Open
Close

Динамика в музыке. Конспект урока по музыке на тему:"Динамика как средство музыкальной выразительности" Как определить динамику музыкального произведения

Конспект урока музыки «Динамические оттенки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городского округа – город Камышин Волгоградской области Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний. Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности. Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки « Динамические оттенки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Цель урока : Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности.

Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с понятием «динамические оттенки»;

научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов. Показать детям значение динамических оттенков в музыкальном произведении. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий.

Коррекционно - развивающая: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограммы «Песни друзей» Г.Гладкова; «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»; В.Шаинский «Голубой вагон»

План урока

1.Орг. момент. Приветствие

3. Работа по теме урока

Станция «Цветочная».

Станция Форте и Пиано

4.Закрепление изученного материала.

Станция «Горный перевал».

Станция «Загадочная».

5. Итог урока .

6 . Проверь себя . Динамика. Станция «Конечная».

7. Рефлексия

Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа.

Оборудо-

вание.

До

зи

ров

ка

ре

ме

ни

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Привет

ствие.

Слайд 1

Добрый день, добрый день

Встретились мы снова,

Слушать музыку и петь

Мы уже готовы.

Принятие социальной роли обучающегося .

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

(На доске в теме урока дописываю: Динамические оттенки).

Ребята! Давайте проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:

Что мы можем сказать о мелодии, которая сейчас прозвучала?

Что происходит в этом произведении?

О каком средстве музыкальной выразительности идёт речь?

Мелодия появляется из тишины, затем набирает максимальную силу и мгновенно угасает, звучание набирает силу и теряет её.

Прочитайте, пожалуйста выразительно стихотворный текст Агнии Барто «Наша Таня». (относительно громко и относительно тихо)

Понятия «громко» и «тихо» очень относительное.

Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит, какой вывод можно сделать?

Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары.

Проведем эксперимент: Постучите по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко!

Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую.

(ответы обучающихся)

О силе звука

Ребята читают:

Наша Таня громко плачет: громко
Уронила в речку мячик. (форте)
- Тише, Танечка, не плачь: тихо
- Не утонет в речке мяч. (пиано)
А.Барто

Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.

Стучат карандашом по столу

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Аргументация своего мнения

и позиции в коммуникации.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную ность с партнёрами

3. Работа по теме урока

Станция «Цвето

чная»

Станция «Форте и Пиано»

Слайд 2

«Песня друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

Слайды 3 - 5

Слайд 6

Приложение 1

Стих Е.Королёвой.

Звук баяна постепенно

от тихого

до громкого.

Приложение 2

Слайды 7,8

Как называется сила звука?

Правильно! Сегодня мы расширим знания о динамике. Мы познакомимся с динамическими оттенками. А чтобы вы лучше запомнили динамические оттенки, и вам было интересней, мы будем путешествовать на «Весёлом экспрессе».

Ребята, какую веселую песню мы с вами знаем? Я предлагаю вам исполнить «Песню друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

Ребята, мы с вами прибыли на станцию «Цветочная».

Давайте посмотрим, какие перед нами красивые цветы. Сейчас мы с вами будем их нюхать. Делаем короткий вдох и длинный замедленный выдох со счетом: 1,2,3,4.5 и т.д.

А сейчас давайте посмотрим на эту цветочную полянку, назовем наши цветы Егорками и попробуем их посчитать. Запоминаем фразу: «Как на горке, на пригорке, жили 33 Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д.

Продолжаем наше путешествие на «Весёлом экспрессе».

Двигаемся к следующей станции с такими словами: «Тук, тук, тук, стучат колёса, едет, едет паровоз. Мимо ёлок, мимо сосен – далеко он нас завёз».

Я вам расскажу, какие жители живут на этой остановке.

Какие слова чаще всего встречаются? Как эти слова обозначаются в музыке:

Как вы. Ребята, думаете кто живёт на этой станции7

Внимание! К нам приближается динамический поезд. Запишите и запомните динамические оттенки:

Динамика

На экспрессе нашем быстром

Никому скучать нельзя.

В путь, веселые туристы,

В путь, веселые друзья!

А чтобы ещё интересней

И легче казалось идти,

Споём – и весёлая песня

Поможет в далеком пути.

(дети отвечают)

(Исполняют 1 куплет)

Работают над дыханием

С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Работают над дыханием

(ребята повторяют слова, при этом громко топают ногами)

(Громко, тихо)

f - ФОРТЕ (громко)

p - ПИАНО (тихо)

Значит, на этой остановке живут Форте и Пиано.

Обучающиеся записывают термины с объяснением

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства

Устанавливать причинно следственные связи.

выдвигать гипотезу и доказательства

Давать определения понятиям.

4.Закрепление изученногоматериала

Станция «Горный перевал».

Станция «Зага

дочная».

(игра предлагается М.А.Михайло

вой).

Приложение 3

Игровой материал: игрушка.

В.Шаинский «Голубой вагон»

Слайд 9

Приложение 4

Мы находимся на станции Форте и Пиано

Они предлагают нам поиграть в игру «Громко – тихо запоём»

Каким средством выразительности мы пользовались при игре?

Какими?

Ребята, что-то мы засиделись на этой станции. Давайте отправляться дальше.

Помните припев песни В.Шаинского «Голубой вагон»?

Давайте пропоем 1 часть припева только f.

Красиво прозвучала в нашем исполнении песня, когда мы прокричали ее?

Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной?

Какие динамические оттенки помогли нам в создании радостного настроения в этой песне?

Мы с вами прибыли на станцию, которая называется «Горный перевал».

Ребята, а вы знаете, как отвечает эхо в горах. Вот, например, если я высоко в горах крикну: «Сколько времени сейчас» Что мне ответит эхо? (час, час). А может эхо ответить: «Два часа, сорок минут»?

Давайте сейчас сыграем в игру, которая так и называется «Эхо».

Я буду спрашивать, а вы повторять последний слог и при этом хлопать в ладоши. Последний слог повторяем два раза и два раза хлопаем в ладоши, делая это одновременно. Начинаем!

Что нам помогало в игре?

Разгадайте загадку:

К двум нотам известным

прибавим предлог,

получится громкий

и долгий гудок

Играют в игру

Выбирается водящий, который выходит из класса. Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен её найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали)

Основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и, наоборот, стихает, по мере отдаления от неё.

Динамическими оттенками

(ответы обучающихся)

(ребята исполняют припев)

(ребята исполняют).

(ответы детей)

Нужно изменить звучание песни. Сила звука должна меняться на протяжении песни. Давайте остановимся на варианте «чем ближе – тем громче» в первой части и во второй части припева «чем дальше – тем тише».

крещендо и диминуэндо.

Ну, конечно же, нет.

Динамические оттенки

(СИРЕНА).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.Итог урока.

Станция конечная.

«Проверь себя»

Динамика.

Слайды 10-17

Наше путешествие подходит к концу. Вспомните самые приятные моменты нашего путешествия.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

Давайте проверим знаете ли вы в динамические оттенки?

Предлагается тест «Проверь себя»

(ответы детей)

(ответы детей)

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

6.Реф

лексия.

Слайд 18

Учитель: Наше путешествие прошло успешно. Вы научились различать динамические оттенки.

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.


В предыдущей статье мы рассмотрели понятие темпа, как средства выразительности в музыке. Также вы узнали варианты обозначения темпа. Помимо темпа, огромное значение имеет громкость звучания музыкального произведения . Громкость - мощное средство выразительности в музыке. Темп произведения и его громкость дополняют друг друга, создавая единую картину.

Динамические оттенки

Степень громкости звучания музыки называют динамическим оттенком. Сразу обращаем внимание на то, что в рамках одного музыкального произведения могут использоваться различные динамические оттенки. Ниже приводим список динамических оттенков.

Постоянная громкость
Полное название Сокращение Перевод
fortissimo ff очень громко
forte f громко
mezzo forte mf средняя громкость
mezzo piano mp средне-тихо
piano p тихо
pianissimo pp очень тихо
.
Изменения громкости
.
Смена громкости

Рассмотрим примеры взаимодействия громкости и темпа. Марш, скорее всего, будет звучать громко, чётко, торжественно. Романс будет звучать не очень громко, в медленном или среднем темпе. С большой долей вероятности, в романсе мы встретим постепенное ускорение темпа и нарастающую громкость. Реже, в зависимости от содержания, возможно постепенное замедление темпа и снижение громкости.

Итог

Для того, чтобы исполнять музыку, необходимо знать обозначение динамических оттенков. Вы увидели, какие знаки и слова используются для этого в нотах.

В этой статье Вы познакомитесь с базовыми понятиями динамики, узнаете наиболее популярные обозначения и способы динамической работы , а также ошибки и проблемы с которыми сталкиваются начинающие музыканты.

Что такое динамика в целом?

Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что от греч. δύναμις - сила, мощь.

Оттенки музыкальные - см. Нюанс.
Музыкальная энциклопедия

Динамические Задачи Теории Упругости - - круг вопросов теории упругости, относящихся к изучению распространения колебаний или состояния установившихся колебании в упругих средах. В простейшем и наиболее........
Математическая энциклопедия

Динамические Характеристики Психических Процессов - - важная сторона любой психической деятельности, включающая ее скоростные и регуляторные аспекты. Син. психодинамические свойства. Д. х. п. п. регулируются неспецифическими........
Психологическая энциклопедия

Формально-динамические Свойства - - см. Динамические характеристики психических процессов, Свойства индивидуальности, Темперамент.
Психологическая энциклопедия

Цвета, Оттенки - 1. Цвета с яркостью темнее, чем средние или нейтральный серый. 2. Цвета с яркостью светлее, чем средние или нейтральный серый.
Психологическая энциклопедия

Динамические Закономерности - более или менее общие, необходимые, существенные, повторяющиеся связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании........
Философский словарь

Обозначения

Громкость (относительная)

Два базовых обозначения громкости в музыке:

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

Кроме знаков f и p , есть также

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p . Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp . У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff , а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии - fffff .

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p , и несколько тише, чем mf . У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креше́ндо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo), или декреше́ндо (decrescendo) - постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc. ). Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки". Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся () - ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. - изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (по́ко - немного), poco a poco (поко а поко - мало-помалу), subito или sub. (су́бито - внезапно) и т. п.

Обозначение сфорцандо

Резкие изменения

Сфорца́ндо (итал. sforzando) или сфорца́то (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz . Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando) и обозначается rinf. , rf или rfz .

Обозначение fp означает «громко, затем сразу тихо»; sfp указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Музыкальные термины, связанные с динамикой

  • al niente - буквально «до ничего», до тишины
  • calando - «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
  • crescendo - усиливая
  • decrescendo или diminuendo - снижая громкость
  • perdendo или perdendosi - теряя силу, сникая
  • morendo - замирая (затихая и замедляя темп)
  • marcato - подчёркивая каждую ноту
  • più - более
  • poco - немного
  • poco a poco - мало-помалу, постепенно
  • sotto voce - вполголоса
  • subito - внезапно

Часто в разговоре люди употребляют слова, значения которых не знают или не понимают. В этой статье мы рассмотрим, что означает слово форте.

Это слово, произошедшее из музыкальной среды, сегодня чаще может использоваться в названии лекарств, но и по-прежнему в музыке.

«Форте» в названии лекарственных препаратов

В латинском языке имеется слово forte. На русский язык оно переводится как "крепкий", "сильный", "стойкий". В медицине этот термин употребляется как «ударная дозировка» или «сильная концентрация». Поэтому если на упаковке написано название лекарства и добавлено слово форте, это будет обозначать, что в данном препарате находится удвоенное содержание действующего вещества. Например, Эссливер Форте или Мезим Форте. Таким образом, можно сказать, что это две таблетки в одной. Однако это не означает, что, если вам прописали две таблетки в день, вы можете заменить ее одной форте.

Таблетки со словом форте на упаковке покрыты специальной оболочкой. Она хорошо растворяется в кишечнике и (в отличие от обычной таблетки) не переваривается сразу в желудке. В основном препараты форте доходят до двенадцатиперстной кишки, там и начинается их действие.

«Форте» в музыке

Форте - это часть музыкального произведения, которая требует громкого, усиленного звучания инструмента. Также данное понятие имеет следующие значения:

  • Форте означает «громко» и требует максимального повышения голоса певца.
  • Форте - это полнота силы звука, которая противоположна пиано - тихому звучанию.

С термином «форте» ассоциируют понятие «сильно», касающееся громкости исполнения произведения или отдельной его части. Это же слово легло в название общеизвестного музыкального инструмента - фортепиано, которое буквально переводится с итальянского как «громко-тихо».

Форте может указывать на степень громкости:

  • Меццо-форте говорит, что исполнять часть произведения нужно умеренно-тихо.
  • Фортиссимо указывает на необходимость петь или играть очень громко.
  • Форте-пиано говорит о скачке громкости. При этом сначала нужно играть громко, а затем сразу тихо.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Динамика

«Возможно передать сто динамических градаций, помещающихся между пределами,
которые я называю: ещё не звук, и уже не звук».
Г. Нейгауз

Вы, конечно, слышали о взрывчатке под названием «динамит». Знаете спортивную команду «Динамо». Где ещё можно встретить этот корень? Ну конечно, в магнитофонных усилителях - «динамиках». Во всех этих примерах речь идёт о силе: δύναμις [динамик] в переводе с греческого «сила». Но последний пример нам ближе всего, потому что в нём идёт речь именно о силе звука. Силу звука мы регулируем не только с помощью рычага громкости. Это можно сделать прямо на клавишах фортепиано, сыграв громче или тише, forte или piano. Эти оттенки (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Динамика - сила звука, динамические оттенки (нюансы) - оттенки силы звука.

Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки, как и разнообразные оттенки, существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть-чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо, то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

И даже такие чисто музыкальные особенности, как crescendo (крещендо)- постепенное нарастание звучности и diminuendo (диминуэндо) - постепенное ее ослабление, также присутствуют и в природе.

Прислушайтесь к тому, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь все громче, все сильнее, захватывая в момент кульминации всю крону целиком, заставляя ее раскачиваться, шуметь и лишь затем постепенно ослабляя свой напор до полного успокоения. Такой характер динамики, который можно было бы схематично изобразить музыкальными знаками cresc., dim., - всеобщий закон любого звучания.

А может быть, его проявление следует искать и в более широких границах - не только в музыке, не только в звуках вообще, а в многообразии всех существующих вещей? Не об этом ли писал Ф. Тютчев в своем стихотворении «Волна и дума»?

Дума за думой, волна за волной -
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в заключении, там - на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.

Если этот «вечный прибой и отбой» и есть тот самый всеобщий закон жизни, то, может быть, музыка потому так воздействует на человека, что она наиболее ярко несет в себе его очевидное воплощение? Ведь в любом, даже самом маленьком, музыкальном произведении есть свои правила распределения динамики, придающие ему выразительность и осмысленность. Более того, в этой осмысленности состоит главное отличие художественной динамики от звуковой динамики природы: в музыке она никогда не выступает как «призрак тревожно-пустой», а, наоборот, образует глубоко закономерное движение, участвуя в создании художественного образа наряду с другими средствами музыкальной выразительности.

Вспомните вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Музыка этого необыкновенно выразительного фрагмента передает неторопливое приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия, открывающая вступление, подобна первому лучу света, который все больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах московских церквей.

Слушая этот фрагмент, еще раз убеждаешься, как велики, как поистине безграничны возможности музыки в передаче не только всякого движения, процесса, но и тончайших его оттенков и градаций. Не просто общая линия постепенного динамического нарастания, но мельчайшие детали, подробности - все это сообщает музыке такую достоверность, ощущение подлинности.

Это тот самый реализм в музыке, о котором писал Б. Пастернак: «Везде, в любом искусстве, реализм представляет, по-видимому, не отдельное направление, но составляет особый градус искусства, высшую степень авторской точности». Такая точность свойственна творчеству каждого большого музыканта, одинаково добросовестного и в построении большой композиции, и в отделке каждой мелочи. На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии № 6 Л. Бетховена! Послушайте, как наряду с оркестровкой и гармоническими красками проявляет себя в этом сочинении динамика.

Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает ее наступление: хмурится небо, усиливается ветер (тремоло литавр), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных). Все это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к высшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски. Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением и в оркестре; гроза удаляется - и лишь отдаленные раскаты грома еще слышатся в музыке. Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются (минор уступает место мажору), музыка просветляется.

Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки. Можно даже сказать, что это важнейший носитель музыкальности вообще, в чем бы она себя ни проявляла: в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи. Ведь и в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит; и при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос; да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем человека по особенностям звучания его речи. И часто оказывается так, что негромкие, но веские слова убеждают нас гораздо больше, чем шумное многословие.

Музыканты давно исследуют художественные возможности громкостной динамики. Еще в эпоху Возрождения динамическими средствами создавались различные эффекты - например, эффект эха в хоре О. Лассо «Эхо». Было замечено, что сопоставление громкостей при исполнении одной и той же мелодии звучит как отзвук эха, придавая музыке особую пространственность. Известно также, что тихая, размеренная мелодия убаюкивает, а громкая и торжественная - взбадривает, поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны.

Однако между этими крайними проявлениями динамики располагается, по точному замечанию Г. Нейгауза, множество промежуточных оттенков. Не только композиторы, но и исполнители хорошо знают, что воспроизведение авторского замысла в огромной степени зависит от точности в соблюдении динамических оттенков. Г. Нейгауз – выдающийся пианист и педагог - повторял своим ученикам: «Нельзя путать Марию Павловну (mр) с Марией Федоровной (mf), Петю (р) с Петром Петровичем (рр), Федю (f) с Федором Федоровичем (ff)». Эти слова говорят нам не только о живом восприятии динамических оттенков, но и о требовательности замечательного мастера к соблюдению мельчайших нюансов громкости.

Динамические оттенки :
рр – пианиссимо - предельно тихое исполнение.
р – пиано - тихо.
mp – меццо-пиано - умеренно тихо.
mf – меццо-форте - умеренно громко.
f – форте - громко.
ff – фортиссимо - предельно громко.

Разумеется, как и любое другое выразительное средство, динамика исключительно редко применяется в каком-нибудь одном звучании. Во всей истории музыки не найдешь произведения, которое от начала до конца было бы одинаково громким или одинаково тихим. На движение динамики оказывают влияние не только естественные законы распределения громкости, но и многие другие обстоятельства.

Попробуйте, например, пропеть любую мелодию непременно звуком одной громкости - и вы тотчас же убедитесь в немузыкальности вашего исполнения. Мелодия ведь сама по себе гибка и изменчива; когда она движется вверх, хочется спеть ее чуть погромче, когда заканчивается – требует уменьшения звука. При этом она вся целиком может звучать в пределах какого-либо одного оттенка - например, mf; таким образом, все более тонкие градации громкости будут происходить в границах данного обозначения.

Именно поэтому выразительность музыки основана на динамической изменчивости. Постепенное нарастание кульминация - спад, например, в рассмотренном нами фрагменте из Симфонии № 6 Л. Бетховена - один из возможных вариантов динамики; контрастное сопоставление звучностей, как в хоре О. Лассо «Эхо»,- другой ее вариант.

Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон - ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.

Пьеса «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» К. Дебюсси, как и большинство произведений этого поэтичнейшего композитора, отличается мельчайшей детализацией музыкального письма. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная,- вот образ этой музыки, которая, как всегда, намного выше и богаче тех слов, которые можно о ней сказать.

Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.

Эти строки из стихотворения С. Малларме «Явление». Они могут быть отнесены к музыке К. Дебюсси - яркого и последовательного выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, ароматы, звучащий свет - это мерцание передается в его музыке как будто на грани ее мыслимых возможностей. Все, чем о себе говорит музыка, утончается до предела, детализируется - и в переливах гармонического колорита, и в ажурной детальности ритма, и в тончайшей динамической нюансировке. Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного сияния, каждой веточки, каждого темного сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

Не менее выразительны и примеры звуковой изобразительности динамики.

Слышали вы когда-нибудь, как просыпается утренний лес, как постепенно наполняется он разнообразными звуками, шорохами, пением птиц? А ведь пение птиц издавна влекло музыкантов. Для многих из них это стало своеобразной школой композиторского мастерства. Особенные тембры, присущие каждой птице, характер щебетания, темп, штрихи и, наконец, громкость, которая свойственна ее пению, - все это учило точности, детальности, выразительности музыкальных характеристик. Оркестровое произведение О. Мессиана «Пробуждение птиц» - один из результатов такой «лесной школы», где очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц. В музыкальном фрагменте, приводимом ниже, можно услышать пение вертишейки, домового сыча, лесного жаворонка, камышевки, черного дрозда и других птиц, постепенно пробуждающихся и своим пением встречающих рассвет. Музыка «Пробуждения птиц» открывает новые возможности звукоизобразительности – не только ритмической и тембровой, но и динамической.

«Динамика» в переводе означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире - как сила, воздействующая на человека наряду с другими музыкальными «силами». В ней заключен огромный мир образных возможностей: мир звукового многообразия, мир выразительного музыкального движения, внутренней жизни музыкального произведения, каждый миг которого никогда не бывает эмоционально-нейтральным, безразличным. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука.

Вопросы и задания :
1. Какими динамическими оттенками ты передал бы различные звуки природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, гул моря (продолжи этот ряд сам)?
2. Есть ли, по-твоему, динамические оттенки у незвучащих явлений или предметов? С чем ты их связываешь (какие качества, с какими оттенками)?
3. В Дневнике определи «громкое» и «тихое» стихотворения.
4. Какова роль нюансов в динамике музыкального произведения? Постарайся связать свой ответ со словами Г. Нейгауза, вынесенными в эпиграф к этому разделу.
5. Среди средств музыкальной выразительности назовите, которые можно встретить не только в музыке, но и в окружающем мире; которые являются принадлежностью только музыки.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 16 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», mp3;
Бетховен. Симфония №6 фа мажор, op.68 - IV. Allegro, mp3;
Лассо. «Эхо», mp3;
Мессиан. «Пробуждение птиц», mp3;
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки по теме "Динамические оттенки, их роль и значение в музыке.«Король» бальных танцев (история возникновения и распространения вальса)"


Автор: Атаманова Людмила Ивановна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ, г. Усмань, Липецкой обл.
Краткое описание: Предлагаю Вам конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки для 1 класса. Данный материал будет полезен педагогам ДОД ДШИ, работающим в отделении общего эстетического образования. В предлагаемой разработке урока использован личностно-ориентированный подход. Данная работа содержит презентацию для наглядности изучаемого материала. Урок направлен на развитие музыкальных способностей у учащихся, расширение знаний в области анализа музыкального произведения, воспитание музыкальной культуры.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «динамика», помочь разобраться с обозначением, ролью динамических оттенков в музыке, а также рассказать о возникновении и распространении вальса, его месте в богатом и разнообразном мире музыки, привлекая детей к активному участию в уроке.
Задачи:
1. Воспитательные : воспитывать чувство бережного и уважительного отношения к культурному наследию, принимать танец как часть духовной и национальной культуры.
2. Развивающие : развивать музыкальные способности: слух, речь, память, включать творческое воображение на уроке, проявлять максимальную активность.
3. Образовательные : формировать умение запоминать, ориентироваться в динамических оттенках, применять их на практике. Узнавать вальс среди других музыкальных жанров.
Оборудование: музыкальный инструмент, нотный, литературный и учебный материал, технические средства.

Ход урока

(Слайд)
Учитель: Ребята, на нашем самом первом уроке мы познакомились с понятием «звук». Что же это?
Ученики: Звук - результат колебаний упругого тела (например, струны, столба воздуха). Звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Учитель: А еще по своей природе звуки бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает. Перед вами две коробки. (Слайд)
Учитель: Угадайте, какие звуки в них прячутся? Сначала впишите недостающие буквы в клетки по горизонтали, затем обозначьте в рамочках, какие это звуки: громкие или тихие.


Учитель: И все же понятие «громко» или «тихо» очень относительное. Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете проигрыватель на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение, поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Один и тот же звук воспринимается нами по разному. Но и звучать он может неодинаково. Например, звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкие, скажем, для арфы или гитары. Давайте постучим по столу: тихо- чуть громче- еще громче- громко- очень громко! Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать.(Слайд)
Учитель: Сила звучания называется громкостью и является очень важным свойством музыкальных звуков.
Записать определение в тетради.
Музыка может быть громкой или тихой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. (Слайд)
Учитель: Изменение громкости звуков в музыке называется динамикой .
Записать определение в тетради
Динамика (греческое слово dinamikos означает «силовой») - сила звука. Музыка, как и человеческая речь, наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются динамическими. Вы ведь никогда не говорите только громко или только тихо. Сила звучания зависит от того, что и как вы хотите сказать. Говорить, петь или играть с силой - значит, с чувством, с большим душевным подъемом. Если сильно ударить по клавишам, получится…
Ученики: Громко!
Учитель: А если слабо?
Ученики: Тихо!
Учитель: Итальянские слова форте (громко) , пиано (тихо) . Название какого инструмента получится из этих слов?
Ученики: Фортепиано.


Учитель: Запомните эти обозначения и запишите. (Слайд)
Учитель: А сейчас давайте поиграем. Разгадайте шараду и заполните клетки. Ответ записывают на доске
К двум нотам известным прибавим предлог,
Получится долгий и громкий гудок.
СИ-РЕ-(НА)


Учитель: Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивайте громкость- сирена приближается, проезжает мимо, удаляется… Чем ближе, тем громче, чем дальше, тем тише.(Слайд) Запишем определения:
(crescendo) крещендо- постепенно усиливая, (diminuendo) диминуендо -постепенно ослабляя .

Домашнее задание

нарисуйте динамические вилочки к этим обозначениям:
P_________f ; f_________p
Учитель: Мы познакомились сегодня только с основными динамическими оттенками, но если посмотреть на динамические вилочки, то можно увидеть, что в разных точках этих вилочек звук будет меняться. Об этом мы поговорим на следующем уроке, а сейчас- слушание музыки и вы наверняка обратите внимание на динамические оттенки, которые будут в ней звучать, как на одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Но, прежде, чем музыка зазвучит, я должна о ней рассказать. Вы, конечно, много раз убеждались в том, что музыка тесно связана со всеми искусствами: литературой, театром, кино и даже с изобразительным искусством: живописью, архитектурой, скульптурой. Но все эти искусства существуют и без музыки, имея вполне самостоятельное значение. А вот есть такая область искусства, которая без музыки не существует. Какое же это искусство?
Ученики: Танец.


Учитель: Конечно, танец. И поэтому, когда мы произносим слово «танец», в нашем сознании всегда возникают не только танцевальные фигуры самого танца, но и характерная для него музыка- музыкальный образ этого танца. Танец, хореография- это огромная и очень разнообразная область искусства. Бывают танцы, рожденные одним народом, а ставшие достоянием многих. Одни только танцевались простым народом в деревнях и городах, другие - только в аристократических салонах, а бывали и такие, которые пользовались одинаковым успехом и в простом народе, и в придворных кругах.




Мы сегодня поговорим только об одном танце, удивительном танце! Он возник на определенной национальной почве, но постепенно стал танцем почти всех народов мира, появился в широкой демократической среде, можно сказать, на городской и деревенской площади, а стал танцем абсолютно всеобщим. Сперва он только предназначался для того, чтобы его танцевали. А очень скоро он буквально пронизал собой все области музыки без исключения. Существует этот танец более трех веков и не подает никаких признаков постарения. Я думаю, вы догадались, что это за танец. Ну а чтобы ваш ответ был более убедительным, отгадайте загадку:

Ярко зал весь засверкал,
Приглашают всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот?
Вальс!


Ну, конечно, вальс, танец, имеющий трехдольный размер (раз, два, три). Он подчеркнут типичным для вальса изложением аккомпанемента: на первой четверти находится басовый звук, а на второй и третьей четвертях - два аккорда, образующих с басом слитно звучащую гармонию. (показ нотного текста)
А сейчас послушайте, как этот вальс прозвучит в исполнении.
Исполняет ученик Р. Бажилин «Вальс»
К домашнему заданию раздать ноты с «Вальсом», где дети должны расставить динамические оттенки.

Учитель: А вы знаете, как возник вальс?


Давным-давно жители небольших австрийских городов и деревень после работы собирались на лужайках отдохнуть. Они пели, плясали, бойко притопывая своими деревянными башмаками, кружась и подпрыгивая: раз-два-три. Весело играла нехитрую мелодию скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали их в танце. И так дошел этот танец до самого главного города Австрии, ее столицы - Вены. А жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали они и у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и просто на улицах города. Когда деревенский танец «раз-два-три» пришел в Вену, жители австрийской столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: « ландль», что означало провинциал, деревенщина. Ну что это за танец! Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают; попробуй спляши такой танец на гладком паркете- тотчас шлепнешься! Разве что в шутку попробовать? Конечно, не так лихо…тише, тише! Не надо так прыгать! Движения помягче, плавнее. А он ничего, этот «лендлер», этот провинциал! И танец «Лендлер» стал постоянным гостем всех танцевальных залов.(Слайд)
Исполняю Ф. Шуберт «Лендлер»
Обсуждение, связанное с характером и динамикой

Учитель: А потом этот танец превратился в другой, который стали называть вальсом. Но откуда взялось это название? Может, оно благороднее предыдущего? Ничуть! Есть такое приспособление вальцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика все время крутятся и втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен»- крутящийся, вращающийся. (Слайд)
Вот как описывает характер вальса в своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

Но по настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание композиторы. А знаете ли вы, кто первым начал сочинять вальсы? Нет? Тогда я вам сейчас расскажу. Но для этого давайте вспомним сказки Андерсена.
Ученики: Огниво, Дикие лебеди, Дюймовочка.
Учитель: Ну а в какой сказке главную роль играет музыка?
Напомню вам, что в этой сказке принцесса отказалась принять от принца подарки-настоящую розу и соловья - и выйти за него замуж. Тогда принц измазал себе лицо сажей и поступил к королю-отцу принцессы на работу. К вечеру принц смастерил волшебный горшочек, весь увешанный бубенчиками: когда в этом горшочке что-нибудь варили, бубенчики вызванивали старинную песню.
Звучит «Ах, мой милый Августин»
Ученик: Сказка называется «Свинопас». (Слайд)


Учитель: Ну а кто такой Августин?
Августин-это имя певца. Жил он в Вене почти четыреста лет назад. Он ходил по городу и пел песни. Все очень любили Августина, так как в его обществе жизнь становилась ярче и веселее. Особенно популярным сделался певец в год эпидемии чумы. Черный мор безжалостно косил людей. Но Августин ходил по городу и пел свои песни. Люди слушали его песни и верили, что чума скоро пройдет. Однажды, возвращаясь домой поздней мартовской ночью после пирушки с друзьями, Августин оказался на кладбище и упал в яму, где хоронили бедняков, умерших от чумы. Проснувшись утром, Августин, как ни в чем не бывало, встал и пошел в город, рассказывая приятелям про свой необычный ночлег. После этого слава певца возросла еще больше, и люди верили, что его музыка, его песни сильнее чумы.
Песня звучит еще раз.
Учитель: Это же вальс! Возможно, что Августин один из первых музыкантов мира, начавших сочинять вальсы! А сколько красивых вальсов написаны композиторами в разных странах! Это и русские композиторы, и французские, и немецкие. (Слайд)


А сейчас мы послушаем вальс немецкого композитора К.-М. Вебера из оперы «Волшебный стрелок».
Это один из самых ранних вальсов, опера была создана в 1821 году. Здесь еще чувствуется связь с лендлером, тем более что в опере его танцуют крестьяне под незамысловатый аккомпанемент деревенских музыкантов прямо на площади.
Веселым праздником завершается традиционное состязание охотников в стрельбе. Крестьяне в своей простой незамысловатой одежде и деревенских башмаках танцуют не спеша, плавно описывая круги. И мелодия простая и безыскусная, имеет равномерное вращательное движение.
Звучит вальс К.-М. Вебера из оперы «Волшебный стрелок»
В вальсе всего лишь одна тема, она звучит несколько раз на протяжении пьесы. Каждое построение вальса имеет 8 тактов- такая структура типична для танцевальной музыки. Ну а закончим мы наш урок одним из самых прекрасных вальсом в мире. Его сочинил человек, который в начале 20 века жил в столице вальсов- городе Вене и получил там титул «Король вальсов». Это знаменитый Иоганн Штраус (их было двое- отец и сын, оба были известны и оба знамениты, но сын значительно превзошел своего отца). (Слайд)

На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки .

Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».

Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного слова – δύναμις [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда. Оттенки звука (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:

  • pp – Pianissimo – пианиссимо – очень тихо
  • p – Piano – пиано – тихо
  • mp – Mezzo piano – меццо-пиано – в меру тихо
  • mf – Mezzo forte – меццо-форте – в меру громко
  • f – Forte – форте – громко
  • ff -Fortissimo – фортиссимо – очень громко

Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».

Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.

Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

Да, громко.

Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:

Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:

Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире (<), а чтобы спеть потише – прикрывает клюв (>). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).

В данном примере длинная динамическая “вилка” (<),означает, что фрагмент нужно играть все громче и громче, пока не закончится знак крещендо.

А здесь сужающаяся “вилка” (>) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).

Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо » (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) - постепенное ослабление.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:

  • poco – поко – немного
  • poco a poco – поко а поко – мало-помалу
  • subito или sub. – субито – внезапно
  • più – пью – более

Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:

  • al niente – аль нинте – буквально «до ничего», до тишины
  • calando – каландо – «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость
  • marcato – маркато – подчёркивая каждую ноту
  • morendo – морендо – замирая (затихая и замедляя темп)
  • perdendo или perdendosi – пердендо – теряя силу, сникая
  • sotto voce – сотто воче – вполголоса

Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент . В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.

В нотах он обозначается:

  • sforzando или sforzato (sf или sfz) – сфорцандо или сфорцато – внезапный резкий акцент
  • forte piano (fp) – громко, затем сразу тихо
  • sforzando piano (sfp) – указывает на сфорцандо с последующим пиано

Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике: