Open
Close

Где и как убить геббельс. Правила эффективной пропаганды от доктора геббельса

Вы знаете, как оболванить целую нацию?

Как заставить клерка стать убийцей? Как превратить тысячи добродушных и толстых бюргеров в орды фанатичных палачей? Мы тоже не знаем. Зато доктор Геббельс отлично знал.

Внешне рейхсминистр Геббельс меньше всего был похож на истинного арийца. Тем не менее именно он стал основным черлидером на нацистском поле и оставался им до последней своей минуты. Даже за несколько дней до самоубийства, когда все, от детей до старух, уже знали о неизбежной капитуляции Германии, глава имперского министерства пропаганды буквально завалил Берлин листовками, предприняв последнюю попытку поддержать боевой дух германских войск.

Пропагандист он был исключительно одаренный, его идеи восприняли более 80 миллионов немцев. В конце концов Геббельс сам оказался жертвой собственных достижений - ведь если бы он в свое время решил заняться не политикой, а, например, продвижением пылесосов, то почти наверняка остался бы в живых. Однако Йозеф Пауль Геббельс сделал неверную ставку, взявшись пропагандировать концепцию гляйхшалтунг - политическую программу нацистов, направленную на подчинение всей жизни немцев интересам нацизма. Под контролем Геббельса оказались кинематограф и пресса, радио и театр, спорт, музыка и литература.

Убеди себя сам Основными принципами пропаганды Геббельса были размах, простота, концентрация и полное отсутствие правды. Именно лживая информация позволяла видоизменять сознание толпы: ”Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: те, кого предполагается ею убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены. Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся”, - писал Геббельс.

Хорошие учителя Геббельс с успехом использовал эффективные методы американцев, которые традиционно ловко манипулировали массовым сознанием: будничный рассказ (когда по радио и на ТВ спокойным голосом сообщалось об убийствах, насилии и расстрелах), эмоциональный резонанс (способ, снимающий психологическую защиту толпы и выбивающий эмоции даже из достаточно флегматичных людей) и многое другое. Кроме того, Геббельс непрерывно тиражировал лозунги собственного сочинения, писал и переписывал тексты для агитационных плакатов и листовок, проводил бесконечные митинги и собрания, превращая их в феерические шествия, карнавалы и парады в честь ”нового мессии” - Гитлера. Большая часть подобных мероприятий проводилась исключительно в вечернее время, когда физические и психические возможности человека ослаблены.

Пресса Под строжайшим контролем Геббельса оказались абсолютно все журналы и газеты. От СМИ министр требовал лояльности к нацистскому режиму и строгого соответствия национал-социалистическим идеям. И вся пресса послушно запела о превосходстве одной расы над другими, о существовании биологического неравенства, о ”высшей цивилизации”. Чтобы держать прессу под контролем, Геббельс ежедневно курировал огромное количество (некоторые историки называют цифру 3600) германских газет и журналов, требуя от редакторов отчетности и лично раздавая указания. По особой статье шли иностранные корреспонденты: стремясь создать в мировой прессе положительный образ нацизма, рейхсминистр акцентировал внимание на том, что гитлеровцы ликвидировали безработицу, улучшили условия труда, повсеместно распространяли здоровый образ жизни. Но чаще всего Геббельс попросту подкупал приезжих журналистов.

Радио Зная, что устное слово сильнее печатного, Геббельс создал из радиовещания основное орудие фашистской пропаганды: с утра до ночи радиостанции превозносили фюрера,называли его предвестником начала золотой эры арийской нации, твердили об истинном патриотизме и грандиозных задачах, вставших перед немцами. От щедрот нацистов перепало, опять же, иностранцам: в 1933 г. рейхсминистр утвердил программу радиовещания за границу - с постановками и концертами, нафаршированными скрытой нацистской пропагандой. Так, по приказу Геббельса сентиментальный шлягер ”Лили Марлен” превратился в военный марш и ежедневно транслировался по радио в 21.55. Музыку могли слышать солдаты всех фронтов, по обе стороны линии военных действий.

Кинематограф До прихода нацистов к власти немецкое кино считалось перспективным и самобытным благодаря режиссерам Фрицу Лангу, Петеру Лорре, актрисам Марлен Дитрих и Элизабет Бергнер, актрисе и режиссеру Лени Рифеншталь и еще десятку талантливых людей. Высокий статус германского кино оказался на руку фашистским идеологам, и Геббельс тщательно контролировал кинопроизводство на всех этапах. Одновременно проводилась ”расовая чистка”, вынуждавшая многих кинематографистов покидать Германию, и в темпе создавались антиеврейские фильмы типа ”Вечный жид” и ”Еврей Зюсс”. В последние годы войны Геббельс изменил тактику - он настаивал на производстве кино, которое поддержало бы дух вою-ющей Германии и было бы таким же грандиозным, как признанные пропагандистские шедевры Лени Рифеншталь - ”Триумф воли” и ”Олимпия”. В итоге с 1933 по 1945 гг. (то есть за все время существования Третьего рейха) были выпущены 1363 полнометражные киноленты плюс огромное количество короткометражек и документальных фильмов, и ни один из них не миновал личного контроля Геббельса.

Советы Советам К первому дню войны по приказу Геббельса для народов СССР было отпечатано более 30 миллионов брошюр и листовок, каждая из которых содержала толковую и доступную информацию на 30 языках Страны Советов. Листовки призывали воспротивиться сталинскому режиму и обещали гражданам, согласившимся на покровительство Германии, теплые дома, еду и хорошо оплачиваемую работу. Геббельс технично обрабатывал целевую аудиторию: крестьянам обещал землю, татарам, чеченцам, казакам и другим нацменьшинствам - свободу ”от москалей”, а русским, напротив, освобождение от меньшинств.

Резюме Будьте осторожны: дело Геббельса, как показывает история, не умирает. Никогда не забывайте о главном принципе противодействия манипуляциям: фильтруйте все, что видите и слышите, и будет вам свобода. Как минимум - от опасных предрассудков.

6 принципов гитлеровской пропаганды

Сын Марии Шикльгрубер признался, что искусству пропаганды научился у социалистов. То есть безумного фюрера вдохновили идеи, которые родились от странного союза Маркса с Энгельсом, а еще раньше взбрели в светлые головы Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Первый принцип

Пропаганды должно быть много, очень много. Ее нужно вываливать в массы непрерывно, днем и ночью, во всех территориальных точках одновременно. Избытка пропаганды не бывает, так как народ способен усвоить лишь ту информацию, которую ему повторят тысячи раз.

Второй принцип

Предельная простота любых посланий. Это нужно затем, чтобы даже самый отсталый индивид сумел осознать услышанное или прочитанное: если боец ассенизаторской команды справится с информацией, то школьный учитель переварит ее и подавно. А ведь чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством.

Третий принцип

Максимальное однообразие ясных, кратких, хлестких посланий. ”Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи”.

Четвертый принцип

Никаких дифференциаций: пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности. У людей не должно быть выбора, ведь он уже сделан за них, а им следует лишь понять и затем принять информацию, чтобы потом уже воспринимать навязанные идеи как свои собственные. ”Все искусство тут должно заключаться в том, чтобы заставить массу поверить: такой-то факт действительно существует, такая-то необходимость действительно неизбежна”.

Пятый принцип

Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Помните? Пропаганда - не наука. Зато она помогает вывести на эмоции многотысячную толпу - и вить из этой толпы веревки. А разум здесь ни к чему.

Шестой принцип

Шок и ложь - вот два кита, на которых стоит совершенная пропаганда. Если людей подводить к той или иной мысли постепенно, не торопясь, должного результата не будет. Если солгать по мелочи - тоже. Поэтому информация должна огорошивать, ведь только шокирующие послания маниакально передаются из уст в уста. Адекватные сведения проходят незамеченными. ”Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются… Масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов… Солги только посильней - что-нибудь от твоей лжи да останется”.

Йозеф Пауль Геббельс – министр народного просвещения и пропаганды нацистского правительства Германии, человек, оставивший след не только истории Третьего рейха, но и в мировой истории вообще. Гениальный оратор и пропагандист, его называют «отцом лжи» и «отцом пиара», «отцом массовых коммуникаций» и «Мефистофелем XX века».

Его высказывания стали заповедями пропаганды и черного PR:

«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!»


«Мы добиваемся не правды, а эффекта».


«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».


«Информация должна была быть простой и доступной и повторять ее, то есть вбивать в головы, нужно как можно чаще».

С горечью можно отметить, что, несмотря на падение фашистской империи, идеи Геббельса по манипуляции сознанием живут и побеждают. Их влияние заметно в самых разных областях воздействия на человеческое сознание:

Необходимость исследования методов, форм и теоретических идей геббельсовской пропаганды связана в настоящее время с двумя проблемами.

Первая – существование неофашистских движений, и, как следствие, возможность использования ими пропагандистского арсенала доктора Геббельса. Их нынешняя слабость не может быть источником для самоуспокоения – НСДАП в начале 20-х тоже была слаба, а «Пивной путч» выглядел пародией на революцию. Эффективному использованию наследия Геббельса может способствовать и известная схожесть ситуации в конце 20-х-начале 30-х гг. прошлого века и в современном мире:

  • Мировой экономический кризис, носящий системный характер и требующий радикальной перестройки существующей экономической системы.
  • Как следствие – ухудшение материального положения широких слоев населения.
  • Нарастающая политическая и социальная нестабильность, глобальные угрозы, такие как активность разнообразных революционных групп в прошлом столетии и терроризм сегодня. Эти факторы приводят к тоске по порядку и «сильной руке» у значительной части людей.
  • Рост активности левых организаций (Хотя центры активности изменились. В начале XX века главным центром была Европа, сейчас – Латинская Америка.), что может реактивно привести к стимуляции крайне правых движений со стороны влиятельных политико-экономических кругов.
  • Разрушение прежних идеологических систем и связанных с ними систем нравственных ценностей.

Для Германии начала века – это падение Второго рейха и наступление культуры 20-х гг. с ее культом денег и удовольствий, отрицанием духовных ценностей, расцветом наркомании и проституции. В наше время – это разрушение традиционной христианской культуры и приход «цивилизации MTV» на Западе и уничтожение СССР и всей социалистической системы с ее довольно традиционной этикой – на Востоке.

Ситуация «духовного вакуума» кажется комфортной далеко не всем и также подталкивает некоторую часть населения к фашизму с их четкой и внятной системой ценностей.

Приёмы Геббельса в современной политике (прямая ссылка на видео):

Распространенность исторического невежества делает возможным повторное использование пропагандистских методов «старого» фашизма . Соответственно, актуально их тщательное исследование и разработка мер информационного противодействия, таких как:

  • поддержание исторической осведомленности о преступлениях фашизма, о его влиянии на судьбу Германии и др. стран с победившими фашистскими диктатурам , борьба с профашистской фальсификацией истории;
  • недопущение героизации нацизма;
  • поддержание светлой памяти о борцах с фашизмом;
  • развитие системного мышления, в частности способности грамотно и комплексно оценивать последствия того или иного исторического выбора на политическую, экономическую, духовную жизнь страны. Невежество – питательная среда демагогов;
  • критического мышления, способности противостоять манипуляции сознанием.

Феномен нацистской пропаганды в целом и личность Геббельса в частности привлекают пристальное внимание исследователей. Отметим несколько книг, вышедших на русском языке в последние два десятилетия.

В качестве вводной можно предложить книгу Людмилы Черной «Коричневые диктаторы» , посвященную персонам наиболее крупных деятелей Третьего рейха: Гитлеру, Геббельсу, Герингу, Гиммлеру, Борману и Риббентропу. Не углубляясь в тему нацистской пропаганды, автор сосредотачивается на исследовании личности ее главного творца – Йозефа Геббельса. Книга рассчитана на широкий круг читателей и носит популярный характер, но при этом дает богатый фактический материал.


Биографию Геббельса представляет также книга зарубежных исследователей Брамштедте, Френкеля и Манвелла «Йозеф Геббельс – Мефистофель усмехается из прошлого» . Авторов особенно интересуют ораторское мастерство нацистского министра пропаганды, его приемы манипуляции массами.

Более глубокое исследование личности Геббельса предпринимает Курт Рисс в книге «Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939-1945» . Временные рамки книги ограничены Второй мировой, но книга интересна упором на использование первоисточников – дневников Геббельса, рассказов очевидцев и родственников. Сочетает в себе легкость изложения с фактической достоверностью, что встречается достаточно редко.

Елена Ржевская во время войны была переводчицей в штабе армии, прошедшей от Москвы до Берлина. В побежденном Берлине она участвовала в опознании тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов, найденных в бункере. Ее книга «Геббельс. Портрет на фоне дневника » исследует феномен прихода фашистов к власти, прежде всего с точки зрения воздействия на психологию человека.

Глубокое исследование нацистской пропаганды предпринято Агаповым А. Б. в работе «Йозеф Геббельс и немецкая пропаганда», вышедшим в составе книги «Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы». Издание включает в себя также полный текст дневников Геббельса в период с 1 ноября 1940 года по 8 июля 1941 года и примечания к ним.

Из первоисточников важнейшими являются дневники Геббельса, которые он вел в течение всей жизни. К сожалению, их полного издания на русском языке нет. Дневники 1945 г. собраны в книге Й. Геббельс «Последние записи», 1940-1941 гг. – в упомянутой выше книге Агапова, имеются также журнальные публикации.

К сожалению, на русском языке трудно найти произведения Геббельса. Некоторые материалы можно обнаружить в Интернете. Так избранные речи и статьи министра пропаганды (в переводе с английского и немецкого) размещены на сайте «Так говорил Геббельс» . Обширная подборка речей и статей на английском языке содержится на странице «Nazi Propaganda by Joseph Goebbels» сайта Калвинского колледжа .

Этого достаточно, чтобы начать изучать тему.

Методы пропаганды Геббельса в и до прихода к власти фашистской партии

Йозеф Геббельс вступил в НСДАП в 1924 г. , причем первоначально примкнул к его левому, социалистическому крылу, возглавляемому тогда братьями Штрассерами и противостоявшему правым во главе с Гитлером. Геббельсу даже принадлежит высказывание:

«Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии!» .

С 1924 г. Геббельс работал в нацистской прессе, вначале - редактором в «Фёлькише фрейхейт» («Народная свобода»), затем в штрассеровских «Национал-социалистических посланиях». В том же 1924 г. Геббельс сделал знаменательную запись в дневнике:

«Мне сказали, что я произнес блестящую речь. Говорить свободно легче, чем по готовому тексту. Мысли приходят сами собой».

В 1926 г. Геббельс перешел на сторону Гитлера, став одним из самых преданных его соратников. Гитлер отвечал взаимностью и назначил в 1926 г. Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге (Впрочем, отметим, должность эта была нелегкой, т.к. Берлин считался «красным» городом и на момент прихода Геббельса местная нацистская ячейка насчитывала только 500 членов.). Именно на этой работе на многочисленных митингах и демонстрациях раскрылись ораторские способности Геббельса. Также он стал основателем и (с 1927 г. по 1935 г.) главным редактором еженедельника (с 1930 г. — ежедневник) «Der Angriff» («Атака»). С 1929 г. он - имперский руководитель (рейхсляйтер) пропаганды нацистской партии, в 1932 г. он руководил избирательной кампанией Гитлера в борьбе за президентский пост. Здесь ему удалось добиться выдающихся успехов, удвоив число голосов, поданных за нацистов.

Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды:

  1. Пропаганда должна быть спланирована и руководится из одной инстанции
  2. Только авторитет может определить, должен ли результат пропаганды быть истинным или ложным
  3. Черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты
  4. Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами
  5. Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций.

В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов.

Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП.

Беспредельный цинизм в выборе средств стал визитной карточкой Геббельса. Считается, что именно он придумал разделение пропаганды на белую (достоверная информация из официальных источников), серую (сомнительная информация из неясных источников) и черную (откровенная ложь, провокации и т.д.). То или иное искажение информации – характерная черта любой пропаганды. Но, пожалуй, именно Геббельс, впервые после Игнатия Лойолы, стал применять прямую ложь постоянно, в огромных количествах и целенаправленно. Он полностью отказался от критерия истинности, заменив его критерием эффективности.

Еще раз вспомним его цитату:

«Мы добиваемся не правды, а эффекта».

Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга:

Лозунги – характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем (его юношеские произведения отвергли все издательства), в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию :

1. Твое отечество - Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах.
2. Враги Германии - твои враги. Ненавидь их всем сердцем!
3. Каждый соотечественник, даже самый бедный - это частица Германии. Люби его как себя самого!
4. Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость!
5. Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни.
6. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него!
7. Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!
8. Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»!
9. Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии!
10. Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!

Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит.

Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии – информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя .

Хорст Вессель – штурмфюрер СА. Был в 1930 г. в возрасте 23 лет ранен в уличном столкновении с коммунистами и скончался от полученных ран (Противники НСДАП распространили версию, согласно которой драка случилась из-за женщины и не имела политической окраски.). Из этой банальной (в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни) истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом».

Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса :

«Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов (СА) был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена!», погиб насильственной смертью, в словах Геббельса зазвучали траур по герою и эмоциональный салют, продемонстрировавшие блеск его методики организации траурных церемоний. Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха,

«… навсегда остававшегося с нами в наших рядах… Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации!»

Геббельс увековечил память Весселя, убитого красными; на деле же его смерть больше походила на последствия свары, возникшей в результате столкновения с другим таким же подонком из-за проститутки. Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось».

Песня на стихи Весселя «Выше знамена!» стала гимном СА (а позже – неофициальным гимном Третьего Рейха). Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания – важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно!

Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил :

«Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера – смотреть народу в рот».

В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы.

Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток . Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями (естественно, до прихода к власти). Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля – герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой :

«Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Родина! Германия!».

Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию.

Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции:

Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи :

«Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова… Возмездие! Возмездие! День его грядет… Мы склоняем головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови…

Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов:

За свободу! Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее!»

Свою журналистскую деятельность Геббельс, как было сказано выше, в газете «Народная свобода», где основной мишенью его нападок стали крупные еврейские издатели (месть за отвержение его литературных работ!). Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф». По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф» . Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз:

«Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров!»

С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности. Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты.

«Публику надо заинтриговать еще до появления товара!» , с этой целью были выпущены, один за другим, три рекламных плаката, расклеенных на улицах Берлина. На первом спрашивалось:

«В атаку с нами?»,

второй провозглашал:

а третий разъяснял:

«Атака» («Der Angriff») – это новая германская еженедельная газета, выходящая под девизом «За угнетенных! Долой эксплуататоров!» , а редактор ее – доктор Йозеф Геббельс.

Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее!».

Не могу удержаться, чтобы вновь не провести параллели с современной рекламой. Сейчас это стало затертым приемом – размещение рекламных щитов с непонятным содержанием (заинтриговать публику) с последующим разъяснением.

Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс – начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты:

«Германия, пробудись! Будь прокляты евреи!» В итоге, начав с крошечного листка, газета имела оглушительный успех и стала главным рупором партии.

Геббельс также уделял большое внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, в особенности плакатов. По настоящему плакатное искусство расцвело после прихода фашистов к власти, однако и ранее плакаты использовались широко. В предвыборной агитации можно выделить два направления: изображение врагов в сатирическом виде и создания образа «настоящей Германии» — рабочих, фронтовиков, женщин и т.д., голосующих за Гитлера :

Важная тема плакатов – единство трудового немецкого народа – рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов.

Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства :

«Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание».

Собственно, так и вышло.

Методы пропаганды фашистского государства

После прихода нацистов к власти в 1933 г. Геббельс был назначен рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. Под его руководством это скромное ведомство фактически стало вторым по значимости после военного. Геббельс превратил министерство в «машину пропаганды», подчинив этой цели все виды искусств и все каналы коммуникаций. Суть пропаганды – гляйшалтунг, дословно – «превращение в монолит» — объединение немецкого народа под национал-социалистическими лозунгами.

Помимо прежних видов пропаганды – ораторских выступлений и прессы, Геббельс широко использовал новые технические средства – кино и радио. Важную роль в «единении народа» он придавал народным праздникам (включая спортивные) и массовым ритуалам. Расцвело плакатное искусство. Не меньшее значение придавалось невербальной пропаганде – архитектуре, скульптуре, использованию различной символики. Впрочем, к последнему направлению Геббельс имел минимальное отношение.

Ораторское искусство по прежнему оставалось «коньком» Геббельса. Он много выступал на различных массовых мероприятий: партийных съездах, митингах, а во время войны – в торжественных погребениях. В конце войны, Геббельс остался практически единственным из руководителей рейха, кто появлялся на публике. Он часто посещал раненых в госпиталях, бездомных на руинах их разрушенных домов. И везде, где бы он не появлялся, он произносил пламенные речи, которые возвращали в потерявших силы сражаться людей фанатичную веру в немецкое оружие и гений фюрера.

Геббельс был первым, кто придал первостепенное значение пропагандистской мощи массовых коммуникаций. Для той эпохи это было радио.

«То, чем была пресса в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», — заявлял Геббельс .

Став министром, он немедленно переподчинил национальное радиовещание от Главного почтового управления министерству пропаганды. Было организовано массовое производство дешевых радиоприемников («морда Геббельса») и их продажа в рассрочку населению. В результате к 1939 г. 70% населения Германии (в 3 раза больше, чем в 1932 г.) оказались владельцами радио. Также поощрялась установка радиоприемников на предприятиях и в общественных заведениях, таких как кафе и рестораны.

Йозеф Геббельс экспериментировал и с телевидением . Германия стала одной из первых стран, где началось телевизионное вещание. Первый опыт произошел 22 марта 1935 года. Подчиненный Геббельса, шеф радио Ойген Хадамовски появился на экране в виде расплывчатого изображения и произнес несколько хвалебных слов в адрес Гитлера. Во время Берлинской олимпиады 1936 г. были попытки (не очень удачные) прямых трансляций соревнований.

Несмотря на техническое несовершенство, Геббельс высоко оценивал потенциал телевидения:

«Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем, все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать как нужно, чтобы все увидели одно и то же».

И еще:

«С телевидением живой фюрер войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело – мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял».

Геббельс разработал план примерного содержания телепередач:

* новости;
* репортажи с цехов и ферм;
* спорт;
* развлекательные программы.

Интересно, что Геббельс рассматривал возможность встраивание в телевидение механизма обратной связи со зрителем (сейчас это называют интерактивностью), а также использовать его как клапан для выпуска недовольства. Об этом говорят следующие цитаты :

«Нужно не бояться погрузить зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим… А на другой день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например».

«Если в обществе назревает какое-то недовольство, нужно не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Как только мы сможем обеспечить телефункенами (т.е. телевизорами) пятой модели хотя бы половину населения, нужно посадить перед телепушкой нашего рабочего вождя, Лея, и пусть поет свои песни о тяготах рабочего человека».

Однако с началом войны техническое развитие телевидения затормозилось, и оно не сыграло существенной роли в пропагандистской активности этого периода.

Пресса также была поставлена под жесткий контроль . Все оппозиционные издания были запрещены, из редакций были изгнаны либералы и евреи. Газеты, принадлежавшие евреям, экспроприировались. Качество материалов газет и их острота резко упали и, соответственно, упал интерес населения.

До уровня искусства поднялась при Геббельсе организация массовых мероприятий. К ним относились митинги, съезды, парады и пр. Личным изобретением Геббельса были введение в нацистский оборот исключительно красочных ночных факельных шествий, вовлекавших тысячи молодых людей.

Образцом нацистской пропаганды является Берлинская олимпиада 1936 г., срежиссированная Геббельсом. Надо, отметить, что Гитлер первоначально был против проведения Олимпиады, поскольку считал унизительным для «арийский» спортсменов соревноваться с «не-арийцами». Геббельс приложил максимум усилий, чтобы убедить вождя пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм. По его утверждению, проведение Олимпиады покажет мировому сообществу возрожденную мощь Германии и обеспечит партию первоклассным пропагандистским материалом. Кроме того, состязания позволят продемонстрировать превосходство немцев.

Специально для Олимпиады был построен монументальный спортивный комплекс, украшенный «арийскими» фигурами:

И олимпийский комплекс, и весь город были обильно украшены нацистской символикой. Впечатляющей была церемония открытия Олимпиады с артиллерийским салютом, тысячами выпущенными в небо голубями и гигантским дирижаблем «Гинденбург» с олимпийским флагом.

Талантливый режиссер Лени Рифеншталь сняла на Олимпиаде фильм «Олимпия». В целом, пропагандистская акция удалась. Уильям Ширер в 1936 г. писал:

«Боюсь, что нацисты преуспели в своей пропаганде. Во-первых, они организовали Игры с большим размахом и щедростью, невиданными прежде; естественно спортсменам это понравилось. Во-вторых, они устроили очень хороший прием для всех прочих гостей, особенно крупных бизнесменов».

Именно с Берлинской Олимпиады повелась традиция проведения Игр как монументального празднества.

Немецкий кинематограф до прихода фашистов к власти был одним из сильнейших в мире. Судьба его в фашистской Германии напоминает судьбу прессы – многие талантливые кинематографисты были вынуждены покинуть Германию, вследствие чего уровень кинокартин упал. Тем не менее, Германия за 12 лет рейха выпустила 1300 картин . Отдельные даровитые художника, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в т.ч. и в пропагандистских лентах.

Сильнейшим образом развилось после прихода фашистов к власти плакатное искусство.

Во время 2-ой мировой войны ведомство Геббельса переключилось на обслуживание интересов войны. Можно выделить несколько тем, активно эксплуатировавшихся в нацистском плакате.
Тема вождя. Повторяющийся лозунг:

«Один народ, один рейх, один вождь».

Плакат «Один народ, один рейх, один вождь»

Тема семьи, матери и ребенка. Рейх выступал за «здоровую арийскую семью» :

Тема человека труда. Нацистская партия черпала силу в широких слоях населения, и обращение в плакате к образу рабочего или крестьянина неслучайно.

С 1939 г., естественно, много места занимала тема войны, героизма на фронте, жертв во имя победы и примыкавшая к ней тема трудового героизма.

Также в военной пропаганде широко использовалась тема врагов: евреев, большевиков, американцев . К концу войны эта тема приобрела оттенок «страшилки» —

«Лучше умереть за Родину, чем попасть в лапы кровожадных жидо-коммунистов».

Стоит отдельно остановиться на работе ведомства Геббельса в годы Второй мировой войны, когда схлестнулись в схватке не только войска противоборствующих сторон, но и их пропагандистские аппараты. Министерство пропаганды работало в двух направлениях: по адресу армии и населения противника, и на внутреннее потребление.

Внешняя пропаганда добивалась следующих целей.

Убедить население в дружественности Германии, необходимости «союза» с ней. Подобная пропаганда применялась в отношении к «расово близким» странам: Дании, Норвегии и т.д. В качестве примера можно привести плакат ниже, на котором силуэт викинга напоминает об общем древнегерманском прошлом Норвегии и Германии:

Убедить мирное население в дружественности немецких войск и хорошей жизни в условиях германской власти.

Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни. Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала.

Убедить солдат противника в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть!». Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен»:

Настраивание населения против власти. Опять же, широко использовалось в Советском Союзе. Действующая власть представлялась, как «жидо-коммунистическая», напоминалось о , голоде 1932-1933 гг. и прочих вымышленных «преступлениях» .

Попытка внести раскол в ряды союзников. Наиболее яркий эпизод – попытка раскручивания Катынского дела, которую мы рассмотрим ниже.

На внутреннем фронте направления пропаганды были следующими.

Убеждение в непобедимости немецких войск. Хорошо работало в начале войны, но с ростом количества поражений действовать перестало.

Стимуляция трудового энтузиазма – «Все для фронта!».

Запугивание населения зверствами большевиков. Эффективный прием, заставляющий людей сражаться даже в безнадежных условиях. «Лучше умереть, чем попасть им в руки!».

Если говорить о формах пропаганды, то во внутренней практике использовались те же каналы, что и в мирное время. Для воздействия на врага, использовались радиостанции, листовки, вещание через громкоговоритель через линию фронта. Нацисты стремились использовать предателей из числа местного населения, желательно известных людей, например, популярных артистов.

Очень широко использовалась подделка фактов, от банального сообщения ложных сведений в новостных выпусках, до подделок фото — и кинодокументов, были даже попытки поддельных прямых телевизионных включений . Например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось большое число жителей с корзинками. Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами – и Геббельс смог показать немцам фильм о радостной встрече немецких «освободителей» . Часто использовался прием смешения подлинных и ложных документов. В некоторых случаях историки до сих пор не могут отделить правду ото лжи. К таким случаям относится Катынское дело и убийства в Неммерсдорфе .

По советской версии, польские военнопленные оказались в руках немцев в ходе наступления 1941 г. и были расстреляны немецкой стороной.

В 1943 году Геббельс использовал это массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, дабы вбить клин между союзниками. Была устроена показательная эксгумация трупов польских офицеров с привлечением в качестве свидетелей представителей зависимых государств и военнопленных англичан и американцев. Одновременно зависимой прессой была поднята скоординированная и подконтрольная ведомству Геббельса пропагандистская кампания, которую поддержало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие возможности для независимого расследования на оккупированной германскими войсками территории и на старания англичан, тогдашних союзников СССР по антигитлеровской коалиции, удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов. В настоящий момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Росархив опубликовал секретные документы по этому делу.

В деревне Неммерсдорф на территории Восточной Пруссии по утверждению геббельсовской пропаганды состоялось массовое изнасилование и убийство русскими солдатами мирных жителей. Сообщались жуткие подробности, публиковались кровавые фотоснимки. Целью данной акции было склонить население Третьего рейха к продолжению бессмысленного сопротивления. Истину сейчас установить крайне затруднительно, но видимо огонь советских войск по мирным жителям действительно имел место, причем погибло около 3 десятков человек. Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные мерзкие подробности и сфабриковал снимки. Тем не менее, до сих пор именно геббельсовская версия пользуется популярностью в западных изданиях.

Данные случаи хорошо иллюстрируют методы работы Министерства пропаганды. Однако потоки лжи приносили и негативный для министерства результат. Нередко ведомство торопило события, и его ловили на подтасовке. Это приводило к распространению неверия в любые официальные сообщения к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Геббельс сам признал свои ошибки после поражения под Сталинградом :

«…пропаганда с самого начала войны приняла следующее ошибочное развитие: 1-й год войны: Мы победили. 2-й год войны: Мы победим. 3-й год войны: Мы должны победить. 4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными. Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить».

Тем не менее, он оставался верен себе до конца – и в последние дни войны забрасывал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе.

Пропаганда – сила, которая сделала возможной приход фашистов к власти в Германии. Наряду с военной мощью она – один из столпов Третьего рейха. Глава пропагандистского ведомства Йозеф Геббельс превратил пропаганду в высокое искусство. Полностью освободившись от этического начала, пропаганда стала мощным инструментом манипуляции сознанием. Перечислим некоторые принципы, введенные в массовый оборот Геббельсом:

Как ни грустно, эти и иные геббельсовские приемы широко используются в современной рекламе, связях с общественностью и в работе СМИ. Стоит напомнить еще пару уроков жизни и деятельности доктора Геббельса:

самая блестящая ложь не выдерживает столкновения с реальностью; рано или поздно ложь обращается сама против себя.

Это подтвердил май 1945 г.

Литература

1. Nazi Propaganda by Joseph Goebbels. // www.calvin.edu/academic/cas/gpa/goebmain.htm
2. Агапов А. Б. Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы» . М.: «Дашков и К», 2005
3. Богатко Ю. Йозеф Геббельс как папа массовых коммуникаций. // Sostav.ru. URL:www.sostav.ru/columns/eyes/2006/k53/
4. Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс – Мефистофель усмехается из прошлого. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
5. Бурьяк А. Эстетика национал-социализма. // URL: nazi-aesthetics.narod.ru/Ans0080.htm
6. Геббельс Й. Последние записи. Смоленск: «Русич», 1998
7. Геббельс, Пауль Йозеф. // Wikipedia. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Геббельс,_Пауль_Йозеф
8. Геббельсовская пропаганда 1941-1942. // Блог dr-music. URL: dr-music.livejournal.com/136626.html
9. Герцштейн Р. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск: «Русич», 1996.
10. Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) 1897-1945. // История национал-социалистической пропаганды. URL: prop.boom.ru/Goebbels.htm
11. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием . М.: «Эксмо», 2007
12. Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М.: «Прогресс-Традиция», 1998
13. Мухин Ю.И. Катынский детектив. М.: «Светотон», 1995
14. Немецкие плакаты времен Второй мировой. // URL: trinixy.ru/2007/03/15/nemeckie_plakaty_vremen_v…
15. Патрушев А. И. Германия в XX веке. М.: «Дрофа», 2004
16. Петров И. Неммерсдорф: между правдой и пропагандой. // Великая Оболганная война-2. Под ред. Пыхалова И., Дюкова А. М .: «Яуза», «Эксмо», 2002
17. Ржевская Е. М. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М.: «АСТ-Пресс», 2004
18. Ривс К. Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939-1945. М.: «Центрополиграф», 2006
19. Так говорил Геббельс. Так избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха. // hedrook.vho.org/goebbels/index.htm
20. Телевидение Третьего Рейха. // Радио «Эхо Москвы». URL: www.echo.msk.ru/programs/victory/53109/
21. Хазанов Б. Творческий путь Геббельса. // «Октябрь». – 2002. — №5
22. Черная Л. Коричневые диктаторы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
23. Энциклопедия Третьего рейха . М.: «Локид-Пресс», 2005

Выходец из малообеспеченной семьи Йозеф Геббельс стал одним из самых узнаваемых политических деятелей 20 века, о котором и до сих пор пишут книги («Прелюдия Барбароссы»), снимают фильмы. Слабый здоровьем Геббельс мог повелевать толпой одним только словом, за что получил благосклонность главного правителя Третьего Рейха.

Детство и юность

Родился будущий гаулейтер 29 октября в Германии, в Рейдте, небольшом городке промышленного типа. В семье Геббельсов не было деятелей власти и людей, склонных к политике.

Отец Йозефа Фридрих работал служащим на фабрике по изготовлению ламп, а затем занимался бухгалтерией, а мать Мария вела домашнее хозяйство и воспитывала ребятню, помимо Йозефа в семье было еще пятеро детей: два сына и три дочери. Мария была уроженкой Голландии и не имела начального образования, поэтому до конца жизни говорила на просторечном немецком диалекте.

Жили семеро человек в стесненных условиях, иногда даже не хватало денег на еду, ведь Фридрих был единственным кормильцем.

Поэтому с раннего детства Йозеф был озлоблен из-за несправедливости в мире: богачи имеют много денег и наживаются на труде простых рабочих людей, каковыми и была семья будущего политика.


В роду Геббельсов не было аристократов и именитых личностей. Геббельс лично опубликовывает свое генеалогическое древо, опровергнув слухи о том, что в роду гаулейтера были евреи.

Семья, в которой рос Йозеф, отличалась набожностью, отец и мать будущего политика исповедовали католицизм и приучали сына к религиозности. Фридрих учил детей тому, что успеха в жизни можно добиться за счет бережливости и упорного труда, поэтому Йозеф с детства знал, что такое экономия, и каково это отказывать себе в роскоши.

Будущий соратник рос болезненным ребенком, у него было слабое здоровье, пережил воспаление легких, что могло закончиться летальным исходом. Вероятнее всего юноша простудился из-за того, что в доме семьи Геббельсов из-за нехватки денег не было отопления.


Когда мальчику было 4 года, он пережил серьезное заболевание – гнойное воспаление в костном мозге: остеомиелит привел к тому, что юноша начал хромать: нога стала короче на 10 сантиметров из-за операции на бедре.

В биографическом дневнике Геббельс вспоминал, что из-за деформации правой ноги его не любили сверстники, поэтому маленький мальчик находился в одиночестве и часто играл на пианино, так как у ребенка практически не было друзей.

Хотя семья доктора Геббельса была верующей, Йозеф начал скептически относиться к любому проявлению религии, этому содействовала его болезнь. Юноша считал, что он несправедливо физически неполноценен, а, значит, никакой высшей силы нет. Цинизм, скептицизм и озлобленность – вот какие черты характера развивались у мальчика с ранних лет.


Позже увечье сыграло и на самолюбии молодого Йозефа, так как в разгар Первой мировой войны из-за физического увечья его отказались взять добровольцем в армию, в отличие от сверстников, которым было 16-17 лет. Геббельс считал это обстоятельство главным позором в жизни, да и к тому же попавшие на фронт всячески унижали Йозефа.

Утешение от одиночества Геббельс черпал из книг: будущий политик в детстве был умен не по годам и старательно изучал литературу. Помимо литературы, фаворитами молодого Йозефа были античная мифология и древнегреческий язык.

Геббельс учился в одной из лучших школ Рейдта и зарекомендовал себя как смышленого ученика, которому давались любые предметы.


Окончив гимназию, Геббельс изучает предметы в университетах Бонна, Вюрцбурга, Фрайбурга и Мюнхена. Католическая организация имени Альберта Великого, в которой состояли родители Геббельса, выдала на учебу юноши беспроцентную ссуду: Мария и Фридрих хотели, чтобы их сын стал пастором.

Однако студент отказался от желания родителей и не стал усердно заниматься богословием: молодой Геббельс предпочел филологию, историю, литературу и другие гуманитарные предметы. Один из любимых писателей Пауля – . Сам политик позже называл русского философа «духовным отцом». Впрочем, это неудивительно, ведь в жизни Геббельс походил на персонажей произведений Федора Михайловича.


В молодости Пауль Йозеф Геббельс мечтал получить образование журналиста и пробовал себя в литературном поприще как поэт и драматург. Летом 1919 года Йозеф начал работу над первой автобиографической повестью «Юные годы Михаэля Формана».

В университете имени Рупрехта и Карла, находящемся в городе Гейдельберге, Геббельс защищает докторскую диссертацию на тему творчества малоизвестного драматурга Вильгельма фон Шютца. Позже гаулейтер при удобном случае хвастается этим достижением, и многие его называли доктором Геббельсом.

Нацистская деятельность

Писательская деятельность будущего компаньона Гитлера не задалась, Пауль пытается опубликовать произведения, но эти попытки не венчаются успехом.

Последней каплей терпения Геббельса было то, что в театре отказались ставить сентиментальную и плаксивую пьесу Der Wanderer (что в переводе означает «Странник»), написанную Йозефом.


В результате этих событий Геббельс решил, что с литературой ему не по пути, и отдает предпочтение политическим целям.

Так в 1922 году Йозеф примыкает к левому крылу национал-социалистической немецкой рабочей партии, которой в то время руководит Отто Штрассер.

В 1924 году доктор Геббельс пробует себя в журналистской деятельности, становится редактором пропагандистской газеты Völkische Freiheit, а осенью 1925 Пауль Йозеф работает над «Национал-социалистическими письмами», которые принадлежали печатноу органу партии, сосредоточенного вокруг братьев Штрассер. Во время редакторской деятельности Геббельса вокруг Адольфа Гитлера ходила слава дурного политика, особенно после неудачной попытки захвата государственной власти (Пивной путч, 1923).

Поэтому первоначально Йозеф открыто выступал в своих статьях против фюрера, называя его "буржуа": первоначально Геббельс считал себя социалистом и верным служителем рабочего класса, а также трепетно относился к СССР, считая эту страну священной.

На двухчасовом собрании в Бамберге в 1926 году, которое было посвящено критике мировоззрения Штрассера, Гитлер осуждал социализм, называя его творением семитов, а также яростно отстаивал точку зрения по поводу принадлежности немцев к свехрасе. Выступление Гитлера разочаровало Геббельса, о чем тот написал в своем дневнике.


Гитлер пытался переманить доктора на свою мировоззренческую сторону, и вскоре фюреру это удалось: после знакомства с Адольфом Гитлером Геббельс полностью меняет свою позицию насчет принадлежности к партии, а по поводу былой любви к Советскому Союзу и вовсе старается молчать.

Через несколько лет, будучи партийным деятелем, Геббельс вернулся к писательству, изменив повесть «Михаэль» и закончив пьесу «Странник», которая была показана в Берлине осенью 1927 года. Единственным изданием, не раскритиковавшим Der Wanderer, была газета Der Angriff, находившаяся под руководством Йозефа.

Министр пропаганды

Сама идея нацистской пропаганды пришла к Гитлеру после событий Пивного путча в 1920-е годы. Находясь под стражей, фюрер пишет книгу Mein Kampf («Моя борьба»), которая отражает духовное настроение Адольфа. Исходя из этого опыта, 11 марта 1933 года рейхсканцлер решил создать Имперское Министерство народного просвещения и пропаганды, где Йозеф Геббельс стал главным.


Успех нацистской идеологии среди немцев во многом был обусловлен блестящим ораторским искусством предводителей партии, а также средствами массовой информации. Юношеские увлечения литературой и журналистикой пришлись Йозефу на руку. За счет разборчивости в психологии и умения грамотно излагать мысли Геббельс знал, как заставить толпу поднять руки вверх с возгласом «Heil Hitler!»

Пауль считал, что примитивное население улицы любит слушать, нежели говорить, причем изъясняться с обычным народом нужно простым и понятным языком, иногда повторяя одно и то же высказывание по несколько раз.

«Пропаганда должна быть популярной, а не приятной интеллектуально. Поиск интеллектуальной правды не входит в задачи пропаганды,» - говорил немецкий политик.

Благодаря речам Геббельса на немецких улицах возникали кровавые бои между коммунистами и национал-социалистами. 14 января 1930 года сын священника Хорст Вессель был смертельно ранен выстрелом в голову членами коммунистической партии («Союз красных фронтовиков»). Эта новость обрадовала Геббельса, ведь благодаря информационному поводу в своей прессе Йозеф смог настроить общество против унтерменшей - приверженцев коммунистической партии.


С помощью четвертой власти Геббельс манипулировал людьми, восхвалял нацизм и настраивал немцев против евреев и коммунистов. Если для многих стран журналистика была только политическим инструментом, то для Йозефа СМИ олицетворяли безграничное могущество. Причем было не важно, знали ли жители Германии о точных задачах Третьего Рейха, но зато было принципиально, чтобы народ отправился за предводителем.

Некоторые приписывают Геббельсу цитату: «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней», однако историки считают, что Йозеф такого не говорил.

Вторая мировая война

Геббельс поддерживал агрессивную политику фюрера, который зимой 1933 года выступил перед вооруженными силами Германии с предложением завоевания территории Востока и нарушения мирного Версальского договора.

Главной деятельностью Йозефа во Второй мировой войне была та же антикоммунистическая пропаганда: Геббельс внушал надежду во фронтовиков безупречными речами, однако в ход войны, а также дипломатические вопросы Йозеф не вдавался. То есть Гитлер был предводителем немецкого народа, а Йозеф Геббельс – вдохновителем.

В 1943 году, когда фашистской армии угрожало поражение, пропагандист произнес именитую речь о «Тотальной Войне», призывающей использовать все доступные средства, которые помогут победить.

В 1944 году Йозеф был назначен главным по мобилизации. Но, несмотря на эту должность, Геббельс продолжал поддерживать немецких солдат, объявив, что ждет их на родине даже в случае поражения.

Холокост

У этого термина два смысла, узкий и широкий. В первом смысле холокост отождествляют с массовым преследованием и умерщвлением евреев, проживавших на территории Германии; в широком смысле это понятие обозначает уничтожение многих рас во время Второй мировой войны, которые не принадлежат к арийцам. Также нацистами преследовались неполноценные люди (по мнению фашистов): старики и инвалиды.


Йозеф Геббельс стал первым политиком Третьего Рейха, который открыто заявлял о своей антисемитской неприязни. Историки путаются в догадках, откуда появилась ненависть к евреям у представителя немецкой пропаганды. Одни считают, что Геббельс невзлюбил эту народность еще с детства. Другие уверены, что ярый поклонник Гитлера стремился во всем ему потакать: после прихода в политику Йозеф требовал от Адольфа, чтобы тот скорее решал еврейский вопрос. Проблема евреев обсуждалась Гитлером и Геббельсом практически на каждой встрече.

Интересно, что Геббельс был противоречащим себе человеком, ведь он всячески отвергал идею научного расизма.


По оценкам на 1942 год в столице Германии пребывало около 62 тысяч семитов, которых старались изгнать на Восток. Йозеф знал, что большая часть ненавидимой ему народности подвергается жестокому уничтожению и пыткам в концлагерях, однако пропагандист был не против такой политики, считая, что евреи это заслуживают.19 декабря 1931 года Геббельс женится на своей возлюбленной Магде, которая восторгалась речами Йозефа. У пары рождается шестеро детей. Гитлер обожал Магдалену и считал близкой подругой.

Законный брак не мешал Геббельсу наслаждаться женским обществом на стороне: немецкий политик не раз замечался в кругу девиц легкого поведения и часто участвовал в оргиях.


Также нацист увлекался чешской актрисой Лидой Бааровой, что противоречило германской идеологии. Геббельсу пришлось унизительно объясняться перед членами партии за свою любовную связь.

Современники Геббельса говорили, что доктор был веселым человеком: на многих фотографиях и видеоматериалах Геббельс не скрывает искреннего смеха. Однако Брунгильда Помзель, бывший секретарь Йозефа, в одном интервью вспоминала, что пропагандист был холодным и черствым человеком.

Смерть

18 апреля 1945 года потерявший надежду Геббельс сжигает личные последние записи. После поражения фашистской армии обожествляемый Геббельсом правитель Третьего Рейха совершает самоубийство вместе с супругой . По завещанию Адольфа Йозеф должен был стать рейхсканцлером.

Самоубийство фюрера привело Геббельса к душевному потрясению: он жалел, что Германия потеряла такого человека, и заявил, что последует его примеру.


После смерти Гитлера Йозеф имел надежду спастись, однако Советский Союз отказался идти на переговоры. Пропагандист вместе с детьми и женой Магдой переезжают в бункер, находящийся на территории Берлина.

Весной 1945 года на территории бункера по просьбе Магдалены всем шестерым детям делаются уколы морфина, а во рты ребятишек кладется цианид. Ночью за солями синильной кислоты отправляются Геббельс с супругой. Далее об убийстве детей и самоубийстве супругов Геббельсов ничего неизвестно: 2 мая 1945 года русские солдаты нашли обугленные останки семерых человек.

Цитаты

  • «Целью национальной революции должно быть тоталитарное государство, проникающее во все сферы общественной жизни».
  • «Мы выливаем холодный душ опровержений.»
  • «Диктатору не нужно следовать за волей большинства. Однако он должен быть в состоянии использовать волю народа».
  • «Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной».
  • «Юриспруденция - продажная девка политики».

Йозеф Геббельс говорил - дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней.

Вы знаете, как оболванить целую нацию? Как заставить клерка стать убийцей? Как превратить тысячи добродушных и толстых бюргеров в орды фанатичных палачей?

Нет?. Доктор Геббельс отлично знал.

Внешне рейхсминистр Геббельс меньше всего был похож на истинного арийца. Тем не менее именно он стал основным черлидером на нацистском поле и оставался им до последней своей минуты. Даже за несколько дней до самоубийства, когда все, от детей до старух, уже знали о неизбежной капитуляции Германии, глава имперского министерства пропаганды буквально завалил Берлин листовками, предприняв последнюю попытку поддержать боевой дух германских войск.

Пропагандист он был исключительно одаренный, его идеи восприняли более 80 миллионов немцев. В конце концов Геббельс сам оказался жертвой собственных достижений — ведь если бы он в свое время решил заняться не политикой, а, например, продвижением пылесосов, то почти наверняка остался бы в живых. Однако Йозеф Пауль Геббельс сделал неверную ставку, взявшись пропагандировать концепцию гляйхшалтунг — политическую программу нацистов, направленную на подчинение всей жизни немцев интересам нацизма. Под контролем Геббельса оказались кинематограф и пресса, радио и театр, спорт, музыка и литература.

Основными принципами пропаганды Геббельса были размах, простота, концентрация и полное отсутствие правды. Именно лживая информация позволяла видоизменять сознание толпы: ”Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: те, кого предполагается ею убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены. Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся”, — писал Геббельс.

Геббельс с успехом использовал эффективные методы американцев, которые традиционно ловко манипулировали массовым сознанием: будничный рассказ (когда по радио и на ТВ спокойным голосом сообщалось об убийствах, насилии и расстрелах), эмоциональный резонанс (способ, снимающий психологическую защиту толпы и выбивающий эмоции даже из достаточно флегматичных людей) и многое другое. Кроме того, Геббельс непрерывно тиражировал лозунги собственного сочинения, писал и переписывал тексты для агитационных плакатов и листовок, проводил бесконечные митинги и собрания, превращая их в феерические шествия, карнавалы и парады в честь ”нового мессии” — Гитлера. Большая часть подобных мероприятий проводилась исключительно в вечернее время, когда физические и психические возможности человека ослаблены.

Под строжайшим контролем Геббельса оказались абсолютно все журналы и газеты. От СМИ министр требовал лояльности к нацистскому режиму и строгого соответствия национал-социалистическим идеям. И вся пресса послушно запела о превосходстве одной расы над другими, о существовании биологического неравенства, о ”высшей цивилизации”. Чтобы держать прессу под контролем, Геббельс ежедневно курировал огромное количество (некоторые историки называют цифру 3600) германских газет и журналов, требуя от редакторов отчетности и лично раздавая указания. По особой статье шли иностранные корреспонденты: стремясь создать в мировой прессе положительный образ нацизма, рейхсминистр акцентировал внимание на том, что гитлеровцы ликвидировали безработицу, улучшили условия труда, повсеместно распространяли здоровый образ жизни. Но чаще всего Геббельс попросту подкупал приезжих журналистов.

Зная, что устное слово сильнее печатного, Геббельс создал из радиовещания основное орудие фашистской пропаганды: с утра до ночи радиостанции превозносили фюрера,называли его предвестником начала золотой эры арийской нации, твердили об истинном патриотизме и грандиозных задачах, вставших перед немцами. От щедрот нацистов перепало, опять же, иностранцам: в 1933 г. рейхсминистр утвердил программу радиовещания за границу — с постановками и концертами, нафаршированными скрытой нацистской пропагандой. Так, по приказу Геббельса сентиментальный шлягер ”Лили Марлен” превратился в военный марш и ежедневно транслировался по радио в 21.55. Музыку могли слышать солдаты всех фронтов, по обе стороны линии военных действий.

До прихода нацистов к власти немецкое кино считалось перспективным и самобытным благодаря режиссерам Фрицу Лангу, Петеру Лорре, актрисам Марлен Дитрих и Элизабет Бергнер, актрисе и режиссеру Лени Рифеншталь и еще десятку талантливых людей. Высокий статус германского кино оказался на руку фашистским идеологам, и Геббельс тщательно контролировал кинопроизводство на всех этапах. Одновременно проводилась ”расовая чистка”, вынуждавшая многих кинематографистов покидать Германию, и в темпе создавались антиеврейские фильмы типа ”Вечный жид” и ”Еврей Зюсс”. В последние годы войны Геббельс изменил тактику — он настаивал на производстве кино, которое поддержало бы дух вою-ющей Германии и было бы таким же грандиозным, как признанные пропагандистские шедевры Лени Рифеншталь — ”Триумф воли” и ”Олимпия”. В итоге с 1933 по 1945 гг. (то есть за все время существования Третьего рейха) были выпущены 1363 полнометражные киноленты плюс огромное количество короткометражек и документальных фильмов, и ни один из них не миновал личного контроля Геббельса.

К первому дню войны по приказу Геббельса для народов СССР было отпечатано более 30 миллионов брошюр и листовок, каждая из которых содержала толковую и доступную информацию на 30 языках Страны Советов. Листовки призывали воспротивиться сталинскому режиму и обещали гражданам, согласившимся на покровительство Германии, теплые дома, еду и хорошо оплачиваемую работу. Геббельс технично обрабатывал целевую аудиторию: крестьянам обещал землю, татарам, чеченцам, казакам и другим нацменьшинствам — свободу ”от москалей”, а русским, напротив, освобождение от меньшинств.

Дело Геббельса, как показывает история, не умирает. Никогда не забывайте о главном принципе противодействия манипуляциям: фильтруйте все, что видите и слышите, и будет вам свобода. Как минимум — от опасных предрассудков.

6 принципов гитлеровской пропаганды

Сын Марии Шикльгрубер признался, что искусству пропаганды научился у социалистов. То есть безумного фюрера вдохновили идеи, которые родились от странного союза Маркса с Энгельсом, а еще раньше взбрели в светлые головы Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Первый принцип
Пропаганды должно быть много, очень много. Ее нужно вываливать в массы непрерывно, днем и ночью, во всех территориальных точках одновременно. Избытка пропаганды не бывает, так как народ способен усвоить лишь ту информацию, которую ему повторят тысячи раз.

Второй принцип
Предельная простота любых посланий. Это нужно затем, чтобы даже самый отсталый индивид сумел осознать услышанное или прочитанное: если боец ассенизаторской команды справится с информацией, то школьный учитель переварит ее и подавно. А ведь чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством.

Третий принцип
Максимальное однообразие ясных, кратких, хлестких посланий. ”Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи”.

Четвертый принцип
Никаких дифференциаций: пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности. У людей не должно быть выбора, ведь он уже сделан за них, а им следует лишь понять и затем принять информацию, чтобы потом уже воспринимать навязанные идеи как свои собственные. ”Все искусство тут должно заключаться в том, чтобы заставить массу поверить: такой-то факт действительно существует, такая-то необходимость действительно неизбежна”.

Пятый принцип
Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Помните? Пропаганда — не наука. Зато она помогает вывести на эмоции многотысячную толпу — и вить из этой толпы веревки. А разум здесь ни к чему.

Шестой принцип
Шок и ложь — вот два кита, на которых стоит совершенная пропаганда. Если людей подводить к той или иной мысли постепенно, не торопясь, должного результата не будет. Если солгать по мелочи — тоже. Поэтому информация должна огорошивать, ведь только шокирующие послания маниакально передаются из уст в уста. Адекватные сведения проходят незамеченными. ”Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются… Масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов… Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется”.

За период национал-социалистической диктатуры, то есть с 1933 по 1945 год, было снято 1363 полнометражных фильма, из которых 10 — 15%, то есть 150 — 180 картин, имели откровенный пропагандистский характер. Так, например, в 1939 — 1940 годах вышли пять «ударных» антисемитских лент: «Еврей Зюсс», «Вечный жид», «Ротшильды», «Роберт и Бертрам» и «Полотно из Ирландии».

Первая волна пропагандистских фильмов началась в 1933 году. На экраны рейха были выпущены картины, которые должны были послужить укреплению образа национал-социалистического человека: это и «Штурмовик Бранд», снятый по заказу Верховного штаба СА, и «Ханс Вестмар — один из многих», и «Квекс из гитлерюгенда». (Последний, кстати, очень напоминает наши фильмы про Павлика Морозова). Однако Йозеф Геббельс был недоволен результатом. Он заявил, что важнее делать не пропагандистские картины, которые настойчиво навязывают идеологию, а ленты, которые развлекают население.

Министр пропаганды прекрасно понимал, что, став у власти, нацисты отобрали у немцев значительное количество свобод. Нужно было это чем-то компенсировать. Вопрос: чем? Развлекательным кино. Поэтому количество «легких» фильмов, то есть комедий, мелодрам, было значительно больше, чем пропагандистских. При этом все эти ленты продолжали создавать, скажем так, особую атмосферу. То есть они показывали, как хорошо живется в Германии, как самоотверженно сражаются немцы на фронтах Первой мировой войны и так далее.

Из 1363 фильмов, снятых в Третьем рейхе, большинство — развлекательные

Что касается антисоветского компонента, то для этого были сделаны специальные фильмы. В 1935 году на экраны рейха вышел фильм «Фризская нужда». «Фризская» от слова «фризы», то есть поволжские немцы. В своей картине режиссер Петер Хаген рассказывает о том, как тяжело живется поволжским немцам в Советском Союзе, какой там патологический чекист, который норовит изнасиловать немецкую девушку. В общем, все очень плохо. Но, в конце концов, фризам удается вернуться на родину, где все мирно и спокойно.

Кстати, с этим фильмом потом возник казус: после того как в 1939 году между СССР и Германией был заключен пакт о ненападении, «Фризская нужда» попала под запрет. Впрочем, длился он недолго. Летом 1941 года картина снова вышла в прокат, правда, под другим названием: «Деревня в красной буре». Позже появились еще две ленты: «Беглецы» и «ГПУ».

Гитлер и Геббельс на студии Ufa, 1935 год

Помимо антикоммунистических картин, был выпущен целый ряд фильмов, посвященных английскому империализму. Самый известный — «Дядюшка Крюгер», который, по ряду оценок, стал самым дорогим фильмом нацистской Германии. На него геббельсовское министерство угрохало 5,4 млн рейхсмарок. Совершенно сумасшедшая сумма, учитывая, что обычная, скажем так, рядовая картина стоила порядка 200 тыс. марок. А здесь 5,4…

Но фильм, надо отдать должное, сделан на очень высоком уровне. В нем играет выдающийся немецкий актер Эмиль Яннингс, который с приходом нацистов к власти полностью встал на их сторону. Кстати, «Дядюшку Крюгера» снял все тот же Ганс Штайнхофф, режиссер картины «Квекс из гитлерюгенда». Фильм показывает борьбу героических буров против злостного английского империализма. Снята картина совершенно великолепно. В общем, отвращение к английской политике она вызывает сразу.

Доктор Геббельс о «Броненосце «Потемкине»»: «Это чудесный фильм…»

А вот советские фильмы (даже в период «дружбы») в Германию не доходили. Хотя, надо отметить, Геббельс очень высоко оценивал фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»». Причем он считал его, во-первых, гениальным, а, во-вторых, совершенно потрясающим по своему идеологическому влиянию на людей.

Интересный факт: доктор Геббельс, выступая на очередном заседании немецких кинематографистов, назвал три фильма, которые произвели на него самое большое впечатление и которые стали, по его мнению, эталонными картинами. Это «Анна Каренина» с Гретой Гарбо, «Мятежник» Луиса Тренкера (на экраны картина вышла в январе 1933 года и очень подходила нацистам с точки зрения идеологии, поскольку «Мятежник» — это фильм, который рассказывает о восстании тирольцев против наполеоновских захватчиков) и, наконец, «Нибелунги» Фрица Ланга.


«Квекс из гитлерюгенда» — один из первых пропагандистских художественных фильмов Третьего рейха (афиша), 1933 год

Как уже говорилось, в Третьем рейхе показывали много музыкальных, любовных фильмов. Ставку делали на красивых актрис, которые блистали. Но прежде чем речь пойдет о дивах немецкого кино, отметим, как доктор Геббельс применял пропагандистские ходы при тех же самых лирических, романтических и мелодрамных фильмах.

Всегда в кинотеатрах перед любой картиной, какой бы то ни было, шла хроника «Ди Дойче Вохеншау» («Немецкое еженедельное обозрение»). И, надо сказать, смотрели ее с большим интересом. Причем, если перед войной, где-то в районе 1939 года, длительность «Ди Дойче Вохеншау» составляла в среднем 12 минут, то во время войны она доходила до получаса, а иногда даже и больше. При этом было положено (такой маленький штришок), чтобы между хроникой и фильмом прошло три минуты (потом пять), чтобы народ успокоился и все усвоил. Кроме того, пропустить «Немецкое еженедельное обозрение» категорически запрещалось. Пропустил — забудь о фильме.

«Анна Каренина», «Мятежник», «Нибелунги» — любимые фильмы Геббельса

Ну, а теперь об актрисах. Начнем, пожалуй, с самой известной — Ольги Чеховой, любимицы фюрера. Ольга Константиновна Чехова (урожденная Книппер) родилась в Российской империи (ныне Армения). С детства интересовалась театром, поэтому родители отправили ее к тете, актрисе Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, жене Антона Павловича. Та определила племянницу в студию при театре, где играла сама. Учеба для Ольги продолжалась недолго, так как она довольно быстро выскочила замуж за восходящую звезду МХАТа Михаила Чехова, племянника уже упомянутого Антона Павловича. Правда, супруги быстро развелись, и в 1920 году Ольга уехала из России в Германию. В немецкий кинематограф Чехова вписалась довольно органично: свою роль сыграла арийская внешность актрисы — все-таки Ольга была стопроцентной немкой.


Адольф Гитлер рядом с любимицей Ольгой Чеховой, 1939 год

С другой актрисой связана совершенно потрясающая по своему накалу история — роман с самим министром пропаганды. Все началось с того, что на небосклоне «Голливуда доктора Геббельса» зажглась новая звезда — чешская актриса Лида Баарова, очень симпатичная, миниатюрненькая. В основном она снималась в любовный фильмах. Кстати, когда министр пропаганды обратил на нее внимание, Баарова играла главную роль в фильме с очень говорящим названием «Час искушения». На тот момент она уже жила в Берлине вместе с известным актером Густавом Фрёлихом.

Чешка Лида Баарова была большой любовью доктора Геббельса

В общем, Геббельс влюбился, да так, что поползли слухи, что грядет развод. К тому же и его супруга, Магда Геббельс, увлеклась статс-секретарем Имперского министерства пропаганды Карлом Ханке. Но тут в любовный четырехугольник вмешался фюрер. Он вызвал к себе Геббельса и устроил ему грандиозный скандал. Говорят, что министр пропаганды попросил у Гитлера отставку, чтобы, разведясь с Магдой, уехать со своей возлюбленной за границу. Фюрер, чьи симпатии были на стороне Магды, отставку не принял и запретил Геббельсу видеться с Бааровой. Ханке был выгнан из Имперской палаты культуры и получил пост гауляйтера Нижней Силезии. Бааровой было запрещено сниматься в кино, была организована ее травля. Фильм 1938 года «Прусская любовная история» с ее участием, который Геббельс усиленно продвигал, был запрещен к показу. Он появился на экранах Западной Германии только в 1950 году под названием «Любовная легенда».


Лида Баарова, Густав Фрёлих и Йозеф Геббельс

Еще одна кинодива Третьего рейха, венгерка Марика Рёкк, известная в нашей стране прежде всего по сериалу «Семнадцать мгновений весны», на самом деле не считалась звездой немецкого кино № 1, а фильмы с ее участием были не так уж и популярны (если судить по кассовым сборам), как иногда утверждается. Зато Сара Леандер, Бригитта Хорней, Кристина Зёдербаум, Лиль Даговер, Женни Юго были в Третьем рейхе звездами первой величины. Причем, что интересно, самые известные актрисы рейха, скажем, первая четверка, родились не в Германии. Ольга Чехова — в Российской империи, Сара Леандер — в Швеции (к тому же она никогда не была гражданкой Германии), Ильза Вернер родилась в Батавии (ныне Джакарта), Кристина Зёдербаум, супруга Файта Харлана, крупного режиссера того времени, — в Стокгольме.