Open
Close

История происхождения Деда Мороза у славян. Кто такой Дед Мороз? История Деда Мороза и его родственников

Скоро Новый Год. Самым долгожданным его героем является Дед Мороз, он дарит подарки и несет детям радость. Мы привыкли к нему, но знаем о нем не так много.

Сторонники новогоднего мифа твердят, что культ Деда Мороза - чуть ли не древнее всех религий, что он пришёл в нашу жизнь из славянской дохристианской мифологии. Доля истины в этом есть, только вот тот Мороз, который существовал в языческих традициях, был совсем не тем добродушным дедом... Находят этимологию нынешнего Деда Мороза в сказке Одоевского середины XIX века, но расхождения сказочного Мороза Ивановича с культом Деда Мороза нынешнего налицо. Разница хотя бы в том, что в педагогической сказке русского писателя Мороз Иванович является скорее весенним персонажем, но никак не зимним.

Правда в том, что культ Деда Мороза довольно молод. Он пробовал утвердиться в дореволюционной России по аналогии с западным культом Святого Николая, но, не успев окрепнуть, был сломан большевиками. Второе рождение образа произошло в конце 30-х годов, когда в идеологических соображениях было выгодно создать неоязыческий культ Деда Мороза. То есть Дед Мороз был возрожден как орудие пропаганды. Как пример: Дед Мороз на советских открытках 1944 года изображен с трубкой во рту. Что он делает? Изгоняет фашистов.

Откуда подарки?

Представление о том, что подарки в Новый Год приносит Дед Мороз - также достаточно молодо. Дети в конце XIX века были уверены, что ёлки приносит просто Мороз, старый Рупрехт (немецкое влияние культа), но ещё не Дед Мороз. Вообще, существовало представление о том, что тот, кого сегодня мы знаем под именем Деда Мороза, приносил только ёлки, подарки же под них клал не он. В согласии с рождественским елочным мифом, детям обычно говорилось, что подарки посылает младенец Иисус. Понятно теперь, почему в советское время подарки стал приносить сам дедушка Мороз, у которого для этих целей образовался волшебный мешок.

Великий Устюг?

История с родиной Деда Мороза - просто песня. Первым ПМЖ Деда Мороза считался Архангельск. Дедушка обосновался там по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 80-х, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. Проживал Дед Мороз и в Лапландии, а с 1998 года, по инициативе Юрия Михайловича Лужкова, Дед Мороз получил резиденцию в Великом Устюге.

Понятно, что борьба за то, чтобы называться родиной Деда Мороза выходит за рамки сказочного контекста, тут и производство, и атрибутика, и туризм. Деньги немалые. О чём по-настоящему стоит задуматься, так это о том, что Устюг - родина первого юродивого Христа ради, Прокопия Устюжского, а значит земля намоленная, с глубокой православной традицией.

Санта vs Дед Мороз?

На Западе как-то проще. Есть Рождество - один из главных христианских праздников. Семейный праздник. Туда же Арчи Ли, гениальный рекламщик "Кока-Колы", примешал культ Санта-Клауса. Он разносит подарки. Его можно помещать на этикетках (потому что изображения детей изображать запретили). Ладно.

У нас Дед Мороз приносит подарки не просто так. Его ещё и дозваться непросто. А потом стишки выученные зачитать. А потом ещё хоровод поводить, взявшись за руки. Хорошо, что кросс бежать детей не заставляют. Наш Дед Мороз только внешне похож на их Санта Клауса, но не больше. Наш Дед Мороз скорее похож на строгого отца или строгого деда. В его мифологии налицо причинно-следственная связь. Хорошо учился, выучил стишок - молодец, на подарок. В счёт идут и отметки в дневнике, и бабушки, переведённые через дорогу. Эдакий ветхозаветный принцип "око за око".

Традиция

Городской фольклор циничен и беспощаден. То количество шуток о пьяном Деде Морозе, которые бытуют из поколения в поколение, конечно, не на пустом месте появились. Это сейчас event-агенства могут предоставить Дедов Морозов на любой вкус, а раньше роль Деда Мороза исполняли соседи. Один на всех костюм - и пошли по по дворам и подъездам. В каждом доме ещё и нальют. А потом курсируют по усыпанным конфетти сугробам шутки про "Дед Мороз - красный нос", а потом снимают новогодние фильмы, где главный персонаж - жертва алкогольного делирия... Такая вот традиция.

4 964

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай - зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле - всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель - прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща - пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков - хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году - в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря - древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.


Йольское полено - не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)

Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество - семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника - узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы - достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву - значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) - безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком - но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр - по разным версиям легенды, в окно или печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая - а святым он был назван ещё при жизни - день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай - добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество - в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая - 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер - слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку - вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас - отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали - у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды - вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м - в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Шесть первых - английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два - немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л. Мэя. Особенность Рудольфа - огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно - на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем - в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога - в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века - Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках - общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX - начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» - Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки - но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика - в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства - в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее - оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка - внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка - это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву. Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

Новогодние ёлки - всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым. В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

взято с big-rostov.ru

Где-то на краю земли в деревянном доме живет старичок. В его хоромах полно удивительных вещей: огромный трон, теплый камин, кровать с отдельными подушками на каждый день и даже комната желаний. С наступлением холодов, когда снег ложится уверенным покровом на землю, начинает дедушка обход владений. То речку заморозит, то дерево оденет в иней, а то вьюгу на дома людей пошлет. В новогоднюю же ночь он является с огромным мешком подарков за плечом. Достает оттуда разноцветные большие и маленькие сюрпризы и дарит детям счастье, радость и чудо. Самое настоящее волшебство. Кто же показывает его малышам? Без кого невозможно в наше время представить Новый год? И кто этот загадочный старичок с белой бородой? Конечно же, Дед Мороз! История его возникновения очень занимательная, а современная жизнь еще интересней.

Прообраз Дедушки Мороза

взято с bigslide.ru

Кто такой этот Мороз Красный нос и сколько ему лет − вопросы, которые волнуют и детишек, и многих взрослых. Много кто интересуется, но мало кто знает, что согласно многим источникам Волшебнику уже не менее 2 тысяч лет! Его прообразом наши предки славяне считали могучего и хмурого старика Трескуна. В народе называли его еще:

  • Зимник;
  • Морозко;
  • Морок;
  • Студенец.

Языческий бог обладал огромной силой. Он мог замораживать одним дуновением. Под его ногами замерзали реки и озера, а от взмаха палки в руках деревья покрывались инеем. Вот где был настоящий Дед Мороз! В те времена ни о каком добром новогоднем волшебнике и речи быть не могло. Внешне он был очень похож на современного гостя новогодних праздников, только ростом отличался маленьким. Деда остерегались, а встречи с ним очень боялись, ведь можно было остаться в лесу замороженным навсегда. Некоторые суеверные люди до сих пор при дуновении метели низко опускают голову и прячут глаза, чтобы не встретиться взглядом с повелителем зимы. Не верящие в подобные образы толкуют такие деяния просто осторожностью перед завирухой, когда не хочется ощутить вкус снега на губах и холод за воротом.

Подтверждением того, что история появления Деда Мороза не является выдуманной, является и факт существования вполне реального Святого – Николая Чудотворца. Старец жил в 4 веке в городе Патары (Малая Азия) и творил богоугодные дела. Он стал прототипом нынешнего Зимнего кудесника и благодаря внешнему сходству, и добрым деяниям.

В 1700 году указом Петра Первого Новый год стал официально отмечаемым праздником. Символом и гостем утренников, новогодних вечеров и гуляний вполне мог стать как раз Дед Мороз. Палку он в то время уже сменил на менее грозный посох, а послушным детям стал приносить подарки. Шалунам, которые баловались и огорчали родителей и учителей своим поведением, доставались «колотушки» розгами.

Если во все времена сказания о Дед Морозе были только на слуху, то в 1840 году впервые кудесник был упомянут в литературе. Он фигурировал в рассказе Одоевского, где читатели наконец-то узнали настоящее имя старика − Мороз Иванович. Нрав у него по-прежнему был крут, сам он отличался могуществом, но в характере появилась доброта, сочувствие и понимание.

В 20 веке в разные периоды отмечания новогодних праздников, как и установка елки, то запрещались, то снова возобновлялись. И уже с 1935 года официально при Сталине было объявлено торжество с 31 декабря на 1 января. Гостем программ обозначался именно Дед Мороз, который в этом же 35-ом году впервые показался на празднике в Москве со Снегурочкой.

Свой День Рождения русский Дедушка Мороз с недавних пор празднует 18 ноября. Дата эта является знаменательной с точки зрения изменений погодных условий. По данным, которые были получены в результате обобщения цифр за много лет, именно с этого дня в России наступает настоящая зима. Земля укрывается надежным слоем снега и приходят зимние морозы. Детишки любят праздновать день Рождения их кумира, а потому присылают ему открытки с поздравлениями и подарки, сделанные собственными руками.

Дед Мороз в разных странах

взято с classpic.ru

Тем, кто хотел бы узнать что-то из рубрики « Дед Мороз интересные факты», предлагается познавательная информация. В первую очередь, следует упомянуть о Деде Морозе и Санта Клаусе. В настоящее время на новогодних плакатах, как и в современных мультфильмах и кинолентах, эти два образа зачастую отождествляют или заставляют сродниться. Действительно, зимние старички очень походят друг на друга: те же белые борода и усы, глаза с усмешкой, теплое одеяние и подарки для деток. Вот только наш Мороз:

  • высок, могуч и статен;
  • не изменяет вкусом в одежде: носит длинную шубу и высокую шапку с меховой окантовкой;
  • всегда появляется с волшебным посохом;
  • кладет подарки детям под елку, пока те спят.

Санта Клаус же часто появляется в очках, носит курточку и штаны красного цвета, красный колпак с помпоном, а в дом к детишкам попадает через дымоход. Многие семьи нашей страны переняли американскую традицию развешивать у камина красочные носки, в которые Санта прячет подарки для деток. Это и дополнительное развлечение, и декорирование помещений к новогодним праздникам, и для ребятишек запоминающееся событие.

Санта Клаус в разных странах выглядит по-разному, да и способ доставки подарков малышам отличается. Так, во Франции Пер Ноэль помещает сюрпризы в башмаки, которые предусмотрительные хозяева домов оставляют перед камином. Приезжает же Волшебник в обители на осле, да еще и в деревянных башмаках. Вместо мешка у него имеется корзина с подарками, а кафтан оснащается капюшоном.

В Голландии кудесника зовут Синдерклаас. Он неизменно обут в белые сапоги и одет в кафтан. Перед Новогодней ночью волшебник пребывает в столицу на корабле, а подарки детишкам раздают приближенные Синдерклааса − мавры.

Фины называют Деда Мороза Йоулупукки. Он очень похож на Санта Клауса, только вот живет в Лапландии (север Финляндии) вместе со своей женой. Любимым занятием Дедушки является кормления любимого оленя Рудольфа лишайником и, конечно же, дарение подарков заждавшимся его детишкам.

В Италии Мороза называют Баббо Натале, в Грузии – Товлис Бабуа, в Армении он носит имя Дзмер Папи. Белорусские детишки встречают Зюзю или Дзэда, а эстонские − Йыулувану. На Гавайях Волшебнику разрешено являться не в длинной шубе и штанах, а курточке и шортах, а в Австралии Санта может нарядиться в смешную синюю шапку-тюбетейку из меха.

Где обитает зимний Волшебник?

взято с dvholidays.ru

Город Великий Устюг заслуженно носит свое величественное название. Он окружен великолепными пейзажами, чем олицетворяет истинную русскую природу. Населенный пункт является и родиной великих мастеров по дереву и серебру. Вот почему Великий Устюг стал вотчиной и Деда Мороза. Здесь в тишине, спокойствии и гармонии с окружающим миром живет Покровитель зимы, который каждый год с радостью встречает приехавших в гости ребятишек.

Резиденция Зимнего волшебника находится в 15 км от самого города. Сосновый бор, речка Сухона, деревянные терема способствуют созданию поистине сказочной атмосферы. В самом доме Дедушки царит волшебство. Находятся здесь:

  • гардеробная;
  • тронный зал (комната желаний);
  • спальня;
  • гостиная;
  • остальные из 13 комнат.

В гардеробной Дед Мороз хранит все свои наряды для разных событий. Здесь можно увидеть шубы разных цветов и узоров, летние кафтаны, а также спортивный лыжный костюм! В комнату желаний стремится каждый ребенок, который хочет, чтобы его мечты исполнились. Считается, что достаточно очень-очень чего-то захотеть и подумать об этом, а комната дальше сделает свое дело. Многие детишки и родители возвращаются в комнату повторно, дабы загадать следующее заветное желание. Интересно побывать и в помещении, где собираются многочисленные подарки для самого Дедушки мороза. Дети присылают ему поделки и красивые открытки, а друзья деды Морозы − забавные вещицы, например, шаманский бубен!

Кроме дома в Великом Устюге могучий Волшебник появляется в своих . Хоромы есть в Москве, Питере, Кемерово, в Крыму и в Екатеринбурге. Накануне новогодней ночи Дедушка Мороз вместе со своей любимой внучкой Снегурочкой и помощниками приезжает в гости к ребятам из разных уголков страны. Например, резиденция в Екатеринбурге является единственной на Урале, а потому здесь собираются жители городов близлежащих областей.

Для ребят очень важно провести новогодние праздники в компании Повелителя зимы. Для них Мороз со своей свитой всегда готовит массу развлечений. В резиденциях находятся аттракционы, площадки для игр, каток (в Московских апартаментах), а также увлекательное катание на санях, запряженных оленями!

Письма и подарки

взято с img.com

Дед Мороз в глазах малышей и школьников является олицетворением чудес, волшебства и того, что сказка может стать явью. В такие дни никак нельзя обойтись без главного сюрприза − подарков для ребят. В резиденциях Волшебника, на вотчине и на площадях в городах устраиваются массовые гуляния. Вокруг елки водят хороводы, зажигают гирлянды и пускают фейерверки.

К утренникам в детских садах и школах, как и мероприятиям в резиденциях Деда Мороза, дети готовятся основательно. Самые маленькие разучивают веселые и несложные четверостишья. Ребята постарше могут выучить смешные или повествовательные стихотворения, хором спеть праздничную песенку. За старания ребята одариваются подарками. Из огромного мешка, который Дед Мороз всегда носит с собой, он достает чудесные игрушки, конструкторы, куклы, мячи и много чего еще интересного и такого долгожданного.

Для ребят, которые точно знают, что же они хотели бы получить из этого волшебного мешка, существует почта Деда Мороза. Дети вместе с родителями могут написать письмо Кудеснику, вложить его в красивый и украшенный своими руками конверт и отправить адресату. Чтобы дедушка услышал ребят и подобрал для них подарки, следует быть вежливыми с ним, уважительно относится к нему и его свите, а также благодарить за новогоднее настроение.

Поверья и интересные наблюдения

взято с hmmasters.ru

Многие ошибочно сравнивают Дедушку Мороза со Снежной Королевой. Мол, оба повелевают холодом и вьюгой, замораживают и холодят. Только вот Снежная Королева превращает сердца людей в льдинки, потому что у нее самой вместо сердца в груди находится кусок замерзшей воды. Дед Мороз же, наоборот, согревает сердца своей добротой и теплотой. Он дает каждому шанс исправиться в наступающем новом году, оставить все плохое и неправильное в году уходящем. Он щедро одаривает детей подарками, а взрослых − радостью наблюдать за счастьем своих чад. Только благодаря ему зажигаются на елке разноцветные огоньки, деревья укутываются в иней, а в каждом доме под елкой в новогоднюю ночь появляются подарки.

Личная жизнь дедушки Мороза, по поверьям, сложилась довольно удачно. В женах у него − сама Зима. По одним суевериям у него в бороде живет вьюга, а метель подчиняется его воле, по другим же Вьюга − это его дочка. Любимой внучкой Мороза считается красавица Снегурочка, обладающая добрым сердцем и любовью к детишкам. Снежная девушка всегда сопровождает своего дедушку, помогает поздравлять ребят, водит с ними хороводы и поет песенки. В резиденциях страны для Снегурочки заготовлены личные терема, где она может отдохнуть и заплести свою красивую косу.

Существует еще несколько суеверий, которые определяют деда Мороза как величественного и могучего Повелителя холодов:

  1. Когда Мороз в холода обходит свои владения, он оставляет на стеклах окон неповторимые узоры. Где ступает его нога − льдом покрывается вода, а если посохом ударит он по избе, то треснет бревнышко на срубе.
  2. Кроме морозящего посоха в руках у Волшебника всегда находится мешок с подарками. Считается, что он бездонный. Дед Мороз никогда не роется в нем, дабы извлечь подарок. Он просто пускает туда руку, и в его варежку нужный подарок сам прыгает.
  3. Путешествует Мороз Красный нос на санях, запряженных тремя красавцами жеребцами. Зовут лошадей по именам зимних месяцев − Декабрь, Январь и Февраль.
  4. В гардеробе Кудесника имеются длинные шубы трех цветов: белая, синяя и красная. Все они украшаются сказочными узорами, оторачиваются белым мехом и подпоясываются широким поясом.

В настоящее время факты и поверья относительно этого Волшебника тесно переплелись и создали в тандеме чудесные легенды, предания и поверья. Что из всего правда, а что выдумка, определить довольно трудно. Легко узнать только одно: новогодние праздники, а особенно ночь, наполнены чудесами. И сбываются они особенно у тех, кто верит в них всей душой!

Оказывается, таким он был не всегда: несколько столетий назад Мороз носил плащ, имел всего по три пальца на руках, а неугодных ему детей бил посохом. сайт проследил за тем, как менялся образ Деда Мороза на Руси от древних славян до наших времен.

Злой дух зимы

Никто не знает точно, где и когда появился на свет Дед Мороз. Первые упоминания о старце, который вызывает сильные морозы, замечены у восточных славян. Изначально волшебника называли не Дедом Морозом, а Мороком - именем бога холода и зимы. Существует версия, по которой слово «мороз» впоследствии произошло как раз от имени древнеславянского духа. Морок был злым существом. Славяне представляли его сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Все на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед - деревья, реки, землю. Славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись злого духа. С тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову».

Позже наши предки научились использовать духа зимы в своих целях. Славяне считали: если зима будет снежной и холодной, то летом обязательно будет много урожая. Они стали приманивать бога холода, в Святки и Чистый четверг зазывая его к себе блинами или кутьей. Еду для духа оставляли на крыльце или на окне. Наутро еда исчезала, а на Рождество или Святки ударяли морозы, да такие сильные, что снег под гонами буквально трещал. Отсюда и появились более ласковые имена для бога зимы - Трескунец и Студенец. Изменился и образ волшебника.

Рубаха и лапти сменились на длинную шубу и шапку. Посох прародителя Деда Мороза был украшен головой быка - символом плодородия и счастья. На руках Трескунца были теплые трехпалые перчатки: считалось, что у всех божеств меньше пальцев, чем у человека. Несмотря на то, что такой Дед Мороз стал добрее, современным детям он вряд ли понравился бы: Студенца по-прежнему изображали свирепым косматым стариком.

Мороз Иванович

После Крещения Руси Студенец был забыт, а на смену так никто и не пришел. Дед Мороз возродился лишь в XIX веке в образе Николая Чудотворца, или Николая Угодника. Этот святой был избран для образа доброго старца с подарками для детей, поскольку еще при жизни он много помогал людям и был очень щедрым. При императоре Александре II образ святого Николая впервые был связан с Новым Годом и Рождеством. Николай Угодник ходил по домам и дарил детям подарки, но самой ребятне этот образ так и не стал близок, и в конце XIX века на смену святому пришел привычный для нас Дед Мороз.

Новый образ Деда Мороза всем пришелся по душе. Фото: Коллаж АиФ

Он был одет в длинную шубу синего или красного цвета с мехом, шапку и валенки. Весь наряд волшебника был расписан узорами. На посохе же вместо головы быка появился наконечник в форме звезды. В то время Дед Мороз жил в большом ледяном дворце и спал на перинах из снега. Где находился дом старца - никто не знал. Неизвестны были и родители волшебника, но, по русской традиции, старших нужно называть по имени-

отчеству. С легкой руки писателя Владимира Одоевского Дед Мороз стал Морозом Ивановичем. Новый образ пришелся по душе и детям, и взрослым, а вот расположение Деда Мороза тогда нужно было еще заслужить. Детям, которые хороши вели себя весь год, Дедушка дарил сладости - конфеты, леденцы и пряники. Лентяи и неряхи получали в качестве подарки сосульку, а плохие и злые дети, которые кривлялись и дразнили Деда Мороза - посохом по лбу.

После революции Дед Мороз подвергся гонениям. Вернулся волшебник лишь в канун 1936 года, да не один, а с внучкой Снегурочкой. После очередного возрождения Дед Мороз снова стал еще добрее. Теперь он начал дарить подарки всем детям, взамен на рассказанное стихотворение или песенку. Посох из орудия для тумаков превратился в волшебное приспособление, с помощью которого Дед Мороз стал зажигать новогоднюю елками разноцветными огнями.

В конце 80-х годов дед Мороз поселился в своей резиденции в Архангельске, а в конце 90-х переехал в Великий Устюг, где и живет по сей день. Дети со всей России в течение года пишут доброму волшебнику письма, рассказывая, что они хотят получить в подарок на Новый Год. Дед Мороз исполняет желания всех ребят без исключения, принося им в подарок не просто игрушки или угощения, а настоящую сказку и волшебство.

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее — совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних елок, однако это произошло только в конце XIX века. В преданиях наших предков издревле существовал Мороз — повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне — боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узора ми. Мороз леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован. В 1087 году пираты выкрали его останки из церкви в Демре, где при жизни он служил епископом, и переправили их в Италию. Прихожане церкви были так сильно возмущены, что разразился большой скандал, который, как бы сказали наши современники, невольно выполнил функцию рекламы. Постепенно из святого, которого знали и ценили только на его родине, Николай стал объектом почитания всех христиан Западной Европы.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Популярность доброго рождественского «старика в красной шубе» среди американцев стала весьма высокой. В середине XIX века этот Святой, или Пер Ноэль, стал моден в Париже, а из Франции образ Деда Мороза проник и в Россию, где западноевропейская культура не была чужда образованным и состоятельным людям.

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времен присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее — на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.