные гласные а, о, е, и, я требуют проверки, если они стоят в корне слова. Чтобы убедиться в правильности их написания, необходимо подобрать проверочное слово. Оно должно быть однокоренным (родственным) или иметь другие формы проверяемого. Слово может называться проверочным только тогда, когда безударная гласная окажется в сильной позиции.

Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:

  • определять в слове ударную и находить безударные гласные ;
  • выделять корень ;
  • подбирать родственные слова или их формы ;
  • знать правила проверки орфограмм .

Орфограммы согласных

Правописание согласного зависит от его местонахождения в слове. Находясь в слабой позиции, согласные могут заменяться парными по звонкости - глухости, что и указывает на наличие орфограммы в корне слова.

Согласные, как звонкие, так и глухие, требуют проверки, если:

  • они находятся в конце слова ;
  • звонкие согласные стоят перед глухими согласными ;
  • глухие парные согласные расположены перед звонкими согласными .

Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.

Один из самых сложных языков - это русский. Большинство его слов пишется не так, как произносится. Поэтому трудности в правописании испытывают не только иностранцы, изучающие русский язык, но и люди, говорящие на нем с детства. Как только ребенок начинает учиться писать, он сразу сталкивается с необходимостью учить разные правила правописания, то есть орфограммы. Только при их применении возможно грамотно писать на русском языке. Поэтому с понятием, что такое орфограмма, школьник встречается уже в первом классе.

Признаки орфограмм

Для того чтобы писать грамотно, мало знать, что такое орфограмма, нужно уметь ее находить в словах и правильно применять. Для этого школьника нужно научить узнавать ее признаки. Ведь орфограммы есть не во всех словах, а только в тех, где звук находится в слабой позиции. Это место на конце слова, в стечении согласных, безударная позиция гласного звука или гласный после шипящих, и некоторые другие случаи. Например, "во да", "зуб ", "сч астье", "желтый" или "само лет".

Виды орфограмм

После того как найдена в слове позиция орфограммы, нужно определить условия выбора правильного написания. Обычно это зависит от части речи, места звука в слове или от значения самого слова. В соответствии с этим выделяются разные виды орфограмм. Например, правописание безударных гласных в в приставках, окончаниях, после шипящих, правописание согласных, слитное и раздельное написание "не" и ни" и многие другие. Всего в школе изучается 70 орфограмм. Но даже выучив их все наизусть, не каждый ребенок может их применять и писать грамотно.

Самую большую трудность вызывает правописание гласных в корне слов. Очень сложно определить на слух, что в этом месте присутствует орфограмма. Слова,

которые нужно запомнить, собраны в орфографический словарь. Их очень много, и редко кто знает их все. Кроме того, в русском языке постоянно появляются новые слова, правописание которых тоже нужно запоминать. Очень сложно запомнить также правильное написание терминов и слов иностранного происхождения. Например, "хоккей", "коалиция", "легитимный" и многие другие.

Трудность в изучении русского языка еще и в том, что из большинства правил есть исключения. Поэтому их все желательно учить наизусть. Например, правописание гласных после шипящих, "н" и "нн" в суффиксах или словарные слова. Не поддаются "парашют", "ветреный" или "заря".

Как применять орфограммы при написании

Поэтому, даже если ученик знает, что такое орфограмма, и выучил их все, это еще не гарантирует того, что он будет грамотно писать. Труднее всего иностранцам, изучающим русский язык. Ведь для правильного применения орфограмм нужно разбираться в тонкостях лексического значения слов, уметь выделять в них морфемы, определять часть речи, к которой относится слово. Например, от значения слова зависит выбор гласной в таких сочетаниях: "запевать песню" или "запивать лекарство". Кроме того, очень важно

правильно произносить слово. Часто именно от этого зависит выбор нужной буквы при написании. Например, после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется "о" - так, как и произносится: "крючок", "пушок", "кумачовый".

Почему же большинство учеников, окончив школу, допускают ошибки в словах? Ведь они знают, что такое орфограмма, могут рассказать правила, но у них не получается их применять. Многие просто не видят место, в котором можно сделать ошибку. Ведь чтобы определить место орфограммы в слове, нужно знать правила русского языка: уметь различать части речи, определять грамматическое и лексическое значение слов и разбирать слова по составу. Кроме того, нужно развивать у школьников фонетический слух, чтобы они смогли сразу услышать, в какой позиции находится звук, куда падает ударение, и есть ли в слове разделительные "ъ" и "ь".