Open
Close

Иван иванович шишкин биография кратко. Шишкин - биография, картины

(1832-1898) русский художник

Иван Иванович Шишкин был непревзойденным мастером русской пейзажной живописи. Его называли художником русского леса, «человеком-школой», «верстовым столбом в развитии русского пейзажа». Однако его искусство воспринимали по-разному. Некоторые критики называли Шишкина художником-фотографом, подразумевая под этим ограниченность духовного начала в его творчестве.

В конце жизни художник и вовсе испытал недоброжелательное отношение не только к своему искусству, но и к себе лично, что ускорило его кончину. Однако время все расставило по своим местам. Иван Шишкин остался в культурной истории России как великий русский художник, в картинах которого с предельной ясностью выразилась его любовь к жизни, к земле, к людям.

Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Сам он торговал хлебом, но интересовался техникой и историей, увлекался археологией и даже был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». В течение многих лет Иван Иванович Шишкин вел в тетради записи о важнейших событиях, которые происходили в городе и в родной семье. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».

В доме всем управляла жена Ивана Васильевича, Дарья Романовна, которая поддерживала строгий патриархальный уклад жизни. В этой добропорядочной и культурной семье и воспитывался будущий художник.

Мальчик рос в окружении природы и был очень впечатлительным. Кроме чтения, он с детства больше всего любил рисовать, за что его в доме иногда называли «мазилкой».

Отец хотел дать сыну хорошее образование, нанимал ему частных учителей, определил в мужскую гимназию в Казани. Он собирался направить его по купеческой линии, но, заметив, что Иван не проявляет к этому делу никакого интереса, предоставил ему самому выбирать себе занятие.

В 1852 году Иван отправился в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Еще с юности он избрал себе девиз: «Образование, труд, любовь к занятиям» - и неуклонно следовал ему.

Уже в училище Иван Шишкин окончательно выбрал свой путь в живописи - русский пейзаж и природа во всем ее многообразии. Незадолго до окончания учебы молодой живописец написал одну из самых замечательных своих картин «Иней», которая получила высокую оценку художников.

В январе 1856 года Иван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. В то время в Академии главными мастерами ландшафтной живописи считались Никола Пуссен и Клод Лоррен. Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. Шишкин стремился к другому. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, - записал он еще в Москве в своей ученической тетради, - вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Впоследствии многие критики отмечали, что Иван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры, изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав... ». Уже в Академии он стал постепенно вырабатывать свою собственную систему живописи, в которой интуитивно стремился утвердить национальное в пейзаже.

В 1857 году Иван Шишкин получил на экзамене малую серебряную медаль за две картины - «Вид из окрестностей Петербурга» и «Пейзаж на Лисьем Носу». Художник был преисполнен самых радужных надежд на будущее. Его самолюбие было польщено еще и тем, что на летние этюды, которые он проводил в деревне Дубки под Сестрорецком, руководство Академии направило с ним учеников.

Иван Иванович Шишкин был глубоко религиозным человеком, поэтому не удивительно, что его привлекал Валаам с его особой атмосферой благочестия. Тем более, что остров славился своей живописной природой. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду - большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Тогда же Иван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Они были куплены, и художник получил первые большие деньги.

Все время обучения в Академии, Иван Шишкин получал академические награды, что давало ему право свободного выбора работы на лето. Он еще раз побывал на Валааме, где закончил большую картину «Кукко». Так называлось одно из урочищ на острове. За нее он получил большую золотую медаль, и руководство Академии отправило художника за границу.

Иван Шишкин провел за границей больше года, побывал во многих городах Германии, ездил в Чехию, Швейцарию, Голландию, другие страны. Он обошел все самые знаменитые европейские музеи, бывал в мастерских художников и не нашел там ничего для себя поучительного. Лишь искусство голландских и бельгийских художников как-то примирило Шишкина с заграницей. Он и там много работал, выезжал на этюды, хотя чужая природа не особенно его вдохновляла.

Тем не менее, в феврале 1865 года Иван Иванович Шишкин представил на постоянной выставке в Дюссельдорфе три своих рисунка. Они имели успех. В одном из журналов даже появилась статья о молодом русском художнике. В апреле того же года Шишкин снова участвовал в выставке, и его рисунки были восприняты с еще большим энтузиазмом. Художник получил предложение выставить их в Бонне, Аахене и Кельне.

Вскоре Иван Шишкин вернулся на родину. Он получил в Академии художеств свидетельство для занятий «ландшафтной живописью с натуры по разным городам России» и уехал к себе в Елабугу.

Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин близко сошелся с только что организованной Артелью художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским , которая объединила молодых русских художников, отрицавших академизм старой живописной школы. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, - «Швейцарский пейзаж» - все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Она станет первой картиной художника, которую приобрел известный собиратель русской живописи П. М. Третьяков.

В это же время в жизни художника произошло и другое важное событие. Он женился на Евгении Александровне Васильевой, и вскоре у них родилась дочь Лидия.

Специально для Ивана Ивановича Шишкина в Академии художеств был создан пейзажный класс, где он начал преподавать. За свою приверженность русской природе его называли «царем леса ».

В 1870 году русские художники создали новое объединение - Товарищество художественных передвижных выставок, идею которого предложил Г. Г. Мясоедов. Иван Шишкин с воодушевлением поддержал это начинание и поставил свою подпись под уставом Товарищества. В следующем году состоялась их первая выставка, на которую он представил свою картину «Вечер». Тогда же он принялся за новую работу «Сосновый бор» для конкурса в Обществе поощрения художеств. Она получила первую премию и была куплена Третьяковым для своей галереи.

В последующие несколько лет жизнь Ивана Шишкина оказалась полной невзгод. Умер отец, а потом и его маленький сын Владимир. Жена болела. Шишкин устал, но продолжал работать. В феврале 1873 года за картину «Лесная глушь» он получил звание профессора. В мае этого же года он подготовил и сам напечатал свой первый альбом офортов.

Однако трагедии продолжали преследовать художника. В 1874 году умерла жена, оставив Ивана Шишкина с двумя детьми - дочерью Лидией и годовалым сыном Константином, который вскоре тоже умер. Тяжелые утраты оказались для Шишкина непосильными. Он запил, долгое время не мог работать, потом занялся фотографией.

В конце концов привычка к труду победила. Иван Иванович Шишкин снова начал писать и на четвертой выставке передвижников в 1875 году представил свои новые картины «Родник в сосновом лесу» и «Первый снег».

Стараясь преодолеть тяжелую депрессию, живописец много бывает в обществе, встречается с друзьями. Он был дружен с Дмитрием Ивановичем Менделеевым , известным ученым-химиком, в доме которого проходили знаменитые «менделеевские среды». Там бывали многие известные художники, писатели, композиторы. Здесь Иван Шишкин встретил свою будущую жену Ольгу Антоновну Лагоду. Она училась в Академии художеств, но потом ушла оттуда и стала заниматься с Шишкиным.

Осенью 1878 года Иван Шишкин вместе с другими художниками ездил в Париж, на Всемирную выставку. В том же году на передвижной выставке была представлена его картина «Рожь», которая заняла первое место. Все признавали, что она стала крупнейшим событием в художественной жизни России.

Как и многие другие русские художники, Шишкин находился в конфронтации к Академии художеств. Сам он уже давно там не работал. «Это вертеп, в котором гибнет все мало-мальски талантливое, где из учеников развивают канцеляристов», - говорил он. У своих учеников он воспитывал другой взгляд на искусство: «Работайте так, как сердцу захочется, не стесняйте себя этими рецептами. Изучайте живое тело».

Иван Иванович Шишкин был очень требователен к своим ученикам, порой даже резок, но не меньше требовательности он предъявлял и к себе. Его рабочий день начинался с девяти часов утра и заканчивался иногда в два часа ночи. Каждый год художник писал по несколько картин, которые отличались высоким мастерством и удивительным чувством любви к русской природе.

Однако в личной жизни Ивана Шишкина опять случилась беда. Вскоре после рождения их дочери неожиданно умерла вторая жена художника О. А. Лагода-Шишкина. Новая утрата потрясла его, но на этот раз художник не стал глушить душевную боль алкоголем и продолжал работать.

Его картина «Кама», отправленная на выставку в Киев, вызвала огромный интерес, к ней совершалось настоящее паломничество, а между покупателями дело доходило до ссоры.

Такой же ажиотаж через некоторое время вызовет другая картина Ивана Шишкина - «Полесье». Она полностью до наших дней не сохранилась. В Киевском музее русского искусства можно увидеть лишь ее правую часть. Другой фрагмент картины хранится в частном собрании. Однако Шишкин позднее повторил ее в меньшем размере для одного из своих почитателей. Она теперь находится в Москве, в частной коллекции.

Мастерство Ивана Ивановича Шишкина становится общепризнанным. Многие работы художника и, в частности, такие, как «Сосны, освещенные солнцем», «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник», называют жемчужинами русского искусства и подлинными шедеврами.

В 1886 году вышел третий альбом офортов Ивана Шишкина. Несколько листов из него он отправил в Париж, где его офорты назвали «поэмами в рисунках».

На XVII передвижной выставке была представлена новая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», с которой связана любопытная история. Автор писал ее вместе с другим художником - К. Савицким. Тот изображал медведей. Вначале под ней стояли подписи обоих художников, но купивший ее Третьяков, весьма критически относившийся к Савицкому, велел замазать его фамилию. Так эта картина до сих пор экспонируется только с подписью Шишкина.

Художника всегда волновало состояние русского искусства. В последние годы жизни он выступал за реорганизацию Академии художеств, надеясь возродить на ее основе русскую художественную школу. Однако эту идею поддерживали далеко не все художники, в связи с чем его отношения с другими членами Товарищества передвижных выставок осложнились. Те считали реформирование Академии пустым делом и обвинили Шишкина в отступничестве.

В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работ Ивана Шишкина, написанных за сорок лет. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Вместе с ним в Академию вернулись и начали преподавать там другие известные художники - Илья Репин , А. Куинджи, В. Маковский. С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал метод Ивана Шишкина вредным для живописи.

В конце концов Шишкин не выдержал откровенной враждебности своих бывших друзей и подал в отставку. В 1897 году художнику снова предложили занять место руководителя пейзажной мастерской, но к тому времени он был уже нездоров, часто подводило сердце, и работать приходилось урывками.

В том же году, Иван Иванович Шишкин написал свою последнюю работу - «Корабельная роща», которая имела большой успех.

Ее купил царь, пополнив свою художественную коллекцию еще одной шишкинской картиной. Художник задумал писать новую картину - «Краснолесье», но в марте 1898 года умер прямо перед мольбертом.

Ивана Ивановича Шишкина похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге.

Как поистине велики художники, у которых неизбывный запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в форму предельно ясную, простую, доступную самому широкому зрителю. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях.

Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Именно поэтому творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы, именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны.

Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Его отец был купцом, культурным человеком. Отец был первым, у кого Ваня нашёл поддержку в своих стремлениях к искусству. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Уже в этот период Шишкин внёс новшество в пейзажный жанр – этюдный подход к предмету изображения, натурное освоение природы. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии.

В течение двух лет художник набирался знаний в Швейцарии, в Германии. Откуда вернулся высоким профессионалом, стал профессором (руководитель пейзажного класса) и членом Товарищества передвижников. Здесь он выпестовал свой взгляд на творчество и определил тематику будущих произведений. Жизнь на чужбине обострила его чувство Родины.

Противоположна по сюжету другая картина художника «СЕСТРОРЕЦКИЙ БОР» (1887). Здесь не чаща, а солнечный свет, пробивающийся сквозь сосны и греющий землю. И снова главные действующие лица в пейзажах Шишкина деревья. В духе своего времени художник поэтизирует их, называя по начальным строкам стихотворения: «Среди долины ровныя…», «На севере диком…».

«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ …» (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина , которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Человек Шишкина прикреплён к земле. Природа выражает музыку человеческой души. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи, и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния.

В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Дважды он женился по любви, и дважды смерть уносила любимых женщин. У него умерли сыновья. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.

Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник - за работой. В мастерской Шишкина работал его ученик Григорий Гуркин. Услышав неестественно громкий вздох, он выглянул из-за холста и увидел учителя, медленно сползающего на бок. Так описывает смерть Ивана Ивановича его племянница. Но живо творчество мастера, в котором звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией.

В 1832 году 25 января в городе Елабуга Вятебской губернии в семье купца Шишкина Ивана Васильевича рождается сын Иван. В казанской гимназии будущий художник получил свое первое образование.

После 4 лет обучения, Иван Шишкин поступает в московское училище живописи. В 1856, заканчивая училище он решает продолжить обучение в Петербурге и поступает в Академию Художеств.

За год учебы в стенах этого заведения художник не только мастерски овладел академическим рисунком, но и занимался живописью в пригороде Петербурга.

1860 год для Шишкина стал знаменательный получением важной награды — золотой медали Академии. Он и до этого получал награды, но они не имели такой значимости.

Путешествуя, Шишкин побывал в Мюнхене и в Цюрихе, где имел возможность заниматься в мастерских у известных художников. Благодаря произведению «» художнику присудили звание академика.

За пределами России Шишкин в совершенстве рисует произведения пером, чем заслуживает огромное внимание со стороны иностранцев, которых поразил невиданный талант русского художника.

Некоторые рисунки поместили в музей Дюссельдорфа, где их поместили вровень с произведениями знаменитых художников Европы.

В 1864 году живописец Шишкин возвращается обратно в Россию, т.к. за пределами Родины ему не представлялось возможным писать русский пейзаж. Он много путешествует по родной стране в поисках живописных мест.

Художник достаточно большое количество своих работ посвятил сосновому лесу, среди которых самыми известными считаются — "Сосновый лес " , "Утро в сосновом бору " , "" , "Ручей в лесу " .

Его картины были представлены на выставках, а также в Товариществе передвижных выставок. В 1873 году Шишкин в Академии Художеств получает звание профессора, и непродолжительное время занимается руководством учебной мастерской.

Женится Иван Шишкин лишь в 1977 году, его супругой становится художница Ольга Антонова-Лагода. Их дом часто посещают его коллеги и друзья.

Самое яркое полотно Шишкина "" было создано им в 1889 году. Эта картина пронизана утренним воздухом леса, чувствуется нетронутая человеком лесная глушь. Популярность этой картины до сих пор неизменна, именно поэтому данному произведению искусства нет равных.

Финальной работой художника является полотно "" , созданное им в 1898 году. Эта картина демонстрирует накопленный художником за всю его жизнь талант и мастерство.


Ивана Ивановича Шишкина по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев. Живопись настолько занимала все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом.




Иван Иванович Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. В детстве будущий художник мог часами бродить по лесу, восхищаясь красотой первозданной природы. К тому же, мальчик старательно разрисовывал стены и двери дома, удивляя окружающих. В конце концов, будущий художник в 1852 году попадает в Московское училище живописи и ваяния. Там преподаватели помогают Шишкину распознать именно то направление в живописи, которому он будет следовать всю свою жизнь.



Пейзажи стали основой творчества Ивана Шишкина. Художник мастерски передавал породы деревьев, трав, поросшие мхом валуны, неровности почвы. Его картины выглядели настолько реалистичными, что казалось, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.





Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается «Утро в сосновом лесу» . На картине изображен не просто сосновый лес. Присутствие медведей словно указывает на то, что где-то далеко, в глуши, существует своя уникальная жизнь.

В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин рассудил по справедливости, и под картиной подписались оба художника. Однако когда готовое полотно привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот рассердился и приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину, а не двоим художникам.





Первые встречи с Шишкиным вызывали у окружающих смешанные чувства. Он казался им угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище его за глаза даже называли монахом. На самом деле художник раскрывался только в компании своих друзей. Там он мог и поспорить, и пошутить.

биография и творчество

Родина одного из самых известных, даже культовых художников России - город Елабуга . Он родился в этом провинциальном местечке 13 января 1832 года. В будущем стал известен, как пейзажист, с фотографической точностью передающий мельчайшие детали природы родного края.

Портрет И.И. Шишкина работы И.Н.Крамского

Семья и учеба

На формирование взглядов и творческого стиля Шишкина большое влияние имел отец. Небогатый купец, увлекавшийся археологией и написавший «Историю города Елабуги» был тем человеком, который сумел передать все свои знания сыну. Шишкин-старший продавал зерно, а на собственные средства реставрировал старинные здания Елабуги, разрабатывал систему местного водопровода.

Путь будущего художника был предопределен с самого детства. Он поступил в 1-ю Казанскую гимназию, но не закончил учебное заведение. В пятом классе Шишкин оставил учебу, вернулся домой и все своё внимание уделял рисованию с натуры. На протяжении четырёх лет писал леса Елабуги, и в 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет

Судьбоносной для Ивана Шишкина была выставка кавказских горных видов Л. Лагорио и маринистических картин И. Айвазовского. Там он увидел полотно, которое очаровывает и вдохновляет многих. Это был «Девятый вал» Айвазовского. Ещё один фактор, определивший дальнейшее творчество художника - учеба в классе Мокрицкого, восхищавшегося творчеством К. Брюллова. Преподаватель смог разглядеть в тихом, даже застенчивом студенте талант и всячески поощрял его занятие пейзажной живописью.

В 1856 году Шишкин окончил училище и поступил в Академию художеств г. Петербурга. В первый же год учебы был удостоен серебряной медали. Награда досталась ему за карандашный рисунок и вид Петербурга, выполненный кистью. Художник стал одним из лучших учеников Академии, и в 1860 г. окончил её с Большой золотой медалью. Такая высокая награда давала право поездки за границу на три года для совершенствования творческого мастерства. Но Шишкин предпочел место, где прошло его детство и отрочество - Елабугу.

Заграничные перипетии

За пределы России художник выехал только в 1862 году. Он посетил Цюрих, Мюнхен, Женеву и Дюссельдорф. Знакомился с работами известных живописцев и учился у самого Р. Коллера. В этот же период по заказу Н. Быкова написал


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»,


за нее получил звание академика.

Шишкин постоянно совершенствовал своё мастерство, разрабатывал собственный стиль. Чего стоят одни рисунки пером, скрупулезно передающие детали окружающих предметов! Две таких работы до сих пор в числе экспонатов Дюссельдорфского музея.

В 1865 году Шишкин возвращается в Россию. Он уже признанный и узнаваемый художник, способный на творческие свершения. В работах начала 1860-х гг. прослеживаются попытки добиться максимального сходства с натурой. Это, как видно из картины

«Рубка леса»,

несколько нарушает целостность пейзажа. Долго и упорно работая, художник преодолевает академические постулаты отвлеченного пейзажа и создает ряд картин. Примером «переродившегося» мастера может послужить полотно

«Полдень. В окрестностях Москвы».

Картина наполнена светом, от нее веет умиротворением и спокойствием, она способна создать радостное, даже блаженное настроение.

Место леса в творчестве Шишкина

В 1870 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижников и на вторую выставку общества представил картину

«Сосновый бор».

Работа и по сегодняшний день поражает цельностью колористики, фотографичностью передачи природы и невероятным сочетание красок.

Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы - «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Живописец удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Полотна с изображением леса, выполненные в единой цветовой гамме, в полной мере раскрывают талант художника.

Творческие приемы

Самая известная картина мастера -

«Утро в сосновом лесу»,

представленная на выставке передвижников в 1889 году. Популярность работы в том, что она наполнена безмятежностью, ожиданием чего-то прекрасного и является символом родины. И пусть медведей написал К. Савицкий, каждый из нас ассоциирует этих животных с маленькими детьми.

Итог всего творческого пути Шишкина - полотно

«Корабельная роща» (1898 г).

Оно завершено по всем законам классицизма, в полной мере раскрывает художественный образ. У картины есть ещё одно свойство - невероятная монументальность.

Скончался И. И. Шишкин в своей мастерской 8 (20) марта 1898 года. Он так и не закончил картину «Лесное царство», но оставшееся наследие и по сегодняшний день способно затронуть душу наших современников.



Сестрорецкий бор 1886


Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60


Берёзовый лес 1871

Дуб. роща1887

Берёзовая роща

Берёза и рябинки 1878

Перед грозой 1884

Среди долины ровныя... 1883


Вид в окрестностях Петербурга 1865

Зима в лесу, иней 1877

На севере диком

Над набережной 1887

Хвойный лес 1873


Зима 1890

Хвойный лес. Солнечный день 1895


Рожь 1878


Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии


Вечер 1871


Вид на взморье


Дождь в дубовом лесу 1891

Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Лес 1897


Ранняя осень 1889

Осенний лес 1876


Горная дорожка. Крым 1879


Золотая осень 1888


Зимний лес

Сосновый лес


Лес в Мордвинове. 1891


Грибники

Ручей в берёзовом лесу 1883


Дали


Зима. Подмосковье. Этюд

Сосны. освещённые солнцем


Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Две женские фигуры 1880-е


Дети в лесу


Первый снег 1875


Прогулка в лесу 1869


Дубки 1886


В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом 1879

Сосна на скале. 1855


Лес вечером 1868-1869



У берегов Камы близ Елабуги