Open
Close

Консультация для родителей дошкольников «Посещение музеев в выходные дни. «Развитие у дошкольников интереса к посещению музея»

Роль музеев в развитии ребенка дошкольника.

В современной жизни роль музея стал одним из интереснейших проведений времени и зачастую рассчитанный в основном на детскую и школьную аудитории, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали искусств.

Безусловно, музеи – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

Сейчас поход в музей расценивается, как область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения.

При таком подходе музейная деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

Учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

Вызывать уважение к другим культурам;

Развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы посещение музея ребенка заинтересовало, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Статью подготовила воспитатель д/с 69 Плаксина Екатерина Сергеевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка-дошкольника

Пальчиковые игры – это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и...

Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...

Тахмина Ибрагимова
Консультация для родителей дошкольников «Посещение музеев в выходные дни»

В каждой семье должны быть занятия, которые они с удовольствием

выполняют вместе и которые становятся постоянной, ожидаемой

неотъемлемой частью жизни.

Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми , к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство.

Именно от первого посещения музея зависит то , как впоследствии ребенок будет воспринимать подобные мероприятия. Вести ребенка нужно туда, где ему будет действительно интересно. Нужно учитывать интересы ребенка, его природные склонности и таланты, но важно разнообразие в выборе музеев : возможно ребенка заинтересует что-то еще, важно расширять кругозор. Начинать лучше с небольших музеев , которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Необходимо заинтересовать и настроить

ребенка, чтобы он четко знал : музей – это дом , в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита, родителям стоит исходить из интересов ребенка : «Сегодня мы сходим в музей , где узнаем много нового о твоих любимых животных». Или : «У тебя большая коллекция паровозов. А ведь есть музей , где можно познакомиться с ними поближе».

Ребенок должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее , и стремиться увидеть это.

Если в музее возникли вопросы , на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.

Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим - если, конечно, мы всерьез хотим заниматься развитием их способностей. Кроме того, мы все так хотим, чтобы наши дети выросли культурными и хорошо воспитанными. Малыши не хихикают при виде обнаженной скульптуры и обнаженной натуры в живописи. Все увиденное они воспринимают внимательно и доброжелательно. Поэтому у взрослых, начинающих водить детей в музей с раннего детства , есть надежда : в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.

Но надо также учитывать, что некоторые полотна могут оказать на излишне эмоциональных детей слишком сильное влияние, так что лучше музейный «маршрут» прорабатывать заранее, с учетом особенностей детского восприятия. Главное, чтобы каждое посещение музея было позитивным и познавательным.

Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. У детей формируется «образ музея » , развивается зрительная память, художественное мышление и воображение, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности.

Главное, что открывается в музее – взрослые и дети в процессе такого общения познают друг друга глубже : родителям предоставляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить не на бегу, а обстоятельно и вдумчиво, а для детей такое общение с родителями тоже сулит неожиданности – им трудно поверить, что папа или мама могут чего-то не знать и открывать для себя что-то впервые, что вызывает неподдельное удивление и радость.

Много лет проработав с детьми в детском саду и основываясь на личном опыте воспитания собственных детей с уверенностью могу заключить : проживание в центре города, среди исторических зданий, в том числе памятников архитектуры, посещение музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное. Став взрослыми мои дети стремятся как можно чаще быть в центре города, следить и участвовать в культурной жизни города : посещать разнообразные выставки, театры, музеи . Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогло сформировать правильную грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила этикета, хорошие манеры. Это еще раз подтверждает тот факт, что основы воспитания и творческого развития детей закладывается в дошкольном возрасте при активном участии родителей .

Публикации по теме:

Постепенно спадает летнее тепло. Сначала это незаметно, но вот дожди и прохлада день ото дня настойчивее, и убеждаешься, что накал солнышка.

Незаметно подкрался август. Он навевает грусть: уходит лето. Но он несёт и радость, щедро награждая людей за их труд. Не зря август издавна.

Закончился до ясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его.

Консультации для родителей «Питание в выходные дни» Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического.

Современные родители привыкли, что под рукой всегда есть всевозможные гаджеты, облегчающие им задачу, чем занять ребёнка в выходные. Машины.

Наталия Водолазская
Консультация для родителей «Роль музея в патриотическом воспитании дошкольника»

"Роль музея в патриотическом воспитании дошкольника в условиях реализации ФГТ".

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский.

Изучение родного края, патриотическое воспитание представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине , защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг , казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах , это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина , Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон, деревня, город. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, детскому саду, народу.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма , патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка проектов, методических рекомендаций. Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные проекты, является музейная педагогика .

Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей , что оказывает существенное влияние на воспитание детей . Музейная педагогика дает возможность ребенку целостную картину мира, позволяет раскрыть и развивать свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом , именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду. Интерес к окружающему миру, к культуре пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения. Средства музейной педагогики , взаимное партнерство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно – образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями , другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями , воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, мышление т. д.). Поэтому в нашем детском саду разработаны планы работы с музеями города и мы посещаем : Музей народной культуры , историко- краеведческий музей , Музей – диораму «Курская битва» , где работники музеев проводят с детьми беседы, экскурсии по истории нашего края. Дети проживают определенную тематическую, историческую ситуацию или исторический период, расширяют свои знания об особенностях природы нашего края, совершают «путешествия» в далекое прошлое края.

Наши музеи ждут посетителей .

Музей народной культуры : г. Белгород, ул. Мичурина,43. Режим работы : 10.00 – 17.00, перерыв – 13.00-14.00 : выходной – понедельник.

Историко – краеведческий музей : г. Белгород, ул. Попова, 2а. Режим работы : 10.00- 19.00, суббота- 11.00-19.00.

Музей –диорама «Курская битва» : г. Белгород, ул. Попова,2. Режим работы : 10.00 -19.00, перерыв :14.00 – 15.00, выходной- понедельник.

Разрабатывая проекты «Наш Белый город» , проводятся экскурсии по родному городу с красивыми улицами, скверами, разноцветными клумбами, цветочными композициями. Детей знакомим с историческими и культурными памятниками города. В своих конструкциях , формах, декоративных оформлениях памятники раскрывают жизненный уклад, региональные условия, эстетическую сторону времени.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела . Поэтому в детском саду создаются «мини – музеи » . Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников , состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, и истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини – музеев – участие в их создании детей и родителей . Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею . Они могут : участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.

В нашем детском саду существуют такие мини – музеи как : «Мир вокруг нас» (коллекция тарелок с символами наших городов, «Игрушки» , «Колосок» ; Микро – лаборатории «Почемучки» , «Коллекции кукол в народных костюмах, пуговиц, злаков, бабушкиных новогодних игрушек» и т. д.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей , свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города , поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории . Формирование исторических знаний по истории родного края – это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогов различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет музейная педагогика .

Воспитание отношения детей к родному краю для формирования их морального облика, представлений о моральных ценностях, способствует осознанию и развитию таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение.

Литература :

1. Музеи Онлайн .

2. «Мини – музей в детском саду » , Рыжова Н., Логинова Л., Данимок А., «Линка – пресс» , М. ,- 2008г.

3. «Музейная педагогика » , под ред. Морозовой А. Н., Мельниковой О. В., Тв. Центр, М., 2008г.

4. «Музей и дети » , Пантелеева Л. В., Изд. Дом «Карапуз» , М., 2000г.

Подготовила :

воспитатель гр . №9

Водолазская Н. В.