Open
Close

Эпоха просвещения в русской литературе. Введение Литература эпохи просвещения кратко

Это время распространения вольнодумства и веры в безграничные возможности человека. Кто же они, великие просветители Европы.

Особенности эпохи

Путь к свободомыслию был долог и непрост. Почти во всех странах вплоть до конца семнадцатого века общественная мысль находилась под контролем церкви. Но постепенно европейцы избавлялись от строгого уклада. Вместо веры на первое место стало выходить знание.

XVIII век - эпоха философии свободомыслия. Формировали ее великие просветители Европы. Таблица, в которой указаны имена, годы жизни и самые знаменитые произведения этих авторов, представлена ниже.

Основана на демократичности, направленности всех видов искусства и литературы под запросы простого народа. Главной задачей видных представителей культуры восемнадцатого века являлось приобщение к знаниям всех и каждого. Движение началось в Англии, но вскоре распространилось во Франции, Германии. Известно, что Российская императрица Екатерина II, огромное внимание уделявшая вопросам образования и переустройства общества, на протяжении многих лет вела переписку с выдающимися деятелями культуры. Среди них Вольтер и другие великие просветители Европы.

Самыми влиятельными фигурами в мировой культуре являлись и поэты. Среди них и вышеупомянутый Вольтер, и другие великие просветители Европы. Краткое содержание биографий некоторых из них изложено в статье.

В России главным реформатором системы образования был Ломоносов. Он был и ученым, и теоретиком литературы, и автором поэтических произведений. Но как звали тех, о ком идет речь в этой статье? Кто они, великие просветители Европы?

Таблица

Вольтер

Писатель был сыном чиновника. Окончил иезуитский колледж, изучал юриспруденцию, но впоследствии, как известно, предпочел литературу. Вольтер был человеком протеста. Он не мог примириться с властью и католической церковью, поэтому часто покидал на несколько лет Францию. Впрочем, и в других европейских государствах он создавал сатирические произведения, направленные на критику местного общественного уклада.

В юности французский писатель проникся философией Эпикура. Даже ранние произведения Вольтера содержат выпады против церкви и абсолютизма. Его позднее творчество отличается многообразием жанров. Среди произведений, созданных Вольтером, стоит отметить философские рассказы, публицистические статьи и исторически сочинения. Французский писатель оказал значительное влияние на развитие мировой культуры. Его творчество вдохновляло русских авторов. В восемнадцатом веке появился даже термин «вольтерьянство», подразумевающий иронию, ниспровержение авторитетов.

Некоторые произведения Вольтер изначально публиковал анонимно. Например, «Орлеанскую девственницу». Поэма повествует о героине французского народа Жанне д’Арк. Причем в столь сатирическом ракурсе, что церковь занесла ее в список запрещенных книг.

Жан-Жак Руссо

Этот философ представлял собой яркую фигуру французского сентиментализма. В детстве он учился в женевском протестантском пансионате, затем поступил в ученики к нотариусу. В шестнадцать лет Руссо покинул родной город. За свою жизнь он пробовал себя во многих профессиях, нередко испытывал нужду. В 1750 году Руссо написал трактат, с которого и началось его литературное творчество. Последующие сочинения полностью отвечали революционному духу, царившему в культурном мире, и позволили отнести автора в ряд великих людей, известных в истории как великие просветители Европы.

Дени Дидро

Один из основателей идеи передового мышления не верил в духовное начало жизни. Дидро полагал, что человек является тем, что из него делает общество, как, впрочем, и другие великие просветители Европы. Дидро писал в жанре прозы и драматургии. Его перу принадлежит ряд философских трактатов.

Родители желали, чтобы он стал священником, но после окончания иезуитского колледжа, Дени поступил на факультет искусств. Дидро долгое время зарабатывал переводами. Французский писатель более тринадцати лет работал над созданием «Энциклопедии», сотрудничая с другими просветителями.

Роль в истории

Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе, и о себе. Эти философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. Мысли, которые сейчас кажутся очевидными, до семнадцатого века воспринимались как дерзкие и безумные идеи, точнее, могли бы восприниматься. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. В Средневековье с церковью шутки были плохи. Любое вольнодумство представляло собой верный способ попасть в руки инквизиции. В девятнадцатом веке некоторые авторы (например, Шарль де Костер) стали отражать в своих произведениях ужасы мрачного времени.

Провозглашенные просветителями ценности стали по праву считаться демократическими. Они вызвали широкий отклик в народных массах. Творчество Вольтера, Руссо и Дидро вдохновило множество молодых авторов Франции, Германии, России.

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения - мощного идейного движения, порожденного обострившимися противоречиями эпохи и охватившего всю Европу. Это идейное движение, являясь продолжением гуманистических традиций Возрождения , зародилось в Англии в конце XVII в., свое название и наивысшее развитие получило во Франции в XVIII в. Его характерная черта заключена в самом названии; знания, просвещение рассматриваются просветителями как мощный рычаг прогресса.

Это была эпоха ускорявшегося развития капиталистической экономики и роста экономического могущества буржуазии, с одной стороны, и углублявшегося кризиса феодализма и абсолютной монархии - с другой. Наибольшего обострения это противоречие достигло во Франции.

Идеология Просвещения. Несмотря на различия во взглядах просветителей, их объединяло стремление усовершенствовать экономическую систему и государственный строй Франции.

Просветители доказывали необходимость преобразований ссылками на теорию естественного права и народного суверенитета.

Поскольку абсолютная королевская власть нарушает естественные, неотъемлемые права людей, утверждали просветители, эта власть должна быть заменена другой властью (конституционной монархией или республикой).

Народ вправе это сделать, так как он является единственным источником власти (теория народного суверенитета). В таком понимании эта теория служила инструментом в идейной борьбе с защитниками абсолютной монархии.

Идеология Просвещения оказала сильное воздействие на Европу и Америку. В странах Европы и Америки распространялись идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. В Англии, Германии, Австрии, Испании, США и во многих других государствах появились их единомышленники. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие европейской и американской культуры. Буржуазные в своей основе (защита частной собственности), они воспринимались как общенациональные, как программа всего третьего сословия. Буржуазия, рабочие, крестьяне могли найти в них объединяющее начало.

Литература эпохи Просвещения (общая хар-ка)

18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения . Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков.

В процессе подготовки данного курса следует внимательно изучить основные теоретические вопросы, связанные с общей характеристикой эпохи Просвещения:

Общественно-политическую программу западноевропейских просветителей, общие положения просветительской философии и ее противоречия. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах Просвещения.

В литературе эпохи Просвещения развивается целый ряд литературных направлений: классицизм, рококо , сентиментализм, предромантизм. Общей характерной особенностью литературы Просвещения является ее стремление к постановке больших общественных и государственных проблем и глубокая философичность. Поэтому в основе ее изучения должно лежать достаточно широкое представление о социальной, политической и философской программе Просвещения.

Литература и культура XVIII века ведут отсчёт от 1689 г., когда в Англии произошла «славная революция» и воцарилась династия Ганноверов. Основные политические полномочия были переданы парламенту. В Англии начинается европейское Просвещение. Верхние хронологические границы периода - время Великой Французской революции (1789 - 1794 гг.). Наполеоновские войны привели к активизации третьего сословия и построению буржуазной системы.

Эпоха Просвещения трансформировала общественное сознание: произошёл переход от старого сословного мышления к индивидуально-личному. Сословное разделение тормозило развитие общества и экономики. В XVIII веке начинается переход экономики на капиталистические основы, и основную роль здесь берёт на себя третье сословие, неоднородное по структуре. Изменяется общественная система: в её центр становится отдельная личность. Она самостоятельно строит свою судьбу. Этот человек обладает эмпирической направленностью сознания.

Он внимательно относится к окружающим его обстоятельствам, умеет их подмечать и анализировать. Возникает первое представление о причинно-следственных связях. Также возникает проблема отношений человека с окружающей средой. На место метафизических категорий приходит детальный анализ. Человек этой эпохи обладает борцовским характером, поскольку конфликты эпохи носят межсословный характер. На протяжении XVIII века происходит смена идеалов надличностной ценности на идеалы гражданского общества и прав человека.

В рамках католицизма формируется направление деизма. Деисты считали, что Бог - творец мира, не вмешивающийся в его существование. Из деизма впоследствии возникает атеизм. Другое направление - пиетизм - идеализирует «религию сердца», провозглашает отказ от рационального постижения божественного. Пиетизм особо развивался в Германии.

Универсалии эпохи Просвещения:

1. Идея просвещения. Ведущей способностью человека и движущей силой культуры провозглашается разум. Этот разум развивается нелинейно. Знания могут прогрессировать и регрессировать. Лозунг эпохи - «Мнения правят миром».

2. Проблема воспитания. Изменить общество можно, изменяя сознание конкретного человека. Эту проблему поставил Джон Локк («Опыт о человеческом разуме», 1690 г.). Локк отвергает постулат Рене Декарта о наличии врождённых идей. Естественный человек - состояние гармонии с окружающим миром. Естественное состояние обычно мыслилось как благое. Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки.

Тогда можно говорить об искусственном воспитании. При этом обостряется эгоизм человека. У просветителей формируется определённая историософия: история - ряд уроков общественного развития. Античность считали естественной, идеальной, Средние века - регрессом, новое время - возврат к естественному. Предполагалось, что история должна закончиться, когда наступит возврат к естественности. Следовательно, история представала с двух сторон: как благо, ведущее к гармонии, и как зло в её современном проявлении.

Идеологии развития Просвещения:

1. Рационализм. Ведущая сила воспитания - логика, узкое понимание разумности. Свою педагогическую программу рационалисты нацеливали на формирование знаний, аргументацию положений. Это приводило к схематичности в литературе. Востребованные жанры - философско-аллегорическая повесть, тенденциозная драма.

2. Сенсуализм. Формирование чувствительности. Поль Ван Тигем считал, что само слово «чувствительность» возникло в начале XVIII века, и для века оно было наиболее частотным словом. Основой личности становится её эмоциональный план. Чувствительность XVIII века очень разнится (камерная, агрессивная и т.д.).

Литературные направления XVIII века - рококо, классицизм, сентиментализм и просвещённый реализм. Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. В литературе оно было связано с маленькими формами и обилием разнообразных словесных украшений (стихи на случай, эксперименты со словом, метром, ритмом). Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Рококо - культура гедонизма . В литературе рококо проявило себя в жанрах сонета, рондо, мадригала, повести, сказки. Ещё одна сфера интересов рококо - комедиография. Самый известный драматург эпохи рококо - Мариво.

Эстетиками просветительского классицизма считаются Поуп, Готшед, Вольтер, Баттё, Лагарп. Эстетика направления опиралась на античные образцы, но темы и жанровые формы ориентировались на актуальное содержание. Просветительский классицизм также называют аллюзионным, так как берётся сюжет из классической истории, ориентированный на современность, но не идёт речь об историзме. Историзм - признание за каждой эпохой своеобразия. Происходит столкновение мнений и жанров. Возникают пограничные жанры вроде философской повести.

Происходит экспериментальное зондирование социальных условий жизни. В просветительском классицизме очень острые, доведённые до мелодраматизма, конфликты. Широкое распространение получает жанр трагедии с кровавыми сюжетами. Эмоциональность заменяет психологизм, который упрощается, заменяется одной страстью. Просветительский классицизм даёт варианты в эпической сфере. Развивается жанр поэмы с её вариантами: философская, историческая. Пародийным осмыслением эпической поэмы является «Орлеанская девственница» Вольтера.

Модификацией просветительского классицизма являлся революционный классицизм, зародившийся в годы революции. Это была игра в республиканские формы и античные декорации. Революционный классицизм на первый план выдвигает интересы общества. Власть предстаёт корыстолюбивой и несправедливой.

В Германии в 1780-1790-х гг. появляется «Веймарский классицизм ». В городе Веймар работали Шиллер, Гёте, Гердер и Вилланд. Веймарский классицизм переосмысляет отношение к античности. Древние греки и римляне выявили законы искусства как идеальную гармонию формы и содержания. В «Веймарском классицизме» формируется историзм. Гердер признавал за каждой эпохой своеобразие. Ведущие сюжеты Шиллера и Гёте историчны. Для художественных экспериментов подходили гармоничные жанры, в основе которых лежал синтез. В драматургию проникали элементы эпоса. Этот синтез породил «Фауста» Гёте.

Не менее значимым был просветительский реализм. Его классической страной являлась Англия, породившая целую плеяду авторов. Во Франции ведущим представителем направления был Дени Дидро, в Германии - авторы «бури и натиска». Реалисты обращали внимание на эмпирическую действительность. Литература ставила целью описание обыкновенного человека во всей полноте. Полнота предполагала отказ от разграничения высокого и низкого. Авторов интересовали ситуации среднего уровня. Их герои обычно представляли средний класс и провинцию.

Представители этого литературного направления первыми поставили вопрос о сущности человеческой личности. В эстетике просветительского реализма проявляется преобразующая установка. Отсюда явный элемент назидательности. Укореняется представление о человеке как о сложном диалектичном существе. Среди жанров на первое место выдвигаются проза, роман, мещанская драма. Теоретические основы мещанской драмы показал Дени Дидро. Плохо развивается лирика. Из поэтов выделялся лишь Роберт Бёрнс, внесший в поэзию элементы фольклора.

Сентиментализм формируется в Англии в 1720-1730-е гг. Первоначально он формируется в лирике, в творчестве Томпсона, Грея и Юнга. К середине XVIII века сентиментализм распространяется и на прозу (Голдсмит, Стерн). Основное внимание сентименталисты обращали на игру психологии. Это интеллектуальная игра, смена ассоциаций. Идеи в ней разворачиваются не по законам логики. Умозаключения рождаются на эмоционально-образной основе. Сюжет и рассказ становится сложным.

В рамках сентиментализма герой становится противоречивым до капризности. В произведениях сентиментализма речь идёт о внутреннем конфликте. Это столкновение психологических состояний, борьба страстей или внешний, сословный, конфликт. В Германии у представителей «бури и натиска» возникает своя версия сентиментализма с наиболее высоким уровнем эмоциональности.

Эпомха Просвещемния Век разума -- одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли

Просвещение создало свою особую картину мира, особую идеологию, на основе которой возник новый этап в искусствах.

XVIII век -- ключевой период Нового времени, когда рухнуло традиционалистское сознание. Просвещение стремилось осветить новым, критическим светом все доселе существовавшие взгляды и теории и особенно радикально было настроено в сферах религии, философии и социальной мысли. Именно в XVIII веке разум одержал победу над верой и превратился из адвоката религии, как это было еще у Р. Декарта, в ее обвинителя. Хотя на уровне массового сознания религиозные предрассудки и обряды сохраняли свою традиционную роль, философы XVIII века вели последовательное разоблачение религиозных суеверий с позиций разума. Атеизм был в моде среди очень небольшой части интеллектуальной элиты, но даже те, кто не разделял крайностей атеизма, сходились во мнении, что последовательное мышление не найдет в мире никаких следов присутствия Бога, ничего, кроме природы. Просвещение наследует рационализм Декарта, но отвергает идею Бога. Христианское понимание человека, еще преобладавшее в XVII веке, сменилось пониманием натуралистическим.

Еще сильнее, чем в XVII веке, проступила зависимость человека от социума. Возникла концепция воспитания, согласно которой личность -- отражение состояния общества, следовательно, оздоровление общества повлечет за собой совершенствование человека. В человеке основоположники Просвещения видели существо от природы доброе, наделенное врожденными неотчуждаемыми правами на свободу, равенство, счастье, а разум находит путь к осуществлению этих стремлений.

От проблемы "человек и мир", свойственной Ренессансу, искусство Нового времени -- и особенно это характерно для XVIII века -- переходит к проблеме "человек и общество".

Бурная эпоха Просвещения рождала своих героев-бунтовщиков, бросавших вызов невежеству, пассивности, средневековому варварству и предрассудкам. Такими героями стали передовые писатели и созданные ими образы. Они боролись за свободу и независимость человеческой личности, обрушивали свой справедливый гнев на старый порядок. Среди этих писателей был и немецкий поэт И.В. Гете. Он искренне и твердо верил в торжество разума на земле и эту веру вложил в образ героя своего величайшего произведения -- трагедии «Фауст».

Гёте, Иоганн Вольфганг (1749-1832). Немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель. Величайшее произведение Гете, драматическая поэма "Фауст" писалась им в течение всей его жизни и отражает в себе весь пройденный им путь. "Фауст" был задуман Гете в ранней молодости и в первой его части отразилась еще эпоха бурных стремлений, закончен же он был лишь в последние десятилетия жизни Гете. В "Фаусте" наиболее полно выразилось все, что занимало и волновало современников Гете - людей, стоявших на рубеже XVIII и XIX века.

«Фауст»-трагедия, объединивший в себе высокую поэзию, классическое совершенство и глубочайшую философскую мысль. Фауст -- реальное историческое лицо: бунтарь, врач, алхимик и чернокнижник, живший в XVI веке в Германии. Уже при жизни его сопровождала молва: запродал, дескать, душу дьяволу. Именно по этой причине он и стал персонажем фольклорных народных книг и кукольных фарсов. Но не только их.

«Фауст» -- вершина гуманистической мысли, великая драматическая эпопея о Человеке, возвышенности и низменности его страстей, беспрестанных блужданиях в поисках истины и смысла жизни, взлетах и падениях, обретении Свободы и Любви.

Фауст Гете -- человек разочаровавшийся, но разочарование это не пассивное. Подстрекаемый силами зла, воплощенными в трагедии в реальном образе Мефистофеля, Фауст живет, борется, познает добро и зло, активно ищет ответы на главные жизненные вопросы. Вопрос о смысле и цели человеческой жизни составляет основную тему произведения, но раскрытие темы прило-жимо не ко всякому человеку и не ко всякой отдельной судьбе. Фауст выбран Гете для этой цели потому, что в силу своего необыкновенного характера он дает поэту возможность многое сказать о жизни. Жизнь Фауста, которую развертывает перед читателями Гете, -- это путь неустанных исканий.

Фауст не может жить, удовлетворяясь тем, что ему предлагают религия и наука. Во время эпидемии чумы юный Фауст оказывается лицом к лицу со смертью. Ничего из известного до этого времени не помогает ему спасти жизни сотен тысяч невинно страдающих людей. Средневековая медицина бессильна, Господь не слышит призывов о помощи.

Фауст сомневается, Фауст разочаровывается. Он даже решает покончить жизнь самоубийством. Но что, как не высшая справедливая сила, возвращает ему желание жить, жить активно, познавая тайны природы

Только в конце жизни стареющий и слепнущий Фауст понимает, что не какой-го миг блаженства является целью всей жизни, только жизнь сама по себе имеет смысл. Ежедневная борьба, ежедневные искания, ежедневная работа мысли -- вот истинный смысл жизни.

В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье.

Главный пафос в литературе периода Просвещения - антифеодальный. Идеи просвещенной монархии постепенно сменялись республиканскими идеями. Одно из главных изданий времени - «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», в котором участвовали Дидро, Монтескье, Вольтер.

Крупные писательские имена, кроме названных - Руссо, Шеридан, Бомарше, Шиллер, Лесаж, Ричардсон, Парни, Бернс, Гете, Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов, Державин.

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в «рассудительной» Англии, которую мало привлекали мифологические сюжеты.

Сэмюэл Ричардсон (1689-1761), создатель европейского семейно-бытового романа, ввел в литературу нового героя, который до того имел право выступать лишь в комических или второстепенных ролях.

Само название романа «Памела, или Вознагражденная добродетель» говорит о нравоучительной его направленности. Конфликт социальный - борьба добродетельной служанки Памелы с молодым хозяином, развратным лордом, борьба за свою девическую честь. Изображая духовный мир служанки Памелы, он убеждает читателя в том, что простые люди умеют страдать, чувствовать, мыслить не хуже героев классической трагедии.

Непосредственно после «славной революции» творит выдающийся писатель Даниель Дефо. Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений Он силой слова поддерживает и защищает буржуазно-парламентарный строй от посягательств аристократической реакции (памфлеты «Чистокровный англичанин», «Кратчайший способ расправы с диссидентами»).

Вместе с тем в своих романах «Капитан Сингльтон», «Роксана», «Молль Флендерс», «Полковник Джек» он смело показывает изнанку дворянско-буржуазной Англии, а в романе «Робинзон Крузо» воссоздает типичную для буржуазии иллюзию независимости личности от общества, возможности ее обособленного существования.

Просветительской теме разоблачения и осмеяния предрассудков и религиозного кликушества посвящена знаменитая героикокомическая поэма Вольтера «Орлеанская девственница», пародия на поэму официального поэта Франции XVII столетия Жана Шап-лена «Девственница, или Освобожденная Франция» (1656).

Вольтер, негодуя на лицемерие попов, которые сначала возвели героическую девушку на костер, а потом объявили ее святой, излил свою ненависть к изуверству церкви в потрясающей по своему сарказму поэме. Сатирически изобразив средневековую, феодально-монашескую Францию, Вольтер вместе с тем обличал мерзости современной ему правящей клики. В образах ничтожного Карла VII и его любовницы Агнесы Сорель современники Вольтера легко узнавали Людовика XV и маркизу Помпадур.

Некоторые современники Вольтера говорили, что поэт, осмеяв Жанну д"Арк, обошелся с ней более жестоко, чем епископ города Бове, который сжег ее на костре. Вольтер, конечно, смеялся жестоко: он показал Жанну обольщаемую, показал ее в самых двусмысленных и неприличных сценах. Но смеялся он не над девушкой из народа, которая, искренне веря в свою патриотическую миссию, ниспосланную ей «от бога», повела французов на бой с врагом и бесстрашно взошла на костер, оставив истории свое благородное имя и свой человечески прекрасный облик. Он смеялся над тем, что сделали из ее имени церковные проповедники, объявившие ее «святой», после того как сожгли на костре.

Дидро в течение четверти века стоял во главе грандиозного предприятия, - издания знаменитой «Энциклопедии», содействуя пробуждению и росту революционного сознания масс. Материализм Дидро далеко опередил философскую систему Вольтера, патриарха просветителей, их старейшего и всеми признанного вождя. Дидро стоял на пороге диалектического материализма. Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весьма проста, бедна событиями и обыденна в своем внешнем житейском течении.

В 1750 г. издатель Лебретон пригласил его в качестве редак-тора «Энциклопедии». Лебретон помышлял лишь об издании не претендующего на оригинальность и большую научность словаря, переведенного с какого-нибудь иностранного образца. Дидро превратил этот крохотный коммерческий замысел издателя в мероприятие огромной культурной и политической важности. Вместе со всеми деятелями французского Просвещения он создал монументальное произведение общенационального значения. С 1750 г. и до конца дней Дидро был занят этим делом, преодоле-вая многочисленные препятствия, сопротивление цензуры, опасения своего издателя, запреты и преследования властей. Он написал сам около тысячи статей для «Энциклопедии».

В просветительской, бунтарской, революционной литературе Франции XVIII столетия комедии Бомарше заняли одно из главных мест по силе влияния на массы. Современник Бомарше Мельхиор Гримм в своих мемуарах сообщает: «Много превозносили, и справедливо, силу воздействия сочинений Вольтера, Руссо и энциклопедистов, но их мало читал народ, между тем одно представление «Женитьбы Фигаро» и «Цирюльника» повергало правителей, магистратуру, дворянство и финансы на суд всего на-селения больших и малых городов Франции».

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство.

От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» - эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» - прямо говорит о ее социальной направленности. Общественное звучание пьесы было огромным, в эпоху революции она ставилась в театрах Парижа.

Эстетическое направление романтики и идеальные стремления Шиллера разделял великий поэт Германии Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, он был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Его взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях.

Итоговым сочинением Гете стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни. «Фауст» - наиболее значительный памятник культуры рубежа веков, в котором возникает новая картина мира. В «Фаусте» дана грандиозная картина Вселенной в ее понимании человеком Нового времени. Перед читателем предстает мир земной и потусторонний, человек, животные, растения, сатанинские и ангельские существа, искусственные организмы, разные страны и эпохи, силы добра и зла. Вечная иерархия рушится, время движется в любом направлении. Фауст, ведомый Мефистофелем, может оказаться в любой точке пространства и времени.

Это новая картина мира и новый человек, который стремится к вечному движению, познанию и деятельной жизни, насыщенной чувствами.

Литературное течение Просвещение обрело широкое распространение и высокую популярность на территории Европы в начале восемнадцатого столетия. Данное идейное движение было пропитано духом борьбы против любых проявления и порождений феодализма. Просветители создавали и отстаивали идеи общественного равенства, прогресса и свободного развития личности.

Мыслители Просвещения отталкивались от мнения, что все люди рождаются добрыми и наделенными чувством справедливости, красоты и равенства. Несовершенное общество с жестокими законами, противными «естественной» человеческой натуре, формирует человека и его сущность. Поэтому они считали своим долгом напомнить человеку, что такое добро и зло, и что он может самостоятельно отвечать за свою жизнь и поступки. Важно просветить людей и пробудить их сознание. Просветители искренне верили во всесилие разума, поэтому для них эта категория наполнялась очень глубоким смыслом.

Поэты, писатели и драматурги восемнадцатого столетия пытались изо всех сил доказать, что не только наука, но и творчество может способствовать перевоспитанию человека, достойного жить в идеальном и гармоническом будущем, выстроенном на законах разума.


Театр эпохи Просвещения

Шаг вперед

В период установившегося Просвещения зародились новые тенденции, которые предвещали появление сентиментализма. Значительным образом усиливается внимание к чувствам, обычным переживаниям человека, утверждаются моральные ценности.

Своеобразное выражение литературный гуманизм Просвещения находил в Германии. Там на этой почве возникло литературное движение с громким названием «Буря и натиск». Приверженцы этого течения решительно отвергали любые классицистические нормы, сковывающие творческую индивидуальность и неординарность писателя. Они боролись за идеи национального своеобразия литературы и требовали изображения ярких характеров, героических деяний, сильных страстей и вместе с тем создавали новые методы психологического анализа.


Фридрих Шиллер, Вильгельм Гумбольд и Иоганн Гетте

Литература в период Просвещения сделала огромный шаг вперед как в художественной практике, так и в теоритическом осмыслении задач и целей искусства. Значительно пополнился «ассортимент» жанров: философские повести, роман воспитания и семейная драма. Гораздо больше внимания стало уделяться моральным ценностям и утверждению самосознания человеческой личности. Все это в комплексе стало невероятно важным этапом в истории искусства и литературы в частности.