Open
Close

Занятия гимнастикой для детей 4 5 лет

Сентябрь

Комплекс №3.

1. Ходьба в колонне по одному; бег по мостику по доске или дорожке (шириной 25 см, длиной 3 м).

Упражнения с флажками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 - флажки в стороны; 2 - флажки вверх, палочки скрестить; 3 - флажки в стороны (рис. 12); 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу, 1-2 - присесть, флажки вынести вперед; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу, 1 - поворот вправо (влево), флажки в стороны; 2 - выпрямиться, вернуться в исходное положение (по 3 раза).

5. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 - наклон вперед, флажки в стороны; 2 - флажки скрестить перед собой; 3 - флажки в стороны; 4 - выпрямиться, вернуться в исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, флажки внизу. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному, оба флажка в правой руке подняты над головой.

Комплекс №4.

1 Ходьба и бег между мячами (6-8 шт.), положенными на расстоянии 0,5 м один от другого (в одну линию).

Упражнения с мячом большого диаметра

2 И . п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу.1 - согнуть руки, мяч на грудь; 2 - мяч вверх; 3 - мяч на грудь; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках на груди. 1 - присесть, мяч вынести вперед; 2 - встать, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках на груди. 1 - наклон к правой ноге; 2-3 - прокатить мяч к левой ноге, Подталкивая его правой рукой, взять в обе руки;

4 - вернуться в исходное положение (4-6 раз).

5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча в обе стороны с небольшой паузой.

6. Игра «Найди себе пару» (платочки двух цветов).

7. Ходьба в колонне по одному, помахивая платочком.

Октябрь

Комплекс №5.

1. Ходьба и бег вокруг кубиков с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя.

Упражнения с кубиками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. 1 - кубики в стороны; 2 - кубики вверх; 3 - кубики в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики в согнутых руках у плеч. 1 - присесть, положить кубики на пол; 2 - встать, руки на пояс; 3 - присесть, взять кубики; 4 - вернуться в исходное положение (4-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, кубики в согнутых руках у плеч. 1-2 - поворот вправо (влево), отвести правую руку в сторону; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. - сидя ноги врозь, кубики у плеч. 1 - наклон вперед, положить кубики у носков ног; 2 - выпрямиться, руки на пояс; 3 - наклониться, взять кубики; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз),

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно, кубики на полу. Прыжки вокруг кубиков в обе стороны.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №6.

1. Ходьба в колонне по одному, огибая предметы, поставленные по углам площадки, бег врассыпную.

Упражнения с косичкой (короткий шнур)

2. И. п. - стойка ноги врозь, косичка внизу. 1 - поднять косичку вперед; 2 - вверх; 3 - вперед; 4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, косичка внизу. 1 - поднять косичку вперед; 2 - присесть, руки прямые; 3 - встать, косичку вперед; 4 - вернуться в исходное положение

(5-6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, косичка внизу. 1 -2 - поворот вправо (влево), косичку отвести в сторону, руки прямые. 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. - сидя ноги врозь, косичка на коленях. 1 - поднять косичку вверх; 2 - наклониться вперед, коснуться косичкой пола как можно дальше; 3 - выпрямиться, косичку вверх; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно, косичка на полу. Прыжки на двух ногах через косичку.

7. Игра «Автомобили».

8. Ходьба в колонне по одному - автомобили поехали в гараж.

Октябрь

Комплекс №7.

1. Игра «Огуречик, огуречик» (прыжки, легкий бег). На одном конце площадки (зала) находится мышка (воспитатель), на другом - дети. Они приближаются к мышке прыжками на двух ногах, а она (воспитатель) говорит:

«Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечек. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет».

Дети убегают в свой домик (за черту), а педагог их догоняет.

Упражнения без предметов

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки перед грудью, руки в стороны; 2 - вернуться в исходное положение.

3. И. п.- стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклон вперед; 2 - выпрямиться (5-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - присесть; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки внизу. 1-2 - поднимаясь на носки, руки за голову, локти в стороны; 3-4 вернуться в исходное положение (5-6 раз).

6. Игра «Найдем лягушонка».

Комплекс №8.

1. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Стой!» остановиться; бег в колонне по одному. Ходьба и бег чередуются.

Упражнения с обручем

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, обруч в согнутых руках надет на плечи. 1 - поднять обруч вверх, посмотреть в него; 2 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка в обруче, ноги чуть расставлены, руки внизу. 1 - присесть, взять обруч хватом с боков; 2 - выпрямиться, обруч поднять до уровня пояса; 3 - присесть, положить обруч (рис. 13); 4 - встать, вернуться в исходное положение (4-5 раз).

4. И. п. - сидя ноги согнуты в обруче, руки в упоре сзади. 1 - выпрямляя, поднять обе ноги вверх; 2 - развести ноги в стороны, опустить на пол по обе стороны от обруча; 3 - поднять прямые ноги вверх, соединяя; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

5. И. п. - стойка в упоре на коленях, обруч в согнутых руках на груди, 1 - поворот туловища вправо (влево); 2 - вернуться в исходное положение (6 раз).

6. И. п. - стойка перед обручем, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах вокруг обруча в обе стороны с небольшой паузой.

7. Игра «Угадай, кто кричит».

Ноябрь

Комплекс №9.

1. Игровое упражнение «Кот и мыши». В центре площадки (зала) находится водящий - кот. На одной стороне зала обозначен дом мышей - чертой или шнуром. Воспитатель говорит:

«Кот мышей сторожит, Притворился, будто спит».

Дети легко и бесшумно бегают в разных направлениях, а воспитатель приговаривает:

«Тише, мыши, не шумите. И кота не разбудите».

Через 30 с. воспитатель восклицает: «Кот проснулся!», и ребенок изображающий кота, кричит: «Мяу!» и бежит за мышами, а те прячутся в норки, забегая за черту, прежде чем кот их поймает (осалит)

Ходьба в колонне по одному на носках руки на поясе за котом, который ведет мышек.

Упражнения с палкой

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палка внизу хватом шире плеч. 1 - палку вверх, потянуться; 2 - сгибая руки, палку назад на лопатки; 3 - палку вверх; 4 - палку вниз, вернуться в исходное положение (4-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палка внизу, хват на ширине плеч. 1 - присесть, палку вперед; 2 - исходное положение. (5-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги врозь, палка внизу. 1-2 - наклон вперед палку вверх, прогнуться;

3-4 - исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, палка за головой на плечах. 1 - шаг правой ногой вправо; 2 - наклон вправо; 3 - выпрямиться; 4 - исходное положение. То же влево (5-6 раз).

6. И. п. - стойка ноги чуть расставлены, палка за головой на плечах. Прыжки - ноги врозь, ноги вместе. Выполняется на счет 1-8 затем небольшая пауза, повторить упражнение 2-3 раза.

Комплекс №10.

1. Ходьба и бег вокруг кубиков с поворотом по сигналу воспитателя.

Упражнения с кубиком

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 - 2 поднять руки через стороны вверх, передать кубик в левую руку; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 - присесть, положить кубик на пол; 2 - встать, убрать руки за спину; 3 - присесть, взять кубик в левую руку; 4 - встать, вернуться в исходное положение (4-5 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, кубик в правой руке. 1 - поворот вправо (влево), положить кубик у носков ног; 2- вернуться в исходное положение; 3- поворот вправо (влево), взять кубик; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

5. И. п. - сидя ноги врозь, кубик в правой руке. 1 - наклониться вперед, положить кубик у левой ноги; 2 - выпрямиться, руки на пояс; 3 - наклониться, взять кубик в левую руку; 4 - выпрямиться. То же левой рукой (4-6 раз).

6. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубика в обе стороны.

7. Ходьба в колонне по одному, кубик в правой руке, на сигнал воспитателя «Показали кубик!» в движении поднять кубик над головой.


Ноябрь

Комплекс №11.

1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба врассыпную между мячами.

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. 1 - поднять мяч на грудь;

2 - поднять мяч вверх, руки прямые; 3 - мяч на грудь; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу. 1 - поднять мяч на грудь; 2 - наклон к правой ноге; 3 - прокатить мяч к левой ноге; 4 - исходное положение (5 раз).

4. И. п.- стойка на коленях, сидя на пятках. 1-4 - прокатить мяч вправо (влево) вокруг себя, помогая руками (4-6 раз).

5. И. п. - лежа на спине, мяч в прямых руках за головой. 1-2 - согнуть ноги, коснуться мячом колен; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - ноги слегка расставлены, руки с мячом вперед. Ударить мячом о пол, поймать двумя руками (5-6 бросков).

7. Игра «Лягушки» (прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед).

8. Игра «Найдем лягушонка».

Комплекс №12.

1. Ходьба в колонне по одному, на сигнал педагога «Пчелки!» дети переходят на бег, помахивая руками, как крылышками, и произносят: «Жу-жу-жу». Ходьба и бег чередуются.

Упражнения с флажками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу 1 - флажки в стороны; 2 - флажки вверх, руки прямые; 3 - флажки в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 - поворот вправо (влево), флажки в стороны; 2 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 - флажки в стороны; 2 - наклон вперед, скрестить флажки; 3 - выпрямиться, флажки в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - ноги на ширине ступни, флажки у плеч. 1-2 - присесть, вынести флажки вперед;

3-4 - исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - ноги слегка расставлены, флажки внизу. Прыжки на двух ногах на счет 1-8 в чередовании с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному, помахивая флажками над головой (оба флажка в правой руке).

Декабрь

Комплекс №13.

1. Игра «Догони пару». Дети становятся в две шеренги на расстоянии 1 м одна шеренга от другой. По команде воспитателя «Раз, два, три - беги!» дети первой шеренги убегают, а дети второй догоняют свою пару, прежде чем она пересечет линию финиша (расстояние - 10 м).

Упражнения с платочком

2. И. п.- стойка ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках, хват за концы сверху.

1 - поднять платочек вперед; 2 - платочек вверх; 3 - платочек вперед; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, платочек в правой руке внизу. 1-2 - поворот вправо, взмахнуть платочком; 3-4 - исходное положение. Переложить платочек в левую руку. То же влево (6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках ; хватом сверху за концы.

1-2 - присесть, вынести платочек вперед; 3-

5. И. п. - стойка ноги врозь, платочек у груди хватом за концы сверху. 1-3 - наклон вперед, помахать платочком вправо (влево); 4 - исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, платочек в правой руке. Прыжки на двух ногах с поворотом вправо и влево вокруг своей оси, помахивая платочком (с небольшой паузой).

7. Ходьба в колонне по одному, помахивая платочком над головой.

Комплекс №14.

1. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Снежинки!» дети останавливаются и выполняют легкое кружение на месте, затем обычная ходьба и бег.

Упражнения с малым мячом (диаметр 10-12 см)

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 - поднять руки в стороны;

2 - руки вверх, переложить мяч в другую руку; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (4-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, мяч в правой руке. 1 - наклониться вперед; 2-3 - прокатить мяч от правой ноги к левой, поймать его левой рукой; 4 - выпрямиться, мяч в левой руке (рис. 14). То же к левой ноге (5-6 раз).

4. И. п. - сидя ноги скрестно, мяч в правой руке. 1 - поворот вправо, отвести правую руку в сторону; 2 - выпрямиться, переложить мяч в левую руку. То же влево (6 раз).

5. И. п.- лежа на животе, мяч в согнутых руках перед собой. 1 - прогнуться, вынести мяч вверх - вперед (рис. 15); 2 - вернуться и исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1 - присесть, вынести мяч вперед в обеих руках; 2 - выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

7.И.п. - ноги слегка расставлены, мяч в правой руке. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.

Декабрь

Комплекс №15.

1. Игровое упражнение «Веселые снежинки». Ходьба в колонне по одному, бег врассыпную - ветер разносит снежинки.

Упражнения без предметов

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. 1 - руки впереди; 2 - руки вверх;

3-4 - через стороны руки вниз (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни. 1-2 - присесть, обхватить колени руками;

3-4- вернуться в исходное положение (5 - 6 раз).

4. И. п. - сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - лежа на спине, руки за головой. 1-2 - поднять прямые ноги, хлопнуть руками по коленям; 3-4 - исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжком ноги врозь - ноги вместе на счет 1-8. Повторить 2-3 раза.

7. Игровое упражнение по выбору детей.

Комплекс №16.

1. Ходьба и бег между кубиками, поставленными в одну линию (расстояние между предметами 0,5 м).

Упражнения с кубиками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики внизу. 1 - поднять кубики в стороны;

2 - кубики через стороны вверх; 3 - опустить кубики в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, кубики за спиной. 1 - наклониться вперед, положить кубики на пол; 2 - выпрямиться, руки вдоль туловища; 3 - наклониться, взять кубики;

4 - исходное положение (б раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. 1-2 - присесть, вынести кубики вперед, постучать 2 раза кубиками один о другой; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка на коленях, кубики у плеч. 1-2 - поворот вправо (влево), положить кубик у носков ног; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, кубики на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному.

Январь

Комплекс №17.

1. Ходьба по кругу, вокруг шнура, на сигнал воспитателя «Прыг-скок! » остановиться и прыгнуть в круг, из круга, затем снова ходьба. Ходьба и прыжки чередуются.

Упражнения с мячом большого диаметра

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу. Под6росить мяч вверх (невысоко), поймать двумя руками (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках у груди. Бросить мяч о пол у правой ноги, поймать двумя руками, выпрямиться. То же у левой ноги (по 4 раза).

4. И. п. - стойка на коленях, сидя на пятках, мяч перед собой на полу. Катание мяча вокруг туловища вправо и влево, помогая руками.

5. И. п. - лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. Повернуться на живот, мяч в прямых руках, повернуться на спину, вернуться в исходное положение (4-6 раз).

6. И. п. - ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках перед собой. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси в обе стороны.

7. Ходьба в колонне по одному с мячом в руках.

Комплекс №18.

1. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег между предметами, поставленными врассыпную.

Упражнения с кеглей

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кегля в правой руке внизу. 1 - руки в стороны;

2 - руки вперед, переложить кеглю в левую руку; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (4-6 раз).

3. И. п.- стойка ноги на ширине плеч, кегля в правой руке. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вперед, переложить кеглю в левую руку за левой ногой; 3 - выпрямиться, руки в стороны;

4 - исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, кегля в правой руке. 1 - поворот вправо, отвести кеглю в сторону; 2 - выпрямиться, переложить кеглю в левую руку. То же влево (5-6 раз).

5. И. п. - сидя ноги врозь, кегля в обеих руках перед собой. 1 - наклон вперед, поставить кеглю между пяток; 2 - выпрямиться, руки на пояс; 3 - наклониться, взять кеглю; 4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - лежа на спине, ноги прямые, кегля в правой руке. 1-2 -поднять правую ногу вверх, переложить кеглю в левую руку; 3-4 -опустить ногу, вернуться в исходное положение (4-6 раз).

7. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки произвольно, кегля на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кегли в обе стороны с небольшой паузой.

8. Ходьба в колонне по одному с кеглей в руках.

Январь

Комплекс №19.

1. Ходьба в колонне по одному, высоко поднимая колени, к a к петушки, бег семенящим шагом (короткие шаги). Ходьба и бег чередуются.

Упражнения с обручем

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, обруч внизу. 1 - обруч вперед; 2 - обруч на грудь; 3 - обруч вперед; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стоя в обруче, руки вдоль туловища. 1 - присесть, взять обруч двумя руками хватом с боков; 2 - встать, поднять обруч до пояса; 3 - присесть, положить обруч на пол;

4 - исходное положение (4-6 раз).

4. И. п.

5. И. п. - сидя, ноги врозь, обруч на груди. 1-2 - наклон вперед, коснуться ободом пола;

3-4 - исходное положение (5-7 раз).

6. И. п. - стоя перед обручем, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг обруча в обе стороны.

7. Игра «Автомобили».


Комплекс №20.

1. Ходьба и бег между предметами, поставленными в одну линию (расстояние между ними

0,5 м).

Упражнения без предметов

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. 1 - руки в стороны; 2 - руки вверх, хлопнуть в ладоши; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вперед, хлопнуть в ладоши за коленом правой (левой) ноги; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 - присесть, хлопнуть в ладоши перед собой; 2 - встать, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - сидя руки в упоре сзади. 1 - поднять прямые ноги вперед-вверх; 2 - развести ноги в стороны; 3 - соединить ноги вместе; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. 1 - прыжком ноги врозь;

2 - прыжком ноги вместе. Выполняется на счет 1-8, затем небольшая пауза и повторить прыжки. Темп выполнения умеренный.

7. Ходьба в колонне по одному.

Февраль

Комплекс №21.

1. Игровое упражнение «Прокати мяч». Дети шеренгой (или двумя) становятся на одной стороне зала. По сигналу воспитателя – «Покатили!» наклоняются вперед, прокатывают мяч, а затем бегут за ним. На исходную линию дети возвращаются шагом (2-3 раза).

Построение в круг.

Упражнения с мячом большого диаметра

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках вниз y . 1-2 - поднять мяч вверх, поднимаясь на носки (рис. 16); 3-4 - вернуться в исходное положение (5 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках на груди. 1-3 - наклониться к правой (левой) ноге, прокатить мяч вокруг ноги; 4 - исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - сидя ноги прямые, руки в упоре сзади, мяч на стопах. 1 -2 - поднять прямые ноги, скатить мяч на грудь, поймав его (рис. 17). 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - лежа на животе, ноги прямые, мяч в согнутых руках перед собой. 1 - прогнуться, поднять мяч вперед; 2 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - ноги чуть расставлены, мяч внизу. 1 - шаг правой ногой вправо (левой влево), мяч поднять над головой; 2 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

7. Игра «Кот и мыши».

Комплекс №22.

1. Игровое задание «Догони свою пару» (дети бегут с одной стороны площадки на противоположную).

Упражнения на стульях

2. И. п. - сидя на стуле, руки внизу. 1 - поднять руки в стороны; 2 - поднять руки вверх;

3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - сидя на стуле, ноги расставлены, руки на поясе. 1 - наклон вправо (влево); 2 - исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - сидя на стуле, ноги вместе прямые, руки в упоре с боков стула. 1 - поднять правую (левую) ногу вперед-вверх; 2 - опустить ногу, вернуться в исходное положение (4-6 раз).

5. И. п. - сидя на стуле, ноги расставлены и согнуты, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вправо (влево); 3 - выпрямиться; 4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

6. И. п. - стоя за стулом, держаться за спинку стула. 1-2 - приседая, колени развести; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

7.И.п. - стоя боком к стулу, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг стула в обе стороны под счет воспитателя. Другая серия прыжков выполняется с небольшой паузой.

8. Ходьба в колонне по одному.

Февраль

Комплекс №23.

1. Ходьба в колонне по одному, затем по кругу, взявшись за руки; по сигналу воспитателя изменить направление движения и пойти в другую сторону.

Упражнения без предметов

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. 1 - поднять руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (6-7 раз).

3. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вправо (влево), правая рука вниз, левая вверх; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (4-6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, руки у плеч. 1-2 - поворот вправо (влево), коснуться пятки левой (правой) ноги; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. - сидя ноги прямые, руки в упоре сзади: 1-2 - поднять прямые ноги вверх;

3-4 - вернуться в исходное положение (5 раз).

6. И. п. - лежа на животе, руки прямые. 1-2 - прогнуться, руки вперед - вверх;

3-4 - исходное положение (4-5 раз).

7.И.п. - стойка ноги на ширине ступни, руки согнуты к плечам. 1 - 2 - поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

8. Игра «Огуречик, огуречик...».

Комплекс №24.

1. Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя «Лошадки!» ходьба, высоко поднимая колени (темп средний); бег в колонне по одному, на сигнал «Пчелки!» поднять руки в стороны; ходьба и бег чередуются.

Упражнения с палкой

2. И. п.- стойка ноги вместе, палка внизу, хват шире плеч. 1 - палку вверх, потянуться;

2 - сгибая руки, палку на грудь; 3 - палку вверх; 4 - палку вниз (6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палка внизу. 1 - присесть, палку вперед;

2 - вернуться в исходное положение (6 раз).

4.И.п. - стойка ноги на ширине плеч, палка на груди. 1 - палку вверх; 2 - наклон вправо (влево); 3 - палку вверх; 4 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - стойка ноги врозь, палка внизу. 1-2 - наклон вперед, прогнуть спину, палку вверх; 3-4 - исходное положение.

6. И. п. - стойка ноги вместе, палка внизу. 1 - прыжком ноги врозь, палку вперед;

2 - прыжком ноги вместе, палку вниз. Выполняется на счет 1-8, повторить 2-3 раза. Счет ведет воспитатель, темп прыжков умеренный.

7. Ходьба в колонне по одному.

Март

Комплекс №25.

1. Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег с изменением направления движения по сигналу воспитателя.

Упражнения с обручем

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, обруч внизу. 1 - обруч на грудь; 2 - обруч вверх;

3 - обруч на грудь; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, обруч на груди. 1-2 - присесть, вынести обруч вперед; 3-4 - исходное положение.

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, обруч на груди. 1 - поворот вправо (влево);

2 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу. 1 - обруч вперед; 2 - наклон вперед, коснуться пола; 3 - выпрямиться, обруч вперед; 4 - исходное положение (6 раз).

6. И. п. - стойка в обруче, руки на поясе. Прыжки на счет 1-7, на счет 8 - прыжок из обруча. Темп прыжков умеренный. Повторить 3-4 раза.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №26.

1. Ходьба и бег вокруг кубиков, с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя.

Упражнения с кубиками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики внизу. 1 - кубики в стороны;

2 - кубики вверх; 3 - кубики в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, кубики у плеч. 1 - вынести кубики вперед; 2 - наклониться, положить кубики у носков ног; 3 - выпрямиться, руки на пояс; 4 - наклониться, взять кубики, вернуться в исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стойка на ширине ступни, кубики внизу. 1 - присесть, кубики вперед;

2 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка на коленях, кубики у плеч. 1-2 - поворот вправо (влево), поставить кубики у носков ног; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены перед кубиками, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны. Перед серией прыжков в другую сторону небольшая пауза.

7. Ходьба в колонне по одному.

Март

Комплекс №27.

1. Ходьба и бег в колонне по одному между различными предметами - змейкой.

Упражнения с мячом большого диаметра

2. И.п. - ноги на ширине ступни, мяч внизу. 1 - мяч на грудь; 2 - мяч вв epx , потянуться;

3 - мяч на грудь; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу. 1-3 - наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг левой (правой) ноги; 4 - исходное положение (4-5 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, сидя на пятках, мяч в обеих руках вниз y . 1 -4 - прокатить мяч вправо (влево), поворачиваясь и перебирая руками (по 3 раза в каждую сторону).

5. И. п. - сидя руки в упоре сзади, мяч лежит на стопах ног. 1-2 поднять ноги вверх, скатывая мяч на живот, поймать мяч; вернуться в исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси на счет 1-8. Перед. Перед серией прыжков небольшая пауза. Повторить 2-3 раза.

7. Игра «Автомобили».

Комплекс №28.

1. Игра «По ровненькой дорожке» (см. комплекс 20 для, детей 3-4 лет)

Упражнения без предметов

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. 1 - поднять руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 1 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться вперед, коснуться пола; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (4-5 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки за головой. 1-2 - присесть, руки в стороны;

3-4 - исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - поворот вправо (влево), руку отвести вправо; 2 - исходное положение (6 раз).

6. И. п. - ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 - прыжком ноги врозь, руки в стороны;

2 - исходное положение. Выполняется под счет воспитателя 1-8, затем пауза и повторить еще раз.

7. Ходьба в колонне по одному.

Апрель

Комплекс №29.

1. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Лягушки!» остановиться, присесть, руки положить на колени. Бег в колонне по одному, на сигнал «Птицы!» помахивать руками, как крылышками. Ходьба и бег чередуются.

Упражнения с флажками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 - поднять флажки в стороны;

2 - флажки вверх; 3 - флажки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (4-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 - флажки в стороны; 2 - наклон вперед к правой (левой) ноге; 3 - выпрямиться, флажки в стороны; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, флажки у плеч. 1-2 - поворот вправо (влево), отвести флажок в сторону; 3-4 вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 - шаг вправо (влево), флажки взмахом в стороны; 2 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - основная стойка, оба флажка в правой руке. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному, помахивая флажками (оба в правой руке).

Комплекс №30.

1. Игра «Тишина» (см. комплекс 5 для детей 3-4 лет).

Упражнения с кеглей

2. И. п. - основная стойка, кегля в правой руке внизу. 1-2 - поднять через стороны руки вверх, переложить кеглю в левую руку; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, кегля в правой руке. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вперед, переложить кеглю в левую руку (рис. 18); 3 - выпрямиться, руки в стороны;

4 - исходное положение (4-6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, кегля в правой руке. 1-2 - поворот вправо, поставить кеглю у носка правой ноги (рис. 19); вернуться в исходное положение; 3-4 - поворот вправо, взять кеглю, вернуться в исходное положение. Переложить кеглю в левую руку, то же влево. (6 раз).

5. И . п. - ноги слегка расставлены, кегля в правой руке. 1 - присесть, поставить кеглю у ног; 2 - встать, выпрямиться, руки на пояс; 3 - присесть, взять кеглю левой рукой; 4 - исходное положение. (4 – 5 раз).

6. И. п. - основная стойка, руки произвольно, кегля на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кегли в обе стороны в чередовании с небольшой паузой.

7. Игра «Найдем лягушонка»

.

Апрель

Комплекс №31.

1. Ходьба в колонне по одному, бег врассыпную.

Упражнения с палкой

2. И. п. - стойка ноги чуть расставлены, палка внизу хватом шире плеч. 1 - 2 - поднять палку вверх, потянуться; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

3. И . п. - основная стойка, палка внизу хватом шире плеч. 1 - палку на грудь; 2 - присесть, палку вынести вперед; 3 - встать, палку на грудь; 4 - исходное положение (4-5 раз).

4. И. п. - сидя ноги врозь, палка хватом шире плеч, на груди. 1 - палку вверх; 2 - наклон к правой (левой) ноге, коснуться носка; 3 - выпрямиться, палку вверх; 4 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, палка за головой на плечах. 1 - наклон вправо (влево);

2 - исходное положение (5-6 раз).

6. И . п. - основная стойка, палка внизу хватом шире плеч. Прыжки на двух ногах на счет 1-8, повторить 2-3 раза в чередовании с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному с палкой (держать как ружье).

Комплекс №32.

1. Прокатывание малых мячей в прямом направлении по сигналу воспитателя и бег за ними на другую сторону площадки. Ходьба на другую сторону на исходную линию (2 раза).

Упражнения с малым мячом

2.И.п. - стойка ноги врозь, мяч в правой руке. 1 - руки в стороны; 2 - поднять руки вверх, передать мяч в другую руку. 3 - руки в стороны; 4 - опустить руки вниз (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, мяч в правой руке. 1 - наклон к правой ноге; 2-3 - прокатить мяч к левой, обратно к правой, 4 - исходное положение. То же с наклоном к левой ноге (4-5 раз)

4. И.п. - основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1 - присесть вынести мяч вперед;

2 - вернуться в исходное положение (5-6 раз)

5. И. п. - лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1-2 одновременным движением поднять правую (левую) ногу и руки с мячом, коснуться мячом колена; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - стойка ноги врозь, мяч в согнутых руках перед co 6 o й. Броски мяча вверх (невысоко) и ловля двумя руками. Выполняется в произвольном варианте.

7. Ходьба в колонне по одному, мяч в правой руке, поднят над головой.

Май

Комплекс №33.

1. Ходьба и бег в колонне по одному, задания, чередуются.

Упражнения без предметов

2.И.п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1 - руки в стороны; 2 - сгибая руки к плечам, подняться на носки и потянуться; 3 - опуститься на всю ступню, руки в стороны;

4 - вернуться в исходное положение (5 раз).

3. И. п. - сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вперед, коснуться пола между пяток ног; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, руки за головой. 1 - поворот вправо (влево), отвести правую руку; 2 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки за спиной. 1-2 - глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед и наклоняя голову; 3-4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - основная стойка, руки на поясе. 1 - мах правой ногой вправо (влево); 2 - исходное положение (5-6 раз).

7. Игра «Совушка».

Комплекс №34.

1. Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками (8-10 шт.), поставленными вдоль площадки на расстоянии 0,5 м один от другого.

Упражнения с кубиками

2. И. п. - основная стойка, кубики внизу. 1 - кубики вперед; 2 - кубики вверх; 3 - кубики в стороны; 4 - исходное положение.(5 - 6 раз).

3. И. п. - сидя ноги врозь, кубики у плеч. 1 - наклониться вперед, положить кубики у носков ног; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, кубики у плеч. 1 - поворот вправо, положить кубик у носков ног; 2 - выпрямиться; 3 - поворот влево, поставить кубик; 4 - выпрямиться; 5 - поворот вправо (влево), взять кубик; 6 - вернуться в исходное положение (по 3 раза).

5. И. п. - основная стойка, кубики у плеч. 1-2 - присесть, вынести кубики вперед;

3-4 - исходное положение (5 раз).

6. И. п. - стоя перед кубиками, ноги слегка расставлены, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков.

7. Ходьба в колонне по одному.

Май

Комплекс №35.

1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.

Упражнения с косичкой (длина 50 см)

2. И. п. - основная стойка, косичка внизу в двух руках за концы. 1 - косичку на грудь;

2 - косичку вверх; 3 - косичку на грудь; 4 – исходное положение (5 – 6 раз)

3. И. п. - основная стойка, косичка внизу в двух руках. 1 - присесть, косичку вперед;

2 - исходное положение (4-5 раз).

4. И. п. - стойка ноги врозь, косичка внизу в обеих руках. 1 - косичку поднять вверх;

2 - наклон вправо (влево); 3 - выпрямиться; 4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - сидя ноги врозь, косичка на груди. 1-2 - наклон вперед, коснуться носков ног

(рис. 20); 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - стоя боком к косичке, руки на поясе, косичка на пол Прыжки через косичку справа и слева, продвигаясь вперед (рис. 21). Поворот кругом и снова прыжки вдоль косички на двух ногах.

7. Игра малой подвижности по выбору детей.

Комплекс №36.

1. Ходьба в колонне по одному; по сигналу воспитателя «Аист!» остановиться и встать на одной ноге, руки на пояс; на сигнал «Лягушки!» присесть. Бег врассыпную.

Упражнения с мячом большого диаметра

2. И. п. - основная стойка, мяч внизу. 1-2 - поднимаясь на носки, поднять мяч вверх;

3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, мяч внизу. 1 - поднять мяч вверх; 2 - наклон вправо (влево);

3 - выпрямиться; 4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

4. И. п. - основная стойка, мяч на груди. 1 - присесть, мяч вперед; 2 - исходное положение (4-5 раз).

5. И. п. - лежа на спине, ноги прямые мяч за головой. 1-2 поднять правую (левую) ногу, коснуться мячом колена; 3-4 - вернуться в исходное положение (4-6 раз).

6. Игра «Удочка».

7. Ходьба в колонне по одному.

Ежедневная утренняя гимнастика проводится до завтрака, в хорошо проветренной комнате. Летом гимнастику можно проводить на детской площадке или на открытой террасе. Ребенок должен быть одет в свободную одежду, на ногах - носочки. Если занятие проводится на улице, то на ногах у ребенка должны быть кожаные тапочки (чешки) или матерчатые туфельки.

Гимнастика для детей этой возрастной группы длится не более 6 минут.

Примерно через 6-8 дней комплекс утренней гимнастики меняется, как только ребенок его освоит. Предлагаем чередовать следующие комплексы: «Как мы растем», «Пробуждение», «Часики», «Самолет» и «Паровоз».

Комплекс «Как мы растем»

1 минута

Упражнение 1

повторить 3 раза

Поднимаем выпрямленные руки вверх, через стороны с обращенными вперед ладонями, говорим: «Какие мы выросли большие! Руки выше, выше, выше ». Опускаем руки.

Упражнение 2

повторить 2 раза

Приседание. Ребенок, присев на корточки, кладет руки на колени и слегка опускает голову к коленям. Проговариваем: «Какие мы раньше были маленькие ». Затем ребенок встает и прячет руки за спину, выпрямляя корпус. Проговариваем: «Теперь встанем ». Руки за спиной, кистью одной руки малыш держит кисть другой, плечи отведены назад.

Упражнение 3

повторить 2 раза

Поднимание рук в стороны до уровня плеч. Ребенок поднимает руки в стороны до уровня плеч и отводит их несколько назад (ладони обращены вниз), выпрямляя корпус и подняв голову. Проговариваем: «Какие мы широкие ». Затем медленно опускает руки вдоль туловища на словах: «И опустим руки вниз ».

10-12 секунд

1 минута

Комплекс «Пробуждение»

1 минута

Ходьба на месте, хаотично или по кругу.

Исходное положение: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь.

Упражнение 1

повторить 2 раза

Руки на пояс.

Наклон туловища вперед, затем выпрямление.

Упражнение 2

повторить 2 раза

Поднимание и опускание рук. Ребенок, поднимает одновременно обе руки вверх: «Потянулись выше, выше ».

Затем опускает руки вдоль туловища на словах: «Теперь опустим руки вниз ».

Упражнение 3

повторить 4 раза

Поднимание выпрямленных рук вперед, вращение кистей: «Подняли руки перед собой, теперь показали и вращаем, вращаем ».

Опускание рук вдоль туловища: «Опустили руки ».

Упражнение 4

повторить 2 раза

Приседания. Ребенок приседает на корточки, обхватывает голени руками и слегка наклоняет голову вперед: «Посидим немного, отдохнем ».

10-12 секунд

1 минута

Комплекс «Часики»

1 минута

Ходьба на месте, хаотично или по кругу.

Исходное положение: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь.

Упражнение 1

повторить 8 раз

Ребенок свободно раскачивает руки вдоль туловища.

Проговариваем: «Как часики идут: тик-так, тик-так ».

Упражнение выполняется 4 раза в направлении слева-направо, а затем еще 4 раза в направлении спереди-назад.

Упражнение 2

повторить 4 раза

Наклон туловища вперед и выпрямление.

Ребенок наклоняет туловище вперед и выпрямленными руками одновременно производит хлопок: «Часики звонят “Бим!” »

После этого малыш выпрямляется и закладывает руки за спину, делает хлопок на словах: «Бом! »

Упражнение 3

повторить 3 раза

Ребенок приседает на корточки, слегка сгибает голову вниз и постукивает несколько раз кулаками о колени. Проговариваем: «Часики сломались. Починим часики молоточком: тук, тук, тук ». Далее малыш встает.

Упражнение 4

повторить 8 раз

Повторение упражнения 1.

Сопровождается словами: «Починили часики, теперь они опять идут: тик-так, тик-так ».

Выполняется по 4 раза в каждой плоскости.

Упражнение 5

повторить 4 раза

Поднимание выпрямленных рук вверх и прыжки.

Ребенок подпрыгивает, поднимая руки вверх на словах: «Теперь повесим часики выше, еще выше ».

10-12 секунд

1 минута

Комплекс «Паровоз»

1 минута

Ходьба на месте, хаотично или по кругу.

Исходное положение: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь.

Упражнение 1

повторить 5 раз

«Паровоз поехал ».

Ребенок согнутыми в локтях руками изображает движение колес паровоза. При движениях произносит: «Чух-чух, чух-чух ».

Упражнение 2

повторить 3 раза

Приседание с постукиванием кулаками о колени и выпрямление.

Ребенок приседает на корточки, слегка сгибает голову вниз и постукивает несколько раз кулаками о колени. «Починим колеса у паровоза, постучим молоточками хорошенько: тук, тук, тук ». Затем встает, выпрямляется и закладывает руки за спину: «Теперь встанем и спрячем молоточки ».

Упражнение 3

повторить 6 раз

Круговые движения рук, согнутых в локтевых суставах, перед грудью, затем поднимание правой или левой руки вверх, малыш при этом изображает звук гудка: «Чу-чу-чу! Ту-ту ».

Упражнение выполняется по 3 раза каждой рукой.

1О-12 секунд

Бег на носках с согнутыми в локтях руками.

Сопровождается словами: «Паровоз едет быстро-быстро, потом медленно и… совсем останавливается ».

1 минута

Комплекс «Самолет»

1 минута

Ходьба на месте, хаотично или по кругу.

Исходное положение: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь.

Упражнение 1

повторить 3 раза

Медленное поднимание прямых рук до уровня плеч. Ребенок медленно поднимает выпрямленные руки до уровня плеч (ладони обращены вниз). Проговариваем: «Поиграем в самолеты, сделаем крылья, как у самолетов ». Затем опускаем руки вдоль туловища на словах: «Теперь опустим руки вниз ».

Упражнение 2

повторить 6 раз

Боковые наклоны туловища с поднятыми в стороны руками (ладони обращены вниз). Ребенок наклоняется по 3 раза в каждую сторону: «Самолеты закачались вправо, влево, вправо, влево ».

Упражнение 3

повторить 2 раза

Вставание на колени: «Самолеты приземлились ». Ребенок спокойно «приземляется», встает на колени: «Самолеты приземлились на землю ». Затем поднимается на стопы.

Упражнение 4

повторить 4 раза

Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками с последующим подниманием рук в стороны. Ребенок сжимает кулаки и вращает друг относительно друга согнутыми в локтях руками перед грудью. Произносим: «Заведем моторы - трр-трр, трр-трр! » Потом ребенок разжимает кулаки и поднимает руки в стороны на уровне плеч; затем опускает руки вниз.

1О-12 секунд

Бег на носках с поднятыми в стороны руками: «Теперь моторы хорошо работают, и самолеты полетят ».

1 минута

Наталья Казанцева
Утренняя гимнастика для детей 5–7 лет.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки. Ходьба в колонне по одному на носках, руки за головой, на пятках, руки за спину, легкий бег, ходьба.

II. Упражнения без предметов.

1. «Глазки» . И. п. - о. с. «Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала» (6 раз) .

2. «Ротик» (кинезиологическое упражнение) . «Чтобы лучше говорить, рот подвижным должен быть» . Улыбка- трубочка. (6 раз) .

3. «Помашем крыльями!» . И. п. - руки в стороны. 1 - руки к плечам; 2 - и. п. (8раз) .

4. «Вырастем большие!» . И. п. - о. с. 1 -правая нога назад на носок, потянуться; 2 - и. п. ; 3 - левая нога назад на носок, потянуться; 4 - и. п. (8 раз) .

5. «Спиралька» . И. п. - сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо; 2 - и. п. ; 3 - поворот туловища влево; 4 - и. п. (8 раз) .

6. «Заборчик» . И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять одновременно руки и ноги; 3-4 - и. п. (8раз) .

7. «Попрыгаем на одной ноге!» . И. п. - руки на поясе. 1-4- прыжки на правой ноге; 5-8 - прыжки на левой ноге (в чередовании с ходьбой) (2-3 раза) .

8. «Часики» (дыхательное упражнение) . «Часики вперед идут, за собою нас ведут» . И. п. - стоя, ноги слегка расставлены. 1 - взмах руками вперед - «тик» (вдох) ; 2 -взмах руками назад - «так» (выдох) (2 раза) .

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки. Ходьба «Великаны» (на носках) и «Гномы» (в полуприседе, легкий бег, ходьба.

II. Упражнения с мячом.

1.«Подбрось – поймай»

И. П.: ноги слегка расставлены, мяч у груди, хват снизу

В.: 1- подбросить мяч, 2- и. п.

2.«Покажи соседу»

И. П.: ноги на ш. п., мяч в прямых руках перед грудью,

В.: 1- поворот вправо (показали мяч соседу, 2- и. п., то же влево

3.«Наклоны»

И. П.: ноги на ш. п., мяч над головой, в прямых руках

В.: 1- наклон вправо, 2- и. п., 3- наклон влево, 4- и. п.

4.«Переложи мяч»

И. П.: ноги слегка расставлены, мяч внизу, в правой руке

В.: 1- поднять руки через стороны вверх, переложить мяч из правой

руки в левую, 2- и. п., то же в другую сторону

5.«Приседания с мячом»

И. П.: пятки вместе, носки врозь, мяч у груди

В.: 1- присесть, вынести мяч вперед, 2- и. п.

6.«Прыжки»

И. П.: ноги вместе, мяч у груди

В.: прыжки- ноги врозь, мяч вверх, ноги вместе, мяч у груди

III. Перестроение в колонну, подскоки, ходьба.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки, расчёт на первый и второй. Ходьба в колонне по одному, по сигналу перестроение в пары, легкий бег.

II. Упражнения «Самолеты» .

1.«Заводим мотор»

В.: 1-8 – вращать согнутыми в локтях руками (одна рука вокруг другой) перед грудью, произносить «р-р-р» , затем вернуться в и. п.

2.«Пропеллер»

И. П.: ноги на ш. п., руки внизу

В.: 1-8 – круговые вращения прямыми руками вперед (повт. 2 раза)

3.«Путь свободен»

В.: 1- поворот вправо, руки в стороны, 2- и. п., то же влево

4.«Самолеты летят»

И. П.: ноги на ш. п., руки в стороны

В.: 1- наклониться вправо, 2- и. п., 3- наклониться влево, 4- и. п.

5.«Турбулентность (тряска в воздухе) »

В.: прыжки на двух ногах на месте

6.«Самолеты приземлились»

И. П.: ноги на ш. ст., руки внизу

В.: 1- выпад вперед правой ногой, руки в стороны, 2- и. п., то же левой ногой

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба с носка, легкий бег, ходьба.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки. Ходьба со сменой ведущего, бег с выбрасыванием вперед прямых ног, ходьба.

II. Упражнения с флажками.

1.«Флажки вперед.»

И. П.: ноги на ш. ст., флажки внизу

В.: 1- флажки вперед, 2- в стороны, 3- вверх, 4- и. п.

2.«Покажи флажок»

И. П.: ноги на ш. п., флажки у груди

В.: 1- поворот вправо, правую руку в сторону. 2- и. п., то же влево

3.«Поклонись красиво»

И. П.: ноги на ш. п., флажки внизу

В.: 1- руки в стороны, 2- наклон к правой ноге, 3- встать,4- и. п. ,

то же к левой ноге

4.«Скручивания с флажками»

И. П.: ноги на ш. п., флажки в стороны в прямых руках

В.: 1- наклон – скручивание вправо, 2- и. п., то же влево

5.«Приседания»

И. П.: пятки вместе, носки врозь, флажки внизу

В.: присесть, вынести флажки вперед, 2- и. п.

6.«Прыжки»

И. П.: ноги вместе, флажки внизу

В.: прыжки – «звездочки» с флажками

III. Перестроение в колонну по одному, прямой галоп, ходьба.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки. Ходьба и бег врассыпную.

II. Упражнения «Спортивная разминка» .

1.«Бег на месте»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки на поясе

В.: поочередно отрываем пятки от пола, носки на месте (1-2 мин.)

2.«Силачи»

И. П.: ноги на ш. п., руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки

В.: 1- с силой согнуть руки к плечам, 2- и. п.

3.«Боковая растяжка»

И. П.: ноги на ш. п., руки на поясе

В.: 1- наклон вправо, левая рука над головой, 2- и. п., то же в другую сторону

4.«Посмотри за спину»

И. П.: ноги на ш. п., руки на поясе

В.: 1- поворот вправо, левой рукой плавно толкаем правое плечо назад

и смотрим за спину, 2- и. п., то же в другую сторону

5.«Выпады в стороны»

И. П.: ноги вместе, руки на поясе

В.: 1- выпад правой ногой вправо, спина прямая, 2- и. п. то же влево

6.«Прыжки»

И. П.: ноги вместе, руки на поясе

В.: 1-3- прыжки на месте, 4- прыгнуть как можно выше

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба, приставляя пятку одной ноги к носку другой, легкий бег, ходьба.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки. Ходьба с высоким подниманием колена, легкий бег, ходьба.

II. Упражнения с обручем.

1.«Обруч вверх»

И. П.: ноги на ш. ст., обруч внизу, хват с боков

В.: 1- поднять обруч вверх –отставить правую ногу назад,

прогнуться, 2- и. п., то же с левой ноги

2.«Повороты»

И. П.: ноги на ш. п., обруч у груди

В.: 1- поворот вправо, обруч вправо, выпрямить руки, 2- и. п., то же влево

3.«Наклоны с обручем»

И. П.: ноги на ш. п., обруч низу

В.: 1- поднять обруч вверх, 2- наклониться вправо, 3- подняться обратно, 4- и. п. Тоже влево.

4.«Приседания»

И. П.: пятки вместе, носки врозь, обруч у плеч (хват с боков)

В.: 1- присесть, обруч поднять вверх, 2- и. п.

5.«Покрути обруч»

И. П.: ноги слегка расставлены, обруч на талии (придерживать рукой)

В.: повороты – противоход. Обруч вправо- туловище влево.

6.«Прыгни- выпрыгни»

И. П.: ноги вместе, руки на поясе, обруч на полу

В.: прыжки в обруч и из обруча

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба и бег на носочках, проверка осанки.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба на носочках, на пятках с разным положением рук, легкий бег, ходьба.

II. Упражнения «Как у нас в квартире.

1. «У нас квартира большая – пребольшая» .

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. 1,3 – руки в стороны, сказать : «Вот такая» ; 2,4- и. п.

2. «Большой шкаф» .

И. п. – то же. 1– руки через стороны вверх, подняться на носочк; 2 – и. п.

3. «Круглый стол»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. 1– наклон туловища вперед, руки кругом перед собой, пальцы рук соединить; 2– и. п.

4. «Над столом часы тик – так» .

И. п. – ноги на ширине плеч, руки за голову. 1– наклон туловища вправо (влево, сказать «тик» («так» ); 2, – и. п. «так»

5. «Присядем на стулья» .

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3 – присесть, руки вперед, сказать : «Сели» ; 2,4 – и. п.

6. «В квартире пляшем и поем, свою мы мебель бережем» .

И. п. – о. с. Прыжки на двух ногах врассыпную в чередование с ходьбой на месте.

7. «На балконе мы подышим» .

И. п. – о. с. 1- вдох носом; 2– выдох ртом.

III. Перестроение в колонну по одному, легкий бег, ходьба.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба и бег в колонне по одному, на сигнал «Цапля!» - остановиться, поднять ногу, руки в стороны, на сигнал «Лягушки» - присесть на корточки, руки на колени.

II. Упражнения с веревочкой

1.«Веревочку вверх»

И. П.: ноги на ш. п., веревочка внизу

В.: 1- веревочку вперед, 2- вверх, 3- вперед, 4- и. п.

2.«Положи веревочку»

И. П.: ноги на ш. п., веревочка в вытянутых вперед руках

В.: 1- наклон вниз, положить веревочку на пол, 2- встать, руки на пояс,

3- наклон вниз, взять веревочку, 4- и. п.

3.«Повороты»

И. П.: стоя, ноги на ш. п., веревочку вперед

В.: 1- поворот вправо, 2-и. п., то же в другую сторону

4.«Наклоны»

И. П.: ноги на ш. п., веревочка вверху

В.: 1- наклон вправо, 2- и. п., то же в другую сторону

5.«Полуприседания»

И. П.: пятки вместе, носки врозь, веревочка внизу

В.: 1- присесть, веревочка вперед, 2-и. п.

6.«Прыжки»

И. П.: ноги вместе, веревочка внизу

В.: прыжки – ноги врозь, веревочка вверх, ноги вместе, веревочка вниз

III. Перестроение в колонну по одному, легкий бег, ходьба.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки. Ходьба приставным шагом вправо и влево, легкий бег, ходьба.

II. Упражнения без предмета.

1. «Детский сад, детский сад! Очень много здесь ребят!»

И. п. – о. с., руки за головой. 1, – руки вверх, встать на носки, посмотреть на руки – вдох; 2 – и. п. – выдох.

2. «Здесь нас любят, уважают, никогда не обижают» .

И. п. – ноги на ширине ступни, руки в стороны, ладони вперед. 1– обхватить руками плечи – выдох; 2– и. п. – вдох.

3. «Стирает прачка нам белье, очень чистое оно» .

И. п. – ноги врозь, руки на поясе. 1–3 – пружинящие наклоны вперед, ноги на сгибать, 4 – и. п. вдох.

4. «Повар варит нам обед : суп, котлеты, винегрет» .

И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. 1-3 – поворот вправо (влево) руки вперед, кистями выполнить круговых вращательных движения; 4 – и. п.

5. «Врач нам делает уколы, все мы веселы, здоровы» .

И. п. – о. с., руки на поясе; 1.3 – поставить вперед прямую правую (левую) ногу на носок; 2 – поднять ногу вверх; 4 – и. п.

6. «Тренируем мускулатуру вместе с учителем физкультуры» .

И. п. – о. с. Прыжки на двух ногах – 4 прыжка вперед, тоже назад в чередованием с ходьбой на месте.

7. «На прогулку мы идем, дышим носом и поем!»

И. п. – о. с. 1,2 – шагаем на месте – вдох носом; 3,4 – шагаем на месте под счет – выдох носом.

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба приставным шагом прямо, прямой галоп, ходьба.

В возрасте 5 лет малыши любят перевоплощаться в героев любимых мультфильмов и сказок, «примерять» на себя различные профессии. Почему бы не использовать это, предложив вместо утренней спортивной гимнастики почувствовать себя настоящим артистом цирка, например? Тематическая гимнастика для детей 5 лет не оставит равнодушным ни одного ребенка.

В начале занятия можно поучиться «жонглировать». Пусть ребенок возьмет в обе руки по одному предмету (небольшие мягкие игрушки, кубики, кегли, маленькие мячики), одновременно подкидывает их вверх и старается поймать. Конечно, это нелегко, и, скорее всего, сразу у малыша не получится. Подбодрите его, скажите, что он уже научился жонглировать «как настоящий клоун»!

Разминка акробатов

Расскажите малышу, что артисту, чтобы выступать в цирке, нужно быть гибким, выносливым и сильным. И, конечно, терпеливым. А еще нужно много тренироваться. Предложите провести тренировку, как у «настоящих цирковых гимнастов»!

Все упражнения гимнастики для детей 5 лет выполняйте плавно, без суеты, чтобы предотвратить растяжение мышц. Этот комплекс способствует развитию гибкости, координации движений, а также укреплению мышц и суставов.

«Свечка»

Выполнять это упражнение можно как стоя, так и шагая по комнате. При каждом шаге малыш высоко поднимает согнутую в колене ногу, обхватывает ее руками и старается подтянуть к груди. При этом следите, чтобы ребенок держал спинку ровно, не наклонялся вперед.

«Мы плывем»

Ребенок садится на пол, стараясь развести ножки как можно шире, затем наклоняется вперед, не округляя спину и делает движения руками, как при плавании брасом.

«Сели-встали»

Малыш встает на коленки, чуть разводит ножки в стороны, руки держит на поясе. Затем вытягивает руки вперед, одновременно садясь на пол между пяточек. Следите за осанкой малыша: необходимое условие – «держать» спинку!

«Лодочка»

Ребенок ложится на живот, берется руками за голени согнутых ножек. Затем старается выпрямить ножки вверх и поднять головку, а затем покачаться в этом положении. Взрослый должен подстраховать малыша, придерживая его за ноги.

«Мостик»

Ребенок ложится на спину и старается встать на «мостик», опираясь на согнутые ручки и ножки. Взрослый обязательно страхует ребенка, придерживая его за спинку двумя руками. Выполняя это упражнение важно не спешить и не делать резких движений.

На арене – животные!

В веселой цирковой гимнастике для детей 5 лет настало время юных дрессировщиков. Не стоит стараться научить любимую собачку прыгать через обруч или ходить на задних лапках, лучше предложить малышу самому изобразить различных цирковых зверей.

«Лошадка»

Малыш «берет барьеры», перепрыгивая через препятствия (игрушки, заборчики из мягких кубиков), сначала отталкиваясь одной ногой, а затем и двумя и приземляясь на обе ноги.

«Пантера (Тигр)»

Ребенок встает на четвереньки и попеременно то выгибает спинку вверх, то садится на пяточки, одновременно продолжая тянуться руками вперед.

«Крокодил»

Лежа на спинке, ребенок разводит ноги на ширину плеч, а руки – в стороны (ладони обращены к полу). Одновременно начинает движение головой, поворачивая ее вправо, а тазом – поворачивая его влево, затем наоборот.

Попробуйте придумать и свои варианты тематической спортивной гимнастики для детей 5 лет. Фантазия и родительская любовь помогут вам в этом.

Елена Матущак специально для блога «

«

Двигательные возможности детей 4–5 лет создают реальные предпосылки для формирования движений в обобщенном виде и умения выделять отдельные элементы движения (направление, скорость, амплитуда и т. д.). Так, в ходьбе и беге наряду с упражнениями на развитие умений ориентироваться в пространстве, передвигаться в определенном направлении появляются новые задания – находить свое место в колонне, строиться в пары, сохранять форму круга во время движения, ходить на носках.

Усложняются общеразвивающие упражнения и несколько увеличивается их нагрузка (число повторений). Однако сохраняется одно из важнейших требований в физическом воспитании детей – соблюдение правильной осанки, укрепление крупных мышечных групп, последовательный переход от одного исходного положения к другому.

На пятом году жизни ребенка и особенно благодаря неоднократному повторению упражнений в ходьбе все структурные элементы ходьбы достигают хороших результатов – устанавливается определенная ритмичность ходьбы, увеличивается длина шага, улучшается общая координация, более согласованными становятся движения рук и ног. Вместе с тем, в ходьбе наблюдаются и недостатки: параллельная постановка стоп, шарканье ногами, движения рук и ног не всегда энергичны, плечи опущены, а темп передвижения неравномерен.

По сравнению с предыдущей возрастной группой освоение упражнений в беге происходит у детей быстрее, чем в ходьбе, так как быстрый темп движения осваивается ими легче.

У большинства детей пятого года жизни появляются ритмичность бега, умение чередовать его с другими видами движений, возрастает скорость, улучшается пространственная ориентировка. Дети довольно быстро изменяют направление движения по сигналу воспитателя: обегают препятствия, придерживаются заданного темпа. Однако, как и в ходьбе, необходимы многократные повторения упражнений в беге. He все элементы техники бега у ребенка 4–5 лет правильны и хорошо выражены. Руки еще малоактивны, шаг остается коротким и неравномерным, а полет небольшой.

Структура комплексов оздоровительной гимнастики для детей 4–5 лет разработана в соответствии с общепринятыми требованиями: в начале ходьба и бег проводятся в обычном или игровом варианте, затем следуют общеразвивающие упражнения без предметов и с мелким физкультурным инвентарем (мячи, скакалки, палки, кубики и т. д.), в заключение для снижения двигательной активности – упражнения в ходьбе или игра малой интенсивности.

Осенний период

Сентябрь

Комплекс 1

1. Ходьба и бег в колонне по одному по сигналу воспитателя (сигналом служит музыкальное сопровождение или удары в бубен).

Упражнения без предметов

2. И. п. – стойка ноги параллельно, руки внизу. Поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши; опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение (4–5 раз).

3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо (влево), отвести правую руку в сторону; выпрямиться, вернуться в исходное положение (по 3 раза).

4. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, вынести руки вперед; встать, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5–6 раз).

5. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, коснуться пола пальцами рук; выпрямиться, вернуться в исходное положение (4–5 раз).

6. И. п. – стойка ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на счет 1–8; повторить 2 раза с небольшой паузой.

7. Игра "Найди себе пару".

Одна группа ребят получает платочки синего цвета, другая – красного. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всей площадке. На сигнал "Найди пару!" дети, у которых одинаковые платочки, встают парой. Если количество играющих нечетное, то воспитатель играет вместе с детьми.

8. Ходьба в колонне по одному, помахивая платочками.

Комплекс 2

1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную по всей площадке.

Упражнения с обручем

2. И. п. – стойка ноги слегка расставлены, обруч хватом с боков на груди. 1 – обруч вперед, руки прямые; 2 – обруч вверх; 3 – обруч вперед; 4 – вернуться в исходное положение (4–5 раз).

3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу. 1 – обруч вперед; 2 – наклон вперед, коснуться пола обручем; 3 – выпрямиться, обруч вперед; 4 – вернуться в исходное положение (4–5 раз).

4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, обруч хватом с боков на груди. 1–2 – поворот вправо (влево), обруч вправо (влево); 3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. – стойка в обруче, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах в обруче на счет 1–8. Повторить 2 раза с небольшой паузой.

6. Игра "Автомобили".

Каждый играющий получает картонный круг – это руль. По сигналу воспитателя – поднят зеленый флажок – дети разбегаются по всей площадке (главное, чтобы они не наталкивались друг на друга). На другой сигнал – красный флажок – автомобили останавливаются.

7. Ходьба в колонне по одному – автомобили поехали в гараж.

Комплекс 3

1. Ходьба в колонне по одному; бег по мостику по доске или дорожке (ширина 25 см, длина 3 м).

Упражнения с флажками

2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 – флажки в стороны; 2 – флажки вверх, палочки скрестить; 3 – флажки в стороны (рис. 12); 4 – вернуться в исходное положение (4–5 раз).

Рис. 12

1. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1–2 – присесть, флажки вперед; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).

2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 – поворот вправо (влево), флажки в стороны; 2 – выпрямиться, вернуться в исходное положение (по 3 раза).

3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 – наклон вперед, флажки в стороны; 2 – флажки скрестить перед собой; 3 – флажки в стороны; 4 – выпрямиться, вернуться в исходное положение (4–5 раз).

4. И. п. – стойка ноги слегка расставлены, флажки внизу. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.

5. Ходьба в колонне по одному, оба флажка в правой руке подняты над головой.

Комплекс 4

1. Ходьба и бег между мячами (6–8 штук), положенными в одну линию (расстояние между мячами 0,5 м).

Упражнения с мячом большого диаметра

2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. 1 – согнуть руки, мяч на грудь; 2 – мяч вверх; 3 – мяч на грудь; 4 – вернуться в исходное положение (4–5 раз).

3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках на груди. 1 – присесть, мяч вынести вперед; 2 – встать, вернуться в исходное положение (5–6 раз).

4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках на груди. 1 – наклон к правой ноге; 2–3 – прокатить мяч к левой ноге, подталкивая его правой рукой, взять в обе руки; 4 – вернуться в исходное положение (4–6 раз).

5. И. п. – стойка ноги слегка расставлены, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча в обе стороны с небольшой паузой.

6. Игра "Найди себе пару" (используя платочки двух цветов).

7. Ходьба в колонне по одному, помахивая платочком.

Комплекс 5

1. Ходьба и бег вокруг кубиков с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя.

Упражнения с кубиками

2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. 1 – кубики в стороны; 2 – кубики вверх; 3 – кубики в стороны; 4 – исходное положение (5–6 раз).

3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кубики в согнутых руках у плеч. 1 – присесть, положить кубики на пол; 2 – встать, руки на пояс; 3 – присесть, взять кубики; 4 – вернуться в исходное положение (4–6 раз).

4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, кубики в согнутых руках у плеч. 1–2 – поворот вправо (влево), отвести правую руку в сторону; 3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. – сидя ноги врозь, кубики у плеч. 1 – наклон вперед, положить кубики у носков ног; 2 – выпрямиться, руки на пояс; 3 – наклониться, взять кубики; 4 – вернуться в исходное положение (4–5 раз).

6. И. п. – стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно, кубики на полу. Прыжки вокруг кубиков в обе стороны.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс 6

1. Ходьба в колонне по одному, огибая предметы, поставленные по углам площадки. Бег врассыпную.

Упражнения с косичкой (короткий шнур)

2. И. п. – стойка ноги врозь, косичка внизу. 1 – поднять косичку вперед; 2 – вверх; 3 – вперед; 4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).

3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, косичка внизу. 1 – поднять косичку вперед; 2 – присесть, руки прямые; 3 – встать, косичку вперед; 4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).

4. И. п. – стойка на коленях, косичка внизу. 1–2 – поворот вправо (влево), косичку отвести в сторону, руки прямые. 3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. – сидя ноги врозь, косичка на коленях. 1 – поднять косичку вверх; 2 – наклониться вперед, коснуться косичкой пола как можно дальше; 3 – выпрямиться, косичку вверх; 4 – вернуться в исходное положение (4–5 раз).

6. И. п. – стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно, косичка на полу. Прыжки на двух ногах через косичку.

7. Игра "Автомобили".

8. Ходьба в колонне по одному – автомобили поехали в гараж.