Open
Close

Хлеб да каша еда наша так говорят. Хлеб да каша – пища наша

Разработка занятия по правильному питанию "Хлеб да каша - пища наша" Цель: расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширить представление детей о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием; способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов. Ход занятия: 1. Я хочу вам рассказать о приключениях зернышка (учитель сопровождает рассказ показом иллюстраций) Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил. В нем стало много зернышек. Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали зерна. - Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (Хлеб, хлебобулочные изделия, каши). - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О блюдах из зерна). - Тема нашего занятия так и звучит: "Хлеб и каша - пища наша". - А сейчас узнаем без чего обед - не обед. Отгадать его легко Мягкий, пышный и душистый Он ржаной и белый, А бывает подгорелый (Хлеб) - Что вы знаете о хлебе? Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. 2. Ученица: С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим, Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб - соль из рук! Рассказ учителя. Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. (Угощение) Программа «Будь здоров!» основная школа города Лакинска, Владимирская область, Собинский район Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне. 3. Аукцион "Хлебобулочные изделия" Хлеб и хлебобулочные изделия - незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники. У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу. В Украине очень популярна паляница. В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш. У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки. Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень. Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи. - Какие хлебобулочные изделия вам известны? - Почему не назвали торты, печенье, пирожные? Это кондитерские изделия. - На ваш взгляд, что полезнее? - Почему не стоит часто и много есть пирожные и торты? Хлеб богат углеводами, белками и витаминами, а в пирожном в большом количестве содержатся жиры и углеводы, что способствует отложению лишнего жира и может привести к ожирению. - Для детей вашего возраста суточное количество хлеба должно составлять 60-70г ржаного и 150г пшеничного (Показать куски хлеба). В детском питании продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Так, хлеб является одним из основных источников белка, углеводов, минеральных веществ. Он содержит незаменимые аминокислоты. Однако хлеб относительно беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром и другими молочными продуктами. Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково его удивительное свойство. Он является одним из самых главных продуктов питания многих народов мира. 4. Физминутка. Исполнение песни "Каравай" - Без каравая не обходится и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку "Каравай", которую вы все прекрасно знаете. Давайте исполним эту песню для ….. у которого(ой) скоро будет день рождения. (Исполнение песни Каравай - каравай") Ученица: Каравай земли и неба На твоём столе Ничего сильнее хлеба Нету на земле. В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля. Программа «Будь здоров!» основная школа города Лакинска, Владимирская область, Собинский район В малом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растёт под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина, бессмертный Хлебный колосок! 5. Страничка "Праматерь хлеба" - Следующая страничка нашего занятия называется так "Праматерь хлеба". - Кто из вас сможет объяснить это выражение? (Мать всех хлебов) - Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. Праматерью хлеба величают её в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: "Каша - мать наша". А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли "кашей". Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: "С ним каши не сваришь". Выражение дошло до наших дней. -Почему же такой почет каше? -Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Дает нашему организму энергию, чтобы двигаться, хорошо мыслить и не уставать. 6. Конкурс «Знатоки» А теперь мои загадки, Все они играют в прятки. Крупу в них отгадайте, Кто вспомнил- скорей называйте. Но нужно не только назвать кашу, но и определить из какого растения получают крупу, узнать эту крупу. Её любят маленькие дети, самая вкусная на свете (Манная) Называют её кашей красоты, Полюби её и ты (Овсяная) Самая полезная, каша красоты. Белые зёрнышки во рту тают, О Китае вспоминают. (Рис) Родина риса- Индия. Очень любят в Японии, Китае, Корее. Там он заменяет хлеб. Программа «Будь здоров!» основная школа города Лакинска, Владимирская область, Собинский район Разваренные крупинки Сверкают, словно жемчуга. Эта каша любимая моя (Перловая) Мелкие зёрнышки напоминают солнышко. Желто в горшке, сытно в брюшке (Пшено) Эта каша витаминов полна, Хоть на вид она черна (Гречневая) -Самые старшие среди них – перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу – 5 тысяч лет, гречневую – 4 тысячи лет. 7. Смогли бы вы сами сварить кашу?(…) - Любую кашу можно сварить на воде. Но не всегда такая каша будет вкусной. Знаете такую пословицу: «Кашу маслом не испортишь»? (…) - Масло делает вкус каши более мягким, нежным. А что еще нужно для приготовления каши? Отгадайте загадки: Меня одну не едят И без меня не едят. На воду упалаИ сразу пропала (Соль) -Ее тоже нужно обязательно добавлять в кашу. Я бел, как снег, В чести у всех. И нравлюсь вам Во вред зубам (Сахар) -И его добавляют в кашу. Белое, а не вода, Сладкое, а не мед. От буренушки берут, Деточкам дают (Молоко) - Можно чуть-чуть пофантазировать и представить себе, что мы сварили кашу. Но чтобы она понравилась всем, нужно сделать ее еще более вкусной и привлекательной, в этом помогут различные добавки: изюм, орешки, семечки, варенье, яблоко и даже дольки апельсина. Каша вам сразу улыбнется- станет очень вкусной и полезной! - Давайте еще раз перечислим продукты, необходимые для приготовления каши. Программа «Будь здоров!» основная школа города Лакинска, Владимирская область, Собинский район Игра. Сорока -белобока задумала кашу варить, Чтобы деток накормить. На рынок пошла и вот что взяла: Парное молоко…(Да) Куриное яйцо…(Нет) Крупа манная… Капуста кочанная… Солёный огурец… Мясной холодец… Сахар да соль… Белую фасоль… Масло топлённое… Рыбка солёная… Лавровый лист… Китайский рис… Чернослив и изюм… Шоколадный лукум… Перец болгарский… Соус татарский… Клубничное варенье… Бисквитное печенье… 8. Игра «Знаток сказок» - Есть много произведений о каше. Угадайте название сказки и автора по прочитанным мною отрывкам. «Горшок каши» братьев Гримм, «Каша из топора» Р.н.с. «Мишкина каша» Н. Носова - Сейчас я вас приглашаю в гости к героям детской передачи «Спокойной ночи, малыши!» (инсценировка) Ученик: «Каша-пища наша»Недаром так в народе говорят. Кашу с удовольствием люди едят. Вкусна, сытна, полезна, Помогает от болезней. Силы придаёт, к здоровью ведёт. Особенно нужна для детей. Готовится без затей. Но помогает быстро расти И здоровый дух обрести. - А сейчас мы приглашаем вас в наше кафе, где вас ждет самая вкусная, самая полезная каша, потому что ее приготовили вам ваши мамы. Программа «Будь здоров!» основная школа города Лакинска, Владимирская область, Собинский район

Разговор о фразеологизмах, связанных с едой, начнём с исконно русских блюд.

История русских щей насчитывает многие века. Считается, что они появились в национальной кухне еще в IX веке, когда капуста была завезена из Византии. Старинные источники называют несколько наименований щей: шти, шти капустны, шти борщовы, шти репяны.

Быстро завоевав популярность во всех слоях населения, они заняли одну из ведущих позиций в трапезе. Поначалу это было вегетарианское блюдо (на овощном или грибном отваре), но затем из него сделали и скоромное, на мясном или рыбном бульоне. В зависимости от состава ингредиентов щи были «богатыми» либо «пустыми».

И вот ещё один прелюбопытнейший факт: в XVIII–XIX веках щи в студёную зимнюю пору… морозили и брали с собой в дорогу в виде больших ледяных кругов, а потом рубили топором, укладывали в котел, разогревали и ели. Ещё Владимир Иванович Даль отмечал, что замороженные, а потом разогретые щи вкуснее свежеприготовленных. Надо же! А нам казалось, что готовые замороженные продукты, которые мы порой просто разогреваем в микроволновке, – изобретение XX века!

Те пословицы и поговорки, которые упоминают щи в непосредственном, прямом значении, в существенной мере связаны с ведущей ролью их в трапезе. Вот, например:

Где щи – тут и нас ищи;

Где щи да каша, там и место наше;

Щи – всему обеду голова;

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

Родной отец надоест, а щи – никогда!

Если же стряпня оказалась неудачной, то народная молва её высмеивала: камзолы зелены, а щи не солены. Если, наоборот, щи были слишком кислые и пересоленные, то говорили: «Ну и щи, – на кобеля плеснёшь, и шерсть соскочит» . О пустых щах тоже отзывались насмешливо: «Щи – хоть голову полощи»; «Наши щи хоть кнутом хлещи»; «Хорошие щи без соли хлебаю, а в худые и соли не теряю».

О перестоявшем блюде, которому полагалось бы быть головой обеду, заявляли то с явным упреком: «Те щи худо хлебаются, которые несколько раз разогреваются », то с юмором: «Эти щи по заречью шли, да к нам пришли»; «Эти щи из Царяграда пеши шли». Неумелых поваров припечатывали метким словечком: «Говорят – хлебы варят, а щи пекут».

О цели брачного союза выражались: « Для щей люди женятся, для мяса замуж идут ».

И юношам внушали: « Добрая жена да жирные щи – другого счастья не ищи ». А в Домострое прямо наставляли мужей: чем больше жену бьёшь, тем щи вкуснее (тем наварней щи). Ничего себе!

Характер супруги оценивали так: добрая жена мужа на ноги поставит, а злая и щей на стол не поставит; не та хозяйка, что красно говорит, а та, что щи варит. О непутёвой хозяйке высказывались: «Досужа кума ложки вымыла и во щи слила» .

«Лаптем щи хлебают!» – презрительно говорят о тех, кто прозябает в нищете и невежестве. «Ишь, дома лаптем щи хлебал, а здесь чай узнал; господского питья захотелось, – проговорил мрачный арестант» (Достоевский Ф. Записки из мёртвого дома).

А вот не лаптем щи хлебает - это, напротив, о человеке смекалистом, он же секущий, умный, смышлёный, находчивый, сметливый, сообразительный, угадливый, на лету (быстро, легко) схватывает, не будь дурак, догадливый, с полуслова понимает и пр.

« Кому щи пустые, кому жемчуг мелкий » , – говорят, когда хотят подчеркнуть разницу интересов и финансовых возможностей.

Про кислые щи слышали все. Чаще всего во фразе профессор кислых щей.

Ну, кто же он такой, этот господин? Так презрительно осаживают малограмотного человека, вздумавшего рассуждать о вещах, в которых сам ни уха ни рыла. В кислых щах ты, может быть, и разбираешься, а вещи серьёзные тебе недоступны. «Ах ты, профессор кислых щей! Ах ты, чтоб тебя! Что же это такое?» (Аксёнов В. Апельсины из Марокко).

Но как понимать тогда Николая Васильевича Гоголя, написавшего в «Мёртвых душах» о первом дне пребывания Чичикова в губернском городе NN: «День, кажется, был заключён порцией холодной телятины, бутылкою кислых щей и крепким сном во всю насосную завёртку, как выражаются в иных местах обширного русского государства»?..

Вот и господин А.Г. Брикнер в сочинении «Потёмкин» написал: «Князь Потёмкин имеет двести тысяч душ крестьян: этого слишком достаточно для человека, который пьёт только кислые щи и не платит никому долгов».

Оказывается, кислые щи - это был старинный русский медово-солодовый напиток, разновидность шипучего кваса.

А вот каша - это особое блюдо. Привычное, неприметное, но обладающее колоритом. Для иностранцев она такая же неотъемлемая часть понятия «Россия», как балалайка, матрёшка, борщ, квас и водка.

Каша на Руси всегда была особым блюдом: обрядовым, торжественным и одновременно первейшим на пирах или празднествах, например на свадьбах. Словом « каша » иногда обозначали пир, а иногда и мир. Кашей даже называли общее действо – собрание или военный поход. Есть версия, что пиры в Древней Руси различались на кашные и все прочие.

В летописях можно встретить упоминание о том, как в 1239 году князь Ярослав женил сына Александра (будущего Невского) на дочери Брячислава Полоцкого. По этому поводу был устроен свадебный пир, или « большая каша », в Торопце и в Новгороде.

Кашей действительно можно очень сытно накормить, но каша в значении пира, вероятно, имела особое значение – это был сближающий, объединяющий пир. Каша выступала блюдом, которое готовилось в одном большом котелке, и все ели одно и то же блюдо, на равных. Такое значение прочно вошло в русский язык, и сейчас мы, уже не задумываясь, говорим « однокашник ».

Также у русичей был обычай при заключении мирного договора с бывшими врагами – сварить кашу и съесть её в присутствии дружин.

«С ним каши (пива) не сваришь», – говорят о несговорчивых людях, с которыми трудно найти взаимопонимание, выполнить работу. «Сейчас же лечу по начальству и буду жаловаться, ибо предчувствую, что нам одним этой каши не сварить » (Достоевский Ф. Крокодил).

Кашей обозначали сообщество, единство, коллектив, артель и даже родство. « Варить кашу » – это не просто готовить еду, но в первую очередь делать важное дело вместе, это доверительные и крепкие отношения.

А гречневая каша была в народе особо любима.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Гречневая каша – мать наша, хлебец – кормилец.

Слово « хлеб » восходит к праславянской форме * xlД›bъ, которая является заимствованием из германского праязыка (герм. *xlaibaz).

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, посолить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Да ещё – принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Хлеб-соль водить с кем – это значит с кем-то дружить.

Хлебом (кашей, мёдом) не корми (иноск.) – так говорят о том, кто от всего готов отказаться ради излюбленного предмета. «Он считает себя всех умнее и всех учит. Его хлебом не корми, только приди, совета попроси» (Глумов о Мамаеве. Островский А. На всякого мудреца довольно простоты).

Хлеб насущный - то есть необходимый, то, без чего нельзя.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь!»

Так он, голодный, молит небо.

(Жемчужников А. Всем хлеба)

« Хлеб – всему голова » , – привычно говорим мы, а когда-нибудь задумывались о происхождении этого привычного на нашем столе продукта?

Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Тогда, правда, это было просто растёртое между камнями зерно, разведённое в воде. Позже, когда люди узнали огонь, они начали запекать такое тесто, получая твёрдые и пресные, но сытные лепёшки.

Первыми готовить хлеб из сброженного теста научились древние египтяне. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло, а чтобы избежать наказания, он всё же рискнул испечь лепёшки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Приезжающих в нашу страну, точно так же, как посещавших Россию во времена Марко Поло иностранных путешественников, неизменно поражает, как много хлеба едят русские.

Русский историк XVIII века Иван Болтин писал, что «русские вообще едят больше хлеба, чем мяса» и что «рабочий человек съедает присестом со щами до двух фунтов чёрного хлеба».

Да и сегодня, когда уровень жизни нашего народа неизмеримо вырос, хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Русские люди вдали от родины скучают по вкусу чёрного хлеба, мечтают о нём, как о великом благе.

«Это напомнило мне, – говорил Пушкин, – слова моего приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, чёрного хлеба не допросишься».

История особенно любимого нами бородинского хлеба покрыта тайной. По одной из версий, монахини основанного вдовой генерала Тучкова, погибшего на Бородинском поле, Спасо-Бородинского монастыря, большей частью вдовы героев Отечественной войны 1812 года, при выпечке хлеба стали в ржаную муку добавлять горькие семена полевых трав, чтобы хлеб горчил – дабы помнили люди горечь утраты да «поливали его горючими слезами». Сейчас есть много сортов бородинского хлеба, но рецепт монахинь не сохранился.

Но вернёмся к фразеологизмам со словом «хлеб».

Сидеть на хлебе и воде - означает не «сидеть на диете», а «жить бедно и трудно». А вот фраза на казённых хлебах означала находиться в тюрьме, в заключении. «Дед постукивал в сарае – тесал берёзовый полоз. Много у него теперь дела. Евсей на казённых хлебах, Трофима Лобанова нет – один на весь колхоз сановник» (Абрамов Ф. Две зимы и три лета).

А вот ещё несколько ярких пословиц:

Голодной куме всё хлеб на уме.

Горька работа, да хлеб сладок.

Зарабатывать на хлеб - имелось в виду не только на этот продукт, но и вообще зарабатывать себе на пропитание.

« Чужой хлеб горек » , – говорят в народе. А идти на хлеба означало быть у кого-то на содержании, на иждивении. «Дядя мой, г-н Сипягин, брат моей матери, призрел меня – я у него на хлебах, он мой благодетель, и Валентина Михайловна моя благодетельница, – а я им плачу чёрной неблагодарностью, потому что у меня, должно быть, сердце чёрствое – и чужой хлеб горек – и я не умею переносить снисходительных оскорблений – и покровительства не терплю… и не умею скрывать – и когда меня беспрестанно колют булавками, я только оттого не кричу, что я очень горда», – говорила Марианна – героиня рассказа И.С. Тургенева «Ночь».

Отбивать хлеб у кого-нибудь – это значит лишать кого-то заработка.

Это верный хлеб - то есть верный заработок. А лёгкий хлеб - лёгкий заработок, лёгкие деньги.

— русская пословица, означающая: 1) Основной пищей на Руси были щи и каша 2) Мы люди простые, едим только простую пищу.

- "Щи да каша - кормилицы наши"

- "Щи да каша - мать наша"

Действительно, основной пищей были первое блюдо (щи) и второе блюдо - каша.

На изображении Вы видите посуду, которую часто использовали на Руси. Сосуд состоит из двух спаянных горшочков. В один наливали щи, а в другой кашу. Сосуд использовался чтобы в нем доставить еду работникам на пашню.

"Твоя воля во щах (т. е. хозяина) " (раздел " ")

"Жгуча крапива родится, да во щах уварится" (раздел " ")

"Что мне чины, коли во щах нет ветчины?" (раздел " ")

"Лук добр и к бою и во щах (игра слов) " (раздел " ")

Изображения

Примеры

"Внизу была столовая, где подавался за пятнадцать копеек в два блюда мясной обед - щи и каша , бесплатно раз в день давали только чай с хлебом. "

"- При господах лучше было, - говорил старик, мотая шелк. - И работаешь, и ешь, и спишь, все своим чередом. В обед щи тебе и каша , в ужин тоже щи и каша ."

(1801 - 1872)

"Петербургский дворник" :

"Горшков не водится в хозяйстве Григория, а два чугунчика, для щей и каши, постоянно проживают в печи, или по крайней мере с шестка не сходят."

(1812 - 1891)

« » (1855 - 1857), ч. 1, гл. 1:

"В батарейной палубе привешиваются большие чашки, называемые "баками", куда накладывается кушанье из одного общего, или "братского", котла. Дают одно блюдо: щи с солониной, с рыбой, с говядиной или кашицу ; на ужин то же, иногда кашу. Я подошел однажды попробовать. "Хлеб да соль", - сказал я. Один из матросов, из учтивости, чисто облизал свою деревянную ложку и подал мне. Щи превкусные, с сильною приправой луку. Конечно, нужно иметь матросский желудок, то есть нужен моцион матроса, чтобы переварить эти куски солонины и лук с вареною капустой - любимое матросами и полезное на море блюдо. "Но одно блюдо за обедом - этого мало, - думалось мне, - матросы, пожалуй, голодны будут". "А много ли вы едите?" - спросил я. "До отвалу, ваше высокоблагородие", - в пять голосов отвечали обедающие. В самом деле, то от одной, то от другой группы опрометью бежал матрос с пустой чашкой к братскому котлу и возвращался осторожно, неся полную до краев чашку."

Замечено, что в последние годы всё больше людей переходит к питанию цельными злаками, которые хорошо стимулируют обмен веществ. На дачах злаками сейчас засевают отдельные гряды.

Очень важно выращивать зерно и готовить пищу из него с любовью и хорошим настроением.

В городских магазинах сегодня можно купить разный хлеб, с отрубями и с молотой гречихой, с цельными зернами и семечками. Мысль о том, что злаки и человек – одно жизненное сообщество, мы встречаем еще в старинных книгах. Тот, кто сеет зерно, сеет добро. Из разных исторических источников известно, что человек в период греческой и римской культурных эпох принял злаки из рук богини плодородия Деметры. В те далекие времена, когда люди питались только полноценным цельным зерном, они были сильными, здоровыми и мудрыми.

Немецкий ученый Рудольф ШТАЙНЕР, основоположник биодинамического земледелия, писал, что люди умели использовать влияние звезд на посев и урожай. Семь злаков - пшеница, рис, рожь, ячмень, просо, овес, кукуруза - соответствовали семи планетам.

С раннего детства мы кормим своих детей кашами, сами любим их разнообразие. Варим крупяные супы. Мы, сибиряки, готовим щи из квашеной капусты. Немного добавляем в свиные косточки картофель. Особенно любим щи в зимнее, холодное время. А вот мои соседи с Урала, из Магнитогорска, готовят щи и называют их «толстые», потому как добавляют туда еще и перловую крупу. И это тоже аппетитно.

Но сегодня речь пойдет не о рецептах, а о том, что интересно знать человеку о злаках со стороны духовной. Иногда наши садоводы спрашивают, а нельзя ли что-нибудь просто почитать? Можно. К примеру, книгу немецкого ученого Удо РЕНЦЕНБРИНКА «Семь злаков. – Питание человека». Выписала я ее по почте по рекомендации Людмилы Ивановны ЕРМАКОВОЙ, руководителя клуба биодинамического земледелия, что работает в ДК «Современник».

Почему выписала? Потому что очень интересной на эту тему была лекция самой Людмилы Ивановны, с которой она выступила перед ангарскими садоводами. Кто-то из нас с основными положениями ученого может и не согласиться, но советы Ренценбринка и Штайнера лучше бы все-таки попробовать на себе, они очень интересны и нестандартны. Например, у Девы и Близнецов правящая планета Меркурий, значит, растение Меркурия - просо - лучше готовить в определенные указанные дни. А теперь коротко о каждом злаке.

ПШЕНИЦА – растение Солнца. В древние времена ее принимали как дар Богов, как высший продукт.

Пшеница очень хорошо усваивается. Во многих странах продаются цельные очищенные зерна качества «Деметра». В Италии готовят макаронные изделия, спагетти. Из зерен твердой пшеницы – манную крупу, деликатесные продукты – печенье, кексы, сухари.

РИС имеет большую связь с силами Луны, так как растет он в воде и этим очень сильно отличается от солнечной пшеницы. Немецкая ученая Мария ТУН в многочисленных опытах доказала, что положение Луны в зодиаке во время посева и уборки влияет на рост и хранение растений. Отсюда ценность риса в пище, ведь больше половины земного населения выбрали рис основой своего питания. Его урожай или неурожай решают судьбу народов азиатских стран. Даже горсть риса в день, и они способны к выполнению самой тяжелой физической работы.

Существует много красивых легенд об умении готовить и есть рис. Очень важно знать, как его есть, уметь есть, чтобы он давал силы. У рисового зерна очень большая питательная ценность, а также легкость переваривания. Из-за отсутствия в рисе клейковины из него не пекут хлеб, а используют для других целей. Предпочтение отдается натуральному, то есть неочищенному рису.

Питание рисом приводит в движение тканевую жидкость, используется при застое, нарушении кровообращения, повышении давления, почечной недостаточности. «Рисовые дни» помогают сбросить вес, это прекрасное лечебное средство при заболевании желудка и кишечника.

ЯЧМЕНЬ – растение Марса. Считается старейшим растением на Земле, так как у него большая способность приспосабливаться к климатическим условиям, а отсюда большое богатство форм. От других злаков отличается способностью образовывать солод, который используется в пивоварении, для этого выращивается его большая часть.

Анастасия Страхова
КВН «Хлеб да каша - пища наша!» в рамках проекта «Хлеб - всему голова!»

Приложение №7

КВН «Хлеб да каша - пища наша

Для родителей и детей подготовительной группы

Цели : вызвать интерес к окружающему мира, формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь (давать полные ответы на вопросы) ; активизировать внимание и память, развивать логическое мышление.

(Родители и дети делятся на две команды, рассаживаются за столы, выбирается жюри, готовятся атрибуты к инсценировке).

Ведущая :

Рос сперва на воле, в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Дети : Хлеб !

Ведущая : Наш КВН посвящен этой теме, и ему название «Хлеб да каша - пища наша

И первое задание такое, как можно больше назвать пословиц и поговорок, посвященных хлебу .

(Командам дается время на подготовку, оценивается жюри точность, быстрота, командное участие)

Варианты ответов : «Хлеб - мать всех кушаний » , «Щи да каша - пища наша » , «Хлеб - всему голова » и т. д.

Ведущая : Откуда хлеб да каша приходят в наш дом ?

Люди всего мира выращивают зерновые культуры, из которых готовят кашу и хлеб , на первом месте - рис, на втором - пшеница, на третьем - кукуруза. Далее идут овес, ячмень и рожь.

Задание второе :

Из каких культур делают хлеб ? (пшеница, рожь)

Из каких культур делаю крупы? (рис, ячмень, просо, пшеница, овес, кукуруза)

(Жюри ставит оценки командам, подчитывает очки)

Ведущая :

Сказка, сказка прибаутка

Рассказать ее не шутка.

Задание творческое : домашнее задание.

(Родители с детьми заранее распределяют роли, готовятся к выступлению)

Инсценировка : «Как испечь пирог»

Действующие лица : мука, молоко, дрожжи, яйца, масло, соль, девочки, гости, хозяйка.

(На сцену выбегают продукты - ингредиенты пирога, возмущаются)

Продукты (хором) :

Что в раздумье стоишь,

Нас не месишь, не мешаешь

И в пирог не превращаешь!

Мука (в пакете) : муки возьми 1 кг.

Бутылка (с молоком) : и два стакана молока.

Дрожжи (в упаковке) : всего треть палочки дрожжей.

Яйца : еще два гладких яйца.

Масло (в бутылке) : а масло аж три ложки.

Сахар (в упаковке) : сахар - всего лишь одну столовую ложку.

Соль (в упаковке) : а для меня ложка чайная нужна.

(выбегают столовые и чайная ложки, у детей соответствующие костюмы. Девочка имитирует замес теста. Вдруг «выходит» печь, девочка «сажает» в не пирог на сковороде («продукты» предварительно уходят).

Входит группа девочек. «Печь» уходит.

Девочки ставят стол, на нем огромный пирог.

Девочки (на стук в двери) :

К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

Входят гости.

Гости : вкусно пахнет как у вас, мы явились в самый час.

1- Я девочка : вот пирог душистый, вот он золотистый.

2- Я девочка : на наш стол он пожаловал - пришел.

3- Я девочка : в нем чудесное тепло, солнца свет веселый в нем.

4- Я девочка : уплетай за обе щеки, мы к столу гостей зовем!

Хозяйка :

Наши пироги примечательные,

Гости наши замечательные,

Подаем вам русский чай посиделочный.

1- Я девочка :

Гостей своих мы привечаем

И сладким пирогом их угощаем.

Наш гость. Сегодня не скучай,

Ешь пироги и пей горячий чай.

2- Я девочка :

Пирог с малиной ароматный

И на вкус очень приятный.

С чаем силы придает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Любит чай наш - эликсир.

3- Я девочка :

На столе у нас пирог.

Наш порядок очень стог :

Чашку чая выпивайте,

Пирогом душистым заедайте.

Хозяйка :

Посидели мы за чаем,

Он от лени исцеляет.

Пирог силы придает,

На игру детей зовет.

Ведущая : интеллектуальный конкурс - загадки :

В поле дружно колосится

Золотистая (пшеница)

Был крупинкой золотой,

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило,

И стрелу позолотило. (Колосок)

Черный хлебушек хорош ,

Нам его подарит (рожь)

Желтые початки,

Полны зерен сладких (кукуруза)

Вот метелка, в ней зерно-

Золотистое (пшено)

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят (колосок)

В землю теплую уйду,

Кверху колоском взойду.

В нем таких, как я,

Будет целая семья. (Зернышко)

(Жюри подводит итоги, подчитываются очки, объявляются результаты) .

Ведущая : конкурс для мам «Горшочек каши» (команды по очереди называют тот злак, из которого готовиться та, или иная каша ).

Пшенная - из (проса)

Перловая - из (ячменя)

Манная - из (пшеницы)

Геркулесовая - из (овса)

Ведущая : задание для капитанов.

Расположите в правильном порядке (пахота, сев, хлеба зреют , жатва, обмолот, помол зерна) ;

(зерно, росток, растение, образуется колосок, созревание зерна в колосе) .

Ведущая :

Каждому знакомы

Мудрые слова :

Хлеб - хозяин дома ,

Всему он голова !

Крепкою державой

Звали его встарь.

Хлебушек по праву

В государстве - царь!

(Подводится итог викторины, награждаются призами команды, заканчивается все чаепитием).