Open
Close

«Духовное перерождение. Полное духовное перерождение

июня 14 2011

Имя Антона Павловича Чехова навсегда останется в русской как одно из самых громких. Его рассказы и пьесы отразили русского общества конца XIX - начала XX века. Проблемы, о которых писал Чехов в своих произведениях, не утратили актуальности и в современное нам время, поскольку писателя изобличал извечные человеческие пороки: лень, раболепие.

Еще в начале творческого пути Чехова занимала проблема духовного перерождения человека. С течением времени произведения писателя становились более злободневными, но отношение автора к проблеме духовной деградации личности остается неизменным. Чехов занимает позицию обвинителя мерзостей жизни.

Уже в ранних рассказах чеховская сатира не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и ужаснуться. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» критикует рабскую психологию человека: радостная картина встречи двух давних приятелей перерастает в комическую в тот момент, когда тонкий узнает о том, что толстый уже дослужился до тайного советника. Тонкий вдруг «съежился, сгорбился, сузился… Его чемодан, узлы и картонки съежились, поморщились…» Подхалимство и пресмыкание тонкого настолько отвратительно, что вызывает тошноту не только у толстого, но и у самого автора и читателя.

Той же теме посвящен и «Смерть чиновника». Чиновник Червяков, маленький , случайно в театре чихнул на лысину генерала. Это происшествие произвело на чиновника ужасающее впечатление. Червяков очень напугался. Он несколько раз пытается принести извинения генералу в и конце концов статский советник раздражается. Червяков «придя машинально домой, не снимая вицмундира, легнадиван’и… помер». Маленький человек так и не сумел справиться со страхом.

Нужно сказать, что отношение Чехова к человеку всегда было взыскательным. Особенно возмущает писателя факт бессмысленного прозябания человека, утраченные возможности, рассеянные впустую способности.

Именно об этом пишет Чехов в рассказе «Ионыч». Герой рассказа - молодой доктор Ионыч Старцев обладает огромным потенциалом. Он полон сил и устремлений, но поставлен в неизменные, ежедневно повторяющиеся обстоятельства. В городе С, куда попадает Дмитрий Ионыч, царит застой, быт горожан скучен и однообразен. «Самая талантливая семья», с которой познакомился Старцев, разочаровывает героя: «… Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город!» Любовь к Екатерине Ивановне Туркиной так же заканчивается разочарованием - Старцев со временем понимает, что Котик ограничена. Однако с течением времени обывательская атмосфера понемногу затягивает . Старцев превращается в Ионыча. Он радуется, что не женился в свое время на Туркиной. В его жизни появляется новое и единственное развлечение - считать полученные деньги от клиентов. Он с удовольствием играет в карты и «закусывает» с обывателями, но каких-либо отвлеченных бесед с горожанами Старцев избегает. Ионыч неохотно ходит пешком, он обзавелся уже не парой, а тройкой лошадей. Порывы юности остались в прошлом.

Человеческая распалась. В финале доктор предстает ожиревшем, краснолицым, не церемонящимся с пациентами и лишенным понятия о чести и совести. Ионыч постоянно раздражается. Доктор абсолютно ничем не отличается от других обывателей.

Доктор Старцев не способен сопротивляться окружающей среде, он уподобляется остальным горожанам. Вина героя усугубляется тем, что он все прекрасно осознает, но не пытается ничего делать. Таким образом происходит духовный распад личности.

Чехов не просто изображает в рассказе «Ионыч» типичное явление жизни - деградацию личности. Он отслеживает этот процесс двупланово: на первом плане поступательное развитие - от молодости героя к зрелости. Глубинный же

В последнее время много говорится о том, что душа бессмертна, и что она может вернуться на Землю вновь, но в другой оболочке. Но можно ли испытать перерождение на себе?

Из нашей статьи вы узнаете, как можно переродиться физически и духовно.

Физическое перерождение

В индуизме существует такое понятие, как перерождение. Душа человека не умирает, а лишь меняет свою оболочку, поэтому она возвращается в мир в разных обличьях снова и снова. Этот процесс непрерывен, и отменить и повлиять на него невозможно. Причем на Землю можно вернуться не только в человеческом теле: если человек совершил много неблаговидных поступков, то он вернется в качестве насекомого или животного.

Получается, чтобы переродиться физически, нужно лишь уверовать в постулаты индуизма и жить по совести, чтобы благодаря чистой карме вновь вернуться в мир человеком.

Духовное перерождение

Существует и понятие духовного перерождения - это очищение души от неблаговидных помыслов и поступков, которое позволит начать жизнь с чистого листа. Как этого добиться? Чтобы искупить свои грехи, следует развиваться духовно; очиститься помогают ежедневные молитвы, а также помощь обездоленным людям. Причем помогать нужно от всей души, а не из корыстных побуждений, иначе ничего не выйдет.

Вторым шагом будет искренняя молитва за всех живущих в мире, в том числе и людей, которые причинили вам зло. Следует отпустить свои обиды и страхи, научиться прощать своих врагов и любить людей.

Кроме того, нужно жить по вечному закону Вселенной, который гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Поэтому нужно будет вести праведный образ жизни, сея только добро. Вскоре невзгоды уйдут, и к вам вернется радость жизни.

Возможно, вам будет интересно ознакомиться с нашей статьей о бессмертной душе - .

Выставка подготовлена и проведена в рамках Рождественских образовательных чтений, проходимых во всех регионах нашей необъятной страны, в т.ч. и нашей Ванинско-Переяславской епархии. Приходом запланирован целый ряд мероприятий, посвященных этому событию- подготовке к встрече Рождества Христова. И книжная выставка первое из них. При Свято-Петропавловском храме существует богатейшая библиотека, которая собиралась за все 45 лет существования прихода.

Для книжной выставки мы в первую очередь старались подобрать знакомых нам уже очень давно и любимых авторов: протоирея Александра Торика, Юлии Вознесенской, Н. Сухининой, Н.В.Волгина,С.Манова, Горшкова. И выбор пал на эту литературу еще потому, что это последние поступления(приобретения) в фонд нашей библиотеки. Заодно и привлекли внимание прихожан к чтению православной художественной литературы, где очень сильно видно перерождение души во имя любви к ближнему Выставку провела и охарактеризовала каждое произведение матушка Акилина.

«Золотой святыни свет» воспоминания матушки Надежды-последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия. Книга посвящена главному делу жизни Великой Княгини Елисаветы- Обители, которая и сегодня зовет служить Милосердию каждого из нас- каждого живущего на земле.

«Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли»- научное обозрение и богатая иллюстрация, история и значение Святых Мест, борьба Иерусалимского Патриархата и Святогробского Братства за их сохранение с самого начала до наших дней.

«Дальний угол, глухая сторона» книга из библиотеки дальневосточного казачества. В романе воссозданы достоверные события 17-го века, рисующие освоение русскими первопроходцами новых земель, «далекого глухого угла», Дальнего Востока. Внимание писателя привлекает не только судьба Пояркова, Хабарова, Степанова, исторических деятелей той эпохи, но и обычного человека-сотника Брулева, осознавшего в ходе тяжелых, сопряженных с многими опасностями походов их великую цель, в достижении которой не страшно отдать свою жизнь.

«Сокровенный мир Православия». Книга повествует об удивительной и неповторимой красоте Православия, о смысле и значении православной веры.

«Домашняя жизнь русского народа». Автор- выдающийся русский историк Николай Иванович Костомаров в своей книге создал живые картины прошлого, обращенные к будущему.; побуждает новые поколения читателей – пытливых, любознательных, мыслящих и деятельных- приобщиться к русским истокам.

«Святой России край»- о храмах Хабаровской епархии, в т.ч. и нашем- святых первоверховных апостолов Петра и Павла, но еще тогдашнем, как мы говорим «старом».

«Флавиан»автор прот.Александр Торик, книга в 3-х частях. В 1-й книге рассказывается о том, как человек обремененный заботами о хлебе насущном и житейской суетой, начал посещать храм и уверовал в Бога. Как постепенно герои повести постигают истинный смысл жизни.

«Димон» повесть этого же автора. Духовное перерождение.

«Эдесское чудо» автор Ю.Вознесенская. На основе древней истории о девице Евфимии и о чуде, совершенным св.Гурием,Самоном и Авивом, покровителями семьи, автор воссоздает удивительную атмосферу эпохи раннего христианства.

«Мои посмертные приключения» автор Ю.Вознесенская. В удивительных и порой страшных приключениях главной героини книги в загробном мире читателю открываются духовные истины, хранимые Православной Церковью.

«Самарянка» автор Горшков.Через непростые судьбы героев повести автор поднимает вопросы сложных человеческих отношений, рождения в душе веры в Бога, борьбы с грехом и соблазнами.

«Три лепты» автор С.Марнов. Три увлекательные истории о том, как человек может спасти свою душу в самых, казалось бы, гибельных обстоятельствах.

Сборник рассказов «Непридуманные истории»- о вере, о помощи Божией, о чудесных случаях из жизни простых людей.

«Алтарь затворенный» автор В.Н.Волгин. В своих рассказах автор во время страшных безбожных гонений и беззаконий, обрушившихся на родную землю отыскивает зерна христианской любви, описывает людей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце.

«Полет одуванчиков» автор Н. Сухинина. Все мы по разному представляем большую любовь. Но есть однажды и навсегда данный, утвержденный свыше,- закон, в котором понятие любви однозначно: это Божий закон, это- любовь по Господним меркам. Именно об этом написано в повести.

«Неугасимая лампада « автор Б. Ширяев. Автор, прошедший через все «круги ада» соловецкого лагеря рассказывает о духовном подвиге тех, кого не сломила жестокость богоборческой власти, бессильной перед тем главным, что есть в каждом человеке — «Неугасимой лампадой Духа.»

«Паломничество Ланселота» автор Ю.Вознесенская и 2-я ее часть «Путь Кассандры или приключение с макаронами». Это роман-антиутопия о будущем. Предупреждение обществу об опасности духовной деградации и насилия. Идет описание увлечения подростка-девочки компьютерными сетями, к чему это приводит и влияние верущей бабушки на нее и итог: душевное и духовное перерождение.


Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства Снайдер Блейк

«Духовное перерождение»

«Духовное перерождение»

Следующее правило кинодраматургии гласит: каждый персонаж вашей картины должен измениться по мере развития сюжета. Единственные, кому меняться не обязательно, - это «плохие парни». Но герои и их друзья меняются, и иногда очень сильно.

Это абсолютная истина.

Мне не очень нравится термин «арка персонажа», потому что он слишком заезжен продюсерами и авторами руководств о том, как написать сценарий, тем не менее я считаю очень важной ту суть, которую он выражает. Сценаристы понимают под данным термином «изменение, которое происходит с любым персонажем с самого начала, в ходе повествования и к концу путешествия этого персонажа». Если подобное удалось сделать и мы можем проследить, какой духовный рост и какие изменения происходят в каждом персонаже в ходе развития сюжета, - сценарий звучит как поэма. Квинтэссенция того, что вы хотите донести до вашей аудитории: эта история, этот опыт настолько важны для всех, кого они затрагивают, - даже для вас, зрителей, - что они меняют жизнь каждого человека, попадающего в орбиту рассказанной истории. С незапамятных времен все хорошие истории демонстрируют рост и изменения в их героях.

Я думаю, причина, согласно которой персонажи должны изменяться по мере развития сюжета, заключается в том, что, если у вас есть достойная история, она должна быть жизненно важна для всех, кто в ней задействован. Именно потому для каждого персонажа в фильме нужно тщательно продумать первоначальные обстоятельства и проследить, что он получает в финале. Не знаю почему, но первым в качестве хорошего примера в голову приходит фильм «Красотка». Там меняются все: персонажи Ричарда Гира, Джулии Робертс, Лоры Сан Джакомо - даже «наставник» главной героини в исполнении Гектора Элизондо. И все они меняются под влиянием романтической истории, которая затрагивает каждого из них. Ничему не учится только один персонаж - «плохой парень» Джейсон Александер.

«Красотка» - один из многих умело созданных, успешных фильмов, в котором применяется это правило. Оно действует во всех по-настоящему хороших картинах, тех, что остаются в нашей памяти, заставляют нас плакать и смеяться, которые мы с удовольствием пересматриваем снова.

Даю подсказку.

В определенном смысле все истории повествуют об изменении. Способность изменяться - это и есть та лакмусовая бумажка, которая показывает нам, кто добивается успеха, а кто нет. Положительные герои с готовностью воспринимают необходимость меняться и видят в этом источник силы. Отрицательные персонажи меняться отказываются. Они варятся в собственном соку, неспособные вырваться из привычной рутины, и все, что им остается в случае нежданных перемен, - смириться и тихо умереть. Чтобы достичь успеха в жизни, нужно быть открытым к переменам. Это принцип не только хорошего сценария, но и любой из наиболее известных религиозных концепций. Изменение всегда положительно, ведь оно представляет собой духовное перерождение, обещание нового начала.

Духовное перерождение.

Разве все мы не хотим в это поверить?

Разве нам не хочется прыгнуть с головой в водоворот жизни после хорошего фильма? Вырваться из рутины, попробовать что-то новое, открыться целебным свойствам перемен, посмотрев кино, в котором каждому удается измениться?

Еще как хочется!

«Все меняются». Это один из слоганов, который я написал на желтом листочке-стикере и прикрепил сверху на монитор своего «Мака», чтобы он находился у меня перед глазами, когда я пишу сценарий. Прежде чем приступить к работе, я продумываю, как будет меняться каждый из моих персонажей, и отмечаю на доске основные вехи их изменений в ходе развития сюжета.

Вы должны проделывать то же самое.

Если в вашем сценарии не хватает глубины, если у вас возникает чувство, что в сюжете чего-то недостает, проверьте историю на соответствие правилу изменения, возможно, вам стоит еще поработать над теми духовными трансформациями, которые должен пережить каждый ваш герой.

Говоря «каждый», я имею в виду всех, кроме отрицательных персонажей.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

«Духовное родство» Это отношения не по родству, а по косвенным семейным и обрядовым связям. «Духовное родство» строго учитывалось законом и было одним из важнейших юридических понятий дореволюционной России. Оно нашло отражение и в русской классической литературе.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится? автора Синько Ирина Алексеевна

Из книги Казачий Дон: Пять веков воинской славы автора Автор неизвестен

Духовное родство Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын - крестным братом, а оба крестных

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

X. Культурно-историческое и духовное наследие казачьего зарубежья ХХ столетия Почти пятьдесят лет назад проживавшая в ФРГ талантливая поэтесса, сибирская казачка Мария Волкова писала: Чем путь трудней – тем выше будет честь! Пускай горька недопитая чаша! При нашей

Из книги Грыжа: ранняя диагностика, лечение, профилактика автора Амосов В. Н.

Из книги автора

Злокачественное перерождение грыж Разумеется, предупреждение, которым мы завершили предыдущий раздел, напрямую относится именно к случаям, когда ткани росли себе росли, подстегиваемые воспалением, да вдруг переродились. Почему вялотекущие воспаления считаются

Тема духовного перерождения является одной из ведущих в произведениях А.П. Чехова. «Ионыч», «Учитель словесности», «Невеста» - в этих рассказах она легла красной нитью, и именно на их примере нам и предстоит ее раскрыть.
Вспоминается В. Маяковский, фрагмент стихотворения «О дряни»:

Опутали революцию обывательщины нити,
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее головы канарейкам сверните,
Чтоб коммунизм канарейками не был побит!

Разумеется, никакого Врангеля, революции (разве что внутренней, лично-духовной) и тем более коммунизма в рассказах Чехова нет и подавно, чего нельзя сказать про «канареек». Есть. И в избытке. Вот только бьют они пока еще не коммунизм, а нечто более ценное по христианским меркам – жизнь человека, дух и душу его. И не перестает Антон Павлович Чехов обличать гадкое мещанство во всей его развращающей пошлости, не устает и бросать в бой с ним все новых и новых так называемых «героев-идеалистов». Кто из них вязнет в этом болоте повседневности, кто карабкается до последнего дыхания – естественное противостояние для общества, в котором человек имеет право на личность. И чтобы все выше написанное сейчас не показалось пустой тратой слов, не касающейся темы эссе, я, перед тем как перейти к анализу вышеназванных произведений, сделаю подобие тезиса, целью которого будет служба мне в качестве ориентира. На мой взгляд, тема «перерождения души» у Чехова напрямую связана с темой «обывательщины»: мы можем увидеть, что у писателя либо обыватель становится героем-идеалистом, либо герой-идеалист становится обывателем. В первом случае, который мы рассмотрим через несколько мгновений («Невеста»; «Учитель словесности»), «обывательщина» является причиной, а герой идеалист – следствием. Во втором же следствием является обыватель, причина у героев разных рассказов (произведений) своя.
Итак, прошу вашего внимания, перед нами стоит молодая девушка двадцати трех лет. Мы можем ее поздравить: Надя скоро выйдет замуж. Но почему лицо ее так печально? Отчего же она так задумчива, что со стороны кажется, она сейчас заплачет? Почему мы не чувствуем в ней того трепетного ожидания, почему не видим то счастливое сияние, присущее этим юным особам в столь «волшебный» период их жизни? Посмотрите, как глубоко дышит Надя, как поднимается и опускается ее молодая грудь… Согласитесь, чувствуется не только майская свежесть, упоминаемая автором в начале рассказа, но и свежесть самой девушки – ее молодость. Так почему же она несчастна?..
К ней подходит на вид «несвежий» мужчина – это Саша, гость в доме Шуминых, проживающий у них каждое лето. Интересно, знает ли он, какую роль ему предстоит сыграть в судьбе этой юной девушки? У них завязывается разговор, из которого мы можем увидеть взгляд Саши на предстоящее замужество Нади. «Мне молодости вашей жалко», - говорит он. Здесь же и замечается совпадение слов его с ее мыслями, вот пример: Cаша: «То же самое, что было двадцать лет назад, никакой перемены», мысли Нади: «И почему-то казалось, что так теперь будет всю жизнь, без перемены, без конца!». И это совпадение наталкивает меня на мысль о том что не от того ли героиня несчастна, потому что молодость ее на замужество в провинциальном городке жалко не только Саше, но и ей самой?
Что ж, здесь мы их покинем и промотаем время на несколько часов вперед… Ага! Вот! Только начинается рассвет, время около двух часов ночи, но девушка не спит: ей мешают уснуть собственные мысли. А может вместе с ними и ожидание? «Тик-ток, тик-ток… - лениво стучал сторож. – Тик-ток…». И стук этот, подозрительно напоминающий часы и в правду является отсчетом, таймером до «жизни новой, широкой, просторной».
В конце концов Саша уговаривает Надю поехать учиться в Санкт-Петербург. Она убегает из дома, поступает в университет и через год возвращается к родным, однако, ночной сторож все равно продолжат отстукивать на манер часов. И лишь только после Сашиной смерти мы его больше никогда не услышим, так как Надя снова уезжает на «большую землю», но уже «как полагала, навсегда».
Время встретить другого героя Чехова, а значит, и нашего эссе тоже (речь пойдет о рассказе «Учитель словесности»). Вот он заперся у себя в кабинете и делает в своем дневнике странную запись: «Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!». Его фамилия – Никитин. Он имеет все, что хотел в последние годы: «двухэтажный наштукатуренный дом» и красавицу жену в лице Мани Шелестовой, а так же место учителя словесности в гимназии. Чего же еще ему надо для полного счастья? Почему сейчас, сидя в своем кабинете, он со скрипом выводит на бумаге столь ужасающее «сойду с ума»? А дело в том, что мы с вами являемся свидетелями настоящей человеческой катастрофы – «утрачивания иллюзий». Это очень сложный и страшный этап в жизни, приносящий в нее много нового, в том числе и новые мысли. И «эти новый мысли пугали Никитина», и «он догадывался, что иллюзия иссякла и уже начиналась новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем», и он увидел, насколько скучны и ничтожны люди, окружающие его. Штукатурка осыпалась.
Далее, перед тем, как перейти ко второму случаю, представленным в моем эссе рассказом «Ионыч», я бы хотел обратить ваше внимание на выявляемое противопосталение «учебы» и «семьи». Цитирую героя-семьянина Нюхина из монолога в одном действии «О вреде табака»: «…я был когда-то молод, умен, учился в университете, мечтал, считал себя человеком…Теперь не нужно мне ничего!..». Героиня «Невесты» бежит от замужества в Петербург, чтобы начать учиться в университете. Я не сказал вовремя, но и Никитин, сидя в конце рассказа за столом в кабинете, думает «о том, что хорошо бы взять теперь отпуск и уехать в Москву и остановиться там, на Неглинном, в знакомых номерах», где прошли его студенческие годы.
Образ студента, «монаха-трудоголика» был всегда в почете у классиков, и согласитесь, что его романтическая основа, т.е. борьба героя с внешним миром, и является причиной того, что Чехов использует этот образ в своих произведениях.
И нам предстоит вернуться к анализу рассказов. Встретим же нашего последнего героя – доктора Старцева («Ионыч»). Читая рассказ «Ионыч», убеждаешься в том, что земский врач начале и в конце произведения – два абсолютно-разных человека. Первый – это герой-идеалист, не жалеющий сил и времени на свою работу. У него нет никаких удобств (он ходит пешком), но есть доброе сердце и любимая работа. Второй – это тип влиятельного обывателя. Старцев меняется тут как внешне, так и внутренне: он разжирел, имеет отдышку и большую практику в городе, ездит на тройке и все вокруг стремятся ему угодить, а «то, чего доброго, рассердится вдруг». Живет он один и скучно, «ничто его не интересует». Но что же послужило столь контрастному перерождению человека? «Единственной радостью», по словам Чехова, была у Старцева его невзаимная любовь к Котику. И именно отказ ее земскому врачу и послужил переломным моментом в его жизни. В самом деле, для чего вся эта идеалистическая тема, если нет в жизни любви?
Что ж, дайте мне еще пару строк на заключение. Сегодня мы просмотрели перерожение обывателя в героя-идеалиста в рассказах «Невеста» и «Учитель словесности» и обратный путь в рассказе «Ионыч», определили причины, приводящие к этому перерождению и смену бытия, происходящую при нем. Хочу еще раз сказать, что тема эта напрямую зависит от темы мещанства и имеет большую роль в творчестве А.П.Чехова.