Open
Close

«Грех неведения моего не помяни. Грех есть неведение

Люди приходят в Церковь разными путями. Но, придя, сталкиваются с одной и той же проблемой. Вера требует осознания и живого молитвенного участия.

Незнание и грех

Христиане исповедуют, что избавление человека от греха лежит в основе спасительной миссии воплотившегося Бога – Иисуса Христа. (Мф. 1, 21, 1; Ин. 2,2, 1 Кор. 15, 3 и др.). Понимая личный грех как поступок, слово, мысль против совести и заповеди Божией, они осознают, что Христос умер и воскрес, чтобы нам “не быть уже рабами греху” (Рим. 6, 6).

Однако в современном православном церковном обиходе слово “грех” конкретизируется достаточно многообразно:

– как отступление от Бога и Церкви (уклонение в иные веры и конфессии, обращение к гадателям, вера в магию и т.д.);

– как пагубное внутреннее состояние, одержимость страстью (гордость, зависть, уныние, отчаяние, леность и т.д.);

– как нарушение нравственных норм (убийство делом и словом, ненависть, блуд, воровство, обман и т.д.);

– как отсутствие ревности в духовной жизни (редкая исповедь, опущение молитв и чтения Святого Писания, посещения храма, нарушение постов и т.д.).

Интернет-дискуссии, прошедшие недавно, напомнили еще одну, иногда забываемую, сторону этого понятия – грех как незнание собственной веры, как игнорирование учения Церкви. Казалось бы, ничего нового в таком понимании греха нет. Чтение Символа веры входит в чинопоследование исповеди (См. Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви).

Авторитетнейший духовник современной Русской Православной Церкви, приснопамятный архим. Иоанн (Крестянкин) писал в своей, ставшей общеупотребительной, работе «Исповедь по десяти Заповедям Закона Божия»: «Первая обязанность. Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге?… И мы еще оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда!»

Однако и Символ веры при исповеди читается крайне редко. Да и в современных пособиях по исповеди незнание веры, как грех, либо вообще не упоминается, либо упоминается вскользь, одной общей фразой. На исповеди прихожанина чаще спросят о числе прочитанных канонов накануне, чем о понимании Символа веры. А если нас попросят его прочитать, кто-то, наверное, еще и обидится.

Если учесть, что внимательная подготовка к Крещению у нас встречается очень нечасто, получается весьма грустная картина: человек вступает в Церковь без оглашения, затем, ощущая внутреннюю потребность, ходит в храм многие годы, может быть, прикладывает какие-то нравственные усилия и старания, но при этом сохраняет очень приблизительные представления о вере. И, как следствие, духовники, особенно в провинции, встречают у людей, даже не один год являющихся постоянными прихожанами, более чем вольные представления о христианской догматике (вплоть до включения в число Лиц Святой Троицы Пресвятой Богородицы, иногда, фактически, монофизитство, неверие в жизнь вечную, жуткие суеверия и т.д.), которые, будучи озвученными, могут «потянуть» на серьезную ересь.

Что может быть следствием незнания веры?

Во-первых, не зная собственную веру, мы сами всегда начнем где-то ошибаться в жизни. Ведь вера определяет наши слова и поступки.

Конечно, знание не может избавить нас от испытаний и ошибок. А вот его отсутствие при прерванности духовной традиции гарантированно приведет к каким-либо искажениям в духовной жизни, к принятию некой, пусть маленькой, лжи о вере (например, начинаем воспринимать обряд не как выражение любви и молитвы к Богу, а как спасительное само по себе действие).

Во-вторых, не зная свою веру, мы никого ей не научим. В жизни человек, не знающий веры, не сможет, вопреки апостольскому слову, «быть готовым всякому, требующему отчета в его уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)

Поэтому наши сетования по поводу ушедших «на страну далече» наших ближних, в том числе, обратим и на собственное незнание.

При появлении некоего “харизматичного”, т.е. умеющего влиять на людей, лидера человек, верящий неосознанно, становится довольно легко управляемым. И, несмотря на многолетний опыт церковной жизни, он легко может пополнить отряд сектантов или раскольников (руководимый людьми, догматику подчас знающими и сознательно ее исказившими), что мы в жизни иногда и видим.

И еще об одном распространенном заблуждении. Многим, оказывается, трудно выделить основы веры, отделить главное от производного и второстепенного. Скажем, информация об антихристе является, безусловно, второстепенной по отношению к рассказу о Христе. Чинопоследование Таинства – производное от его смысла и значения. И т.д. Если этого не понимать, то легко впасть в расколы или просто крупные заблуждения.

С другой стороны, понятно, что догматические тонкости – дело сложное и исповедь не может стать экзаменом по догматике. Вопрос в том, где та золотая середина, ниже которой незнание своей веры фактически отторгает человека от Церкви?

Вопрос этот, в принципе, прост. Именно для этого у нас есть Символ веры. Знаем его, осознаем каждое слово, понимаем связь его с нашим спасением и при этом верим в Живого Бога, а не просто в спасительность и правильность написанного – значит, мы, по крайней мере, единодушны в вере с Церковью. Это не делает нас праведными. Но, в сочетании с принятием Таинств и старанием жить по вере, делает нас христианами. Пусть пока и немощными и грешными… Но христианами, а не просто – «во что-то» верящими.

Что делать?

Теперь вопрос – что же делать? Ведь нормальным незнание основ веры назвать нельзя.

Думаю, прежде всего, нужно активнее говорить о том, что незнание своей веры – это не просто недостаток, а именно грех. Грех больший, чем невычитка положенных канонов, съедание рыбки в пост или одевание женщинами брюк вместо юбок. И нам предстоит не просто каяться на словах в нежелании понять основы собственной веры, но и исправлять нашу лень и незнание. Но упорное игнорирование и нежелание, наверное, должно уже привести и к епитимии… Тут духовникам виднее.

«Очень важно организовать обучение мирян» – . Понятно, что посадить значительное число всероссийской паствы за парту не удастся. Но человеку желающему надо дать возможность изучить вероучение при храме или самостоятельно.

Неплохо было бы в каждом храме иметь запас брошюрок с кратким объяснением Символа веры и объяснением основных истин христианской веры, раздавая эти брошюрки при необходимости крещающимся и исповедующимся.

А еще хорошо бы иметь листочки-путеводители по выходящей литературе, чтобы помочь людям разобраться – для чего и какая книга нужна.

Книг, конечно, выходит много. Желательно бы в каждом храме иметь в продаже качественные книги по воцерковлению (типа «Книги о Церкви» свящщ. М.Дудко и А.Лоргуса).

Может быть, в некоторых больших приходах, или в одном приходе на не очень большой город (а в большом городе больше, по возможности) надо обязательно проводить катехизаторские курсы. Это, кстати, поможет и просвещать мирян, и готовить преподавателей для предмета ОПК, для воскресных школ.

Большим источником вероучительных знаний является Богослужение. На самом деле, неделя за неделей сознательно участвуя в нем (а не просто выстаивая), можно довольно быстро освоить часть курса догматики. Увы, понять богослужебные тексты со слуха бывает не так просто….

Известно правило – в духовной жизни нельзя останавливаться – иначе откатишься назад. Так же и с познанием веры, познанием Бога. Если приложим старания – не будем постыжены в наших упованиях.

05.05.2011

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Евангелие от Луки 23:34

Какая забота! Какая самоотверженность! Какая необъятная любовь! Иисус не сказал распинавшим Его: "Прочь!" Одного такого слова хватило бы для обращения их в бегство. Они отступили назад и пали на землю, когда Он во время ареста в саду произнес лишь одну короткую фразу. И теперь, будучи на кресте, Он одним возгласом мог бы заставить всех, кто был рядом, пасть на землю или бежать в ужасе.

Иисус не произносит ни одного слова в Свою защиту. Когда Он молился Своему Отцу, то мог бы сказать: "Отче! Посмотри, что они делают с Твоим возлюбленным Сыном. Суди их за зло, которое они причиняют Тому, Кто любит их и Кто сделал для них все, что только можно было сделать". Но Иисус не просит об этом. Еще в древности пророк Исаия предрек: "...и за преступников сделался ходатаем". И теперь это пророчество исполнилось. Иисус просит за Своих убийц: "Отче! прости им..."

С Его уст не срывается ни слова упрека. Он не говорит им: "Зачем вы делаете это? Почему вы пронзаете руки, кормившие вас? Почему прибиваете ноги, которые ходили по земле из милости к вам? Почему вы насмехаетесь над Человеком, Который любил благословлять вас?" Нет, ни слова даже мягкого укора, тем более, никакого проклятия. "Отче! прости им..." Иисус не говорит: "Я прощаю им", - но эти слова можно прочитать между строк, и так они звучат еще сильнее. Иисус отказался от Своего величия. На кресте Он занял унизительное положение просителя вместо возвышенного места Того, Кто имеет власть прощать грехи. Как часто в словах людей: "Я прощаю тебя", - сквозит эгоизм! Человек утверждает себя в самом акте прощения. Но Иисус становится просителем, просителем за тех, кто убивал Его. Да будет благословенно Его имя!

Мы воспользуемся этим крестным возгласом Спасителя и постараемся извлечь из него наставление для себя. И, несмотря на то, что нас там не было и не мы предавали Иисуса смерти, мы тем не менее стали причиной Его смерти, а значит, тоже распинали Господа славы. Он и за нас молился: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".

Я хотел бы рассмотреть эти слова не столько с точки зрения толкования, сколько в ракурсе жизненного опыта. Я уверен, что среди нас много людей, к которым можно отнести эти слова. Вот о чем я предлагаю поразмышлять. Во-первых, в определенной мере мы были в неведении; во-вторых, мы признаем, что неведение не является оправданием; в-третьих, мы благословляем имя Господа за то, что Он просил о нас; в-четвертых, мы радуемся, получив прощение. Да поможет нам милостиво Святой Дух в наших размышлениях!

I. Обращая взор на прожитую жизнь, я должен сказать, что мы в определенной мере были в неведении. Мы, получившие прощение, омытые кровью Агнца, грешили в значительной мере по неведению. Иисус сказал: "...не знают, что делают". И теперь я спрашиваю вас, братья и сестры, когда вы жили в царстве сатаны, служили себе и своему греху, не происходило ли это в определенной мере по неведению? Вы можете уверенно сказать, как мы только что пропели в гимне: "Увы, не ведал я, что делал!"

Мы не знали, во-первых, страшной сути греха. Начав грешить еще в детстве, мы знали, что поступаем неправильно, но не понимали, что означает собственно грех. Мы продолжали грешить, став молодыми людьми, и, без сомнения, были повинны в серьезных грехах. Мы знали, что живем неправильно, но находились еще только в самом начале и не понимали, что будет в конце. Мы не видели в грехе бунта против Бога. Нам не приходило в голову, что мы насмехаемся над Богом, ни во что ставим Его мудрость, не ценим Его силу, отвергаем Его любовь, презираем Его святость. Мы не думали об этом, но мы делали это. Грех - это бездна. Дно греха увидеть невозможно. Когда мы наслаждались грехом, как сладкой конфетой во рту, мы не знали о всех тех страшных ингредиентах, которые придавали греху смертельный горько-сладкий привкус. Можно сказать, мы не подозревали, какое большое преступление совершали, когда осмеливались жить, бунтуя против Бога. Думаю, до сих пор я описывал не только свой, но и ваш опыт.

В то время мы не знали о великой любви Бога к нам. Я не знал, что Он избрал меня прежде создания мира, даже не мечтал об этом. Я не знал, что Христос стал моей заместительной жертвой. Я не знал, что Он обручил меня Себе в праведности и верности, чтобы мне быть вечно в единении с Ним. Вы, дорогие друзья, знающие о любви Христа, не понимали Его любви в прошлом. Вы не знали, что вы согрешали против вечной любви, против необъятного сострадания, против особого чувства любви, которое Бог имел к вам от вечности. В такой мере вы не знали, что делали.

Я думаю, мы также не знали в полной мере, что делали, когда отвергали Христа и огорчали Его. Он приходил к нам, когда мы были молоды. Его слова касались нашего сердца, и мы в трепете начинали искать Его лицо, но нас заманил в свою ловушку мир, и мы отвергли Христа. Слезы нашей матери, молитвы нашего отца, увещевания нашего учителя не оставляли нас равнодушными, но мы были очень упрямы и отвергли Христа. Мы не знали, что своим отвержением распинали Его. Мы отрицали Его божественность, а иначе бы поклонились Ему. Мы отрицали Его любовь, а иначе бы покорились Ему. И по сути, каждый раз, совершая грех, мы забивали гвоздь в Его крест, но не знали этого. Возможно, если бы мы знали, то не распяли бы Господа славы. Мы знали, что поступаем плохо, но не осознавали всего зла, которое совершали.

Мы также не знали, что стояло за нашим промедлением. Мы колебались, были на грани обращения, потом возвращались обратно к своим грехам. Наше сердце ожесточалось, мы по-прежнему жили без Христа и без молитвы, и каждый из нас повторял: "Я просто хочу закончить текущие дела. Мне надо еще немного подрасти. Я хочу сначала что-нибудь взять от жизни". А на самом деле мы отвергали Христа и выбирали вместо Него удовольствия греха. Каждый час промедления был часом, потраченным на распятие Христа, часом оскорбления Его Духа, часом выбора в пользу это развращенного мира и отвержения любящего и вечно благословенного Христа. Мы не знали этого.

Мне кажется, к этому можно кое-что еще добавить. Мы не знали, что значит наша самоправедность. Некоторые из нас думали, что обладают своей собственной праведностью. Мы регулярно ходили в церковь и даже посещали многие другие молитвенные дома. Нам дали новое имя при крещении, мы прошли конфирмацию, или, наоборот, мы радовались, что ничего подобного в нашей жизни не было. Мы возлагали свое упование на обряды или на отсутствие обрядов. Мы произносили молитвы, мы читали по одной главе из Библии каждое утро и каждый вечер. И чего мы только не делали! Но на этом мы успокаивались. Мы были праведны в своих глазах. Нам не надо было исповедовать какой-то особенный грех, и у нас не было причин в прахе падать перед престолом Божьего величия. Внешне мы были настолько хорошими, насколько это возможно, и мы не знали, что даже тогда мы наносили Христу дерзкое оскорбление. Ведь если мы не были грешниками, тогда зачем умирал Христос? И если у нас самих была праведность, то зачем Христос сходил на землю и приобрел праведность для нас? Мы делали Христа лишним, думая, что достаточно хороши и без Его искупительной жертвы. Мы думали, что угождаем Богу своей религиозностью, благочинием и правильностью. Но в это самое время мы возводили на престол, принадлежащий Христу, антихриста. Мы вели к тому, что во Христе нет необходимости, мы лишали Его славы! Увы, Христос мог бы сказать о нас, имея в виду все это: "Они не знают, что делают". Я желаю, чтобы вы спокойно взглянули на свое прошлое, когда служили греху, и убедились, что ваш разум был помрачен, ваш дух был слеп, поэтому вы не знали, что делали.

II. Далее, мы должны признать, что неведение не является оправданием. Господь Иисус мог использовать наше неведение в молитве как обстоятельство, смягчающее вину, но мы сами не можем так поступить. Мы не знали, что делали, поэтому не были виновны так, как если бы знали, но все же были достаточно виновны, и нам следует это признать.

Ибо, во-первых, не забывайте, что по закону незнание не является оправданием. По нашим английским законам, человек обязан знать закон. Если он нарушает его, то не может оправдаться, сославшись на незнание. Судья может счесть это за смягчающие обстоятельства, сам закон смягчения вины не допускает. Если я нарушил закон, не зная об этом, мой поступок все равно считается грехом. По закону Моисееву за грехи неведения приносились специальные жертвы. Незнание не заглаживало греха. Это видно из слов Христа, ибо если из-за неведения грех перестает быть грехом, зачем же тогда Иисус просил: "Отче! прости им..."? Он просит о милости, потому что люди виновны в грехе, хотя неведение в какой-то мере уменьшает вину.

Но, дорогие друзья, мы могли бы знать! Мы не знали, потому что мы не хотели знать. Ведь Слово проповедовалось, но мы не стремились услышать его. У нас была Библия, но мы не открывали ее. Если бы вы и я посмотрели на свое поведение в свете священного Писания, то узнали бы намного больше об ужасе греха, о любви Христа, о том, как мы неблагодарны, когда отвергаем Христа и не обращаемся к Нему.

Кроме того, мы не думали о том, что делаем. "Но молодые люди никогда не думают, что они делают!" - скажете вы. Не думают, но должны думать. Если кому-то не нужно думать, так это старым людям, чьи дни сочтены. Если они и думают, то у них слишком мало времени что-либо менять, но у молодых людей вся жизнь впереди. Если бы я был плотником и должен был сделать сундук, я бы не стал думать о том, как его сделать, после того как я его закончил. Я бы подумал перед тем, как тесать дерево, какой сундук мне нужен. Только глупый человек сначала делает, а потом думает. Молодой человек должен думать больше, чем кто-либо еще, потому что он только приступает, так сказать, к изготовлению сундука. Он выбирает направление жизни, поэтому должен думать за двоих. Многие из нас, кто сейчас принадлежит Христу, знали бы о Своем Господе намного больше, если бы в молодые дни уделили Ему больше внимания. Человек думает о своей будущей жене, он размышляет о своем будущем деле, он думает, прежде чем купить лошадь или корову, но он не удосуживается подумать о Христе и о Всевышнем Боге. Его неведение - преднамерен ное, а значит, непростительное.

Более того, дорогие друзья, хотя мы признаем свое неведение, о многих грехах мы все-таки знали. Позвольте мне напомнить вам кое-что. Иногда мы, зная, что то или иное действие неправильно, не совершали его. Затем мы подсчитывали прибыль от этого поступка, и продавали свою душу за цену расчета, и сознательно делали то, что, как мы прекрасно знали, было грехом. Разве нет среди нас людей, спасенных Христом, которые должны признаться, что порой они поступали наперекор голосу совести? Наперекор Святому Духу затемняли небесный свет, отгоняли Духа от себя, прекрасно понимая, что делают. Давайте склонимся перед Богом в сердце и признаемся в этом. Вы слышите, что говорит Господь: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Давайте добавим свои слезы к этому: "Прости нас тоже, потому что иногда мы знали, что делали. Мы могли бы знать обо всем, что делали, но были в неведении, потому что отказывались думать, хотя наша первейшая обязанность - думать о Боге".

Я выскажу еще одну мысль. Когда человек находится в неведении и не знает, как поступить, что он должен делать в такой ситуации? Он ничего не должен делать, пока не узнает, что правильно. И в этом была наша беда: хотя мы были в неведении, мы все равно продолжали делать свои дела. И почему мы не выбирали хорошее? Почему, находясь в темноте, никогда не поворачивали в сторону праведности, но всегда сбивались с пути, шли от одного греха к другому? Не говорит ли это о том, насколько испорчены наши сердца? Хотя мы пытаемся поступать правильно, но, предоставленные сами себе, обязательно выбираем плохое. Оставьте ребенка одного, оставьте взрослого одного, оставьте целое племя без наставления и учения. К чему это приведет? Произойдет то же самое, что и с заброшенным полем. На нем никогда не вырастет сама собой пшеница или рожь. Не обрабатывая поле вы соберете прекрасный урожай осота, пырея и прочих сорняков. Это говорит о том, что земля сама по себе склонна производить то, что не имеет ценности. О друзья, исповедайте врожденное зло вашего сердца, так же как вы исповедали греховность вашей жизни, признайте, что, будучи в неведении, вы из-за испорченности своих природных наклонностей всегда выбирали злое и отвергали доброе! И когда вы еще не знали Христа и не ценили Его настолько, чтобы принять правильное решение жить с Ним или без Него, вы инстинктивно не хотели прийти к Нему, чтобы иметь жизнь. Вам нужен был свет, но вы закрыли свои глаза в солнечный день. Вы жаждали, но не желали напиться, когда были возле ручья. И поэтому, хотя вы и находились в неведении, это было преступное неведение, которое надо исповедать перед Господом. О, придите ко кресту те, кто уже стоял у него и освободился от греховного бремени! Приди те и снова исповедайте свою вину, обнимите этот крест опять и посмотрите на Того, Кто проливал за вас кровь, и прославьте Его дивное имя за то, что Он однажды молился за вас: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".

Я предлагаю продолжить рассуждение. Мы были в какой-то мере в неведении, но мы исповедали то, что наше неведение не оправдывает нас.

III. В-третьих, мы благословляем нашего Господа за то, что Он просил о нас. Вы обратили внимание на время, когда Иисус просил о нас? Он молился, когда Его распинали. Враги только что забили гвозди, подняли крест, укрепили его клиньями в основании. Тело Христа приняло неестественное положение, так что Он мог сказать: "Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались". О, дорогие друзья, именно тогда вместо стона и вопля возлюбленный Сын Божий произнес: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Эти люди не просили о прощении, Иисус просил о прощении их. Руки врагов были обагрены Его кровью. Но именно в ту минуту Он молился о них. Давайте задумаемся о великой любви, которой Он возлюбил нас, когда мы были еще грешниками, купавшимися в грехе, пившими грех, как вол пьет на водопое. А Он молился за нас. "Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых". Благословите Его имя в этот вечер. Он молился за вас, когда вы еще не молились за себя. Он молился за вас, когда вы распинали Его.

Иисус, обращаясь с просьбой к Отцу использует в качестве довода Свое Сыновство. Он говорит: "Отче! прости им..." Он был Сыном Божьим, и Свое божественное Сыновство ради нас кладет на чашу весов. Иисус словно говорит: "Отец, Я - Твой Сын, поэтому дай мне то, о чем прошу, и прости этих преступников. Отче! Прости им". Иисус обладал великими правами Сына. Он был Сыном Божьим не так, как мы, т.е. по усыновлению, а по Своей природе. По вечному бытию Он был Сыном Всевышнего. "Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога", второе Лицо Троицы напоминает Богу о Своем Сыновстве и просит: "Отче! прости им..." О, как сильны слова израненного, мучающегося, умирающего Сына! Он говорит: "Отец, Отец! Сделай так, как прошу. О, Отец, прости им, ибо не знают, что делают", - и великий Отец склоняет Свою голову в знак того, что прошение принято.

Обратите внимание, что Иисус усиливает свою просьбу молчаливым напоминанием о Своих страданиях. Положение Христа, произнесшего эту просьбу, весьма примечательно. Его руки были раскинуты по поперечному бревну, Его ноги были прибиты к вертикальному брусу. В такой позе Он просил. Просили Его ноги и руки, просило Его измученное тело, каждая артерия и каждый мускул обращались к Богу. Жертва была представлена пред лицом Отца, еще не законченная, но совершенная в Его воле. Крест придавал просьбе силу: "Отче! прости им..." О, благословенный Христос! Мы получили прощение, ибо Его Сыновство и Его крест тоже обращались к Богу и просили о нас.

Я полюбил эту молитву за ее необъятность. "Отче! прости им..." Иисус не сказал: "Отче! Прости воинов, которые пригвоздили Меня ко кресту". Он включил их в Свое прошение. Он также не сказал: "Отче! Прости людей, которые смотрят на Меня, как на зрелище". Он и их имел в виду. Он не сказал: "Отче! Прости грешников, которые в будущем обратятся ко Мне". Но Он помнил о них. Он не сказал: "Отче! Прости Моих врагов. Отче! Прости Моих убийц". Нет, с Его уст не срывается ни одного обвинения. "Отче! прости им..." Я чувствую, что к "им" отношусь и я. Можете ли вы стать одним из них? Смиренной верой примите крест Христа, доверьтесь ему, и пусть слово "им" будет относиться и к вам! Это слово подобно колеснице, спустившейся с неба, в которую можно войти и быть вознесенным ввысь. "Отче! прости им..."

Обратите также внимание на то, о чем именно просил Иисус. Не понять этого - значит не понять главной сути просьбы. Он просил о полном прощении Своих врагов: "Отче! Прости им. Не наказывай их, прости их. Не вспоминай их греха, прости его, изгладь его, ввергни его в морскую бездну. Не вспоминай об этом, Мой Отец. Не упоминай этого греха против них никогда. Отче, прости им". Благословен ная молитва о прощении Божьем широка и глубока! Когда прощает человек, он сохраняет память об обиде, когда прощает Бог, Он говорит: "Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более". Именно об этом просил Иисус задолго до того, как мы приблизились к покаянию и вере. В ответ на эту просьбу нам было дано ощутить свои грехи, исповедать их и уверовать во Христа. И теперь, да будет прославлено Его имя, мы можем благословить Его за то, что Он просил о нас и приобрел прощение всех наших грехов.

IV. Я перехожу к заключительной части беседы, где отмечу, что мы радуемся, получив прощение.

Вы получили прощение? Можете ли вы искренне петь?

О, радость! Я прощен Христом.

Всю веру полагаю в Нем.

У меня в кармане лежит письмо образованного человека, занимающего видное место в обществе, который до недавнего времени был воинствующим атеистом. Он пишет об этом, одновременно прославляет Бога и желает мне всех мыслимых благословений за то, что нашел Спасителя. Он написал: "У меня не было счастья в этой жизни и надежды на будущую". Мне кажется, это о себе могут сказать многие неверующие люди. На что мы можем надеяться в будущей жизни без креста Христова? Самая прекрасная надежда для неверующего человека - умереть, как собака, перестать существовать. На что надеется католик, переступая черту смерти? Мне жаль многих серьезных и искренних людей, ибо я не понимаю, на что они надеются. У них нет надежды на небеса. В лучшем случае им придется мучиться в чистилище, прежде чем попасть на небо. Какая бедная вера у таких несчастных умирающих людей! У них нет надежды, поэтому и в последние минуты у них нет покоя. Я не знаю ни одной религии, за исключением веры в Иисуса Христа, которая обещает нам прощение грехов и полностью снимает с нас вину. Суть нашего учения не в том, что после смерти человек узнает, что он спасен. Мы верим, что "мы теперь дети Божии". "Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную". Вечная жизнь у нас есть уже сейчас, мы знаем это и радуемся.

Таким образом, я возвращаюсь к последней мысли нашей беседы: мы радуемся прощению, приобретенному Христом для нас. Мы прощены, я надеюсь, что большая часть моей аудитории может сказать: "По благодати Божьей мы знаем, что омыты кровью Агнца".

Мы получили прощение благодаря молитве Иисуса. Наша надежда покоится на молитве Христа и особенно на Его смерти. Если Иисус оплатил мой долг, а Он сделал это, если я верю в Него, значит, я ничего не должен. Если Иисус понес наказание за мой грех, а Он сделал это, если я верю в Него, значит, мне не угрожает никакое наказание, и я могу сказать:

Ты искупленье совершил,

За всё сполна Ты заплатил,

Что должны были мы:

И ад меня уж не страшит,

Когда в любви Твоей сокрыт,

Омыт в Твоей крови.

И коль свободу Ты мне дал

И добровольно умирал,

Исчерпав гнев Отца,

Господь Свой гнев не явит снова,

Коль на кресте явил Христовом,

Не спросит уж с меня.

Если Христос понес мое наказание, то это наказание никогда не обрушится на меня. Какой радостью мы обладаем, имея такую уверенность! Наша надежда на прощение основана на том, что Христос умер. Из его ран текла жизнь для нас.

Мы славим Его за прощение, потому что теперь знаем, что делали. О, братья, не могу высказать, как мы должны любить Христа после того, как так тяжко грешили против Него! Сейчас мы знаем, что грех "крайне грешен". Сейчас мы знаем, что грех распял Христа. Сейчас мы знаем, что пронзили копьем сердце нашего небесного Господа. Мы предали самой ужасной смерти нашего лучшего Друга и Помощника. Сейчас мы знаем об этом и почти готовы пролить потоки горячих слез, вспоминая о том, как мы к Нему относились. Но нам все прощено, все в прошлом. Давайте прославим возлюбленного Сына Божьего за прощение даже таких грехов, в которых были виновны мы! Мы переживаем сейчас из-за этих грехов больше, чем раньше. Мы знаем, что прощены, но с болью думаем о том, каких страданий стоило наше искупление нашему Спасителю. Мы никогда бы не узнали, что такое наш грех, если бы не увидели Его кровавый пот. Мы бы не увидели ядовито-пурпурный цвет своего греха, если бы наше прощение не было записано алыми буквами Его драгоценной крови. И теперь мы видим свой грех и не видим, ибо Бог простил нас, забыл наш грех, забросил его за хребет навечно.

Отныне неведение, описанное нами, ненавистно нам. Незнание Христа и вечных истин ненавистно нам. Если по неведению мы согрешили, то больше не желаем оставаться в таком неведении. Мы будем изучать Слово Божье. Мы будем постигать науку всех наук - Христа распятого. Мы будем просить Святого Духа изгнать прочь неведение, которое привело нас ко греху. Да даст нам Бог больше не впадать в грехи неведения. Да скажет каждый из нас: "Я знаю, в Кого я верю. И отныне я буду приобретать знание, пока не постигну вместе со всеми святыми, что есть высота, и глубина, и долгота, и ширина любви Христовой, которая превосходит всякое разумение"!

Я хочу дать несколько практических рекомендаций. Если вы радуетесь тому, что вы прощены, покажите свою благодарность, стремясь уподобиться Христу. Никогда прежде не возносилась такая молитва: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Но вы молитесь этой молитвой за других. Кто-то оскорбил вас? Кто-то распускает сплетни о вас? Помолитесь сегодня вечером: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Давайте всегда будем воздавать добром за зло, благословением за проклятие. И когда мы пострадаем из-за грехов других людей, давайте будем считать, что они совершили эти грехи по неведению. Давайте будем молиться за них и вспомним об их неведении в наших молитвах об их прощении: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".

Я также хочу, чтобы вы помнили о миллионах жителей Лондона. Представьте себе тысячи семей, чьи дети сейчас покидают дома, заполняя кабаки. Пройдитесь по улицам под луной. Посмотрите на людей, о которых мне просто стыдно говорить. И молитесь: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Пусть этот серебряный колокольчик постоянно звенит. Серебряный? Нет, это золотой колокольчик на священнических одеждах. Носите его на своей одежде, ибо вы священники Божьи, и пусть он всегда издает эту золотую ноту: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Если мне удалось побудить всех святых Божьих уподобиться Христу в этой молитве, значит, я не напрасно проповедовал.

Братья, я вижу основания для надежды о самых невежественных людях, которые только окружают нас. Я вижу надежду для нашего несчастного города, для нашей бедной страны. Я вижу надежду для Африки, Китая и Индии. "...не знают, что делают". Это хороший довод в пользу народов этих стран, ибо они находятся в глубоком неведении. Они меньше нас знают об ужасной сути греха и о надежде на вечную жизнь. Вознесите это прошение, люди Божьи! Объедините ваши молитвы в единый мощный поток, поразите этой огненной стрелой небеса, направьте ее в самое сердце Бога, а Иисус поддержит нас Своим неотразимым прошением: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".

Если здесь есть необращенные люди, а я знаю, что они есть, мы вспомним о них как в наших тихих молитвах, так и в общей молитве. Мы будем молиться о них словами: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Да благословит вас всех Господь, во имя Иисуса Христа! Аминь.

Часть 1

Уважаемый Алексей Ильич! На наших глазах совершилось «второе Крещение Руси». К сожалению «второе воцерковление Руси» пока не произошло. Отчасти из-за отсутствия популярного разъяснения базовых понятий Православия.

До сих пор подавляющему большинству даже приходящих в храмы людей непонятно, например, что такое «грех». Они знают, например, что «воровство - грех», но вот в чем, так сказать, суть греха, в чем его опасность и пагубность - вопрос по-прежнему открытый.

Мне кажется, основное, на что следует обратить внимание, это два понимания греха. Одно из них особенно широко распространено и свойственно почти каждому человеку, не только приходящему в Церковь, но подчас даже и людям церковным.

Это понимание можно описать следующим образом: грех - есть нарушение закона Божия, который Он дал всем людям. И этот закон имеет тот же характер, что и законы государственные. Как нарушение государственных законов влечет за собой наказание, так и совершение греха карается Богом. Из такого понимания проистекают очень опасные выводы. Человек начинает относиться к Богу, как к стражу закона, которого можно и упросить, и «купить», и перед которым можно выслужиться. Так понимался грех в ветхозаветном иудействе и язычестве, такое же понимание усвоено и учением Римско-католической Церкви. Как писал А.С. Хомяков, там все отношения человека к Богу построены по принципу дебет-кредит. Главная задача - снять с себя вину, откупиться, избежать сурового наказания. Как в случае с ГИБДД: заплатил штраф и поехал дальше, а сам каким нравственно был, таким остался.

Такое понимание греха носит внешний рабско-наемнический характер и неспособно возвести человека на уровень духовно-нравственного совершенства..

Но есть и другое понимание греха - Евангельское, святоотеческое.

Здесь грех рассматривается как деяние, которым человек вредит себе, своей душе и телу. Грех нарушает закон нашей внутренней жизни, нашей собственной природы и тем самым калечит человека. Не Бога мы оскорбляем, а сами себя раним. При таком понимании греха становится понятным, что значит покаяние, что значит «Господи, помилуй». Это не снятие вины за грех, нет, а просьба об исцелении, об уврачевании моей раны.

Ибо Бог - это Врач, а не судья, не прокурор-обвинитель.

Здесь очень важно понять еще один момент. Можно задать вопрос: почему Бог Сам не исцеляет человека, впавшего в грех? Ведь Он есть любовь. Ответ: В Апокалипсисе читаем «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Бог сотворил человека подобным Себе и не может нарушить его свободы. Он лишь стучится в наше сердце, но Сам помимо согласия, воли самого человека не может ни исцелить его, ни спасти. В этом заключается богоподобное достоинство человека. Человек сам должен открыть двери своей души Богу. Это и происходит через его обращение к Богу, молитву, покаяние. Вот, оказывается, какой процесс происходит. Не мы с трудом добираемся до Бога, и Он снисходит к нам, милует, исцеляет. Нет, наоборот: Бог стучит в наше сердце голосом совести, разума, и мы наконец-то открываем Ему свою душу искренним раскаяньем, искренним отвержением греха.

Таким образом, если в первом понимании грех есть нарушение внешнего Божественного закона, то во втором - он есть повреждение собственной природы, калечение себя.

- Расхожее мнение об ответственности детей за родителей противоречит Писанию?

Это, конечно, не только расхожее, но и глубоко неверное мнение. Уже в Ветхом Завете находим мысли, которые прямо указывают на ложность такого понимания. Так, пророк Иезекииль от лица Божия говорит: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иезек.18;19–20). У пророка Иеремии читаем: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»… кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет».

Одним словом, никакой ответственности дети за родителей не несут, а вот связь между детьми и родителями самая тесная, и она проявляется на всех уровнях человеческой природы. Мы видим, как от психически ненормальных людей, алкоголиков, наркоманов рождаются дети физически и психически неполноценные. Точно так же от порочных родителей рождаются дети с духовной патологией, например, алчности, злобности, тщеславия. В богословии это называется родовой поврежденностью или родовым грехом.

И это совсем не ответственность детей за грехи родителей, а уже совсем другая категория, свидетельствующая о природном единстве между детьми и родителями. Но при этом родовой грех (наследственные духовные пороки) может быть, в конечном счете, исцелен. И мы находим в истории Церкви многих праведников, которые достигали высоких степеней святости, хотя и рождались с родовыми грехами. Правильная духовная жизнь исцеляла эти болезни. (Но есть семьи и с ярко выраженными добрыми качествами - т.н. родовой добродетелью.) Поэтому говорить нужно не об ответственности детей за грехи родителей, а ответственности родителей за свою духовную жизнь и те духовные болезни, которыми они награждают своих детей, ведя жизнь нечестную, лукавую, разнузданную.

- Как понимать «первородный грех»? Это понятие сбивает с толку очень многих приходящих в Церковь людей.

Понятие «первородный грех» - католического происхождения. Свт. Василий Великий называл это природное расстройство в человеке «первородным повреждением», преподобный Макарий Египетский - «наследственной порчей». Оно в природе всех людей, в отличие от повреждения родового, присущего тому или иному роду, племени, народу.

В чем заключается это первородное повреждение или первородный грех? Преподобный Максим Исповедник отвечает, что это есть «страстность, тленность и смертность [человеческого] естества...», которые вошли в человеческую природу в результате греха прародителей. Вот эти три свойства, названные в Библии «кожаными ризами», в которые были облечены Адам и жена при изгнании из рая, и составляют существо первородного повреждения. Его-то и исцелил Господь в воспринятой Им человеческой природе Своей крестной жертвой. Таким образом, если восточные Отцы под наследственной порчей понимают повреждение самой природы человека, то западное богословие говорит о нравственной ответственности и виновности всех людей за грех прародителей. Однако идея виновности потомков за грехи отцов, как уже было сказано, в корне противоречит православному пониманию греха и учению о Боге-Любви. Тот же прп. Максим Исповедник писал: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие».

Что такое смертность - ясно. Под тленностью разумеется угасание жизни человека от младенчества к старости. Страстностью он называет уязвимость человека, его страдательность, переживание страданий таких, как, например, боль, страх, печаль и т.д.

Существует ли «грех неведения»? Насколько человек может себя погубить, делая зло самому себе и не понимая этого?

Смотря, в чем причина этого непонимания. Причины могут быть две. Одна из них: незнание и тогда нет греха.

Совсем другое дело, когда совесть молчит по причине того, что человек сжег ее. Если постоянно игнорировать голос совести и продолжать грешить, то в конце концов совесть перестанет говорить. Ее можно так задушить, что она будет молчать. Это - страшное состояние, святые Отцы называют его окамененным нечувствием. Здесь грех вменяется человеку в полную силу.

Пример, для ясности: ухо мерзнет на морозе, я могу его потереть, а могу, в конце концов, упустить этот момент, и оно замерзает. Тогда я уже ничего не чувствую. Но последствия ужасны. Можно вообще остаться без уха.

То же самое происходит и с человеком, когда он сжигает свою совесть. Он наносит своей душе жесточайшую рану.

Благодаря медиа-культуре все чаще приходится слышать от людей о «семи смертных грехах». Каково место этой концепции в Православии? Это очень важно, потому что некоторые говорят так: ну вот есть смертные семь грехов, значит, остальные можно совершать: они ведь не смертные…

Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет восемь страстей. Но любой грех может оказаться смертным. Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Так вот любой нераскаянный грех - смертный. Нераскаянный в каком смысле? Человек знает, что он сделал зло, болит у него душа, сосет там под ложечкой, а он в нем упорствует и не раскаивается ни перед людьми (и священником), ни перед Богом.

Но, конечно, мы должны понимать, что грехи по своей тяжести бывают очень различны.

Во-первых. Одно дело - грех мыслью, желанием, т.е. еще совершаемый внутри человека, другое - грех, совершенный самим делом. Все погрешают, нет никого, кто бы не согрешал, но падение делом неизмеримо тяжелее, нежели падение мыслью. Хотя любое падение делом начинается с падения мыслью.

Во-вторых. Грех - это как бы общее понятие, а конкретный грех может иметь разную тяжесть. Пример: обманул. «Видел сейчас: проехала такая странная машина»? - «Видел»! А сам не видел. Обман, но какой? Пустой. Этот грех никому не принес вреда. Человек только себе повредил.

Иное дело - можно совершить обман, из-за которого другой человек в петлю полезет. Грех, кажется, один, но тяжесть того и другого просто несоизмеримы. И так в любом грехе.

И, наконец, в-третьих: грехи сами по себе очень различны. Одно дело - обмануть, другое дело - украсть, третье дело - убить. Вот три плана, которые нужно иметь в виду, когда мы говорим о смертных грехах.

Практическая сторона: как бороться с конкретными проявлениями той или иной страсти? С грехами? Допустим, человек пришел в Церковь, как-то осознал, что есть грех, и хочет начать вести борьбу. С чего начинать?

Одного священника спросили, как бороться с хульными помыслами? В чем их причина? Святые Отцы на этот вопрос отвечают довольно четко: основная причина всех наших грехов - самомнение, гордыня. Они прямо говорят, что только смирением изгоняются страсти, смирением побеждаются грехи. Поэтому первая задача, которая стоит перед человеком, вступающим в церковную жизнь, это следить за собой в этом плане, не позволять себе превозноситься ни в себе самом, ни перед людьми, ни в разных жизненных обстоятельствах и т.д. Вот та общая платформа, общее основание, на которой только и возможно строить свою христианскую жизнь.

А дальше уже начинается борьба более конкретная и самое главное тут, как говорят Отцы - это борьба с мыслью. Как руль корабля, неверно повернутый, может погубить весь корабль, так и скверная, преступная мысль - привести к тяжелым грехам.

Господь неоднократно говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое». И напротив, «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих». То есть, нельзя просто заявить, что я люблю Бога, если при этом не знаешь, что такое Его заповеди, каков путь их исполнения, и если хотя бы не пытаешься их исполнять.

Поэтому возникает вопрос: что такое заповеди Христа? Это - заповеди блаженств и ряд других заповедей, о которых Он говорит в Нагорной проповеди? Или это вообще все Евангелие?

Можно бы такой пример привести. Представьте себе громадную аудиторию, в которой собраны люди разных религий и к ним обращенный вопрос: «Как вы думаете, кто спасется?». Нет сомнений, что все они, несмотря на все различия своих верований, в том числе и православные, сказали бы одно: «Тот, кто исполнит заповеди Божии».

Так вот, если мы под заповедями подразумеваем определенный перечень требований к человеку, то с этой точки зрения христианство говорит нечто прямо противоположное. Нет, не тот человек спасется, который исполнит эти требования, а есть нечто иное, лежащее в основании всех заповедей Божьих, и благодаря которой лишь они становятся спасительными.

Господь говорит: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию; Он не осудил взятую в грехе женщину; пришел к мытарю на обед и сказал: сегодня спасение дому сему; Он промыслительно устроил так, что с Ним были распяты два разбойника, и первым в рай вошел человек, у которого руки были, буквально, по локоть в крови. Видите, кто исполнил волю Христову, то есть Его заповеди и достиг Неба. Так вот, обращаясь к этой мысли и исходя из нее, можно понять сущность заповедей.

В чем же эта сущность заключается? Что - самое главное?

Ну, давайте посмотрим более внимательно. Что сделал разбойник? Всего сказал: мы, разбойники, достойное по делам нашим приняли. И далее он произнес, кажется, самую простую фразу, ничего особенно не значащую, а на самом деле, указывающую на чрезвычайно важное: он сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Нужно вникнуть в существо этих слов. У него и мысли не было о том, что он будет там, в том Царстве, куда идет Христос. Он видел, понимал всем своим существом, что достоин только ада. Таков смысл его слов. И это состояние ви€дения того, что я - ничто, что я весь в грязи, что я недостоин быть со Христом в Его Царстве, и является сущностью всех заповедей Божьих. В Евангелии это называется нищетою духа, у святых Отцов - смиренномудрием, смирением. Потому Христос и сказал фарисеям, что мытари и прелюбодеи прежде вас войдут в Царствие Божие. То есть видящие себя грешниками и кающиеся войдут, а для мнящих себя праведниками … дверь будет закрыта. Таково евангельское научение всем, видящих себя праведными, православными и презирающими всех других как грешников.

Теперь вопрос: как это происходит? За счет чего?

Можно, оказывается, исполнить все, по-видимому, заповеди, и на самом деле быть вне Христа, ибо это исполнение будет в грех.

Как, по какому критерию? Исполнение внешних заповедей, таких, как: чтение молитв, посещение и совершение богослужений, принятие таинств, доброделание, милостыня, строительство и украшение храмов и монастырей и т.п., когда человек рассматривает их как заслуги перед Богом, может (и не редко так бывает) привести его к тщеславию, самомнению, гордыне. И в таком случае всё это добро превращается во зло для человека, ибо соединяет его, по слову преп. Антония Великого, с демонами-мучителями. Жизнь по заповедям только тогда преображает человека, когда он понимает, что без помощи Божией ничего не может сделать, что Бог творит его руками, а он сам по себе без Бога не до порога.

Святые отцы так и говорят: мерою смирения познаётся духовный уровень христианина - уровень, если хотите, исполнения им Закона Божия. Потому все Свое внимание Господь в Евангелии обращает на то, чтобы привести человека в состояние сокрушения о грехах, раскаяния, смирения.

Почему это так важно? Причина проста: Христос - это Спаситель. А кому нужен Спаситель? Тому, кто погибает. Если же человек не видит себя духовно погибающим, то ему Христос не нужен. К этому сводится вся сущность христианской жизни.

А что при этом нужно делать, чтобы придти к такому состоянию - об этом хорошо сказал преподобный Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

По существу, подлинное возрождение христианина и начинается лишь тогда, когда он в борьбе с собой за исполнение заповедей Божиих, в борьбе с грехом увидит всю глубину поврежденности своей природы, принципиальную неспособность без Бога исцелиться от страстей и достичь искомой святости. Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми. Познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Господа Иисуса Христа как источника жизни и всякого блага. При этом опытное смирение исключает возможность нового горделивого мечтания стать как боги (Быт. 3, 5), исключает новое падение. Смирение и только оно рождает и то высшее, к чему предназначено бытие человеческое - любовь.

Все святые отцы приходили к этому состоянию смирения. Пимен Великий говорит: «Поверьте, братия, куда будет ввержен сатана, туда и я» . Сисой Великий просветился, как солнце, перед смертью, но умолял Бога дать ему время на покаяние. Собратья говорят ему: «тебе ли, Сисой, каяться?» А он ответил на это: «Поверьте, братия, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего» . Представьте, - это говорит великий святой! А не так много в Церкви тех, кого называли великими. А почитайте канон Андрея Критского - он весь пронизан покаянием, смирением, плачем о грехах. Вот к чему сводится вся христианская жизнь.

Так вот, все заповеди являются только средствами приобретения этого спасительного состояния. Но спасительными они становятся в том случае, когда исполняются в правильном ключе. В противном случае они могут привести к гордыне, и тогда это исполнение заповедей оказывается гибелью для человека.

Алексей Ильич, а тогда может ли быть достигнуто вот это приближение ко Христу и видение себя во грехах - без этого средства, без заповедей, которые нам указаны в Евангелии, то есть каким-то другим путем?

Вот пример с тем же благоразумным разбойником, но это всё же в какой-то степени исключение, причины которого нам не известны, ибо они кроются в его внутренней жизни. Нормальный же путь требует понуждения себя жить по тому образу, который дан в Евангелии. И каждый человек ставится промыслом Божиим в наилучшие условия для приобретения смирения. Для некоторых даже наилучшим путем оказывается то, что с нашей точки зрения является наихудшим.

Помните случай из Патерика о двух девочках-сиротах? Их взяли - одну в монастырь, другую - в публичный дом. Где же они оказались по смерти? Та, что была в публичном доме - в раю, а из монастыря - в преисподней. И причины этого очевидны. Первая видела всю мерзость своей жизни и искренно сокрушалась о своей падшести. Другая же, внешне приняв т.н. ангельский образ, возомнила о себе, что она девственница, исполняет все послушания, вычитывает молитвенные правила, не совершает никаких смертных грехов - тем самым приняла внутри себя образ демонский, возгордилась и погибла. То есть не сами по себе заповеди, а тем более их внешнее исполнение, спасают.

…который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

Рим.4:25

…оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,

ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Деян.17:30-31

Времена неведения, незнания… Говорят, – меньше знаешь – лучше спишь. Даже мудрый Соломон признавал это: «Кто умножает познания – умножает скорбь», говорил он. Пожалуй, действительно, легче жить, не зная истинного положения дел. Так, больному, обреченному на смерть, легче прожить остаток жизни, не догадываясь о своем состоянии. Нам легче не знать о своих проблемах в любой сфере жизни, нежели, узнав, пытаться справиться с ними или скорбеть, осознавая невозможность что-либо изменить.

Да, легче не знать… Но лучше ли это? Говорят так же, что незнание не освобождает от ответственности. И это правда. И тот больной, который не знал о своей болезни, может, и проживет какое-то время беззаботно, но наступит момент ответственности за непредпринятые усилия по лечению недуга. И тот человек, который спит в горящем доме, возможно, и не заметит, как наступит смерть, но лучше ли это для него? Его незнание о происходящем спасет ли его от смерти? А если бы его разбудили и сказали о том, что дом горит? Разве это не было бы для него лучше? Хотя и доставило бы неудобства и дискомфорт – кому из нас понравится быть разбуженным среди ночи, в момент глубокого сна? Или тот, кто уснул за рулем автомобиля – лучше ли для него не знать о том, что его автомобиль выехал на встречную полосу, по которой движется многотонный грузовик, или что он вот-вот сорвется в пропасть? Или человек, гуляющий по полю, не зная, что это поле – минное. Лучше ли для него не знать о том, где он находится, где пролегает его маршрут? Конечно, ему легче получать удовольствие от прогулки, ничего не зная. Ему не страшно, и, может быть, даже весело. И с настроением все в порядке, но – только до первой мины… На самом деле, незнание истинного положения дел таит в себе большую опасность для каждого из нас.

Бог сотворил мир и человека в этом мире. Изначально люди знали Бога, знали о том, как угождать Ему. Но из-за того, что Адам, первый человек, согрешил, нарушив Божью заповедь, близкие отношения с Творцом были утрачены. На протяжении столетий человечество все дальше и дальше уходило от Создателя, все больше порабощалось унаследованной от Адама греховной природе, с каждым годом извращало и теряло знание о Боге и Его воле. Даже народ Израильский, избранный Богом для того, чтобы сохранить знание и почитание Творца, даже этот народ стал чтить Бога лишь формально и ритуально, удалившись от Него своим сердцем. И когда Бог Сам лично пришел к Своему избранному народу, воплотившись и став человеком по имени Иисус, народ Израильский не принял Его, но отдал на истязание и казнь, на жестокие пытки и страшную смерть римлянам, почти ничего не знавшим о Боге.

Незнание о Боге привело мир на грань уничтожения. Ведь лишь любовь и милость Творца позволили миру существовать после того, как мир распял Божьего Сына. Мир утратил знание о Боге, добровольно отказывается от него с каждым десятилетием все больше и больше, ставит на первое место личные интересы, желания и похоти, нужды и прихоти. Пытается построить свою жизнь без Бога, надеясь без Бога стать счастливым. Человечество не оставляет этих попыток и по сей день, констатируя лишь то, что мир становится все более сложным и опасным, люди – все более эгоистичными и злыми, а счастье – все более призрачным. Мир, и две тысячи лет спустя после того, как Бог лично посетил его, продолжает пребывать в добровольном неведении о Боге. В добровольном и упрямом неведении. И это грозит миру большой бедой. Это грозит гибелью всему человечеству. Вечной гибелью.

Возможно, и ты из числа тех, кто не хочет знать ничего о грядущем Божьем суде, о наказании в аду, о вечном мучении в озере, горящем огнем и серой – об этой страшной участи всех, кто нарушил Божий закон. Да, возможно, тебе кажется, что так жить легче. Меньше знаешь – лучше спишь. Но лучше ли это? Однажды, рано или поздно, тебе все же придется проснуться. Потому что истина остается истиной, независимо оттого, веришь ли ты в неё и знаешь ли ты о ней, или нет. Твое незнание или нежелание знать о Боге, о Божьих заповедях, о пути спасения от ада и от вечного наказания, позволит тебе прожить в какой-то степени беззаботную жизнь. (Хотя, так ли беззаботна жизнь человека, неспособного противостоять своим греховным привычкам, превращающим его в похотливое животное или в безвольное растение? Или человека, который не может найти покоя своей душе, видя происходящее вокруг беззаконие, несправедливость, зло? Или того, кто живет в постоянном страхе потерять свои деньги, или здоровье, или близких? Или живущего в зависти, или злобе, или ненависти, или… Этот список можно продолжать столько, сколько проблем существует сегодня в жизни людей из-за того, что они не знают, или не хотят знать Бога). Незнание о Боге подарит тебе вот такую, с позволения сказать, «беззаботную» жизнь. А что потом?

Ты не хочешь об этом думать? Собираешься прожить много-много лет? Но смерть реальна. И те люди, которые каждый день погибают в автокатастрофах, думаешь, знали, что их жизнь закончится так внезапно? Или те, у кого вдруг обнаружили страшное смертельное заболевание, не рассчитывали дожить до старости? А те сотни миллионов, кого смыло в 2004 году цунами – думаешь, были хуже тебя?

Но даже и дожив до старости, каждому из нас предстоит встретиться со смертью. А что потом? Библия говорит, что потом – суд. И, можешь быть уверен, если ты не знал или не пожелал знать о Боге в этой жизни, факты на том суде будут не в твою пользу. Ведь там открыты будут все твои грехи, то, чего ты стыдишься и что скрываешь от окружающих, особенно от друзей и родственников. Твои дела и сокровенные мысли будут представлены на рассмотрение того суда. И у тебя не будет ни единого шанса оправдаться пред Богом.

Скажешь – ну, лучше об этом не думать, меньше знаешь – лучше спишь? Но, не забывай, как бы хорошо не спалось тебе в горящем доме, уж лучше бы проснуться. И чем раньше, тем лучше! Пока не надышался угарным газом, пока огонь не отрезал пути выхода, пока не обвалилась крыша. Пока еще можно спастись!

Не стоит убаюкивать себя тем, что пока все в жизни и так не плохо, или – что все так живут. Бог не спросит с тебя за всех. Он спросит с тебя за твою жизнь, за твои поступки. Бог сказал: «Не следуй за большинством на зло»(Исх.23:2) . А потому не говори: «Все грешат – и я буду… Все не задумываются о вечности, о Боге, о том, зачем же Он отдал Сына Своего на смерть – и я не буду задумываться. Меньше знаешь – лучше спишь… Я как все…» Но Иисус умер за твои грехи. Из-за твоих грехов…

Ты заслуживаешь самого сурового наказания. Ведь ты – соучастник убийства Сына Божьего. Потому что Иисуса убили не евреи и не римляне. Не думай, что ты здесь ни при чем. Иисуса убили твои грехи! И потому тебе нельзя больше спать, не зная, не думая, не желая знать и думать о Боге и о спасении. Ты виновен пред Богом в смерти Божьего Сына. Ты – соучастник Его убийства!

И все же, Бог не хочет наказывать тебя. А знаешь, чего Он хочет? Спасти тебя от вечной гибели. И потому Бог говорит тебе: «Покайся в своих грехах!» Он повелевает тебе покаяться. И все остальным людям тоже. Ведь однажды Он будет праведно судить всех людей через Иисуса Христа.

Именно отношение человека к Иисусу будет главным критерием суда. Не твоя религиозность, не то, сколько за жизнь ты сделал доброго или злого, не то, насколько богат, или знаменит, или важен был ты здесь, в земной жизни. Но твое отношение к Божьему Сыну, Иисусу Христу, умершему страшной крестной смертью за твои грехи. И если ты не покаешься в своих грехах – будешь осужден как соучастник убийства Сына Божьего. И потому, если ты не покаешься – тебя ждет ад и вечное мучение!

Но если покаешься, оставишь грех, поверишь Богу, отдавшему Своего Сына на смерть для твоего спасения - тогда будешь оправдан. Ведь смерть Иисуса будет осуждением для всех грешников, для всех, кто не уверует в Него. И оправданием для всех, кто принимает Иисуса как своего Господа и Спасителя. Для них Его смерть – это избавление от греха, от наказания за грех. Это прощение и очищение от всей греховной грязи, оправдание и снятие всей вины. Иисус заплатил Своей смертью за грехи людей. И те, кто вверяет себя Ему, получают прощение грехов и жизнь вечную!

"Итак, оставляя в стороне ("hоо-per-i"-dоо" - упуская из виду- буквальный перевод)времена невежества, Бог повелевает сейчас всем людям повсюду покаяться". Деяния 17:30

Все мы принимали участие в неправильных поступках и действиях, когда мы не знали, что они неправильные. Мы все преступили Божий Закон по неведению. Бог, по Его великой милости, не считает нас виновными в этом. Ему не надо прощать нас за тот грех, что мы совершили по неведению (Христос уже это сделал для всех людей на кресте , прим. ред. ). Он предпочитает закрыть на него глаза и "упустить из виду", потому что наши сердца не были в восстании против Него.

Заключение : понятия греха, вины и осуждения относятся к вопросу нашего выбора восстать против Бога, точно так же, как это произошло в Эдемском саду. Бог не возлагает на нас ответственность за то, что мы унаследовали "плохое оборудование", то есть падшую природу. Он обеспокоен другим - состоянием нашего сознания и воли. Грех состоит в восстании и ложном выборе, а не в наследовании нами греховной природы.

Есть два понятия, которые никак не согласуются между собой - неизбежность и ответственность . Если грех неизбежен, из-за наследования нами падшей природы, то я не несу ответственности за это. Это не моя вина и не моя проблема, потому что кто-то другой виноват. Однако, если грехом является мой собственный выбор, то я один несу ответственность и должен сам принимать меры, а не взваливать вину на кого-то ещё.

Грех и вина существуют только в той части сознания, где расположены высшие способности ума - те, что ответственны за выбор добра и зла, а не в низменной природе, которая страдает от греховной наследственности, в силу распространения последствий грехопадения по всей Земле. Грех, в своём корне - это любовь к себе. Таким образом, грех всегда определяется нашими мотивами, нашим желанием ставить себя на первое место и в первую очередь. Грех - это выбор отделится от Бога, ставя себя прежде Его. Грех - это выбор лелеять зло. Грех - это выбор оставаться в неведении относительно Божьей воли. Грех - это выбор пренебрегать нашими возможностями и обязанностями.

Откуда мы знаем, что такое грех? - Б

Когда фарисеи стали виновными во грехе? - В

Когда мы грешим? - А

В чем разница между искушением и грехом? - В

За какой грех мы несём ответственность?- В


Как насчёт первородного греха?

Если Библия не учит, что мы являемся осуждёнными и потерянными грешниками по причине своей природы, то есть, потому что мы родились в этом мире греха, то почему же именно "первородный грех" стал доминирующим вероучением среди большинства христиан?

В этой доктрине, которая без сомнения ошибочна, есть некоторые тексты, которые как кажется на первый взгляд, поддерживают учение о первородном грехе. В этом заключительном уроке первой части мы рассмотрим эти тексты, чтобы проверить, действительно ли они учат тому, что мы рождаемся осуждёнными и потерянными.

Что означает "во грехе"?

"Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать." Псалом 50:7

Говорит ли этот текст, что мы родились осуждёнными и потерянными?

Обратите внимание, что Давид не говорит, что он был грешником от рождения. Некоторые версии Библии так говорят об этом, но это богословское толкование, а не правильный перевод. Как ещё мог родиться Давид, кроме как в " беззаконии" и "во грехе" ? Его отец и мать были грешниками, и он родился, по сути, в "больной" атмосфере из-за последствий грехопадения Адама и Евы. Давид родился в грешном мире и от греховных родителей. Если случилось так, что ребенок родился в семье воров, где воровство практиковалось и преподавалось родителями, он был бы рождён "в воровстве". Делает ли это его (сразу ) вором? Также и здесь, рождение "во грехе" не делает нас автоматически потерянными и осуждёнными. Хотя это означает, что наши обстоятельства, с самого рождения крайне неблагоприятные и что, скорее всего, в конечном итоге, мы становимся грешниками.