Open
Close

 Характер Татьяны: цельность или противоречивость? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») - Сочинение по литературе

Проблема долга и счастья является важнейшей проблемой романа в стихах «Евгений Онегин».

Татьяна появляется в романе семнадцатилетней девушкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Взрослеет, меняется внешне, но для нее неизменным остается по­нятие чести и долга, которое является доминантой этого женского об­раза.

В начальных главах романа Татьяна предстает человеком внут­ренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чув­ствительность, внушенная сентиментальными романами, которые ей «заменяли все». Татьяна воображает себя героиней любимых книг и ожидает «кого-нибудь», похожего на Грандисона или Малек-Аделя, поэтому, встретив Онегина, Татьяна увидела в нем воплощение всех лучших качеств любимых героев. В ней было что-то романтическое, недаром Ленский сравнивает ее со Светланой Жуковского.

Поведение влюбленной Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо написано по-французски («она по-русски плохо знала»), образцом послужили письма из прочитанных сю романов. Автор переводит его, высвобождая подлинные чувства героини из плена книжных шаблонов. То, что Татьяна вступает в переписку с незнакомым молодым человеком и первая признается ему в любви, делает ее поступок невозможным с точки зрения свет­ских приличий.

Переворот в судьбе Татьяны происходит в 7-й главе. Внешние пе­ремены в ее жизни только следствие сложного процесса, который шел в душе Татьяны после отъезда Онегина. Оказавшись в его усадьбе и пытаясь понять своего героя по оставленным там книгам, она поняла, что ее возлюбленный - человек донельзя загадочный:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще...

И снова Татьяна видит не реального Онегина, а того, кого подска­зало ей воображение.

Не надеясь на новую встречу и взаимность возлюбленного, Татья­на делает решающий нравственный выбор: соглашается ехать в Мо­скву. Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей.

И в последнем эпизоде романа, в последнем монологе («Но я дру­гому отдана; / Я буду век ему верна») Татьяна подтверждает выбор, сделанный раньше. «Урок Онегину» полон несправедливых упреков, замечаний. Татьяна не понимает чувства героя, видит в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна не видит подлинного Онегина.

Монолог Татьяны отражает внутреннюю драму. Любя друг друга, они не будут никогда вместе. Татьяна уверена, что нельзя построить счастье на несчастье другого, поэтому Татьяна Ларина является ге­роиней совести, а не любовной героиней.

Встреча героев - это невстреча во времени.

Сейчас смотрят:

На наших глазах в «Конармии» безответный очкарик превращается в солдата. Но душа его все равно не принимает жестокий мир войны, ради каких бы светлых идеалов она ни велась. В новелле «Эскадронный Трунов» герой не дает убивать пленных поляков, но не может он убивать и в бою («После боя»). Акинфиев, бывший повозочный Ревтрибунала, говорит: «...виноватить я желаю кто в драке путается, а патронов в наган не залаживает.. атаку шел, -

Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского: «Язык - удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли» … Человека отличает от других живых существ способность к общению, в ходе которого происходит обмен разнообразной информацией. Разговаривая друг с другом, мы выражаем определённые мысли, и в этом нам помогают различные средства языка. Дума

В 1871 году по случаю новой постановки комедии «Горя от ума» в Малом театре И.А. Гончаров написал критический этюд «Мильон терзаний», посвященный не столько сценическому воплощению комедии, сколько самому произведению. В этой работе Гончаров писал об исключительном месте, которое занимает в русской литературе, о ее свежести и живучести спустя почти пятьдесят лет после написания. Гончаров называет «Горе от ума» бессмертной комедией и пре

С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта - необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос: запахов, красок, звуков и чувств. Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе Расшиблась

Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между Добром и Злом - эта проблема стояла и будет стоять перед человечеством всегда. В романах Федора Михайловича Достоевского этот поединок разворачивается в душах отдельных людей. Полярность божеского и дьявольского начал, бурное столкновение света и тьмы раскрывается в самой глубине бытия. Примером такой борьбы может быть почти каждый герой Достоевского, но особенно ярко она выразилась в

Наступила весна. Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной. По земле побежали звонкие ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали лед своими струйками. Пение ранних пташек и звонкая капель с крыш заполняют мир, весенняя музыка приходит на смену долгому зимнему молчанию и завыванию ветра. Все приходит в движение: суетятся на ветк

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО (1894-1958)Михаил Зощенко родился 29 июля 1894 года в Санкт-Петербурге в семье художника. Самые яркие впечатления детства отразились впоследствии в его рассказах для детей. Первые литературные опыты Зощенко относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей писатель отметил, что в возрасте 8-10 лет пробовал сочинять стихи.В 1913 году Михаил Зощенко поступил на юридический факультет Петербургского уни

Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. За долгие годы комедия не устарела. И для нас, сегодняшних зрителей, пьеса осталась живым источником чувств и размышлений. Комедия Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Борьба декабристов с многочисленными и

Их личные взаимоотношения начинаются в 1898 году, когда совсем еще молодой Горький пишет Чехову в письме: “...Я хотел бы объясниться Вам в искренней, беззаветной любви, кою питаю к Вам со времен младых ногтей моих, я хотел бы выразить восторг перед удивительным талантом Вашим...” Нам трудно сказать, как относился в то время к литературным опытам Горького Чехов, но ответное письмо содержит добрые слова: “Дружески жму руку”. Казалось

Учиться необходимо! Каждому человеку нужны знания в повседневной жизни. Надо уметь читать, писать, считать. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. Нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Учиться необходимо, чтобы получить хорошие знания. Образованный человек чувствует себя уверенно, у него много друзей. В настоящее время, чтобы получить хорошую работу, необхо

Проблема долга и счастья является важнейшей проблемой романа в стихах «Евгений Онегин».

Татьяна появляется в романе семнадцатилетней девушкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Взрослеет, меняется внешне, но для нее неизменным остается по­нятие чести и долга, которое является доминантой этого женского об­раза.

В начальных главах романа Татьяна предстает человеком внут­ренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чув­ствительность, внушенная сентиментальными романами, которые ей «заменяли все». Татьяна воображает себя героиней любимых книг и ожидает «кого-нибудь», похожего на Грандисона или Малек-Аделя, поэтому, встретив Онегина, Татьяна увидела в нем воплощение всех лучших качеств любимых героев. В ней было что-то романтическое, недаром Ленский сравнивает ее со Светланой Жуковского.

Поведение влюбленной Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо написано по-французски («она по-русски плохо знала»), образцом послужили письма из прочитанных сю романов. Автор переводит его, высвобождая подлинные чувства героини из плена книжных шаблонов. То, что Татьяна вступает в переписку с незнакомым молодым человеком и первая признается ему в любви, делает ее поступок невозможным с точки зрения свет­ских приличий.

Переворот в судьбе Татьяны происходит в 7-й главе. Внешние пе­ремены в ее жизни только следствие сложного процесса, который шел в душе Татьяны после отъезда Онегина. Оказавшись в его усадьбе и пытаясь понять своего героя по оставленным там книгам, она поняла, что ее возлюбленный - человек донельзя загадочный:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще...

И снова Татьяна видит не реального Онегина, а того, кого подска­зало ей воображение.

Не надеясь на новую встречу и взаимность возлюбленного, Татья­на делает решающий нравственный выбор: соглашается ехать в Мо­скву. Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей.

И в последнем эпизоде романа, в последнем монологе («Но я дру­гому отдана; / Я буду век ему верна») Татьяна подтверждает выбор, сделанный раньше. «Урок Онегину» полон несправедливых упреков, замечаний. Татьяна не понимает чувства героя, видит в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна не видит подлинного Онегина.

Монолог Татьяны отражает внутреннюю драму. Любя друг друга, они не будут никогда вместе. Татьяна уверена, что нельзя построить счастье на несчастье другого, поэтому Татьяна Ларина является ге­роиней совести, а не любовной героиней.

Встреча героев - это невстреча во времени.


V Школьная научная конференция

Образ Татьяны Лариной
в романе А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»

Выполн ила
учениц а 9-а класса
средне й
общеоб разовательной
школы №32
Максим ова Дарья
Научны й руководитель:
Вязьми на Ирина Юрьевна

Рыбинск 2008 год

Содержание

Введение. ..……………….…………...…………….. 3

Глава 1
О Татьяне на протяжении романа «Евгений Онегин».

    1.1 . О Татьяне. …………………………………………….. 5

    1.2. Сон Татьяны. …..…………………………………….... 7
1.3. Цельность Татьяны. ………………………………….. 9
1.4. Образ Татьяны в критике В. Г. Белинского. ………. . 11
1.5. Татьяна Ларина как образ идеальной русской души.. 12
Заключение ………………………………………… 13
Список использованной литературы………………………………….. 14

Введение

Роман «Евгений Онегин» является одним из крупнейших произведений в творчестве А. С. Пушкина, делу создания которого поэт посвятил около девяти лет.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» открыл современникам тип молодого человека 20-х годов XIX века, но Белинский ставил еще большей заслугой поэта то, что он первым «воспроизвел в лице Татьяны образ русской женщины».
В этом романе Пушкину удалось выполнить великую и трудную задачу – полное воспроизведение современной поэту жизни в России. Не случайно знаменитый критик В.Г. Белинский назвал творение Пушкина «энциклопедией русской жизни». Действительно, поэт при помощи изобразительных художественных средств, замечательной системы образов и меткой наблюдательности сумел поэтически показать Россию в историческом пространстве.
Некоторые из образов, созданных Пушкиным в романе «Евгений Онегин», явили собой совершенно новые типы в русской литературе девятнадцатого века и требовали осмысления.

Цели:
Охарактеризовать образ Татьяны.
Задачи:

    Проанализировать характер Татьяны и определить основные черты
    Определить, что сформировало характер героини
    Сопоставить характеры двух сестёр:
      - Татьяны
      - Ольги
    Проследить эволюцию характера героини от начала к концу романа
    Выявить авторское отношение к героине.
Цитата:
«…Я так люблю Татьяну милую мою!..»
(А.С.Пушкин)
«…цель художества есть идеал, а не нравоучение.»
(А.С.Пушкин)
«…образ Татьяны уже с первой главы начинает доминировать в романе, а её внутренний мир – совпадать с внутренним миром поэта, выступающим в лирических отступлениях»
(А.Л.Слонимский)

О Татьяне.

Таков образ Татьяны: впервые в её лице Пушкин воспроизвёл тип русской женщины в реалистическом произведении.
Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей цельностью, душевной красотой, отсутствием притворства, жеманства, того искусственного налета, который получали девушки» воспитанные в «свете».
Поэт наделяет свою героиню простым именем: «Её сестра звалась Татьяна». Татьяна – простая провинциальная девушка, она не красавица и не поражает воображение обилием контрастных черт в характере. Живя в деревне, Татьяна ведет естественный образ жизни, рано вставая, прогуливается по окрестностям усадьбы. Героиня живет в ладу с собой, но не с окружающими: «ее никто не понимает», поэтому героиня любит уединенные прогулки, во время которых мечтает о будущем, без суеты «впитывает» в себя окружающую красоту, учится понимать истинные ценности жизни. Задумчивость и мечтательность выделяют её среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять её духовных запросов.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Единственным настоящим удовольствием и развлечением Татьяны были книги: она читала много и без разбору.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё.
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Эти романтические книжные герои и послужили Татьяне примером для создания идеала своего избранника. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви», - справедливо описал В. Г. Белинский состояние девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям.
Она «дева лесов», общение с природой научило Татьяну естественному проявлению чувств, не потому ли героиня так легко попала в сети, которые Онегин и не хоте расставлять.

Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь
И дождалась. Открылись очи,
Она сказала: это он!

Понятно, что при встрече с Онегиным, который стоял особняком среди всех её знакомых и представлял для Татьяны сплошную тайну, она именно в нём видит своего долгожданного героя. Она искренне верит в то, что создала её фантазия; любовь для неё не игра, а подлинное содержание и смысл жизни: «Она не ведает обмана и верит избранной мечте».
В сердечном порыве Татьяна решается написать Онегину письмо- откровение, признание в любви. Оно проникнуто искренностью и наивно- романтической верой во взаимность её чувства.
Однако Онегин не смог оценить всю глубину и цельность страстной, любящей натуры Татьяны и читает ей суровую отповедь, которая привела девушку в полное расстройство и душевное смятение.

    Сон Татьяны
В стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» значительную смысловую нагрузку несёт в себе эпизод, в котором описывается сон главной героини. Продолжая традицию писателей-мистиков, автор романа вводит в его сюжетную канву сон, наполненный страшными загадочными образами, пугающими и пророчащими героине печальное будущее.
Личность Татьяны, гармоничную и цельную, невозможно представить отдельно от обстановки, в которой она выросла. Вера во всё мистическое была свойственна русскому человеку во все времена. Не слишком образованная и совсем не прагматичная девушка верит во всё, что связано с русскими народными верованиями, сказками, мифами:
Татьяна верила преданьям простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Именно эта вера и послужила причиной возникновения таинственного сна. «Чудный сон» Татьяны является предвестником грядущих событий и одновременно показывает глубину сомнений и переживаний девичьей души. Заснеженная поляна, печальная мгла, сугробы - всё это нагнетает тревожную атмосферу. Девушке снится, что она идёт по зимнему, заснеженному лесу. Одиночество героини нашло своё отражение в её сне.
Несмотря на что Татьяна была окружена родственниками, соседями, знакомыми, понимания среди них она не находила… И нет ничего удивительного в том, что во сне она оказалась в одиночестве среди бескрайних лесных просторов. Мостик, который проложен через ручей, кажется ей опасным и непрочным. Он назван «дрожащий, гибельный мосток». Этот мостик является символическим переходом из мира реальности в мир потусторонний. И вскоре Татьяна убедилась в этом. Мостик переносит её в мир грёз и символических, мистических предзнаменований. Татьяна не решается перейти через «мостик - ей не по себе от столкновения с непознанным… Путь Татьяны по лесу нелёгок. Он сопровождается множеством препятствий. С одной стороны, кажется, будто кто-то не пускает Татьяну вдаль, желает остановить её…
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук её за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой…
С другой стороны, Татьяна не может остановиться. И медведь, её таинственный лесной проводник, не отпускает её. Это символизирует неотвратимость судьбы. Как бы Татьяна не противилась этому, остановить надвигающуюся опасность она не может. Таинственный дом в глухом лесу, куда попадает Татьяна, полный различных чудовищ, так или иначе связан с обществом, в котором девушка живёт.
    Глядит она тихонько в щелку,
    И что же видит?...за столом
    Сидят чудовища кругом:
    Один в рогах с собачьей мордой.
    Другой с петушьей головой..
Чудовища, которых видит Татьяна, с одной стороны, символизируют гостей на предстоящем празднике в честь её именин: они столь же карикатурны и нелепы, как провинциальные дворяне, среди которых протекает её жизнь (сравните: «копыта, хоботы кривые, хвосты хохлатые» во сне и «чмоканье девиц, шум, хохот, давка у порога» наяву). С другой стороны, фантасмагорические образы, которые Татьяна видит во сне связаны с мировоззрением девушки, которое сформировалось под влиянием сказок, легенд и преданий. Среди чудовищ Татьяна видит «того, кто мил и страшен ей». И с удивлением узнаёт, что именно Онегин является хозяином праздника.
Финал сна Татьяны прост и одновременно: страшен. Появление Ленского и его гибель являются предзнаменованием. Дуэли, о которой пока ещё никто не может даже предполагать.
Сон Татьяны в сознании читателя неразрывно связан с жизнью девушки, с её утончённой и возвышенной натурой. Важно также отметить, что эпизод подчёркивает глубину сердечной интуиции героини: во многом сон оказался пророческим…

Цельность Татьяны

Но Татьяна не перестаёт любить Онегина и после убийства им на дуэли Ленского, что вынудило героя покинуть деревню.
Посещение деревенского дома Онегина заставляет Татьяну иначе думать о своём предмете. Она начинает лучше понимать поступки Онегина. С этого момента и совершается перелом в жизни Татьяны: она меняется внешне, её внутренний мир совершенно закрыт от посторонних глаз. Она выходит замуж, не видя иного жребия.
В Москве Онегина встречает холодная светская дама, хозяйка знаменитого салона, в котором считают за честь присутствовать люди из высшего общества. В ней Евгений с трудом узнаёт прежнюю робкую Татьяну и влюбляется в неё.
Но Татьяна не верит в искренность чувства Онегина, потому что не может забыть свои обманутые мечты о возможном счастье.

Зачем у Вас я на примете?

      Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна…

В Татьяне говорят оскорбленные чувства: настала её очередь отчитывать Онегина за то, что он не успел вовремя разглядеть в ней всю глубину её души.
Татьяна несчастлива в своём замужестве, слава и богатство не приносят ей удовлетворения, но она цельная натура, не способная на обман. Именно поэтому твёрдость звучит в её решении быть верной женой.

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
и т.д.................

Как известно, настоящая красота заключается не только во внешней оболочке, которая видима для человеческого глаза, но и в душевном наполнении: чистоте и свежести восприятия окружающего мира, внутренней гармонии.

Именно такой мы видим бессмертную героиню Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин» . Эта загадочная, прекрасная в своей отрешенности от окружающего ее блеска и празднества светской жизни девушка с первых страниц ее появления в романе завоевывает любовь читателя. Девушка не была рабыней аристократического общества, ее сердцу был близок мир простых людей.

Тонкая натура Татьяны

Отраду для своей души Татьяна находила в уединении, в наблюдении за окружающей ее природой дикой глуши. Девушку не всегда понимали окружающие, в сравнении с младшей сестрой Ольгой, ее внутренний мир всегда оставался закрытым и неизведанным для близких людей. Единственным другом Татьяны с ранних детских лет до юности была ее няня, которая чувствовала тонкую натуру девушки. Вместе они читали стихи, рассказы няни о сельской жизни еще больше разжигали в девичьей душе любовь к простоте существования.

Ее большое чистое сердце в первую очередь нуждалось в настоящей искренней любви. Человеком, которому она впервые подарила свои теплые чистые девичьи чувства, оказался Евгений Онегин. Молодой человек, в силу своего неумения разбираться в людях, не смог по достоинству это оценить и не ответил ей взаимностью. Особенно трогательным образ Татьяны становится при написании письма любимому. Ее душа в этот момент переполнена искренним волнением, ведь фактически первый раз в жизни она открывает душу другому человеку. Пренебрежение ее чувств Евгением в какой-то степени сделало ее еще более закрытой, но наша героиня научилась с этим жить.

В дальнейшем, когда мы видим Татьяну уже замужней женщиной, мы не перестаем восхищаться тем, что несмотря на то, что она стала светской дамой, девушка не изменила самой себе. Ее не смогла засосать пучина светских раутов и приемов, и как раньше единственной отдушиной для ее томной души было чтение, созерцание окружающего мира и одиночество. Татьяна смогла пронести сквозь года светлые чувства к Онегину. Когда Евгений второй раз видит Татьяну, в его сердце зарождается любовь к этой сильной красивой женщине. Но разум девушки берет верх над чувствами, помня о эгоизме и изменчивом характере Онегина, она отвергает его любовь. Из-за своего душевного благородство она не смогла предать мужчину, которому перед алтарем клялась в верности до смерти. Здесь мы видим, что Татьяна, сама пережив неимоверные страдания, не желает, чтоб подобное переживал ее муж.

Образ Татьяны - образ сильной женщины

Образ Татьяны - это образ сильной и возвышенной женщины, правдивой, честной, не способной на измену ни окружающих людей, ни самой себе.

Героиня Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» олицетворяет собой образ всех русских женщин - честных, благородных, с колоссальным внутренним миром. Женщин, которые умеют безвозмездно любить и с огромной глубинной чувств переживать трагедии. Образ Татьяны наполнил роман насыщенными эмоциями и непревзойденной душевной глубиной, что так характерно золотому веку русской литературной классики.

Татьяна – образ русской женщины в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина. История Татьяны, ее характер показываются в романе с разных сторон, в развитии. В начале произведения она еще почти ребенок, которая только-только становится взрослой. Татьяна молчалива, застенчива, любит погрустить у окна, не любит шумные игры и девичьи разговоры своей сестры и ее подруг. Поэтому в своей семье Татьяна представляется «чужой девочкой», она не умеет попросить родных о ласке. В то время, когда все вокруг любуются ее озорной сестрой Ольгой, Татьяна всегда одинока.

Однако Татьяне знакомы тончайшие душевные порывы: они просто не раскрываются для других. Она - романтическая личность. Татьяна обожает читать книги, ярко переживает с их героями разнообразные чувства и приключения. Ее привлекает все таинственное, загадочное. Поэтому Татьяна любит слушать народные легенды, мистические истории, которые рассказывает старая няня;

«Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказания луны».

Когда Татьяна влюбляется, глубина ее романтической натуры раскрывается. Вчерашняя робкая девушка оказывается неожиданно смелой. Она первая признается Онегину в любви, пишет ему письмо. Ее любовь идет от самого сердца, это чистое, нежное, застенчивое чувство. Даже циник Онегин видит, какая мечтательная девушка стоит перед ним, он не решается играть с ней. Однако оценить глубину, страсть ее любви он тоже не умеет. Татьяна, влюбившись, становится очень чувствительна, она даже предвидит трагедию убийства Ленского и отъезд любимого.

Образ Татьяны через несколько лет в Петербурге уже другой. Ушли наивность, детская вера в сказки. Татьяна теперь умеет держать себя в высшем свете, недоступно и по-царски величественно. И при этом она не отрекается от самой себя, ведет себя естественно. Татьяна считается королевой столицы, и Онегин вдруг влюбляется в нее. Но тут Татьяна обнаруживает собственное достоинство. Она остается верной своему мужу, хотя в глубине души еще живет ее девичья любовь к Онегину. Сила воли помогает ей соблюсти честность, благородство по отношению к своей семье.

Таким образом, Татьяна Ларина является эталоном чувствительной, женственной, мечтательной личности. Но одновременно образ Татьяны – это образ сильной, честной и порядочной женщины.