Open
Close

История создания произведения вербы в половодье. Описание картины ромадина вербы в половодье

Начав свой путь в искусстве с исторических, революционных полотен, русский живописец Михаил Николаевич Ромадин сумел проявить себя как великолепный пейзажист, тонко сочетающий народные традиции с новаторскими направлениями изобразительного искусства. Большинство работ живописца несут в себе символы русской культуры.С давних времен наши предки слагали легенды о том, что верба обладает чуть ли не магическими силами, принося в дом достаток и оберегая здоровье домочадцев. Даже засушенные ветки вербы никогда не выбрасывались, русичи закапывали их в землю или сжигали.

В христианстве этому растению также отводилось особое место, существует праздник Вербного воскресения, не забытый и в наши дни. Молодая весна с пышностью и напором вступает в свои владения, покрыв все вокруг темной ледяной водой. Несколько угрюмая цветовая гамма в нижней части пейзажа символизирует непростой для всего живого период весеннего половодья. Разгул стихии, победившей ледяную зиму, прославляет величие природных сил, убеждает в цикличности и быстротечности жизни.

Художник Ромадин в картинах, посвященных русской природе, часто прибегает к противопоставлению темных и светлых тонов, что символизирует столкновение времен года в природе и сражение добра и зла в человеческой душе. Ближе к верхнему краю краски полотна светлеют, пейзаж становится более радостным, вселяя уверенность в том, что уровень воды спадет, и буйство зелени воцарится на месте половодья.Повсеместно из воды виднеются тонкие ветви кустарников, затопленных располневшей рекой, от близости которой воздух наполняется влагой. Очертания березок на дальнем плане картины будто озябли, стоя у еще не прогретой ранним весеннем солнцем воды.

Верба, низко склонившаяся над собственным отражением в воде, лелеет на незатопленных ветвях нежные комочки серого пуха. Являясь центральным элементом картины, деревце кажется одиноким и печальным. Подгнивающая от влаги лодочка усиливает впечатление заброшенности и тоски. Однако пройдет совсем немного времени, и весна окончательно вступит в свои права, вода уйдет под лучами солнца, свет которого с каждым днем будет становиться все горячее, свежая нежно-салатовая травка проклюнется из-под толщи прогретой земли, а набухшие на кустарниках почки прославят силы природы

Лишь величавые темно-зеленые ели не замечают смены времени года, изумрудные красавицы прекрасны и величавы независимо от сезона. Вот-вот над высокой водой ранним утром послышится щебетание лесной птицы, первой почувствовавшей весну. Задорно распахнув крылья, она пронесется над самой рекой, и отражение ее, будто пытаясь обогнать порхающую вестницу весны, проскользнет по зеркальной глади. Пейзаж Ромадина «Вербы в половодье» посвящена не только удивительным переменам в природе.

Картина - это своего рода увековеченное маслом стремление к внутренним переменам в человеке, гарантия того, что любой тяжелый, переломный период в жизни обязательно сменится счастьем, грусть превратится в радость, «Вербы в половодье» символизируют обновление и пробуждение жизненных и природных сил. Верба на картине Ромадина является символом терпения, стойкости, мужественности и надежды на счастливое будущее.

Сочинение по картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье»

Николай Михайлович Ромадин (1903-1987 гг.) - выдающийся русский художник. Он родился в се­мье железнодорожника в Самаре. С раннего детства мальчика интересовала живопись. Сначала художник создавал картины на историко-революционные темы. Однако более всего его привлекал пейзаж. Именно этот художественный жанр позволил раскрыться истинному таланту Ромадина. Каждое произведение этого талант­ливого художника является настоящим шедевром.

Верба является одним из самых любимых на Руси деревьев. С ней связаны многие народные приметы, обряды и поверья: «Дотронься до вербы и передаст она тебе свою силу, красоту». Верба считается но­сителем сильной энергетики, символизирует новую чистую жизнь. Наши предки верили, что верба может защищать людей от бед и невзгод, оберегать посевы от гибели. Поэтому бережно хранили это растение в течение целого года, а потом бросали в речку или вкапывали в землю. Существует церковный празд­ник - Вербное воскресенье, который отмечается и в наши дни. Не случайно в честь вербы написано много стихотворений, часто встречается она и на полотнах живописцев. Это растение тронуло сердце поэтов А. Фета, С. Чёрного, А. Барто, Б. Пастернака, художников Т. К. Афониной и других. Не остался равнодушным к вербе и Н. М. Ромадин.

В своём полотне «Вербы в половодье» живописец изобразил это любимое народное растение в нелёгкий период ранней весны: половодье, когда молодая хозяй­ка властно вступает в свои права. В это время всей живой природе - растениям и животным - прихо­дится нелегко. Невольно вспоминается произведение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», когда от весен­него половодья страдали бедные животные. В такой же нелёгкой ситуации оказались и вербы, изображённые на картине Н. М. Ромадина. Для передачи сложного периода в жизни природы художник использует тём­ные тона. Но в картине нет обречённости положения. Всегда после тяжёлых испытаний наступают светлые счастливые дни, как в русских народных сказках со счастливым концом. С этой целью живописец прибега­ет к светлым радужным тонам, вселяющим надежду на хорошее будущее. Это противопоставление светлых и тёмных тонов как добра и зла встречается в разных частях картины. В центре полотна перед нами - верба. Её стволы и часть веток погружены в воду разлившей­ся во все стороны и кажущейся бескрайней реки. Вода тёмная и холодная. Чёрное отражение куста в воде добавляет мрачности. Но сверху - красивые пушистые кружочки распустившейся вербы. Верба одиноко стоит среди речной глади и кажется грустной, печальной, вызывает сочувствие и жалость.

В водной глади то тут, то там из воды торчат голые ветки. Слева перед кустом вербы изображена небольшая деревянная лодка. Возможно, именно на такой лодке добрый дед Мазай спасал в половодье бедных зайцев. А вот изображённую художником вербу, как и другие растения, спасти может только время и яркое солнце: скоро большая вода уйдёт, легче станет деревьям, зазеленеет трава, расцветут цветы, разлетится по лесу щебетание птиц и вес­на проявится с доброй стороны ласковым солнцем и хорошей тёплой погодой.

Слева за кустом вербы виднеются молодые берёзки. Они тоже страдают от половодья, их белые стволы и ветки, начинающие покрываться зелёной листвой, грустно ждут наступления лучших времён. Местами среди подтопленных деревьев возвышаются величе­ственные темно-зелёные лесные красавицы - ели.

На заднем плане - бескрайняя вода и лесные дере­вья, печально отражающиеся в тёмном неподвижном зеркале реки.

Радует глаз и вселяет надежду красивый свет­лый небосвод, покрытый белыми кучевыми облаками, только местами виднеется светло-голубые уголки неба.

В картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье» прослеживается призыв и наставление художника: в тяжёлые моменты надо терпеливо и мужественно переносить все невзгоды, которые посылает судьба, так же стойко, как вербы в половодье, и непременно надеяться на лучшее будущее и искренне верить в него.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первое апреля Подготовка к сочинению по картине В.М.Ромадина «вербы в половодье»

«Николай Михайлович Ромадин – сын самарского слесаря, человек, вышедший из самой сердцевины народа, – прошел тяжелый путь приобщения к живописи. Если бы не отчаянное его упорство и одержимость живописью, если бы не нестерпимая его любовь к России и к ее пейзажу, то он мог бы остаться в числе тех многих художников-самоучек, каких можно встретить почти в каждом нашем захолустном городке, да и в иных безвестных деревнях. Этих художников никто не знает. О них никогда не писали ». К.Г. Паустовский

«В начале весны бывает короткое время, когда сли­ваются вешние воды и зацветает ветла. У Ромадина цветущая ветла с ее пушистыми ба­рашками - олицетворение весны. Есть у него одна картина - над озером или речным затоном с тихой темной водой цветет одинокая ветла. Она отражается в воде, усыпанная серебряными барашками - мягкими на ощупь и теплыми, похожими на птенцов крошечной птицы. Таких птиц Пришвин называл « птичиками ». Трудно избавиться от ощущения, что эти барашки - живые существа, и такие теплые, будто их ворсистая шубка вобрала все тепло весеннего дня, хотя день пас­мурный и солнце лишь изредка проглядывает белым размытым пятном на сером пологе неба. В такие дни нас иногда охватывает от весеннего пара, сырой теплоты и тишины какое-то оцепенение. Тогда можно часами сидеть на берегу у такой вот ветлы и следить, как тянут высоко над Россией с юга на север позванивающие косяки журавлей». Г.К.Паустовский

С незапамятных времен славяне относились к вербе с особенным чувством. В языческой Руси верба использовалась в многочисленных обрядах. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы, впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой.

После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают.

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. А. Фет

Составляем план Простой план: 1. Вступление (слово о художнике) 2. Основную часть (описание картины) 3. Выводы (Чем понравилась и запомнилась картина? Почему?) Подробный план: 1. Жанр картины, автор, название. 2. История создания произведения. 3. Кто или что изображено на картине? 4. Детали. 5. Использование художником выразительных и композиционных средств. 6. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины. 7. Впечатления от картины, оценка, настроение.


Пейзаж «Вербы в половодье» посвящен изображению ранней весны, которая, с одной стороны, прекрасна и долгожданна, но с другой – своенравна и очень изменчива. Она чем-то напоминает нам юную капризную красавицу. Погода меняется то и дело. Тепло и холод, солнце и дожди по очереди захватывают власть над природой. Весна настойчиво утверждает свои права.

Половодье – красивая, но тяжкая для всей живой природы пора. На этой картине мы видим широкий разгул водной стихии. Река разлилась во все стороны, раскинулась почти до самого горизонта. Вода темная, неприветливая и даже на вид холодная. Берега оказались затопленными, только верхушки кустарников робко выглядывают из воды.

В центре полотна показан большой и пышный куст вербы. Он цветет, несмотря на разгул весенней стихии. Вербы одиноко возвышаются над разливом. Их красноватые ветки с пушистыми светлыми кончиками кажутся немного грустными, печальными, озябшими от студеной воды и ветра. Они оторваны стихией от остальных кустов и деревьев. Покорно и терпеливо молодые вербы ждут, когда закончится половодье, немного подсохнет почва и наступит устойчивое тепло. Тогда вокруг них зазеленеет свежая трава, запестреют разные цветы, а белые березки на соседнем берегу покроются облаками нежной листвы. В лесу начнут петь и вить свои гнезда птицы.

Эта картина выполнена в контрастных тонах – светлых и темных. Так, внизу мы видим темный оттенок разлившейся реки, почти черные тени кустарников и боковую часть лодки. Однако вверху, в небе все полно света: белые облака, которые стремительно улетают вдаль, мелькающая в их просветах голубизна. Вербы тоже изображены контрастно: темные стволы и светлые, будто спустившееся облачко, верхушки.

Я думаю, что с помощью противоположных цветов и оттенков художник хотел показать противоречивость ранней весны и надежду на то, что скоро ее сменит другая пора – время тепла и света.

Художник – живописец Н.М. Романдин написал великолепную картину! Весенний пейзаж природы на фоне водной стихии несёт контрастное настроение. Верба, изображённая в эпицентре разгулявшегося половодья, утопает в глади синей, тёмной воды, и ждёт тепла. Она цветёт своими пушистыми почками, даря светлую доброту посреди разбушевавшейся стихии. Она распустила листики к Вербному Воскресенью.

Берега затоплены, и кажется нет просвета природе. Но небо ясное, чистое, передающее хорошую, солнечную погоду, значит скоро пригреет солнышко и согреет землю своими лучами. Вновь зазеленеет трава, распустятся цветы и в лесу будут петь птицы, заливаясь нежными трелями. Художник талантливо передал в картине всё живое, естественное, дышащее. На заднем плане картины виднеется кромка леса. Всё замерло в предчувствии наступления настоящей весны! Недалеко от затопленной вербы качается на волнах лодка. Вероятно, на ней приплыл человек и оставил её у берега.

Картина символизирует агонию и расцвет, пробуждение, стремление к новой жизни. Художник Николай Романдин очень любил природу и историю. У него много красивых, живописных работ, заслуг и наград. В своих картинах он передавал свои эмоции, восприятия, ощущения. Вот и в картине «Вербы в половодье» он выразил художественную мысль так своеобразно и неординарно! В момент написания работы его душевное состояние было тяжёлым, неустойчивым, видимо его что -то беспокоило, и тревожные переживания в виде весеннего паводка вылились на бумагу в тёмно – светлых тонах.

Верба в ожидании весны и солнца! Здесь и томление, и вера, и надежда! Радость от предстоящей Пасхи, обновления и преображения земли, таинств природы и счастливой жизни! Спустя некоторое время мир будет ликовать и благоухать в цветущей круговерти времени, а пока – затишье, и весеннее половодье, несущее пробуждение в природе и человеческих сердцах. Художественное произведение наводит на размышления о смысле жизни и земном начале, неся глубину чувств, проницательность и мудрость.

2 вариант

Казалось бы, весна – одно из самых романтичных времен года. Однако картина Ромадина показывает нам обратное. Весна (особенно ранняя) также может быть и опасной – реки выходят из берегов, в некоторых случаях вода может даже представлять угрозу. Какую именно? Да хотя бы неудобство для человека, которому приходится пережидать этот курьез природы.

Для представителей флоры и фауны подобное тоже является настоящей трагедией – растения стараются прочнее держаться корнями в земле, звери ищут укромные, сухие укрытия - одним словом, все надеются на лучшее и ждут теплых, солнечных дней.

На холсте мы можем видеть цветущую вербу, что тянется к небу. Дерево уже имеет почки, что свидетельствует о том, что весна в самом разгаре. Достаточно приятные цвета и оттенки. Единственное, что немного портит впечатление – тот факт, что практически половина вербы находится под темной, мутной водой.

На волнах покачивается небольшая, оставленная кем-то лодка. Сложно сказать, откуда она появилась – вероятно, владелец намеренно оставил ее, пытаясь спастись. Только вот неизвестно, отправился ли он вплавь либо с ним случилось несчастье. В негативный исход событий верить отчего-то совсем не хочется.

Несмотря на тяжелую и давящую атмосферу, которую вызывает половодье, небо все же светлое, облака относительно легки. Это внушает зрителю надежду на то, что, возможно, вскоре ситуация изменится к лучшему – воды уйдут, и мир вновь заживет своей привычной жизнью.

Тянущиеся же к небосводу ветви символизируют молитвы о лучшем, чистые помыслы и надежды, что помогают бороться с трудностями и невзгодами, надеяться на скорейшее наступление жизненного счастья.

Следует отметить, что верба издавна почиталась на Руси. Мало того, именно она является тем деревом, которые начинает цвести первым. Вот и на полотне верба словно первый предвестник наступающего тепла, которому сейчас приходится бороться с природными катаклизмами. Хочется верить, что она одержит долгожданную победу.

Художник достаточно естественно и реалистично изображает задуманный им момент, внимателен к деталям. Из этого следует, что данная работа занимает вполне заслуженное место в категории самых известных пейзажей. Только огромное количество воды вокруг выглядит немного страшновато. Но увы… Творец не может закрыть глаза на реалии и показывать только приятные мгновения родного края. Ведь в любом времени года есть минусы, с которыми стоит считаться.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание картины Русская зима. Лигачево Юона (5, 6, 7 класс)

    Картина изображает русскую деревню зимой. Автор, видимо, специально выбрал образы, которые тогда и, отчасти сейчас, олицетворяют нашу страну – типичный сельский пейзаж с избами и русскую зиму.

  • Анализ произведения Солнечный удар Бунина (11 класс)

    История создания. Увлеченный темой любви в 20-годы, И. А. Бунин приступает к созданию очередного рассказа на эту тему под названием «Солнечный удар». Об изданной истории любви читатель узнает из этого произведения

  • Сочинение Печорин (Образ и характеристика) в романе Герой нашего времени 9 класс

    Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Печорин. Чтобы лучше понять сложный и противоречивый характер своего героя, Лермонтов постепенно раскрывает его образ.