Open
Close

История написания картины проводы ополчения. Пример сочинения по картине "проводы ополчения"

Об авторе: Юрий Михайлович Ракша (1937-1980)- советский живописец. На его живописных полотнах можно увидеть портреты, пейзажи и сюжетные композиции. Он также занимался оформлением художественных фильмов и иллюстрациями книг. На его картине Проводы ополчения, написанной в 1980 году, соединены два жанра: портрет и городской пейзаж. Она является фрагментом полотна «Поле Куликово». Это правая часть шедевра художника.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши: описание и анализ художественного полотна

На картине Проводы ополчения показано прощание русских женщин с воинами, которые отправляются на Куликовскую битву. На переднем плане изображены городские жители различных сословий. В основном это женщины и дети. Их всех объединило общее горе, ведь многие мужчины не вернутся с поля боя домой. Каждый из них переживает по-своему: кто-то рыдает, кто-то молится, а кто-то с горечью смотрит вслед уходящим воинам.

Центральной фигурой на полотне является молодая красивая женщина знатного рода. По-видимому, это ее муж возглавляет это огромное войско и пошёл воевать против врага вместе со всеми. Под желто-голубым парчовым платьем заметен ее округлившийся живот. Левой рукой знатная особа обнимает сына, а правой прикрывает свой живот. Она словно хочет оградить своего не родившегося еще ребенка от всех бед и несчастий. Женщина старается быть сильной и не показывает свое горе на людях. Но несмотря на гордый вид и статную осанку, в глубине души она очень переживает за судьбу своего мужа и их детей. У молодой женщины русые волосы, заплетенные в косу. На голову надет обруч, украшенный драгоценными камнями.

Её сыну на вид лет восемь. Русоволосый мальчик очень расстроен из-за расставания с отцом. Он с грустью опустил свою голову. Рядом с ним на земле сидит девочка лет десяти. Она собирает полевые цветы и смотрит вслед уходящему на битву отцу. Наверное, ему предназначался этот букетик сиреневых цветов. Но в этой суматохе она не успела его отдать. За девочкой мы видим рыдающую женщину. В бессилии она опустилась на землю, а правой рукой схватилась за голову. Ее темно-русые волосы распущены. Одета она в простую одежду: светлую кофточку и темно-красный сарафан.

У нее за спиной стоит старуха в коричневом одеянии. На ее лице читается молчаливая скорбь. Видимо, она только что проводила своих сыновей. Рядом с ней находится девушка в бело-золотистом атласном платке. Она в молитве склонила голову, а правой рукой перекрещивается. Позади них стоит седовласый старик с посохом. Он поднял к небу свои глаза и молит бога помочь и защитить воинов. Справа на полотне можно увидеть еще одну женщину, крепко прижимающего к своей груди белокурого сынишку. Все они стоят на возвышенности рядом с дорогой, по которой идут на войну их мужья, отцы, братья и сыновья. Общее горе объединило всех русских людей.

На заднем плане видны белокаменные стены Кремля. Из крепостных ворот как раз и выдвигается многотысячная рать. Словно людская река тысячи мужчин идут защищать свою Родину от врага. Горожане и крестьяне, богатые и бедные, пешие и на лошадях- все объединены в этом людском потоке. В руках они держат копья и щиты. У одного из всадников в руках красный флаг.

А за этой людской рекой видна другая, настоящая с голубой водой. И на другом ее берегу желтое поле и зеленый лес, а на голубом небе плывут белые облака. Это напоминание о мирной жизни создает еще больший контраст, еще больше подчеркивает людское горе.

В образе женщин художник показывает нашу Великую Русь. Как скорбят эти жёны и матери, так и Русь скорбит, провожая на смертный бой своих сыновей. Эта картина вызывает в нас патриотические чувства. Она учит нас любить свою Родину и гордиться ею. Автор призывает нас ценить и уважать защитников родной земли. И, конечно же, не забывать свою историю.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши Ю.М. 8 класс

Дата: 14 в., 1380 г., сентябрь, 08
Описание:
Cражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарами, которых возглавлял фактический правитель Золотой Орды темник Мамай.

Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. План похода состоял в том, чтобы вместо обороны на реке Оке, где Мамай мог соединиться со своим союзником литовским князем Ягайло, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский , основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря.

Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним - Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними - резерв (конница). В близлежащем лесу («в дубраве») расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком-Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро-монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй - пехота.

Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В превые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля.

Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.

Описание картины советского художника Юрия Ракши «Проводы ополчения». Сочинение по картине для 8 класса.

Кто написал картину «Проводы ополчения»

Автором картины является художник Юрий Михайлович (1937-1980). Являлся не только живописцем, но и художником-постановщиком кино. На его счету более 200 картин. Одной из самых известных является «Поле Куликово», которая разделена на три части (триптих): «Благословение на битву», «Предстояние» и «Проводы ополчения». Картина стала настолько известной, что сегодня её изучают в школах и пишут по ней сочинения. Является ярким примером мастерства советских художников, предметом изучения истории, а также отсылкой к героизму и мужеству русского народа.


В каком году написана картина «Проводы ополчения»

Картина была написана в 1980 году, в год смерти художника. Стала картиной, которая, наряду с рядом других произведений, прославила его имя и великолепное мастерство в веках.

Проводы ополчения описание картины

«Проводы ополчения» — правая часть триптиха «Поле Куликово». Триптих относится к исторической битве на Куликовом поле. 8 сентября 1380 года здесь сошлись русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389) и войско Золотой орды под предводительством Мамая. Татаро-монголы в Куликовской битве потерпели поражение. Но триптих Юрия Ракши демонстрирует не саму битву и не её исход, а то, что происходило перед сражением.

Такой подход к работе сделал её ещё более драматичной для зрителя. Здесь мы можем увидеть князя, воинов и провожающих их в последний бой. Работа поражает трагизмом происходящего, когда воины готовятся к битве, из которой многие уже не вернутся. На картине они ещё живые, полные сил и ненависти к врагу, готовые сломить вражескую силу и подарить русскому народу свободу. Но вскоре уже многие из них полягут в кровавой битве и останутся на поле боя. Другие же выйдут из битвы победителями, разгромив золотоордынцев.

Пожалуй, самая трагическая часть триптиха - правая «Проводы ополчения». Здесь мы можем увидеть душераздирающий момент, когда жёны, матери, дети, отцы провожают своих сыновей, мужей, отцов в последний путь. Все они понимают, что из такой битвы вернутся домой далеко не все, и их родные могут оказаться в числе тех, кто сложит голову на Куликовом поле.

В центре внимания здесь не воины, а провожающие на битву. Сами воины, пешие и конные, представлены на заднем плане и будто в туманной дымке. Здесь они являются лишь образом героя и павшего воина, память о котором не забудется никогда. На переднем же плане родные воинов-освободителей.

В центре группы людей мы можем увидеть беременную женщину в дорогом одеянии. Судя по всему, это супруга князя Дмитрия Ивановича, которого позже, за победу в Куликовской битве, окрестят Донским. Супругой князя Дмитрия была Евдокия Дмитриевна (1353-1407), которая родила ему 12 детей. Евдокия держит левой рукой за плечо мальчика, понурившего голову, другую руку положила на живот. В отличие от плачущих вокруг людей, её лицо гордое и смиренное. Несмотря на то, что её сердце разрывается от горя, она продолжает держаться, как того подобает княгине, своим видом показывая уверенность в победе русского войска и нерушимую веру в непобедимость русского духа.

Рядом с ней сидит маленькая девочка. Она собирает цвета на поляне. Девочка с цветами является символической фигурой. Цветы в её руке — как дань памяти тем, кто уже не вернётся, но подарит избавление от татаро-монгольского ига. По другую сторону от княгини — убитая горем женщина. Её уже не держат ноги, она села прямо на землю и схватилась за голову. Ощущение предстоящей трагедии повергли её в состояние ужаса.

Позади княгини стоит заплаканная женщина, которая прижимает к груди испуганного ребёнка. По правую руку - старая женщина, чья-то мать, которая уже не может плакать и с горем в глазах смотрит на уходящих воинов, среди которых есть её сын или даже сыновья. Позади неё седой старик с палкой. Рядом молодая девушка, которая крестится и кланяется вслед уходящим в бой, благословляя их на победу.

Проводы ополчения план сочинения 8 класс

  1. Автор
  2. Сюжет картины
  3. Первый план
  4. Второй план
  5. Какие ощущения вызывает картина

Сочинение по картине Проводы ополчения 8 класс

Триптих «Поле Куликово» написал известный советский художник Юрий Михайлович Ракша в 1980 году. Картина стала настоящим шедевром русской живописи и примером мужества и отваги русских воинов, одержавших победу над татаро-монгольским игом во время битвы на Куликовом поле.

В центре сюжета трёх частей триптиха - подготовка к бою на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Юрий Ракша решил написать не саму битву и не её исход, а ту атмосферу, которая царила перед битвой. Настроение картины - ожидание кровопролитной схватки. Острое ощущение, что воины, которые уже готовы выйти против мощного врага, вступают в свой последний бой и многие уже не вернутся домой, сложат свои головы за Родину, но одержат победу и прославятся в веках.

Здесь мы рассмотрим правую часть триптиха, которая имеет название «Проводы ополчения». Две другие — «Благословение на битву», «Предстояние». В центре внимания, на первом плане, группа людей, которые провожают воинов. В группе мы можем увидеть жён, матерей, детей. Их настроение преисполнено неутешимым горем. Они понимают, что могут не дождаться своих родных, так как битва будет не на жизнь, а на смерть.

В центре группы стоит княгиня, супруга князя Дмитрия, которого после победы в этой битве назовут Донским. Княгиня в положении, держит одной рукой за плечо своего сына. Её лицо полно стойкости. Своим видом она подаёт пример всем окружающим, что необходимо верить в непобедимость русских воинов. Она провожает ополчение на битву, понимая, что многих видит в последний раз. Они сложат головы за свою Родину, но обязательно придут с победой, как это и было всегда.

Рядом с княгиней сидит девочка. Она собирает цвета на пригорке. Девочка ещё очень мала, чтобы понять, какая трагедия происходит перед её глазами. Цветы в её руках, как символ того, что скоро цветы понесут на могилы погибших. По правую сторону — убитая неутешимым горем женщина, которая села на землю, так как её уже не держат ноги. За спиной княгини женщина в чёрном одеянии, которая крепко прижимает мальчика. Её траурный вид символизирует, что скоро матери потеряют детей, жёны станут вдовами, дети останутся сиротами. В коричневом одеянии, прислонив руку к губам, стоит чья-то мать, провожающая сыновей на войну. За ней стоит седой старик с клюкой. Судя по всему, старик является слепым, и только поэтому его нет среди тех, кто идёт на битву. Замыкает группу людей девушка, которая кланяется и крестится вслед уходящему русскому войску.

На заднем плане само войско. Воины написаны будто в какой-то дымке. С одной стороны, Юрий Ракша сделал это для того, чтобы не отвлекать взгляд зрителя от основной сцены на переднем плане. С другой стороны, в дымке воины выглядят словно призраки великих героев, которые не пощадили своей жизни на служение Отечеству.

Позади всей процессии — каменная стена города. Из ворот крепости продолжает выходить неисчислимое войско.

Картина пронизана острым ощущением наступающего горя. Воины уходят в бой с очень сильным врагом, и остановить эту войну уже не в силах никто. Их родные вынуждены смириться с тем, что уже скоро на Куликовом поле прольётся кровь, возможно, кровь их сыновей, мужей, отцов.

У зрителя, при виде этой картины, просыпается гордость за мужество русских людей. Перед лицом любой опасности они готовы выступить на защиту Родины. На нашу страну выпало немало войн, все мы знаем и помним о них. И в этой картине представлена вся боль от того, с какими чувствами провожают воинов в кровопролитный бой их матери, отцы, жёны, дети.

Разделы: Русский язык

Цель: научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.

Задачи:

  • проанализировать произведение искусства (Ю.Ракша "Проводы ополченцев");
  • определять тему, идею и проблему произведения;
  • уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, репродукция картины Ю. Ракши "Проводы ополчения", "Толковый словарь" Ожегова, карты боевых сражений, учебник по истории, тетрадь на один урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята и дорогие гости, присутствующие на уроке. Я рада вас видеть. (Презентация )
Давайте пожелаем друг другу хорошей работы своими улыбками. Посмотрите направо и улыбнитесь соседу, а теперь налево – улыбнитесь соседу. Удачной работы. Присаживайтесь.

II. Вызов

Ребята, кто это оставил здесь на столе учебник по истории?.. А в учебнике еще какие-то карты. Это карты сражений.

– Что изображено на этих картах?
– Что объединяет эти карты?
– Историю можно не только читать, слышать, видеть, но и быть её участником. Режиссеры ставят фильмы, основанные на исторических событиях, писатели создают произведения, главными действующими лицами в которых являются исторические герои, художники пишут полотна, на которых можно увидеть историю, ощутить ее, почувствовать. Древнегреческий философ Гораций утверждал, что "картина – поэма без слов". А потому исторические сражения можно увидеть не только на исторических картах, но и на полотнах известных художников.
– Где можно увидеть эти картины?
– Именно в картинную галерею мы сегодня и отправимся. Вот и картинная галерея, вокруг нас много картин. Добро пожаловать в первый зал. Посмотрите внимательно на картины.
– Что на них изображено?

Фотоколлаж (портреты, люди в центре)

– Что изображено на верхней правой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на верхней левой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней правой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней левой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено в центре картины? Сколько изображено людей?
– Что объединяет все эти репродукции картин?
– В каком жанре написаны все эти картины?

III. Определение темы и цели урока

– Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока? (Групповой портрет)
– Любой урок имеет свою цель. Пожалуйста, определите цель нашего сегодняшнего урока?
– Ребята, может быть вам уже что-то известно о том, что такое групповой портрет и о том, как правильно его описывать. Перед вами таблица "Бортовой журнал". Пожалуйста, подумайте и заполните первую колонку таблицы (Приложение 1 ).
– Что вы уже знаете о групповом портрете?

По ртрет - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека. Групповой портрет это изображение, на котором нарисованы не менее 3 или 4-х человек.

– Как вы думаете, в чем разница между портретом и групповым портретом?
– Этот вопрос не случаен. Я предлагаю вам отправиться в следующий зал.
– Посмотрите, как много картин.

IV. Работа по теме урока

Мое внимание привлекла картина, которую написал Юрий Ракша. Это триптих "Поле Куликово".
– Скажите, пожалуйста, вам знакомо слово "Триптих"?
Я предлагаю вам с помощью словаря объяснить лексическое значение слова и записать его в тетрадь.
Сегодня мы с вами будем работать только с 3-ей частью этой картины, которая называется "Проводы ополчения".
– Понимаете ли вы смысл сова "Ополчение"? И кто такие ополченцы?

Триптих "Поле Куликово" является венцом творчества известного советского художника Юрия Ракши.
– Может быть вам что-то известно об этом художнике из курса искусства? (Приложение 2 )
Спасибо.

VI. История создания картины

Триптрих "Поле Куликово" художник рассматривал, как воплощение своей веры в русский народ, как работу вершинную. О ее замысле он рассказал в своих статьях. "Я понял, что это будет самая для меня современная картина", – писал он. "И пришло решение, пусть я вижу своих героев в основные высокодуховные моменты...". Картина писалась вдохновенно, создавалась мощно, хотя художник был уже смертельно болен и знал, что дни его сочтены. Он умер, положив последний мазок, с кистью в руке.
Картина состоит из трех частей, но особенно выразительно полотно "Проводы ополчения".
Послушайте, что гласит история создания этой картины.
Вернулся князь от Сергия и двинул войска от белокаменных стен Москвы, им же построенных на юг, к Дону, "встреч ворогу".
В центре композиции среди провожающих ополчение – Евдакия, любимая жена Дмитрия. Она не плачет, она уже выплакала свое и сейчас не имеет права на слезы – она жена князя и должна быть мужественной. Она беременна, и это символ – жизнь продолжается. Рядом сын, уже понимающий, что отец уходит на битву, и дочка, с улыбкой слушающая звуки жалеек, – как всегда на Руси, с музыкой и слезами провожают близких на битву.

VII. "Тонкие" и "толстые" вопросы

"Тонкие" вопросы "Толстые" вопросы
– Как вы думаете, какой исторический период изображен на картине? – Какие люди представлены на картине?
– Выглядят ли люди на картине естественным образом?
– На картине изображены реальные события или придуманные? – Что отражают взгляды изображенных людей?
– Где происходят изображенные события? – Как вы думаете, акцентирует ли автор внимание на деталях?
– В какое время суток происходят изображенные события? – Какие оттенки доминируют в цветовой палитре?
– На чем художник акцентирует внимание и пытается ли передать эмоции изображенных на картине людей? – Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?
– Если вы внимательно посмотрите на картину, то увидите, что в нижней части картины преобладают темные тона, а в верхней, наоборот, светлые.

VIII. Прием "оживи картину"

– Давайте представим себя героями этой картины.
– Ребята, вы простая крестьянская девушка, которая провожает мужа на битву. Опишите свои эмоции.
– Ребята, какие чувства вы испытываете, что вы княжна, которая проводила на битву мужа?
– Ребята, представьте, что вы седовласый старик и провожаете на битву сына или внука. Опишите свои чувства.
– Что общего среди всех ассоциаций?
– Автор описывает чувства и переживания героев, вне зависимости от их сословия и передает эти эмоции при помощи портретного описания.

IX. Рефлексия

– Как вы помните, цель нашего урока научиться описывать групповой портрет. Для этого мы в совместной работе должны выработать правила описания группового портрета, которые помогут вам в написании сочинения.
– Сейчас нам предстоит работать в группах.

1 группе необходимо составить синквейн о том, что такое групповой портрет и на его основе составить связанное высказывание по картине.

Вспомним правила составления синквейнов.

1 строка – 1 существительное, которое отражает тему.
2 строка – 2 прилагательных, харакеризующих тему.
3 строка – 3 глагола, выражающие действия, отношение к теме.
4 строка – предложение из 4 слов или словосочетание, выражающее проблему.
5 строка – 1 слово-синоним темы.

2 группе необходимо составить кластер о том, на какие детали необходимо обращать внимание при портретном описании.
Прежде чем начать работу с кластером, необходимо вспомнить правила его составления.
Напишите тему посредине листа. Затем запишите все слова и выражения, которые помогут раскрыть тему.

3 группе необходимо на основе памятки написания сочинений, которая находится на странице 222 учебника, составить памятку "написание сочинения-описания группового портрета".

– На работу у вас есть 10 минут.
– Давайте посмотрим на результат вашей работы.

1 группа, пожалуйста...
2 группа...
3 группа...

– Ребята, если вы помните, в начале урока мы заполнили 1 колонку "бортового журнала". Заполните, пожалуйста, 2 колонку – что нового вы узнали на уроке.
– Сегодня мы повторили, что такое портрет, научились его описывать и вывели алгоритм его написания.

X. Домашнее задание

– Теперь, используя материал нашего урока, я предлагаю вам дома написать сочинение-описание группы людей на основе картины Юрия Ракши "Проводы ополчения".
– Я благодарю вас за работу на уроке! Гостям спасибо за внимание! До свидания!

Сочинение по картине замечательного русского художника Ю.М. Ракши (1937-1980) «Проводы ополчения» развивает творческие способности учащихся, их исследовательские навыки, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Сочинение пишется в 8 классе.

Сочинение по картине «Проводы ополчения». 8 класс

Юрий Михайлович Ракша родился в 1937 году в семье рабочих. Учился в художественной школе, окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик». Участвовал в создании таких значительных кинокартин, как «Время, вперед» и «Восхождение». Многие картины Ю.М. Ракши получили широкое признание, принесли ему всемирную известность.

Умер Юрий Михайлович совсем молодым, ему было всего сорок три года. В 1980 году смертельно больной художник закончил работу над грандиозным триптихом «Поле Куликово». Это многоплановое произведение состоит из трех частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

Триптих посвящен Куликовской битве , состоявшейся в 1380 году и знаменующей начало освобождения от татаро-монгольского ига. Картина «Проводы ополчения» это правая боковая часть триптиха. Другое название картины «Плач жен».

В центре композиции - женщины и дети. Они провожают уходящее в поход русское войско, состоящее из их мужей, сыновей и братьев. Могучие воины окружены туманом, их ждет кровавая битва и многие из них отдадут свои жизни за отчизну, защищая матерей, жен, детей. Вдалеке видна белокаменная Москва, из ворот которой выходит многотысячное ополчение.

На переднем плане изображена молодая, красивая женщина с печальным и прекрасным лицом. Это жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия . Скоро у нее родится ребенок, рядом с ней ее дети - мальчик понурил голову, он тоже чувствует трагичность происходящего; девочка-подросток напряженно смотрит на уходящих воинов, стараясь запомнить их лица, сохранить память о них.

Известно, что Дмитрий Донской и Евдокия очень любили друг друга и можно понять, какие чувства испытывала княгиня, провожая любимого супруга на ратный подвиг. Справа от Евдокии обессилено опустилась на землю простоволосая женщина в красном сарафане. Она закинула голову назад, рот ее открыт - она рыдает, горе ее безмерно.

Молодая девушка с покрытой платком головой молится, а седовласый старик, стоящий за женщинами, благословляет воинов своим посохом. Стоящая рядом с ним женщина прижимает маленького сына к груди. Все, простолюдины и знатные люди, сплотились в единое целое перед общей бедой. Теперь они - русский народ. Эта картина учить любить отчизну, ценить людей, живущих в ней, восхищаться ее прошлым.