Open
Close

Где обитает душа человека после смерти. Какие мытарства проходит душа после смерти

Загробная жизнь и ее неопределенность - это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека - бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни - ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей - это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни - ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной , и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» - постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий - это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый - еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой - это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.
Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких - они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно - переход духа человеческого от одного состояния к другому - от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания - небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда - индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» - места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово - оно может исцелить или убить, оно - начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая - грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман - любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие - это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство - любой поступок, следствие которого - присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость - это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть - зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев - они разрушают душу;
  • убийство - как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание - обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние - это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.
Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь - это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин

Более часто, люди посредственных знаний, занимающиеся изучением «той стороны», задают вопрос: «Что переживает душа непосредственно после отделения от тела?».

Прямо грустно слышать ответы, которые так называемые авторитеты порой дают на эту тему. Правда, что «недостаточные познания опасны».

Как правило человек представляет себе, что душа попросту выступает из тела и сразу же вступает в новый мир деятельности, – в страну чудес, загадочных и таинственных явлений. Многие живут надеждой о встречах, на той стороне, со всеми ранее ушедшими близкими. Хотя есть нечто, соответствующее этому, душе доводится пройти через совсем другие переживания сразу после выхода их тела. Для большей ясности, обсудим переживания души перед самым отделением от тела и сейчас же после него.

Человек, при приближении к тому, что принято называть «смертью», но что есть только переходное состояние между двумя великими планами жизни, чувствует постепенное утомление физических чувств. Зрение, слух, осязание становятся все слабей, и человеческая «жизнь» напоминает гаснущее постепенно пламя свечи. Часто это составляет единственный феномен приближения смерти. Но во многих других случаях при отуплении физических чувств психические чувства удивительным образом обостряются. Бывает довольно часто, что умирающий обнаруживает сознание того, что происходит в другой комнате или в другом месте. Ясновидение, а порой и яснослышание часто связано с приближением смерти, умирающий видит и слышит происходящее в далеких местностях.

Часто бывают случаи, отмеченные обществом психических исследований и еще более часто передаваемые в семейном кругу, что умирающий настолько выступает из своей личности, что друзья и родные вдали фактически видят его и порой даже вступают с ним в разговор. При точном сравнении времени получается, что такие явления, почти всегда, бывают скорей до смерти человека, а не после смерти. Встречаются, конечно, случаи, что сильное стремление умирающего способствует переброске его астрального тела в присутствие близкого ему человека сразу после смерти, но такого рода случаи куда реже предыдущих. В большинстве случаев феномен этот происходит от столь мощного процесса передачи мысли, что в посещаемом лице запечатлевается присутствие умирающего друга или родственника, даже пока душа последнего еще находится в теле.

Во множестве случаев умирающий психически сознает близость любимых людей, умерших ранее. Это не должно означать, что те люди фактически присутствуют. Необходимо помнить, что границы пространства стерты и что можно войти в близкие сношения с душой другого, несмотря на пространство. Говоря по другому, и без смежности пространства две души способны наслаждаться взаимной близостью ума и духа. Тому, кто еще связан плотью, это очень трудно понять. На вещественном плане, конечно, управляют законы о пространстве. объясняет нам феномен «той стороны». Два лица, находящихся в физическом мире, могут войти в ближайшее соотношение посредством общения их духовных начал, находясь при этом в разных частях мира. Так же, две души способны наслаждаться теснейшим общением, не считаясь с вопросом пространства.

Умирающий часто входит в душевное общение с уже находящимися по ту сторону, и это его очень ободряет. Прекрасное происшествие, сопровождающее то, что мы называем «смертью» – факт, что в действительности бывают соединения с любимыми, на что хорошие люди так надеются. Но не совсем так, как эти хорошие люди себе это как правило представляют.

Умирающего постепенно освобождается от физического. «Астральное тело», есть точная копия физического тела, и при жизни, в большинстве случаев, оба совмещаются. Но, астральное тело оставляет физическое тело при смерти последнего и составляет на какое-то время оболочку души. В сущности, оно также материально, но из настолько тонкого вещества, что оно недоступно измерениям, обнаруживающим обыкновенное вещество.


Под конец «астральное тело» попросту ускользает из тела физического и остается в связи с ним только с помощью тоненькой нити или веревки астрального состава. Наконец и эта связь прерывается, и «астральное тело» уносится, обитаемое душой, покинувшей физическое тело. И физическое и «астральное» тела служат только временной оболочкой для самой души.

Душа, которая покинула физическое тело (в «астральном теле») погружена в глубокий сон или (род ), напоминающее состояние еще не рожденного ребенка за несколько месяцев до рождения. Душа готовится к возрождению на астральном плане, и ей необходимо время, чтобы приспособиться к новым условиям и набраться сил и энергии, требуемых для новой фазы существования. Природа преисполнена таких аналогий – рождение на физическом и на астральном плане имеет много общего, и в обоих случаях предшествует состояние комы. Во время этого подобного сну состояния душа обитает в «астральном теле», которое служит ей оболочкой и защитой, в том же роде, как чрево служит защитой младенцу до его физического рождения.

Прежде чем продолжить, остановимся для рассмотрения некоторых черт жизни души на этой стадии. Как правило душа спит спокойно, не обеспокоенная влияниями снаружи и защищенная от них. Но иногда бывают исключения, а именно, при так называемых «снах» спящей души. Такие сны происходят от двух причин:

1) чрезмерные стремления, преисполняющие дух умирающего, как любовь, ненависть или неисполненные обязанности;

2) чрезмерные стремления или мысли оставшихся на Земле, при условии, что эти люди в довольно близких сношениях с умершей душой, в смысле любви или других глубоких привязанностей.

Каждая из таких причин, или две вместе, вызывают беспокойство в спящей душе и стремятся привлечь душу обратно к земле, или в виде сноподобного, телепатического общения, или, в других редких случаях, чем-то, напоминающим состояние лунатика в физической жизни. И то, и другое достойно сожаления, так как душа этим обеспокоена, и этим задерживается ее эволюция и развитие в ее новой фазе существования. Мы обсудим это подробней.

Человек, который спокойно переходит с материального плана на астральный план, редко бывает обеспокоен «снами» при астральном сне. Он естественно проходит через период комы и так же легко переходит в новую фазу существования, как бутон, переходящей в цветок. По другому происходит с людьми, преисполненными земными вожделениями или сильными угрызениями совести, ненавистью, большой любовью или заботой об оставшихся позади. В последнем случае бедная душа часто терзаема этими земными узами, и ее астральный сон становится лихорадочным и беспокойным.

В этих случаях часто замечается невольная попытка войти в сношения с земным планом или проявиться людям, оставшимся на Земле. В редких случаях, как уже говорилось, следует даже состояние, похожее на земное состояние лунатика или хождение во сне, и бедная спящая душа порой даже посещает прежние края. В таких случаях, когда это появление видимо людьми, можно всегда отметить его полупроснувшийся вид: не хватает чего-то, что было при земной жизни. подтверждают это, и только так возможно себе это объяснить.

Со временем, однако ж, эти бедные, притягиваемые к земному души утомляются и в конце концов погружаются в благословенный сон, составляющей их справедливый удел. В таком же роде, сильные стремления тех, которые остались позади, часто способствуют установлению сношений между ними и отошедшей душой, приводя ее этим в беспокойство и тревогу. Многие из людей, из лучших побуждений, задерживали естественное развитие любимого человека на астральном плане и лишали усталую душу заслуженного покоя.

Вопрос состояния души после смерти волнует всех. Есть ли жизнь после смерти ? Если есть душа, что видит и слышит душа после смерти? Что делает душа после смерти человека? Я поработал над многими материалами о душе после смерти и попытался поискать ответы на эти волнующие вопросы.

Душа после смерти видит и слышит

В «сборнике» рассказов людей, переживших клиническую смерть, мы можем увидеть то, что делает, испытывает, видит и слышит душа после смерти — после ее отделения от тела. Во время процесса умирания, когда человек достигает своего предельного состояния, он слышит, как врач признает его мертвым. Затем он видит своего двойника, как безжизненное тело, лежа под ним, в окружении врачей и медсестер, которые пытаются его оживить. Эта неожиданная сцена потрясающая для человека, который в первый раз видит себя вне своего тела. Именно в этот момент он начинает понимать, что все его способности — видеть, слышать, думать, чувствовать и т.д. — продолжают работать, но теперь совершенно независимо от его внешней оболочки.

Найдя себя парящим над людьми в комнате, человек инстинктивно старается, чтобы они знали о его присутствии, коснувшись пером кнопки или обращаясь к одному из них. Но, к его ужасу, он полностью отрезан от всех. Никто не слышит его голоса и не обращает внимание на его прикосновения. В то же время, он находится в недоумении от его чувства облегчения, мира и даже счастья. Нет больше той части себя, что «я», которое страдает, которая нуждается и всегда на что-то жаловалось. Пережив такую легкость, душа после смерти, как правило, не хочет вернуться в свое тело.

В большинстве зафиксированных случаев временной смерти, после нескольких минут наблюдения, душа возвращается в тело и, таким образом, завершает свое знание жизни. Но иногда бывает, что душа продолжает перемещаться дальше в духовный мир. Некоторые описывают это состояние как путешествие через темный туннель. После этого некоторые души попадают в мир большой красоты, где они иногда встречают умерших родственников. Другие попадают в царство света и встречают существо света, от которого испытывают чувства Великой любви, излучения, согревающие душу. Некоторые утверждают, что это-наш Господь Иисус Христос, в то время как другие говорят, что это-ангел, но все согласны с тем, что это кто-то, полный добра и сострадания. Но некоторые другие попадают в мир темноты, где они видят отвратительные и жестокие существа.

Иногда после смерти встреча с таинственным светом сопровождается «обзором» жизни, когда человек вспоминает свое прошлое и дает нравственную оценку своим поступкам. После этого некоторые люди видят что-то подобное вроде барьера или границы. Они чувствуют, что, перейдя его, они не смогут вернуться в физический мир.

Не все люди, пережившие временную смерть, испытывают все этапы, описанные выше. Значительный процент людей, возвращенных к жизни, ничего не может вспомнить, что случилось с ними «на другой стороне». Указанные выше явления размещаются в порядке частоты их от наиболее к наименее вероятным. По данным некоторых исследований, только один из семи людей, которые покидали свои тела, рассказывали о видении света и разговаривали с существом света.

Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной процедурой во многих современных клиниках. Прежде, она почти не применялась. Следовательно, существуют различия между рассказами о жизни после смерти в древней, традиционной и современной литературе. Религиозные книги старой эпохи описывали явления душ умерших, которые рассказывали, что они видели рай или ад, и имели потусторонние встречи с ангелами или демонами.

Эту первую категорию можно рассмотреть как описания «дальнего космоса», так как они рассказывают нам о духовном мире, далеком от нашего собственного. Вторая категория зафиксированная врачами, описывает главным образом «ближний космос», то есть первый опыт души после смерти, которая только что покинула тело. Они интересны тем, что они дополняют первую категорию и дают нам ясное представление о том, что ждет каждого из нас на другой стороне. Между этими двумя категориями-эта история. Опубликованное архиепископом Никоном в «Троице Страниц» в 1916 году произведение под названием «Невероятное для многих, но истинное происшествие», охватывает оба мира- «близко» и «далеко». В 1959 году эта история под названием «Свято-Троицкий Монастырь» переиздана в виде брошюры, ее элементы будут приведены здесь в сокращенном виде. Она включает в себя элементы как более древних, так и современных явлений загробной жизни.

Все мы в час нашей смерти должны увидеть и пережить многое, к чему мы не привыкли. Цель данной брошюры — расширить и уточнить наше понимание неизбежной разлуки с бренным телом. Некоторые считают, что смерть-это сон без сновидений. Закрыть глаза, заснуть и ничего больше, просто мрак. Сон заканчивается утром, а смерть-это навсегда. Многие очень боятся неизвестного и их мучает вопрос: «что со мной будет?» Они стараются не хотеть думать о смерти. Однако, глубоко внутри нас всегда есть понимание неизбежности и сопровождающее ее чувство тревоги. Каждому из нас придется пересечь эту границу. Мы должны подумать об этом и подготовиться.

Некоторые говорят: «а что тут думать и готовиться? Это вне нашего контроля. Наше время, придет, и мы умрем, и все. Пока есть время, мы должны сделать все от нас зависящее от жизни. Есть, пить, любить, добиться власти и славы, денег заработать, и т.д. Не думать ни о чем неприятном, или расстраиваться и, конечно, не думать о смерти.» Так многие и делают.

Еще на раз каждый из нас может задавать более тревожные вопросы: «а что, если это не так? Что, если смерть- это не конец? А что, если я оказываюсь в совершенно новом месте с моей способностью видеть, слышать и чувствовать? И, самое главное,- что, если наше будущее за этим порогом частично зависит от пути, по которому мы жили в этой жизни, и то, чем мы были прежде, прежде чем мы переступили порог смерти?»

К. Икскуль был типичным молодым интеллектуалом дореволюционной России. Он был крещен в детстве и вырос в православной среде, но, как это было принято среди интеллигенции, был равнодушен к религии. Иногда он заходил в церковь и праздновал Рождество, Пасху, и даже принимал святое Причастие раз в год, но относил много православия к старомодным предрассудкам, в том числе учение о жизни после смерти. Он был уверен, что смерть-конец существования человека.

В один момент в его жизни, он заболел воспалением легких. Он был серьезно болен в течение длительного времени и в итоге был госпитализирован. Он не думал о своей грядущей смерти. Вместо этого он рассчитывал на восстановление быстро, так что он может вернуться к своей обычной рутинной жизни. Однажды утром он вдруг почувствовал себя намного лучше и подумал, что его, наконец, болезнь отпустила. Однако, к его удивлению, из-за этого врачи даже стали больше озабочены. Они даже принесли ему кислородный баллон и вскоре он почувствовал, как последовала полная диссоциация его от своего окружения. (Читайте следующую страницу, нумерация — ниже )

Добавьте статью в закладки, чтобы вновь вернуться к ней, нажав кнопки Ctrl+D .Подписку на уведомления о публикации новых статей можно осуществить через форму "Подписаться на этот сайт" в боковой колонке страницы. Если что непонятно, то, читайте .

На Пасху, совпавшую с Днем космонавтики, многочисленные интернет-сайты вспомнили о том, что идея воскрешения популярна даже среди ученых. И проиллюстрировали ее "космической" гипотезой профессора Роберта Ланца (Robert Lanza) - о параллельных мирах, в которых жизнь не заканчивается со смертью тела. О чем речь?

Вне времени и пространства

Свои идеи Ланца изложил в книге "Биоцентризм: жизнь и сознание - ключи к пониманию истинной природы Вселенной" (Biocentrism: How Life and Consciousness are the Keys to Understanding the True Nature of the Universe), которая вышла еще несколько лет назад. С тех пор она периодически - примерно раз в два года - и будоражит интернет. Поскольку содержит весьма привлекательные заверения, что жизнь продолжается вечно, хоть и в другом месте, передает Day.Az со ссылкой на "Комсомольскую правду ".

Предыдущий всплеск популярности случился в 2013 году. С тех пор ничего не изменилось. Разве что у профессора прибавилось сторонников. В том числе и среди коллег.

Роберт Ланца - профессор в Университете Уэйк Форест, специалист по регенеративной медицине и научный руководитель компании Advanced Cell Technology. Прежде был известен своими исследованиями в области стволовых клеток, на его счету несколько успешных экспериментов по клонированию исчезающих видов животных. Но несколько лет назад ученый увлекся физикой, квантовой механикой и астрофизикой. Из этой гремучей смеси родилась теория так называемого нового биоцентризма, проповедником которой профессор и стал.

Согласно биоцентризму, смерти нет. Она - иллюзия, которая возникает в сознании людей. Возникает потому, что люди отождествляют себя со своим телом. Знают, что тело рано или поздно умрет. И думают, что умрут вместе с ним. На самом же деле, сознание существует вне времени и пространства. Способно находиться где угодно: в человеческом теле и вне его. Что хорошо вписывается в основы квантовой механики, согласно которой некая частица может оказаться и там и сям, а некое событие - развиваться по нескольким - порою бесчисленным - вариантам.

Робер Ланца, биоцентрист.

Ланца верит, что существует множество вселенных. В них-то и реализуются все вероятные варианты развития событий. В одной вселенной тело умерло. А в другой - продолжило жить, вобрав сознание, которое в эту вселенную перетекло.

Иными словами, умирающий, проносясь по тому самому тоннелю, оказывается не в аду или в раю, а в таком же мире, в котором он жил, но живым. И так - до бесконечности.

Сознание, - проповедует профессор, - как энергия. Не исчезает и не может быть уничтожено.

Некоторые, совсем уж оголтелые, биоцентристы вообще полагают, что материального мира нет, а есть лишь его виртуальный образ, генерируемый сознанием. Или мир все-таки существует, но предстает в том виде, в котором нам позволяют увидеть и ощутить его наши органы чувств. А были бы у нас другие органы и чувства, то и видели бы мы совсем другое.

У Ланца умеренные взгляды. Он верит в реальность. Но считает ее процессом, который требует участия сознания. Мол, человек одновременно и наблюдатель, и творец.

Параллельно нам

У обнадеживающей, но весьма спорной теории Ланца есть много невольных сторонников - не только простые смертные, желающие жить вечно, но и известные ученые. Это те физики и астрофизики, рассуждающие о параллельных мирах, то есть, предполагающие, что вселенных много. Multiverse (мультивселенная) - так называется научная концепция, которую они отстаивают. И уверяют: нет физических законов, которые бы запрещали существование других вселенных.

Первым о параллельных мирах в 1895 году землянам сообщил писатель-фантаст Герберт Уэллс в своем рассказе "Дверь в стене". А спустя 62 года его идею развил в докторской диссертации выпускник Принстонского университета Хью Эверетт. Ее суть: каждый миг вселенная расщепляется на бесчисленное количество себе подобных. А уже в следующий миг эти "новорожденные" расщепляются точно таким же образом. В каком-то из этих миров существуете вы. В одном - читаете эту статью, едете в метро, в другом - лежите на диване и смотрите телевизор.

Толчком к размножению миров служат наши поступки, - объяснял Эверетт. - Стоит нам сделать какой-нибудь выбор, как в мгновение ока из одной вселенной получаются две. С разными вариантами судьбы.

В какой-то из вселенных люди не полетели в Казань на самолете, а поехали поездом. И остались живы.

В 1980-е годы теорию множественности мироздания развил Андрей Линде - бывший соотечественник, сотрудник Физического института имени Лебедева (ФИАН). Ныне - профессор физики Стэнфордского университета.

Космос, - рассказывал Линде, - состоит из множества раздувающихся шаров, которые дают начало таким же шарам, а те, в свою очередь, рождают подобные шары в еще больших количествах, и так до бесконечности. В пространстве они разнесены. И не чувствуют присутствия друг друга. Но они - части одного и того же физического мира.

О том, что наша Вселенная не одинока, свидетельствуют и данные, полученные с помощью космического телескопа Планка. На их основе ученые создали самую точную карту микроволнового фона - так называемого реликтового излучения, сохранившегося с момента зарождения нашего мироздания. И увидели, что она изобилует темными провалами - некими дырами и протяженными прорехами.


Гипотеза о том, что вселенных много, популярна среди ученых. Некоторые физические теории даже основаны на том, что вселенных много - бесконечно много.

Физик-теоретик Лаура Мерсини-Хоутон из Университета Северной Каролины и ее коллеги доказывают: аномалии микроволнового фона возникли из-за того, что на нашу Вселенную оказывают влияние другие, расположенные рядом.

По мнению ученых, дыры и прорехи - "синяки" как их называют, " возникли от непосредственных ударов соседних вселенных по нашей.

Физики предполагают, что вселенные возникают словно пузыри пара в кипящей жидкости. А возникнув, сталкиваются. И отскакивают друг от друга, оставляя следы.

Кванты души

Итак, мест - иных вселенных, куда бы могла, согласно теории нового биоцентризма, отлететь душа, полно. А сама-то она есть?

В существовании вечной души не сомневается профессор Стюарт Хамерофф из отделения анестезиологии и психологии Университета Аризоны и по совместительству директор Центра изучения сознания при том же университете. Еще в прошлом году он заявил, что нашел доказательства того, что сознание человека не исчезает после его смерти.

По мнению Хамероффа, человеческий мозг - это совершенный квантовый компьютер, душа или сознание - информация, накопленная на квантовом уровне. Она не может быть уничтожена. Но может быть передана.

Анестезиолог считает: после того, как тело погибает, квантовая информация сознания сливается с нашей Вселенной и там существует бесконечно долго. А биоцентрист Ланца доказывает, что она улетает в другую вселенную. Чем и отличается от своего коллеги.

В соратниках у Хамероффа сэр Роджер Пенроуз - известный британский физик и математик из Оксфорда, который тоже нашел в нашей Вселенной следы соприкосновения с другими. Вместе ученые развивают квантовую теорию сознания. И полагают, что обнаружили носители сознания - элементы, которые при жизни накапливают информацию, а после смерти тела куда-то ее "сливают". Это расположенные внутри нейронов белковые микротрубочки (microtubules), которым прежде отводили скромную роль арматуры и транспортных внутриклеточных каналов. Микротрубочки по своей структуре лучше всего подходят для того, чтобы быть носителями квантовых свойств в мозге. Поскольку они могут длительное время сохранять квантовые состояния - то есть, работать элементами квантового компьютера.


Умерев в нашей вселенной, человек перемещается в параллельную - по тому самому тоннелю.

ИТОГО

По воле Бога - программиста

Ничего совсем уж принципиально нового в биоцентризме Ланца нет. Но научная основа, подведенная им и коллегами, не может не радовать. Получается, что загробный мир - это не выдумки, а вполне вероятная реальность. Ученому остается примирить его концепцию с религией. Ведь пока роль Господа Бога в ней не просматривается. Хотя...

Некто Сет Ллойд из Массачусетсского технологического института прикинул, до каких приделов можно совершенствовать квантовый компьютер. Очевидно, что наимощнейшим станет устройство, в котором будут задействованы все частицы во Вселенной. А их - протонов, нейтронов, электронов и прочей мелочи, по подсчетам ученого, где-то 10 в 90-й степени. И если бы эти частицы были задействованы с момента Большого Взрыва, то уже совершили бы 10 в 120-й степени логических операций. Это так много, что невозможно даже представить. Для сравнения: все компьютеры за время своего существования произвели менее 10 в 30-й степени операций. А вся информация о человеке с его многочисленными индивидуальными причудами записана примерно 10 в 25 степени битами.

И тут Ллойд подумал: что если Вселенная это уже чей-то компьютер? Тогда, рассудил он, все, что внутри, включая нас, - часть вычислительного процесса. Или его продукт... Значит, где-то должен быть и Программист. То есть, Бог.


Сотворил же весь сложнейший мир некий гениальный программист.

А если обойтись без вселенского компьютера? И ограничиться куда более совершенным Творцом. Тогда может оказаться, что все кругом существует лишь в Его сознании. А не в нашем, как уверяют биоцентристы. Но тут, наверное, нужна совсем другая теория. Совсем новый биоцентризм.

Как часто я задавал себе вопрос, есть ли душа у человека? И если есть, то где она находится? И что это такое душа? ?

Ученые не допускают мысли о душе , они считают, что человек состоит из физического тела. Но почему тогда после смерти вес человека уменьшается приблизительно на 2-5 граммов?

Предполагаю, что душа - это какой-то энергетический сгусток чувств человека, его эмоций. И эти чувства контролируют разум, указывают человеку решения, выходы из ситуаций. Наша душа очень многогранна, и как она перевоплощается в тела, это еще открытый вопрос. Благодаря душе мы способны мыслить, переживать, чувствовать, испытывать радость и горе.

Еще Платон и его последователи указывали на одушевленность космоса. А Аристотель считал, что душа неотъемлемая часть тела . Также отцы церкви утверждали, что душа существует и это нематериальная субстанция. Кант, напротив, пришел к убеждению, что душа — не субстанция, это внутренне чувство. Мнение о том, что душа и тело - это два совершенно независимых друг от друга организма, высказал Декарт. Позже ученые создали учение о душе — это психология, и разделили понятия душа и сознание.

В современном мире душа и внутренне состояние человека считается одним понятием. Современные ученые рассматривают душу как бессознательное, и с помощью физических опытов, пришли к выводу, что душа — это сгусток энергии. Экстрасенсы убеждены, душа материальна и ее можно почувствовать. Ученые — исследователи считают, что наша душа может менять цвета, это зависит от мыслей человека, его переживаний, самочувствия. Все эти взгляды и учения доказывают душа есть, у нее есть цвет, вес и форма. А вот на остальные вопросы ответить очень тяжело. Куда девается душа после смерти?

Если верить эзотерикам , наша душа обладает сильным энергетическим запасом и может продолжать уже свою жизнь, путешествовать. Но сейчас бытует и другое мнение, что наша душа перерождается, меняет свою оболочку, тело. Она проходит свой путь очищаясь, совершенствуясь.

Душа должна пройти огромный путь, возможно, это несколько жизней, чтобы переродиться. Но тогда возникает новый вопрос, а что дальше? ?