Open
Close

Фантастическое и реальное в повести «Собачье сердце. Фантастическое

Повесть "Собачье сердце" была создана М.А. Булгаковым в 1925 году, но опубликована много позже - в 1968 и 1987 годах (за рубежом и в Советском Союзе соответственно). К этому времени Михаил Афанасьевич уже зарекомендовал себя как фантаст-сатирик - написаны и изданы его повести "Дьяволиада" и "Роковые яйца". Последняя, кстати, очень схожа по сюжету с "Собачьим сердцем" - те же эксперименты над живыми организмами, приводящие к ужасным последствиям.

Но перейдем к теме сегодняшней беседы. "Собачье сердце". Фантастическая повесть, действие которой, однако, происходит в довольно реальном пространстве - Москве конца 1924 года. Вспомним сюжет: Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, специализирующийся на омоложении, подбирает на улице бездомного пса Шарика и проводит небывалый эксперимент - пересаживает животному человеческие семенники и гипофиз. В результате операции бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова - типичного представителя люмпен-пролетариата - и даже получает должность начальника отдела очистки (служба отлова и уничтожения бродячих животных), после чего начинает вести себя крайне грубо и развязно по отношению к Преображенскому; пишет на профессора донос. Не желая терпеть это и понимая, что дальше будет только хуже, профессор делает обратную операцию, пересаживая Шарикову собачий гипофиз. Полиграф Полиграфович вновь становится Шариком, все возвращается на круги своя.

Одно из самых распространённых толкований повести - политическое. В связи с этим проводится параллель между экспериментом профессора Преображенского и революцией в России. Сам Филипп Филиппович отождествляется с преобразившим страну Лениным, конфликтующий с Шариковым Борменталь - с Троцким; Зина превращается в Зиновьева, а Швондер - в Каменева. Сам Шариков-Чугункин по этой логике списан со Сталина: оба имеют "металлическую" вторую фамилию, а имя - Полиграф Полиграфович - напрямую указывает на должность Сталина в партии (секретарь; полиграф же буквально - тот, кто много пишет). Род деятельности Шарикова ("очистка") соотносится с репрессиями 30-х годов, уничтожением себе подобных (считается, что "Собачьим сердцем" Булгаков предсказал ход советской истории). Тогда авторский посыл предельно ясен: истории не нужны искусственные эксперименты, все должно произойти естественным путем. Любая попытка синтетически изменить ход времени обречена на провал и может повлечь за собой непоправимые последствия. Эволюция, а не революция - вот за что выступает Булгаков в повести.

Поговорим о фантастической стороне "Собачьего сердца". Несмотря на то, что в этом произведении не фигурирует Сатана и не происходят "видимые" чудеса, кое-что необычное и непривычное здесь все-таки есть. В частности, конечно, нужно сказать о небывалых успехах профессора Преображенского и его прорыве в сфере омоложения (в связи с чем в повести поднимается проблема ответственности за эксперимент, остро стоявшая после революции и Гражданской войны). Невероятным является и возможность превращения собаки в человека. И тут по-новому звучит привычная, а на этом этапе ещё не раскрытая в творчестве Булгакова тема Фауста. Ведь Шариков, по сути, есть не что иное как гомункул профессора Преображенского, лишённый стыда и совести, не имеющий ни малейшего понятия о морали. Филипп Филиппович словно решает посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке гипофиз Клима Чугункина.

Что интересно, действие повести разворачивается в конце декабря, то есть на Рождество по старому стилю. И эксперимент Преображенского в этом контексте выступает как "научное" насилие над природой и человеком, пародия на Рождество истинное. Так в "Собачьем сердце" начинают просматриваться мотивы последнего и самого читаемого произведения Михаила Афанасьевича Булгакова - романа о дьяволе.

Последнее, что хотелось бы сделать в разговоре о повести - задать вопрос, закономерный для творчества Булгакова: кого из героев "Собачьего сердца" автор поддерживает? Очевидно, что быть солидарным с кем-либо из преобразователей-революционеров (Преображенский-Ленин, Шариков-Сталин и прочие) невозможно: как мы помним и знаем, Булгаков не был ни по-настоящему советским писателем, ни "попутчиком" власти большевиков, чего не скрывал. Единственное живое существо, которому сочувствует автор - это Шарик (имеется в виду бездомный и беспородный пёс, а не то, что из него сделал Преображенский). Есть даже теория о том, что через Шарика Булгаков рассказывает читателям о своей судьбе: именно так, бедно и впроголодь, начинал свою московскую жизнь сам Михаил Афанасьевич (впервые, кстати, он побывал в столице, когда навещал своего дядю, известного в городе врача Н.М. Покровского, ставшего, по одной из версий, прототипом Филиппа Филипповича).

Это всё, о чем хотелось поговорить в связи с повестью М.А. Булгакова "Собачье сердце". Конечно, по литературным меркам произведение ещё очень молодо, поэтому понять и проанализировать его полностью удастся не скоро. Надеюсь, что сегодняшний материал был хоть чем-то полезен для вас.

Завершить пост хотелось бы известной цитатой из повести:

Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый!


Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. В ней отражена реальная картина московской действительности времён нэпа. Революция воспринималась писателем как рискованный эксперимент, в результате которого в сознании людей наступила «разруха». Революционному процессу Булгаков противопоставлял «излюбленную и Великую Эволюцию».

Быт и нравы Москвы двадцатых годов раскрываются в истории Калабуховского дома. По словам профессора Преображенского, в роскошном особняке на углу Пречистенки и Обухова переулка с 1903 по март 1917 года не было ни одного случая кражи калош. С приходом к власти пролетариата сначала в одночасье исчезли все калоши, затем убрали ковры и стали заходить в дом через чёрный ход.

До революции электричество гасло в 20 лет – два раза, после революции – раз в месяц. Вместо того, чтобы заниматься своими делами, «жилтоварищи» каждый вечер собираются вместе и поют хором революционные песни. Всё это профессор и называет «разрухой в головах».

В повести Булгакова узнаваемы приметы жилищного кризиса двадцатых годов, изображена эпоха «уплотнений» и создания домкомов, раскрываются модные темы того времени – проблемы «омоложения» и пола.

В основе повести два эксперимента. Один из них – социальный, скептическое отношение к которому раскрывается с помощью диалогов между профессором Преображенским и доктором Борменталем. Попытки создать новое, совершенное общество революционными, а значит, насильственными методами, стремление сформировать нового, свободного человека оказываются несостоятельными.

На вопрос Борменталя, каким образом профессору удалось подманить «такого нервного пса», тот отвечает:»Лаской – единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло».

Второй эксперимент в повести – фантастический. Цель операции, произведённой Преображенским над бродячим псом Шариком, - выяснить вопрос приживаемости гипофиза и его влияние на омоложение организма у людей. Результат эксперимента был неожиданным – произошло не омоложение, а полное очеловечивание бездомного пса. Пёс Шарик превратился в товарища Шарикова. Но если Шарик был милейшим псом, умевшим быть благодарным, обожествлявшим профессора, спасшего его от голодной смерти, то Полиграф Полиграфович Шариков оказался мерзким типом, способным на подлость. Происходит буквальное воплощение лозунга Интернационала - «Кто был ничем, тот станет всем».

Бывший бродяга пёс, а ныне Полиграф Полиграфович Шариков получает документ, поступает на должность, вполне соответствующую его собачьему прошлому: он становится «заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее)».

Шариков претендует на часть жилплощади профессора, приводит жить машинистку, пишет донос на своего благодетеля и в довершение всего, угрожает ему пистолетом. Преображенский становится жертвой своего эксперимента.

Почему «светило науки» терпит поражение в деле воспитания Шарикова? Прежде всего потому, что в процесс воспитания вмешивается сама жизнь в лице председателя домкома Швондера, опекающего «нового» человека. Швондер подсовывает своему подопечному «Переписку Энгельса с Каутским», «развивает» его.

Немаловажную роль в формировании личности Полиграфа Полиграфовича играет и наслественность: задатки бездомного пса и алкоголика Клима Чугункина. Перед нами агрессивное, наглое и жестокое по природе своей существо.

Повесть заканчивается идиллически. В результате обратной операции Шариков вновь превращается в милейшего пса. В реальной жизни всё было наоборот: шариковы размножались.

Соединение реальности и фантастики помогает Булгакову передать основную идею произведения: вмешательство в естественный ход событий, будь то революция или операция, опасно и грозит непредсказуемыми последствиями.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Повесть «Собачье сердце», написанная М.А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.

В произведении воссоздается современная автору жизнь - советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей". С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.

Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.

Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.

Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» - труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.

Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.

Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике». Так, например, один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной куртке» - носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.

Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.

И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона - мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн».

Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.

Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.

Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью - физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) - не может привести к успеху. Человек - неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.

Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика»-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.

Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.

Повесть «Нос» входит в третий цикл произведений Н.В.Гоголя под названием «Петербургские повести». Перед читателем предстает столица Российской империи Петербург. В повести жизнь людей в своих типических проявлениях раскрывается при помощи приемов сатиры, гротеска. Последний прием часто строится на сочетании реальных признаков жизни и фантастического их восприятия.

Что реальное мы видим в повести? Перед нами Петербург, Невский проспект, по которому снуют люди. А вот и главный герой, майор Ковалев, франт и модник, ищущий в столице тепленькое местечко. Ничего фантастического! Сплошная проза жизни!

Фантастика начинается в тот момент, когда майор на Невском проспекте вдруг увидит…свой нос! Герой ошарашен, изумлен! Да и как не испытать этого, если его собственный нос «был в мундире», разъезжал на извозчике, молился в церкви…Ковалев «чуть не сошел с ума». Он преследует свой нос, пытается уговорить его вернуться на место…Да где там! Нос ведет себя независимо и принадлежность майору Ковалеву отрицает.Фантастика! Чистой воды фантастика! Кто виновник таинственного отделения носа Ковалева в повести не указано. Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается. Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Думаете, в финале повести мы узнаем, чем закончилась эта занимательная история? Нет! Финал повести сохраняет фантастическую интригу: "Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно".

Таким образом, могу сделать вывод, что фантастика и реальность идут в повести рука об руку и служат одному: нарисовать чудовищную власть чинопочитания, показать всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение.

Реальное и фантастическое в повести

Повесть «Собачье сердце» стала одним из лучших произведений М. А. Булгакова . Она была написана в 1925 году, но через год ее изъяли после обыска в квартире писателя и запретили издавать. Ведь основной темой произведения является изображение общества в сложную эпоху перехода от одного режима власти к другому. Эту повесть в России впервые опубликовали в 1968 году за границей, и только в 1987-м году – в России. В ней отражается суровая действительность первой половины 1920-х годов: разруха и голод в стране, торжество мещанской психологии, жилищный кризис. Главные герои произведения – выдающийся профессор, интеллигент Филипп Филиппович Преображенский и его антипод глуповатый и наглый Шариков .

Опыт и знания врача помогли Булгакову создать правдоподобную картину с небывалым медицинским экспериментом, во время которого профессор Преображенский превратил бездомного пса Шарика в человека. Эта операция по пересадке человеческих семенников и гипофиза в тело животного была направлена на омоложение организма, а привела к неожиданным результатам. Пес постепенно принимал человеческий вид: становился на две ноги, клочками терял шерсть, пытался произносить короткие слова. Со временем он и вовсе стал полноценным человеком, по крайней мере, внешне. Однако сущность бродячей собаки и характер условно осужденного Климу Чугункина, чьи органы были пересажены Шарику, давали о себе знать. Вскоре новое существо получило паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописалось в квартире профессора. Все это, конечно же, произошло не без помощи Швондера , нового главы домкома и пролетария.

В повести прослеживается своеобразная литературная манера Булгакова. Он использовал разоблачительный юмор, порой доходящий до философского сарказма. Он прекрасно понимал, что любой талант в сочетании с непониманием конечной цели мог привести к трагическим последствиям. Так и творение ученого Преображенского стало скрытой угрозой для общества. Шариков не просто дебоширил, разбивал стекла соседям, докучал кухаркам, напивался, дрался и воровал, он еще и примкнул к новой ячейке общества, которая увлекалась доносами, науськиванием и даже насильственными методами в целях унижения былой интеллигенции. Этого Преображенский никак не мог позволить, поэтому в конце повести он все-таки исправил свою ошибку, превратив Полиграфа Полиграфовича в прежнего Шарика.

В произведении мастерски переплетаются фантастическое с реальным, комическое с трагическим. Несмотря на то, что повесть драматическая, порой сложно сдержать смех. Такое трагикомическое повествование наиболее полно отражает жизнь.