Open
Close

Хазария. Хазары и хазарский каганат

Памятник Святославу Храброму

Возникновение Хазарского каганата

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: всё Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и «белых»).

Хазарский каганат, Хазария (650-969) - средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы, вплоть до Днепра.
Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, столица - г. Семендер. Позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым «вещий Олег» собирается «отмстить неразумным хазарам». В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утверждённом списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными («Иду на вы!» и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Также информацию можно почерпнуть в песни "Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре". Поэма Славомысла "Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре" впервые была опубликована в 1847 году польским археологом Фаддеем(Тадеушем) Воланским в книге "Памятники славянской письменности до Рождества Христова", где древнерусский текст был воспроизведён литографическим способом.

Появление иудеев и захват власти в Хазарии

Появление иудеев в Хазарии можно связать с миграцией иудеев с Персии, где они пытались осуществить захват власти финансовым путем(ростовщичество) и уничтожение представителей сильных родов персов и захват власти.

Также появлением иудеев в Хазарии можно связать с представителем тюркского рода Булана, вышедший из степи. Который решил возвратиться к "религии предков - иудаизму", т.к. в его роду было принято праздновать субботу. Также приглашение "братьев по вере" в Хазарию. Об этом событии хорошо написал Л.Н. Гумилев в своей книге "Открытие Хазарии".

В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представлявший местное население. Фактически страной управлял бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну. Положение кагана вряд ли можно назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или бека. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее. В ущемлённом положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии - по иудейской терминологии «гои», «недочеловеки».

Первый бек - Обадия - создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал «мудрецов израильских», дал им серебро и золото, за что они «объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв». С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, «возродивший древний иудейский закон». В стране начало жёстко подавляться христианство.

В качестве военной силы хазары пользовались услугами многочисленного наёмного мусульманского войска. Эта «гвардия» действовала и во внешних войнах, и в качестве карательной силы внутри страны. Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.

Что уж говорить о землях, населённых славянами! «Повесть временных лет» сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всём своём могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене. Наёмное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь, «пошёл на Хельгу» (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошёлся первым очень дорого - в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Разгром Иудейской Хазарии

Военная деятельность Святослава при своём небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: «Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом…»

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяжённость похода - около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трёх лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.

Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось несложно. «И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя», - лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф в Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.

Хазарский каганат был сокрушён Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племён. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на её окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии.
Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Итоги

Давайте зададимся вопросом: почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня, как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец мощному господству?

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

Верхушка власти не пользовалась поддержкой местного населения, по-этому после побед Святослава Храброго никто не стремился востанавливать государство.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днём сегодняшним напрашиваются сами собой.

Остатки иудеев вернулось в Европу, часть осела в г. Киеве, что привело к дальнейшему ослаблению Киевской Руси. Остатки рассеялись по всему бывшему Хазарскому Каганату.

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Структура хазарского государства соответствует традиционному образцу кочевых империй Евразии. Хазары изначально

1053 года назад, в лето 965 г., великий русский князь Святослав Игоревич разгромил хазарскую армию и взял столицу Хазарского каганата - Итиль.

Хазарский каганат представлял серьёзную военную угрозу для Руси. Археологи обнаружили целую систему каменных крепостей на правом берегу Дона, Северного Донца и Оскола. Одна белокаменная твердыня располагалась от другой на расстоянии 10-20 километров. Форпосты располагались на правом, западном и северо-западном берегу рек. Большую роль в сооружении этих крепостей сыграли византийские инженеры. Так, Саркел (Белую Вежу) на берегу Дона возвели именно византийские инженеры во главе с Петроной Каматиром. Да и укрепления Итиля делали византийцы-ромеи. Хазарское государство играло важную роль в военно-политической стратегии Константинополя, сдерживая Русь. Саркел был главной крепостью хазар на северо-западной границе державы. В нём размещался постоянный гарнизон из нескольких сотен воинов. Крепости решали не только оборонительные задачи, но и наступательные, хищнические. Фактически это были форпосты, выдвинутые вперёд, так как они располагались на правом (западном) берегу, а не на левом (восточном), что усилило бы их оборонное значение. Эти плацдармы использовались в качестве прикрытий для организации нападений и отхода хазарских войск. Из них же совершали грабительские рейды небольшие хазарские отряды.

были ордой всадников, которой удавалось политически контролировать соседние земледельческие племена.

История Западнотюркютского каганата с 630 по 651 г. была сплошной гражданской войной между конфедерациями Дулу и Нушиби. Перевес имели Нушиби, так как они опирались на богатые города Средней Азии и на союз с Китаем, но воинственные кочевники Дулу пригласили на помощь восточнотюркютского царевича Юйгу-шада с закаленной в боях дружиной и это уравновесило силы. Война была настолько ожесточенной, что ни та, ни другая сторона не имела возможности заниматься покорением отпавших окраин тюркютского каганата. Это обстоятельство и позволило Кубрату сберечь независимость новорожденного Болгарского ханства.

В то время как болгары , возглавляемые династией Дуло , оставались сторонниками тюрок Дулу, хазары сохраняли верность Нушиби и до 651 г. не имели никаких поводов для разрыва с каганатом. В соответствии с этим хазары не могли не быть противниками своих западных соседей- болгар. Но за это время империя Тан настолько усилилась, что оккупировала восточные владения каганата. Это вызвало такое возмущение среди самих Нушиби, что хан Иби-Шегуй, проводивший проки-тайскую политику, оказался низвергнутым, а власть захватил вождь племен Дулу Хэлу Шаболо-хан.

Дальнейшая судьба Иби-Шегуй-хана неизвестна. Куда же бежали его сторонники? Каганат принадлежал дулусцам, в Тохаристане сидел отступивший туда Юйгу-шад, враг Иби-Шегуя, Иран был закрыт наступавшими арабами. Может быть он укрылся у оставшихся верными Нушиби хазар, где и положил начало независимой хазарской династии каганов из рода Ашина?

О том, что дело могло происходить действительно так, свидетельствует упоминание в «Худуд ал-аламе» о том, что хазарская династия каганов принадлежала к роду Ашина ". Так как в событиях тридцатых годов VII в. ни Мохо-шад, ни его сын Були-шад не удержались в Хаза-рии, то необходимо допустить, что один из членов тюркютского правящего дома позже вновь появился в Хазарии и положил здесь начало династии каганов того же происхождения. Тот факт, что владетели Хазарии с самого начала именовались каганами, свидетельствует, что основателем их династии был каган. Им и мог быть преемник Иби-Шегуй-хана, свергнутый с тюркютского престола, но нашедший себе убежище у хазар, и ранее связанных с нушибийскими племенами и их ставленниками. В таком случае историю самостоятельного Хазарского каганата надо вести с 651 г.

Их господство, однако, было намного мягче по отношению к подчиненным народам, нежели господство аваров и даже булгар . Интерес хазар к торговле добавлял своеобразные черты к самому характеру их владычества. Заняв территорию Северного Кавказа, Азовский регион и бассейн нижней Волги, хазарское государство стратегически было расположено так, чтобы

контролировать точки пересечения наиболее важных торговых путей западной Евразии. Охрана этих путей составляла главную цель политики кагана, а вознаграждался он сбором таможенных пошлин с караванов и судов , курсировавших на север и на юг, на запад и на восток. Мы уже называли хазар изначально кочевым народом , однако это утверждение нуждается в некотором уточнении. Они представляли из себя смешение тюрков, северокавказских «гуннов» и некоторых туземных «яфетических» племен северокавказского ареала Торговля и ремесла играли важную роль на этих территориях задолго до прихода тюрков, и поселения городского типа существовали там с незапамятных времен.

Несмотря на уплату дани и хазарские набеги, южный край восточных славян получил от хазарского владычества и пользу : для данников хазары держали открытыми свои торговые пути, соединявшие Хазарский каганат с Европой и Азией. Славяне-данники приобщались к международной торговле, их экономическое и общественное развитие шло быстрее.

Хазарский воин

С начала IX в. восточные славяне стали сталкиваться с прорывавшимися в Причерноморье через хазарские владения тюркскими кочевыми народами –печенегами, болгарами (булгарами). Один из трех болгарских племенных союзов обосновался на Средней Волге и основал свое государство – Волжскую Булгарию. Около 900 г. из Азии через Южное Поднепровье прошли к Дунаю воинственные кочевники финно-угорской семьи народов – мадьяры (венгры). Славяне звали ихуграми.

Славяне и варяги. Судя по археологическим раскопкам, в IX в. в ходе торговых операций в земли восточных славян стали поступать арабские серебряные монеты (дирхемы). Серебряные деньги привлекли в восточнославянский мир варягов. Этих северных германцев, жителей Скандинавии, в Западной Европе звали норманнами («северными людьми»), викингами.

На быстроходных ладьях варяги приходили на север Восточно-Европейской равнины в земли ильменских словен, кривичей и финно-угорских племен. Они обосновались в Старой Ладоге, расположенной на Волхове недалеко от места его впадения в Ладожское озеро. В результате варяжского похода 859 г. кривичи, ильменские словене и чудь оказались обложены данью. Очевидно, в первой половине IX в. варяги разведали речные пути и волоки, через которые можно было попасть из Балтийского моря в Черное (путь «из варяг в греки») и Каспийское (Великий Волжский путь). Варяжские поселки появились в районе современных Смоленска, Ростова, Ярославля.

Варяжский воин

Разумеется, тюркская орда, которая вторглась на Северный Кавказ во второй половине шестого века, состояла из кочевников , но ко времени подъема хазарского государства, век спустя, некоторые из этих кочевников были уже знакомы с обычаями более оседлой жизни. В то время как хазары большую часть времени проводили в степях , почти каждый хазарский вельможа имел сады, виноградники и поля, где работали его крепостные, и которые он любил посещать.

Развитие древнерусского государства в IX - первой половине X века не может быть правильно понято без учета длительных внешних контактов древнерусского государства с Хазарским каганатом, народами Северного Кавказа, Закавказья, Ирана.

В IX веке русская держава имела мало друзей и много врагов. Так исторически получилось, что наиболее опасными врагами обязательно являлись её могущественные соседи. К великому сожалению близкими соседями Древнерусского государства были хитрые и алчные иудеи-хазары, хищные варяги и коварные греки видевшие в молодом славянском государстве объект своего обогащения, а так же главного и очень опасного соперника, смертельного врага в борьбе за гегемонию в этом регионе.

Взаимоотношение Русского государства с подвластным ей кругом не славянских народов имели существенное влияние на её внешнею политику. Государство впервые взяло в свои руки жёсткий контроль над древними торговыми путями внутри страны и из неё в другие, подчас очень отдалённые земли Европе, Азии и даже Африки. Различными торговыми соглашениями и договорами с ведущими государствами Русь стремилась укрепить свои международные торговые права и создать устойчивые союзы, направленные в первую очередь к охране безопасности как самой Руси, так и подвластных ей не славянских народов.

Непросто очертить точные границы хазарского государства, особенно еще и потому, что должно быть сделано различие

между собственно хазарскими землями и землями племен, подчиненных хазарскому владычеству, но пользовавшихся некоторой автономией. Основное ядро хазарского государства включало в себя северокавказскую территорию и треугольный выступ к северу между нижним Доном

Дон в нижнем течении представляет собой тихую, спокойную реку - с широкой поймой, изобилующую рукавами, и характерным для большинства равнинных рек, асимметричным строением долины, с тремя надпойменными террасами. Ширина русла в летнюю межень составляет 150-550 м. От станицы Мелеховской и до устья Северского Донца вдоль правого берега Дона располагается горно-лесной ландшафт, образованный отрогами Донецкого кряжа. Обрывистые склоны, смыкаясь с речной полосой песчаного пляжа, обнажают слагаемые коренного берега - известняки и суглинки. Испещренные причудливыми изломами, изрезанные оврагами и балками, эти склоны придают ландшафту необычный вид.

и нижней Волгой. Какое-то время хазары также контролировали степи и пустыни к востоку от Волги до реки Яика.

Во́лга - река в Европейской части России. Небольшая часть дельты Волги , вне основного руслареки , находится на территории Казахстана. Волга является одной из крупнейших рек на Земле и самой длинной в Европе. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Длина реки составляет...

688. Таким образом восточная граница хазарского государства проходила по каспийскому побережью от устья Яика до

Дербентского пролива, или так называемых Дербентских Ворот, которые охранялись мощным хазарским гарнизоном .

Название «Дербент» в переводе с персидского означает «узкие ворота». Один из древнейших среди ныне существующих городов мира стоит на месте крепости, воздвигнутой еще в 438 году персами. На протяжении многовековой истории города главной задачей его укреплений было беречь стратегически важный проход, соединяющий две части евразийского пространства.

Южная граница государства проходила, приблизительно, по Главному Кавказскому хребту .

Дарьяльское ущелье в середине Кавказского хребта охранялось асами (аланами), которые были подданными хазар.

Дарья́льское уще́лье - ущелье реки Терек в месте пересечения Бокового хребта Большого Кавказа, к востоку от горы Казбек, на границе России (Историческая территория Ингушей переданная Россией Северной Осетии) и Грузии - между селением (и одноимённым контрольно-пропускным пунктом) Верхний Ларс...

«Дарьяльское ущелье», картина Р. Г. Судковского , 1884 Государственный Русский музей

Дарьяльское ущелье
осет. Арвыком , დარიალის ხეობა
42°44′36″ с. ш. 44°37′27″ в. д. H G Я O
Страны Грузия
Россия
Горная система Кавказ

Черноморское побережье от устья Кубани

до Керченского пролива может быть принято за участок западной границы хазарского государства .

Город Боспор (Пантикапей. Керчь) занимал хазарский гарнизон. Азовское море образовывало естественную северо-западную границу . Таким образом мы можем убедиться, что территории, населенные как северокавказскими асами , так и приазовскими асо-славянами (антами) входили в состав хазарского государства . Из этого следует, что иранцы и славяно-асы (анты) , скорее всего, играли важную роль , поскольку асы , вероятно, были наиболее развитым народом в данной политической сфере. Некоторый свет может быть пролит на культуру асов этого периода благодаря изучению археологический материалов , таких, к примеру, как находки на Северном Кавказе , с одной стороны, и в районе Дона и Донца , с другой. Из литературных источников известно, что в хазарской армии был асо-славянский контингент . Северокавказские асы охраняли Дарьяльский проход для хазар . Войска асов и асо-славян использовались также и в других местах. В связи с этим характерно название города Астрахань в дельте Волги , которое, должно быть, происходит от «ас-тархан» («командир

отряда асов») . Интересным свидетельством влияния славян на хазарскую жизнь является употребление хазарами славянского слова «закон» . Наряду с народами и племенами, непосредственно зависящими от хазар , были и другие, которые , признав господство кагана, сохранили свою автономию . Таковыми были мадьяры – союзники хазар, согласно Константину Багрянородному, на

протяжении трех столетий. Некоторые финские племена в районе Оки и средней Волги были также в тот или иной период связаны с хазарским государством. Ибн-Руста, к примеру, отмечает, что буртасы (мордва) находились под сюзеренитетом кагана . Позднее

буртасы стали подданными волжских булгар . Эти последние, однако, сами какое-то время находились под

Волжские Булгары

властью хазар . Этот вопрос не прояснен , и единственным свидетельством является вызывающее сомнение «Письмо хазарского царя Иосифа» . Среди городов Хазарской империи нужно упомянуть следующие четыре: Хамлидж (или Хамлих) и Итил,

оба на нижней Волге ;

Самандар у каспийского побережья Северного Кавказа (отождествляемый либо с Махачкалой , либо с Кизляром ), и

Баланджар в Дагестане , находящийся на полпути между Самандаром и Дарьяльским ущельем . Что же касается Хамлиджа, то его точное местоположение не установлено . По моему мнению, он, должно быть, находился на волжском конце Волго-Донского волока около современного Сталинграда (Царицына) . Итил находился где-то в дельте Волги , около Астрахани . Что касается последнего, то мы можем предположить, что Астрахань была военной крепостью , защищающей Итил. Судя по названию, ее гарнизон составлял отряд асов. Следует заметить, что Астрахань не упомянута среди хазарских городов , перечисляемых арабскими авторами . Другой важной хазарской крепостью была Тмутаракань на Черном море в дельте Кубани . Она располагалась где-то рядом с Малоросой ;

Тмутарака́нь - один из древнейших городов Таманского полуострова, был расположен на территории нынешней станицы Тамань Краснодарского края. Это название носил, когда входил в состав Киевской Руси. В античное время он назывался.В тюркско−хазарский период - Тумен-Тархан, Тумантархан.В Византии...

возможно, это было другое название Малоросы . Название Тмутаракань, должно быть, происходит от алтайских слов «тма» (ср. персидское «туман» ) – военный отряд в десять тысяч человек -и «тархан» (вождь) . Предположительно, во время тюркского вторжения на Северный Кавказ в шестом веке" командующий тюркским отрядом («тма-тархан»)

устроил свой штаб в дельте Тамани, отсюда и название города. Греки эллинизировали название, изменив его на Τνματαρχα или Таматарха, последнее, вероятно, – из «Тагматарха». Поскольку по-гречески «тагматархес» означает «командир полка» , имя сохранило свое изначальное значение даже в эллинизированной форме. Таматарха упоминается в византийских источниках, начиная с восьмого века. Конечно, сам город был основан раньше, и, как мы только что убедились, его название могло быть связано с появлением тюрков в шестом веке. Между прочим, русский тюрколог В.Д. Смирнов точно так же связывает с продвижением тюрков название города Керчи (Пантикапей) на противоположной стороне Киммерийского Боспора. Согласно Смирнову, название «Керчь» должно происходить от тюркского слова «карши» («по ту сторону») , поскольку для тюрков, приближавшихся из материкового района Северного Кавказа, этот город лежал по ту сторону пролива.

Порой стараясь выразить свое презрительное отношение к глубинке или далекому месту люди говорят, что это Тьмутаракань. Но что это такое и где это место находится знают не многие. Оказывается Тмутаракань или как еще говорят Тьмутаракань - один из древнейших городов Таманского полуострова, который расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. В VI веке до н.э. город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса. Он имел развитую структуру и двухэтажные каменные дома, что говорит о богатстве жителей. В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название - Таматарха, которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен , обозначавшего у кочевников войсковопопал под влияние хазарского каганата. После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968-969) киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Киевской Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань,

Тмуторотань, Торокань) - столица древнерусского Тмутараканского княжества (2-я половина X - XI). В это время известен как крупный торговый город с хорошей гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне. О времени завоевания Киевской Русью Тмутаракани в источниках сведений нет. Считается, что оно произошло во время восточного похода Святослава в 960-е годы, либо же в результате корсунского похода Владимира в 988 году. Ранее эта территория входила в состав Хазарского каганата, а до того была ядром Боспорского царства. В 988/1010-1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036 году). В 1022 году Мстислав покорил касогов, убив в поединке их князя Редедю. В городе Тмутаракани Мстиславом была основана церковь Богородицы, позднее, при учреждении Тмутараканской епархии, ставшая епископской. В 1024 году состоялась Битва при Листвене, которая закрепила авторитет Тмутараканского княжества. В 1030 Мстислав Владимирович совершил поход на Ширван. В 1032 в союзе с сарирцами и аланами - второй поход на Ширван . В 1033, в союзе с аланами - третий, неудачный. С 1054 года Тмутараканское княжество входило во владения черниговского князя Святослава Ярославича. Во 2-й половине XI в. в

княжестве правили его сыновья Глеб, Роман и Олег Святославичи. В поздний период оно неоднократно захватывалось другими князьями. В XI веке половецкие кочевья отрезают Тмутаракань от Руси. В 1083 году с помощью византийского флота в Тмутаракани воцаряется Олег Святославич - последний летописный тмутараканский князь. Он же под именем Михаила фигурирует как византийский архонт Матархи, Зихии и всей Хазарии. Последний раз Тмутаракань была упомянута в русских летописях под 1094. Позже княжество находилось под суверенитетом Византии. По свидетельствам миссионеров, население и правители исповедовали христианство. По мнению Плетнёвой С. А., в XII в. в Тмутаракани установилось половецкое господство. Согласно иной версии, там правили касожские князья, династическими узами связанные с русскими. В XIII-XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха - Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI - конец XVIII). Вернулся город к России только чере несколько столетий. По итогам Русско-Турецкой войны Тамань отошла к Российской империи. В 1792 г. на Таманский полуостров переселились запорожские казаки.

На месте бывшей турецкой крепости Таман они основали свое первое поселение – станицу Тамань.

Хазары - тюркоязычное кочевое племя, проживавшее на территории Восточного Предкавказья (современный Дагестан) и основавшее собственную империю – Хазарский каганат. Современники печенегов и .

Хазары стали известны примерно в 6-7-м вв. и представляли собой потомков местного ираноязычного населения, смешанных с другими кочевыми тюркскими и угорскими племенами. Откуда пошло такое название племени, точно неизвестно. Ученые предполагают, что хазары могли сами себя так называть, взяв за основу слово из тюркского языка «хаз», означающее «кочевание, перемещение».

До 7-го в. хазары были довольно малочисленным племенем и входили в состав разных более крупных племенных империй, в частности Тюркского каганата. Однако после того, как этот каганат распался, хазары создали свое собственное государство - Хазарский каганат, - которое уже имело определенное влияние на ближайшие территории и было достаточно крупным.

Культура и обычаи этого племени изучены недостаточно, но ученые склонны считать, что жизнь и религиозные ритуалы хазар мало отличались от традиций других племен, проживающих по соседству. До основания государства они были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах.

В русской истории они известны прежде всего благодаря произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», где упоминаются как враги русского князя. Хазарский каганат считается одним из первых серьезных политических и военных противников Древней Руси («Как ныне взбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам»). До этого на русские территории совершались печенегов, половцев и других племен, однако они были кочевниками и не имели государственности.

История Хазарского каганата

Хазарский каганат образовался, предположительно, в 650 г., когда один из наследников последнего правителя из группировки Нушиби перебрался на территории, населенные хазарами, и основал там свое государство, подчинив себе местные хазарские племена. После того как в 958 г. распалось еще одно крупное государство - Западный каганат, - Хазарский каганат стал фактически единственным крупным государством на территории Юго-Восточной Европы.

Основав свое государство, хазары немного изменили образ жизни и стали более оседлыми, они занимались скотоводством, продавали рабов на местном рынке и периодически совершали походы на ближайшие земли.

С развитием государственности изменился и взгляд на религию. Первоначально хазары были язычниками и придерживались традиций других тюркских племен, однако позднее стали появляться многочисленные сторонники христианства и иудаизма, которые некоторое время вполне мирно уживались с язычниками. Позднее Хазарский каганат окончательно принял иудаизм - во многом на это повлияли торговые отношения с другими соседними государствами, которые хазары активно развивали после основания государства.

Завоевания и отношения с соседями

Как и многие племена того времени, хазары занимались завоеванием чужих земель и регулярно совершали походы на территории соседей. Хазарский каганат смог подчинить себе такие племена, как вятичи, радимичи, северяне, поляне, - после перехода их под власть каганата племена вынуждены были платить постоянную дань. Подчинение этих племен Хазарскому канату продолжалось до тех пор, пока они не были освобождены князьями Древней Руси.

Русские князья вели достаточно долгую борьбу с хазарами, которая приносила переменный успех. Одним из самых знаменитых столкновений двух государств можно считать поход князя Святослава на Хазарский каганат, состоявшийся в 964 г. Союзниками русских в этом походе выступили печенеги, с которыми Святослав неоднократно воевал. Русское войско дошло до столицы Хазарского каганата и сокрушило там местного правителя и его армию, захватив по пути несколько крупных городов.

Конец Хазарского каганата

Хазарский каганат распался в 969 г., однако сами племена продолжали существовать. В 980-х гг. русичи ушли с территорий хазар, и правители племени, до этого прятавшиеся в районе Каспийского моря, смогли вернуться на свои земли. Однако взамен на возможность вернуться и помощь со стороны еще одного государства - Хорезмы - хазары вынуждены были платить дань и принять ислам. Позднее, в 985 г.,

О Хазарском каганате, или Хазарии, современники помнят зачастую лишь благодаря бессмертному пушкинскому «Вещему Олегу», который собирался «отмстить неразумным хазарам». А ведь «Хазарский каганат» в далеком прошлом был чуть ли не самым серьезным внешним врагом Киевской Руси.

Становление Хазарского каганата

Хазары являлись древним тюркским народом и были современниками половцев и печенегов. Точный год образования Хазарского каганата неизвестен, но историки предполагают, что это могло произойти приблизительно в 650-ом году. Наследник Западного каганата, спасаясь от других претендентов на престол, сбежал в Хазарию, где основал свой собственный каганат – Хазарский, покорив разрозненные хазарские племена.

В 958-ом году окончательно распался Западный каганат и, таким образом, каганат Хазарский стал самым крупным государством во всей Юго-Восточной Европе. Хазары, как и большинство народов того времени исповедовали язычество, и основным видом деятельности у них являлось скотоводство и работорговля.

Позже, дабы наладить торговые отношения, хазары приняли иудаизм. Впрочем, на территории Хазарского каганата уживались люди различных вероисповеданий: христиане, язычники, мусульмане. Но, при этом, все они были отличными воинами, поэтому все-таки основным источником дохода для государства являлось покорение чужих земель, а затем сбор дани с завоеванных территорий.

Так, хазарам удалось покорить вятичей, радимичей, полян, а также завоевать территории Волжской Булгарии. Присоединение этих земель к Хазарскому каганату произошло в восьмом веке.

Отношения Киевской Руси и Хазарского каганата

Киевская Русь, как и Хазарский каганат, да и большая часть древних государств, жила войнами, а не земледелием и торговлей. Поэтому не стоит удивляться тому, что история взаимоотношений Киевской Руси и Хазарского каганата – это не история дипломатического сотрудничества, а история войн.

Многие князья Киевской Руси вели борьбу с хазарами, но, безуспешно. Только князю Святославу в 964-ом году удалось, наконец, склонить чашу весов противостояния на свою сторону. Князь пошел войной на Хазарский каганат не один, а с союзниками: печенегами да гузами.

Вместе с союзными племенами Святославу удалось дойти до столицы Хазарского каганата – города Атиль, где князь сумел сокрушить хазарское войско. Затем пал Семендер – второй по значимости город в Хазарском каганате, а после была завоевана и крепость Саркел.

Распад Хазарского каганата

Военный поход князя Святослава фактически положил конец существованию Хазарскому каганату как государству. Поскольку Святослав был абсолютно беспощаден по отношению к завоеванным народам, многие хазары были вынуждены покинуть родные земли, спасаясь от неминуемой гибели на островах Каспийского моря.

Вместе с хазарами удалось спастись и их правителю – кагану. Вплоть до 980 – го года на бывших землях хазар правили русы, но затем хазарам неожиданно пришла помощь из одного из регионов Передней Азии – Хорезмы, благодаря чему кагану удалось вернуться в родные земли самому и вернуть домой свой народ.

В обмен на эту поддержку хазары вместе со своим правителем приняли ислам. Уже в 985 году Киевский князь Владимир покорил хазар вновь, обязав их платить ему дань. Но окончательную точку в истории Хазарского каганата поставили в одиннадцатом веке кочевники – половцы. Именно после их нашествия государство хазар распалось окончательно.

Впоследствии этот народ, уже без государства, воевал на стороне одного из сыновей князя Владимира – Мстислава. Это случилось в 1024 –ом году, когда Мстислав воевал со своим братом Ярославом. А последние исторические свидетельства о хазарах относятся к 1079-му и 1083-му годам. В это время князь Олег, которого прозвали Вещим, отправился против хазар в военных поход, но проиграл, был пленен и отправлен в Византию.

  ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ, ХАЗАРИЯ - государство, существовавшее в VII-X вв. на Северном Кавказе, в междуречье Волги и Дона.

Сложилось на территории, заселенной тюркскими прикаспийскими кочевыми племенами, которые в VI в. вторглись в Восточное Предкавказье. Возможно, название "хазары" восходит к тюркской основе "каз" - кочевать.

Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского п-ова, находились в зависимости от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. В 1-й четв. VII в. сложилось самостоятельное Хазарское государство.

В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили Великую Болгарию и образовали каганат. Под властью верховного правителя - кагана - находилось множество племен, а сам титул приравнивался к императорскому. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской, персидской и византийской литературе. Хазары упоминаются и в русских летописях. Важные сведения о6 истории Хазарского каганата содержит относящееся к X в. письмо хазарского царя Иосифа главе испанской еврейской общины Хасдаю ибн Шафруту.

Хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начались периодические вторжения хазар и союзных им племен кавказских алан в район Дербента. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммед взял столицу Хазарии - Семендер, а каган, спасая свою жизнь, дал клятву принять ислам, однако не сдержал слово. Как гласит хазарская легенда, после того как в Хазарию из Хорезма и Византии прибыли еврейские купцы, некий хазарский князь Булан принял иудаизм.

Его примеру последовала и часть хазар, живших на территории современного Дагестана.

Хазарский каганат населяли кочевые племена. Территория собственно Хазарии - Западно-Прикаспийские степи между рр. Сулак в Северном Дагестане и Нижней Волгой. Здесь археологами найдены курганные захоронения хазарских воинов. Академик Б.А. Рыбаков высказал предположение, что Хазарский каганат был небольшим государством в низовьях Волги, а славу свою приобрел благодаря очень выгодному положению на Волго-Балтийском торговом пути. Его точка зрения основана на свидетельствах арабских путешественников, которые сообщали, что хазары ничего сами не производили и жили за счет товаров, привозимых из соседних стран.

Большинство ученых считают, что Хазарский каганат был огромным государством, под властью которого более двух веков находилась половина Восточной Европы, в том числе и многие славянские племена, и связывают его с ареалом салтово-маяцкой археологической культуры. Хазарский царь Иосиф западным рубежом своего государства называл крепость Саркел на Нижнем Дону. Кроме нее известны хазарские гг. Баланджар и Семендер, которые находились на pp. Терек и Сулак, и Атиль (Итиль) в устье Волги, но эти города археологами не найдены.

Основное занятие населения Хазарии - скотоводство. Система социальной организации называлась "вечный эль", центром ее была орда - ставка кагана, который "держал эль", т.е. возглавлял союз племен и родов. Высшее сословие составляли тарханы - родовая аристократия, знатнейшими среди них считались выходцы из рода кагана. Охранявшая властителей Хазарии наемная стража состояла из 30 тыс. мусульман и "русов".

Изначально государством правил каган, но постепенно ситуация изменилась. "Заместитель" кагана - шад, который командовал войском и ведал сбором налогов, стал соправителем с титулом каган-бек. К нач. IX в. власть кагана стала номинальной, а сам он считался священной особой. Он назначался каган-беком из представителей знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько лет он хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным, иначе - его убивали. Кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, так как считалось, что он потерял свою магическую силу.

IX век стал временем расцвета Хазарии. В кон. VIII - нач. IX вв. потомок князя Булана Обадия, став во главе каганата, провел религиозную реформу и объявил иудаизм государственной религией. Несмотря на противодействие, Обадия сумел объединить вокруг себя часть хазарской знати. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где, по меньшей мере, его глава и высшая знать исповедовали иудаизм. Хазары с помощью союзных им кочевых племен венгров смогли ненадолго подчинить себе