Open
Close

Что значит «благословить. Благословение Будь благословенна что значит

Мы часто говорим о благословении, не задумываясь про смысл этого слова. Провожая человека в долгую дорогу, даем ему напутствие — «благословит тебя, Господь», представляем родителям избранницу — «мы решили пожениться, благословите нас». Для христианина слово «благословение» имеет особый смысл — это одобрение, помощь и напутствие от самого Господа. Зачем христиане просят благословения? Можно ли вступать в брак без благословения родителей? Кого мы можем просить о благословении?

У понятия «благословение» несколько определений. Именно так принято называть, в первую очередь, действие Господа, посылающего Свою благодать на человека или целый народ. Но благословением может считаться и:

  • призыв пастыря, воззвание с просьбой ниспослать Божественную благодать;
  • разрешение духовника на тот или иной поступок;
  • одобрение родителей.

Если мы внимательно прочитаем слово «благословение», то увидим, что оно составлено из частей «благо» и «слово». Слово, дарующее благо и добро тому, кто его просит. Верующий человек всегда жаждет одобрения от Бога и в минуты сомнений может обратиться за советом, с просьбой о благословении к своему духовнику. Иногда мы благословляем друг друга, говорим «благослови тебя Господь», желая человеку самого лучшего, призывая Бога помочь кому-то в благом деле или умоляем помочь пережить тяжелое испытание.
Это воззвание о помощи свидетельствует об истиной вере, ведь человек не будет просить защиты у того, кому не доверяет.

Формы благословения

  • пастырь благословляет паству, осеняя ее крестным знамением;
  • приветствуя священника, мы обычно просим благословения;
  • хвала Бога (напр. Пс.102 );
  • молитва о здравии и благоденствии другого человека;
  • одобрение родителей жениха и невесты на венчание;
  • разрешение священноначалия на то или иное действие.

Благословение от священника

Священники регулярно получают просьбы о благословении и с радостью отвечают на них. Важно помнить только о том, что получить благословение от духовника — не значит снять с себя ответственность. Кроме того, священник не может принять решение за самого человека. Правильно и хорошо просить благословения, если вы приходите в храм, попросить благословения с твердым намерением:

  • Примириться с близким;
  • Совершить благое дело;
  • Помочь кому-то;
  • Справиться с дурной наклонностью.

Но в храме вам вряд ли дадут благословения на греховные поступки. В фильме «Остров» есть эпизод, где молодая девушка просит благословения у монаха, не сообщая, на что именно ее нужно благословить. Прозорливый монах сурово прерывает ее, так как она просит благословения на аборт.

Если говорить о примирении, то Бог может благословить человека, но не действовать за него. Чтобы примириться с близким нужно искренне раскаяться и попросить прощения или же найти в себе силы простить обидчика самому.

Благословение принимают с особым чувством трепета и благоговения, ведь через священника нас благословляет сам Христос. Недаром для благословения руки складывают особым образом: пальцы изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос.

Чтобы попросить благословения надо сложить руки крестом: правую руку положить на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, отец … (имя) (или Владыка – епископу)». Получив благословение, надо поцеловать руку священнику, так мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник благословляет словами «Бог благословит!».

Благословение родителей

Родители традиционно благословляют молодых перед Таинством венчания, осеняя их иконой. Благословение при этом, конечно, дают не сами родители, а Господь.

Главным делом священника является исповедь и проповедь, поскольку именно эти священные занятия способствуют проникновению в душу и сердце христианина и рождают в душах и сердцах благие перемены. Но вот начинается священник с благословения. Наспех ли благословил или благоговейно, призвал ли имя Божие или только крест в воздухе начертал – во всем этом уже видно священника.

Эти простые и точные мысли были вычитаны мною в далекие времена семинарской учебы и принадлежат профессору Киевской дореволюционной Академии Певницкому. Священник начинается с благословения.

Все святое способно вырождаться и выдыхаться при неправильном пользовании. Благословение духовенства со стороны принимающих его мирян (или в режиме от архиерея - священнику) может превратиться в аналог «Здрасьте» при встрече низшего с высшим. Увидели Владыку, чуть согнулись в спине и вместо приветствия – «благословите». Вот так прямо и бывает: говорим «благословите», подразумеваем - «Здрасьте. Как мы рады вас видеть!». А со стороны дающего благословение это и вовсе бывает некое помахивание ручкой в воздухе и позволение затем ее поцеловать. Это особенно заметно там, где духовенства и церковного народа много: в семинариях, в епархиальных управлениях, в церковных лавках, в крупных обителях и проч. Там происходит, чаще, чем где-либо, вредная стилизация православия из-за спешки, толкотни и смеси панибратства с подхалимством. При этом, что касается благословений, нет собственно «благого» + «словения», то есть никакие благие и священные слова могут вовсе не произноситься. Все совершается на уровне манипуляций и имитации поцелуев. Между тем Писание изначально предполагает одним из служений священства – благословение народа, а само благословение – произнесением вслух священных слов. «Благословляйте сынов Израилевых, говоря им : Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23-27)

Благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение. Знал это Иаков и мать его, хитростью испросив благословения, как для первенца, у ослабевшего зрением Исаака. Когда отец преподал младшему полное благословение, упомянув о небе и земле, хлебе и вине, о покорности ему братьев и прочем, то пришел Исав – настоящий первенец. Узнав о хитрости, Исаак «вострепетал весьма великим трепетом» (Быт. 27:33) и сказал, что тот, кого он только что благословил, тот «и будет благословен» (!). Очевидно, речь здесь не идет о простых словах, которые можно произнести, потом от них отказаться и снова повторить в другой адрес. Все участники события прекрасно это понимают, поэтому не только Исаак трепещет, но и Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (Быт. 27:34). В ответ на просьбу Исава и его тоже благословить, отец молчит, как если бы ему нечего было больше сказать. А потом благословляет старшего сына, словно некими остатками желаемых благ, малыми крохами. Вся эта картина говорит нам о силе родительского благословения, о передаче реальной силы. Так и мы сегодня, к примеру, живем под сенью исполнившегося благословения Ноя: «Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27) Очевидно, что европеец стал «всемирным человеком» и получил доступ к молитвенному общению с Живым Богом во Христе, не потому, что это случайность или плод технического прогресса, но потому что это – исполнение предсказания, являющегося одновременно и благословением.

Пример множественных благословений, могущих быть произнесенными вместе или раздельно, находим в чине причащения больного на дому. Там, среди прочего, говорится:

«Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего». Как видим, это по духу и форме благословения, тождественные тем, которые изложены в книге Чисел. Именно такие призывания Бога приличествуют священному сану.

Свидетельства силы благословения многочисленны, поскольку рука Господня не сократилась и не ослабела, чтобы спасать. Мне приходилось слышать многие рассказы верующих людей о том, как сильно действовала на них благодать после разумно взятых благословений. Люди просили конкретных благословений на дальнюю поездку, на изучение иностранного языка, на хранение обетных дополнительных постов, на терпение жизненных неурядиц и прочее, и преподанное в ответ на такую просьбу благословение становилось источником силы и помощи.

Само духовенство от привычных «маханий ручкой» устает, и это понятно. Еще Лесков отмечал, что нашим архиереям и по улице пройтись бывает невозможно, и на людях показаться – замучают с благословениями и со всех сторон сбегутся. Но если подойдет мирянин и скажет: «Именем Господним благослови, владыко», и в ответ услышит имя Христово, произнесенное благоговейно, то оба почувствуют себя участниками некоего Таинства, а именно – освящающего действия благодати при призывании Господа.

Благословлять также могут и миряне, в особенности, если речь идет о взаимоотношениях родителей и детей. Да и трогательнейшая в пустыни тоже говорит нам о многом. Он просил у нее благословения, так как видел в ней живой сосуд Святого Духа, и она просила у него благословения, поскольку он – священник и мужчина. Так они и склонялись все ниже и ниже к земле, повторяя одно: «Благослови, благослови». Наконец Мария произнесла благословение, но не сказала: «Я благословляю тебя», а благословила Бога, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

Напоследок скажем и о том, что никогда в храме священник, молча не осеняет людей крестом при специальном священническом перстосложении. Он всегда говорит «Мир всем», или «Благословение Господне на вас», или иные слова, но всегда это именно «благо-словение », а не просто священная жестикуляция.

Много лет прошло с тех пор, как в читальном зале библиотеки Киевской Семинарии мне попалась старая, с пожелтевшими и хрупкими страницами, книжка Певницкого по пастырскому богословию. И помню я из нее сегодня только то, что исповедь и проповедь это самые важные пастырские занятия, а начинается священник с умения преподавать подлинное благословение.

У Москвы функции столичного города.

Современная Москва – столица Российской Федерации.
Это значит, что Москва – место пребывания высших органов государственной власти нашей страны. Теперь это – Президент России, Федеральное собрание – высший законодательный орган, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из глав администраций и глав местных выборных органов субъектов Российской Федерации, избираемых на местах. Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых всеми жителями России по партийным спискам и по мажоритарным округам. В Москве находится правительство России, Конституционный суд. Таким образом, Москва – центр управления Россией, и это одна из ее главнейших функций.

Но Москва не только центр управления, она еще и самый крупный культурный центр России. В Москве расположены редакции крупнейших средств массовой информации – телевидения, радио, газет, журналов. Передачи телевидения из Москвы смотрят жители всех регионов России и стран Содружества Независимых Государств. В Москве самая большая концентрация работников искусства: писателей, художников, актеров, журналистов, архитекторов, композиторов и т. д.

Здесь расположены и крупнейшие научные учреждения России, находится Российская Академия наук. Москва давно уже оказалась “переполненной” научными учреждениями, и они вышли за ее пределы: в Подмосковье расположено более двух десятков специализированных “городов науки”.

В Москве находятся крупнейшие банки России, через которые проходит 70% всего денежного оборота нашей страны. Крупнейшие предприятия России предпочитают держать деньги на своих счетах в московских банках. Многие банки стали владельцами предприятий в разных районах России.

Что касается хозяйства Москвы и Подмосковья, то можно сказать, что они уже перешли в постиндустриальную стадию развития. В Москве первое место занимает машиностроение, за ним следуют почти равные по объему продукции легкая и пищевая отрасли, четвертой по значению является цветная металлургия. Московская область – более “текстильная, чем “машиностроительная”. Преобладание текстильной промышленности здесь очевидно, а машиностроение играет более скромную роль, чем в Москве.

По материалам:znanija.com

Что значит «благословить»

Каждый христианин просит благословения у Бога, у епископа или священника на важные события своей жизни. Но, с другой стороны, верующие просят благословения и при обычной встрече со священнослужителем. Кроме того, понятие «благословение» присутствует в церковном богослужении. А каков библейский смысл этого слова? Попытаемся разобраться.

Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. Левая рука лишь поддерживает правую. Мы протягиваем обе руки из вящего уважения. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, никакой лодочки, никаких бортиков, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и когда в гражданской, не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Священником он быть не перестает, если одет не в одежду духовного покроя.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником: просит благословения.

Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану. Если присутствуют архиерей и священники, то испросить благословения нужно только у архипастыря, а знакомых священников приветствовать легким поклоном. Согласно церковному этикету священники не преподают благословения в присутствии святителя, который и для них самих является источником благословения.

Отсекая свою волю

Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения.

Только нужно соблюдать непременное правило. Если уж вы исполнились решимости поступить по воле Божией, раз вы ищете благословения (и это, безус­ловно, похвально), то не следует, что называется, «наводить» священника на желаемый вами ответ. По своему лукавству мы излагаем ситуацию так, что правильным будет казаться только желаемый нами ответ. И когда священник, стесненный нашими рамками, даст нам его, мы подымаем его как знамя, вещая всем его как волю Божию, а по сути - злую свою. И творим своеволие, прикрывая его священническим благословением.

Как правильно испросить благословение?

Если мы хотим взять на что-то благословение, то есть сознательно отсечь свою волю в пользу воли духовно опытного человека, священника, и поступить заведомо не как нам хочется, но как будет благословлено, указано, - тогда нужно с решимостью и надеждой на Бога обратиться к священнику, причем только к одному, не коллекционируя мнений и не выбирая. Вне зависимости от того, согласно или несогласно то, что вы услышали, с вашим собственным мнением, вам необходимо по этому благословению поступать.

Но от такого благословения нужно отличать духовный совет, когда мы, недоумевая о чем-то, советуемся с людьми духовно более опытными, выслушиваем их мнение - не как указание, благословение, а как точку зрения. В таком случае можно спросить и нескольких священников. Но не нужно лукавить в первую очередь с собой, и останьтесь честными пред Богом: если вы брали благословение, но, испугавшись неприятного, побежали потом за более мягким решением, то это, конечно, нечестно и неправильно. Если же вы искали советов и руководствовались тем из них, который сочли более разумным, то в этом нет ничего страшного.

Преподание мира

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук - ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся на святыню, а потом делаем поклон.

Благословен Бог!

Но задавались ли вы вопросом, отчего в молитвах, в Священном Писании встречаются такие, например, слова: «Благослови, душе моя, Господа»? Ключ к этому - в библейском, богословском значении слова. Для этого обратимся к нашему богослужению.

В конце вечерни и утрени хор поет, обращаясь к предстоятелю: «Благослови». Вслед за этим служащий священник произносит возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Кстати, здесь священник называет Бога священным ветхозаветным именем Яхве - Сый - Сущий. Это же имя пишут на иконах Христа.

Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Михаил Желтов отмечает: «Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник это слово произносил только раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка в конце службы произносит это возглашение: «Сый благословен!..» У нас слово «благослови» часто ассоциируется с просьбой к священнику: «Батюшка, благословите!» И батюшка благословляет.

На самом деле если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова «благословлять» - «благословлять Бога». И хор поет: «Благослови!», а священник говорит: «Сый благословен Господь» - благословляет Господа. Здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а «благослови» имеется в виду Бога.

И священник благословляет: «Сый благословен Христос Бог наш», тем самым исповедуя Христа Богом. Благословение в библейском понимании этого слова - это благословение Бога. Благословляя Бога, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него переходит это благословение. Такова библейская модель. Вслед за благословением Бога Сам Бог благословляет человека.

Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии.

Таким образом, когда священника просят о благословении, он, осеняя крестным знамением просящего, произносит молитву, благословляя Бога, а Господь уже Сам дает благословение просящему. Или не дает - Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель.

Дмитрий Романов

Благословение

(евр. бэрах; греч. эулогиа).
I.
Под Б. (противоположность см. Проклятие) Библия понимает обращение Божьей милости, благодати на человека либо Самим Богом, либо людьми, действующими по воле Бога (ср. Быт 12:3) . Сила Б. нисходит на благословляемого через слова (Быт 27:28 и след.; 48:15 и след.) , а иногда через возложение рук. Данное человеку Б. может распространяться на его потомков (Втор 28:4) , имущество и окружение. Б. исполняется (Чис 22:6) , даже если оно было добыто хитростью (ср. Быт 27) . Благословенный сам становится источником божественного Б. (ср. Быт 12:3) ; Иаков благословил своих внуков и сыновей (Быт 48; 49) , а Моисей - колена Израилевы (Втор 33) . Иногда Б. называются и дары (Быт 33:11; ср. 1Цар 25:27; 4Цар 5:15) .
II.
Первоисточником всякого Б. является Сам Бог (Быт 49:25) . Б. по большей части обращено на человека (Быт 1:28; 12:3; 26:3) , но Бог благословил также и седьмой день (Быт 2:3) , животных (Быт 1:22) , хлеб и воду (Исх 23:25) . Б., обращенное на человека, есть дар и выражение Божественной любви (Втор 7:13) . Божье Б. дарует многочисл. потомство (Быт 1:28) , владение землей, щедрые урожаи и обилие скота (Быт 39:5; Втор 28:3-5; Иов 42:12; Пс 64:11) , жизненное благополучие и защиту от врагов (Быт 14:19 и след.; Пс 28:11) . Во время праздничных богослужений священники, потомки Аарона, соблюдая установленный ритуал, с воздетыми к небу руками (Сир 50:22 и след.) благословляют народ (Чис 6:23 и след.; ср. Втор 10:8) . Цари также благословляют народ (Давид - 2Цар 6:18 ; Соломон - 3Цар 8:14 ). Получали Б. и жертвенные трапезы (1Цар 9:13) .
III.
Иисус снял с людей проклятие (Гал 3:13 и след.) , чтобы и на них распространилось обетованное Аврааму Б. (Деян 3:26) . Он благословил детей (Мк 10:16) , а перед вознесением - и Своих учеников (Лк 24:50) . Они сами должны стать носителями и распространителями Б. (Рим 12:14; 15:29) . Сила Божья проявляется в них и свидет-вует о себе тем, что они благословляют даже врагов и гонителей (Мф 5:44; Лк 6:28; 1Кор 4:12; 1Пет 3:9) .
IV.
Евр. и греч. слова, обозначающие "благословение", "благословлять", могут также употребляться и в значении "восхвалять", "прославлять", а также "благодарить"; в Синод. пер. они иногда передаются именно так, иногда же - букв. (Быт 24:48; Втор 8:10; Суд 5:2,9; Мф 14:19; 15:36; 26:26; 1Кор 10:16) .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Благословение" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ, благословения, мн. нет, ср. (церк.). 1. Действие по гл. благословить благословлять. 2. Религиозно бытовой свадебный обряд у христиан, состоящий в крестообразном осенении иконой и хлебом жениха и невесты их родителями перед… … Толковый словарь Ушакова

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. благословить. 2. Обращённая к Богу просьба о благодати, помощи. Б. Господне. С божьим благословением приступить к возведению храма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    благословение - (неправильно благословление) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Благословение - Благословение ♦ Benediction Доброе слово, способное обратить слово в добро. Ошибкой было бы слишком верить в силу благословения, т. е. ждать от него немедленного практического результата – конкретной помощи или защиты. Добрые слова не… … Философский словарь Спонвиля

    - (калька с греч. εὐλογία) многозначный термин … Википедия

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ - [евр. ; греч. εὐλογία; лат. benedictio], пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов; по отношению к Богу одна из составляющих религ.… … Православная энциклопедия

    Благословение - Само слово «благословение» кажется несколько устаревшим, однако суть его остается достаточно значимой для каждого человека. Наверное, поэтому нам вполне может присниться, что мы даем, спрашиваем или получаем благословение. Д. Лофф… … Большой универсальный сонник

    Благословение - – этим словом обозначаются: в собственном смысле благословение (Эфес. 1, 3); благотворение (2 Кор. 9, 5); изобилие, приходящее от Божия благословения (2 Кор. 9, 6); благодеяние нуждающимся; позволение, взятое от старшего, напр., диаконом от… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    благословение - А. Человеческие благословения 1. Благословение священных предметов жертв: 1Цар 9:13 чаши Святого Причастия: 1Кор 10:16 2. Благословение других людей отец благословляет своего сына: Быт 27:1 40; Быт 48:15,16 семья благословляет уходящую дочь: Быт… … Библия: Тематический словарь

    благословение - испросить благословения действие, каузация получить благословение действие, получатель принять благословение действие, получатель просить родительского благословения действие, каузация … Глагольной сочетаемости непредметных имён