Open
Close

Как открыть фермерское хозяйство (КФХ) с нуля: пошаговая инструкция. Государственная поддержка кфх

В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Так, с 1 января 2014 г. упрощен порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Заявления могут быть поданы главами фермерских хозяйств или фермерскими хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления либо в создаваемые в настоящее время многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг .

Важное значение имеет и надлежащее правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которое должно четко определять особенности их правового положения, обеспечивать интересы членов хозяйства и самого хозяйства как участника хозяйственного оборота.

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливаются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (п. 5 ст. 23, ст. 86.1, 257-259), Федеральным законом от 11 июня 2003 г. No 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими нормативными актами.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. No302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» § 2 гл. 4 дополнен подпараграфом 3.1, содержащим ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Данная норма предусматривает возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, представляет собой добровольное объединение граждан, соединяющих имущественные вклады для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии.

Оно может образовано на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, ведущими совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица.

Анализируя это новое положение, целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Законодатель располагает ст. 86.1, именуемую «Крестьянское (фермерское) хозяйство», в разделе «Юридические лица». В то же время о крестьянском (фермерском) хозяйстве речь идет и в других статьях ГК РФ (п. 5 ст. 23, ст. 257–259). Однако в указанных нормах регламентируется деятельность крестьянских (фермерских) хозяйствах без образования юридического лица. На наш взгляд, в связи с этим целесообразно в п. 5 ст. 23ГК РФ сформулировать положение о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства с образованием юридического лица, указав на соответствующие нормы, предусматривающие деятельность таких фермерских хозяйств.

2. Давая определение крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, законодатель подчеркивает, что это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Следует заметить, что в зарубежном законодательстве (Канады, Германии Польши, Китая) также распространены семейные сельскохозяйственные производства .

В действующем российском законодательстве применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству – юридическому лицу о наличии между членами хозяйства родства и (или) свойства не упоминается. В то же время содержащаяся в п. 1 ст. 86 ГК РФ отсылка к ст. 23 ГК РФ и далее к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве не позволяет безоговорочно сделать такой вывод. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. No74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более

чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. И только в качестве исключения членами фермерского хозяйства могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать 5 чел.

В разделе «Юридические лица» ГК РФ нормы ст. 86.1 расположены между хозяйственными товариществами и обществами. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство следует рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Вместе с тем правовое регулирование рассматриваемого юридического лица содержит отдельные положения, предусмотренные для хозяйственных товариществ и обществ. Так, для гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается запрет на участие в других крестьянских (фермерских) хозяйствах, так же как и для полных товарищей в хозяйственных товариществах. Члены хозяйства несут субсидиарную ответственность по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, как и участники общества с дополнительной ответственностью, но без указания на возможность ее ограничения в соотношении со стоимостью долей участников общества.

С введением в действие ст. 86.1 ГК РФ возникает вопрос о ее соотношении с ранее установленными положениями ст. 259 ГК РФ, согласно которой члены крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства могут создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В этом случае хозяйственное товарищество или производственный кооператив как юридические лица обладают правом собственности на имущество, переданное им в качестве вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное и приобретенное в процессе его деятельности. При этом вкладами участников являются их доли в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Таким образом, при отсутствии разграничения между нормами ст. 86.1 и ст. 259 ГК РФ возможно создание членами крестьянского (фермерского) хозяйства юридического лица в форме хозяйственного товарищества, производственного кооператива, а также крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица. В сложившейся ситуации не ясно, каким образом и по каким основаниям может осуществляться выбор соответствующей организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В РФ действует целый ряд программ, направленных на поддержку и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств:

Целевая программа Минсельхоза России «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»;

Целевая программа Минэкономразвития России «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая КФХ»;

Общепредпринимательские программы поддержки начинающих;

Областные и муниципальные программы развития крестьянско-фермерских хозяйств.

Основной программой поддержки фермерского хозяйства является Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением

Основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной

активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Для достижения вышеперечисленных целей важную роль играет стимулирование граждан к объединению в крестьянские (фермерские) хозяйства для ведения совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, чему должны способствовать следующие направления государственной экономической политики:

1.Повышение эффективности государственной поддержки финансового

благосостояния сельского хозяйства. Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной

стабильности в 2015 году государство выделяет дополнительные средства из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в размере 50 млрд. рублей из 2,3 трлн. рублей, заложенных в антикризисный план, что представляется недостаточным в условиях экономического эмбарго и тенденции к импортозамещению . Также необходимо установить эффективный контроль расходования выделенных средств, при этом финансы должны быть направлены не только на поддержание существующих государственных объектов сельского хозяйства, но и быть доступными для развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Поддержание системы кредитования и субсидирования крестьянских (фермерских) хозяйств в целях обеспечения доступности краткосрочных и

долгосрочных кредитов.

3. Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и эффективности устранения безосновательного завышения цен на рынке. В настоящее время Генпрокуратура России проводит масштабные проверки по выявлению причин роста цен на социально значимые продукты, а также комплекс мер, направленных на борьбу с недобросовестными предпринимателями, поставщиками и торговцами. При дальнейшем обострении ситуации на рынке Правительству

Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует воспользоваться своим правом на госрегулирование цен на социально-значимые товары.

4. Создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения и создании крестьянских (фермерских)

хозяйств, содействие в социальном обустройстве членов крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских поселениях.

5. Стимулирование развития совместной организации труда в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

6. Развитие инфраструктуры рынков, необходимых для реализации товаров крестьянским (фермерским) хозяйством.

7. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве, пищевой промышленности: рост плодородия и урожайности, расширение территорий для посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем, ускоренное развитие животноводства.

8. Формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств – членов Евразийского экономического сообщества с привлечением ресурсов и возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств.

9. Совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

Особое внимание необходимо уделять осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, безработицы и обеспечение приоритетной поддержкой наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации собственного крестьянского

(фермерского) хозяйства, особенно в условиях притока граждан Украины из мест ведения боевых действий.

Следует отметить, реализация вышеперечисленных мер должна способствовать развитию сельскохозяйственного сектора экономики государства, появлению благоприятных условий для создания объединений граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства (крестьянских (фермерских) хозяйств), обеспечению импортозамещения и, как следствие, продовольственной независимости и национальной безопасности Российской Федерации .

В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий, в том числе актуальность, экономическую и социальную значимость такой поддержки.

Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и КФХ, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.

Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагает провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:

1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы КФХ;

2) пересмотреть порядки расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) создать возможности консультативной поддержки фермеров на муниципальном уровне.

При этом важно не только поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, но и обеспечивать эффективность их функционирования.

Исследование крестьянских и фермерских хозяйств показало, что основными факторами, определяющими эффективность труда в них, являются размер хозяйства, структура производства, цены на произведенную продукцию, затраты на ее производство, распределение прибыли, наличие или отсутствие государственной поддержки, производительность труда.

Основной проблемой, определяющей положение и перспективы крестьянских и фермерских хозяйств, является неурегулированность цен на продукцию, их независимость от производителя и низкий уровень, не позволяющий добиться минимального уровня рентабельности для самофинансирования и расширенного воспроизводства.

Низкий уровень цен реализации влечет за собой ряд других проблем деятельности хозяйств, среди которых:

Отсутствие новой техники и невозможность ее купить;

Недостаточные объемы элитных семян, удобрений, поголовья племенных животных;

Нехватка помещений и оборудования для хранения урожая и, часто, необходимой инфраструктуры (фермер не может ее построить из-за отсутствия денег);

Низкое качество рабочей силы из-за невозможности установить достойный уровень заработной платы и пр.

В Российской Федерации существует механизм закупочных интервенций, регулируемый Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" . Его суть заключается в закупке сельскохозяйственной продукции государством при снижении цен ниже минимальных расчетных. В ходе проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время механизм закупочных интервенций не приводит к стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции для фермерских и крестьянских хозяйств.

Результаты наблюдений и исследований позволили из всех вариантов развития крестьянских и фермерских хозяйств выбрать два альтернативных, являющихся наиболее перспективными:

    Сохранение и усиление уже сложившейся тенденции выбывания слабых и укрупнения оставшихся хозяйств, которые самостоятельно решают проблемы сбыта произведенной продукции в рамках собственного видения и возможностей, и пользуются ресурсами, предоставляемыми государственными программами и банками.

    Разработка мер по совершенствованию уже существующих программ государственной поддержки крестьянских и фермерских хозяйств, которые помогут не только сохранить, но и повысить их количество путем повышения привлекательности сельскохозяйственного труда.

В условиях экономических санкций и нестабильности мировой экономики, для государства приоритетным заданием является развитие отдельных отраслей производства. К ним можно отнести животноводство, садоводство и сельское хозяйство. Для того чтобы поддерживать эти отрасли и привлекать в них бизнесменов, государством разработана целая система мер. Одной из таких мер является предоставление субсидий крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ).

Как получить

Размер субсидии напрямую зависит от того, в каком регионе происходит регистрация КФХ. С каждым годом размер субсидий возрастает, а география расширяется.

Распределение общей суммы, выделенной государством на поддержку хозяйств, происходит не в равных долях между регионами. На размер субсидирования каждого региона влияет множество факторов:

  • ущерб от санкций в регионе;
  • благоприятность климатических условий;
  • развитие сельского хозяйства в регионе в целом.

Для того чтобы получить помощь от государства в виде субсидий, начинающий бизнесмен и его хозяйство должны соответствовать целому ряду требований.

  1. Необходимо зарегистрировать форму собственности будущего предприятия.
  2. Необходимо иметь собственные средства в размере не менее 100 тысяч рублей.
  3. Должен быть составлен бизнес-план, в котором должны быть показаны расходы и будущая прогнозируемая прибыль.
  4. Бизнесмен должен проработать не менее трёх лет.
  5. Если фермерское хозяйство находится в коллективной собственности, то они должны работать не менее года к моменту обращения за субсидией.

В целом следует отметить, что хоть субсидии и предназначены для начинающих, обратиться за ней могут и те, кто работает уже давно.

В таком случае субсидия выделяется на развитие и расширение предприятия. Эту помощь можно направить на погашение взятого ранее кредита.

Оформление формы собственности

Для того чтобы зарегистрировать КФХ не нужно иметь какую-то особую квалификацию. Но это не означает, что не нужно обладать знаниями в области сельского хозяйства.

Членом крестьянско-фермерского хозяйства могут стать как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранцы. Для того чтобы образовать КФХ, глава хозяйства должен предварительно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

Люди, которые решили вступить в фермерское хозяйство, должны быть не моложе 16-ти лет. В состав КФХ могут входить члены не более чем трёх семей, при этом ограничений по численности этих семей нет.

Действительность современного рынка сельской продукции не может пока обойтись без государственной поддержки. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства в РФ, когда происходит «извне» давление на аграрную безопасность России, этим вопросом задаются многие начинающие бизнесмены.

Финансовая поддержка аграрного бизнеса всегда является приоритетным направлением в решении государственных задач. Существует много целевых региональных программ субсидирования фермерского бизнеса, а также происходит субсидирование на федеральном уровне сельских хозяйств с целью развития деятельности. Рассмотрим, как это происходит доступным языком для начинающих бизнесменов.

Правительством России в реалиях современной обстановки проработаны инструменты помощи сельскому хозяйству. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, начинающим бизнесменам? Сейчас создалась уникальная возможность в развитии собственного хозяйства с поддержкой государством, только в этом году выделено больше 3 миллиардов рублей на поддержание фермерских хозяйств.

Распределяется государственная помощь по следующим параметрам, это :

    На фермы семейного вида с направлением деятельности животноводство, могут получить до 1,5 миллиарда рублей.

    Сельские хозяйства, которые оформляют в собственность землю, могут рассчитывать на 50-60 миллионов рублей.

    Начинающим фермерам для обустройства вида деятельности государство готово помочь на 2 миллиарда рублей.

В 2018 году помощь оказывается более чем в 80 регионах страны, а также в Крыму. Фермер может потратить государственную помощь для решения задач, а именно :

    развитие фермы, увеличение поголовья;

    для приобретения нужного оборудования, которое необходимо в развитии хозяйства;

    покупка посадочного материала, кормов для скотины, удобрений;

    для приобретения земельных наделов с целью видения на них сельскохозяйственной деятельности.

Государственная помощь на территории РФ распространяется по мере необходимости, иными словами регионам которые больше ощутили воздействие от внешнего давления, выделяются большие суммы субсидий. В 2018 году Ставропольский край и Дагестан получат наибольшую помощь.

Начинающий предприниматель в организации фермерского хозяйства получает помощь по федеральной программе, когда он соблюдает требуемые условия, это :

    деятельность должна быть зарегистрирована как ИП или «ООО»;

    наличие собственного финансирования не меньше 100 000 рублей;

    иметь оправданный бизнес план, который четко показывает рентабельность фермы и может комиссию убедить о выдаче субсидии.

Полученные деньги можно тратить только по целевому предназначению. Расход средств сельскохозяйственным предприятием осуществляется на всех этапах, по бизнес плану. В установленный интервал времени комиссия по выдаче субсидий проверят правильное расходование денег. Обнаружение фактов не целевого применения средств, означает возврат предпринимателем субсидий государству.

В период использования субсидий, фермеру надо всегда сохранять документы, подтверждающие правильно потраченные деньги, это могут быть: чеки, накладные о покупке материалов, договора поставок кормов, квитанции на покупку оборудования, другие подтверждающие документы.

Кроме правильности потраченных средств, комиссией рассматривается вопрос эффективности их использования, это: решены с помощью гос. помощи нужные задачи, достигнуты ли цели по бизнес плану фермера, насколько поднялась рентабельность хозяйства.

Как влияют региональные власти на выделение субсидий

Получение субсидий для фермерских хозяйств в регионах происходит по-разному, так как учитываются приоритеты направления деятельности региона. Начинающий фермер может претендовать в своем регионе на получение субсидий при предъявлении полного набора нужных документов: заявление, бизнес-план, который показывает рентабельность деятельности. Субсидии распределяются через ЦЗН, где указываются приоритетные направления, а также подтверждающие на момент получения помощи статус безработного.

Консультантами маркетологами был прозондирован вопрос оказания помощи фермерскому хозяйству по государственной программе в разных регионах. Влияние чиновников на решение о выделении субсидий большое, по мнению специалистов, главное это войти к ним в доверие, так как они считают почти каждого начинающего фермера «проходимцем», который желает взять деньги у государства и затем «раствориться».

По мнению специалистов больше шансов на получение субсидий у тех, кто уже занимается сельскохозяйственной деятельностью. Комиссия может выехать на указанный адрес и рассмотреть фермерское хозяйство с последующей проверкой на правильное использование денег.

Каждый регион России оказывает помощь тем хозяйствам, которые ведут деятельность по безопасности продовольственной программы региона. Для примера можно остановиться на молочной продукции, когда региону надо 2 тысячи тонн молока для обеспечения потребностей, а фермер желает заниматься не молочной породой поголовья, а мясной, увеличивать количество поставок мяса. Естественно, чиновники в регионе не дадут разрешения на получение субсидии, так как собственная продовольственная безопасность важнее.

Сегодня как никогда сельское хозяйство нуждается в государственной помощи. Не секрет что многие территории для ведения сельских работ приходит в негодность, уменьшается престиж работы на земле, получение ожидаемой прибыли становится сложным вопросом из-за сложности реализации урожая.

Государством в лице назначенных чиновников понимается важность решения сельскохозяйственных вопросов, для этого созданы программы, которые должны исправить создавшуюся ситуацию. Сейчас выделяются гранты и помощь для работы на земле.

Какие приоритеты в государственной помощи

Субсидии фермерским хозяйствам в этом и последующих годах выдаются на основании программы государственной помощи, в которой запланировано развитие сельского хозяйства, спланирован рынок сбыта продукции.

Каждая программа правительства имеет приоритеты, которые решают собственные задачи, это :

    Экономическая область деятельности ─ должна решить вопрос рентабельности фермерских хозяйств.

    Институциональная область ─ увеличение кооперации среди сельских хозяйств, развитие комплексов продовольствия, создание сельскохозяйственного кластера.

Для этих целей есть разные инструменты оказания помощи, это :

    выдача региональными властями субсидий фермерским хозяйствам;

    целевые гранты по регионам;

    конкурсные программы;

    консультационная помощь.

Ежегодные программы могут дополняться, видоизменяться по мере необходимости потребностей региональных властей. В начале года она появляется в разработке, затем учитываются местные нужды, и только к весне она может быть доступна для ознакомления.

Каким критериям должно соответствовать сельское предпринимательство

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда не знаешь, подходит ли твое хозяйство под критерии? Важно, по мнению специалистов, понимать, ваше хозяйство считается начинающим мероприятием по работе на земле, оно соответствует условиям микропредприятия?

Рассмотрим правовой аспект этого вопроса :

    фермером в России может быть любой гражданин страны не пенсионного возраста;

    у него должно быть среднее специальное или высшее образования сельскохозяйственного направления;

    человек может пройти специальные курсы обучения работе на ферме;

    иметь собственный длительный опыт работы в сельском хозяйстве;

    иметь статус ИП или «ООО».

НКХ (начинающее крестьянское хозяйство) должно быть в соответствии с требованиями к малым предприятиям, которые отражаются в статье №4 ФЗ, где говорится о развитии этого вида бизнеса и предпринимательской деятельности в РФ.

Основные параметры соответствия НКХ требованиям, это :

    доля участия сторонних лиц в предпринимательской деятельности малых сельских предприятий не должна быть больше 25%;

    численность наемных работников не должна превышать за год 100 человек, для малых фермерских хозяйств и не больше 15 человек для НКХ, как микропредприятия, когда получаемая прибыль не больше предельных значений установленных правительством.

В программах государственной помощи могут принимать хозяйство соответствующее условию :

    регистрация деятельности до подачи заявления на помощь от государства не меньше трех лет;

    реализация готовой продукции не меньше 30 тысяч рублей каждый год.

К таким хозяйствам относятся: подсобное крестьянское хозяйство, которое может перерегистрироваться в КФХ. Его руководитель должен иметь гражданство России, жить в селе того региона где ожидает получить субсидии. Каждый регион РФ имеет собственные комиссии, которые рассматривают право на получение государственной помощи начинающему фермеру. Комиссия обычно состоит из следующих представителей:

    органы управления АПК (агропромышленный комплекс) региона;

    члены АККОР (ассоциация крестьянских хозяйств и кооперативов России) в регионе.

Представленная комиссия в целях поддержки работающих хозяйств ежегодно проводят конкурсы на получение государственной помощи.

Получение субсидий на развитие сельского хозяйства включают: гранты, конкурсы, специальные программы. Для начинающих предпринимателей, работающих на земле, есть интересная подпрограмма, это «Оказание помощи малым формам хозяйствования». Другими словами МФХ ─ крестьянские хозяйства, ИП ведущие деятельность на земле, подсобные сельские хозяйства, кооперативы ведущие деятельность в сельском хозяйстве, микропредприятия работающие с производством сельской продукции.

Программой проводится поддержка предпринимателей производящих сельскую продукцию, для этой цели выделяются :

    гранты на организацию крестьянского или фермерского хозяйства;

    оплата с помощью государства банковских инвестиций;

    безвозмездная помощь начинающим фермерам в обустройстве хозяйства;

    частичная оплата лизинговых соглашений на приобретение техники для работы на земле, для развития хозяйства оборудование и покупка новых пород скота;

    проведение конкурсов в нише фермерских хозяйств с денежным вознаграждением;

    помощь в развитии семейных ферм по разведению поголовья скотины.

Получение грантов

Оказание безвозмездной денежной помощи в организации крестьянского хозяйства ─ организация фермы:

    проведение комплекса мероприятий по модернизации;

    улучшение качества жизни за счет подключения к центральным инженерным сетям;

    разработка перспективных проектов развития, и смет для реализации;

    строительство объектов сельскохозяйственного значения.

Начинающий предприниматель сельскохозяйственной деятельности (фермер) может получить безвозмездную помощь (грант) от государства только единожды для: организации своего хозяйства, расширение имеющегося фермерского предприятия. После проведения всех действий бизнесмен представляет отчет о трате денег полученных по гранту.

Каждый год региональные власти устраивают конкурс на получение безвозмездной помощи. До конца января должны быть опубликованы в местной печати условия этого конкурса. Хозяйства, имеющие желание принять участие в конкурсе подают заявление в соответствующую государственную комиссию. Количество участников определяет лимит региональной помощи сельскому хозяйству.

Как происходит погашение процентных ставок с помощью государства

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда банковский кредит оплачивается по процентам государственной помощью ─ покупка новых пород скотины, приобретение новых машин для работы на земле (трактора, комбайны, другая техника), увеличение оборотных средств фермерского хозяйства.

Начинающий фермер по законам РФ может взять кредит на сумму около 5 миллионов рублей, сроком возврата через 15 лет, а льготный временной интервал составляет 5 лет с момента получения финансирования. Крестьянские хозяйства могут получить субсидии для погашения процентов банковских инвестиций, для этого надо подать заявление в комиссию и принять участие в отборе. Победители конкурсных отборов, их количество зависит от регионального финансирования программы помощи.

Улучшение быта на ферме

Целью этой субсидии является выдача разовой денежной помощи начинающим фермерам для строительства бытовых условий жизни на сельскохозяйственном предприятии (ферма). Предприниматель может направить полученное денежное пособие на покупку мебели в дом, на строительство подсобных помещений, на нужды обустройства фермы.

За счет этих средств нельзя :

    покупать недвижимость;

    приобретать квартиры на рынке недвижимости б/у.

Этот вид помощи предполагает строительство фермерского дома в сельской местности. В каждом регионе России есть свои условия на получение этой помощи от государства, о них надо узнавать в соответствующих комиссиях.

Компенсации государством по лизингу для фермеров

Этот вид помощи сельскому хозяйству рассчитан на открытие возможности приобретения оборудования и техники для сельскохозяйственного предприятия по лизингу. Если предприниматель, только открывший собственную ферму, берет в лизинг технику или скотину, то первый взнос может оплатить государство на сумму пятнадцатой части от всех затрат.

Этот вид помощи фермер может получить по заявлению, поданному в комиссию в регионе деятельности, вид заявления имеет установленный формат. С учетом количества поданных заявлений выявляются победители, которые могут получить денежную помощь, которую затем передают в компании по лизингу оборудования и технике.

Лучший фермер

На конкурсной основе проводится отбор победителей в конкурсе «Лучший фермер региона». Кроме предоставления денежного вознаграждения в задачу этого мероприятия входит передача сельскохозяйственного опыта начинающим фермерам. Этот вид помощи проводится каждый год, начало этого мероприятия с 2012 года.

Семейные фермы

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда есть желание организовать семейную ферму? Программой помощи от государства преследуется задача ─ оказать нужное воздействие в развитии животноводства, его стимуляции за счет семейных ферм. Этот вид помощи может компенсировать начальные траты на предпринимательскую деятельность по производству молочных или мясных ферм в размере 60 процентов.

Обычно специалисты советуют остальные 40 процентов покрыть следующим образом :

    десять процентов из своих средств;

    тридцать процентов банковскими инвестициями.

Заявление на получение этого вида помощи рассматривается региональной комиссией. Когда определено право хозяйству на получение помощи, фермер должен делать постоянные, систематические отчеты о затраченных целевых средствах и требуемых субсидий. В этой программе четко прописано, что фермерское хозяйство подключается к инженерным сетям за счет средств региона, а также должен быть организован властями сбыт производимой продукции.

Помощь в расширении фермерской деятельности

─ а именно работающей фермы? Поддержка работающих производителей сельской продукции государством производится на условии, когда стаж фермерской деятельности от трех лет. Предусматривается помощь в погашении процентной ставки по банковскому кредиту.

Для получения субсидии на развитие и погашения процентной ставки на 100 процентов, могут претендовать :

    кооперативы сельскохозяйственной продукции (вид заготовительной деятельности, снабженческие функции, реализация продукции, обработка сырья и его переработка);

    крестьянские хозяйства;

    индивидуальные предприниматели, работающие на производстве сельскохозяйственной продукции;

    граждане РФ, имеющие подсобное хозяйство.

Этот вид субсидии может быть выдан для разных целей и на разные сроки, сумма наибольшего кредитования ─ сорок миллионов руб. выделяемых на 8 лет. Решение принимается в зависимости от поставленных целей и от юридической формы заявителя.

Государственная помощь работает в каждом регионе страны, она обуславливается лимитами развития региона. Министерство С/Х и развития помощи предпринимателям, большую часть функций переложило на региональные бюджеты. Постоянно работает консультативная помощь предпринимателям.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

По целевой государственной программе можно получить субсидию на развитие фермерского хозяйства в сумме от 1 до 4 миллионов рублей. Она действует до 2020 года, тысячи семейных ферм и начинающих предпринимателей уже получили гранты.

 

Заниматься производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции могут любые ИП и организации. Однако для аграрного сектора предусмотрены специальные условия и особые формы хозяйствования. Как стать фермером, какое предприятие создать, чтобы получить субсидии на развитие, налоговые льготы, дешевые кредиты? Чтобы сделать осознанный выбор, надо обратить внимание на такие моменты, как:

  • способы организации крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ);
  • налогообложение, социальные платежи во внебюджетные фонды;
  • выгодные программы господдержки сельхозтоваропроизводителей.

Особенности КФХ: какую форму лучше выбрать

Сразу нужно отметить, что правовой статус КФХ отличается двойственностью. С 1990 года они создавались в форме юридических лиц, а с 1994 — как ИП без образования юрлица. В 2003 году был принят закон № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где оно определяется как семейно-родственное объединение граждан по соглашению. Однако с 2012 года такое добровольное образование вправе создать юридическое лицо — КФХ-ЮЛ.

Таким образом, сейчас официально существуют три разновидности фермерских хозяйств. Для их организации обязательно выполнение следующих условий:

  • занятие производством агропродукции, а также ее переработкой, хранением, перевозкой и реализацией;
  • личное участие в деятельности хозяйства, независимо от наличия (отсутствия) родственных отношений.

Чем они отличаются друг от друга?

ИП, зарегистрированный главой КФХ, и действующий единолично.

В соответствии с законом КФХ может организовать один человек. В этом случае он мало чем отличается от других предпринимателей, но приобретает преимущества своего особого статуса. Регистрация ИП проводится как обычно. Одновременно с подачей общего пакета требуемых документов заполняется сразу два заявления: N Р21001 и N Р21002 — на КФХ. Предприниматель может работать в хозяйстве один, или привлекать наемных работников как работодатель.

КФХ, основанное на соглашении (без образования юрлица).

Такое хозяйство создается как договорное объединение лиц, связанных семейными отношениями или родством. Посторонних граждан может быть не больше 5 человек. Имущество находится в общей совместной или долевой собственности, это прописывается в соглашении. Там же указывается избранный глава КФХ, который должен иметь статус ИП. Он совершает все сделки от имени хозяйства, является его официальным представителем во всех органах. Чтобы все участники были зарегистрированы как члены фермерского хозяйства, в ФНС представляется соглашение.

Тот, кто добровольно покидает хозяйство, теряет право на землю и орудия производства. Он получает только денежную компенсацию, соразмерную его части в общем имуществе, и в течение 2-х лет после выхода несет субсидиарную ответственность по общим долгам в пределах своей доли. Фактически, эта форма отличается от единоличного хозяйства более сложными имущественными взаимоотношениями, и необходимостью уплачивать страховые взносы за каждого участника.

КФХ как организационно-правовая форма юридического лица (ст.86.1 ГК).

В данном случае образуется коммерческая организация на основе членства — корпоративное юридическое лицо. Наличие родственных связей не является обязательным, но должны соблюдаться все остальные условия:

  • компания осуществляет деятельность в сфере с/хозяйства;
  • участником организации может быть только член КФХ;
  • каждый из партнеров должен внести имущественный вклад;
  • все партнеры обязаны принимать личное участие в работе.

Собственником имущества является КФХ. Однако в отличие, например, от ООО , законом предусмотрена субсидиарная ответственность его членов по обязательствам хозяйства, причем не ограниченная размером. Есть еще одна особенность. Коммерческая организация может участвовать в любых сделках, стать банкротом или ликвидироваться. Но для земельного участка действует правило: он может быть продан с публичных торгов только тому, кто будет и дальше использовать его для сельскохозяйственного производства.

Эти ограничения делают «юридическое лицо» неполноценным. КФХ-ЮЛ больше похоже на простое товарищество, однако в последнем все участники обладают статусом ИП. Единственный плюс — не обязательны родственные отношения. На практике это условие соблюдается только для старых организаций, образованных до 1994 года. Сейчас же сначала требуется создать КФХ по соглашению, после чего оно приобретает право зарегистрироваться как юридическое лицо. Такой фермерский бизнес имеет больше ограничений, чем обычное предпринимательство.

Правая проблема. В законе отсутствуют нормы, позволяющие принудительно исключить члена КФХ из участников, как это допускается для других коммерческих организаций. Поэтому избавиться от партнера, не выполняющего свои обязанности, или причинившего убытки хозяйству, невозможно. Он может выйти из фермерского хозяйства только по собственному желанию (ст. 1, № 74-ФЗ). Это касается как добровольного объединения по соглашению, так и юрлица.

Налогообложение сельхозтоваропроизводителей и льготы

Любое предприятие, занятое в агрокомплексе, включая фермерское хозяйство, имеет право . Он уплачивается в размере 6% (доходы минус расходы), и дополнительно выгоден тем, что в состав расходов можно включать убытки вследствие гибели урожая. Такие плательщики освобождаются от налогов на прибыль, с доходов физических лиц (НДФЛ), на имущество, НДС. Льготы не распространяются на доходы, облагаемые по ставке 30% и таможенные товары. Однако КФХ вправе применять любую другую систему налогообложения : общую (ОСНО) или упрощенку (УСН), если считают ее более подходящей.

Что касается взносов на пенсии и медицинские страховки (ПФР, ФФОМС), то никаких исключений не допускается. Глава платит за себя, как ИП, и за членов крестьянско-фермерского хозяйства , хотя они такого статуса не имеют. Единственное послабление — фиксированная сумма независимо от размеров дохода. Так что, если соглашение подписали 5 человек, то сумма возрастает в 5 раз. За наемных работников все налоги и социальные отчисления уплачиваются как обычно в зависимости от размера зарплаты. Когда один из членов КФХ регистрируется как ИП , например, для занятия другим видом деятельности, глава хозяйства все равно должен заплатить за него страховые взносы.

Государственные субсидии на возмещение части затрат на оплату семян, электроэнергии, техники может получить не только фермер, но и обычный предприниматель, работающий на общей системе. Однако главы КФХ не уплачивают с них налоги, а ИП — облагаются по общей ставке 13% в части всех полученных доходов, включая материальную выгоду (Письмо Минфина N 03-04-05/34876 от 26.08.2013).

Участие в программах господдержки КФХ

В рамках «Госпрограммы развития сельского хозяйства … на 2013-2020 годы» действует

11 подпрограмм. Они предусматривают самые разные формы поддержки: льготное кредитование, покрытие убытков, расходов на оформление земли, покупку техники, газификацию, восстановление систем орошения и так далее. Их реализацией занимается Министерство сельского хозяйства, Ассоциация КФХ (АККОР). Подробную информацию можно найти на официальных сайтах.

В каждой области утверждается свой план мероприятий, разрабатываются своя целевая программа, которую утверждает Минсельхоз. Условия участия в конкурсах на получение грантов и субсидий публикуются на сайтах местных администраций. Претенденты должны представить бизнес-план развития хозяйства, отбор производится непосредственно в регионе (рис.1). Для примера рассмотрим три из них.

1 «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов»

В 2013 году в ней участвовали 76 регионов, на нее было выделено 2 млрд. рублей, гранты получили почти 3 000 фермеров. На 2015 год выделялась сумма 3,2 млрд. рублей, деньги получили 3500 начинающих предпринимателей, средний размер на одно хозяйство — 1,14 млн. рублей.

2 «Развитие семейных животноводческих ферм».

В этой подпрограмме принимают участие 70 субъектов федерации. На 1,5 млрд. рублей госбюджетных средств было построено и реконструировано 797 ферм. Конкурс на участие доходил до 30 заявок на место. В 2015 году было выделено 3,08 млрд. рублей, их получили 958 хозяйств. Средняя сумма гранта составила 4,35 млн. рублей на одну ферму.

3 «Поддержка малых форм хозяйствования».

По этой программе года субсидии выделяются не только КФХ, но и другим представителям агрокомплекса: предпринимателям, сельскохозяйственным кооперативам.

Деньги можно получить:

  • на строительство (реконструкцию, модернизацию) производственных зданий, цехов;
  • оборудование лабораторий для проведения ветеринарной экспертизы, контроля качества сельхозпродукции;
  • оснащение, модернизацию помещений для убоя скота, переработки, хранения мяса, рыбы, молока, овощей;
  • приобретение специального транспорта: вагонов, фургонов, прицепов для перевозки товара, в том числе по лизингу.

За 2015 год такую поддержку получили 88 сельхозкооперативов из 25 регионов на общую сумму около 1 млрд. рублей. Из них: 34 заняты пеработкой мясопродукции, 33 — молока и молочных продуктов, 21 — овощей и ягод.

Недавно в требования для отбора участников внесли изменения:

  • к получению гранта начинающему фермеру допускаются предприниматели с опытом всего 6 месяцев (за 3 года);
  • срок использования субсидий продлен до 18 месяцев (было 12), для животноводческих ферм — 24 месяца (было 18);
  • начинающий фермер через 3 года после полного освоения выделенных средств может получить деньги на семейную ферму;
  • запрещается выделение субсидии на развитие животноводства, если глава КФХ ранее был учредителем коммерческой организации;
  • для получения гранта должна отсутствовать просрочка по уплате страховых взносов, а также пеней и штрафов.

Выводы

Организовать фермерское хозяйство как бизнес можно в форме КФХ, если составить хороший бизнес план и проявить настойчивость, подавая заявки на участие в федеральных и региональных целевых программах. Также ничто не мешает заниматься сельским хозяйством, создав ООО или ИП. Особенно если рассчитывать на деньги частных инвесторов — при отсутствии ограничений в плане личного участия, семейственности, субсидиарной ответственности. Фермерам государство по закону оказывает поддержку, содействует их созданию и развитию. Напомним, что во всех остальных случаях — предпринимательство осуществляется на свой страх и риск.

Финансовая поддержка сельхозпроизводителей со стороны государства издавна существует во всех развитых странах. Она стимулирует собственное производство продуктов питания и делает их более доступными для потребителей. Как фермеру получить субсидию от государства, что нужно для этого, и каков размер финансовой помощи – об этом речь ниже.

Виды грантов для производителей продуктов питания

Субсидии для КФХ представляют собой определенную сумму средств, которую государство выделяет фермерам из федерального бюджета. Она обязательно является целевой. Направить средства в ином направлении, которое выходит за предназначенные рамки, невозможно. Фермерам придется обязательно отчитываться за каждый потраченный рубль и подтверждать документально расходование денег.

Когда КФХ работает больше трех лет, оно получает право на оформление субсидии на дальнейшее развитие своего сельскохозяйственного предпринимательства.

В 2018 г., как и в предыдущих периодах, КФХ вправе надеяться на получение:

  1. Грантов для развития хозяйства. Претендент может истратить предоставленные средства на то, чтобы купить земельные площади, провести современные коммуникации. Такой вид поддержки органичен, и получают его не все КФХ.
  2. Компенсации средств, потраченных на покупку удобрений, животных (свиней, овец, коров и других).
  3. Средств, которые покроют затраты на строительство производственных и сельхозобъектов, к примеру, завода по переработке молока, свинофермы, птицефермы. Как правило, выделенные суммы охватывают только часть понесенных издержек.
  4. Субсидий, покрывающих кредиты. Заемные средства должны быть истрачены строго на то, чтобы модернизировать фермерское хозяйство и развивать его.
  5. Целевых лизинговых субсидий. Они также имеют строгое однозначное предназначение – направляются исключительно на погашение лизинга, который использовался на взятие в аренду и последующий выкуп сельхозоборудования и техники.

Средства в виде субсидий предоставляются:

  • сельхозкооперативам;
  • ИП, при условии ведения подсобного собственного хозяйства.

Важно! КФХ для своего дальнейшего развития может воспользоваться одновременно несколькими видами поддержки. Условие – фермерское хозяйство соответствует необходимым критериям.

Условия для получения субсидии с бюджета

Государственную поддержку в 2018 г. смогут получить начинающие фермеры и семьи, решившие создать крепкое хозяйство. Помощь открыта для всех, но чтобы воспользоваться ею, следует соответствовать определенным критериям. Насколько КФХ отвечает необходимым требованиям, проверяет квалифицированная комиссия. Именно она рассматривает заявки и оценивает выполнение обязательных условий.

Для получения гранта следует отвечать критериям:

  1. Профессионализм главы КФХ. Его наличие подтверждается опытом хозяйствования в сельхозсфере, сроком минимум 10 лет, или дипломом об образовании высшем или специальном. Если претендент уже не первый год занимается выращиванием сельхозпродукции или разведением скота, птицы, то диплом для получения субсидии иметь ему не обязательно.
  2. У будущего фермера в наличии собственные средства, достаточные для начала ведения бизнеса. Их минимальный размер должен составлять 30% от стоимости проекта. В расчет принимаются не только денежные суммы, но и ценность наличной птицы, сельхозживотных – важной части капитала фермера.
  3. КФХ принадлежит хотя бы незначительная земельная площадь и строения, которые пригодны для ведения сельхозработ.
  4. Возможность реализации полученной продукции. Преимущество отдается тем фермерам, у которых имеются или уже налаженные направления сбыта, или предварительные договоренности об этом. Идеально, если у претендента на руках есть соглашения, заключенные с торговыми предприятиями. Подходит и вариант, когда у КФХ в наличии свой собственный магазин, через который продается продукция.
  5. Составлен бизнес-план. Он должен быть разработан от начала до конца с соблюдением структуры и наличием всех необходимых расчетов. В этом документе фиксируется результат работы хозяйства. Когда план отсутствует, остальные критерии в расчет не принимаются. Комиссия должна владеть данными о том, как фермер планирует развивать свое хозяйство, какие результаты рассчитывает получить.

Немаловажной составной положительного решения выступает и социальная значимость проекта КФХ. В первую очередь одобряются заявки, которые предполагают предоставление рабочих мест для местных жителей, обустройство населенного пункта, постройку дорог. Плюсом для КФХ является тот факт, что фермерское хозяйство находится вблизи от села или городка.

Важно! Средства из федерального бюджета выделяются только тогда, когда продукция КФХ будет действительно востребована на внутреннем рынке.

Перечень необходимых для субсидирования документов

Распределение бюджетных средств на субсидирование – ответственный процесс. Чтобы попасть в число претендентов на их получение, необходимо предоставить папку документов. Она включает:

  1. Анкету участника или его заявление. Заполняется документ на месте по стандартному образцу.
  2. Паспорт и диплом об образовании – копии, заверенные в установленном порядке.
  3. Копии документов, которые подтверждают факт создания юрлица и его регистрацию в налоговой.
  4. Справку о том, что КФХ является субъектом МБ.
  5. Соглашение или контракт КФХ с торговым предприятием на продажу продукции.
  6. Бизнес-план.
  7. Письма рекомендательного содержания от руководителей муниципалитета или прочих предпринимателей.

Важно! Не исключено, что комиссия потребует дополнительные документы. Такое право у нее имеется.

Что включается в бизнес-план

Без подробного бизнес-плана комиссия не примет документы КФХ на рассмотрение. Подготовить его несложно. В плане содержатся разделы, которые описывают:

  • данные о КФХ, в том числе сведения об организационной и правовой структуре;
  • размеры собственных средств и суммы инвестиций;
  • маркетинговый план;
  • окупаемость, размеры планируемого дохода и прибыли – финансовый план;
  • аналитические исследования – возможные риски, кризисные ситуации, пути их преодоления;
  • расчеты эффективности КФХ;
  • рекламные мероприятия и способы продвижения продукции.

Обязательные составные бизнес-плана:

  1. Резюме.
  2. Приложение.

В резюме обобщается информация, представленная в бизнес-плане, формируется вывод о перспективности КФХ и данные о том, чего можно достичь в ближайшее время.

Приложение содержит документацию, подтверждающую финансовый и аналитический разделы бизнес-плана.

Разрабатывая документ, разумно сделать ударение на реалистичность и оригинальность.

Если самостоятельно составить план развития бизнеса нет возможности, помогут сотрудники Центра занятости или специальных инкубаторов.

Пример

Выписка из финансового раздела бизнес-плана:

Издержки Сумма, тыс. руб.
Субсидия Собственные Всего
Покупка земли 271,00 120,00 391,00
Покупка строения для свинарника 520,00 230,00 750,00
Приобретение свиноматок 122,00 54,00 176,00
Закупка оборудования (холодильники, разделочная установка) 231,00 102,00 333,00
Итого 1144,00 506,00 1650,00

Величина субсидии для КФХ – не более 70% требуемых средств и в пределах 1,5 млн. руб. Поэтому собственных средств должно минимум 30%.

Как получить субсидию для КФХ – этапы

Последовательность получения гранта такова:

Этапы Описание
1. Зарегистрироваться как ИП или глава КФХ
2. Оценить свои возможности касательно получения гранта (сравнить с необходимыми критериями)
3. Ознакомиться в местном органе власти с программой субсидирования
4. Составить бизнес-план и прочие нужные документы
5. Предоставить их Минсельхоз в своем регионе
6. Заполнить анкету или заявление стандартной формы
7. Оставить на рассмотрение комиссии подготовленные документы
8. Подождать 15 дней, пока поступит результат экспертной оценки документов
9. Не исключено приглашение в Минсельхоз для собеседования и оценки деловых качеств претендента
10. В случае положительного решения – заключение контракта и получение средств отдельными траншами

Особенности субсидирования в 2018 г.

Размеры фермерского субсидирования увеличиваются ежегодно. Официальная статистика информирует, что к концу нынешнего года величина грантов составит около 20 млрд. руб., и уже больше 80 субъектов ее получили.

Максимальный размер субсидии составляет полтора млн. руб. В 2018 г. он будет увеличен, как минимум, на индекс инфляции и цен.

Особенности фермерского субсидирования в 2018 г.:

  1. Срок, на который рассчитана программа выделения бюджетных средств, более длительный.
  2. Остаются актуальными требования касательно отсутствия просрочек и неуплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, вносимых в казну РФ.
  3. Бюджет на субсидирование отдельных регионов страны увеличивается.
  4. Решающим критерием для получения денежных средств от государства остается показатель эффективности работы КФХ.

Каждый субъект КФХ, принявший участие в программе субсидирования из федерального бюджета, обязан предоставлять расширенный и детальный отчет о результатах свой деятельности. Он включает информацию о многих показателях и параметрах.

Не исключено, что с 2018 г. станет возможным экспресс-субсидирование. Его сроки ограничатся, скорее всего, двумя неделями. Такой вид выдачи субсидий будет касаться тех проектов, которые признаны экспертной комиссией, как высокорентабельные.

В таблице содержится информация о выделенных грантах за несколько лет:

Важно! КФХ следует внимательно следить за сроками уплаты налогов и ни в коем случае не пропускать их, поскольку это сделает невозможным получение субсидии.

Как предоставленные бюджетом средства реализуются

В 2018 г. деньги из госбюджета не станут выделяться единовременно общей суммой. КФХ заключает контракт с государством. Согласно такому соглашению средства для сельхозбизнеса поступают на протяжении года.

Контракт содержит данные о:

  • сумме выделенной субсидии;
  • видах отчетности и датах ее предоставления;
  • целевом назначении гранта;
  • порядке возврата выделенных сумм, если за истекший год их не удалось освоить;
  • ответственности за то, что пункты соглашения не соблюдены или нарушены.

Важно! Когда КФХ не сможет расходовать по назначению определенную сумму предоставленных средств, ему придется вернуть их в казну.

С 2017 г. субсидии облагаются подоходным налогом. Он вносится в казну уже после того, как транш получен.

Не исключается натуральная помощь государства КФХ. К примеру, в заявке указана цель предпринимателя – приобрести производственную линию или оборудование. Государство может ее поставить. Такой способ поддержки менее бюрократичен.

Популярные вопросы и ответы

Вопрос 1. Где можно ознакомиться с программой субсидирования КФХ?

Ответ. Нужные сведения размещаются на официальном сайте Минсельхоза в соответствующей области или крае.

Вопрос 2. Какие организации могут подавать заявки на субсидирование?

Ответ. Претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать – на сайте Минсельхоза.

Субсидия КФХ предоставляется ровно на один год. На протяжении всего этого периода государство материально поддерживает сельхозредпринимателя. В зависимости от способностей последнего бизнес или начинает развиваться и становиться перспективным, или демонстрирует несостоятельность. КФХ нужно очень постараться, чтобы не упустить такой отличный шанс, как материальная поддержка из госбюджета.