Open
Close

«Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака «Гобсек

Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В то же время, Бальзак внес в литературу много нового. Одним из самых значительных памятников этого выдающегося писателя стала повесть "Гобсек".

В повести в концентрированной форме отразилось понимание Бальзаком законов буржуазного мира, пришедшее к нему еще во времена его работы в нотариальной конторе. Писатель видел изнутри и потому мог так ослепительно изобразить весь "смазанный маслом механизм любого богатства". И в своей повести он раскрывает всю сущность буржуазного общества, где в законе грабеж, предательство, грязные махинации. Со всей силой драматизма демонстрирует автор бесчисленные трагедии, порожденные господством в обществе отношений купли-продажи, типичные конфликты на почве "всемогущества, всеведения, все благости денег". Борьба за

Состояние становится уже не дополнением или деталью, а основой сюжета, центральной идеей всего повествования.

Главный герой повести - миллионер-ростовщик - один из властителей новой Франции. Его образ очень сложен и противоречив. "В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное", - говорит о нем адвокат Дервиль. Прошлое героя довольно неопределенно: возможно он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами. Полна загадок также и его настоящая жизнь. Неизвестны истоки его несметного богатства. Но одно не вызывает сомнений - это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума. Гобсек способен подмечать мелкие детали и с уникальной проницательностью судить о мире, жизни и человеке. Эти качества героя в некотором смысле даже симпатичны автору. Однако, к сожалению, свой ум и проницательность Гобсек направляет в неправильное русло. Исследуя законы мира, он приходит к выводу, что "в золоте сосредоточены все силы человечества... что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото - вот духовная сущность всего общества". Именно вокруг финансов вращается вся общественная жизнь, только к золоту направлены все помыслы людей. И придя к такому пониманию законов жизни, Гобсек делает подобную идеологию руководством к собственным поступкам. Деньги полностью поработили его ум и мысли. "Этот старикашка, - говорит Дервиль, - вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением золота". Да, культ золота у Гобсека освящен философски осмысленным могуществом финансов и вызывает некоторую общественную активность героя. Однако золото уже стало для него самой поставленной задачей и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая финансы в задолженность под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а "человеком-автоматом", "человеком-векселем".

Губительное начало, заключенное в накопительской страсти, страсти к деньгам вызывало непримиримое критическое отношение Бальзака к буржуазии, стремившейся утверждать с помощью золота свое господство в обществе. Образ Гобсека стал для его создателя живым воплощением той могущественной хищнической силы, которая неудержимо пробивалась к власти, не останавливаясь ни перед чем, используя любые, даже самые невысокие и подлые средства для достижении своей цели, и ни на секунду не сомневаясь в себе. Автор пытался разобраться в сущности этой силы, в ее истоках, для того, чтобы как можно более ослепительно и правдиво вскрыть все ее основы, разоблачить, показать миру во всей ее подлости и низости, пробудить в людях человеческое сознание, мораль, нравственность. Писатель решительно критикует материальные интересы, на которых строилась политика, государственная власть, законы. И делает это настолько убедительно и правдиво, что из его книг, по словам Ф. Энгельса, мы узнаем больше, "чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых".

Сочинение

Роль денег в современном обществеглавная тема в творчестве Бальзака.

Создавая \"Человеческую комедию\", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - \"Гобсек\" и \"Евгения Гранде\".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый \"добряк\" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В то же время, Бальзак внес в литературу много нового. Одним из самых значительных памятников этого выдающегося писателя стала повесть “Гобсек”.
В повести в концентрированной форме отразилось понимание Бальзаком законов буржуазного мира, пришедшее к нему еще во времена его работы в нотариальной конторе. Писатель видел изнутри и потому мог так ярко изобразить весь “смазанный маслом механизм любого богатства”. И в своей повести он раскрывает всю сущность буржуазного общества, где в законе грабеж, предательство, грязные махинации. Со всей силой драматизма демонстрирует автор бесчисленные трагедии, порожденные господством в обществе отношений купли-продажи, типичные конфликты на почве “всемогущества, всеведения, все благости денег”. Борьба за
Состояние становится уже не дополнением или деталью, а основой сюжета, центральной идеей всего повествования.
Главный герой повести – миллионер-ростовщик – один из властителей новой Франции. Его образ очень сложен и противоречив. “В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное”, – говорит о нем адвокат Дервиль. Прошлое героя довольно неопределенно: возможно он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами. Полна загадок также и его настоящая жизнь. Неизвестны истоки его несметного богатства. Но одно не вызывает сомнений – это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума. Гобсек способен подмечать мелкие детали и с уникальной проницательностью судить о мире, жизни и человеке. Эти качества героя в некотором смысле даже симпатичны автору. Однако, к сожалению, свой ум и проницательность Гобсек направляет в неправильное русло. Исследуя законы мира, он приходит к выводу, что “в золоте сосредоточены все силы человечества… что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото – вот духовная сущность всего общества”. Именно вокруг денег вращается вся общественная жизнь, только к золоту направлены все помыслы людей. И придя к такому пониманию законов жизни, Гобсек делает подобную идеологию руководством к собственным поступкам. Деньги полностью поработили его ум и мысли. “Этот старикашка, – говорит Дервиль, – вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением золота”. Да, культ золота у Гобсека освящен философски осмысленным могуществом денег и вызывает некоторую общественную активность героя. Однако золото уже стало для него самой целью и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая деньги в долг под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а “человеком-автоматом”, “человеком-векселем”.
Губительное начало, заключенное в накопительской страсти, страсти к деньгам вызывало непримиримое критическое отношение Бальзака к буржуазии, стремившейся утверждать с помощью золота свое господство в обществе. Образ Гобсека стал для его создателя живым воплощением той могущественной хищнической силы, которая неудержимо пробивалась к власти, не останавливаясь ни перед чем, используя любые, даже самые низкие и подлые средства для достижении своей цели, и ни на секунду не сомневаясь в себе. Автор пытался разобраться в сущности этой силы, в ее истоках, для того, чтобы как можно более ярко и правдиво вскрыть все ее основы, разоблачить, показать миру во всей ее подлости и низости, пробудить в людях человеческое сознание, мораль, нравственность. Писатель решительно критикует материальные интересы, на которых строилась политика, государственная власть, законы. И делает это настолько убедительно и правдиво, что из его книг, по словам Ф. Энгельса, мы узнаем больше, “чем из книг всех специалистов – историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Сочинение Французский писатель Оноре де Бальзак по праву считается одним из величайших романистов XIX века. Главная особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, – он написал историю целого общества, которую назвал потом “Человеческая Read More ......
  2. Создавая “Человеческую комедию”, Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти Read More ......
  3. Повесть “Гобсек” есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей “Человеческой комедии”. Повесть “Гобсек” извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, “наглядная”. Она содержит в себе сконцентрированную характеристику скупости, и не только реалистически-бытовую, Read More ......
  4. Гобсек – личность, судя по всему, отрицательная. Ростовщик, бывший корсар. Человек с каменным сердцем, играющий судьбами людей. Такими не рождаются – такими становятся. Человек рождается со всеми человеческими достоинствами и недостатками, и жизни теряет многие из них. В зависимости от Read More ......
  5. Опыт убеждает, что очень непростым есть осмысления образа главного героя повести, так как, понять “Романтические и реалистические черты неоднозначного образа “философа и скряги” Гобсека” очень сложно. Объединение черт романтизма и реализма в “художественной системе” Бальзака вообще и в повести “Гобсек” Read More ......
  6. 1. Тема власти денег в мире и в душе человека. 2. Накопление и расточительство. 3. Нравственная деградация личности. Смерть ожидает тебя – так истрать, не жалея, богатства; Но не окончена жизнь: побереги-ка добро. Мудр только тот человек, кто, постигнув и Read More ......
  7. В мировой литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными чертами. Писатели остро реагировало на событии, которые происходили с его народом, изображая их в своих романах, повестях, рассказах и поэмах. Read More ......
  8. Человеческая комедия” Бальзака, в которую входит и повесть Гобсек”, до сих пор не утратила своей актуальности. Возможно, потому, что люди с тех пор мало изменились. Доброта, чуткость, преданность, чистота по-прежнему противостоят злу, зависти, жестокости, алчности. Если оставить в стороне экономические Read More ......
Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака “Гобсек”

Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши

прихоти, нужно время, нужны материальные

возможности или усилия. Ну что ж!

В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает

в действительности.

О. Бальзак

С 1830 по 1848 год Бальзак создал три варианта новеллы, постепенно ужесточая образ главного героя — ростовщика Гобсека, чья фамилия не случайно переводит-ся как «живоглот». Ростовщик — характерная фигура для эпохи расцвета капита-листического общества, когда торговцу надо перехватить крупную сумму, чтобы не упустить выгодной сделки, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные драгоценности, лишь бы жить в привычной роскоши, на которую ему уже не хватает средств.

Гобсек — яркий пример того, как жажда наживы может исковеркать человечес-кую жизнь. В юности он плавал юнгой на корабле, бывал в Индии и Америке, подвер-гался опасностям, искал клады, воевал, несколько раз сколачивал и терял состояние и в конце концов оказался в Париже, где скромно жил в убогой комнате, похожей на монастырскую келью. Но из этой кельи он, словно щупальцами, дотягивался до самых фешенебельных особняков Парижа. Вся его жизнь подчинялась единственной цели — накоплению денег. Золото было для Гобсека символом власти над окружающими. Он не просто обирал и разорял, нет, он пристально всматривался в жизнь окружаю-щих, трезво оценивая не только кошельки, но и души. Усталый цинизм сочетался в натуре Гобсека с безукоризненной честностью (получив от графини де Ресто брилли-ант, стоимость которого превышала плату по векселю, он при первой же возможности возвращает двести франков). Ростовщик — тонкий психолог, верно и точно судящий о людях. Вот его замечания о графе де Ресто, обманутом и почти разоренном муже пре-лестной графини: «Граф при смерти. Душа у него нежная. Такие люди не умеют совла-дать с горем, и оно убивает их». Гобсека способно растрогать распятие над девической кроватью Фанни Мальво, он не остается равнодушным к яркой прелести графини, и в то же время старик безжалостен и скрупулезен в денежных делах. Даже стряпчему Дервилю, который пользовался его расположением, Гобсек дает взаймы только под проценты, объясняя это очень своеобразно: «Сын мой, я избавил тебя от признатель-ности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И потому мы с тобой луч-шие в мире друзья». В конце концов, его скупость становится маниакальной: после смерти старика Дервиль находит в соседних комнатах гниющие горы еды, покрытые плесенью, залежалые товары, с которыми Гобсек был не в силах расстаться. Власть денег приводит к тому, что этот неглупый, волевой и по-своему честный человек уми-рает жалкой смертью, даже не воспользовавшись плодами своих усилий.

Не менее Гобсека страдают от власти денег те персонажи, которые поначалу кажут-ся жертвами ростовщика. На самом же деле и графиня де Ресто, готовая на все ради своего любовника, и блестящий светский лев маркиз де Трай, пользующийся ее слабо-стью и заставляющий платить за него долги, люди более бесчестные, чем папаша Гоб-сек. Графиня не только разоряет своих детей, она готова на любое кощунство, чтобы уничтожить завещание, которое, как ей кажется, обрекает ее на нищету. Материал с сайта

Но таковы не только они. Действие новеллы начинается в особняке виконтессы де Гранлье, дочь которой влюблена в старшего сына графини де Ресто. Скандальная репу-тация графини делает брак между ними невозможным. Но стряпчий Дервиль рассказы-вает историю жизни и смерти Гобсека, который сумел сберечь и приумножить состоя-ние покойного графа. Теперь Эраст де Ресто — богатый наследник. И это резко меняет отношение к нему виконтессы. Ее не интересуют ум и душа молодого человека, раз он богат. И теперь можно примириться и с его матерью: деньги и старинный герб заменят добродетель. Это прекрасно понимает Дервиль, который, хотя и составляет неотъемле-мую часть суетного делового мира, сохранил отзывчивость и желание помогать людям.

В этом и заключается человековедение Бальзака: он никого не превозносит и никого окончательно не клеймит. Сурово он судит только устои буржуазного обще-ства, где власть денег влечет за собой преступление и пороки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • губительная власть денег в повести гобсек
  • каким изображен гобсек в повесть о. бользака сочинение
  • сказки бальзака
  • юность гобсека
  • власть денег по повести бальзака "гобсек"

Для каждой эпохи характерны свои проблемы и приоритеты. Во Франции 1789 г. на первом месте было финансовое благополучие. Но писатель показал, какой разрушительной силой может обладать золото. Ведь предоставляя людям более широкие возможности для благополучия и достижения своих целей, в то же время драгоценный металл возводит на пьедестал материальные ценности. Общество в гонке за достатком забывает о духовном. Французская буржуазия тех времен: коммерсанты, банкиры, ростовщики, предприниматели – вот новый образ хозяина жизни, воплощение успешности. Но Оноре де Бальзак акцентировал внимание читателей именно на негативном влиянии богатства, которое делает из человека алчное, жестокое существо, не знающее совести и чести, готовое ради состояния пойти не только на тайные, но и явные преступления.

Пагубная власть капитала закрадывается во все сферы общественной и частной жизни людей. Золото, словно яд, изменяет личность человека. В результате он деградирует, его потребности снижаются до уровня животного. В такой атмосфере не ценятся родственные связи, нет уважения к семье, дружба и любовь рушатся. Богатые имеют эгоистичные натуры и заставляют страдать тех, кто не попал под разрушительное влияние денег.

Власть золота очень выразительно показана Бальзаком в облике Гобсека - богатого ростовщика. Ему удалось стать миллионером, но это никоим образом не повлияло на его образ жизни. Он все так же замкнут и скромен, не имеет собственного жилья, а снимает крохотную комнату в сыром и мрачном доме. Он стал жертвой собственной же нездоровой экономии и размеренности.

Богатство сделало Гобсека одиноким. Но, похоже, это совершенно не волнует его. Он сам не допустил бы, чтобы кто-то после его смерти унаследовал все его сбережения. Поэтому у него нет друзей и семьи, а все родственные связи он оборвал. Ему чужды нормальные человеческие чувства: жалость, сочувствие, любовь и дружба. Он имеет единственную страсть – накапливать.

Оноре де Бальзак специально детализирует портрет главного героя таким образом, чтобы максимально продемонстрировать его истинную сущность. Его внешняя мертвенность, неподвижность и отрешенность от всего земного трансформируется в зловещие и хищные черты. Именно золото сделало его мертвым при жизни и убило в нем человеческое начало.

Гобсек представлен в произведении на фоне двухсторонней социальной среды. Это богачи, которые посвятили свою жизнь наслаждениям и роскоши. Их моральный облик показан отталкивающе. А с другой стороны это бедные, но в то же время честные труженики. Они обречены на жалкое и унылое существование, а порой даже выживание. Гобсек, видя такой контраст в обществе, быстро определился, на чьей стороне хочет быть. Он понял, что главной силой в современной жизни являются именно деньги. Ростовщик подчеркивает, что только финансовое благополучие может быть жизненной целью. Это та надежная опора, которая заставляет уверенно проживать отведенные судьбой дни.

Гобсек своей страстью к накопительству обязан той буржуазной системе, которая и разделила общество на богатых и бедных. И у него был выбор: или задавят его, или он сам сделает это с другими. Гобсек выбрал последнее, так как никто не желает себе худшего.

Нельзя сказать, что главному герою чужды абсолютно любые отношения. Но опять же и те единственные, которые были в его жизни, носят деловой характер. Речь идет о взаимосвязи кредитор-должники. Правда, в этой роли Гобсек все так же лишен любой человечности. Он страшен в общении с людьми. Еще никому не удалось разжалобить его. Он наживается на нуждах, пороках, горе и абсолютно не чувствует укоров совести.

В финале повести разрушительная власть золота раскрывается на полную мощь. Жадность и ненасытность Гобсека к старости перерастает в безумство и манию накопительства. После его кончины в кладовых обнаружили массу испорченного имущества. И никто не сожалел о смерти Гобсека…

Разрушительная власть денег - не единственное о чем писал Бальзак:

  • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • «Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
  • Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»