Open
Close

Характеристика и образ сони мармеладовой в романе преступление и наказание достоевского сочинение. Cочинение «Образ Сони Мармеладовой в романе Ф

Соня Мармеладова. Характеристика и образ сочинение

План

1. Ф. М. Достоевский и его “ ”.

2. Соня Мармеладова. Характеристика и образ

2.1. Трудная юность.

2.2. Любовь к людям.

2.3. Вера в Бога.

2.4. Знакомство с Раскольниковым.

3. Мое отношение к героине.

Ф. М. - талантливый создатель сложных психологических произведений. Его главные герои - яркие противоречивые личности, с непростой судьбой и тяжелыми жизненными обстоятельствами. Сам писатель прожил трудную неординарную жизнь, перенес каторгу и заточение, разочарования и личные трагедии. Испытав многие страдания и горести, Достоевский постарался в своем творчестве отразить собственные размышления и выводы, которые он вынес из пережитого.

Свой роман “Преступление и наказание” Федор Михайлович задумал в ссылке, а приступил к его написанию после нескольких страшных событий, которые принесли ему неимоверные боль и страдания, - смерти жены и брата. Это были годы одиночества и борьбы с гнетущими мыслями. Поэтому невыразимой реалистичной тоской и жизненной грустью проникнуты строки его философско-психологичного романа.

Соня Мармеладова - центральная фигура этого произведения. Она предстает перед читателями кроткой и испуганной девушкой, худой и бледной, в дешевом ярком наряде. Несмотря на свою молодость - Сонечке нет и восемнадцати лет, - она уже достаточно увидала и испытала в этой жизни. Героиня перенесла смерть матери и потерю спокойного обеспеченного существования.

Отец ее - мелкий чиновник, женился на женщине с тремя детьми. Но не это стало трагедией в жизни девочки. Слабость и пристрастие отца к выпивке - вот то, что причиняет страдания всей его семье. Мармеладов неоднократно терял работу из-за пьянства и несколько раз брался за ум. Но, обладая малодушием и бесхарактерностью, он скатывался все ниже и ниже - в бездонную пропасть нищеты, порока и немощи, увлекая за собой близких ему людей.

Мачеха Сони - несчастная, больная чахоткой женщина, уже не может бороться с мужем и вести достойный образ жизни. Видя, как голодают ее дети и в каких обносках они ходят, чувствуя, что слабеет и теряет здоровье, Катерина Ивановна становится злобной и затравленной. Сонечка, глядя на скудость и нищету, в которую погружаются ее близкие, на болезненность мачехи и заброшенность маленьких детей, решается пожертвовать собой во спасение других. Она идет на панель.

Девушке нелегко дается такой поступок. Придя в первый раз с непристойной работы, она отдает все деньги Катерине Ивановне и ложится на постель, отвернувшись от всех к стене. Не слышно, но горько плачет Соня по своей невинности, а мачеха “весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала”. Отец же в это время, наблюдая за падением дочери, лежал в стороне мертвецки пьяный.

Тяжело было Сонечке жить в таких условиях, не ощущая ни сострадания, ни поддержки, ни нежности, ни тепла. Но не озлобилась девушка в своих страданиях, не ожесточилась… Чтобы она ни делала, все делала из любви к людям, к своим родным. Никогда Соня не осуждала отца за его пьянство и слабоволие, никогда слова плохого о нем не сказала. Хотя это была явная вина Мармеладова в том, что его семья бедствует, и что его дочь вынуждена была продавать себя и кормить его детей. Но Сонечка не винила ни отца, ни мачехи за свою искалеченную молодость, а кротко и покорно жертвовала собой.

Она отдавала заработанные деньги тем, кто, по сути, были ей чужие, - мачехе и сводным братьям и сестрам. Несмотря на свою слабость и порочный образ жизни, девушка все также оставалась чистой душой и невинной сердцем, все также глубоко прощала и самоотверженно любила. Осознавая свой грех, она стеснялась себя и стыдилась. Она не могла даже сесть в присутствии обычных женщин, считая себя недостойной и оскверненной.

В то же время, Соня Мармеладова предстает перед нами не слабой безвольной героиней, а стойкой, мужественной и выносливой. Она могла бы наложить на себя руки от безысходности и отчаяния, как и сказал ей однажды Раскольников: “Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!” Но нет, девушка находит в себе силы жить дальше. Жить дальше и бороться. Бороться за нищее, убогое существование несчастных детей, многострадальной мачехи, жалкого отца.

Поддерживает Соню в такое нелёгкое для нее время не только любовь к ближним, но и вера в Бога. В вере она находит успокоение и умиротворение, именно она дарует девушке тихую радость и чистую совесть. Сонечка не фанатично набожна или показано благочестива, нет. Она любит Бога, она любит читать Библию, она находит отраду и благодать в своей вере. “Что бы я без Бога - то была?” - недоуменно восклицает главная героиня. Она благодарна создателю уже за то, что жива, за то, что может дышать, ходить, любить.

Испытывая смятение и смутное угрызение совести, Раскольников приходит к Соне и признается ей в преступлении. Необычный и удивительный происходит между ними разговор, который открывает перед нами новые прекрасные качества Сонечки Мармеладовой. рассказывает ей о своей страшной теории и сознается в двойном убийстве. Сколько нежности, доброты и понимания выказывает бедная девушка к страдающему молодому человеку. Она не осуждает его, не отталкивает, а старается понять и протянуть руку помощи. “Нет никого несчастнее тебя в целом свете”, - искренне жалеет она Раскольникова.

Девушка видит его боль, его страдания, она старается осознать мотивы и побуждения ужасного поступка, а не спешит осудить или раскритиковать. Пытаясь вникнуть в теорию Раскольникова, Соня остается верной себе и своим принципам. “Это человек - то вошь?” - со страхом удивляется она и старается доказать любимому человеку, что жизнь, чья бы она ни была, - священна и неприкосновенна, что никакими доводами и объяснениями невозможно оправдать убийство.

Девушка побуждает Родина раскаяться и признаться во всём властям. Ей кажется, что таким образом он искупит свой страшный грех и найдет успокоение. А она, освященная и одухотворенная своей самоотверженной любовью, разделит с дорогим мужчиной его наказание: “Вместе! Вместе! - повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, - в каторгу с тобой вместе пойду!” Соня, прекрасная в своем самопожертвовании, сдержала обещание. Она последовала за Раскольниковым в ссылку, стойко терпела его холодность и черствость, нежностью своей старалась растопить лед в его душе и вернуть ему прежнюю жизнерадостность и бодрость. Очень хочется надеяться, что это у нее получилось, и что девушка сделала счастливым главного героя и сама обрела личное счастье.

Мое отношение к Соне Мармеладовой полно восхищения и удивления. Каким неподдельным благородством обладает эта девушка, вынужденная торговать собой, сколько в ней возвышенности и величия души! Она очень тонко чувствует людей, она свято верит в добро и чудеса, она готова жертвовать собой, лишь бы другим было хорошо. Обладая непритворной кротостью и нелицемерной любовью, имея искреннюю веру в Бога, Сонечка Мармеладова старается улучшить мир так, как может.

Благодаря ее стараниям и уговорам, перед Родионом открылся путь к раскаянию. А это значит очень многое - она спасла душу молодого человека. На примере Сони Мармеладовой я также увидела, что нельзя судить человека, какими бы ни были его дела и поступки. Не зная, что побуждает его поступать так или иначе, не зная его чувств, горестей и переживаний, не допустимо порицать или осуждать, чтобы ни произошло. Нужно всегда понимать, что даже у самого плохого поступка есть смягчающие обстоятельства, и что даже самый отъявленный грешник может быть заложником обстоятельств.

Вероятно, у каждого писателя есть произведение, в котором он наиболее полно и объемно излагает свои взгляды на интересующие его проблемы. Для Ф.М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман "Преступление и наказание".

В этом романе на суд вынесена история бедного студента Родиона Раскольникова, сочинившего страшную теорию, согласно которой одни люди, относящиеся к высшим существам, могут ради благой цели убивать других, "тварей дрожащих". Самого Себя Раскольников, разумеется, причислял к первым. Создав эту теорию, он решает проверить ее на практике и убивает старуху-процентщицу и ее сестру. Но, оказывается, ему не по силам жить дальше по-прежнему с таким тяжелым грузом на плечах.

Ужасаясь теории Раскольникова, но в то же время видя, как далеко его душа отошла от человеческого тепла и света, автор вводит образ спасительницы в лице Сонечки Мармеладовой. Достоевский был писателем-гуманистом и верил, что добро должно быть действенным, а не просто присутствовать как некий абстрактный знак или символ. Поэтому Соня начинает играть в романе активную роль именно в момент раскаяния главного героя, и именно ей принадлежит главная заслуга в очищении и преображении Раскольникова.

До этого Соня лишь эпизодически появлялась в зарисовках петербургской уличной жизни, сначала как мысль, как рассказ Мармеладова в трактире о семье, о дочери с "желтым билетом", потом косвенно - как фигура мимолетного видения Раскольникова из "их мира" на улице: какая-то девочка, белокуренькая, пьяненькая, кем-то только что обиженная, потом мелькнула подпевавшая шарманщику девушка в кринолине, в мантильке, в соломенной шляпке с огненного цвета пером. Все это по крупицам внешний облик Сони, такой она предстанет, прямо с улицы, у постели умирающего отца. Только все внутреннее в ней - категорическое опровержение крикливо-нищенского наряда.

Пойти по "желтому билету" Сонечку вынудила ее жизнь "среди голодных детей, безобразных криков и попреков", с несчастным отцом-пьяницей и "сумасшедшей от горя" мачехой. Свой первый "заработок" - тридцать целковых - она "молча выложила" перед Катериной Ивановной, а та "весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала...". Так же молча ("Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют") Соня подала отцу на похмелье последние тридцать копеек. Позор коснулся ее "только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце". Положение этой девушки в обществе, "к несчастью, далеко не одиночное и не исключительное". Перед ней, как сначала полагает Раскольников, открыты три дороги: "броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или... броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Так рассуждает большинство, только один Лебезятников - приверженец "новой" жизни в "коммунах" - смотрит на действия Сони "как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества" и глубоко уважает ее за это.

Сама же Сонечка считает себя "великой грешницей". Мысль о "бесчестном и позорном ее положении" давно истерзала душу ее до "чудовищной боли". Робкая от природы, Соня знает, что "ее легче погубить, чем кого бы то ни было", что обидеть ее может каждый "почти безнаказанно". И поэтому кротостью, покорностью "перед всем и каждым" всегда старается избежать "беды". Поступок Лужина, называющего Соню "девицей отъявленного поведения" и подло представляющего ее "воровкой", заставляет девушку ощутить мучительное чувство беспомощности - ей становится "уж слишком тяжело". И тем не менее на вопрос Раскольникова: "Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?" - она отвечает: "Да ведь я Божьего Промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?" Любой человек для нее- не "вошь".

"Ненасытимое сострадание" к ближнему, всепрощающая доброта Сонечки настолько велики, что она "свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет". Она "верит, что во всем справедливость должна быть... И хоть мучайте ее, она несправедливого не сделает". Жизненную силу Сонечке дает вера в Бога: "Что ж бы я без Бога-то была?" Когда Соня "горячо и страстно" читает Раскольникову главы Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря, ее охватывает чувство "великого торжества" - будто она воочию видит, как "вышел умерший".

Этот ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий. Родион приходит к Сонечке с признанием в совершенном убийстве, чтобы переложить на нее "хоть часть своих мук", и встречает "беспокойный и до муки заботливый взгляд ее", видит одну лишь любовь. Ведь Соня понимает только то, что он "ужасно, бесконечно несчастен". "Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!" - восклицает она и бросается перед Раскольниковым на колени, обнимает и целует его, обещает никогда и нигде не оставлять. При этом Сонечка не испытывает "ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему", он не чувствует "ни малейшего содрогания в ее руке". Соня осознает только, что Раскольников - богохульник, который ничего не понимает (" От Бога вы отошли, и Бог вас дьяволу предал"), и предлагает ему "страдание принять и искупить себя им", "сию же минуту" пойти на перекресток, поцеловать землю, поклониться "всему свету" и произнести вслух: "Я убил!" - "Тогда Бог опять жизни тебе пошлет".

В то же время Соня для Раскольникова представляет собой "неумолимый приговор, решение без перемены" - "тут - или ее дорога, или его". Благословляя на будущее страдание, девушка надевает на грудь Родиону "простонародный" кипарисный крестик, а когда он начинает колебаться, встречает его таким диким взглядом, что он не может не заявить на себя.

Сонечка навещает Раскольникова в тюрьме, а затем (на деньги, оставленные ей Свидригайловым) отправляется за ним в Сибирь. Там она пользуется непонятной для Раскольникова любовью всех арестантов. Каторжники кланяются ей, хвалят и благодарят за все. Она для них "Матушка, Софья Семеновна, мать... нежная, болезная!", бесконечно добрая, понимающая и сострадающая. Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему страданию и горю человеческому.

Образ Сонечки вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Она выступает в романе от лица всех "униженных и оскорбленных". Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира нужна была Достоевскому для спасения и очищения главного героя. Ведь Раскольников - это не обычный, заурядный преступник, а человек, которого захватила идея и который в силу своих личных качеств не может отказаться от нее, не проверив на деле. Решившись на пробу, Раскольников мысленно уже поделил всех людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих", а потому лишь некоторые, очень немногие, могли повлиять к тому времени на его мироощущение. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, смогла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона.

Соня Мармеладова, жертва мира Лужиных и Свидригайловых и вместе с тем новая совесть Раскольникова, стала носительницей ноной философии противостояния и ответа злу. Эта хрупкая девушка, наделенная чутким всепрощающим сердцем, способна видеть чужое горе и сопереживать чужому страданию. Но неправильно видеть в Сонечке только смирение перед несчастьями жизни, в ней есть и активность, и страстность неприятия порока, и сила, и деятельная любовь к человеку.

Убежденная в религиозном братстве обездоленных и в возможности воскресить человека, она стремится спасти Раскольникова и не только говорит ему о необходимости искупить его вину всенародным покаянием и страданием, но и побуждает его явиться к людям. Именно ее несокрушимая деятельная вера становится источником возрождения героя.

Образу Сонечки Мармеладовой автор "Преступления и наказания" отводит одно из главных мест в своем романе, так как образ этот воплощает в себе и мировую скорбь, и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Возможно, в этом образе воплотились духовные искания и самого Ф. М. Достоевского.

Соня Мармеладова является одним из основных персонажей шедевра русской классики, романа Фёдора Михайловича Достоевского под названием «Преступление и наказание».

Девушка живёт по «жёлтому билету», она вынуждена продавать своё тело, чтобы помогать своей семье. Её отец, Семён Захарович Мармеладов, ранее занимал приличную должность, а теперь дошёл до грани нищеты и начал пить. Мачеха, Екатерина Ивановна, болеет чахоткой и всячески притесняет Сонечку. Чтобы хоть как-то обеспечить родителей и их младших детей, Соня решается на низменный в её понимании поступок: она становится публичной женщиной. Её семья голодает, поэтому Мармеладова переступает через себя и нарушает свои моральные принципы.

Девушке восемнадцать лет, она обладает женственной, стройной фигурой, имеет светлые волосы, маленькие нос, подбородок и ясные голубые глаза. У Сони низкий рост и миловидное, симпатичное лицо.

Люди, окружающие девушку, понимают её тяжёлое положение и не осуждают Соню. В некоторой степени, её поступки благородны и заслуживают уважения, ведь Мармеладова не тратит заработанные деньги на себя, а отдает их своим близким и безвозмездно помогает другим людям.

Несмотря на род деятельности, Мармеладова очень добрый, искренний и наивный человек. Её часто незаслуженно обижают, но она очень мягкая личность и не способна дать отпор, ведь обладает очень робким характером. Сонечка очень религиозна, а также, человеческую жизнь она считает наивысшей ценностью. Девушка способна на самопожертвование, ведь она вынуждена терпеть ужасный позор ради благополучия близких. Она старается появляться дома как можно реже, ведь ей стыдно за её способ заработка денег, Соня приходит лишь для того, чтобы отдать средства отцу или мачехе.

Она не согласилась с теорией Родиона Раскольникова о том, что людей нужно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Соня считает, что все равны между собой, никто не имеет права осуждать кого-либо и отнимать чужую жизнь. Девушка искренне верит в Бога, поэтому думает, что только он может оценивать человеческие поступки.

В образе Сони Мармеладовой Достоевский воплощает своё понимание идеи гуманизма, человеческого сострадания и благородности. В её лице, автор создал антипод главного героя, Родиона Раскольникова. У читателей Соня вызывает сочувствие и понимание, а также, на её примере Достоевский показывает действительно ценные человеческие качества.

Сочинение про Соню Мармеладову

Среди всех персонажей романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей. Эта героиня заставляет задуматься читателя о самых нужных качествах для человека: милосердии, самопожертвовании, искренней вере в Бога.

Соня Мармеладова - молодая девушка восемнадцати лет, стройная, со светлыми волосами. Ее отец бывший чиновник, который стал безбожным пьяницей после увольнения. Его постоянное пьянство довели его до того, что он вынес все ценные вещи и одежду своей супруги, мачехи Сони, из дому, чтобы оплачивать долги. Для того, чтобы Соню и ее семью не выгнали из комнаты, которую они снимали,она жертвует своей невинностью и, как истинная верующая в Бога, совершает этим тяжкий грех. Не смотря на то, что подобный поступок сильно подкосил дух героини, она не винит в этом отца или мачеху, Катерину Ивановну, которая буквально вынудила ее пойти по желтому билету. Вместо этого она находит в себе силы смириться со своей судьбой. Она понимает всю важность поступка, ведь это было сделано не для нее, а ради того, чтобы семья не голодала в нищите. Этот поступок не проходит бесследно для Сони Мармеладовой. Она ощущает себя ниже других женщин и даже не может присесть в обществе сестры Родиона Раскольникова. В этом романе читатель видит Соню как истинную верующую и проповедницу христианства. Основа ее действий ничто, как любовь к ближним и родным ей людям: она дает отцу деньги на выпивку из-за любви к нему, ее любовь помогла Раскольникову очистить его душу на их совместной каторге.

Соня Мармеладова в этом романе выступает как противопоставление образу Радиона Раскольникова, его теории. Для героини все люди равны между собой, и никто не имеет права отнимать жизнь у другого. Она отправилась с Родионом на каторгу, где надеялась не только помочь ему в искуплении его грехов, но и искупить свои. Благодаря любви героини ко всему окружающему сокаторжники полюбили Соню, а Раскольников нашел в себе силы раскаяться в своих грехах и начал новую жизнь с чистого листа.

Через образ Сони Мармеладовой Федор Михайлович Достоевский показывает читателям свои мысли и убеждения,относящиеся к справедливости и любви к людям.

Вариант 3

Эта нежная и совсем хрупкая девушка, вызывает у читателя глубокое сочувствие, ее нелегкая судьба заставляет сердце сжаться. Совсем юная девушка Сонечка, была вынуждена стать рабыней обстоятельств, посланная собственной семьей на панель, она смиренно принимает свою участь. Эта миниатюрная девушка с глубокими и ясными газами, слишком робкая и богобоязненная особа. Но преданность своей семье, настолько сильна, что она переступает через себя и свои убеждения, дабы помочь семье справится с финансовыми трудностями.

Не смотря на то, что главная героиня не совсем Соня Мармеладова, все же в романе отчетливо прослеживается, нежное отношения Федора Михайловича Достоевского, к этому истерзанному судьбой персонажу. Он все время возвращается к этой совсем юной и такой ранимой особе, которая вынуждена нести свой крест.

Соня не ждет взамен благодарности и оваций за свое решение, ее преданность отцу не видит границ, Мармеладов же, в свою очередь тоже очень любит свою дочь, но болезненная тяга к спиртному, сделала из него безвольного раба. Он бесцельно шатается по улицам и кабакам, затуманивая свое сознание раз за разом, сжимая, в такой способ чувство вины за собственную беспомощность.

Хрупкой Сонечке в свою очередь очень стыдно посещать отчий дом, не смотря на то что пошла она не этот грех, только ради своей семьи, приходит она лишь для того чтобы отдать деньги мачехе, которые достаются ей сквозь нестерпимые душевные терзания.

Складывается впечатление, что Соня совершенно не способна думать о себе, все ее действия направлены на заботу о своих ближних. Она считает, что нет людей лучше, чем она и нет же хуже, ибо перед Богом все равны, все дети его.

Единственное что смущает эту щупленькую девочку с детским личиком, это то, что Раскольников, после своего признания пытался скрыть вину. Но, по мнению Мармеладовой, нет преступления ужасней, она не осуждает молодого человека, но все же считает, ужасным пытаться обойти наказание.

После того как Родион признался в своих деяниях и ответил перед законом. Соня единственная кто не отвернулся от него и продолжала наведывать Раскольникова, в местах не столь отдаленных. Не смотря на то, что Родион, не очень то тепло встречал на первых парах девушку, она продолжала посещать юношу. Что в очередной раз доказывает то, что нет придела ее милосердию.

Есть между молодыми людьми нечто связующее, они оба перешли черту, оба прыгнули с обрыва и ничего не вернуть назад, но все же есть существенная разница, Родион, пренебрег чужой жизнью, а Соня пожертвовала собственной. У обоих были вне сомнения благие цели, но все же есть черта дозволенного.

Сочинение 4

Соня Мармеладова - главный женский образ романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Первый раз читатель узнаёт о Соне из рассказа её отца, Семёна Мармеладова о своей жизни Родиону Раскольникову: «единородная дочь моя». Глава семейства Мармеладовых рассказывает о подвиге Сони: ради благополучия семьи восемнадцатилетняя девушка идёт на панель, ведь другого способа заработать денег у неё нет. Это считается подвигом, ведь Соня переступает через страх унижения, мораль, она не думает о себе, а заботится о близких.

Этот поступок отразится на дальнейшей жизни Сони, ведь теперь она обладательница «жёлтого билета», документа заменяющего паспорт и дающего право на работу «ночной бабочкой». Вернуть паспорт обратно было тяжело, а с жёлтым билетом заниматься можно было только проституцией, а значит, получить хоть какую-нибудь работу Соня Мармеладова не могла.

Зная, чем занимается Соня, окружающие её травили, брезговали находиться с ней в одном помещении (пример: Амалия Фёдоровна, выдворившая Соню из комнаты, сдававшейся Мармеладовым).

Полное имя девушки, София, пришло из Греции. На греческом оно означает «мудрость». И правда, Соня Мармеладова мудрая девушка. Любой её поступок обоснован. Это иногда не заметно под наивностью и некоторым любопытством, присущими Соне в силу её возраста.

Внешность Сони даёт понять читателю, что душа девушки наполнена светом, несмотря на все обстоятельства её жизни. У Сони Мармеладовой «голос кроткий», «личико бледненькое, худенькое». Она «белокурая», «малого роста, блондинка, с замечательными голубыми глазами». У девушки «стыдливый взгляд» ей не плевать на нравственные ценности и идеалы.

Это мы видим и в сцене с признанием Раскольникова. Она, сочувствуя ему, всё же убеждена в том, что каждый имеет право жить, что бы он ни совершил и кем он ни был. Преступление непозволительная роскошь для всех, кто пытается таким образом добиться счастья себе или другим. Соня понимающая, любящая, преданная девушка – она отправляется в Сибирь вслед за Родионом. Соня готова была ждать возвращения возлюбленного. Она нравственный идеал Фёдора Михайловича Достоевского, героиня, выражающая мнение автора.

Мы сочувствуем Соне и в то же время понимаем, что она стоит на правильном пути и по правильному пути движется вперёд. На этот путь она наставляет и главного героя романа – Родиона Раскольникова.

5 вариант

Одним из шедевров русской литературы является произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И одним наиболее ярких персонажей является Соня Мармеладова. Автор преподносит читателю образ восемнадцатилетней девушки, с красивой осанкой и белоснежными волосами. Ее тонкая и женственная натура, подвержена сильным жизненным переживаниям, из-за трагической судьбы героини.

Соня живет в семье, в которой отец не работает и злоупотребляет спиртными напитками, матери у нее нет, есть только мачеха. Эта женщина больна, в семье много детей, детям нечего кушать. Поэтому Соня решает работать продажной женщиной, чтобы заработать хоть какие-то деньги для семьи.

Это решение было вынужденным, оно полностью противоречит характеру и мировоззрению героини, она пошла на эту жертву ради своей семьи. Поэтому очень переживает из-за своей работы, дома она не бывает, приносит деньги отцу и опять уходит на работу.

Но это низкое занятие не переломило Соню, она верит в людей, в Бога и помогает Раскольникову. Раскольников делит людей на два сословия, одни по его мнению должны править миром, а вторые просто дрожащие твари, которых не нужно уважать.

Соня не разделяет этого мнения, она говорит Родиону, что все люди равны перед Богом и только Господь Бог может судить людей. Все люди равны перед Богом и обществом, вот поэтому она готова искупить свою вину и, Раскольникова наставить на истинный путь.

Автор на примере главной героини романа «Преступление и наказание», показывает читателям, какие есть хорошие черты человеческого характера. Именно Соня Мармеладова, имеющая столь антиморальную профессию, обладает высокими душевными качествами.

Она на протяжении всего романа рассказывает Раскольникову о смысле жизни и о том, как нужно искупить свою вину, перед людьми и перед Богом. Именно благодаря Соне и ее любви к нему Раскольников выдерживает долгие годы каторги и искренне раскаивается в своем поступке.

Это раскаяние дает облегчение его душе, он может жить дальше и любить Соню. Благодаря постоянной поддержке со стороны Сони, Раскольников начал новую жизнь. Он покаялся в содеянном преступлении и полностью поменял свое отношение к жизни и людям.

Соня Мармеладова, это именно тот герой произведения, который может помочь не только себе, но и всем окружающим получить путь к спасению, через веру в Бога и всепоглощающей любви к людям. Она настолько искренне общалась с Раскольниковым, что он смог стать чуточку добрее и легче смотреть на жизнь.

Соня сама страдала от душевных мук, так как не могла простить себя за то, что ей пришлось работать в публичном доме. Но благодаря вере в Бога и сильному духу, Соня вытерпела все эти муки и стала на истинный путь. И помогла не только себе, но и Раскольникову стать лучше, чем он есть на самом деле.

Сонечка Мармеладова

Произведения Достоевского всегда имели в себе намного больше, чем просто интересный сюжет и колоритные персонажи. В своих произведениях автор часто задевал общественные темы и идеи, тем самым размышляя над ними в произведениях вместе с читателем. Он показывал простые бытовые проблемы красивым литературным языком, метафорами, и афоризмами, что также сыграло немаловажную роль в развитии, как и его карьеры, так и всей литературы в целом. За весь свой творческий путь он написал немало достойных произведений, однако самым ярким примером вышеописанного является его знаковое для литературы произведение – “Преступление и наказание”.

В своём произведении “Преступление и наказание” Достоевский рассказывает трагичную историю становления простого человека в разбойника, убийцу, и просто алчного человека. Также в произведении мы можем видеть множество различных персонажей со своими уникальными, не похожими друг на друга, образами. Одним из таких персонажей является Соня Мармеладова.

Соня Мармеладов – молодая девушка, которой из-за весьма неприятных обстоятельств приходится работать в ещё более неприятных местах, дабы прокормить себя, и свою семью. Автор показывает её образ, как образ самоотверженной девушки, которая готова пойти на все, дабы помочь своей семье. Показывая её как девушку, которая по воле судьбы обязана преодолевая себя работать в таких отвратительных местах, автор внедряет новую мысль и тему в произведение – тему преодоления своих желаний во имя общего блага.

Характером же Соня довольно скромна, и даже наивна, но эта наивность в основном и подкупает её клиентов, заставляя обращать на неё своё внимание, и происходит это, скорее всего, из-за жалости. Так или иначе, автор создал достаточно запоминающийся образ в произведении, который переносит его мысли и темы, которые он бы хотел перенести в своё произведение, дабы читатель мог вместе с ним поразмышлять на данную тему, и, конечно же, прийти к возможному решению проблемы.

Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Сони Мармеладовой в произведении “Преступление и наказание”.

Несколько интересных сочинений

  • Образ города в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс сочинение

    Приехав в этот город, Павел изначально предполагал, что этот город более «живой», в нём чаще можно увидеть празднования и уличные вывески. Но окунувшись в быт его жизни, Чичиков понимает, что это лишь маска

  • Я очень люблю собак и уверен в том, что это лучшие друзья! Они бываю разные. Это маленькие и большие, лохматые и гладкошерстные. Собака может быть с родословной, а может и быть простой дворняжкой. Но, ведь она тоже друг человека

  • Анализ трагедии Пушкина Моцарт и Сальери 9 класс

    Произведение по жанровому направлению относится к трагедии, названной автором маленькой и созданной в соответствии с единством места, времени и действия в стиле классицизма.

  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека

  • Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение

    В произведении Толстого “Война и мир” присутствует огромнейшее множество персонажей, которым автор уделил немалое внимание, раскрыв их образы и рассказав их историю читателю, но, однако, любимым персонажем у Толстого

Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.
Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. “...А взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...” Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.
Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию - “теорию Бога”. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом.
Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она- через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Рас-кольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: “Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...”
Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Рас-кольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Соня Мармеладова - центральный женский персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Её непростая судьба вызывает у читателей невольное чувство жалости и уважения, ведь чтобы спасти от голода свою семью, бедная девушка вынуждена стать падшей женщиной.

И хотя ей приходится вести аморальный образ жизни, в душе она остается чистой и благородной, заставляя нас задуматься о настоящих человеческих ценностях.

Характеристика главной героини

(Знакомство с Соней )

На страницах романа Сонечка появляется не сразу, а уже после совершения двух преступлений Радионом Раскольниковым. Он знакомится с её отцом, мелким чиновником и горьким пьяницей Семеном Мармеладовым и тот с благодарностью и слезами рассказывает о своей единородной дочери Соне, которая чтобы прокормить отца, мачеху и детей идет на страшный грех. Тихая и скромная Соня, не имея возможности найти другую работу, идет на панель и все заработанные деньги отдает отцу и его семье. Получив вместо паспорта так называемый «желтый билет», она имеет легальную возможность работать проституткой, и уже вряд ли когда-нибудь сможет бросить это страшное и унизительное ремесло.

Соня рано стала сиротой, отец женился и завел другую семью. Там вечно не хватало денег, дети голодали, а озлобившаяся мачеха устраивала скандалы и в отчаянии от такой жизни иногда попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня не могла этого вытерпеть и решилась на отчаянный поступок, чтобы заработать денег для семьи. Жертвенность бедной девушки поразила Раскольникова до глубины души, и он был впечатлен этой историей еще задолго до самой встречи с Соней.

(Советская актриса Татьяна Бедова в образе Сонечки Мармеладовой, к/ф "Преступление и наказание" 1969 )

Впервые мы встречаемся с ней на страницах романа в день, когда её отец был раздавлен пьяным извозчиком. Это худенькая блондинка маленького роста, лет семнадцати-восемнадцати, с кроткими и замечательно красивыми голубыми глазами. Она одета в пестрый и немного нелепый наряд, прямо указывающий на род занятий. Робко как призрак она стоит на пороге каморки и не смеет туда зайти, потому-то её совестливая и чистая от природы натура заставляет чувствовать себя грязной и порочной.

Кроткая и тихая Соня, считающая себя великой грешницей, недостойной находиться рядом с обычными людьми, не знает как себя вести среди присутствующих, не смеет присесть рядом с матерью и сестрой Раскольникова. Её унижают и оскорбляют такие низкие и подлые люди как надворный советник Лужин и квартирная хозяйка Амалия Федоровна, а она все терпеливо и безропотно сносит, ведь не может постоять за себя и абсолютно беззащитна перед наглостью и хамством.

(Соня выслушивает Раскольникова, поняв, идет на помощь ему, к его покаянию )

И хотя внешне она выглядит хрупко и беззащитно, ведет себя как затравленный зверек, внутри Сони Мармеладовой спрятана огромная душевная сила, в которой она черпает силы, чтобы жить дальше и помогать другим жалким и обездоленным людям. Эта сила зовется любовью: к отцу, к его детям, ради которых она продала свое тело и погубила душу, к Раскольникову, за которым она отправляется на каторгу и терпеливо сносит его безразличие. Она не держит ни на кого зла, не обвиняет в своей искалеченной судьбе, всех понимает и прощает. Чтобы не осуждать людей и прощать их пороки и ошибки, нужно быть очень цельным, сильным и великодушным человеком, которым и является простая девушка со сложной судьбой, Соня Мармеладова.

Образ героини в произведении

Робкая и загнанная, осознающая весь свой ужас и позор положения, Соня (в переводе с греческого её имя означает мудрость ) терпеливо и безропотно несет свой крест, не жалуясь и никого не обвиняя в такой судьбе. Её исключительная любовь к людям и пламенная религиозность дают ей силы вынести её тяжелое бремя и помочь нуждающимся добрым словом, поддержкой и молитвой.

Для неё жизнь любого человека священна, она живет по законам Христа и каждый преступник для неё несчастный человек, требующий прощения и искупления своего греха. Её сильная вера и огромное чувство сострадания заставили Раскольникова признаться в совершенном убийстве, затем искренне покаяться, прийти к Богу и это стало для него началом новой жизни и его полного душевного обновления.

Образ героини, ставший бессмертной классикой учит всех нас великой любви к ближнему, самоотдаче и самопожертвованию. Соня Мармеладова, любимая героиня Федора Михайловича Достоевского, ведь она воплотила на страницах романа его самые сокровенные мысли и идеальные представления о христианской религии. Жизненные принципы Сони и Достоевского практически идентичны: это вера в силу добра и справедливости, что всем нам нужно прощение и смирение, и самое главное это любовь к человеку, какие бы грехи он не совершил.