Open
Close

"Коронация Наполеона": разбор картины Давида. Ювелирные украшения на коронации наполеона

Слова императора Франции Наполеона I (1769 - 1821), во время его коронации, как короля Италии, 26 мая 1805 года в Миланском соборе. Прибыв на церемонию коронации Наполеон I, вопреки сложившейся ранее традиции возложения короны на голову короля кардиналом, вырвал железную корону лангобардов из рук кардинала Капрора и сам надел на себя. При этом он сказал: "Dieu me la donne, gare a qui la touche" (итал.) (Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет).

Следует отметить, что впервые Наполеон возложил сам на себя корону годом раньше, во время торжественного венчания и помазания на царство Франции в Париже. Этот эпизод описывает Е. В. ТАРЛЕ в книге "Наполеон":

"2 декабря 1804 г. в соборе Нотр-Дам в Париже произошло торжественное венчание и помазание на царство Наполеона. Когда нескончаемый ряд золотых придворных карет со всем двором, генералитетом, сановниками, папой и кардиналами подвигался от дворца к собору Нотр-Дам, несметные толпы народа глядели на этот блестящий кортеж. В этот день, впрочем, повторялась кое-где и фраза, которую историческая легенда приписывает разным лицам и которая будто бы была сказана одним старым республиканцем из военных в ответ на вопрос Наполеона, как ему нравится торжество: "Очень хорошо, ваше величество, жаль только, что недостает сегодня 300 тысяч людей, которые сложили свои головы, чтобы сделать подобные церемонии невозможными". Эти легендарные слова относят иногда и к моменту подписания конкордата, но они являются и для того и для другого случая весьма характерными.

В центральный акт коронации Наполеон внес совершенно неожиданно для папы и вопреки предварительному постановлению церемониала характернейшее изменение: когда в торжественный момент Пий VII стал поднимать большую императорскую корону, чтобы надеть ее на голову императора, подобно тому как за десять столетий до того предшественник Пия VII на престоле св. Петра надел эту корону на голову Карла Великого,- Наполеон внезапно выхватил корону из рук папы и сам надел ее себе на голову, после чего его жена, Жозефина, стала перед императором на колени, и он возложил на ее голову корону поменьше. Этот жест возложения на себя короны имел символический смысл: Наполеон не хотел, чтобы папскому "благословению" было придано слишком уж решающее значение в этом обряде. Он не пожелал принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных, и меньше всего из рук главы той церковной организации, с влиянием которой он нашел целесообразным считаться, но которую не любил и не уважал".

Художник Жак Луи Давид по заказу самого Наполеона I написал картину «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (фр. Sacre de l"empereur Napoléon Ier et couronnement de l"impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, le 2 décembre 1804).

Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

Картина находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 3699.

Примеры

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.):

"Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, (Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет).

Наполеон Бонапарт - великий французский император, коронация которого состоялась 2 декабря 1804 года.

Жак-Луи Давид в революционный период

Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным, и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида.

Давид - представитель классицизма во французской живописи. Участвовал в революционном движении и выступал за свержение короля Создал ряд картин на революционную тематику: «Смерть Марата», «Клятва в зале для игры в мяч». Примерно в это же время основал Национальный музей в Лувре.

""Коронация Наполеона"" - картина Давида, расположенная в данный момент в Лувре, и посмотреть ее могут все посетители музея. Вообще-то, оригинальное название полотна - "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года", но в обиходе чаще используется именно сокращенный вариант.

Предложение Наполеона художник принял с огромной радостью, так как был его приверженцем и полностью разделял взгляды будущего императора. К тому же после смерти Робеспьера он жаждал нового витка своего творчества.

Подготовка к коронации Наполеона I

Наполеон славился своей любовью к Цезарям и Римской империи в целом, поэтому свое восхождение на трон хотел провести в соответствии с собственными вкусами.

Самой коронации в стиле Древнего Рима предшествовала глобальная подготовка, а местом проведения церемонии стал знаменитый который быстро отстраивали после последствий недавней революции, а также украшали в духе древней империи.

‘’Коронация Наполеона’’ стала пиком творчества мастера и способствовала обновлению классицизма посредством реализма.

Полотно Давида

Все фигуры на полотне тщательно проработаны, благодаря чему все действующие лица хорошо узнаваемы. Кроме того, художник явно продемонстрировал свое отношение к определенным аспектам, которые явно подвергаются критике со стороны живописца и в какой-то мере отдают непочтительностью.

На картине ""Коронация Наполеона"" Жак-Луи Давид постарался передать все события данной церемонии.

Например, религиозная обстановка всей процедуры, роскошь и помпезность, да и сам Папа Римский, облаченный в золото и с самодовольным взглядом на лице, вовсе не создают атмосферы духовности, а являются, скорее, насмешкой. Это и есть основное непочтение. Так как Давид обладал революционным характером, он изобразил Нотр-Дам как место сборища дилетантов, а не в качестве храма Господа.

Когда император увидел готовую картину, он потребовал от живописца изменить сцену, где Папа сидит с отсутствующим видом, с руками, сложенными у себя на коленях. Аргументация Наполеона была предельно ясна: он заставил приехать слугу Бога из такой дали не для того, чтобы тот ничего не делал.

Классический реализм Давида

Сам Наполеон был представителем мелкой буржуазии, и его вид в шикарном королевском одеянии сам по себе должен был вызвать насмешки, но живописцу удалось сгладить этот факт, сделав акцент на мужественности и величии его позы.

Будущая императрица Жозефина имела весьма дурную славу, но ее муж потребовал короновать и ее, несмотря на то что ни одна королева не была удостоена подобной чести. Чтобы замять этот факт, Давид изобразил покорность женщины, уделив особое внимание ее внешней красоте.

На пороге становления нового императорского режима во Франции реализм Давида отдает некой карикатурной направленностью. Некоторые критики видят эти проявления в изображении всей церемонии. Обладая критичным умом, Давид мог так поступить, если его что-то не устраивало, несмотря на симпатию к новому лидеру.

Хотя Давид присутствовал на самой церемонии и делал некоторые подготовительные эскизы, картина не является стопроцентным отображением реальных событий. Художник внес некие коррективы. Ярким примером является изображение матери императора, величаво устроившейся между двумя центральными колоннами на заднем фоне. Ведь на самом деле она не присутствовала на коронации сына, а находилась в это время в Риме. На холсте же она окидывает Наполеона встревожено-печальным взглядом.

Можно заметить еще одно искажение действительности. На картине правитель изображен с лавровым венком на голове, в то время как на самом деле он снял его, чтобы надеть корону. Многие считали, что венок подходит императору больше, чем корона, поэтому после определенных колебаний Давид отдал предпочтение именно ему.

Если бы художник следовал реальности, ему надлежало бы изобразить Наполеона в ногах у Папы Римского, а Жозефину поставить еще ниже. Однако, зная о непростых отношениях между правителем и представителем духовенства, он отказался от этой идеи.

Поэтому Давид остановился на коронации императрицы Наполеоном.

Мастер также отдал должное изображению величественности архитектурного сооружения. Это прослеживается через многочисленные вертикальные оси - три колонны, алтарь с высокими свечами.

Главные герои картины

На картине изображено от 153 до 200 человек, но не все они поддаются идентификации. Однако безошибочно узнаются следующие персонажи:

  • кардинал Фэш, кардинал Капрара, греческий патриарх, которые обосновались вокруг Пия VII;
  • принцы Нэвшателя и Понте-Корво, французский канцлер, принц Мурат и три маршала - они составляли группу офицеров императора, на голове у каждого шляпа с перьями;
  • братья и сестры Наполеона, фрейлины, принцессы, составляющие свиту императрицы;
  • повернутые лицом к зрителю мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Боумон.

Окончание работы над картиной

В 1807 году работа над картиной ""Коронация Наполеона"" была закончена. Наполеон рассматривал полотно около часа, после чего восторженно воскликнул, что Давид прекрасно справился с задачей и создал императору нужное амплуа. Впоследствии картину выставили на обозрение публики, что придало ей значительной популярности.

""Коронация Наполеона"" (год примечательного события указан в начале статьи) радовала парижан на протяжении всего года. Примечательно, что за свой труд Давид попросил всего сто тысяч франков, что вызывало множество споров с имперской ""бухгалтерией"", которая находила массу причин, чтобы не выдавать гонорар.

Картина ""Коронация Наполеона"" (дата начала работы над полотном - 21 декабря 1805 года, завершения - январь 1808 г.) стала самым великим творением ее автора.

«Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года» – апофеоз пропагандисткой живописи не только в творчестве классициста Жака-Луи Давида, но и во всём европейском искусстве. Не странно ли: тот самый Давид, который был одним из первых лиц Великой французской буржуазной революции, другом Марата и Робеспьера, членом Конвента и подписантом решения о казни короля Людовика XVI, уже через несколько лет станет прославлять самопровозглашённого императора? Когда Наполеон спросил у одного из приближённых (в прошлом – ярого республиканца, как и Давид), понравилась ли ему коронация, тот отвечал: «Великолепно, ваше Величество. Жаль только, что на ней не присутствовали те триста тысяч людей, которые положили свои жизни, чтобы такие церемонии стали невозможны» .

Но Давид заглушил в своём сердце подобные рефлексии. Торжественный въезд Наполеона в Париж в 1797 году потряс художника как событие не столько политическое, сколько эстетическое. Корсиканец поразил его, тонкого ценителя античной эстетики, своим римским профилем и энергией абсолютной, не подлежащей малейшему сомнению власти. «Какая же у него голова! – восторгался Наполеоном Давид. – Она настолько совершенна, что достойна сравнения с лучшими образцами античной скульптуры и живописи!»
Наполеон, следует заметить, не отвечал художнику взаимностью. Он полагал, что прошлое «живописца революции» даёт основания сомневаться в искренности его верноподданнических инстинктов. Но Бонапарт всегда высоко ценил профессионалов (именно это во многом определило его успех) и потому запечатлеть для потомков торжество своего «венчания короной и помазания на царство» он поручил именно Давиду.

Почти три года понадобилось художнику для выполнения этого масштабного гимна имперскому величию. Устроители церемонии коронации постарались на славу: такой помпезности Франция не могла упомнить и во времена монархии. Кортеж из золотых карет с представителями знати, боевыми генералами, церковниками во главе с Папой Пием VII, которого Наполеон решил пригласить на торжество, обеспечивая себе религиозную легитимность, – этот в буквальном смысле блестящий кортеж медленно и торжественно двигался от дворца до Собора Парижской Богоматери, а десятки тысяч парижан толпились на улице, чтобы поглазеть на грандиозное зрелище.

Апогеем самой коронации стал момент, когда Папа собирался возлагать на императора золотой лавровый венец, а Наполеон вырвал из его рук корону и сам водрузил её себе на голову. Этим вызывающим жестом Бонапарт утверждал абсолютный характер своей власти, показывал, что обязан ею только самому себе, а не содействию Папы, да и кого бы то ни было (кстати, позже, когда Наполеон присоединит к Франции Папскую область, Пий VII будет брошен в темницу). Изначально Давид намеревался изобразить именно момент возложения короны . Но, по размышлении, решил, что это внесёт ненужную конфликтность и драматизм, и изобразил следующий этап церемонии – когда Наполеон коронует Жозефину.

В «Коронации Наполеона» Давид старается не упустить ни одной важной детали. Многочисленные присутствующие на церемонии – реальные лица. Сам художник изображён сидящим где-то на трибунах. Многие чиновники наполеоновского госаппарата, опознав себя на картине, потом выражали неудовольствие: зачем Давид расположил их так далеко от императора. Художник парировал: «Быть слишком близко к солнцу – небезопасно для жизни».

Наполеон потребовал внести кое-какие правки – например, Давиду пришлось дописать его мать Летисию, которая в реальности на церемонии отсутствовала. Но в целом император остался «Коронацией» доволен: «Прекрасно, просто прекрасно! Давид, вам удалось постичь мои мысли и изобразить меня французским рыцарем!»

Франция, Париж

Впервые Наполеон занял Милан в 1796 году после победы над австрийцами при Лоди, с 1797 года Милан стал столицей марионеточной Цизальпинской республики. В августе 1799 году русско-австрийские войска одержали победу над французской армией, и Милан вновь попал под австрийское владычество.

Уже в должности первого консула Наполеон вновь отбирает Милан у австрийцев после победы над войсками Второй коалиции в битве при Маренго в 1800 году. По условиям Люневильского мира, заключенного 9 февраля 1801 года, республика была восстановлена (в 1802 – 1805 с включением в состав части Венето и Фриули называлась Итальянской республикой, президентом которой стал Наполеон). Через полгода после того, как становится императором Франции, 18 мая 1805 года Наполеон провозглашает создание Итальянского королевства со столицей в Милане, а себя – королем Италии. Принимается решение, что Наполеон будет коронован 26 мая в Миланском кафедральном соборе Железной короной Лонгобардского королевства.

22 мая организаторы церемонии выехали на трех повозках с сопровождением 50 вооруженных всадников в Монцу, где в кафедральном соборе хранилась главная реликвия Ломбардии - Железная корона, по легенде, сделанная из гвоздя Креста господня, найденного святой Еленой на Святой Земле. Именно этой короной короновались лонгобардские короли, а также большая часть германских императоров, от Карла Великого до Карла V. Вечером того же дня процессия прибыла в миланский кафедральный собор, где передала корону кардиналу – архиепископу Милана, который установил ее на алтаре собора.

К 10 часам утра 26 мая в кафедральный собор прибыли главы и представители судебной и исполнительной властей, военачальники. В 11 часов архиепископ Милана покинул свою резиденцию и также отправился к собору. К этому времени над парадной дверью собора был установлен герб королевства, стены и колонны собора были покрыты шелком и позолоченными тканями.

В 11 часов 45 минут 26 мая 1805 года Наполеон, императрица Жозефина и сестра Наполеона принцесса Элиза покинули Королевский дворец и отправились в кафедральный собор. Следует отметить, что между Королевским дворцом и Дуомо (находятся неподалеку, на одной площади), была организована длинная галерея. Проход был богато украшен, покрыт сверху и открыт со сторон.

В 12 часов дня началась церемония коронации. Наполеон вошел в Собор в императорской короне. Возложение Железной короны сопровождалось бурными аплодисментами присутствующих на церемонии. При этом Наполеон сказал: «Бог дал мне это, остерегайтесь того, к чему он прикасается». Вечером состоялись фейерверки в честь коронации, на следующий день – скачки в честь нового короля. Тогда же Железная корона была с теми же почестями отправлена обратно в Монцу. 31 мая 1805 года состоялся грандиозный бал, который новый король дал в «Ла Скале».

7 июня 1805 года был издан указ о назначении Евгения Богарне вице-королем Италии, именно он и стал фактическим руководителем государства на ближайшие годы.

В Итальянское королевство вошло большинство земель северной Италии. В 1806 году под власть Наполеона попал Неаполь, а в 1809, после ссоры Наполеона с папой Пием VII, Папская область во главе с Римом.

Грандиозные завоевания Древнего Рима не давали покоя Наполеону. Его неизменно восхищал романский ювелирный стиль с лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами… Лавровый венок Бонапарта - чистейшей воды ампир: одно из самых дорогих ювелирных направлений. Ампир высокомерен — не терпит серебра, его оправа — платина и 18-ти каратное золото, элитные камни — бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины.


Коронация



Андреа Аппиани, коронация Наполеона

Сенат Французской республики предложил Наполеону Бонапарту податься в императоры. Первый консул с готовностью отрапортовал: «Я принимаю титул, который вы нашли полезным. Для блага народа».


Наполеон, коронация

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери. Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.

Прибытие Наполеона в ратушу

И вот, карета, запряженная восемью лошадьми, остановилась у собора. Из нее вышли: Наполеон в длинной белой атласной тунике, расшитой золотом и Жозефина, в белом атласном платье, с золотыми узорами. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. В кульминационный момент с плеч Бонапарта ниспадала темно-красная бархатная мантия с горностаем. Тяжелая мантия, вышитая золотыми пчелами, весила восемьдесят фунтов, ее поддерживали четыре сановника. Бархатную мантию Жозефины, за ней несли три сестры Наполеона.

Наполеон, коронация

В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Церемониймейстер — граф Луи Филип де Сепор, отчаянно старался порадовать новоявленного императора. Граф Де Сепор припомнил, что достославного короля Карла Великого в 768 году приветствовала процессия из двенадцати девственниц с зажженными свечами, и предложил повторить шествие. Но кто-то иронично поинтересовался, где, после беспредела революции, можно найти в столице столько девственниц? Тогда сосредоточились на императорских регалиях. И опять осечка — во время революции не уцелели не только девственницы, но и атрибуты французской короны. Некоторые пришлось делать заново.

Корона


Наполеон, коронация

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!».


Бьенне, корона Карла Великого (Шарлеманя), Лувр

Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года, королей Франции. Была сделана из четырех пластин, увенчанных крестом, украшенных драгоценными камнями, а позднее, большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий венчала французских королей, но во время революции была утрачена. Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, увенчанные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Копия короны Наполеона «Лавровый венок»

Наполеон - давний поклонник Римской империи, спал и видел: императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он — Бонапарт? Ювелиры выковали золотой лавровый венок. Символ доблести, обошелся казне в 8 000 франков.

Подлинный лист сохраненный с Исабеем

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог понять ее пропорции. Император надел лавровый венок и пока пристраивал на голове — отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист - единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Жозефина


Нито, тиара Жозефины

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты. Позднее у мадам Богарне были сотни, затем тысячи украшений и камней без оправы. А Наполеон безостановочно покупал новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В ее шкатулки переехали драгоценности французской короны. Кроме одной — алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся опалы - предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности, он мрачно именовался «Сожжение Трои».


Тиара Жозефины сбоку. Сравните с той, что на картине

Мари-Этьен Нито - известный парижский ювелир, основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году. Он изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.

Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.

Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, ее фотографии показывают, насколько фантазия живописца разнится с действительностью. Можете сравнить сами — обе короны тут присутствуют.

Картина

Энгр, Наполеон на троне

Знаменитая картина Жака-Луи Давида имеет длинное информативное название «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Это был серьезный заказ серьезного человека - без пяти минут императора. Работа над картиной, длившаяся три года, была завершена в конце 1807-го. В феврале 1808-го года, полотно впервые встретилось со зрителями.



Корона Карла Великого в представлении Жака-Луи Давида

Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел, до этого он был придворным живописцем короля. Это умение ему пригодилось, чтобы изобразить коронацию Наполеона. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами, казненными за приставку «де» перед именами, куска кружев или кольца знатности… Мелкий дворянин, в вышитых перчатках и платье пурпурного бархата, настоял на том, чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Все промолчали, даже не вспомнили — ни одна из королев, в течение нескольких веков, не удостаивалась подобной чести.


Жак-Луи Давид, Жозефина на коронации

В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость (смотрите выше).

Лувр. Картина Жака-Луи Давида

Тщеславие Наполеона выплеснулось в нарядах из бархата расшитого пчелами - символами королевской власти. Этот знак, минуя Бурбонов, связал нового императора с древними Меровингами. Пчела заменила геральдическую лилию.


Скипетры

Скипетр Карла V

Скипетр — признак верховной власти. На коронации Наполеона их было два — скипетр Карла V и «Рука Правосудия». Оба ныне находятся в Лувре, в отделе предметов искусства.


Скульптура Карла Великого на скмпетре

На коронации Бонапарта, одной из нескольких подлинных средневековых регалий, был скипетр. Когда-то король Карл V отказался от королевской атрибутики в пользу сына — будущего Карла VI. Детальное описание драгоценного жезла есть в перечне королевской сокровищницы, сделанном в 1379-1380 годах: Париж, золото, жемчуг, драгоценные камни, стекло, высота 60 см. Скипетр не претерпел сильных изменений. Единственное — лилии первоначально были покрыты белой эмалью. Вершина скипетра — фигура Карла Великого. Сцены из его легендарной жизни украшают набалдашник. Воскрешение легендарного короля франков объясняет, почему данный предмет был включен в имперские регалии Наполеона.

Скипетр «Рука Правосудия»



Рука Правосудия

Уникален французский скипетр «Рука Правосудия» в виде левой ладони из слоновой кости в жесте благословения. И держать его полагалось в левой руке. Для коронации Наполеона в 1804 году, ювелир Мартин-Гийом Бьенне удлинил «Руку Правосудия» — она была вдвое короче, до бархатной части. В данной композиции, только «рука» из слоновой кости — средневековая. Медный стержень девятнадцатого века. Соединение украшено «кольцом Святого Дени», камеей-инталией из сокровищ Сен-Дени.

Оружие


Меч «Жуайёз», Лувр

Для коронации, Наполеон велел доставить меч принадлежавший Карлу Великому, из Экса. Это оружие, названное «Жуайёз» (Joyeuse) спешно привезено из лавки подержанных вещей. Но тут Наполеона ожидала засада: на эфесе красовались королевские лилии — символ французской монархии. Ювелирам было приказано переделать рукоять и изготовить ножны, украшенные зеленым бархатом с золотыми пчелами. В конце концов, Бонапарту надоела возня с доделками-переделками, и он заказал новые регалии.


Мечи для коронации Наполеона, Фонтенбло

Меч - символ рыцарства, и в XIX веке оставался церемониальным оружием. Богатое украшение мечей только подчеркивало их парадный характер. Мечи из золота и бриллиантов изготовлены для коронации Наполеона в 1804 году. Хранятся в музее Наполеона в Фонтенбло.
В мечтах, Наполеону виделся коронационный палаш, украшенный «Регентом». Но знаменитый алмаз был вставлен в эфес его консульской шпаги. «Регент» массой 136,75 карат, огранки «подушка», в первоначальном виде весил 410 карат. Согласно оценке, стоимость камня составляла две трети всех королевских регалий. Раритет чудом уцелел после экспроприации французских королей, революционно настроенными гражданами. При разграблении королевского дворца, в 1792-ом, «Регент» пропал. Уникальный алмаз был найден и заложен республиканцами московскому купцу Трескову. Выкупил «Регент» генерал Бонапарт. Алмаз принимал участие в коронации на эфесе шпаги Наполеона, закрепленной на белой бархатной перевязи. Папа Римский, освящая императорские регалии, вероятно, снял проклятие с алмаза «Регент», имевшего черную-пречерную репутацию.

Регент

В 1886 году сокровища французской короны выставили на торги. «Регент», купленный Лувром за 6 миллионов франков, находится в музее и поныне.

Орден Почетного легиона



В 1802 году, Наполеон утвердил орден Почетного легиона, за военные и гражданские заслуги. На церемонии коронации, Бонапарта обвивала золотая цепь со знаком ордена — пятилучевой белой эмалевой звездой, обрамленной зеленым венком из лавровых и дубовых листьев с профилем (кого бы вы думали?) — Наполеона. В руках императора символ власти — держава, на пальце — коронационный перстень.

Талисман Шарлеманя

Король Карл Великий (Шарлемань)

Основатель империи Каролингов, король франков с 768 года, Карл Великий или Шарлемань — воин, снискавший славу на Западе и Востоке. Знаменитый багдадский калиф Харун Ар-Рашид, в надежде завоевать его расположение, задабривал Карла Великого богатыми дарами.

Жозефина, фрагмент картины Давида

Однажды Шарлемань обратился к славным мастерам Харуна: изготовьте любовный талисман для меня, короля франков. Талисман, гарантировавший любовь жены короля, вскоре засверкал двумя большими сапфирами кабошонами. Вокруг них, по золотой оправе «разбросали» сапфиры, изумруды, аметисты, гранаты, жемчуг. «Главные» сапфиры предусмотрительно приложили к кресту, на котором распяли Иисуса, а внутри медальона хранилась прядь волос, предположительно, Девы Марии. Талисман честно работал - Карл Великий и его жена были вместе, пока смерть не разлучила их…

Любовный талисман Шарлеманя

В 814 году, доблестный Шарлемань был похоронен с почестями и драгоценностями (в том числе, с любимым сапфировым талисманом), в соборе Экс-ан-Прованс-ля-Шапель. Король Отто III приказал в 1000 году вскрыть его могилу и передать сокровища на хранение в казначейство собора Ля Шапель.

Браслет, картина Давида

Летом 1804 года, Жозефина посетила Экс-ан-Прованс-ля-Шапель, чтобы набрать святой воды и почтить память Шарлеманя. Через месяц, вместе с ней прибыл Наполеон, который «порекомендовал» настоятелю одарить жену реликвиями Шарлеманя, в том числе, достопамятным сапфировым талисманом. Жозефина надевала его во время коронации. Жак-Луи Давид, весьма вольно написавший церемонию, увековечил талисман Карла Великого в браслете императрицы. Никто не знает, к кому из потомков Жозефины отошел любовный талисман. Предположительно, он находится в частной коллекции.

Обратный отсчет

Коронационное кольцо Жозефины - огромный рубин в золоте. Мальмезон, Франция

Все пройдет - пройдет и это. Ушло время Наполеона. Бурбоны вернули королевский титул и все началось «с точностью до наоборот». Теперь истерично старались ликвидировать остатки культа Наполеона, искоренить память о нем во французском обществе. Для этого, в 1819 году императорские регалии были уничтожены. От роскошного лаврового венка остался единственный листок, сохраненный художником Исабеем. Ныне это бережно хранимая реликвия, заключенная в специальный футляр. А вот, заказанную Наполеоном корону Карла Великого, оставили, взамен уничтоженного революцией древнего венца французских королей. Сегодня она вольготно живет в парижском Лувре. Больше никого не будет короновать знаменитый венец! В 1885 году Национальное собрание Франции постановило продать большую часть королевских, императорских регалий и драгоценностей, чтобы воспрепятствовать любым попыткам реставрации монархии. Сохранились лишь несколько предметов, благодаря их исторической ценности.