Open
Close

История про моно лизу биография. Мона Лиза

Французский исследователь и консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анжелесе Жан Франк на днях объявил о том, что смог повторить уникальную технику великого мастера , благодаря которой Джоконда кажется живой.

"С точки зрения техники исполнения, Мона Лиза всегда считалась чем-то необъяснимым. Теперь, думаю, у меня есть ответ на этот вопрос", - говорит Франк.

Справка: техника сфумато - изобретенная Леонардо да Винчи техника живописи. Заключается в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ. Все должно быть как в жизни: размыто, проникать одно в другое, дышать. Да Винчи практиковался в этой технике, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.

По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы, и две воссозданные им картины Леонардо.

Известно, что композиция «Моны Лизы» построена на «золотых треугольниках». Эти треугольники в свою очередь являются кусками правильного звездчатого пятиугольника. Но исследователи не видят в этом никаких тайных смыслов, они скорее склонны объяснять выразительность Джоконды техникой пространственной перспективы.

Этой техникой да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.

Разгадки Джоконды

Уникальные приемы позволили да Винчи создать настолько живой портрет женщины, что люди, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства. Грустит она или улыбается? Ученым удалось разгадать эту загадку. Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83% счастливая, на 9% - испытывающая чувство отвращения, на 6% - полная страха и на 2% - злая. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций.

В Королевском замке Амбуаз (Франция) Леонардо да Винчи завершил знаменитую "Джоконду" - "Мона Лизу". Принято считать, что Леонардо похоронен в капелле святого Губерта замка Амбуаз.

В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Возможно, это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

"Мона Лиза" считается самой загадочной картиной, создававшейся когда-либо. Эксперты-искусствоведы до сих пор разгадывают ее тайны. В то же время, "Мона Лиза" - одна из самых разочаровывающих в Париже достопримечательностей. Дело в том, что к ней ежедневно выстраиваются огромные очереди. Мона Лиза защищена пуленепробиваемым стеклом.

21 августа 1911 года произошло громкое хищение "Моны Лизы". Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Была уволена администрация музея. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Картина нашлась два года спустя в Италии. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. После этих событий картина набрала небывалую популярность.

В кафе DIDU находится большая пластилиновая Мона Лиза. Ее лепили в течение месяца обычные посетители кафе. Процессом руководил художник Никас Сафронов. Джоконда, которую лепили 1700 москвичей и гостей города, попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она стала самой большой пластилиновой репродукцией Мона Лизы, слепленной людьми.

Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра были спрятаны в замке Шамбор. Среди них была и Мона Лиза. На снимках - экстренная подготовка к отправке картины перед приходом фашистов в Париж. Место, где спрятана Мона Лиза, держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать "самый большой в мире музей" в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.


По сюжету фильма "Жизнь после людей" (Life After People) производства History Channel, через 100 лет без людей "Мону Лизу" съедают жуки.

Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

Очень много создано великих произведений художниками в разные эпохи. Госпожа Лиза дель Джокондо, изображенная более пятисот лет назад, окружена такой известностью, что это, пожалуй, самое прославленное произведение в абсолютном смысле этого слова. Здесь нет никакого преувеличения. Но что мы знаем о жизни, которую вела Лиза дель Джокондо? Биография ее будет представлена вашему вниманию.

Семья

Антонмария ди Нолдо Герардини - отец Лизы, дважды овдовел. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором - на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Семейство Герардини было древним, аристократическим, но обедневшим и потерявшим во Флоренции свое влияние. Оно было достаточно обеспеченным и пользовалось доходами ферм в Кьянти, на которых производилось оливковое масло, вино, выращивались пшеница и скот.

Лиза Герардини была самым старшим ребенком и родилась 15 июня 1479 года на Виа Маджио. Ее назвали в честь бабушки по отцовской линии. Кроме нее, в семье было три сестры и три брата.

Семья, живя во Флоренции, несколько раз переезжала и, наконец, поселилась по соседству с Пьеро да Винчи, отцом Леонардо.

Замужество Лизы

5 марта 1495 года, когда девушке исполнилось 15 лет, Лиза обвенчалась с Франческо ди Бартоломео дель Джокондо.

Она стала его третьей женой. Ее приданое было скромным и состояло из 170 флоринов и фермы Сан-Сильвестро, которая находилась неподалеку от загородного дома семьи Джокондо. Можно думать, что жених не гнался за богатством, а просто полюбил скромную девицу из семьи, не обладавшей значительным состоянием. К тому же он был намного старше своей молоденькой жены - на момент брака ему исполнилось 30 лет.

Чем занималась семья Джокондо?

Это были торговцы шелком и одеждой. Кроме того, Франческо дель Джокондо обладал фермами, которые были расположены в Кастеллина-ин-Кьянти и Сан-Донато в Поджио рядом с двумя хозяйствами, ставшими позже собственностью Микеланджело Буонарроти.

Франческо стал подниматься выше по социальной лестнице и в 1512 году был избран в состав Синьории Флоренции.

Вероятно, он имел связи с политическими и коммерческими интересами мощной семьи Медичи, потому что, когда правительство Флоренции боялось их возвращения из изгнания, то Франческо был оштрафован на 1000 флоринов и заключен в тюрьму. Однако был выпущен, когда была восстановлена власть Медичи.

Семейная жизнь

Госпожа Лиза дель Джокондо прожила свою жизнь в мире и согласии со своим супругом. Она воспитывала его сына от первой жены Камиллы Ручелаи. Мачеха Лизы, Катерина и Камилла были родными сестрами.

Лиза дель Джокондо своим браком подняла собственный социальный статус, поскольку семья, в которую она вошла, была значительно более состоятельной, чем ее собственная. Через восемь лет, в 1503 году, Франческо купил для своей семьи новый дом на Виа делла Стафа, рядом с его старым домом.

На карте исторического центра Флоренции красным отмечен дом, где жили Франческо и Лиза, фиолетовым - дома родителей Лизы. Первоначально они находились на северном берегу, ближе к реке Арно, а затем на юге на другом побережье.

У супругов родилось пять детей: Пьеро, Камилла, Андреа, Джокондо и Мариетта. Впоследствии Камилла и Мариетта будут пострижены в монахини. Камилла, принявшая при пострижении имя Беатриче, умерла в 18 лет и похоронена в Санта-Мария-Новелла. Мариетта приняла имя Людовика и стала уважаемым членом монастыря Сант-Орсола.

Болезни и смерти

В 1538 году Франческо скончался, когда в город пришла эпидемия чумы. Перед смертью он распорядился вернуть любимой жене ее приданое, одежду и драгоценности: Лиза дель Джокондо как верная и примерная супруга должна быть всем обеспечена.

Точная дата смерти госпожи Лизы не установлена. Есть предположения, что она скончалось в 1542 году в возрасте 63 лет. Другая дата ее смерти - это приблизительно 1551 год, когда ей исполнилось 71-72 года. Она похоронена в монастыре Святой Урсулы во Флоренции.

Заказ портрета

Как и большинство флорентийцев, которые жили во времена итальянского Возрождения, семья Франческо Джокондо была увлечена искусством. Мессир Франческо был дружен с Пьеро да Винчи. Его сын Леонардо, прежде чем вернуться в 1503 году в родную Флоренцию, долго скитался по итальянским городам.

Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. «Мона» переводится как «госпожа». Леонардо работал над ним не один год. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу»? Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. К сожалению, большинство россиян не имеют возможности посетить Лувр, где находится всемирно известный портрет. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой.

Гениальное произведение

В чем, собственно, заключено его магическое воздействие и ни с чем несравнимая популярность? Кажется, что картина чрезвычайно проста. Она удивляет отсутствием ярких красок, роскошной одежды, а также неброским видом самой модели. Все внимание зрителя сосредоточено на пристальном, приковывающем к себе взгляде молодой женщины, который составляет интригу и главную привлекательность этого изображения.

Чем больше мы смотрит на Лизу, тем больше появляется желание проникнуть в глубины ее сознания. Но это чрезвычайно трудная задача. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Это и есть одна из главных тайн изображения. Улыбка и взгляд, то есть лицо - это главное в портрете. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое - это детали, которые подчинены лицу. В этом состоит волшебное математическое мастерство Леонардо: модель находится с нами в определенных отношениях. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Это одно из чудес этого портрета.

Лиза дель Джокондо: интересные факты

  • Фамилия Джокондо переводится как "веселый" или "радостный".
  • Картина не может называться холстом, поскольку написана на деревянной доске, сделанной из тополя.
  • Фигуру и ландшафт мы видим с разных точек зрения. Модель - прямо, фон - сверху.
  • По поводу пейзажа нет единой точки зрения. Кто-то считает, что это Тоскана, долина реки Арно; кто-то убежден, что это северный, таинственный миланский пейзаж.
  • За много веков изменился колорит картины. Сейчас он однородный, коричневатый. Пожелтевший со временем лак, взаимодействуя с синим пигментом, изменил цвет пейзажа.
  • Многократно возвращаясь к работе над портретом, художник все больше отдалялся от реальной модели. Все свои представления о мире творец вложил в обобщенный образ. Перед нами - символическое представление о человеке в гармонии его психических и душевных свойств.
  • Портрет, как и все произведения Леонардо, не подписан.
  • Картина не имеет точной стоимости. Все попытки оценить ее не привели к единому результату.
  • В 1911 году произведение было похищено. Полиция не нашла ни картину, ни вора. Но в 1914 году он добровольно вернул назад произведение.

Итальянские ученые пришли к выводу, что за спиной Моны Лизы на легендарном полотне Леонардо да Винчи изображен не абстрактный, а вполне конкретный пейзаж, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на британскую газету Daily Telegraph. Это, как утверждает исследовательница Карла Глори, чьи доводы приводит газета, окрестности городка Боббио на севере Италии.

Поэтому, развивает свою мысль Карла Глори, если место действия - не центр , как ученые полагали прежде, исходя из того, что Леонардо начал работу над полотном в 1503-1504 годах во Флоренции, а север, значит, его модель - не жена купца Лиза дель Джокондо, а дочь миланского герцога Бьянка Джованна Сфорца.


Ее отец, Лодовико Сфорца, был одним из главных заказчиков Леонардо и известным меценатом.

Глори считает, что художник и изобретатель гостил у него только в Милане, но и в Боббио - городке со знаменитой в те времена библиотекой, также подвластном миланским правителям.

К своим выводам Глори пришла после того, как журналист, писатель, первооткрыватель могилы Караваджо и глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия Сильвано Винчети сообщил, что разглядел на полотне Леонардо загадочные буквы и цифры.

В частности, под аркой моста, расположенного по левую руку от Джоконды (то есть, с точки зрения зрителя, в правой части картины), обнаружились цифры "72".

Винчети считает их отсылкой к неким мистическим теориям Леонардо. По мнению Глори, это указание на 1472 год, когда протекающая мимо Боббио речка Треббия (Trebbia) вышла из берегов, снесла старый мост и вынудила властвовавшее в тех краях семейство Висконти возвести новый. Весь остальной вид она считает пейзажем, открывавшимся из окон местного замка.

Ранее Боббио было известно прежде всего как место, где расположен огромный монастырь Сан-Коломбано, послуживший одним из прототипов для "Имени розы" Умберто Эко.

Правда, скептически настроенные специалисты утверждают, что и цифры, и буквы, обнаруженные Винчети в зрачках Моны Лизы, не более чем трещины, образовавшиеся на полотне с течением веков.

Очередное "окончательное" доказательство?

Напомним, вопрос, кто же все-таки изображен на знаменитом портрете, многие годы занимал умы ученых и искусствоведов всех стран мира. Звучали предположения, что для картины позировала любовница да Винчи, его мать и даже он сам.

Впервые женщину на портрете Леонардо да Винчи связал с Лизой дель Джокондо итальянский художник, архитектор и писатель Джорджо Вазари в 1550 году. Однако, по словам представителей библиотеки, его заметки вызывали много сомнения, так как были сделаны спустя 50 лет после написания портрета.

В 2004 году итальянский ученый Джузеппе Паланти после 25-летнего изучения архивных документов выяснил, что изображенная на портрете женщина - жена зажиточного торговца шелком Франческо дель Джокондо и мать пятерых детей Лиза Герардини. Именно фамилия ее мужа послужила впоследствии вторым названием картины.

В 2006 году немецкие искусствоведы с уверенностью заявили, что разгадали тайну Джоконды, занимавшей умы любителей прекрасного на протяжении столетий. По их словам, на знаменитом полотне Леонардо да Винчи запечатлена герцогиня Катерина Сфорца, которая трижды выходила замуж и заводила бесчисленные любовные романы. Как сообщали тогда ученые, женщина, ставшая моделью да Винчи, была матерью одиннадцати детей.

Однако в 2008 году другие немецкие ученые из Гейдельбергского университета с неменьшей уверенностью провозгласили, что на всемирно известном шедевре изображена все же Лиза Герардини.

Исследователи опирались на записи, сделанные в октябре 1503 года на полях старинной книги, принадлежавшей флорентийскому чиновнику Агостино Веспуччи, знакомому Леонардо да Винчи.

В этих комментариях чиновник сравнивает да Винчи с античным художником Апеллесом и говорит, что Леонардо работает над тремя картинами одновременно, одна из которых - портрет Лизы дель Джокондo.

Мона Лиза

Мона Лиза

Мона Лиза , безусловно, является не только самой значимой, успешной и популярной работой мастера эпохи ренессанса да Винчи, но и самой обсуждаемым его творением.

Анализ

Шаблон работы сам по себе, является чрезвычайно революционным, особенно в технике реализации портрета. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Расположение фигуры от талии, положение рук - абсолютная новинка. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Окутанный туманом задний план, мост через реку, цвета использованные художником создают ощущение естественности и живости. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато , создавая эффект дымки.

Работа в рамке

Одним из элементов работы, который затрагивает всех зрителей, является улыбка Моны Лизы, известная во всем мире. Улыбка находится на грани распознаваемости. Её наличие и форма изменяется в зависимости от точек наблюдения. Считается, что она, при всей своей загадочности, воплощает невозможность найти точку опоры в человеческих чувствах.

Леонардо превращает этот портрет в идеальный образ, уделяя особое внимание собственному видению реальности и природы, которые никогда не находятся в статичном положении, наоборот, они динамичны и живы.

Интерпритации и символизм

Существуют предположение о том, что на картине изображен любовник-андрогин Леонардо. Некоторые ученые считают, что Мона Лиза - автопортрет художника. Использование современных технологий позволило заглянуть под внешний слой красок и увидеть там другой портрет, напоминающий как черновой вариант Джоконды, так и самостоятельное произведение. Однако сотрудники Лувра и многие эксперты скептически относятся ко многим исследованиям и не дают комментариев на основные громкие заявления.

Джоконда - картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи : в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Фон за Лизой Герардини сделан исключительным образом: коррозия и горные породы, формируемые реками, с легкой фильтрацией создают пейзаж. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Женщина, как предмет композиции, не противоречит этой теме, а скорее представляет последний шаг эволюции в этом списке.

Свет в этой работе играет фундаментальную роль, он целиком «обнимает» женщину, создает резкие контрасты с темными фрагментами, а так же является предметом споров.

Наследие

Джоконде посвящены целые книги и научные работы, авторы которых пытаются понять содержание, но работа все еще скрывает много тайн. «Мона Лиза» породила множество споров и разговоров, оставаясь до сих пор одной из самых популярных картин в истории искусств. Неуловимость природы и человеческой души, а так же другой символизм, по сей день пытаются интерпретировать с помощью упомянутой улыбки, используемых красок и цветов, а так же современных технологий.

Картина «Мона Лиза» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб