Open
Close

История развития статуй древнего египта. Скульптура древнего египта - отличительные черты

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными образами были образы царствующих фараонов. Хотя потребности религиозного культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре. Одним из таких богов является Анубис.

Существует множество различных статуй с его изображением. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Его изображали в образе лежащего шакала черного цвета, дикой собаки или же в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис считался судьёй богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса - греческий Кинополь, в переводе означает "город собаки". Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты - "Хентиаменти", то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), "владыка Расетау" и "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид", Анубис был главным богом в царстве мертвых. Он считал сердца умерших, в то время как Осирис - бог умерших и оживающей природы - главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу. С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса.

Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса, одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту. Анубис расставил вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй:

  • - стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу, как, например, статуя Ранофера. Он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками и поднятой головой; все в этой скульптуре выдержано в рамках канона -- поза, одеяние, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд.
  • - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи. Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом. Это лицо оживляют глаза, сделанные из различных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую в то же время края век, вставлены куски алебастра для белка глаза и горного хрусталя -- для зрачка, причем под хрусталь подложен небольшой кусочек полированного эбенового дерева, благодаря которому получается та блестящая точка, которая придает особую живость зрачку, а вместе с тем и всему глазу. Такой прием изображения глаз, вообще свойственный скульптурам Древнего царства, придает жизненность лицу статуи. Глаза писца Каи как бы неотрывно следуют за зрителем, в каком бы месте зала тот ни находился. Эта статуя поражает правдивостью проработки не только лица, но и всего тела ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.

Для всех скульптур характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских - желтого, одежды - белого, волосы - черного цвета. Основной характер торжественная монументальность и спокойствие.

В период Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия, и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. В изображении простолюдинов преодолевается сковывающее влияние канонов, в результате чего образы становятся индивидуальными. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Фигуры обычно раскрашивались. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды с узорами, миниатюрность фигур - характерные стилистические приемы произведений эпохи Среднего царства.

Усилилась резкая властность, напряженность черт лиц правителей. Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа. Сильнее подчеркнуты контрасты света и тени, горькие складки пролегают по сторонам рта.

Портретная голова Сенусерта III

Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера человека ощущаются в портретной голове Аменемхета III (19 в. до н.э., Каир, Музей)

Египтяне применяют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III). В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, отряд воинов; их отличает непосредственность и правдивость.

Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства . Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красного песчаника высотой около 20 м. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Яркая черта этих памятников - огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Появляются портреты. Например Эхнатон - узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей.

К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н.э.). Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре.

Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять -- перед нами работа, несомненно, гениального скульптора. Поразительна тонкость, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.

Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.

Скульптурный портрет Нефертити

Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу: не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление: увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена еще юной. Чуть улыбаются губы, лицо полно задумчивой мечтательности -- это мечты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете.

И здесь та же изумительная легкость в передаче форм, объема, тот же скупой отбор черт. Чтобы оценить гений скульптора, головку надо медленно поворачивать, и тогда при меняющемся освещении выступают все новые, едва отмеченные детали, придающие памятнику ту силу жизненности, которая отличает работу мастера.

По счастливой случайности мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой мастерской написано, что Тутмеса хвалил фараон и что он был начальником работ. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени. И это бесспорно подтверждают его произведения.

Стены храмов покрывались рельефами и росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.

Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился - одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Что может быть выразительнее, драматичнее этих простертых, заломленных, поднятых к небу гибких рук? Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причем одни линии очень сильно углублены, подчеркнуты, другие проведены легко - так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.

Рельеф «Плакальщики»

Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Этот памятник является непревзойденным по силе передачи человеческого чувства, где вся группа плакальщиков объединена общим настроением, выраженным в позах, жестах и мимике. Ни одна фигура не повторяет другую: в горе руки то воздеты к небу, то простерты по земле, то заломлены над головой. Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Следует заметить, что в работе над многими гробницами Мемфиса принимали участие фиванские мастера, что привело к сближению стиля этих двух центров.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного позже появляется «поза писца» - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну - передающую индивидуальные черты человека, изображающую его без парика и одетым по моде своего времени; другую - с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. Изменения в области идеологии, происшедшие после падения Древнего царства, приведи к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств; такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.

В знак особой милости фараона в храм посвящались и статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших данный храм. Посвятить свою статую в храм можно было сначала лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и распространением некоторых царских обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.

Еще к концу Древнего царства выделяются области, памятники которых отличаются своеобразием. В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Легкие фигуры с удлиненными пропорциями, происходящие из Сиута (совр. Асьют), отличаются от меирских с их короткими головами и подчеркнутой мускулатурой груди; мягко трактованные формы тел, отсутствие резких линий характерны для абидосской скульптуры.

Период XVIII династии - время расцвета египетского искусства, в частности и в области скульптуры. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями.

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Древнее Древнего Египта Первой моей реакцией было самому поехать в Западную Сахару и отыскать потерянный город. Раскопки обещали быть интересными. Но, обратившись в официальные органы, я получил обескураживающую информацию: мне категорически не советовали отправляться

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Обелиски Древнего Египта Обелиски, высокие и узкие каменные монументы, установлены обычно парами перед храмами Солнца. Благодаря своей высоте, варьирующейся между 10 и 32 метрами, монолитной природе и великолепной гармонии с архитектурой храма, обелиски производят очень

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Папирус Древнего Египта Египетское слово «папирус» первоначально означало «то, что принадлежит дому». В приблизительно то же самое время, когда древние египтяне перешли от предыстории к истории, развивая письменный язык, они обнаружили, что возникла потребность не

Из книги автора

Религия Древнего Египта Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений

Из книги автора

Боги Древнего Египта Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и

Из книги автора

Медицина Древнего Египта Медицина древнего Египта тесно связана с мифологией и врачеванием. Исторически, медицину древнего Египта можно разделить на три периода:царский (XXX–IV вв. до н. э.)греко-римский (332 г. до н. э. - 395 г. н. э.)византийский (395–638 гг. н. э.)По

Из книги автора

Математика Древнего Египта Знание древнеегипетской математики основано главным образом на двух папирусах, датируемых примерно 1700 до н. э. Излагаемые в этих папирусах математические сведения восходят к еще более раннему периоду - ок. 3500 до н. э. Египтяне использовали

Из книги автора

Химия Древнего Египта Около II тысячелетия до п. э. в странах Междуречья, а также в Египте появились и фаянсовые изделия. Древнеегипетский фаянс по составу значительно отличался от обычного фаянса и приготовлялся из глины в смеси с кварцитным песчаником. До настоящего

Из книги автора

Астрономия Древнего Египта Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой

Из книги автора

Астрология Древнего Египта Свой расцвет астрология приобретает в древнем Египте. Это не случайно: его природные условия были таковы, что в них ярко выражалась цикличность - время наводнений сменялось временем роста посеянных зёрен, а затем наступало время зноя, вновь

Из книги автора

Архитектура Древнего Египта Египтяне верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в «пирамиду», то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает «себя» и войдет в свое тело.Поэтому дошедшие до нас

Из книги автора

Музыка Древнего Египта Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных

Из книги автора

Особенности Древнего Египта Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы

Из книги автора

История Древнего Египта Вся история Древнего Египта делится на периоды:Додинастический период (до 3000 г. до н. э.). Древнее царство (2900–2270 годы до н. э.) - эпоха правления І-VІ династий. Это время строителей пирамид в Гизе, царей: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина


Искусство древнего Египта в собраниях Британского музея

Продолжу свой показ Британского музея,выхватывая для Вас его лучшие экспонаты...Следующее представление-мое любимое египетское искусство.Итак....

Зал №4-Египетская скульптура

Самыми посещаемыми и популярными являются залы Древнего Египта. Здесь всегда толпится народ. И это неудивительно - если уж попали в Британский музей, как упустить возможность увидеть своими глазами мумии фараонов и их саркофаги? Также интересно посмотреть настенные рисунки 1350 года до н.э., изображающие жизнь зажиточных египтян того времени, коллекцию амулетов и украшений, мумии кошек и других животных.

Здесь всегда многолюдно,хорошо.что скульптуры достаточно большого размера и сонно наблюдают за толпами туристов из глубины веков.Много не буду рассуждать,остановлюсь на некоторых эеспонатах...значимых

Древнеегипетская коллекция музея — одна из крупнейших в мире (свыше 66 тысяч экспонатов). Хронологически охватывает период IV-III тыс. до н.э. до VII в. Наиболее богатый раздел - монументальная пластика Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.): Гранитная голова Тутмеса III, две Фигуры Аменхотепа III из черного гранита, огромная голова от его статуи (ок. 1400 до н.э.), Скульптура фараона Рамсеса II (ок. 1250 до н.э.), каменные саркофаги, изваяния богов.

Здесь же экспонируются около ста деревянных саркофагов, хорошо сохранившиеся мумии, в том числе мумии священных животных, коптские ткани и "Фаюмские портреты" (I-IV вв.). В собрании находится 31 портрет: Саркофаг с портретом Артемидора из Фаюма (нач. II в.), "Портрет молодой женщины из Эр-Рубайят" (II в.), "Портрет мужчины из Хавары" (нач. II в.).

При входе в один из залов выставлен Розеттский камень (ок. 196 до н.э.), с высеченным текстом декрета в честь царя Птолемея V. Черная базальтовая плита была найдена в 1799 французскими солдатами близ г. Розетта. Благодаря надписи, дважды повторяющей текст различными системами египетской письменности и переводом на греческий язык, Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) в 1822 расшифровал египетские иероглифы.
В египетской коллекции музея хранятся папирусы (ок. 800 документов), знакомящие мир с литературными произведениями, богословскими сочинениями, религиозными гимнами и мифами, научными трактатами, записями исторических событий, а также с деловой и личной перепиской, юридическими документами. Музей хранит так называемые "Книги мертвых" - свод магических заклинаний, включавший более 180 глав. Лучшие образцы украшались рисунками, заставками, миниатюрами: "Книга мертвых" жрицы Анхаи (ок. 1100 до н.э.), "Книга мертвых" Хунефера (ок. 1300 до н.э.).
В этом отделе представлены изделия ремесла, керамики, стеклянные и фаянсовые вазы, ювелирные украшения, скарабеи, росписи, снятые со стен фиванских гробниц и выполненные в технике темперы (XV в. до н.э.): "Земледельцы с гусями", "Охота на водяных птиц", "Певицы и танцовщицы" и др. — все датируются 1425-1379 до н.э.

Цари,царицы,их дети разных царств и также барельефы и настенная роспись гробниц


Ахменотеп и визирь из Мемфиса


А эти птички прообраз Божества Хора


Абидосский список царей

Розеттский камень Древний Египет. 196 до н. э. Базальт (?). 11 2,3x75,7x28,4

На знаменитом розеттском камне имеются надписи на трех языках, содержание текста — постановление Птолемея V Эпифана, освобождавшее египетских жрецов от уплаты одного из налогов и устанавливавшее культ царя в мемфисском храме. Повторение декрета на языке царей эллинистического Египта (греческом), народном разговорном (демотическом) и иероглифическом (языке жрецов) было необходимо, ибо указ касался всех. Верхняя часть плиты не сохранилась, также пропало несколько иероглифических строк.

Надписи, начертанные на плите предположительно из темного базальта, были обнаружены в 1799 инженером Пьер-Франсуа Бушаром, который во время египетской кампании Наполеона Бонапарта копал шанцы у города Розетта. После разгрома французского экспедиционного корпуса на Ниле и сдачи Александрии розеттский камень, согласно XVI статье александрийского договора, отошел к Англии и попал вместо Лувра в Британский музей.

С расшифровки этих надписей и начинается египтология. Сличение одного и того же текста, написанного на разных языках, позволило специалистам понять нечитаемые до этого древнеегипетские иероглифы. Найти ключ к письменам удалось лишь через 20 лет после обнаружения розеттского камня сразу двум ученым — англичанину Томасу Юнгу (1819) и, независимо от него, французу Жан-Франсуа Шампольону (1822), который сумел установить произношение каждого иероглифа в картуше (продолговатом контуре с горизонтальной линией внизу, указывающем, что написанный в нем текст является царским именем) «Птолемей» и прочесть его на всех трех языках. Затем, опираясь на знание коптского и греческого языков, он расшифровал остальные неизвестные знаки надписи.

Саркофаг

Человек с мотыгой Древний Египет. VI династия, около 2250 до н. э. Дерево, минеральные краски. Высота 33

Деревянные статуэтки земледельцев, пекарей, гончаров, ткачей были найдены во многих гробницах эпохи Древнего и Среднего царств. Древние египтяне верили, что жизнь человека после смерти будет подобна земной — придется пить, есть и одеваться. Поэтому отправляющийся в «страну блаженных» фараон нуждался в многочисленных слугах. В других странах (например, в Месопотамии) ради подобных целей убивали рабов умершего правителя. В Древнем Египте поступали гораздо милосерднее: вместо настоящих людей в «вечном доме» царя оставляли их изображения. Египтяне считали, что после смерти человек, как и при жизни, больше всего будет нуждаться в хлебе, соответственно, самым важным станет труд земледельцев и пекарей.

Статуэтки, изображающие эти виды работ, были обнаружены в усыпальницах многих фараонов. Миниатюрная скульптура представляет человека с мотыгой в руках. Разбивать комья, которые остались после обработки земли плугом, — очень тяжелое дело, но оно было необходимым, ибо обеспечивало богатый урожай. Скульптор точно и реалистично показал орудие труда и позу земледельца, тогда как его самого изобразил согласно условным правилам канона: небольшой рост и слабое телосложение — свидетельства низкого социального статуса, а красно-коричневый цвет кожи — знак принадлежности к мужскому полу.

Скульптурная группа, показывающая работу пекарей Древний Египет. XII династия, около 1900 до н. э. Дерево, минеральные краски. Высота 23, длина 42,5

Египетское искусство, выполняя магические задачи, было призвано хранить лишь то, что имело значение для вечности. Человек, занятый работой, мало интересует художника, ведь важен не он, а его труд, от которого зависит благополучие загробной жизни фараона. Поэтому достоверность проявляется только в изображении атрибутов ремесла и жестов «слуг царя». Стиль подобных статуэток вплоть до эпохи Нового царства менялся мало: каждая из них, будучи символом определенной профессии, наделялась типичными и запоминающимися чертами. Иногда фигурки объединялись в группы, представляющие живые и непосредственные жанровые сценки.

Весьма правдоподобно изображена в миниатюрной скульптурной композиции работа пекарей, чей труд, обеспечивающий хлеб на столе царя, считался священным. Два работника придворной кухни заняты каждый своим делом. Один так старательно месит тесто, что у него на лбу от напряжения образуются морщины, другой, сидя на корточках и заслоняя лицо рукой от огня, вынимает из печи готовые буханки. Мастер показал и результат работы пекарей — целую гору готовых хлебов, предназначенных надолго обеспечить хозяину гробницы сытую жизнь.

Голова культовой статуи богини Хатхор Древний Египет, Дейр эль-Бахри. XVIII династия, около 1450 до н. э. Алебастр. Высота 34,8, ширина 16,5

Хатхор, чье имя переводится как «Дом Хора», почиталась египтянами как богиня-мать, вынашивавшая в утробе верховное божество. Ее образ связывался с мифологическими представлениями о сотворении мира, а покровительство распространялось на все сферы земной и загробной жизни. Благосклонность Хатхор была гарантией непрерывно обновляющейся жизненной силы. Среди широких слоев населения она считалась помощницей в житейских делах. В скульптуре и живописи Древнего Египта богиня могла представать прекрасной молодой женщиной, увенчанной коровьими рогами с солнечным диском между ними. Еще во времена Древнего царства (2613-2160 до н. э.) Хатхор изображали в виде коровы, кормящей царя. Божественное животное всегда наделялось солнечной символикой: между золоченых рогов сиял золотой диск, а глаза были небесно-голубыми.

Этот древнейший аспект культа Хатхор был восстановлен и упрочен в период правления Хатшепсут. Единственная в египетской истории женщина-фараон, официально не имевшая права на престол, объявив о своем божественном происхождении, стремилась заручиться заступничеством Хатхор в ипостаси «питательницы царей».

Прекрасная голова культовой статуи богини в образе коровы происходит из святилища, построенного рядом с заупокойным храмом Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Скульптура выполнена из белого полупрозрачного алебастра, символизирующего чистоту и святость богини-матери, а также молоко небесной коровы, дарующей энергию богам и фараонам. Инкрустированные лазуритом и горным хрусталем глаза статуи, как и золоченые рога с укрепленным на них золотым диском, не сохранились. Однако и без этих драгоценных атрибутов изображение производит яркое впечатление. Натуроподобный образ полон мягкой доброты, спокойствия и торжественного величия. Сохраняя реалистичность черт, скульптор облагораживает животное, превращая его в высшее существо.

Зал 61.Жизнь и смерть в Египте.

Фрески росписей гробниц из Небамуна

Охота на водяных птиц Роспись гробницы в Фивах Древний Египет. XVIII династия, около 1350 до н. э. Известняк, минеральные краски. 98x115

Роспись гробницы Небамуна, «писца, который ведет счет зерну», включала несколько замечательных сцен, запечатлевших для вечности самые радостные моменты его земной жизни.

Одна из лучших композиций представляет охоту на водяных птиц в нильских зарослях: юный вельможа Небамун, стоя на окруженной цветами лодке и держа приманку — трех голубых цапель, — готовится метнуть бумеранг в стаю взлетевших из кустов фазанов. Писца сопровождают его жена и дочь. Красивая и нарядно одетая женщина, изображенная чуть позади мужа, держит в руках большой букет белых лотосов, а маленькая обнаженная девочка, сидя в лодке и придерживаясь за ногу отца, тянет из воды огромный цветок. Чтобы подчеркнуть высокое положение Небамуна, художник значительно увеличил размеры его фигуры.

Изображения людей строго подчинены канону: лица и ноги показаны сбоку, глаза и плечи — в фас, а тела имеют условный символический цвет. Но сама картина охоты, изобилующая яркими красками и множеством занимательных подробностей, почерпнутых из жизненных наблюдений, полна радости и движения. В воздухе порхают бабочки, среди потревоженных птиц можно различить гусей, уток, трясогузок и сидящую на гнезде цаплю. Жадный дикий кот изловчился и в прыжке схватил сразу трех птиц. Художник показывает даже то, что человек не может увидеть, например плавающих под водой огромных карасей.

Населенные всякой живностью, нильские заросли превращаются в плодоносный, утопающий в цветах рай, где повсюду трепещет жизнь и господствует красота. Звонкие голубые, золотые и белые цвета росписи также напоминают о небесной реке в «стране блаженных», где люди смогут вечно наслаждаться, созерцая прекрасное. Жанровая сцена оказывается исполненной глубокого символизма. Удачная охота Небамуна — это знак его победы над природной стихией и смертью, залог возрождения в вечности. Рыжий кот, умело расправляющийся с добычей, — воплощение солнечного божества, прогоняющего мрак.

Праздник в честь Небамуна. Певицы и танцовщицы Роспись гробницы в Фивах Древний Египет. XVIII династия, около 1350 до н. э. Известняк, минеральные краски. 69x30

В росписях, украшающих усыпальницы древнеегипетских вельмож Нового царства, часто встречаются изображения пиров, свиданий и отдыха в саду. Эти яркие, наполненные чувственной красотой сцены праздного времяпрепровождения должны были сохраниться навеки, продолжая радовать умершего.

В гробнице Небамуна художник запечатлел пышное торжество. Нарядные гости восседают парами, раздают указания слугам и наслаждаются жизнью. Для них поют, отбивая ладонями такт, прекрасные вокалистки, играет флейтистка, танцуют юные нагие танцовщицы. Золотистые струящиеся платья, локоны роскошных париков, драгоценные ожерелья и массивные серьги, браслеты на изящных руках и венчающие прически конусы ароматических веществ, таявшие под лучами солнца, — мастер улавливает все подробности облика, ни одна деталь из тех, что создают красоту, не ускользает от его внимательного взора.

Чтобы подчеркнуть тонкость льняной ткани, облегающей гибкие тела, художник делает наряды полупрозрачными. Певучие линии очерчивают фигурки танцующих, контуры и точеные лица. Изображая девушек, автор иногда использует необычные для египетского искусства, выходящие за рамки канона ракурсы.Красочная гамма усиливает светлое настроение сцены, в которой господствуют белые, желтые и голубые цвета. Иероглифическая надпись передает слова исполняемой песни: «Благоухают сладостные цветы, дары Птаха, взращенные Гебом, повсюду разлита его красота, Птах сотворил ее, чтобы порадовать свое сердце. Пруды снова полны водой, земля переполнена любовью к нему».

Залы 62-63

Суд Осириса Рисунок из Книги мертвых Хунифера Древний Египет. XIX династия, около 1300 до н. э. Папирус. Высота 38,5

Условное название Книга мертвых получил известный с эпохи Нового царства обширный свод магических текстов. Они, служа своеобразным путеводителем по загробному миру, должны были помочь человеку справиться с демоническими существами и после благоприятного исхода суда Осириса достичь «страны блаженных».

Свиток Хунифера был найден в его гробнице, внутри полой статуэтки, сделанной в форме мумии с атрибутами богов Осириса и Птаха. К наиболее интересным иллюстрациям данного папируса принадлежит сцена суда в царстве мертвых. В ней показано, как умерший в сопровождении бога Анубиса вступает в зал суда и произносит перед лицом богов «отрицательную исповедь», утверждая, что «не совершал зла, не запятнал себя ложью, воровством, грабежами или убийством, не посягал на храмовые сокровища и не отводил воду с полей, не восставал против фараона, не оскорблял богов».

Правдивость слов следовало проверять, и художник изображает весы, на одной чаше которых лежит сердце Хунифера, на другой — перо, олицетворяющее богиню истины Маат. За показаниями весов следит Анубис: если чаша уравновешена, значит, умерший сказал правду и выдержал испытание перед судьями (их фигурки представлены в верхнем регистре). Стоящий справа от весов бог с головой ибиса, Тот, записывает решения суда. На него, раскрыв пасть, смотрит чудовище с головой крокодила — Аммамат, готовое пожрать солгавшего. Но Хунифер оказался честен, и Гор подводит его к престолу своего отца Осириса, восседающего на троне. Богини Исида и Нефтида благословляют прибывающего в «страну блаженных», а растущий из воды лотос символизирует его чистоту.

Рисунки, последовательно изображающие все этапы загробного суда, выполнены с каллиграфической точностью и расцвечены насыщенными локальными цветами, их ритмически организованные композиции отличаются строгостью и лаконизмом.

Ушебти Сети I Верхняя часть статуэтки из гробницы Сети I Древний Египет, долина царей. XIX династия, около 1290 до н. э. Фаянс. Высота 22,8

По представлениям древних египтян ушебти, небольшим статуэткам, изображавшим умершего человека, предстояло играть важную роль в обеспечении его благоденствия в загробном мире. Им следовало выполнять вместо покойного самую тяжелую и грязную работу на «Полях тростника».Считалось, что каждый житель Египта после смерти должен трудиться на земле.

Этой священной обязанностью не мог пренебречь даже сам фараон. Чтобы избавить правителя от нелегкой доли, в его гробницу помещали несколько ушебти. Магические обряды погребальной церемонии должны были оживить фигурки и наделить их жизненной силой. Так как в царстве мертвых ушебти становились двойниками человека, то их делали похожими на него. Статуэтки могли изображать умершего в виде мумии или в обычной одежде. Чтобы усилить действенность ритуалов, на каждой фигурке следовало начертать главу из Книги мертвых, в которой говорилось о ее назначении. Самые ранние ушебти относятся к XXI веку до н. э.


В начале Нового царства (1550-1070 до н. э.) их количество значительно возросло. Только в одной гробнице Тутанхамона было обнаружено несколько сотен ушебти. Затем по непонятной причине фигурки работников-заместителей исчезли из царских погребений, и лишь в гробнице Сети I они появились вновь.

Большинство ушебти этого фараона XIX династии из его захоронения, открытого Джованни Бельцони в 1817, вскоре были расколоты. Посетители гробницы поджигали деревянные статуэтки, используя их как светильники. Многочисленные, часто выполненные из недорогих материалов фигурки ценились, по-видимому, невысоко. Избегнуть варварского разрушения удалось лишь немногим царским ушебти, в их числе данный замечательный экземпляр. Это изящная фаянсовая статуэтка, покрытая блестящей голубой эмалью и мастерски расписанная черной краской. Ушебти придан канонический облик (так фараона изображали на саркофагах): портретную маску обрамляет царский головной убор с коброй-уреем, руки скрещены на груди. Однако в них вместо атрибутов власти вложены мотыги, о необходимости работы на «Полях тростника» напоминает и надпись на запеленатой, словно мумия, нижней части фигурки.

Бюст Рамсеса II Древний Египет. XIX династия, около 1280 до н. э. Гранит. Высота 158

Рамсес II (1304-1237), великий правнук основателя XIX династии, Рамсеса I, возвративший Египту древние владения и заключивший после долгой войны с хеттами выгодный для страны мирный договор, восстановил и упрочил славу и мощь государства, которым успешно правил 67 лет. Он не только сражался, но и очень много строил: в Фивах, скалах Абу-Симбела, Карнаке были возведены величественные храмы, где повсюду — на стелах, колоннах гипостильных залов и изваяниях царя — многочисленные надписи провозглашали могущество Рамсеса: «Он подобен огню, наступая, и нет воды, чтобы погасить его. Он заставляет мятежников проглотить крики возмущения, которые вырываются из их рта, когда он берет их в плен». Славословию вторило увековечивание в камне — тысячи скульптур фараона были воздвигнуты по всей стране. В их числе и гранитный бюст Рамсеса II с острова Элефантин, подаренный Британскому музею в 1838 лордом Гамильтоном.

Великий правитель Египта представлен в образе «благого бога», «который подавил юг и покорил север, сражаясь своим мечом». Черты лица знаменитого фараона, хорошо известные по его многочисленным изображениям, здесь смягчены и наделены вечной молодостью. На юном лице — длинная борода с завитком внизу — условным знаком неземного происхождения и атрибутом богов. Такую форму бороды не смел носить ни один житель Древнего Египта, кроме самого царя.

На голове фараона, объединителя страны, сразу две короны: Нижнего и Верхнего Египта. В скрещенных на груди руках он держит посох и плеть — символы власти и контроля над огромной державой. Священная кобра-урей на лбу Рамсеса приготовилась к смертельному броску на любого врага, который посмеет посягнуть на его божественные права. Высеченное на плече гранитного бюста имя великого царя упрочивает его силу и славу на земле и в вечности.

Статуэтка кошки Древний Египет. I-III века до н. э. Бронза. Высота 33

Кошки, глубоко почитаемые в Древнем Египте, считались священными животными богини любви Бастет. Животные содержались в храмах, в частном владении кошка была большой ценностью для своих хозяев. Когда любимый питомец умирал, служители храма и жители дома в знак траура должны были сбрить себе брови, неутешно плакать, а тельце зверька мумифицировать и похоронить на особом кладбище.

Данная скульптура кошки, возможно, участвовала в подобном погребальном обряде. Изображение выполнено в натуральную величину, оно предельно лаконично в своей законченной простоте.

Статуэтка — шедевр анималистической скульптуры Древнего Египта. Талантливый мастер передал в бронзе сдержанную силу и грацию поджарой, гибкой кошки, настороженность ее позы и упругость изящного, точеного тела. Скульптор верно уловил основные черты изображаемого животного: это настоящая дикая кошка, которая сидит, сгруппировавшись и сосредоточившись перед прыжком, гордая и уверенная в своей ловкости.


Но в то же время перед зрителем царственный зверь, его поза величественна, а внимательный вневременной взгляд спокоен. На животном — серебряное оплечье с изображением священных символов вечной жизни, в ушах и носу — золотые серьги. Драгоценные украшения ясно вырисовываются на фоне отполированной бронзовой поверхности статуэтки. Это скульптурное изображение, несмотря на миниатюрный размер, выглядит монументально благодаря лаконизму деталей, обобщенности пластических форм и точному рисунку силуэта.

Аменхонатеп III

Портрет молодой женщины Египет, Фаюмский оазис, Хавара. Начало II века н. э. Дерево, энкаустика. Высота 38,2

Живописные портреты I-IV веков н. э., отрытые в конце XIX — начале XX века при раскопках римских некрополей Фаюмского оазиса и поэтому названные фаюмскими, представляют галерею самых разных лиц: мужчин, женщин, детей и стариков. Эти единственные уцелевшие образцы античной станковой живописи были связаны с заупокойным культом. В Египте они заменили традиционные маски мумий. Под воздействием традиций греческой реалистической живописи и римского скульптурного портрета фаюмские художники усовершенствовали свое мастерство и научились с необычайной правдивостью воспроизводить облик умерших людей, сохраняя не только черты их лиц, но и особенности характеров.

Удивительно живо и непосредственно исполнен портрет молодой темноволосой женщины в лиловом хитоне. Взгляд ее огромных блестящих глаз направлен на зрителя, поэтичный облик дышит жизнью: на нежной коже трепещут тени, золотые украшения и звучный цвет одежды подчеркивают красоту лица. В этом прелестном образе нет и следа отрешенности, свойственной старинным египетским заупокойным портретам. Техника энкаустики, в которой по преимуществу работали художники из Фаюма, во многом способствовала созданию выразительных и реалистичных изображений. Мастера варили пчелиный воск в морской воде, добавляли в него смолу и смешивали с растертыми в порошок минеральными красками, затем наносили их металлическим стержнем и кистью на загрунтованные кипарисовые доски. Такой способ позволял, используя игру светотени, придавать лицу почти скульптурный объем. Краски восковой живописи, оставаясь прозрачными, сохраняли яркость и насыщенность цвета.

Саркофаг с портретом Артемидора Египет, Фаюмский оазис, Хавара. Начало II века н. э. Дерево, энкаустика. 43x23, длина саркофага 127

К лучшим образцам живописи Фаюма относится портрет на саркофаге из Хавары, склеенном из нескольких слоев холста и листов папируса, покрытом сверху розовой гипсовой штукатуркой. На его крышке показаны сцены, связанные с древнеегипетским заупокойным культом. Рельефные фигурки богов, как и выпуклые буквы надписи, содержащие имя умершего — Артемидор, покрыты золотом. Золотой венок, изображенный поверх прически молодого человека, — символ его счастливого будущего в загробном мире. Портрет выполнен одаренным художником. Облик юноши — утонченное лицо с выразительными чертами и внимательный взгляд больших темных глаз — создает впечатление человека с сильным характером и богатым внутренним миром. В открытом взгляде Артемидора читаются сознание своего достоинства, крепкая воля и страстность натуры.

Портреты из Фаюма часто писались еще при жизни человека и, как полагают некоторые исследователи, могли долгое время украшать его дом, поэтому они изображают покойных совсем молодыми. Изображение Артемидора в этом отношении уникально — оно дало возможность проверить данную версию, ведь сохранилась сама мумия. После спектрального анализа было выяснено, что возраст на портрете точно соответствует времени гибели юноши, которому на момент смерти было около 20 лет. Такое количество юных лиц на фаюмских портретах, видимо, отражало реальную демографическую ситуацию: многие в те далекие времена очень рано покидали этот мир.

http://coollib.com/

Оригинал записи и комментарии на

Статуя царя Хасехема

Около 2720 года до н.э. (2 династия)

Высота 62 см, известняк

Из Гиераконполя. Ныне - Оксфорд. Эшмолеанский музей

Находилась в гробнице.

Произведения искусства предназначались исключительно для погребательных функций, и при жизни их никто не видел. Изображениям приписывались магические свойства.

Силуэт более плавный из-за особенностей материала.

Царь сидит на троне; на его голове - венец Верхнего Египта. На передней поверхности трона изображена связанная и пронзенная стрелой фигура - персонификация Нижнего Египта. По периметру трона изображены поверженные враги (указано их число - 47209!). У статуи есть двойник (на случай повреждения).

Гробница фараона Мена (объединителя Египта):

Вырезан фрагмент убийства фараоном поверженного врага+иероглиф, обозначающий дворец. Пропорции фигуры нарушены, но канон уже формируется.

Появление проблематики портретирования.

Проблема эта вырастает из погребального культа

Барельеф 1 из принцесс 1 династии:

Изображение принцессы+продуктов для гробницы.

Иероглифы ярко раскрашены.

Скульптор уделял внимание тщательной проработке лица – зарождение портрета.

12.Погребальные сооружения эпохи Древнего Царства. (3 тысячелетие до н. э.) Комплекс Джосера. Пирамиды в Медуме и в Дашуре.

Древнее царство – эпоха сооружения великих пирамид. Усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому времени апогея. Весь Египет с его населением считался собственностью фараона.

Мастаба – гробница знати древнего царства, состояла из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Имела вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. Затем к нему стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устаивались уже внутри надземной части. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабе, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые



Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц. Именно здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих. Необходимо помнить, что царские гробницы были и местом культа умершего фараона.

Комплекс Джосера

Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали.

Пирамида фараона 3 династии Джосера построена около 3 тыс. до н. э. Зодчий Имхотеп. Пирамида Джосера - центр сложного ансамбля из молелен и дворов.

Ансамбль расположен на искусственной террасе,

Площадь – 600 на 300

Террасу окружала облицованная камнем стена

Высота пирамиды – 60 м, состояла из 7 мастаб, поставленных одна на другую (нижняя скрыта песками).

В молельнях широко применен в качестве основного материала камень

Богата и разнообразна декорировка усыпальницы

Интересны формы колон и пилястров: четкие величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса.

Стены залов облицованы алебастровыми плитами, в подземных покоях – блестящими зелеными фаянсовыми изразцами.

Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. осуществено основное - здание начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского монументального зодчества.

Усыпальницы царя 4 династии Снофру (около 2900 год до н.э.)

1. в Медуме- квадрат в основании, крутые ступенив, намечается форма правильной пирамиды, не закончена

2. в Дашуре ромбоидальная – воспроизводит форму священного камня (метеорит). Верхушку венчал позолоченный пирамидион

3. в Дашуре «красная» - имеет правильную форму - предшественница знаменитых пирамид в Гизе

Появляется новый вид зданий – солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обливалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечным храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

13.Архитектурный ансамбль в Гизе .

29-28 вв. до н. э.

Предшественница – пирамида в Дашуре.

Причислены к семи чудесам света.

Их построили себе фараоны 5 династии Хуфу (греки называли его Хеопс), Хафра (Хефрен), Менкаура (Микерин).

Пирамида Хеопса.

Наиболее грандиозная.

Построена, вероятно, зодчим Хемиуном.

Самое большое каменное сооружение мира.

Её высота 146,5 м, длина стороны её основания – 233 м, угол наклона граней 51 градус.

Была сложена из точно отёсанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом около 2,5 тонн каждый; на пирамиду пошло свыше 2 300 000 таких блоков. Были блоки и по 30 тонн.

С северной стороны – вход, который соединялся длинными коридорами с расположенными в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя.. Над погреб камерой царя – 5 пустых камер, чтобы не раздавило тяжестью. Камера и часть коридора облицованы гранитом, остальные коридоры – известняком. Снаружи пирамида облицована плитами известняка.

Её массив четко выделялся на голубом небе, является монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя и выражением того огромного социального расстояния, которое отделяло фараона от народа его страны.

Каждая пирамида окружена архитектурным ансамблем; но план комплекса более чёткий и уравновешенный.

Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчёркивает особое положение пирамиды и отделяют её от окружающих зданий. В пределах этого двора располагались маленькие пирамидки цариц. К восточной стороне пирамиды примыкал царский заупокойный храм, соединяющийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, к востоку от них – орошаемые Нилом поля, к западу – пустыни, поэтому ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг четко распланировано, располагались мастаба придворных фараона. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хефрена.

Пирамида Хефрена . Стоит на некотором возвышении к юго-востоку от пирамиды его отца Хеопса.

Высота 145, 5 м.Она представляла собой прямоугольное здание, сложенное из массивных известняковых блоков. Входом ко всему комплексу пирамиды служил первый заупокойный храм в долине, его фасад достигал 12 м в высоту и имел две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы - фантастические существа в виде льва с головой человека, олицетворявшие мощь фараона. Высотой 15 м, длиной более 20 м. Голове приданы портретные сходства фараона Хефрена. Внутри нижний заупокойный храм имел зал с четырехгранными гранитными колоннами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня. Мегалитическая постройка, но в отличие от первобытных храмов – прекрасно отесанные камни – розовый гранит.

Пирамида Микерина

Нижняя часть пирамиды М и его поминальный храм были облицованы гранитом, симвилом вечности и нерушимости в эпоху Д Ц.

В отличие от пир Хеопса, здесь коридоры ведут не вверх, а вниз.

Отличительной чертой архитектуры пирамид в Гизе является полное освоение конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В пирамидных храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней.

14. Скульптура эпохи Древнего царства. Круглая статуя и рельеф (материалы древнеегипетской скульптуры).

Скульптура монументальна, подчинена архитектуре. Строгие фронтальные позы заупокойных статуй знати однообразны, раскраска этих скульптур условна. Поставленные в нишах молелен мастаба или в особых небольших закрытых помещениях позади молелен.

Появляется проблема портретирования. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высечены. У всех статуй прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех черные, одежды белые. Статуя должна была передать сходство с умершим человеком, тело которого она заменяла (отсюда раннее возникновение египетского скульптурного портрета), торжественная же приподнятость образа была вызвана стремлением подчеркнуть высокое социальное положение умершего. Однообразие поз статуй отчасти объясняется их зависимостью от архитектуры гробницы, но главным образом - их ритуальным назначением. Статуи должны были оставаться одинаковыми из поколения в поколение.

Ск-ру в Д Ц стали делать из вечных материалов – твердых пород камня: гранит, диорит, базальт, абседиант.

Позы человека по ег канону:

1. восседающий на троне

2. восседающий в позе писца со скрещенными ногами

3. коленопреклоненный

4. стоящий в рост

5. делающий канонический шаг.

Статуя пирамиды Джосера : лицо портретно, массивный парик, покрытый сверху клафтом. Статуя строго фронтальна, прочитывается связь с блоком камня, из которого изваяна.

Статуя фараона Хефрена. (168 см). Взгляд фараона устремлен в вечность. Все его статуи расположены воль стен. Изображен сидящим на троне с царскими знаками. Символ единства- папирус и лотос, сзади на его плечах сидит бог покровитель- Гор, который обнимает его голову. Канон запрещал изображать фараона с признаками возраста. Фигуры обработаны большими плоскостями.

Триада Микерина . (95см), барельеф найден в нижнем храме, серый сланец. Триада богов- в центре МИКЕРИН, а по бокам две богини (Хатхор и покровительница нома). Идеально сложенный человек, фараон доминирует, богини находятся сзади, на голове фараона белая корона южного Египта.

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет (белый известняк). Раскрашены темперными красками по сухой основе. Царевна окутана покрывалом, руки сложены на груди. Тело Рахотепа покрыто коричневой краской. Волосы и брови черной. Нофрет покрыта желтой краской, на голове диадема, на шеи ожерелье из лепестков лотоса.

Портрет Хемиуна. Нет идеализации. Один из наиболее высоко стоявших в обществе людей - царский родственник, руководитель строительства пирамиды Хеопса. Явно портретное лицо трактовано обобщенно и смело. Резкими линиями очерчен нос с характерной горбинкой, веки прекрасно поставленных в орбитах глаз, маленький, но энергичный, жесткий рот. Слегка выступающий подбородок, волевое, быть может, даже жесткое лицо. Очень хорошо показано и тело Хемиуна - полнота залитых жиром мускулов, правдиво переданные складки кожи на груди, на животе, особенно на пальцах ног и рук.

Портрет писца Каи. Статуя царского писца Каи, воплотившая, однако, образ человека совсем иного характера. Скульптор мастерски передал образ царского писца, сидящего поджав ноги перед своим владыкой и записывающего все, что диктует ему фараон. Перед нами - лицо человека, привыкшего молча, беспрекословно исполнять волю господина. Плотно сжатые тонкие губы большого рта и внимательный взгляд - смешанное выражение сдержанности, готовности повиноваться с хитростью ловкого и умного царского приближенного. Поражает правдивость проработки всего тела Каи- ключиц, дряблых мускулов груди и живота. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины. Следует отметить прием изображения глаз, столь оживляющих лицо Каи.

Статуя царевича Каапера. (122 см дерево 3тыс. до н.э. 25в) Был царским жрецом и писцом. Фигура была покрыта грунтом и расписана. Он изображен с выдвинутой ногой. Инкрустированные глаза(полудрагоценные камни). Древнее царство- расцвет скульптуры.

Скульптурная группа (семейство карлика Семнепа со своей женой и у подножия дети). Придворный карлик. Исполнен достоинства, не вызывает насмешек, жалости – гуманистические принципы египетского общества.

Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс , находящийся у нижнего заупокойного храма Хефрена. Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала. Размеры Сфинкса огромны: его высота - 20 м, длина - 57 м. На голове Сфинкса - царский полосатый платок, на лбу высечен урей - священная змея (охраняет фараонов и богов), под подбородком - искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра.

Ушепти - жанровое изображение слуг – небольшие фигурки из дерева, глины. Художник может позволить себе изобразить что угодно.

Гончар -13 см – раскрашенный известняк.

Развивается рельеф.

1. Горельеф

2. Барельеф

3. Контррельеф – углубленный или врезанный

Рельеф раскрашивался, максимально приближен к живописи, главное – выразительность линий, цветовых пятен.

Деревянный барельеф с изображением царевича Хесира (придворный архитектор) – фигура во весь рост, контур очень выразителен, рельеф подчеркивает стену. Голова и ноги в профиль, туловище в фас. 2 треугольника, развернутые друг к другу. Создается твердое равновесие. В руках жезл и пенал с кисточками.

Барельеф из гробницы Ти (пастухи, гоняющие стадо)

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль.

Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".

Другая особенность скульптуры Египта - строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла "распознать" свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур - также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.

Самая известная египетская скульптура - Большой сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хафра и телом львицы. Монументальная скульптура, стража пирамид выполняла роль охранника покоя царей в долине пирамид. Величественная поза, полный покоя и отрешенности взгляд, мощь и внутренняя сила до сих пор производят неизгладимое впечатление на туристов.

Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый "шаг в вечность"), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.

Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска - фараона Тутанхамона.

Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других - несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты - сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.

Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.

Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Особенности каждого материала брались в расчет, помогая создавать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.

Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях Лондона, Парижа, Берлина, Каира. Несколько образцов египетской скульптуры украшают улицы Петербурга, а также находятся в коллекции Эрмитажа, Пушкинского музея в Москве.

Загадочные полуулыбки всех статуй Египта заставляют зрителя снова и снова вглядываться в глаза некогда великих правителей самого сильного и развитого государства начала земной цивилизации.

История развития статуй древнего Египта

Когда именно была возведена самая древняя статуя мира – скульптура Сфинкса, учёные до сих пор не определили: некоторые считают, что это грандиозное сооружение увидел мир ещё в тридцатом веке до нашей эры. Но большинство исследователей всё же более осторожны в своих предположениях и утверждают, что Сфинксу не более пятнадцати тысяч лет.

Это значит, что уже на момент создания самого грандиозного памятника человечества (высота Сфинкса превышала двадцать метров, а длина – более семидесяти) на территории Египта уже было хорошо развито искусство, в частности, скульптура. Получается, что статуя Сфинкса в действительности намного старше египетской культуры, которая появилась в IV тысячелетии до нашей эры.

Эту версию большинство исследователей подвергают сомнению и пока сходятся на том, что лицом Сфинкса является лицо фараона Хеврена, который жил около 2575 – 2465 гг. до н. э. – а значит, свидетельствует о том, что это грандиозное сооружение из монолитной известковой скалы высекли всё же египтяне. И охраняет он пирамиды фараонов в Гизе.

Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно поэтому древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»).

Жизнь эту они творили по раз и навсегда установленным канонам, от которых не отступали в течение нескольких тысячелетий (специально для этого были даже предусмотрены и разработаны специальные инструкции и руководства). Древние мастера использовали специальные шаблоны, трафареты и сетки с канонически установленными пропорциями и контурами людей и животных.

Работа скульптора состояла из нескольких этапов:

  1. Прежде чем начать работать над статуей, мастер выбирал подходящий камень, обычно – прямоугольной формы;
  2. После этого при помощи трафарета наносил на него нужный рисунок;
  3. Дальше методом высекания удалял лишний камень, после чего обрабатывал детали, шлифовал и полировал скульптуру.

Характеристика египетских скульптур

В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).


Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.

Если скульптура, изображающая мужчину, стоит, его левая нога всегда делает шаг вперёд, руки или опущены вниз, или же он опирается на держащий в руках посох. Через некоторое время для мужчин добавили ещё одну позу – «писца», человека в позе лотоса.

Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.

Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась: мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет, женские – в жёлтый, волосы – в чёрный; одежда – в белый;

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Эволюция египетских скульптур

Поскольку творчество не может не реагировать на изменения, которые происходят в жизни общества, египетское искусство на месте не стояло и со временем несколько видоизменилось – и стало предназначаться не только для похоронных обрядов, но и для других сооружений – храмов, дворцов и т.д.

Если вначале они изображали только богов (изготовленная из драгоценных металлов крупная статуя того или иного божества была расположена в посвящённом ему храме, в алтарной части), сфинксов, правителей и вельмож, то впоследствии стали изображать и простых египтян. Такие фигурки в основном были деревянными.

До наших дней дошло немало изготовленных из дерева и алебастра небольших статуэток – причём среди них были фигурки животных, сфинксов, рабов, и даже имущества (многие из них впоследствии сопровождали умерших в потусторонний мир).

Статуи Раннего Царства (IV тысячелетие до н.э.)

Скульптура в этот период развивалась в основном в трёх самых крупных городах Египта – Она, Киптоса и Абидоса: именно здесь находились храмы с установленными в них статуями богов, сфинксов, мистических животных, которым поклонялись египтяне. Большинство скульптур были связаны с ритуалом обновления физической мощи правителя («хеб-сед») – это прежде всего или выбитые в стене или представленные в круглой скульптуре фигуры сидящих или идущих фараонов.

Ярким примером этого типа статуй является скульптура сидящего на пьедестале фараона Хасехема, одетого в ритуальную одежду. Уже здесь можно увидеть основные черты древнеегипетской культуры – правильные пропорции, в которой преобладают прямые линии и монументальность формы. Несмотря на то что его лицу присущи индивидуальные черты лица, они чрезмерно идеализированы, а глаза имеют традиционное для всех скульптур той эпохи выпуклое глазное яблоко.

В это время устанавливается каноничность и лаконичность в форме выражения – отбрасываются второстепенные признаки и акцентируется внимание на величественности в образе.

Статуи Древнего Царства (XXX – XXIII вв. до н.э.)

Все статуи этого периода и дальше изготавливают согласно ранее установленным канонам. Нельзя сказать, что предпочтение отдаётся какой-то определённой позе (особенно это касается мужских фигур) – популярны как статуи в полный рост с выдвинутой вперёд левой ногой, так и восседающие на престоле, сидящие со скрещёнными в форме лотоса ногами или преклонившие колени.

В это же время в глаза начали вставлять драгоценные или полудрагоценные камни, делать рельефную подводку век. Мало того, статуи начали украшать драгоценностями, благодаря чему они начали приобретать индивидуальные черты (примерами таких работ могут послужить скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет).

В это время значительно усовершенствовалась деревянная скульптура (например, фигура, известная как «Сельский староста»), а в усыпальницах тех времён нередко можно увидеть статуэтки, которые изображают работающих людей.

Статуи Среднего Царства (XXI– XVII вв. до н.э.)

Во времена Среднего Царства в Египте насчитывается огромное количество разных школ – соответственно, развитие скульптуры претерпевает значительные изменения. Их начинают изготавливать не только для усыпальниц, но и для храмов. В это время появилась так называемая кубическая статуя, представляющая собой фигуру, заключённую в монолитный камень. По-прежнему популярны деревянные статуи, которые мастера после того, как вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали.

Скульпторы всё больше обращают внимание на индивидуальные особенности человека – при помощи идеально проработанных элементов они в своих работах показывают характер человека, его возраст и даже настроение (например, при одном лишь взгляде на голову фараона Сенусерта III становится понятно, что когда-то это был волевой, властный, ироничный правитель).

Статуи Нового Царства (XVI– XIV вв. до н.э.)

В период Нового Царства особое развитие получает монументальная скульптура. Она не только всё чаще выходит за пределы погребального культа, но в ней также начинают проявляться индивидуальные черты, не свойственные не то что официальной, но даже светской скульптуре.

Да и светская скульптура, особенно когда речь идёт о женской фигуре, приобретает мягкость, пластичность, становиться более интимной. Если раньше женщины-фараоны согласно канонам нередко изображались в полном царственном облачении и даже с бородой, то теперь они избавляются от этих черт и становятся изящными, грациозными, изысканными.

Амарнский период (начало XIV вв. до н.э.)

В это время скульпторы начинают отказываться от сильно идеализированного, сакрального образа фараона. Например, на примере огромных статуй Аменхотепа IV, можно увидеть не только традиционные приёмы, но и попытку передать как можно точнее облик фараона (причём как лицо, так и фигуру).

Ещё одним новаторством стало изображение фигур в профиль (раньше канон этого не допускал). В этот период возникла также всемирно известная голова Нефертити в синей тиаре, созданная скульпторами мастерской Тутмеса.

Статуи Позднего Царства (XI – 332 г. до н.э.)

В это время мастера все меньше начинают придерживаться канонов, и они постепенно сходят на нет и становятся условно-идеализированными. Вместо этого Они начинают усовершенствовать своё техническое мастерство, особенно в декоративной части (например, одной из лучших скульптур того времени считается голова статуи Ментуемхета, изготовленная в реалистичном стиле).

Когда при власти был Саис, мастера опять возвратились к монументальности, статичности и каноническим позам, но трактуют это уже по-своему и их статуи становятся более стилизованные.

После того как в 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, независимость свою страна эта потеряла, а культурное наследие древнего Египта окончательно и бесповоротно слилось с античной культурой.