Open
Close

Классный час. Тема: Мы и театр

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ошибская средняя общеобразовательная школа»

Классный час во втором классе

ОТКУДА МЫ РОДОМ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУКЛЫ

Разработала учитель начальных классов

Дудина Любовь Васильевна

2012г.

«Откуда мы родом. История Русской куклы»

Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи:

    Обогащать знания первоклассников об истории возникновения кукол.

    Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

    Дать возможность детям самим научится изготавливать кукол своими руками.

    Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к истории культуры своего народа.

Оборудование:

    компьютер, проектор;

    рисунки кукол-оберегов

    куклы девочек и разные солдатики мальчиков;

    заготовки для куклы.

Ход классного часа

    Настрой на занятие.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

Для чего мы собрались?

Проверяем готовность.

Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на все занятие.

II . Подведение к теме.

(Ученик читает стихотворение)

Кукла

Смастерил я грузовик
Для сестры Иришки.
Подняла Иришка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Ира смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Ира,-
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!

Агния Барто

Понравилось вам стихотворение?

Что же понравилось из игрушек больше всего Ирише? (кукла)

Из чего она сделана?

А у кого из вас есть куклы? (руки поднимают девочки)

Мальчики, а у вас куклы есть?

У вас тоже есть куклы, только они такие как у девочек. У вас есть солдатики, роботы. Они тоже куклы, только для мальчиков.

III . Рассказ о истории кукол.

Вы все сегодня пришли со своими куклами. Давайте их посадим на диванчик и вместе с ними послушайте как же появилась кукла на Руси.

Слайд 1

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т.д. На Руси существовало огромное количество кукол. В некоторых домах хранилось до 500 штук.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

Играли в куклы и дети, такая игра поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Такая кукла практически полностью забыта современными людьми. В то время как кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни

Слайд 2

Русская народная кукла появилась очень давно. Она является частью нашей культуры. Археологи (люди, которые ведут раскопки и ищут старинные вещи) в Новгороде нашли куклу, которой 1000 лет.

Давайте познакомимся с народными куклами.

Дети читают о кукле и вместе с картинкой вывешивают на доске, где показана русская изба.

Подготовленные выступления детей:

Слайд 3

Сначала узнаем, какие же обережные куклы были у наших предков и как они им помогали.

Слайд 4

Кукла «День и ночь»

Ученик 1

Кукла эта «День и ночь»

Всю беду прогонит прочь!

Днём «Белая» дом сторожит,

Ночью «Синяя» за ним приглядит!

Это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует, сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире. Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы. Одна - означает день (светлая), вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот, кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день и каждую 365 ночь.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 5

Кукла Пеленашка

Ученик 2

(Выходит, представляет куклу классу).

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода:

«У старика со старухой не было детей. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка».

Описанная кукла известна под названием Пеленашка . Таких куколок клали в колыбель к новорождённому ребёнку, считалось, что они оберегали его, а позднее ребёнок начинал ими играть.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 6

Вепская кукла

Ученик 3

(Выходит, достаёт куклу из избы, представляет её классу).

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не портилась. Это "вепсская кукла». Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

(Помещает куклу на стенд)

Физминутка

Слайд 7

Кукла Крупеничка

Ученик 4

(Выходит, представляет куклу классу).

С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке, которую похитил татарский хан.

К рупеничка ( или Зернушка ) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. К уклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Люди верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно для приготовления еды. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 8

Куватка

Ученик 5

(Выходит, представляет куклу классу).

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 9

Кукла Берестушка

Ученик 6

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла Берестушка обережная кукла , которая защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей. А так же хранит покой и благополучие в доме. Кукла делалась из кусочка бересты и в женском образе. Эта кукла хранилась в доме около окна или за наличниками двери.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 10

Кукла «Скрутка»

Ученик 7

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза. Лоскутки, из которых мастерили платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 11

Учитель.

Слайд 12

Кукла Десятиручка

Ученик 8

(Выходит, представляет куклу классу).

Это кукла Десятиручка, потому что у неё десять рук. Она является помощником для женщин у которых полно работы: и еды для семьи приготовить, и дом в чистоте держать, и по хозяйству все успевать, и за детками приглядывать

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 13

Кукла Купавка

Ученик 9

(Выходит, представляет куклу классу).

Повелось так с давних пор,

Обряды любит наш народ.

Запоет девичий хор,

Да к реке гурьбой идет,

Речка их венки несет.

А когда стает темно,

Весь народ идет в лесок -

Отыскать любви цветок.

Существовал ещё один обряд на празднике Ивана Купала, и проходил он с использование куклы Купавки.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 14

Лихоманка

Ученик 10

(Выходит, представляет куклу классу).

Лихоманка -магическая кукла, которую в старину изготавливали под заговор от недугов, болезней, весенней лихорадки. Накануне Благовещенья, ночью, эти куклы сжигались, унося с собой болезни.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 15

Каргопольская кукла

Ученик 11

(Выходит, представляет куклу классу).

Каргопольская кукла из медвежьей стороны - образ покровительницы женских рукоделий. Для изготовления такой куклы используют новую отбеленную холстину, лоскуты разноцветных тканей. Головной убор куклы украшают желтой лентой.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 16
Кукла из лыка «Веничек»

Ученик 12

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла «Веничек» считалось, что помогает в хозяйстве. Если что-то не спорилось, то хозяйке надо было состряпать куклу Веничек, и дела домашние шли на лад. Эта полезная кукла была легка в исполнении: брали лыко, перевязывали наподобие маленького веничка и украшали цветными лентами.
Иногда куклу наряжали в передник и платок. Если в доме были неприятности, хозяйка куклой, как маленьким веничком выметала "сор" (неприятности) из дома через окна и дверь. Дома в этот момент никого не должно было быть. Куколка хранилась в укромном месте.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 17

Учитель: Посмотрите ребята, сколько нового мы сегодня узнали об истории России в куклах, о происхождении, значении, разновидности самих кукол. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которое существовала в те далёкие времена. Все они несли в себе магическое действие, служили человеку помощниками, оберегали его от проблем и болезней, а также были развлечением для детей.

Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Такие куклы являются уникальным и особым видом искусства, они хранят в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа, сохраняя его историю.

IV . Теоретическая часть

Предлагаю вам сегодня окунуться в историю нашего народа и сделать для своего дома Очистительную куклу.

По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.

Мне очень нравится эта кукла, потому что если куклу делать вместе, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то все помирятся и не будут больше сориться.

Вы согласны сделать такую куколку? (…) Тогда начнем.

Сначала проверим рабочее место, все ли у нас есть, чтобы сделать куколку.

(Нам понадобится: цветной лоскут для юбки 40х18 см, немного ваты или синтепона, полоска-повойник (не тёмный и не светлый) 3х20 см, косынка 33х13 см, лён для рубахи 22х20 см, два красных квадрата 8х8 см для груди, нитки красные, ножницы, лоскуты из грубой двунити или отбеленного плотного льна: для тела 16х36 см; для ног 30х15 см и для рук 24х12 см)

2. В середину лоскута для тела кладем вату, оформляем голову, из красных квадратов оформляем совсем небольшую грудь.

3. Лоскуты для рук и ног загибаем по длинной стороне с краёв по 2 см и скручиваем. Концы перевязываем.

4. Под голову помещаем руки и крестообразно плотно перевязываем. (ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ- СОКРАЛЬНЫЙ КРЕСТ ИЗ КРАСНЫХ НИТОК)

5. Внизу тело подгибаем, помещаем ноги и перевязываем также плотно.

6. Привязываем грудь. В некоторых источниках рекомендуют связать оба мешочка первоначально между собой

7. Складываем лоскут для рубашки пополам по длинной стороне, вырезаем с боков квадраты 4х4 см. Продолжаем надрез по диагонали вырезанного квадрата на 3 см к подмышке. Делаем прорезь по центру и сзади так, чтобы прошла голова.

8. Надеваем рубашку, подгибаем рукава со всех сторон и перевязываем ниткой так, чтоб осталась ладошка.

9. Длинной ниткой сзади головы перекрёстно через грудь перевязываем рубашку, также подгибая ее с боков

10. Собираем юбку по желаемой длине

11. Завязываем ниткой сзади внахлёст

12. Повязываем повойник

13. Удобным способом надеваем фартук.

14. Повязываем косынку и завязываем её сзади. (обязательно косыночка со-складочками по бокам)

V . Итог занятия

Вот и мы, ребята, с вами вспомнили историю русских кукол. Сами смастерили кукол. И все ваши куклы: те, которые купили вам родители и те, которые вы сделали для своего дома своими руками обращаются к вам:

Мы-куклы. Берите. И в дом нас несите.

И пусть на столе, на стене, на диване

Мы вам улыбнемся, когда захотите.

А может, теплее кому-нибудь станет.

А если кому-то когда-то взгруснется,

Откройте нам то, что греет вашу душу,

И кукла поймет, и щекой к вам прижмется.

И может быть круг ваш печальный разрушит.

Но, не обижайте! В нас спрятана сказка.

В нас столько тепла и доверия к людям

И может быть кукла-всего только маска,

Мечты о когда-то несбывшемся чуде...


Куклы Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка. Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и другое.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.



Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Театр кукол в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно- мистериальных зрелищ. В Древнем Египте (16 веков до нашей эры.) это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и другое. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках куклы на нитках.


Представления Театр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви. Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 века в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (Ателлана близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии Кашперле, Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).



У народов Азии и Ближнего Востока Театр кукол развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз). В индийском Театр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Театра кукол в Китае относится к 1 веку до нашей эры В японском Театр кукол (известен с 11 века) используют большие куклы в человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4 5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан с классическим театром. Вплоть до 19 в. в европейских Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театр кукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра). В 1-ю четверть 20 века создавались профессиональные Театр кукол для детей и для взрослых.


Русский профессиональный Театр кукол начал формироваться после Октябрьской революции Е. С. Деммени художники Н. Я. и И. С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Театр кукол для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми.Ефимовы Советский Театр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности. Центральный театр кукол под руководством Сергея Владимировича Образцова выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие другие заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа. Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева Центральный Театр кукол Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока Центральный Театр кукол Венгрии; «История солдата» Стравинского Центральный Театр кукол Болгарии и Рижский Театр кукол; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка Минский Театр кукол).


Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Театр кукол («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Театр кукол Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Театр кукол «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол. С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Театр кукол В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов). В СССР в 1975 работало свыше 100 Театр кукол, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Театр кукол Материал по истории Театр кукол собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937). В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Театр кукол пользуется большой популярностью.

Истоки кукольного театра уходят очень глубоко в прошлое, в первобытные времена, когда человек жил в сообществе своего племени и обитал в укромных пещерах. Почти каждое первобытное племя обладало своим тотемом, то есть, священным животным, которому они поклонялись и которого они восхваляли. По верованию человека тех времен, тотем был наделен магической силой. К нему относились с большим уважением, почтением, ему молились и приносили пожертвования, иногда даже человеческие жизни. В большинстве племен было заведено изготавливать своеобразное символическое отображение тотема. С подобным олицетворением божества проводились разнообразные ритуалы, что должно было способствовать удаче.

На Руси также было принято создавать подобные тотемы. Они представляли собой небольших кукол, в задачу которых входило оберегать детей от всякой нечисти, порчи и сглаза, а во время разных празднеств исполнять роль божества. Постепенно, с развитием культуры общества, эти обереги стали просто детскими игрушками. Они помогали инсценировать жизненные ситуации и воплощать в игре придуманные забавные истории.

Первые театральные куклы

Появление первых театральных кукол обязано древнегреческим традициям устраивать домашние спектакли. Члены семьи шили кукол, наряды для них, создавали декорации, а затем организовывали представления. Знатные состоятельные люди могли позволить себе мастерить кукол из настоящего серебра или даже золота. В этот же период стали появляться первые куклы, которые могли двигаться при помощи приводных ремней и пара. Такие экземпляры приводили публику просто в восторг. Немного позже куклы были помещены в специальный ящик с предусмотренными отверстиями, из которых они торчали во время представлений. С такими «волшебными» коробочками кукольники странствовали по городам и показывали небольшие спектакли.

В период Средневековья подобные представления устраивались непосредственно на ярмарках и площадях. Популярность такого вида театрального искусства повлекла за собой появление не только кукол-артистов, но и артистов-кукольников. Для проведения своих представлений в их распоряжении был лишь обрез ткани, натянутый на веревке. Кукольники в своих спектаклях рассказывали о любви и ненависти, о добре и зле. В средине девятнадцатого столетия для подобных представлений стали отводить отдельные помещения. Новые усовершенствованные куклы умели шутить, плакать и выражать публике свои чувства. Они восхваляли добро и высмеивали человеческие недостатки. В этот период разнообразие кукол просто поражало - маленькие, большие, куклы-перчатки, -тарелочки, -ложечки, тростевые, марионетки, механические, теневые и другие.

А что такое театр?

Теа́тр (греч. слово), основное значение - место для зрелищ;
2. зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства.

Ребята, кто- нибудь знает историю возникновения театра?

Очень, очень давно в Греции в городе Афины был построен первый театр для представлений, он был не таким, как сегодняшние театры. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали актеры.

Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки.
В III веке до н.э. римляне, вдохновленные греческим театром, создали свои версии древнегреческих пьес и стали ставить их на импровизированных сценах. Актерами на таких представлениях выступали рабы. Женщинам разрешали играть только второстепенные роли. Поскольку римским театрам приходилось бороться за внимание зрителей, привыкших к гладиаторским боям, публичным казням и гонкам на колесницах, театральные пьесы стали не такими поэтическими и возвышенными, как в Греции. Они все чаще стали содержать сцены человеческих конфликтов и грубый юмор.
В России же театр зародился в в народном творчестве. В его основе лежали обряды, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. Скоморошить - петь, плясать, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью.

То же самое происходит и в современном театре - театров много, но всеобщую любовь получают лишь те, где актеры блестяще владеют своим искусством.

В Москве много театров: музыкальные и драматические, классические и современные, театры для взрослых и детей.

А какие театры, которые находятся в нашем городе, вы знаете?
1)Московский государственный театр "Ленком"

2) Музыкальный театр "Новая опера"

3) Кукольный театр им. С. Образцова

4) Музыкальный театр имени К. Станиславского и В. Немировича -Данченко

5) ТЮЗ(Театр юного зрителя)

6) МХАТ им. М.Горького

7) театр кошек Ю.Куклачева

А всего в Москве 129 театров,

Обо всех театрах мы поговорить не успеем. Поэтому поговорим о самых главных. Во-первых, это конечно, Большой Театр (полное название Государственный академический Большой театр России), Первых зрителей он принял 30 декабря 1780 года. Построен театр по плану Розберга.
Театр представляет два фронтона, один над колоннадой, другой над верхним ярусом. Над колоннадой 4-е бронзовых коня, запряженных в колесницу Аполлона (называется квадрига); По бокам театра – чугунные подъезды, состоящие из изящных чугунных колонн. Недавно театр был отреставрирован. Посмотрите, какой он красивый.

На его примере давайте разберемся, как устроен зрительный зал. Это необходимо знать, чтобы найти свое место согласно купленному билету.

Давайте рассмотрим билет.

В билете кроме названия театра и спектакля, даты и времени начала, указаны уровень, ряд и место в зале.

Уровни кресел делятся на:

  • амфитеатр.

    бельэтаж.

балкон.
Партер – зона театра, расположенная наиболее близко к сцене.
Амфитеатр находится за партером, отделен от него проходом.
Бельэтаж – ярус, расположенный над партером.
Ложа – это специальные места по бокам партера, за ним и на ярусах.
Балкон – доступные по цене места в театре. Сидения расположены в несколько рядов и образуют несколько ярусов. Находятся на некотором удалении от сцены.

За все время существования Большого театра на его сцене было поставлено свыше 800 произведений. Это оперы и балеты великих композиторов Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера, Сергея Васильевича Рахманинова, Сергея Сергеевича Прокофьева. Особенно заметную роль в истории Большого театра сыграли оперные и балетные постановки по произведениям Петра Ильича Чайковского. Самыми известными его балетами поставленными в этом театре были: Щелкунчик, Спящая красавица, Лебединое озеро и др.

С именем Большого связаны имена таких светочей российской и мировой культуры, как композиторы Антон Григорьевич Рубинштейн, Сергей Васильевич Рахманинов, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, певцы Сергей Яковлевич Лемешев, балерины Галина Сергеевна Уланова, Майя Михайловна Плисецкая и многие другие.

И в наше время Большой театр остается главной сценой России и одной из величайших театральных площадок в мире.

2) Рядом с Большим находится Малый театр. Малый театр, ещё его называют домом Островского, это драматический театр
Строительство здания Малого театра было начато в 1821 году.Открылся театр 14 сентября 1924 года..

Этот театр сыграл выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра опирается на богатые традиции и опыт великих предшественников: Михаила Семеновича Щепкина, Павла Степановича Мочалова, Прова Михайловича Садовского, Марии Николаевны Ермоловой и др..

Сегодня, как и раньше, ставятся пьесы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.Н.. Островского. Его талантливая и творческая труппа в каждом сезоне выпускает 4-5 новых спектаклей. Малый театр включен в список особо ценных культурных объектов нашей страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Итак, если вы запомнили уровни расположения мест в театре, то найти ряд и место будет несложно.

Мы сегодня познакомились с разными видами театральных представлений и с разными театрами, в которых они проходят. Но в какой бы театр мы ни пошли, мы должны уметь правильно себя вести, чтобы не выглядеть дикими и невоспитанными.

А теперь давайте познакомимся с правилами поведения в театре.
В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.

У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Расчесывать волосы нужно в туалетной комнате.
В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.

Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.

Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.

Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям.
Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

На какое место мы будем садиться, на любое?
Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор - попроси билетёра уладить это недоразумение.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
А почему нельзя, так же удобно?

В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.

Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10-15 минут.

Вот мы вспомнили правила поведения зрителей, а теперь давайте познакомимся с жизнью театра со стороны актера.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в театр.

Мы разделимся на 2 группы.
1 группа - вы актеры и должны поставить, мини-спектакль. Вот вам сценарий сказки, ваша задача разыгарать его на нашей воображаемой сцене.

2 группа- вы художники, ваша задача придумать и нарисовать афишу к нашему спектаклю. (Афиша- это красочное объявление о каком-либо спектакле, концерте, лекции. На афише можно найти информацию о том, где будет зрелище, какое, когда). А чтобы её там найти, вы должны её там разместить.
Создавая афишу нашего спектакля, проявите фантазию.
Сценарий:
Действующие лица:

Рассказчик:

Как то раз посадил Дед репку.

Дед: «Расти, расти, репка сладкая! Расти, расти, репка крепкая! Расти, расти, репка большая!»

Рассказчик: И выросла репка БОЛЬШАЯ – ПРЕБОЛЬШАЯ! (Рассказчик поднимает руки и показывает, какая репка большая). Пришел Дед к репке, стал ее тянуть.
Тянет – потянет, а вытянуть не может.

Дед (машет рукой): «Бабка, помоги мне репку дергать!»

(Бабка хватается за Деда. Они тянут репку, вместе раскачиваясь туда-сюда).

Дед: Ох!
Бабка
: Ах!

Рассказчик:

Бабка (машет рукой): «Внучка, помоги репку дергать!»

(Внучка хватается за Бабку, и они вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

Дедка: Ах!
Бабка:
Ох!
Внучка:
Ух!

Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Внучка(машет рукой): «Жучка, помоги нам репку дергать!»

Жучка: Аф-Аф-Аф!

(Перебирает руками как лапками. Жучка хватается за Внучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается)

Бабка: Ах
Дедка: Ох
Внучка: Ух
Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Жучка: «Кошка, помоги нам репку дергать!».

(Кошка хватается за Жучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

Бабка: Ах!
Дедка:
Ох!
Внучка:
Ух!
Жучка:
Аф!
Кошка:
Мяу!
Рассказчик:
Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Кошка: «Что ж, нам осталось только одно: позвать мышку».

Все: «МЫШКУ?

Кошка: «Мышка, помоги нам репку дергать!»

(Мышка хватается за Кошку, и они все вместе тянут репку. Репка выдергивается.).

Рассказчик (хлопает в ладоши): «Вытянули репку!»

(Дедка, Репка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка берутся за руки и кланяются зрителям).

Время закончилось. Я приглашаю к доске сначала группу с готовой афишей.

Расскажите, что вы на ней изобразили и почему? Вы бы пошли на такой спектакль с такой афишей.

Молодцы, ребята! Спасибо, занимайте свои места в партере. Сейчас будем смотреть наш мини-спектакль.

«Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла – все кипит…»

Итак, начинаем. Третий звонок. . Занавес.

Молодцы! В театре принято выражать свой восторг возгласом: «Браво!» и аплодисментами.

Итак, ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали, чему хоть немного научились.
Кто помнит?

Где зародился театр как искусство?
- как были назывались народные лицедеи?

Можно ли назвать Москву мировым

культурным центром и почему?
-Как быстро найти своё место в зале?

Какие московские театры известны во всем мире?
- В каких театрах вы были?
- Кто помнит, как устроен зрительный зал? (Что такое…
- места, которые находятся

наиболее близко к сцене?
- места по бокам партера?
- ярус, расположенный над

партером?)

Какие правила поведения в театре вы запомнили? (Как нужно одеваться в театр? Как правильно пройти на своё место? Как вести себя во время спектакля?

На какое место надо садится в зале?)