Open
Close

Контраст как основа композиции рассказа толстого "после бала". Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н


В основу рассказа «После бала» (1903) положен действительный случай, происшедший с братом писателя. История, рассказанная Толстым, относится к сороковым годам XIX века, ко времени царствования Николая I, когда в русской армии применялись телесные наказания. Нередко провинившихся солдат приговаривали к нескольким тысячам палочных ударов и прогоняли сквозь строй по «зеленой улице», то есть между двумя рядами солдат, которые били наказуемого лозой (шпицрутеном).

Композиционно рассказ делится на две части.

В первой изображены события, происходившие на балу; во второй – после бала. По объему первая часть больше, однако, назвав произведение «После бала», Толстой подчеркнул, что главная роль отведена второй части. Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, говорит: «Вся моя жизнь переменилась от одной ночи или скорей – утра».

Оценку событий Толстой даёт устами героя.

Испытанное в юности оставило в душе Ивана Васильевича неизгладимое впечатление, поэтому рассказывает он «искренно и правдиво». Иван Васильевич был «сильно влюблён»; глубокое, радостное чувство, переполнявшее его сердце, определило эмоционально-приподнятый тон первой части рассказа. Говорит ли Иван Васильевич о любимой женщине, её отце, обстановке на балу, своих переживаниях – во всем чувствуется восторженно-влюбленное состояние.

Рисуя Вареньку Б., он употребляет определения, которые воспроизводят обаятельный образ, раскрывают чувства влюбленного: Варенька была «замечательная красавица», «прелестная, стройная…», у неё – «царственный вид», «прелестные блестящие глаза». Когда Иван Васильевич рассказывает о туалете Вареньки, чувства не мешают ему быть конкретным; это естественно: очарованный юностью, красотой, он долго наблюдал любимого человека, хорошо запомнил каждую деталь убранства. С той же обстоятельностью описана обстановка на балу, присутствовавшие гости. Вспомним, например, портрет полковника. Иван Васильевич упоминает белые подвитые усы, зачесанные вперед виски, широкую, небогато украшенную орденами грудь, хорошие опойковые сапоги, обтянутые штрипками с «четвероугольными носками, без каблуков».

Но вот Иван Васильевич заговорил о пережитом на балу – его речь потеряла стройность и плавность, что соответствует состоянию, в котором находился «опьяненный любовью», чьё чувство росло все больше.

Картина истязания резко противопоставлена светскому балу. Вместо хорошей музыки «знаменитых музыкантов» здесь звучала «неприятная визгливая мелодия»; вместо ярких туалетов дам и кавалеров было множество «черных людей»; вместо красивых холёных лиц гостей – сморщенное от страданий лицо беглого солдата; вместо сияющих улыбок веселящихся – оскаленные зубы наказываемого; вместо плавных, грациозных па танцующих – конвульсивные движения избиваемого.

Антитеза обнаруживается и в языке повествователя. На смену яркой, возвышенной лексике первой части приходят слова, характеризующие мрачность, жестокость, бесчеловечность картины, которую Иван Васильевич наблюдал на плацу. Он видел «что-то большое, черное», «что-то страшное», «что-то такое пестрое, мокрое красное, неестественное», «слышал жесткую, нехорошую музыку»; ужас, смятение охватили рассказчика при виде истерзанного, избитого солдата, с кровоточащей спиной, бессознательно повторявшего «братцы, помилосердуйте». Частое употребление неопределенного местоимения «что-то» придает зрелищу обезличенность, отталкивающий, зловещий характер.

По-другому на плацу выглядел и полковник Б.: исчезли ласковая улыбка, обворожительная любезность, голос сделался хриплым, строгим, гневным. Он «грозно и злобно» хмурился, рукой в замшевой перчатке привычно и беспощадно избивал свою жертву. В итоге действующее лицо предстало перед читателями таким, каким было в действительности, – пустым, двуличным, лживым, жестоким, бесчеловечным.

Потрясенный ужасной сценой на плацу, где раскрылась та сторона светской знати, которую тщательно скрывали от посторонних глаз, Иван Васильевич пережил глубокий душевный кризис: чувство к дочери полковника угасло, он бросил службу, пренебрег карьерой, успехом в свете, но на большее оказался неспособным.

«ПОСЛЕ БАЛА» . КОНТРАСТ КАК ПРИЕМ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ РАСКРЫТЬ ИДЕЮ РАССКАЗА. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ О СЮЖЕТЕ И КОМПОЗИЦИИ Дистанционный урок в 8 классе

МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ; ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.

Почему этот текст по своему жанру является рассказом? Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. Как правило, в рассказе одна сюжетная линия.

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление на балу после бала заключение Рассказ заключён в "рамку". Этот композиционный приём называется «рассказ в рассказе» .

3. Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших «после бала» ? (Хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц, после бала происходит событие, изменившее жизнь героя.)

Контраст как основной художественный прием рассказа. Задание: провести наблюдения над текстом и найти ключевые слова из эпизодов «На балу» и «После бала» по плану (план см. на следующем слайде). По желанию в тетради по литературе оформите таблицу: На балу После бала 1. Белое платье с розовым пояском, брильянтовая фероньерка, белые перчатки. 2. 3. 4. 5. 1. Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди. 2. 3. 4. 5.

План наблюдения 1) краски, цветовая гамма этого эпизода; 2) описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата); 3) звуки, характер музыки; 4) психологическое состояние рассказчика; 5) описание внешности и поведения полковника.

Сравни со своей таблицей На балу После бала 1. Белое платье с розовым поясом, брильянтовая фероньерка, белые перчатки. 2. Варенька: сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. 1. Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди. 2. Солдат: что-то большое, черное; оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его; дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу; это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека; спотыкающийся, корчившийся; сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал.

На балу После бала 3. Кадрили, и вальсы, и польки; 3. Звуки флейты и барабана. В душе мотив мазурки. у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка. …барабанщик и флейтщик … не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию. …все так же били барабаны и свистела флейта 4. я был счастлив, блажен, я был 4. Мне было … стыдно… как будто добр, я был не я, а какое-то я был уличен в самом постыдном неземное существо, не знающее зла поступке; на сердце была почти и способное на одно добро. Я физическая, доходившая до обнимал в то время весь мир своей тошноты, тоска, такая, что я любовью. счастье мое все росло и несколько раз останавливался, и мне росло какое-то восторженно-нежное казалось, что вот-вот меня вырвет чувство. всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.

На балу После бала 5. Высокая статная фигура; очень красивый, статный, высокий и свежий старик; лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери; воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. 5. Высокий военный в шинели и фуражке; шел твердой, подрагивающей походкой; с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами; втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу; все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника; он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата; делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся.

Автор подчеркивает в систе ме образ ов в композиции рассказа в языковых средствах в описа ниях контраст

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? Эпизод бала и события после бала противопоставлены другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий - это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. (Это состояние было пережито самим писателем!) Прочитайте статью учебника «Композиция художественного произведения» (с. 345 -346).

Запишите выводы в тетрадь по литературе Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

Проблемы, поднятые автором в рассказе Запишите в тетрадь по литературе: Проблема нравственного выбора. Проблемы чести, долга, совести. Проблема жестокого обращения с солдатами. Проблема социальной несправедливости.

Жизненные источники рассказа Прочитайте статью в учебнике на с. 343 -344 (Жизненные источники рассказа «После бала» . Почему, по-вашему, Толстой в 1903 году обратился к событиям своей юности - 40 м годам ХIХ в. ? Какие события потрясли Россию в 1903- 1920 гг. ? Почему рассказ сохраняет свою актуальность и по сей день?

В рассказе «После бала» слышна перекличка двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой (40 -е годы XIX, время Николая I), и той, которая присутствует незримо (это 90 -е годы). Поэтому писатель в этом рассказе восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.

Урок закрепления знаний.

Тема: «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа

Цели урока:

Образовательные:

1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».

2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа.

3. Научить видеть и понимать позицию автора.

4. Осознать пройденный материал и оценить себя.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес к художественному слову.

2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

3.Развивать креативное мышление, способствовать творческой самореализации учеников.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.

2.Привлечь внимание учеников к проблеме духовности.

2.Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту.

Приемы работы: тестирование, аналитическая беседа, выразительное чтение, элементы диспута, пересказ, анализ литературного произведения. Дифференцированная работа с учениками.

Материалы к уроку:

1. Тест.

2.Рабочие карты

3. Оценочные листы.

4. Цветные карточки для ответов.

5. Тексты произведения.

6..Мультимедийная техника.

Ход урока.

1.Вступление. Рефлексия настроения.

Слова учителя: Музыка:

Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. В доме глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Лев Николаевич Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности.

Что же там пишет Толстой? Какие истины хочет донести до нас?

На прошлом уроке мы смотрели отрывки из фильма о Льве Толстом, говорили о его творчестве и биографии, начали читать рассказ «После бала». Сегодня мы работаем над композицией, структурой, художественными особенностями рассказа. Тема урока «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа

Чтобы погрузиться в атмосферу урока, вспомним основные вехи жизни Толстого, которые помогут нам в осмыслении рассказа.

У каждого из вас есть рабочая карта и оценочный лист. Сегодня на уроке вы оцениваете себя сами. Все свои ответы вы отмечаете в этом оценочном листе в определенных графах.

2.Актуализация опорных знаний.

Первое задание, как я уже сказала, актуализация знаний о писателе. Вы сегодня работаете весь урок в группах. У вас есть пара минут, чтоб подумать и написать в рабочих картах – какая важная информация о Л.Н. Толстом нам сегодня пригодится. Обсудите свой ответ, запишите необходимую информацию в рабочей карте.

Проверим. Какая группа желает ответить? Слушаем, добавляем. Не забываем отмечать свои ответы в оценочном листе.

(Предполагаемые ответы детей:

    Всю жизнь прожил в Ясной Поляне, покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе;

    всю свою жизнь шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, пытался понять, почему люди поступают так, а не иначе;

    особое внимание уделял истории, с годами пришел к ее философскому осмыслению;

    его очень уважали крестьяне, бедняки всегда приходили к его дому, он всегда всем готов был помочь. Был очень близок к народу. Сам принимал участие в крестьянском труде (пахал землю, сажал сады);

    будучи на службе в армии считал, что солдат находится на равных условиях с офицером. Перед лицом смерти все равны;

    случай в рассказе основан на реальных событиях. Это произошло со старшим братом Сергеем Николаевичем Толстым.)

Группы на сегодня готовили разный материал и сегодня на уроке каждая группа будет представлять свои подготовленные ответы. Кроме того, во время урока группы будут работать не только дифференцированно, получая разные задания, но и все вместе – в так называемом сотворчестве, когда дело будет касаться глубокого анализа текста.

Эти группы я назвала:

    историки,

    писатели-творцы,

    литературоведы,

    философы.

Группа историков нам подготовила материал о личных впечатлениях Толстого о службе в армии.

1 ученик рассказывает об участии Л.Н. Толстого в Крымской войне (после ответа ученика дополнительный вопрос учителя:

    Какое отношение к простому солдату могло сложиться у молодого офицера, если этот солдат рядом с ним героически защищал окруженный город?)

2 ученик подготовил сообщение на тему «Лев Толстой – борец за справедливость». (после ответа ученика дополнительный вопрос учителя:

    Почему Лев Толстой не мог остаться в стороне от несправедливого отношения к простому солдату?)

В 19 веке солдат было словом почти бранным. Давайте послушаем небольшой отрывок из дневниковых публицистических сочинений писателя о том, как характеризовали солдата в 19 веке. Отрывок подготовлен группой литературоведов.

Ученик выразительно зачитывает отрывок из публицистических сочинений Л.Н. Толстого

(Сообщение ученика:

Солдат – бранное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения – от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастаются самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.

В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи, решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым….

Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому-то или тому взрослому человеку, иногда деду.

Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собраниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах….

…Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют… Стыдно! 1905 (Из публицистических сочинений Л.Н. Толстого).

Вопрос мой обращен к писателям-творцам. Только ли история, произошедшая с братом Л.Н. Толстого, о которой мы говорили на прошлом уроке, легла в основу рассказа «После бала»? (ответ ученика)

Проверка знания содержания текста.

Нам пора переходить к анализу рассказа. С помощью теста вспомним его содержание и восстановим тот материал о рассказе, который проходили на прошлом уроке. Перед вами вопросы теста, ответы подчеркиваем или обводим в кружок в рабочей карте.

ТЕСТ на знание текста

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

Помимо моих тестовых вопросов группа писателей-творцов подготовила мини-игру на пару минут. Вопросы так же касаются содержания. Но ваша задача просто поднимать нужную карту. Если согласны с утверждением – красную, если не согласны – зеленую.

(Подготовленная тестовая игра:

1. Вся жизнь Ивана Васильевича переменилась от одной ночи.

2. Время действия рассказа «После бала» - последний день масленицы.

3. Полковник с дочерью танцевали весь вечер.

4. Отец Вареньки всегда делал всё по закону.

5. Пётр Владиславович отказался остаться на ужин, потому что очень устал.

6. Шпицрутены- это палки или прутья для битья, которыми били наказываемых.

7. Любовь Ивана Васильевича после увиденного наказания солдата все- таки не пошла на убыль.

8. Тип композиции произведения «После бала»- рассказ в рассказе.

9. Основная идея рассказа- идея личной ответственности человека за происходящее.

10. В основу композиции произведения положен прием контраста.

Работа с текстом.

- В тексте у нас был вопрос о жанре. Давайте поговорим об этом немного подробнее. Литературоведы, вам слово. Попробуйте доказать, что жанр произведения – рассказ.

(Предполагаемый ответ учеников:

Перед нами рассказ и мы нашли следующие признаки этого жанра:

    прозаическое произведение;

    небольшое по объему;

    повествуется о двух событиях в жизни героя;

    небольшое количество действующих лиц).

Писатели-творцы, назовите всех действующих лиц (Варенька, полковник, Иван Васильевич, наказуемый)

Литературоведы, что интересного вы заметили в композиции рассказа?

    Рассказ в рассказе

    Писатель в объеме такого небольшого произведения смог показать одну из ужасных сторон жизни эпохи Николая I

Да, действительно! Толстой рисует нам эпоху 40-х гг. 19 века. За использование шпицрутенов Николая I называли Николаем Палкиным. Историки, вам слово.

(Ребята рассказывают о том, что такое экзекуция и о наказании солдат.

В годы правления императора Николая I в российской армии была жесточайшая палочная дисциплина. Экзекуция – так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во времена царствования Николая I .

Солдата прогоняли сквозь строй и били прутьями или палками. «Недели не

проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уже и не

знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас

и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай

Палкин. Так и пошло ему прозвище», - вспоминает старый 95-летний солдат, герой

статьи Толстого « Николай Палкин» ) .

Незнакомые слова: экзекуция и шпицрутены - запишем в словари в ваших рабочих картах.

Экзекуция – телесное наказание.

Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.).

    Философы, как вы считаете, почему Толстой обращается к 40-м годам, хотя сам рассказ был написан в 1903 году. Попробуйте ответить на вопрос.

(Толстой обращается к событиям 75-летней давности, чтоб показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царит вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего Толстого волновало то, что образованные люди считали, что это необходимо для «хорошей и правильной» жизни).

Что необычного в построении рассказа? (рассказ построен на контрасте 2-х событий из жизни героя)

Чтение и анализ текста.

Что такое контраст? (противопоставление)

На прошлом уроке мы с вами говорили о плане построения рассказа. Какие событияя построены на контрасте? (бал и сцена наказания)

Первая сцена бала. Посмотрите на экран. Отец и дочь танцуют. Что мы видим? Шелест платьев, яркие краски…Чтобы лучше понять атмосферу, царившую на балу, прочитаем выразительно:

(1 ученик читает сцену бала)

Для того, чтоб показать контраст, сразу же послушаем сцену наказания солдата. Обратите внимание на экран. В каких красках предстает перед нами картина наказания солдата. Слушаем. (2 ученик читает сцену наказания)

Для того, чтоб показать контраст, нам необходимо сделать достаточно глубокий анализ текста: а именно, сцен бала и после бала. В рабочей карте у вас таблица. Сейчас все группы работают над одним заданием. Так называемое сотворчество. Все мы в роли исследователей.

- При заполнении таблиц можно использовать не только слова, но и выражения, помогающие наиболее полно выявить сущность происходящего. Помогут нам в этой работе не только текст рассказа, но и иллюстрации.

Дети работают (5 мин).

(Примерное предполагаемое заполнение таблицы:

Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Внешность главного героя эпизода (Варенька/Солдат)

Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.

Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте»

Звуки, характер музыки

Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.

Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика

1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;

2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;

3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее);

4)Бесконечно счастлив.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.

Описание полковника

Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте

- Нам необходимо сделать еще один небольшой анализ текста. У каждой группы сейчас свое задание, на выполнение которого вам дается 4-5 минуток. Все задания в рабочих картах. Литературоведы , вам нужно найти изобразительно-выразительные средства, использованные автором произведения, и показать цель их применения.

(предполагаемый ответ детей:

Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: « ,все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая статная фигура полковника рядом с наказываемым

Этот прием есть и в первой части: он передает ощущение бесконечности счастья: «я вальсировал еще и еще», «еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы». Слово «еще» усиливается французским «encore».

Огромное количество эпитетов:

Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.

Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твердый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный)

Писатели-творцы , покажите контраст в портретной характеристике героев – полковник и солдат.

(предполагаемый ответ детей:

Портретная характеристика героев.

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое…

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Шёл твёрдой, подпрыгивающей походкой

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали…

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура

Идёт, спотыкаясь и корчась от боли

Историки , если б вам пришлось рисовать иллюстрации к рассказу, то какие бы вы использовали цвета, краски, изображая сцены бала и после бала.

Философы, как бы вы прокомментировали цитату ?

«Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, а жизнь простого народа» Л.Н.Толстой.

Беседа.

Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика».

Итак, мы подошли к моменту, когда нужно сделать выводы из всех наших наблюдений.

Что помог передать контраст?

    Показывает противопоставление событий. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.

    Контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.

Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.

Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?

Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: « Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал».

О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ?

Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть.

Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.

Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?

Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь « неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.

Какой можно сделать вывод о герое?

Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.

Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу (в полутьме залы) изображён в маске, а после бала (утро) в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Здесь можно поспорить:

Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. А может, как старый воинский служака, он привык к таким истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по закону».

Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.

Сопоставление редакций рассказа

Мы с вами говорили о том, что концовка рассказа была изменена. Послушайте черновой и окончательный вариант.

    Почему Толстой изменил концовку рассказа?

А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился»

Подведение итогов урока.

Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого и увидите, что идеи гуманизма, человечности, совести, справедливости проходят красной нитью через все его творчество.

Группы, задайте друг другу вопросы по уроку.

(предполагаемые вопросы:

- Какой приём положен в основу рассказа ? (контраст)

- Что контраст помог нам увидеть в тексте? (картины добра и зла в реальном мире)

-О чём заставляет задуматься этот рассказ? Что хотел донести да нас Л. Толстой этим рассказом ?

(Рассказ заставляет нас задуматься об ответственности человека за жизнь в обществе. Человек ответственен за всё происходящее в мире. Надо любить друг друга, понимать, творить добро)).

В рабочих картах указано домашнее задание. Посмотрим. Обсудим его. Задание вы выберете себе сами.

    Представьте, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке. Напишите письмо от 1-го лица.

    Покажите рассказ «После бала» при помощи цвета.

    Представьте, что вы депутаты и продвигаете в Думу новый проект: свод нравственных законов. Напишите 3-4 закона, желательно созвучные уроку.

    Записать эпитеты к словам

С П

О О

Л Л

Д К

А О

Т В

Например, С – слабый, страдающий О – обиженный

5) Составьте письмо солдата из далекого прошлого (или письмо солдату)

Сделаем вывод:

В рассказе Толстого показаны не только добрые и жестокие начала человека, но и социальная несправедливость, царящая вокруг. Писатель поднимает проблему ответственности человека за все происходящее в его жизни.

Оценим себя:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

(2 урок)

Художественное своеобразие рассказа «После бала».

Контраст как основной художественный прием рассказа.

Цели:

- помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел;

- познакомить с основным художественным приемом рассказа (контрастом);

- совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

- развивать навыки анализа текста;

- развивать способности работать в парах, группах;

Методические приемы: аналитическая беседа; выразительное чтение, комментарии учителя, работа с таблицей, работа в парах, группах

Оборудование: доска,ноутбук, презентация к уроку, иллюстрации к рассказу

Эпиграф:

Вся жизнь переменилась от одной ночи,

или, скорее, утра.

«После бала».

Ход урока

1.Орг. момент (проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, пожелания проявлять активность на уроке, внимательность)

2. Повторение пройденного, беседа по первичному восприятию

Сегодняшний урок я хочу начать с характеристики одного известнейшего человека, попробуйте угадать, кто он?

(дослушать до конца, не выкрикивать, поднять руку)

Этот человек целенаправленно шел по пути самосовершенствования.., пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло… Главным в жизни считал самосовершенствование, самовоспитание, стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других… ()

- Почему так решили?

Какие примеры из жизни Л. Н. можете привести для доказательства?

Да, совершенно верно, Л. Н.Т. полагал, что никто не снимал ответственности с человека за свои мысли, чувства, желания, поступки,.. не надо ждать, когда создадутся условия для самовоспитания, нужно готовить их сейчас, личным примером, стремлением стать лучше, чище, нравственнее,.. а момент в намерении переделать себя может наступить в любую минуту.

В каком произведении Львом Николаевичем представлен случай, который помог главному герою решиться начать собственное воспитание?

(Рассказ «После бала»)

Какому герою?

(Ивану Васильевичу)

3. Сообщение темы, цели работы

Сегодня мы продолжаем начатую на прошлом уроке работу по рассказу «После бала». Мы должны выявить художественные особенности рассказа, познакомиться с основным художественным приемом, будем учиться анализировать прозаический текст, выразительно читать, работать в парах, группах.

(Запись темы в тетрадь)

Откройте учебники стр.27, что вы можете сказать об особенностях

композиции рассказа? (Рассказ в рассказе)

Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала?
(Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя.
Толстой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых
героями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях,
о том, «...что для личного совершенствования необходимо

прежде изменить условия, среди которых живут люди…».
Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие,
создает впечатление, что мы слышим разговор).

Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа?
Какое значение это имеет? (Мы узнаем, что это «всеми уважаемый человек», что ему присуща «манера отвечать на
свои собственные... мысли», это думающий человек, погру­женный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван
Васильевич
- очень искренний и правдивый рассказчик. Таким
образом, у читателя возникает доверие к рассказу Ивана
Васильевича.)

Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? Героя ка­кого произведения напоминает это описание? («Был я очень
веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Из слов одной
из собеседниц мы узнаем, что он был еще и «красавец». Это
описание походит на рассказ о себе героя повести ­генева «Ася». Оба героя вспоминают о своей молодости,
о случаях, перевернувших их жизни. В «Асе» тоже речь идет
о любви, но в рассказе «После бала» любовь «сошла на нет»
по вине «случая». Этот «случай»
- главное событие рассказа,
то, ради чего он написан).

Какие главные события описаны в рассказе? (В рассказе два главных
события: бал у губернского предводителя и сцена наказания
солдата.)

Коротко рассказать суть этих событий – 1, затем 2…

4. Сопоставительный анализ

Попробуем сопоставить эти 2 события. Дома вы по вариантам заполняли таблицу, выписывая слова – эпитеты, выражения, характеризующие состояние главных героев, внешность, события по разным критериям: чувства, эпитеты, цвет, звуки, разные детали. Работаем в парах 3 минуты, сопоставляя описания, попробуйте сделать вывод по вашим наблюдениям.

Проверка

Работа по таблице. Сопоставление граф таблицы 1 и 2 вариантов.

Характе­ристики

На балу

После бала

Чувства

Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодар­ность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечно счастлив

Стыд, доходившая до тош­ноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, непри­ятно, любовь сошла на нет

Эпитеты

Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.

Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страш­ное, сморщенное страда­ниями, корчившийся, твердый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный

Цвет

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло

Черное, красное, пестрое, белые

Звуки

Мазурка, вальс, полька, кадриль

Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал

Детали

Белая лайковая перчатка
Вареньки, замшевая перчатка
полковника, перышко от веера ,
«домодельные» сапоги полковника

Оттопыренная губа, замше­вая перчатка

Анализ первой части (по тексту)

Зачитаем ключевые слова-эпитеты из первой части.

«Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька - в белом платье с розовым поясом, в белых лайковых перчатках, в белых башмачках. У нее сияющее, зарумянившееся с ямоч­ками лицо и ласковые, милые глаза, грациозная фигурка.

Отец Вареньки - очень красивый статный, высокий и свежий старик. Лицо очень румяное, с белыми усами, белыми бакенбарда­ми; ласковая радостная улыбка; блестящие глаза и губы. Сложен он был прекрасно, с широкой грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Высокая, грузная фигура.

Иван Васильевич - доволен, счастлив, блажен, добр: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». К отцу Вареньки «испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

- Обратим внимание на дважды повторившиеся слова «в то время».

Чем объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все окружающее «с восторженным умилением»? (Он влюблен, он очарован праздничной атмосферой бала, близостью люби­ мой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты).

Прочитайте описание пейзажа на с. 34-37 учебника. Как по­могает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?

С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не по­делен на главы? (Со слов «Когда я вышел на поле...». Рассказ не поделен на главы, чтобы добиться большего впечатления на читателя. Переход происходит внезапно. В душе героя еще звучит мазурка, но ее забивает «другая, жесткая, нехорошая музыка».)

Анализ второй части.

Зачитаем ключевые слова-эпитеты из второй части.

- «Что-то большое, черное; звуки флейты и барабана; жесткая, не­хорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия; кузнец в засаленном полушубке; что-то страшное; что-то пестрое, мокрое, красное, неесте­ственное; спотыкающийся, корчившийся человек.

Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и ба­кенбардами».

Определите роль белого цвета в обеих частях рассказа. (Бе­лый цвет в первой части - цвет радости, чистоты, любви. Белый цвет во второй части определяет лишь усы полков­ника и оскаленные зубы истязаемого солдата, контрастно подчеркивает черный и красный цвета.).

Какова роль детали - замшевой перчатки полковника - в рас­сказе?

(Эта деталь связывает части рассказа. В первой части полковник надевает замшевую перчатку, когда идет танцевать с дочерью. При этом он говорит, улыбаясь: «Надо всё по закону». Во второй части этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьет «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недоста­точно сильно опустил свою палку на красную спину тата­рина». Фраза «Надо всё по закону» приобретает зловещий смысл: «по закону» надо избивать провинившегося изо всех сил.)

- С помощью какого приема передает Толстой впечатление бес­конечно повторяющегося ужаса казни? (Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: «...все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, кор­чившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта , и все так же твердым шагом двигалась высокая, - статная фигура полковника рядом с наказываемым». Этот прием есть и в первой части: он передает ощущение бесконечности счастья: «я вальсировал еще и еще», «еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы». Слово «еще» усиливается французским «епсоге».)

Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы (на доске и в тетрадях).

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его - что-то пестрое, мокрое красное, неестественное

Шел твердой, подраги­вающей походкой

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу... подвигался ко мне, то опрокидыва­ясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед - и тогда унтер - офицеры... тянули его назад

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Твердым шагом двига­лась высокая, статная фигура

Спотыкающийся, корчившийся человек

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

(Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье мо­лодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нари­сованную во второй части рассказа. Контрастное изобра­жение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить су­щество их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.)

5.Знакомство с понятием – контраст

Контраст – резкая противоположность. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т. п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

Контрастный – составляющий контраст, совершенно противоположный.

АНТИТЕЗА - про­тивопоставление характеров, обстоятельств, образов, композици­онных элементов, создающее эффект резкого контраста.

Шире: сопоставление противоположных понятий, состояний, любых эле­ментов литературного произведения.

Встречаются антитезы:

Персонаж­ные (в персонажной организации),

Сюжетные (в сюжетном постро­ении),

Композиционные;

Для выражения антитезы часто используют ан­тонимы - противоположные по смыслу слова («Черное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Толстый и тон­кий» и др.).

(Запись в тетрадь)

Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Тол­стой? (О сороковых годах XIX века, о времени правления Ни­колая I , прозванного Николаем Палкиным.)

Какое значение имеет время написания рассказа? Поче­му в преклонном возрасте вернулся к воспо­минаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопию­щий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»)

Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою ак­туальность?

(Слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Глав­ное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем ко­мандовал казнью отец его возлюбленной.)

6.Закрепление и обобщение

DIV_ADBLOCK113">

в) важность утра, следующего за балом.

7. Определите идею рассказа.


процветает несправедливость;

г) осуждение деспотизма.

Ответы: 1-в, 2-а, 3-в, 4-г, 5-а, б,г, д,е, 6-б, 7-в, 8-б, 9-б

7. Домашнее задание (на выбор)

2. Составить тест по рассказу «После бала»

3. Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

4. Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

Дополнительный материал

Из публицистических сочинений

Солдат - бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат - существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат - суще­ство грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсут­ствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения, - от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда - отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастают самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.

В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи... решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым...

Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому и такому-то взрослому человеку, часто отцу семейства, иногда деду.

Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собра­ниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в на­родных училищах...

Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред - в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что му­жика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют... Стыдно!

1895 г .

Домашнее задание (на выбор)

(всем)

2. (на выбор)

Домашнее задание (на выбор)

1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)

2. (на выбор)

Составить тест по рассказу «После бала»

Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

Домашнее задание (на выбор)

1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)

2. (на выбор)

Составить тест по рассказу «После бала»

Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

Домашнее задание (на выбор)

1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)

2. (на выбор)

Составить тест по рассказу «После бала»

Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

ТЕСТ (продолжение)

7. Определите идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых
процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею «непротивления злу на­силием»;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий»
для «изменения взглядов человека».

9. Отметить импонирующее вам утверждение:

ТЕСТ (продолжение)

7. Определите идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых
процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею «непротивления злу на­силием»;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий»
для «изменения взглядов человека».

9. Отметить импонирующее вам утверждение:

Сочинение

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: «Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ "После бала" строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй».

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались». В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька - белая, воздушная. Солдаты - черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. «После бала» действуют иные правила и законы. «Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.

В душе молодого человека «музыканты» играют другую мелодию - мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки».После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.

После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.

Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами «надо все по закону». После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: «...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном «светлые», «приятные» образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей - не только внешне, но внутренне.

Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.

В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)