Open
Close

Художественные особенности романа Тургенева «Отцы и дети. Сочинение на тему: Композиционные особенности романа Тургенева «Отцы и дети

Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.Тургенева. План урока. 1. История создания романа. 2. Общественно-исторический контекст. 3. Композиция. 4. Речевая характеристика 5. Пейзаж. 6. Жанр. 7. Оценка романа в русской критике.

Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник. История создания романа.

В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом. Общественно-исторический контекст

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения. КОМПОЗИЦИЯ

Кольцевая композиция Марьино (усадьба Кирсановых) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян) Никольское (имение Одинцовой)

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью). КОНФЛИКТ

И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения. Речевая характеристика

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении. Что такое пейзаж в литературе?

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления). Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический. ЖАНР

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает. Оценка романа в русской критике

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля. Заключение

Художественные особенности. Тургенев так определяет ос­новную черту своего творческого метода: «Наше время требует уло­вить современность в ее преходящих образах». Она обуславливает возникновение в творчестве писателя особого вида реалистического романа, называемого культурно-историческим. Для такого романа свойственно представление злободневных проблем, новых идей и ге­роев времени, характеризующихся через особый тип культуры, что с полным основанием можно отнести к роману «Отцы и дети». Этому произведению присуще еще одно качество культурно-исторического романа: становиться своеобразным самоотчетом русского общества за конкретный временной отрезок (роман «Отцы и дети», законченный в 1861 году, рассказывает о событиях 1859 года).

Другим отличительным качеством романа является его насы­щенность идейной полемикой, что отразилось на всей системе ис­пользуемых художественных средств. Главным из них становится диалог, развивающийся в форме идейного спора. В диалоге рас­крываются, обнаруживаются характеры героев. Диалоги Базарова с Павлом Петровичем, с Аркадием, с Ситниковым и Кукшиной, с Одинцовой характеризуют героя более полно и всесторонне, чем его поступки, которые порой кажутся весьма противоречивыми. В от­личие от своих противников Базаров в споре краток, не стремится говорить красиво, но при этом он очень убедителен (например, спор Базарова и Павла Петровича в X главе). Почти из всех споров он выходит победителем.

Важнейшим средством характеристики героев является их язык. Различные интонационные оттенки воссоздают сложнейшую гамму переживаний героев, а выбор лексики характеризует их социаль­ное положение, круг занятий и даже эпоху, к которой они принад­лежат. К примеру, Павел Петрович употребляет в своей речи «эф- то» вместо «это» и «в этой причуде сказывался остаток преданий александровского времени». Или другой пример: слово «принцип» Павел Петрович «выговаривал мягко, на французский манер», как «принсип», а «Аркадий, напротив, произносил «прынцип», налегая на первый слог», из чего становится ясно, что герои, принадлежа к различным поколениям, воспринимают это слово по-разному.

Противопоставление характерно и для других художественных средств, поскольку антитеза является идейно-структурной основой всего произведения. Это касается использованных деталей. Так, Ба­заров и Павел Петрович, противопоставленные по происхождению и социальному положению (аристократ-демократ), характеризуются разными деталями поведения (бездеятельная жизнь в деревне, ко­торую ведет Павел Кирсанов, — постоянная работа, которой занят Базаров, даже будучи в гостях у своего приятеля Аркадия), речи (ви­тиеватые обороты речи, манерность Кирсанова — простота, чекан­ность фразы, афористичность Базарова), портретными деталями. Так, полной антитезой портрету Базарова, нарисованному в 1-й гла­ве, является портрет Павла Петровича: у Евгения лицо «длинное», лоб «широкий», волосы «длинные и густые», у Павла Петровича чер­ты словно выведены «тонким и легким резцом», волосы «коротко стриженные»; рука у Базарова «красная», а у Павла Петровича «кра­сивая… с длинными розовыми ногтями»; Базаров одет в «длинный балахон с кистями», а Павел Петрович в «темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки».

Благодаря всем этим средствам характеристики Тургенев вы­ступает в романе как объективный повествователь, выражающий свою позицию через развитие сюжета, сопоставление героев, ре­зультаты их действий. Психологизм Тургенева тоже особый: по сло­вам самого писателя, он «тайный психолог». Это означает, что Тур­генев намекает на скрытые причины состояния или поведения героев, прямо их не анализируя, а вовлекая читателя в аналитиче­ский процесс. Не изображая прямо чувства и мысли своих героев, писатель дает возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. К примеру, по тому, как Одинцова «с принужденным смехом» говорит Базарову о предложении, сделанном Аркадием Кате, а затем по ходу разговора «опять смеется и быстро отворачи­вается», становятся ясны ее чувства: растерянность и досада, кото­рые она старалась скрыть за смехом.

Но объективность повествования не мешает выражению автор­ского лиризма, который проявляется в описаниях красоты искусст­ва, природы, резко противостоящих подчеркнутому антиэстетизму Базарова («Природа не храм, а мастерская»; «Рафаэль гроша мед­ного не стоит»). Так, несогласие со взглядами Базарова выражено в описании игры Николая Петровича на виолончели: «Кто-то играл с чувством, хотя и неопытной рукой, «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия».

... со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы.
И. С. Тургенев

По жанру «Отцы и дети» (1861) - роман, но если раскрывать жанровое своеобразие этого произведения, то это социальный (идеологический) и психологический роман.

Тема романа «Отцы и дети» — изображение общественно-политической ситуации накануне отмены крепостного права. В 1859-1861 годах в России сложилась первая революционная ситуация, которая завершилась отменой крепостного права «сверху». Революционная ситуация характеризовалась, с одной стороны, крестьянскими волнениями по всей стране и, с другой стороны, особым накалом общественно-политической борьбы. Тургенев внимательно следил за политическими столкновениями в обществе (на страницах журналов, в книгах) и отразил в своём романе идеологическую борьбу либералов и революционных демократов.

В «Отцах и детях» представлена борьба главных общественных сил России накануне реформы 1861 года, что делает роман социальным. Павел Петрович Кирсанов, рассуждая на модную тему о либеральных реформах, на деле отстаивает интересы самого консервативного поместного дворянства, которое боится реальных социальных преобразований. Николай Петрович Кирсанов и Аркадий принадлежат к настоящим дворянским либералам и ждут реформ от властей, так как на личном опыте видят, что изменения в экономической жизни страны необходимы, что крепостное право тормозит развитие России. Евгений Базаров является представителем самой решительной части русского общества — демократов, которые выступают за самые радикальные преобразования во всех областях русской жизни с помощью революции. Базаров — дворянин во втором поколении — в силу своей бедности не успел усвоить дворянские достоинства и предрассудки. Правильнее было бы назвать его интеллигентом, причём не дворянским, а разночинским. Базарова можно отнести к типу героев, получивших в отечественном литературоведении название «новые люди», именно благодаря этому герою роман «Отцы и дети» представляет серьёзный историко-литературный интерес.

Условно роман можно разделить на две части. В первой автор раскрывает образ Базарова в столкновении с идеологическими противниками. Тургенев подробно описывает споры Павла Петровича и Базарова, которые высказывают различные мнения по одним и тем же вопросам; это позволяет уточнить жанровое своеобразие романа: он не только социальный, но и идеологический. Сходным образом построена комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: идеологические противники — Чацкий и представители фамусовского общества — спорят по разным общественным вопросам (о дворянской службе, об образовании, о семейных отношениях, о патриотизме и т.д.). В «Отцах и детях» идейные противники обсуждают самые актуальные вопросы своего времени: о необходимости реформ, о настроении народа, сельской общине, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т.д. Можно сравнить, например, отношение идеологических противников к народу. Павел Петрович заявляет, что любит народ, но Тургенев сообщает что аристократ беседует с мужиками, уткнув нос в надушенный платок (VII). В эпилоге автор ядовито замечает, что любовь Павла Петровича к народу проявляется в одном: в Дрездене на его столе стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Базаров, со своей стороны, гордо произносит, что сам вышел из народа: «Мой дед землю пахал» (X). При этом молодой нигилист не скрывает, что смотрит на мужика довольно презрительно, да ведь и сам мужик о себе преплохого мнения. Справедливости ради надо заметить, что так же трезво, без сентиментальности Базаров смотрит и на собственную персону.

Во всех спорах с Павлом Петровичем Базаров одерживает победы: деревенский аристократ ничего не может возразить на всестороннюю критику русских порядков, данную нигилистом. В этих столкновениях Тургенев обращает внимание на доказательную силу и справедливость взглядов Базарова, но в некоторых вопросах (относительно искусства, любви, природы, семейных отношений) писатель не может согласиться со своим решительным героем, хотя старательно приводит его смелые заявления о том, что любви нет, а есть только физиологическое влечение полов; что Рафаэль «гроша медного не стоит» (X); что природа — пустяки, что родительская любовь — надоедливое чувство.

Вторая часть романа, по мысли писателя, должна доказать и читателям, и самому герою, как он ошибался в своём нигилистическом отношении к общечеловеческим ценностям. На балу в губернском городе Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову и несколько позже по-настоящему влюбляется в неё. Так Базаров наличном опыте узнаёт, что идеальная любовь всё-таки существует, — он сам страдает от неразделённой любви. Если в первой части романа молодой нигилист заявляет Аркадию: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (IX), то теперь он понимает, как важна для человека природа-храм, где он может отдохнуть от повседневной суеты, успокоить нервы, без помехи обдумать свои идеи и проблемы. Влюблённый Базаров гуляет в дальних уголках парка, в лесу, в поле. Первая часть объяснения Базарова с Одинцовой происходит в поэтической обстановке (у открытого в сад окна, в которое заглядывает летняя ночь, свежая и таинственная). Иными словами, Тургенев демонстрирует, что ошибочные взгляды главного героя, ещё очень молодого человека, разбиваются при столкновении с реальной жизнью.

Писатель относится к своему герою одновременно и с явной симпатией, и с предубеждением. Автор признаёт силу личности Базарова. Это проявляется, во-первых, в том, что в идеологических спорах нигилист всегда одерживает верх над либералами-дворянами. Во-вторых, смерть Базарова, изображённая в финале, подтверждает силу его характера, на что справедливо указывал Д.И.Писарев в своём разборе романа. Базаров и перед смертью не изменяет своим жизненным принципам и мужественно встречает свой конец. В-третьих, рядом с главным героем изображены ещё два «нигилиста-прогрессиста» — Кукшина и Ситников, которые являют собой злую карикатуру на передовых людей своего времени.

Но Тургенев, человек либеральных убеждений, признавая силу героя, не может согласиться с его нигилистическими взглядами на человеческие чувства, искусство, не может одобрить радикальные высказывания о старом укладе жизни, созданном усилиями целых поколений, а ведь Базаров спокойно заявляет Павлу Петровичу: «Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие» (X). Эти стороны личности молодого нигилиста вызывают у писателя негативное отношение, поэтому Базаров изображается в романе тенденциозно, то есть автор намеренно заостряет и усиливает некоторые черты характера и некоторые спорные высказывания героя.

Прежде всего тенденциозность проявляется в описании внешности главного героя, данном в начале романа: длинное лицо, длинные волосы песочного цвета, странные бакенбарды, красные руки без перчаток, старое пальто-балахон. Недаром камердинер Павла Петровича назвал гостя «настоящая свинья в кусте» (X). Кроме того, портрет показывает, что, во-первых, Базаров — человек бедный и что, во-вторых, он презирает манеры дворян типа светского льва Павла Петровича и намеренно мало внимания придаёт одежде. Предубеждение Тургенева проявилось и в том, что его герой, вопреки своим решительным убеждениям, участвует в дуэли, которая изображена как пародия на настоящий поединок. Базаров, желая излечиться от несчастной любви к Одинцовой, заигрывает с Фенечкой. Он заслуженно презирает ничтожного Ситникова, но при этом цинично заявляет, что такие олухи ему нужны для грязных дел: «Не богам же (...) горшки обжигать» (XIX). Наконец, Базаров по воле автора умирает из-за глупой случайности, так ничего и не совершив в жизни.

«Отцы и дети» — психологический роман, потому что Тургенев уделяет большое внимание изображению чувств и переживаний своих героев. При этом особенность психологизма («принцип айсберга») писателя заключается в том, чтобы дать самому читателю возможность по нескольким намёкам догадаться о чувствах героев. Действия героев у Тургенева не сопровождаются длительными мучительными раздумьями, как в романах Ф.М.Достоевского; герои у Тургенева не решают собственные мировоззренческие проблемы в продолжительных внутренних монологах, как герои Л.Н.Толстого. По мнению Тургенева, писатель не должен проводить психологический анализ перед читателем: всё это он проделывает с героями заранее, а читателю преподносит только результаты переживаний и раздумий персонажей.

Образцом тургеневского психологизма может служить история любви Аркадия Кирсанова. Молодой человек очень точно осмысливает свои жизненные впечатления-наблюдения за природой, характерами встреченных людей (сестёр Локтевых, родителей Базарова, самого Базарова). Аркадий с грустью и ревностью следит за романом Одинцовой и Базарова, а сам незаметно влюбляется в тихую, застенчивую Катю, которая кажется ему простой и милой девушкой. И в жизни, и в любви он способен только на заурядные поступки, а любить женщину, подобную Одинцовой, тем более любить безнадёжно, Аркадию не под силу.

Итак, в центре социально-психологического романа «Отцы и дети» стоит новый герой эпохи — «новый человек» — Базаров. Появление людей такого типа в русской жизни стало важнейшим общественным явлением 50—60-х годов XIX века. Их пытались понять и изобразить многие русские писатели.

Н.Г.Чернышевский увидел их, можно сказать, изнутри, потому что сам принадлежал к подобным людям. В романе «Что делать?» «новые люди» описываются как герои своего времени: они нашли в жизни философскую «золотую середину», трудятся и на себя, и на общественное благо, отстаивают своё человеческое достоинство, не унижая чужого. Н.С.Лесков оценивал «новых людей» со стороны и весьма критически, поэтому в романе «Некуда» изобразил их как бессовестных функционеров, которые мечтают о власти над «муравейником» (позже об этом будет говорить Родион Раскольников), а власть принесёт им и материальное благополучие.

Тургенев, определяя своё место в политической борьбе 60-х годов, предпочёл остаться с «отцами». Иными словами, Тургенев смотрел на «новых людей» со стороны, но как мудрый «предок», который отмечает и сильные, и слабые стороны молодого поколения. Такой взвешенный и доброжелательный подход к «новым людям» делает роман «Отцы и дети» особенно интересным, а образ Базарова — ярким и убедительным.

(1862)
Тургенев был чрезвычайно чуток к жизни общества, движениям общественной мысли, нравственным и социальным поискам людей своего времени. Он ранее других улавливал и делал предметом художественного изображения идеи времени, то, что носилось в воздухе, хотя и не приобрело еще отчетливых форм в виде философских концепций, политических движений, социальных институтов. Как писателя его более всего интересовали проявления всего, о чем сказано выше, в человеческих характерах, поведении, психологии. Острую конфликтность и социальную актуальность он умел в своих романах соединить с глубоким проникновением в души персонажей, ненавязчивым, мягким, но определенным воплощением авторской нравственной позиции и оценки.
В основание замысла романа «Отцы и дети» Тургенев положил свои впечатления от полемических статей Добролюбова, направленных против людей старого, «идеалистического» времени, сочинений модных философов-материалистов К.Фохта, Мелешотта, ставших идейными авторитетами для значительной части молодежи. В списке прототипов образа Базарова писатель называет, кроме Добролюбова, его нигилистически настроенного приятеля Н.С. Преображенского. Отразились здесь и тяжелые личные впечатления 1861 г. от посещения имения в Спасском-Лутовинове. Взаимопонимания с крестьянами, которым помещик Тургенев искренне хотел добра, найти не удалось. А именно к единению сословий, партий, людей, всех здоровых и жизнеспособных сил нации стремился Тургенев. Драматизм складывающейся пореформенной общественной ситуации состоял в том, что социальные, духовные, нравственные противоречия русского общества не стали слабее, а усиливались.
И в романе мы видим, как много граней разделяет людей. Ситуация, описываемая в романе, драматична, она вполне может быть уподоблена гамлетовской — «распалась связь времен». Аркадий и Николай Петрович Кирсанов ощущают отчуждение, несмотря на кровную близость, Павел Петрович ненавидит разночинца Базарова по политическим и идеологическим основаниям, нет единства и между теми, кто для стороннего взгляда может показаться представителями одной партии: Аркадий, Базаров, Ситников с Кукшиной очень по-разному проявляют себя, хотя для стороннего взгляда все они — нигилисты. Ощущение тотального одиночества — итог развития главного героя романа. И все это происходит на фоне народного обнищания, разрушения традиционных устоев сельского общинного и семейного быта, распадения устоев патриархальной морали, ослабления связей людей с землей, о чем на всем протяжении романа напоминает автор, рисуя картины сельского быта, хозяйства, создавая образы мужиков.
Впрочем, конфликтность, противоречивость по-разному разрешается в отношении различных групп героев. Роман начинается с изображения противоречий отца и сына Кирсановых. В их основании вполне естественный вечный конфликт поколений. Молодость еще не в силах понять умудренной зрелости, нередко обижает старшее поколение своей бестактностью; зрелость не хочет и не может повторять путь поисков, обольщений, ошибок, заблуждений молодости и достаточно часто старается силой родительского авторитета оградить молодое поколение от прохождения этого естественного и необходимого для становления личности этапа.
Аркадий, подражающий Базарову, старается излечить отца от излишней чувствительности, сентиментальности, хотя сам в этом отношении его достойный наследник. Уже в первой сцене он так же, как и Николай Петрович, но в других формах, определяемых его юностью и незрелостью, восхищается красотой весеннего пейзажа, в чем никогда не признался бы своему приятелю. В дальнейшем это глубинное родство душ отца и сына проявляется в том, что оба они стремятся смягчить остроту противостояния Павла Петровича и Базарова. В финале романа и отец, и сын Кирсановы находят такое похожее, простое, понятное и необходимое всем людям спокойное счастье. Тем самым доказывается возможность преодоления естественного конфликта отцов и детей, основанием которого являются психологические особенности людей разного возраста.
Сложность описываемой в романе ситуации состоит в том, что на первый план в жизни общества выходят конфликты и противоречия иного плана. И здесь уже у писателя появляются основания говорить о возможности подлинно трагического столкновения различных общественных сил. Работая над романом, Тургенев писал: «Настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». В спорах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова выясняются особенности двух важных общественных сил, групп, двух социально-философских позиций, определяющих оценки общественной жизни, особенности поведения, отношения к различным явлениям жизни. Парадокс состоит в том, что и аристократы-либералы, и разночинцы-демократы в основание своих позиций кладут мысли или хотя бы декларации об общественном благе, прогрессе, улучшении жизни народа. Но каждый из спорящих отстаивает свою точку зрения как единственно правильную, впадает в крайность, а крайности никогда не совпадают с истиной и подлинными потребностями общества.
Тургенев заметил как-то, что его роман направлен «против аристократии как передового класса общества». Лучшие ее представители выведены в романе. Программа либералов, которую отстаивает Павел Петрович, предполагает уважение человеческого достоинства, прав личности. Идея прогресса соединяется в их суждениях с мыслями о большом значении для России как самобытной страны крестьянской общины, патриархальной семьи. Павел Петрович гордится, что иные окрестные помещики считают его «красным». Однако вполне благородные помыслы и безусловная личная порядочность Павла Петровича соседствуют с его полной неспособностью хоть в какой-то степени ответить на вопросы, выдвигаемые реальной, а не умозрительной жизнью.
Инициатором споров с Базаровым всегда является Павел Петрович. Он как бы ощущает собственную ущербность и неполноценность, стремится прежде всего себя убедить в правоте собственных взглядов и верности позиции. Начинаются споры с вопросов достаточно абстрактных — нужно ли основываться в своем поведении на незыблемых принципах или подчиниться веяниям обновляющейся жизни. Затем приходит черед обсуждению вопросов о роли эстетических и естественнонаучных начал в жизни, о соотношении поэзии и науки. Наконец, заходит речь об отношении к народу, социальным вопросам.
Павел Петрович упрекает Базарова в нигилизме, который, по его словам, состоит только в том, чтобы «ничего не делать» и «ругаться». И особенно злит его, что Базаров соглашается, что, время для созидательных дел еще не пришло, их задача всего-навсего «место расчистить», хотя, по сравнению с провинциальным аристократом, он гораздо более деятелен, тех же лягушек без конца изучает. А сам Павел Петрович провел всю жизнь в безделье, либеральном пустословии и погоне за миражами, но не решается даже себе признаться, прямо сказать об этом. И его вызов Базарова на дуэль — это, в сущности, попытка избавиться от неприятной, раздражающей уже своим существованием правды. Тонкий психологический нюанс преддуэльного конфликта героев связан с их отношением к Фенечке. Павел Петрович выступает в роли как бы защитника чести брата. Но в сущности соперники стоят друг друга: Базаров проявляет явное неуважение к гостеприимному хозяину, пытаясь обольстить его жену, но ведь и чувства к ней Павла Петровича были далеки от братских. В любовном конфликте писатель обнажает неправоту крайностей, распространяя в дальнейшем эту оценку и на иные конфликтные области.
Базаров, выигрывающий споры с оппонентом при оценки их со стороны (это заметила даже Фенечка, не понимающая сути обсуждаемых вопросов, но чуткая душой, верно оценивающая нравственное наполнение слов и поведения), совсем не так уверен внутренне. Его идеи свежее, оригинальнее: разрушить до основания мир, который бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их питало и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание, способное объяснить все — от «устройства» лягушки и человеческого глаза, где негде скрыться «загадочному взгляду», до принципов социальной организации жизни. Главный всеобщий закон жизни — борьба. И в отличие от Павла Петровича, для Базарова это не только слова. Его идеи стали образом жизни. Во всяком случае, таким он предстает в начале романа, но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противоречия. Да и все нигилистическое движение оказывается не таким уж единым и массовым, как хотелось бы, очевидно, Базарову. Герой одинок. Во всяком случае, людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается. Пародией на нигилизм, жалким подражанием выглядят Кукшина и Ситников, постепенно отходит от Базарова верный и искренний Аркадий. Он поддался обаянию куда более сильной личности, потянулся к Базарову, но нигилистические воззрения и цели в сущности для него чужды.
Больше и сильнее всего поражали окружающих, лаже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет — физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство к Одинцовой Базарова испугало: «Воттебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Жизнь неожиданно оказалась сложнее, и законами естествознания ее объяснить, ввести в берега не удается. Базаров боится своей любви, борется с ней, как с болезнью, досадует, что не может победить, в этом главная причина того, что Анна Сергеевна Одинцова не отвечает на его чувство. И достаточно пошло выглядит попытка «вылечиться» от любовной блажи при помощи Фенечки. Та дала понять Базарову, что она тоже человек, достойный, как и любой другой, каким бы «простым» он ни казался, человеческого отношения. И еще раз убедился герой, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.
Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для мужиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления социальных проектов. С горечью признается честный Базаров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смерти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, существование которой он так решительно отвергал.
В финале романа герой остается абсолютно одиноким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, проекты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемонстрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он выиграл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой говорит, почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Творчество Тургенева отражает жизнь в ее конфликтах, представляет разнообразные социальные ориентации российской жизни 60-х годов ХIХвека, привлекает внимание к наиболее характерным социальным и историческим типам. Для этого писателя характерно как постижение реальной народной жизни и народных типов, так и новых идей, влияющих на умонастроения людей, которые своей жизнью проверяют величие и ущербность исторических веяний.

Черты реализма в романе «Отцы и дети»

Важная черта романа Тургенева — отражение типичных, а потому и реалистичных, для русской культуры характеров. По-новому показывает писатель и образ «лишнего человека»: «лишний человек» Тургенева способен проявить себя не в конкретном поступке, а исключительно словесно, в призывах к действию («Рудин», «Дым»).

Новый тип героя

Новая для российской действительности, но в то же время типичная фигура — это . В нем воплотились реальные черты революционеров -демократов 60-х годов:

  • позитивизм как философия Базарова провозглашает превосходство жизненной силы над моральными категориями — долгом, честью и т.п;
  • эстетические взгляды героя близки к взглядам —

«Прекрасно то, что полезно»;

  • эксперимент для героя — единственный способ изучения человека и природы и человека.

Сочетание типического и индивидуального в судьбах главных антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова — выражено наиболее рельефно:

  • судьба Базарова — типичная судьба разночинца, однако его смерть в конце романа — это индивидуальный ход автора;
  • судьба Павла Петровича тоже типична, однако ее индивидуальность связана с любовной историей героя, что могло бы при другом характере иметь и другую развязку.

В романе «Отцы и дети» отсутствует внешняя (недаром волна критики обрушилась на Тургенева и со стороны либералов, и со стороны демократов: и те и другие посчитали роман пасквилем).

Однако автор, не выражая открыто своей оценки, композицией романа, сюжетными ходами показывает неправоту героев (высказывания Базарова о любви — любовь героя к Одинцовой). Особое значение в выражении авторской позиции имеет описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Идеи умирают вместе с их основателями, человек смертен, но природа вечна. В этом жизненный и философский реализм писателя.

Композиционное решение романа

Роман построен как диалог противников, диалог поколений, который автор переносит в плоскость социально-идеологических концепций. Павел Петрович и Базаров изначально обозначены в романе как непримиримых антагониста. Ходом сюжета Тургенев доказывает, что позиции и того и другого слишком категоричны и поэтому не могут быть признаны верными. Для самого Тургенева нигилизм Базарова неприемлем, так как не имеет позитивной программы.

В основе композиции — реальный конфликт между либералами и революционерами-демократами как двумя поколениями людей, думающих о судьбах России. Именно в композиции заложена полемика автора с героем. Так, за безапелляционными суждениями главного пероснажа о любви, об отношении к женщине (Базаров об Одинцовой:

«… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»)

следует рассказ о любви героя к Одинцовой. Эта любовь опровергает утверждения героя, а автору позволяет высказать свое несогласие с его позицией. Жизнь многообразнее утверждений нигилиста.

Композиция романа «Отцы и дети» может быть разделена на две части: Тургенев дважды проводит героя по кругу — Марьино, Никольское, родительский дом.

Это позволяет писателю показать, что Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от сложностей реального мира, проигрывает в этой схватке.

Образная система — реализм персонажей романа

Важны все персонажи. Так Павел Петрович — главный противник Базарова. Николай Петрович, Аркадий — это тоже участники спора, но их высказывания значительно мягче, они дополняют спорщиков, но в то же время показывают, что жизнь гораздо разнообразней. Анна Сергеевна Одинцова не похожа на тургеневских девушек прежних романов. Она человек, который знает, чего он хочет.

Любовь к Одинцовой — испытание и для нее, и для Базарова.

Гротескные фигуры Ситникова и Кукшиной дискредитируют позиции нигилиста Базарова, показывают, до какого абсурда может быть доведена социальная теория, если ее переносят на общество люди, подобные Ситникову и Кукшиной.

В композиции, в раскрытии характеров особую роль играет эпилог

  • примат вечной на смертным человеком в описании могилы Базарова,
  • кульминация идеи нелепости нигилизма и его наследников — в упоминании о Кукшиной и Ситникове,
  • описание мирного поместного существования семьи Кирсановых — закономерный итог развития характеров Аркадия и Николая Петровича,
  • далекое от родины существование Павла Петровича- также закономерно и показывает финал жизни еще живого человека,
  • судьба Одинцовой, вышедшей замуж за человека, который является одним из будущих общественных деятелей России, который способен трезво оценить ситуацию, представляет авторский компромисс — результат ожесточенных идеологических споров.

Описания, портреты и речь героев романе «Отцы и дети»

Несомненно важны и портреты героев, детали, речи персонажей:

  • описание одежды Павла Петровича и Базарова как бы задает будущий антагонизм их отношений,
  • красная, обветренная рука Базарова свидетельствует о том, что он привык к работе,
  • а изнеженная рука Павла Петровича говорит о аристократизме;

фраза Базарова

«Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку»

должна, по мнению героя, определить его место в кирсановском доме, показать этим аристократишкам, что он, Базаров, не будет перед ними унижаться; многие фразы этого героя представляют собой афоризмы, хорошо отточенные, быстро запоминающиеся

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,

что свидетельствует о продуманности его нигилизма, а также о его несомненном даровании.

Реализм Тургенева в романе «Отцы и дети» внес много нового в развитие этого Несомненен вклад писателя в решение мучительных проблем, волнующих русское общество в середине ХIХ. Однако развитие нашей страны в ХХ веке заставило по-новому прочесть это произведение русского писателя и оценить его прозорливость.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь