Open
Close

Кто такой дракула. Влад III Цепеш (Дракула)

Граф Дракула - это персонаж, известный, пожалуй, каждому. Предлагаем сегодня поближе познакомиться с этим героем и выяснить, существовал ли он на самом деле.

Первые упоминания

Впервые имя графа Дракулы было использовано в 1897 году в романе ирландского писателя Абрахама «Брэма» Стокера. Так звали главного антагониста произведения - злобного вампира-кровопийцу, который живет в мрачном замке и не переносит дневной свет. В действительности же такой человек не существовал, а своего рода прообразом для героя книги стал известный румынский принц, князь Валахии - Влад ІІІ Цепеш. В переводе с румынского языка «цепеш» означает «сажающий на кол». Такое прозвище не возникло просто так. Расправляясь со своими врагами, граф приказывал сажать их на колья. В результате жертва могла мучиться часами, а иногда днями. «Драко» с латинского переводится как «дьявол», так что имя графа Дракулы, как прототипа главного злодея романа Стокера, небезосновательно.

История Дракулы

Как упоминалось ранее, Влад ІІІ был жестким господарем, боролся с боярами за централизацию власти, выступал в походы против турок. Известно, что правитель разрешал крестьянам вооружаться, чтобы повысить возможность сопротивления ненавистным турецким налетам. В результате отказа платить дань турецкому султану в княжество пыталась войти большая армия Османской империи, но их продвижение было успешно остановлено не без помощи населения.

Легенды о мунтянском воеводе

Будучи строгим, но справедливым правителем, граф Дракула вызывал страх и уважение своих подданных. Существует несколько историй, которые документально подтверждены записями в архивах и летописях или устно передавались жителями тех краев из поколения в поколение. Самая знаменитая из них повествует о купце, которого обворовали на рынке. Вор украл кошелек у торговца. Тот пожаловался Владу ІІІ Цепешу. Вора быстро нашли и, традиционным для правителя способом наказали, посадив на кол. А кошелек подбросили купцу, добавив одну лишнюю монету. Пересчитав содержимое, торговец сообщил правителю, что там есть лишни деньги. Граф Владислав Дракула ухмыльнулся и сообщил: «Если б ты промолчал, сидел бы рядом со своим обидчиком!» Другая история рассказывает о том, что в те времена в Румынии было много нищих. Граф Дракула собрал их всех вместе в большом зале, накормил, напоил, а после обильного обеда задал вопрос: «Желаете ли вы прекратить мирские муки свои?» Многие ответили утвердительно, после чего правитель велел поджечь зал, наполненный людьми. Еще одна история рассказывает о золотой чаше, поставленной возле фонтана прямо в городе. Из нее мог напиться воды любой желающий, и никто даже не помышлял украсть ее. Вероятно, население Валахии было очень напугано публичными казнями, и никто не желал умирать будучи посаженным на кол.

Где обитал легендарный правитель

На современной карте вы не найдете Валахии - княжества, которым правил в свое время Влад III Цепеш. Сегодня это часть современной европейской страны Румынии. Валахия располагалась на юге Карпат, достигая реки Дунай. Край этот весьма живописный, имеет замечательную красивую природу. Очарование от гор, рек, свежего воздуха надолго вам запомнится, если вы решите отправиться в этот район. Одним из мест, настоятельно рекомендуемых к посещению, является город Брашов. Именно в нем расположен знаменитый замок графа Дракулы - Бран. Историки не владеют подтверждениями того, что он был постоянной резиденцией Влада Цепеша. Однако информация о том, что, посещая княжество Трансильвания, граф Дракула останавливался в замке Бран, не подлежит опровержению. Туристы, побывавшие здесь, заявляют, что в коридорах и комнатах здания слышны стоны и крики, а поутру в воздухе витает запах крови. Таким образом, для такого современного государства, как Румыния, граф Дракула и по сей день является средством для пополнения казны.

Подвиги румынского князя

Если на минуту перестать думать о Дракуле как о вампире и обратиться за исторической справкой к энциклопедиям и архивам, то станет понятно, что Влад III Цепеш был довольно упрямым, строгим, но грамотным полководцем, истинным патриотом. Будучи рожденным в 1430 году (некоторые историки называют 1431 год), он стал основным претендентом на трон Валахии, на территорию которой свои претензии предъявляли католическая Венгрия и мусульманская Османская империя. Уже в возрасте тринадцати лет граф Владислав Дракула принимает участие в битве под Варной. В семнадцать лет, с помощью турок, он восходит на престол Валахии. Но править ему удается недолго. Лишь в 1456 году Цепеш надолго занимает место правителя. Через четыре года он решает прекратить платить дань Османской империи. Султан Мехмет, лично знакомый с Владом III Цепешем, был удивлен таким поступком и отправил огромную армию разобраться с князем-отступником. К удивлению султана, небольшая Валахия, во главе которой стоял кровожадный правитель, дала серьёзный отпор армии янычар. Замок графа Дракулы осаждали полчища врагов, но атаки были отбиты, и в итоге туркам пришлось возвращаться домой с пустыми руками.

Отображение в раннем кинематографе

В современных фильмах, благодаря появлению компьютерных спецэффектов, граф Дракула преобразился, стал выглядеть еще более устрашающе. Достойной внимания картиной является «Дракула Брэма Стокера» 1997 года от режиссера Френсиса Форда Копполы. В кино пересказана книга ирландского писателя. Роль главного протагониста сыграл Гэри Олдмен. Актерский состав фильма весьма впечатляет: Энтони Хопкинс и Киану Ривз отлично вписались в свои роли. Самым «свежим» фильмом является «Граф Дракула» 2014 года выпуска. Сюжет в нем несколько отошел от классического фильма ужасов. Тут присутствует любовная история и повествование о лихих походах румынского воеводы, который оберегает родную землю от турецких захватчиков. А свою неземную силу в этой интерпретации он получил от древнего вампира. Кроме того, в кино «Граф Дракула» 2014 года присутствуют нестыковки, связанные с семейным положением и именами детей графа.

Дракула в современном кино

В современных фильмах благодаря появлению компьютерных спецэффектов граф Дракула преобразился, стал выглядеть еще более устрашающе. Достойной внимания картиной является «Дракула Брэма Стокера» 1997 года от режиссера Френсиса Форда Копполы. В кино пересказана книга ирландского писателя. Роль главного протагониста сыграл Гэри Олдмен. Актерский состав фильма весьма впечатляет: Энтони Хопкинс и Киану Ривз отлично вписались в свои роли. Самым «свежим» фильмом является «Граф Дракула» 2014 года выпуска. Сюжет в нем несколько отошел от классического фильма ужасов. Тут присутствует любовная история и повествование о лихих походах румынского воеводы, который оберегает родную землю от турецких захватчиков. А свою неземную силу в этой интерпретации он получил от древнего вампира. Кроме того, в кино «Граф Дракула» 2014 года присутствуют нестыковки, связанные с семейным положением и именами детей графа.

Роль в современной культуре

В последние десятилетия все большее влияние на нас оказывает западная культура. Некогда она была нам чужда, но сегодня многие ее особенности прочно вошли в нашу жизнь. Так, с Запада к нам пришли разные праздники, которые ранее не отмечались в наших краях. Одним из них является Хэллоуин (канун Дня всех святых). Традиционно в этот день празднующие его люди наряжаются в карнавальные костюмы. Необходимым требованием к наряду является «ужасная» или «мистическая» тематика. Костюм графа Дракулы занимает лидирующие позиции в рейтинге костюмов на Хэллоуин. Тем более что он является довольно простым и состоит из длинного плаща со стоячим воротником и клыков. Таким образом, человек, надевший такой костюм, будет походить на Дракулу-вампира из кино и иметь привычный для нашего глаза вид кровопийцы.

Учитывая время, в которое проживал граф Дракула, фото с этим легендарным персонажем не существует. Однако есть картины и фрески с его изображениями. Для любителей подобной тематики наряд Влада III Цепеша в праздничный вечер произведет неизгладимое впечатление. А истинные ценители жанра и истории лишь подтвердят неотразимый вид.

Вампир или нет?

Насколько нам известно, вампир - это тот, кто пьет чужую кровь. Имидж кровопийцы граф Дракула получил благодаря роману и последующим фильмам на его основе. Прототип героя книги - Влад III Цепеш не был уличен в употреблении человеческой или чьей-то другой крови. Однако, будучи строгим, а иногда жестоким господарем своих земель, он часто наказывал и казнил людей, провинившихся даже в мелочах. А казни были ужасными и показательными, дабы неповадно было другим повторять злодеяния. Возможно из-за этих кровавых расправ с образом румынского средневекового князя и связывают образ Дракулы-вампира. В любом случа, вне зависимости от того, пил он кровь или не пил, сегодня самым знаменитым вампиром в мире считается Дракула, созданный писателем из Ирландии, с которым читатель впервые познакомился в далеком 1897 году. Влад Цепеш стал прототипом героя, не более того. Поэтому верить в сверхъестественные силы князя Валахии не стоит, даже несмотря на весьма яркую биографию этого правителя, его подвиги и легенды о нём.

Несколько слов напоследок

Влад III Цепеш Дракула жил более пятисот лет назад, а память о нем жива до сих пор. «Виной» тому - граф Дракула, фото, видео и иные материалы о котором заполнили сегодня медийное пространство. Знаменитый персонаж создал целое направление в кинематографе и искусстве. И сегодня каждый год выходят в прокат фильмы и сериалы, где главными героями являются кровожадные кровопийцы. Вампир Дракула натолкнул сотни историков на желание разведать сколько-нибудь полезную и интересную информацию о господаре Валахии XV века - князе Владе III. Таким образом, некоторые пробелы истории были заполнены.

Имя: Влад Цепеш (Влад Дракул)

Дата рождения: 1431 г.

Возраст: 45 лет

Дата смерти: 1476 г.

Деятельность: князь Валахии, прототип графа Дракулы

Семейное положение: был женат

Влад Цепеш: биография

Существуют такие исторические личности, чьи жестокие деяния леденят кровь и вселяют ужас. По сведениям биографов, лично наблюдал за пытками осужденных, которых попеременно обливали кипятком и ледяной водой, а затем топили в реке. Не отстает и венгерская графиня , которая, по легенде, любила купаться в крови молодых девушек, чтобы сохранить свою молодость.


Этот список можно продолжать бесконечно, однако стоит отметить знаменитого господаря Валахии Влада III Цепеша, который стал прототипом Дракулы в одноименном романе . Жизнь этого носителя короны окутана мифами и правдивыми сказаниями, поговаривают, что напуганные враги называли Влада сыном дьявола. Цепеш вошел в историю как «колосажатель» и разжигатель биологической войны, однако в родной стране он снискал славу гения военной мысли.

Детство и юность

Биография Цепеша, потомка Влада II Дракулы и молдавской княжны Василики, отчасти остается загадкой, потому что ученые не могут дать точного ответа, когда же родился правитель Валахии. Историки обладают лишь предположительными фактами и датируют его рождение между 1429-1430 и 1436 годами.

Юный Цепеш не производил приятного впечатления и обладал отталкивающей внешностью: его лицо украшали большие холодные глаза и оттопыренные губы. По древнему сказанию, маленький мальчик видел людей насквозь. Родитель Влада воспитывал своего отпрыска в соответствии со строгими правилами того времени, поэтому первоначально юноша научился владеть оружием, а только потом стал обучаться грамоте.

Свое детство Влад провел в исторической области, городе Сигишоара. Тогда Трансильвания (ныне находящаяся в Румынии) принадлежала Венгерскому Королевству, а дом, в котором жил Цепеш вместе с отцом и старшим братом, до сих пор стоит на месте и находится по адресу Жестянщиков, 5.


В 1436 году Влад II стал правителем Валахии и перебрался в столицу этого небольшого государства – Тырговиште. Владения господаря располагались между Трансильванией и Османской империей, поэтому князь Валахии был готов к нападению турок. Чтобы сохранить суверенитет, Дракул вынужден был платить дань турецкому султану древесиной и серебром, а также дарить дорогие подарки турецким вельможам.

Следуя древнейшему обычаю, Влад II отправил своих сыновей к туркам, поэтому Цепеш вместе с братом Раду на протяжении четырех лет удерживались в добровольном плену. По слухам, на территории Турции братья наблюдали за пытками, а Раду стал объектом сексуального насилия. Однако нет доподлинных подтверждений тому, что Влад II отправил своих отпрысков в Османскую империю в качестве заложников.


Ученые, наоборот, считают, что господарь Валахии был уверен в безопасности своих сыновей, так как сам нередко бывал в гостях у турецкого султана. Единственное, чего должны были опасаться Влад и Раду в моменты пребывания в Турции, так это переменчивое настроение султана, который любил притронуться к спиртному.

Правление

В декабре 1446 года венгры совершили государственный переворот, в результате чего Владу II отрубили голову, а старшего брата Цепеша заживо закопали в землю. Эти события стали подоплекой формирования характера Дракулы.

Об этом венгерском произволе узнал турецкий султан, который начал собирать войска. Одержав победу над венграми, вождь Османской империи посадил на трон Цепеша, сместив венгерского ставленника Владислава II, занявшего престол при поддержке трансильванского воеводы Яноша Хуньяди.


Султан одолжил Дракуле турецкие отряды, и в 1448 году в Валахии появился новый господарь. Новоявленный правитель Цепеш начинает расследование об убийстве отца и натыкается на факты, связанные с боярами.

Янош Хуньяди объявил восшествие Дракулы на трон незаконным, венгерский полководец начал собирать войско, но к тому времени Цепеш успел скрыться в Молдавии, затем в Трансильвании, откуда был изгнан сторонниками Яноша.


В 1456 году Цепеш вновь посещает Трансильванию, где собирает армию соратников ради того, чтобы завоевать трон Валахии. Известно, что Влад III правил государством 6 лет и отметился не только внутри Валахии, но и за пределами этих земель. По некоторым источникам, во время своего царствования Цепеш уничтожил порядка ста тысяч человек, однако эти данные не подтверждены.

Также он проводил церковную политику, направленную на укрепление церкви, оказывал церковнослужителям материальную помощь, а также прославился военными походами в Трансильванию и в Османскую империю (Цепеш отказался платить дань). Помимо прочего, Влад III отправлял денежные перечисления в монастыри Греции.

Личная жизнь

Современники описывают Влада Цепеша по-разному. Одни говорят, что он был бледнолицым и худощавым красавцем с черными, как смоль усами, другие же утверждают, что господарь Валахии обладал отталкивающей внешностью, а его выпученные холодные глаза вселяли страх во всех и каждого. Но в одном ученые сходятся: Влад Дракул был беспредельно жестоким человеком.


Правителя не зря прозвали «колосажателем», так как сажание людей на кол было любимым методом казни Влада III. Враги, умершие такой смертью, истекали кровью, поэтому на заостренных палках висели бледные тела (Влад предпочитал колы с закругленным верхом, смазанным маслом, которые вводились в прямую кишку).

Кстати, поэтому Влада Дракулу и прозвали в фольклоре и литературных произведениях вампиром, хотя подтверждений того, что Цепеш пробовал человеческую кровь, нет.


Примечательно, что султан Мехмед II, увидев тысячи гниющих трупов турок, бежал со своей армией без оглядки. Владу III нравилась такая могильная обстановка и у него даже возрастал аппетит от вида агонии поверженных врагов.

Что касается личной жизни Цепеша, то она окутала мистическими и таинственными ореолами: о его женах и любовницах сочинено столько литературных произведений, что понять, явь это или вымысел писателей, сложно. Поговаривают, что Дракула был женат дважды на неких Елизавете и Илоне Силадьи. У господаря Валахии было трое сыновей: Михаил, Влад и Михня Злой.

Смерть

Говорят, что Влад III Цепеш скончался в 1476 году по инициативе Лайоты Басараба. Но нет точных сведений, каким образом умер враг Османской империи. Бытует несколько мнений: либо Влада убили подкупленные подданные, либо Цепеш умер от меча во время битвы с турками (якобы Дракулу случайно приняли за врага).


Другие свидетельствовали, что сердце Цепеша перестало биться ни с того ни с сего, пока он сидел в седле. По недостоверной информации голова Дракулы хранилась во дворце турецкого султана, в качестве трофея.

Дракула

Прозвище Дракула Влад III Цепеш получил от отца, который состоял в высокопочтенном Ордене Дракона, борющегося с язычниками и безбожниками. Члены этого сообщества носили медальоны из драгоценных металлов, на которых была нанесена гравировка с мифологическим чудовищем. Также родитель Цепеша чеканил монеты, где были изображены огнедышащие существа. Фамилия Цепеш досталась Владу уже после смерти: таким прозвищем наградили князя турки, само слово «цепеш» означает «кол».


О таком колоритном персонаже, как Влад III, написано не одно произведение, но книгу, которая способствовала популяризации Дракулы как клыкастого любителя крови, сочинил Брэм Стокер.

Стоит сказать, что над своим детищем ирландский писатель трудился семь лет, изучая исторические труды о валахском правителе. Но, тем не менее, рукопись Стокера нельзя отнести к биографическому произведению. Это полноценный роман, приукрашенный фантазией и художественной метафорой.


Произведение Брэма дало новую волну в мире литературы и кинематографа: стали появляться многочисленные рукописи о боящемся Солнца и чеснока Дракуле, а также были отсняты документальные фильмы. Канонический образ графа Дракулы, который обитает в мрачном замке и пьет кровь, удалось создать американскому актеру Бела Лугоши (фильм «Дракула» (1931), мастерски перевоплотившемуся в бледнолицего вампира.

Память

  • 1897 – роман «Дракула» (Брэм Стокер)
  • 1922 – фильм «Носферату. Симфония ужаса» (Фридрих Вильгельм)
  • 1975 – опера «Влад Цепеш» (Георге Думитреску)
  • 1992 – фильм «Дракула» ()
  • 1998 – музыкальный альбом «Nightwing» о жизни Влада Цепеша (группа Marduk)
  • 2006 – мюзикл «Дракула: Между любовью и смертью» (Бруно Пеллетье)
  • 2014 – фильм «Дракула» (Гарри Шор)
Влад Цепеш или граф Дракула...

Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему — Дьявол. Так жесток и мудр был, что, каково имя, такова была и жизнь его…

Федор Курицын, «Сказание о Дракуле воеводе»

«Наряду с великой жестокостью Влад Дракула обладал великой доблестью. Такова была его отвага, что в 1462 году он переправился через Данубу и совершил ночью конный набег на лагерь самого султана Мехмеда II с войском, собравшегося вторгнуться в Валахию… Дракула сразил несколько тысяч турецких воинов, и сам султан едва не расстался с жизнью... Слава Дракулы пережила его таинственную гибель и странные похороны в 1476 году и померкла, кажется, лишь в лучах европейского Просвещения». (Геллинг. «История Центральной Европы»)

Уже почти шесть веков тянется за Владом Цепешем зловещая тень его устрашающей репутации. Кажется, что речь идет на самом деле об исчадии ада. Кровожадный вампир, «ужас, летящий на крыльях ночи», деспот, сажающий на кол за малейшую провинность, и так далее и тому подобное. Влад Цепеш превратился в массовом сознании в чудовище, равных которому не бывало.

А может, это был обычный для той эпохи деятель, разумеется, обладавший выдающимися личными качествами, среди которых демонстративная жестокость занимала отнюдь не последнее место? О Дракуле снимают фильмы- ужасов и пишут книги, леденящие кровь. О личности валашского господаря до сих пор идут споры, делаются очередные попытки выяснить соотношение мифа и реальности, правды и вымысла в описаниях этого человека. Однако при попытке разобраться в событиях, отстоящих от нас почти на шесть веков, иногда неосознанно, а иногда намеренно вокруг образа этого человека создаются новые мифы.

Так каков же он был на самом деле и почему именно его выбрали в «главные вампиры» истории? Кем же был тот, кто для миллионов читателей и кинозрителей стал воплощением вампиризма? На родине, в Румынии, он, как правило, считается поборником «жестокой справедливости», спасителем и защитником отечества. Эту странную антитезу один из исследователей сформулировал так: «Небезызвестный Дракула, валашский садист и патриот».

Но двусмысленности начинаются сразу же, едва мы попробуем воспроизвести полное имя, титул и прозвище нашего героя. Одни источники уверенно называют валашского господаря Владом III, другие же - не менее уверенно - Владом IV. Причем речь идет не об отце и сыне (порядковый номер отца, тоже Влада, варьируется соответственно), а об одном и том же человеке. Конечно, за древностью лет подобные расхождения неудивительны... Но, с другой стороны, никто ведь не путается в номерах куда более многочисленных Людовиков!

Год его рождения, не говоря уже о дате, точно не известен. Влад Цепеш-Дракула родился, вероятнее всего, в 1430 или 1431 году (кое-кто называет даже 1428 или 1429 годы), когда его отец, Влад Дракул, претендент на валашский трон, поддерживаемый императором «Священной Римской империи» Сигизмундом Люксембургским, находился в Сигишоаре, трансильванском городе вблизи границы с Валахией.

В популярной литературе часто связывают рождение Влада с моментом вступления его отца в орден Дракона, куда тот был принят 8 февраля 1431 года императором Сигизмундом, занимавшим тогда еще и венгерский престол. Однако на самом деле это просто совпадение, а скорее - попытка такое совпадение изобрести. Таких выдуманных, а иногда и реальных совпадений в биографии Влада Цепеша полным-полно. Относиться к ним следует с большой осторожностью.
Отец Влада III, правитель Валахии Влад II (или по некоторым документам все-таки III), находясь в юности при дворе германского императора, действительно вступил в орден Дракона, примем орден был исключительно респектабельным - его члены обязывались подражать Святому Георгию в его неукротимой борьбе с нечистью, которая тогда ассоциировалась с полчищами турок, наползавшими на Европу с юго-востока.

Именно благодаря вступлению в орден Дракона отец Цепеша получил прозвище Дракул (Дракон), перешедшее потом по наследству и к его сыну. Так называли не только Влада, но и его братьев Мирчо и Раду. Поэтому не понятно, связывалось ли такое имя с представлением о нечистой силе или даже скорее наоборот. В качестве постоянного напоминая о данном обете рыцари носили изображение дракона, убитого Георгием и висящего с распростертыми крыльями и перебитой спиной на кресте. Но Влад II явно перестарался: он не только появился со знаком ордена перед подданными, но и чеканил дракона на своих монетах, даже изображал на стенах сооружаемых церквей. В глазах народа он с точностью до наоборот стал драконопоклонником и потому обрел прозвище Влад Дракул (Дракон). Автор русского «Сказания о Дракуле-воеводе» пишет прямо: «именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудр, яко же по имени его, тако и житие его».

Известно, что это прозвище использовалось иностранными владыками при официальном титуловании Цепеша, когда он был правителем Валахии. Цепеш обычно подписывался «Влад, сын Влада» с перечислением всех титулов и владений, но известно и два письма за подписью «Влад Дракула». Совершенно ясно, что он носил это имя с гордостью и не считал его оскорбительным.

Прозвище Цепеш (Тепеш, Тепес или Тепез - румынская транскрипция допускает варианты), имеющее такое жуткое значение (по-румынски «Сажатель-на-кол», «Пронзитель», «Насаживающий на кол»), при его жизни не было известно. Скорее всего, оно еще до его гибели употреблялось турками. Разумеется, в турецком звучании - «Казыклы». Однако похоже, что и против такого имени наш герой нисколько не возражал. После смерти господаря оно было переведено с турецкого и стало использоваться всеми, под ним он и вошел в историю. Есть еще портрет, сохранившийся в тирольском замке Амбрас. Разумеется, Дракула вряд ли был именно таким, каким его изобразил средневековый художник. Современники признавались, что Влад, в отличие от своего брата Раду, прозванного Красивым, красотой отнюдь не блистал. Зато был физически очень сильным человеком, прекрасным наездником и пловцом.

А вот был ли он патологическим садистом или же бескомпромиссным героем, который не имел права на жалость, - на этот счет мнения расходились тогда и продолжают расходиться теперь. Для начала обратимся к истории. Княжество Валахия в те времена являло собой то самое маленькое государство, которое, как заметил мудрый лорд Болингброк из «Стакана воды», получает какие-никакие шансы в том случае, если на его территорию претендуют сразу два больших. В данном случае на Валахии сошлись интересы католической Венгрии, наступавшей на православие, и мусульманской Порты, претендовавшей на мировое владычество. Валахия была областью, зажатой между турецкими владениями с юга (особенно после 1453 года, когда пала раздавленная турками Византия) и Венгрией с севера.

Кроме того, за спиной маленькой Валахии пряталась богатая Трансильвания (или Семиградье), принадлежавшая Венгрии, где бурно развивались ремесла, проходила ветвь Великого шелкового пути, росли самоуправляемые города, основанные саксонцами. Семиградские купцы были заинтересованы в мирном сосуществовании Валахии с турками-агрессорами. Трансильвания была своего рода буферной территорией между венгерскими и валашскими землями.
Своеобразие геополитического положения Валахии, а также религиозная специфика (исповедание народом и государями православия) противопоставляли ее как мусульманской Турции, так и католическому Западу. Это обусловило крайнее непостоянство военной политики. Правители то шли вместе с венграми на турок, то пропускали турецкие армии в Венгерскую Трансильванию. Борьбу супердержав валашские господари более-менее успешно использовали в своих целях, залучаясь поддержкой одной из них, чтобы очередным дворцовым переворотом свергнуть ставленника другой. Именно таким образом взошел на престол Влад-старший (отец), с помощью венгерского короля свергнувший своего двоюродного брата. Однако турецкое давление усиливалось, и союзничество с Венгрией мало что давало. Влад-старший признал вассальную зависимость Валахии от Порты.

Такое сосуществование достигалось по традиционному для того времени сценарию: князья отправляли ко двору турецкого султана своих сыновей в качестве заложников, с которыми обращались хорошо, но в случае мятежа в вассальном государстве немедленно казнили. Таким гарантом повиновения и стали сыновья валашского господаря: Раду Красивый и Влад, который свое далеко не столь невинное прозвище заработает позже. Тем временем Влад-старший продолжал маневрировать меж двух огней, однако в конце концов был убит вместе с сыном Мирчо то ли венграми, то ли собственными боярами.

Кроме того, говоря об ужасах, неразрывно связанных с именем Дракулы, следует помнить о состоянии страны и существовавшей там системе власти. Государи избирались на престол из одного и того же рода, но выбор не был обусловлен какими-либо определенными принципами престолонаследия. Все решала исключительно расстановка сил в кругах валашского боярства. Поскольку любой из членов династии мог иметь множество как законных, так и побочных детей, любой из которых становился претендентом на престол (было бы кому из бояр на него поставить!), то следствием этого была фантастическая чехарда правителей. «Нормальный» переход власти от отца к сыну был редкостью. Понятно, что при стремлении зарвавшегося господаря закрепить свои полномочия, на повестку дня ставился террор, и объектом его оказывались как родичи правителя, так и всевластные бояре.

Террористические, если так можно выразиться, царствования были и до, и после Влада III. Почему же тогда творившееся при нем вошло в устные предания и литературу как превзошедшее все мыслимое и немыслимое, вышедшее за пределы самой жестокой целесообразности? Деяния этого правителя, широко растиражированные письменными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь.

Сама жизнь Влада (в румынских сказаниях он же воевода Цепеш) кажется непрестанным переходом от одной экстремальной ситуации к другой. В тринадцать лет он присутствует при разгроме турками валашских, венгерских и славонских войск в битве под Варной, затем - годы пребывания в Турции в качестве выданного отцом заложника (тогда-то он и выучил турецкий язык). В семнадцать лет Влад узнает об убийстве боярами из «венгерской» партии отца и старшего брата. Турки освобождают его и сажают на престол.

Из турецкой неволи Влад вернулся на родину законченным пессимистом, фаталистом и с полным убеждением, что единственными движущими силами политики служат сила или угроза ее применения. Продержался он на троне первый раз недолго: венгры сбросили турецкого ставленника и посадили на трон своего. Влад вынужден был просить убежища у союзников в Молдавии. Однако проходит еще четыре года, и во время очередной (уже молдавской) смуты гибнет правитель этой страны - сторонник Влада, который гостеприимно его принял в Молдавии. Новый побег - на этот раз к венграм, истинным виновникам смерти отца и брата Дракулы, и четыре года пребывания в Трансильвании, у валашских границ, жадное выжидание своего часа.

В 1456 году конъюнктура наконец сложилась благоприятно для беглого правителя. В очередной раз Дракула занимает престол с помощью валашских бояр и венгерского короля, недовольного своим предыдущим протеже. Так началось то правление Влада Цепеша в Валахии, во время которого он и стал героем легенд и совершил большую часть своих деяний, вызывающих до сих пор самые разноречивые оценки.

На четвертом году княжения Дракула разом прекращает выплату дани туркам и ввязывается в кровопролитную и неравную войну с султанской Портой. Для успешного ведения любой войны, а уж тем более с таким грозным соперником, необходимо было укрепить свою власть и навести порядок в собственной державе. К осуществлению этой программы и приступил Цепеш в присущем ему стиле.

Первое, что, согласно исторической хронике, совершил Влад, утвердившись в тогдашней столице Валахии городе Тырговиште, - выяснил обстоятельства гибели своего брата Мирчо и покарал виновных. Он приказал вскрыть могилу брата и убедился, что тот, во-первых, был ослеплен, а во-вторых, перевернулся в гробу, что доказывало факт погребения заживо. Согласно хронике, в городе как раз праздновали Пасху и все жители принарядились в самые лучшие одежды. Усмотрев в таком поведении злобное лицемерие, Цепеш распорядился заковать всех жителей в цепи и отправить на каторжные работы по восстановлению одного из предназначавшихся ему замков. Там они должны были работать до тех пор, пока парадные одежды не превратятся в лохмотья.

Звучит рассказ психологически вполне достоверно, да и документ, в котором он содержится, вроде заслуживает доверия. Это не памфлет, написанный врагами Влада, а добротный труд, составленный бесстрастным летописцем, причем почти одновременно с происходившими событиями.

Однако зададимся вопросом: а можно ли верить этой истории, описанной в хронике? Власть в Валахии была захвачена Владом 22 августа 1456 года, после расправы над соперником, гибель которого произошла 20 августа. При чем здесь Пасха, ведь дело шло к осени? Более правдоподобно выглядит предположение, что события эти относятся к первому вступлению Влада на трон в 1448 году, непосредственно после гибели брата. Однако тогда он правил всего лишь два осенних месяца - с октября по начало декабря, то есть никакого пасхального праздника тоже не могло быть. Получается, что мы имеем дело с легендой, каким-то образом исказившей действительность и связавшей воедино разные происшествия, изначально друг с другом никак не связанные. Хотя, возможно, некоторые детали, попавшие в хронику, и соответствуют реальности. Например, эпизод со вскрытием могилы Мирчо. Такое событие могло действительно произойти, причем еще в 1448 году, когда Цепеш стал правителем в первый раз.

Что наверняка подтверждается упомянутой хроникой, так это тот факт, что легенды о правлении Влада Цепеша стали складываться практически сразу же с началом этого правления. Кстати, хотя все эти рассказы содержали описание разнообразных жестокостей, совершаемых Владом, общий тон их был скорее восторженным. Все они сходились на том, что Цепеш в кратчайшие сроки навел в стране порядок и добился ее процветания. Однако средства, которые при этом он использовал, вызывают в наше время далеко не столь единодушный восторг.

С момента второго воцарения Дракулы в стране творится нечто невообразимое. К началу правления под его властью находилось (включая смежные с Валахией и контролируемые области Трансильвании) около 500 тысяч человек. За шесть лет (1456- 1462), не считая жертв войны, по личному распоряжению Дракулы было уничтожено свыше 100 тысяч. Возможно ли, чтобы правитель, пусть даже средневековый, вот так за здорово живешь уничтожил пятую часть своих подданных? Даже если в некоторых случаях под террор можно попытаться подвести какую-то рациональную основу (устрашение оппозиции, ужесточение дисциплины и прочее), то цифры все равно вызывают новые вопросы.

Происхождение легенд о Дракуле требует пояснений. Во-первых, деятельность Влада Цепеша была изображена в десятке книг - сперва рукописных, а после сделанного Гутенбергом изобретения и печатных, созданных в основном в Германии и в некоторых других европейских странах. Все они сходны, так что, видимо, опираются на какой-то один общий источник. Важнейшими источниками в данном случае являются поэма М. Бехайма (немца, в 1460-х годах жившего при дворе венгерского короля Матиуша Корвина), а также немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге» в конце того же столетия.

Другая группа сборников легенд представлена рукописями на русском языке. Они близки друг к другу, похожи и на германские книги, но кое в чем от них отличаются. Это древнерусская повесть о Дракуле, написанная в 1480-х годах, после того, как Валахию посетило русское посольство Ивана III.

Есть еще и третий источник - устные предания, до сих пор бытующие в Румынии, - как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску в XIX веке. Они колоритны, но в качестве опоры для поиска истины спорны. Наслоившийся в них за несколько веков устной передачи сказочный элемент слишком велик.
Источник, к которому восходят немецкие манускрипты, написан явно врагами Цепеша и изображает его самого и его деятельность в самых черных тонах. С русскими документами сложнее. Не отказываясь от изображения жестокостей Влада, они пытаются найти для них более благородные объяснения и ставят акценты так, чтобы те же самые поступки выглядели в предлагаемых обстоятельствах и более логично, и не так мрачно.

Вот некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором:

  • Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку — все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
  • Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
  • Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
  • Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
  • Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
  • Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей.
  • По свидетельствам древнерусской повести, Цепеш приказывал вырезать половые органы неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия и сдирать с них кожу, выставляя тела напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.
  • Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.
  • Однажды приехали к Цепешу послы итальянские(вариант — турецкие). Сняли шляпы, а под шляпами у них шапочки маленькие. И был у них обычай: шапочки(тюрбан) эти ни перед кем не снимать, даже перед их императором(султаном?). И приказал Цепеш своим людям гвоздями прибить послам шапочки(тюрбан) прямо к головам.
  • В то время огурцы выращивали как деликатес и однажды главный садовник недосчитался нескольких штук. Все кто имел отношение к огороду были вызваны к Владу и по его приказу палач начал вспаривать им животы. На пятом человеке он остановился так как обнаружил остатки огурцов. Виновному тут же отрубили голову, а другим разрешили выжить.

Хронологическая таблица биографии Влада III Дракулы-Цепеша

СОБЫТИЕ

1431

рождение Влада III Дракулы-Цепеша, отец Цепеша - Влад II Дракул вступает в Орден Дракона, основанный в 1387 году венгерским королем Сигизмундом Люксембургским.

1436

на престол Валахии восходит Влад II Дракул. Предположительно, в этот же год - рождение Раду чел Фурмоса (иногда транскрибируется, как "Фурмош" - "Красивейший")

1437-1438

Влад II Дракул заключает вынужденный союз с Мухаммедом II, султаном Османской Империи. Валахия приобретает статус "мумтаз эйялети" - привилегированной провинции в составе Османской Империи

1438

османская армия, в составе которой идут сербские войска, совершает грабительский поход по Валахии. Влад II Дракул вынужден сопровождать их.

1442

султан, сомневающийся в преданности Влада II Дракула, в сопровождении Влада III Дракулы-Цепеша и Раду чел Фурмоса в Адрианополь.

1443

Влад II Дракул уезжает из Адрианополя, оставляя заложниками Раду и Влада, которых спустя несколько месяцев переводят в крепость Эгригез.

1444

по вине Владислава I, короля венгерского, богемского и хорватского проиграна битва при Варне (Варненский крестовый поход). Гибель Владислава I. Янош Хуньяди Корвин бежит с поля боя. Практически сразу следует его арест, произведенный Владом II Дракулом.

1445

новый поход по Южной Валахии под предводительством Влада II Дракула. Валахия возвращает себе завоеванные турками придунайские крепости. На трон Венгрии восходит Ладислав V, Постум

1445-1447

Янош Хуньяди Корвин в ыходит на свободу, в сложной политической борьбе добивается титула регента Венгрии при малолетнем Ладиславе Постуме.

1448 (лето)

по прямому приказу Яноша Хуньяди Корвина казнен Влад II Дракул

1448 (октябрь)

Мухаммед II отпускает Влада III Дракулу-Цепеша на свободу с тем, чтобы тот занял трон Валахии. Раду чел Фурмос остается в заложниках. Проиграна битва при Косовом Поле.

1448 (декабрь)

Янош Хуньяди Корвин возвращается в Валахию, смещает Влада III Дракулу на валашском престоле, возвращается в Венгрию, оставляя наместником Владислава Дэнешти II. Влад III Дракула-Цепеш бежит в Молдавию под покровительство Богдана Молдавского, где знакомится со Штефаном чем Маре.

1449-1451

Влад III Дракула-Цепеша принимает участие в военных действиях Молдовы против Польши

1451

гибель Богдана Молдавского, Влад III Дракула-Цепеш и Штефан чем Маре перебираются в Трансильванию под покровительство Яноша Хуньяди Корвина

1453

взятие турками Константинополя, падение Византийской империи.

1456 (21-22 июля)

Влад III Дракула-Цепеш вместе с Яношем Хуньяди принимает участие в Белградской битве, в которой османская армия терпит поражение, что останавливает продвижение турок на запад.

1456 (8 (?) августа)

гибель от чумы Яноша, венгерский трон переходит к Ладиславу Постуму.

1456 (20 августа)

смерть Владислава II Дэнешти от руки Влада III Дракулы-Цепеша.

1456 (22 августа)

валашский трон, при поддержке Ладислава Постума переходит к Владу III Дракуле-Цепешу.

1456-1457

Влад III Дракула-Цепеш проводит захват Трансильвании, начинает репрессии по отношению к трансильванским купцам-колонистам.

1457

Влад III Дракула-Цепеш помогает занять трон Молдовы Штефану чем Маре.

1457

трон Венгрии переходит к Матиашу Хуньяди Корвину, который получает от папы большую сумму на организацию крестового похода.

1457-1459

Влад постепенно прекращает выплату дани султану, на границах Валахии все чаще вспыхивают локальные стычки с беями. Однако формальный вассалитет Валахии по отношению к Османской Империи еще сохраняется.

1460

Мухаммед требует выплаты дани. Влад отговаривается. Султан увеличивает размеры дани.

1461 (зима)

Мухаммед приглашает Влада III Дракулу-Цепеша на переговоры о пограничных вопросах в одну из южных валашских крепостей - Джурджиу. Влад отказывается, предлагая встречу на нейтральной, открытой территории, турки соглашаются. На переговоры направляется Юнус-бей, военную поддержку обеспечивает комендант Никопольской крепости Хамза-паша с 4-х тысячной армией. С переговоров в Турцию не возвращается ни один человек - окружив турков, Влад III Дракула-Цепеш с 3-х тысячной армией разбивает их.

1461 (зима-весна)

блицкриг по пограничным крепостям, захваченным турками. Влад III Дракула-Цепеш в числе прочих захватывает такие крупные, стратегически важные объекты, как Новиград, Туртукай. Общие число убитых по результатам блицкриг: Джурджиу - 6414, Новиград - 384, Туртукай - 630. Общий итог: 23809. Из убитых половину составляли османы, половину - албанцы.

1461 (лето (?))

Влад III Дракула-Цепеш женится на кузине Матиаша Корвина (различные варианты - Лидия, Матильда, Елена).

1462 (весна)

Мухаммед высылает карательную экспедицию из 30 тысяч человек во главе с Махмудом-пашой. Из них 12 тысяч остаются в приграничных крепостях, остальные переходят Дунай и начинают грабительский поход. Когда армия османов возвращается из набега, Влад III Дракула-Цепеш силами личной армии наносит удар, перебив 10 тысяч турок, освобождает захваченные гарнизоны, пленных.

1462 год (лето)

Мухаммед с 250 тысячной армией направляется в карательную экспедицию. Его сопровождает Раду чел Фурмос. Влад III Дракула-Цепеш объявляет всеобщую мобилизацию. Из союзников откликаются только Штефан чел Маре и Матиаш Корвин. Валашцы применяют тактику "выжженной земли". Перевоз продуктов для османской армии по Дунаю блокируется крепостью Килия, которая формально принадлежит Матиашу Корвину. Соотношение сил: 32 тысячи (из них 7 тысяч - личная армия) - Влад III Дракула-Цепеш, 250 тысяч - Мухаммед. Летучий отряд Влада III Дракулы-Цепеша, постепенно изматывая противника, наносит точечные удары по османам.

1462 (17 июня)

знаменитая "ночная атака" Цепеша: вторжение личной армии Влада III Дракулы в лагерь османов на подступах к Тырговиште. Результат: убито 30 (35?) тысяч османов, султан чудом остается в живых; со стороны Влада III Дракулы-Цепеша - 1 тысяча захваченных в плен, Влад легко ранен в голову.

1462 (конец июня)

армия османов походит к Тырговиште, где натыкается на лес кольев с "пропавшими" турками, среди которых - Хамза-паша, Юнус-бей. Султан разворачивает армию назад: на границах с Венгрией дежурит армия Матиаша, флот Штефана чел Маре подходит к Килии, окончательно отрезая возможность доставки продуктов. Влад III Дракула-Цепеш направляет отряд к Килии (крепость принадлежит Венгрии, а Штефан представляет Польшу), Штефан отступает. После этого Влад III Дракула-Цепеш наносит еще один удар по уходящей армии османов, разбивает авангард, но столкнувшись с основными силами, отступает. Уходя, Мухаммед оставляет за Дунаем Раду.

1461(предположительно)

рождение Михни (Михала) чел Рэу (другой вариант транскрибирования "чел Рау" - "Злой") - старшего сына Влада.

1462 (осень-зима

Валашские бояре заключают союз с Раду против Влада III Дракулы-Цепеша. Раду постепенно оттесняет Влада к северу. После предательства бояр, Влад вынужден отступить в Трансильванию, где он договаривается о встрече с Матиашем Корвином, все еще держащим армию на границах. Переговоры состоялись, однако, на обратном пути в Мутению Влад по личному приказу Матиаша Корвина захвачен в плен чешским наемником Яном Жискрой. Перед европейской антитурецкой коалицией Матиаш оправдывается подложными письмами, в которых Влад III Дракула-Цепеш якобы обещает султану свою помощь в захвате Венгрии и Трансильванию. Трон Валахии занимает Раду чел Фурмос.

1463

Влад помещен в заключение в крепость Пешт.

1464

Влада III Дракулу-Цепеша переводят в крепость Вышеград.

1464-1475 (по некоторым источникам: 1464-1468)

Влад III Дракула-Цепеш проводит в плену в Вышеграде, в башне Соломона, вместе с женой. В крепости же рождается два его сына: Влад и еще один (имя не известно, предположительно - Мирча).

1475 (по некоторым источникам - 1468)

Влад III Дракула-Цепеш переведен под домашний арест в Пешт, где строгость надзора за пленником постепенно снижается, вплоть до того, что последний допускается к венгерскому двору, ему позволено ношение оружия в пределах дома и встречи с иностранными послами.

1475

престол Валахии занимает Лайош (Лайота) Бессараб (Бессараб Батрин?)

1475 (январь)

Влад освобожден по настоянию Штефана чел Маре. Влад III Дракула-Цепеш снова включается в антитурецкую борьбу. Под его командованием венгерскими войсками взята крепость Шабац в Сербии.

1475 (зима-весна)

Влад III Дракула-Цепеш вместе со Стефаном Батори (Баторий)ведет бои в Сербии. Появляется все больше сторонников Влада III Дракулы-Цепеша, поддерживающих его право на валашский престол. Матиаш Корвин поддерживает равно Влада III Дракулу-Цепеша и второго претендента - Лайоша (Лайтоы) Бессараба.

1476 (лето-осень)

султан предпринимает попытку похода против Венгрии. Влад III Дракула-Цепеш и Стефан Батори выступают во главе венгерско-валашской армии. К ним присоединяется Штефан чел Маре. Объединенными силами турецкое войско частично разгромлено.

1476 (26 ноября)

Влад III Дракула-Цепеш, при поддержке Штефана чел Маре, одерживает победу над Лайошем Бессарабом и в третий раз завоевывает валашский трон. Штефан чел Маре возвращается в Молдову, оставляя Владу отряд в 200 человек для личной охраны.

1476 (декабрь)

Влад III Дракула-Цепеш продолжает военные действия самостоятельно и оттесняет турков к югу

1477 (январь)

Влад III Дракула-Цепеш гибнет в бою

Кто бы мог подумать, что у жестокого тирана, могли быть какие - то чувства к противоположному полу. Его личная жизнь покрыта мифами и темными тайнами. Как и версия о том, что граф Дракула являлся вампиром, его любовные связи остаются спорным вопросом.

Однако существует множество легенд об отношений Цепеша с девушками. Одна из которых гласит, что у Влада была любовница, которой также не удалось избежать жестокости возлюбленного. Однажды, девушка, застав своего графа в плохом расположении духа, решила порадовать его, сообщив, что ждет ребенка. Дракула не поверил ей и более того, обвинив её во лжи, вспорол ее живот кинжалом.

Но, тем не менее, существует еще одна легенда, повествующая о том, что граф Дракула всё - таки испытывал сильные чувства к представительнице женского пола. Произошло это, когда Влад Цепеш был еще совсем молод. Однажды, в Венгрии он встретил беглого румынского боярина и познакомился с его дочерью Лидией. Граф сумел отговорить девушку от желания уйти в монастырь и взял ее в жены. Но именно это любовь и страсть к Лидии - стало самым мучительным испытанием в жизни Дракулы. Легенда гласит, что девушка, поверив ложному доносу о том, что её граф погиб в бою с турками, бросилась с башни.

Все, что мы знаем о Дракуле, исходит от его противников. И все тщательно использует их свидетельства, в упор не видя документов с противоположным знаком пакости (например, поэму "Цыганиада" Й.Будай-Деляну конца XVIII - начала XIX веков, повествующую о том, как Дракула вел борьбу с вампирами; или легенду о его встрече с Богом, у которого он пытался узнать местонахождение могилы его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм; или, наконец, подписанных рукой Дракулы грамот). А в последних он, между прочим: а) дарил крестьянам земли, б) жаловал привилегии монастырям, в) отстаивал соблюдение церковных обрядов погребения для казненных преступников (а значит, уж никак не мог сажать на кол христиан); г) основывал церкви и монастыри, а также сам Бухарест.

Все настойчиво ищут материалы о Дракуле в Турции, Англии, Франции, т.е. исключительно у его противников, но этот факт ее не смущает. В это число попадают:

  • "Сказание о Дракуле" (16 век), где его называют продавшим душу дьяволу, не упоминая, правда, что он пил человеческую кровь;
  • турецкие хроники, не жалевшие красок, чтобы описать жестокость и храбрость наводившего на врагов ужас "Казыклы" (Сажателя на кол),
  • роман Брэма Стокера, состоявшего в оккультном ордене "Золотая Заря" (он практиковал черную магию);
  • «воспоминания» венгерского короля Матьяша Корвина, дважды предававшего Дракулу;
  • множество растиражированных по его велению первопечатных брошюр под названием "Об одном великом изверге".

Главным же источником послужил представленный Корвином в 1462 году, во время пребывания Дракулы в темнице, анонимный донос, в котором сообщалось о кровавых похождениях "великого изверга": десятках тысяч замученных мирных жителях, заживо сожженных нищих, посаженных на кол монахах и о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов. Из каких запыленных чуланов король извлек его, так и осталось непонятно. Но донос очень помог ему продержать упрямого вассала еще несколько месяцев в темнице, пока не вмешался новый понтифик Сикст IV: Влад, прославившийся своей храбростью и неподкупностью, понадобился ему для организации нового крестового похода на турков.

Вот этот-то документ и лег в основу многочисленных памфлетов и легенд о Дракуле, которые некоторые авторы со сладострастием цитирует: «В год от рождества Господа нашего 1456 Дракула вершил дела ужасающие и предивные. Поставленный господарем Валахии, он повелел сжечь четыре сотни юношей, прибывших в его земли, дабы изучить язык. По его велению большую семью посадили на колья, и множество своих подданных он повелел врыть в землю до пупа и после стрелять в них. Другие же были зажарены и с них сдирали кожу» (тексты нюренбергских памфлетов).
Удивительно, что, помимо этого доноса, нет ни одного иного свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века.

Но оставим на совести историков перипетии давних лет. В конце концов, коль не осталось румынских хроник и документов, могли бы покопаться в земле археологи. Ведь невозможно представить, что уничтожение десятков тысяч человек на протяжении нескольких лет, странным образом не замеченное европейцами и оттого не отраженное в их хрониках и дипломатической переписке, не оставило по себе никаких материальных следов, то бишь костей (не из киселя же были вылеплены жертвы)!

А мы попробуем поразмыслить, чем досадил европейским историкам князь во времена, когда, по свидетельству лорда Геллинга, «ужасающая жестокость была весьма обычным свойством знати»? Для начала вспомним, что в 15 веке вовсю пылали инквизиторские костры, войны были более обычным делом, нежели хлебопашество, из-за чего голод не раз стучался в ворота европейских городов. Крестоносцы разных мастей не оставляли попыток силой обратить в свою веру (а точнее говоря, рабство) «неверных».

Ну а насаживание на кол у турок, поляков, болгар было более обычным занятием, нежели высадка детишек на горшок.
Исходя из логики, государь маленькой горной страны, даже обладай непомерной жестокостью, был сильно ограничен в средствах - и подданных маловато, и укрыться среди лесов легче, и борьба с турками поглощала все силы и ресурсы - куда еще самому стараться?

Отсутствие придворных борзописцев, призванных восхвалять своего правителя, каковых имел каждый уважающий себя прыщ, конечно, было большой промашкой князя. И враги постарались этим воспользоваться. А недалекие потомки на основании вражеских наветов создали леденящую кровь картину: в самом центре Европы, тайком от европейских государей (так, что они ни о чем так и не прознали), но явно для турок полулегитимный князь Влад, который дважды возвращал себе и терял престол, валил народ десятками тысяч человек в год только потому, что этого требовала его душа.

Вначале Дракулу называли вампироборцем, из-за его совместной с римским императором Сигизмундом Люксембургом борьбы с гуситами, на белом знамени которых изображалась чаша евхаристии, полная крови. Большинство мирян, далеких от тонкостей теологических конфликтов, понимало гусистский символ буквально - как черную магию. Когда Влад, дабы выйти из венгерской темницы, был вынужден сменить веру на католическую, он в глазах населения автоматически перешел в противоположный лагерь - то бишь тех самых чешских вампиров, с которыми до того боролся.

Религиозное ренегатство в румынском фольклоре всегда означало продажу души дьяволу. Причастие в этом случае становилось подношением дьявола своему верному слуге в виде человеческой крови. Поэтому сразу после перемены веры о Дракуле сложились первые легенды как о вампире. А когда он погиб (в начале 1477 г.), его убили в соответствии с ритуалами, рекомендуемыми против вампиров - пронзили грудь копьем и отрубили голову, которую отправили в Стамбул, где она была выставлена в центре города для всеобщего обозрения. Тело похоронили в монастыре, находившемся в родовых владениях Влада. Когда столетия спустя археологи вскрыли гробницу, то не нашли ничего, кроме мусора и ослиных костей. Зато в другой гробнице, неподалеку, оказались останки обезглавленного человека.
Естественно, у создателей мифов о валашском князе в арсенале объяснения иные.

По другой версии, Дракула узнает о каком-то восточном методе, гарантирующем жизнь после смерти, и заранее обеспечивает себя логовом. Этот старый, как мир, метод предполагал, что для поддержания тела в состоянии не-умирания нужно пить свежую кровь, а дни проводить в специальном склепе.

Согласно версии Стокера, Дракула получил свою отличительность как часть Тайного Знания в некоей "шоломанче" (школе Соломона), где наставником был сам дьявол, который раз в сто лет "выбирает себе Ученика и сажает его на Дракона".

Так Влад Цепеш стал мистическим существом, который днём отсыпался в припрятанном под старой церковью гробу, ночью совершал убийства, даруя избранным вечную жизнь в качестве вампиров, а попутно накапливал знания, рассчитывая впоследствии на реальное воскрешение во плоти.

Определенно князь серьезно страдал одним из заболеваний крови. В королевских династиях, заключавших браки между узким кругом родственных лиц, подобные генетические нарушения были не в диковинку. Частота же их в отграниченных горами и турками странах европейского юго-запада была и того выше. Отсюда - свойственная князю раздражительность и пугающая странность облика. Неудивительно, что боязнь в любую минуту впасть в летаргический сон принудила его выстроить себе особую усыпальницу, из которой можно было бы легко выбраться и в то же время довольно замаскированную.

Боясь его мнимой смерти, султан и приказал отрубить поверженному голову. Что касается неестественной выпуклости огромных глаз, то она могла свидетельствовать о каком-то эндокринном заболевании. Не исключено, что эти болезни развились у Дракулы после турецкого плена и последующего 10-тилетнего пребывания в венгерской темнице. Словом, загадок в его деле - вагон и малая тележка.

Гибель Влада Дракулы в конце 1476 года окутана тайной. Существует несколько версий трагедии: по одной из них князя "по ошибке" убили свои же воины во время сражения с турками, по другой - убийцами оказались люди, подосланные Басарабом Лайотой. Но что же произошло на самом деле? Ключ к разгадке преступления таит сама могила Дракулы, находящаяся перед алтарем монастырской церкви Снагова. Когда мы видим эту могилу, возникает вопрос, как католик мог быть погребен в православном храме, да еще на столь почетном месте у царских врат? Объяснение этого, на первый взгляд противоречивого факта, позволит нам реконструировать обстоятельства гибели Дракулы.

Известно, что Влада убили неподалеку от Бухареста в лесу возле озера Снагов. Зимой, расположенный на острове монастырь становиться практически недоступным и только очень важные причины могли побудить князя отправиться туда в конце декабря 1476 года. Напомним, что главным условием освобождения Дракулы из венгерских застенков было перемена веры, в противном случае его ждала смерть в темнице. Князь вынужден был перейти в католичество, однако при первой же возможности он поспешил вернуться в лоно Православной Церкви. Можно предположить, что Дракула попал в смертельную ловушку, подстроенную Лайотой и турками, возвращаясь из монастыря после повторного крещения.

Влад Дракула погиб. Он должен был войти в историю как непримиримый борец с османскими захватчиками, защитник своего народа и Православной Церкви, но дурная молва постепенно превращала его в кровожадное чудовище. После смерти Дракулы, Матьяш не прекратил его дискредитацию, а появление книгопечатанья существенно облегчило его задачу. К концу XV века появилось множество однотипных немецких брошюр "Об одном великом изверге", пересказывавших содержание печально известного доноса 1462 года, о котором мы уже говорили ранее.

Но этот посмертный удар не был последним. Спустя четыре столетия после гибели Дракулы, в 1897 году был опубликован роман Брэма Стокера, на страницах которого Влад представал в роли омерзительного, проклятого Богом и людьми вампира. Что же натолкнуло автора не пользовавшихся особым успехом автора мистических романов Стокера сделать Дракулу героем своего произведения? Его выбор оказался неслучайным. "Превратить" князя Валахии в вампира Стокеру посоветовал профессор Будапештского университета Арминиус Вамбери, известный не только, как ученый, но и как ярый венгерский националист. Компания по очернению Дракулы, начатая королем Матьяшем продолжалась...

Тем, кто знает произведение Стокера по киноверсии Ф.Копполы, роман может показаться излишне затянутым и скучным, а роль самого кровожадного графа - второстепенной. Шумного успеха книга не имела. Мнение критики было единогласным: еще одна готическая страшилка. Но это была, что называется, мина замедленного действия, которая взорвалась, когда попала на глаза режиссеру Фрэнсису Форду Копполе. Его она действительно проняла, и он выжал из мистической истории все что можно. Созданный романистом персонаж совсем не похож на реального Дракулу, однако некоторые очень небольшие фрагменты романа позволяют утверждать, что Стокер прекрасно знал биографию князя. "Впоследствии, когда пришлось искупать великий позор моего народа - позор Косово - когда знамена валахов и мадьяр исчезли за полумесяцем, кто же как не один из моих предков переправился через Дунай и разбил турок на их земле? То был действительно Дракула! Какое было горе, когда его недостойный родной брат продал туркам свой народ в рабство, заклеймив вечным позором" - рассказывал граф историю своего рода Джонатану Харкеру.

Прочтя эти строки из романа, возникает вопрос, почему Стокер, отлично знавший, что Дракула посвятил всю свою жизнь защите христианской церкви и борьбе с Османской империей, наделил героя своего романа демоническими чертами? Почему Дракула Брэма Стокера боялся креста и был проклят Богом? Что это: неудачная фантазия автора или намеренное извращение фактов?

Брэм Стокер знал о вампирах не только из фольклорных источников - эта тема была хорошо знакома ему и по реальной жизни. Стокер являлся членом "Золотой Зари" - оккультной организации, созданной специально для занятий черной магией, в частности, практиковавшей ритуалы, связанные с использованием человеческой крови. Достаточно сказать, что в "Золотую Зарю" одно время входила такая зловещая фигура, как Алистер Кроули, называвший себя "зверем 666", а глава ордена и его жена были обвинены в самом настоящем вампиризме - супруги попытались испить крови доверчивого неофита, желавшего приобщиться к тайнам "Золотой Зари".

Злая ирония такова: мы судим о бесстрашном рыцаре, посвятившим свою жизнь защите христианской церкви по роману, созданному человеком, занимавшемся черной магией и оккультизмом. В сознании миллионов наших современников Влад Дракула стал вампиром, и это мнение невозможно изменить, какие бы факты не приводились в его оправдание. Такова жизнь, и Дракула, лишь один из бесконечного ряда оклеветанных и преданных неблагодарными потомками героев.


Милостивый государь! В предыдущих письмах я сообщал Твоему величеству как турки, самые ярые враги христианства, отправили к нам важных посланников с предложением нарушить мир и прервать дружеские связи, заключенные между нами и Твоим величеством, отменить празднование свадьбы и присоединиться к ним, для того, чтобы идти в турецкую Порту, к царскому двору; а в случае, если мы не откажемся от мира, дружеских связей и участия в свадьбе Твоего величества, тогда турки прекратят с нами мирные отношения. Также, они отправили видного советника турецкого султана, а именно Хамзу бея из Никополя, чтобы он решил вопрос с дунайской границей, потому как если бы этот Хамза бей смог бы привести нас каким-либо образом, хитростью ли, под честное слово, или иным обманный путём в Порту, было бы хорошо, а если бы не смог, тогда чтобы нашёл способ найти нас и доставить пойманными.

Но, милостью Божьей, пока мы направлялись к той границе, я узнал об их хитрости и вероломстве и мы были теми, кто положил руку на этого Хамзу бея, в турецких же владениях, поблизости от крепости, называемой Джурджу. Когда турки открыли крепость по требованию наших людей, ожидая, что зайдут их люди, наши - смешавшись с их - проникли в крепость и захватили её, после чего предали огню <…>

… Твое величество, знай, что в этот раз мы совершили это во вред им, всё побуждавших нас своими стараниями отказаться от христианства и примкнуть к их вере. Так знай же, Твое величество, что мы прекратили с ними мирные отношения не ради какой-то собственной выгоды, но ради Твоего величества, святой короны Твоего величества, сохранения всего христианского мира и укрепления католицизма.

Увидев, что мы сделали, они оставили все ссоры и претензии, имевшиеся у них до той поры - как в отношении владений и святой короны Твоего величества, так и во всех других местах - и обратили всю свою ярость против нас. С наступлением весны, когда распогодится, они вынашивают враждебные планы всеми силами наброситься на нас. Но, у них нет средств переправы, поскольку все переправы на Дунае, кроме той, что у Видина, я распорядился опустошить, сжечь и уничтожить. У видинской же переправы они знают, что не смогут принести нам существенного вреда, и потому намереваются привести морским путём суда из Константинополя и Галлиполи, прямо к Дунаю.

Таким образом, Милостивый государь, если биться с ними входит в намерения Твоего величества, набери со всей страны войско, как из кавалеристов, так и пехотинцев, приведи их через горы в нашу страну и соизволь здесь биться с турками. А если Твое величество не желает явиться самолично, тогда пришли всё войско в трансильванские владения Твоего величества, ещё до праздника Святого Григория. Если же в планы Твоего величества не входит присылать всё войско, пришли тогда столько воинов, сколько пожелаешь, хотя бы из Трансильвании и секейского края. Ну а если вознамеришься прислать нам помощь, Твое величество, тогда, пожалуйста, не мешкай, и прямо сообщи о своих планах. Нашего человека, который доставит письмо Твоему величеству, в этот раз прошу не задерживать, а сразу же отослать назад. Потому как никоим образом не хотим оставить начатое посередь пути, но довести его до конца. Ибо, если Господь Всемогущий выслушает молитвы и просьбы всех христиан и соизволит обратить свой слух к молитвам страждущих во имя Его, и подарит нам, таким образом, победу над язычниками и врагами христианства, это и будет самой высокой честью, пользой, и душевной помощью Твоему величеству, и истинному христианству; поелику не хотим бежать от их варварства, но, напротив, любым способом сражаться с ними. А если мы придём - упаси Господи! - к плохому концу, и наша маленькая страна исчезнет, Твое величество также не возымеет от этого никакой пользы и облегчения, ибо это причинит ущерб всему христианскому миру. Добавлю, что всё, что Твоей милости сообщит наш человек, Раду Фарма (Грамматик), можно верить так же, как если бы мы говорили с Твоим величеством лицом к лицу…

Граф Дракула - один из самых медийных персонажей. Однако немногим известно, что носивший это прозвище господарь Валахии Влад Цепеш совсем не походил на тот образ, который уже больше ста лет тиражирует массовая культура.

Валашский Грозный

«Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка; но сквозь всё это, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего, униженного, искаженного, но сильного и благородного по своей природе духа».

Так писал Белинский о русском царе Иване Васильевиче, однако подобная характеристика вполне подошла бы и другому грозному владыке - валашскому господарю Владу III Цепешу, жившему столетием раньше. Между этими двумя правителями гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Оба принадлежали к православной вере и владели церковнославянским языком. Оба рано лишились родителей и, несмотря на высокий сан, подвергались притеснениям в детстве и отрочестве. Оба являлись одними из наиболее образованных людей своей эпохи. И, наконец, оба демонстрируют пример того, как яркий фольклорно-литературный образ практически полностью подменяет реально жившего человека, в итоге имея очень мало общего с исторической действительностью.

Рождение вымысла

В конце XV века на древнерусском языке создаётся уникальный памятник светской литературы - небольшая «Повесть о мутьянском [румынском] воеводе Дракуле». Весь текст, по сути, представляет собой цепочку новелл, демонстрирующих тот или иной пример жестокостей господаря, запредельных даже по меркам не отличавшегося гуманизмом позднего Средневековья.

Скажем, однажды Дракула, проиграв битву с венгерским королём, был пленён и брошен в темницу на 12 лет (реальный исторический факт). Однако, гласит «Повесть», даже в заточении воевода «не оставил злого обычая, но мышей ловил и птиц, и казнил их тако: иных сажал на кол, иным отсекал головы, а иных, ощипав перья, отпускал».

Проблема «Повести о Дракуле» в том, что это интереснейшее произведение написано спустя около 10 лет после смерти Влада III, скончавшегося в 1476 году.

Однако был ли Курицын в соседних Трансильвании и Валахии, где жил и царствовал Цепеш, - в точности не известно. Более того, в «Повести» практически нигде не упомянуты дата и место совершения описываемых жестокостей; по форме и содержанию это скорее публицистическая статья, а не историческая хроника. В то же время для написании своей «Повести» Курицын частично использовал анонимный памфлет о якобы имевших место жестокостях Дракулы, написанный по приказу венгерского короля в 1463 году.

Зачем же венграм понадобилась дискредитировать соседа? Об этом поговорим далее.

Три имени

Итак, Влад III родился под династической фамилией Басараб (от которой, кстати, происходит название Бессарабии - одной из областей средневековой Румынии). Достоверно неизвестно, когда именно, -считается, около 1430 года.

Прозвище «Дракул», или «Дракула», которое носил при жизни, может быть переведено соответственно как «Дракон» или «Сын дракона».

Отец Влада (а, возможно, и сам Влад) состоял в рыцарском Ордене святого Георгия, адепты которого носили на одежде изображения змия, поверженного их святым покровителем.

По одной из версий, в числе основателей этого ордена был павший в битве с турками на Косовом поле сербский герой Милош Обилич. Задачей ордена - единственного православного духовно-рыцарского ордена Средневековья - являлась защита православной веры. Таким образом, можно предположить, что одним из мотивов очернения Дракулы была его деятельность на этом поприще - как увидим далее, весьма значительная.

Наконец, третье имя - Цепеш, означающее: «Наколосажатель» - стало широко употребляться европейцами лишь через 30 лет после смерти воеводы (а, как видим, при его жизни простые люди, оказывается, и знать не знали, что их господарь - мучитель и тиран).

Придя к власти в 1456 году, Влад расправился с валашскими боярами, повинными в заговоре, приведшем к гибели его отца и старшего брата. Количество насаженных на кол составило порядка 10 (прописью: десяти) человек. Собственно, это единственные исторически подтверждённые жертвы Цепеша из числа собственных подданных.

Легенды, впрочем, утверждают иное. Якобы господарь с придворными частенько обедали под насаженными на кол трупами (напомню, достоверность сей историйки остаётся исключительно на совести автора уже упомянутой «Повести о Дракуле»). Однажды слуга Цепеша не смог вынести вонь, исходившую от гнивших тел, и тогда деспот велел насадить его на самый высокий кол, приговаривая: «Там смрад до тебя не дойдёт».

А если серьёзно, то, вступив на престол, Влад III начал централизацию государства, создал ополчение из свободных крестьян для борьбы с османами и венграми, перестал платить дань турецкому султану. В 1462 году заставил отступить вторгнувшуюся в Валахию стотысячную армию самого Мехмеда II. По легенде, углубившись на территорию княжества всего на несколько миль, войско недавнего покорителя Константинополя в страхе повернуло назад: все эти несколько миль вдоль дороги стояли колья с насаженными турками.

Век массовой культуры

Второе рождение валашский господарь обрёл в 1897 году, с выходом в свет готического романа Брэма Стокера «Дракула», впоследствии ставшего культовым произведением масс-культуры.

Якобы граф Дракула, проклятый кем-то из своих бесчисленных жертв, после смерти восстал из могилы, переродившись в вампира.

Настоящий Цепеш никаким графом, конечно, не был; звучный титул Стокер добавил ради готической красоты Его герой жесток и кровожаден, однако, как и полагается инфернальному аристократу, не лишен и благородно-романтических черт.

Но как бы ни трансформировался образ Дракулы, следует отдать должное современным румынам, которые сделали из его кровавых деяний не национальную трагедию, а высокодоходный туристический бизнес. Сегодня в каждом втором замке Трансильвании вам расскажут леденящие душу истории из жизни Цепеша, который чуть ли не прямо вот в этой башне пил кровь невинных жертв. И никого не смущает, что оный замок построен спустя сто-двести лет после смерти великого господаря.

Его жизнь была полна борьбы за власть с жестокими противниками. И сам он совершил немало злодеяний, породивших в народе ужасающие мифы о вампирах. Влад III Басараб (около 1431 г.-1476 г.) – правитель небольшого княжества Валахия, расположенного на юге современной Румынии, получил сразу два прозвища: Цепеш и Дракула.

Дьявол или дракон?

Известно, что прототип многих современных историй о вампирах и его отец состояли в рыцарском ордене Дракона, который в 1408 году основал король Венгрии Сигизмунд I Люксембург. По некоторым сведениям, это было тайное оккультное общество, занимавшееся поисками источника вечной жизни. Не исключено, что эликсиром от всех болезней они считали человеческую кровь.

Слово Dracul можно перевести как «дракон», но по-румынски оно еще и означает: «черт, дьявол». Так называл себя Влад II Басараб, и его сын унаследовал данное прозвище, правда, в его случае оно преобразовалось в «Дракула». Тот факт, что правители православного княжества, позволяли себе именоваться столь неоднозначно, может свидетельствовать об их приверженности сатанизму.

Колосажатель

Прозвище «Цепеш» еще более мрачное. Оно произошло от румынского слова țeapă, которое переводится как «кол». Влада III прозвали колосажателем, поскольку он часто устраивал массовые казни ни в чем не повинных людей именно таким жестоким способом. Правитель Валахии, по некоторым данным, любил трапезничать среди несчастных, медленно умирающих подданных. Он наслаждался их предсмертной агонией и муками.

Поскольку трупы покойных были полностью обескровлены, в народе стали поговаривать, что Дракула не просто ест, глядя на них, но еще и пьет кровь своих жертв. Возможно, люди пытались как-то объяснить себе его зверства.

Пытки в турецком плену

Жестокость правителя Валахии многие исследователи пытаются объяснить страданиями, которые он перенес, находясь в турецком плену. Дело в том, что летом 1444 года Влада, который был подростком, и его младшего брата Раду их собственный отец передал султану Османской империи Мураду II (1404-1451 гг.) в качестве заложников. Если бы валахи отказались платить дань туркам и попытались бороться за национальный суверенитет, то мальчиков ожидала казнь.

Некоторые источники утверждают, что Влада жестоко пытали в плену, вынуждая принять ислам. Он видел, как расправились с другими заложниками, чьи родственники не угодили правителям Османской империи. И это, дескать, повлияло на характер молодого человека.

Брат, совращенный султаном

На психике валашского принца могли негативно сказаться и сексуальные домогательства, которым подвергся его брат Раду со стороны Мехмеда II Завоевателя (1432-1481 гг.) – сына турецкого султана.

По крайней мере, греческий историк Лаоник Халкокондил написал, что Раду Басараб и Мехмед II состояли в интимных отношениях. Это позволило некоторым исследователям предположить, что Влад стал свидетелем изнасилования своего младшего брата будущим правителем Османской империи.

Кровавая Пасха

Дракула стремился утвердить свою власть в Валахии, жестоко расправляясь с неугодными ему боярами, которые тайно поддерживали политических противников своего сюзерена. Однажды он пригласил представителей родовитой знати на пир по случаю православной Пасхи и казнил всех своих гостей.

Историки признают правдивость этой истории, они спорят лишь о дате события. Вероятнее всего, такой кровавой оказалась Пасха 1459 года, хотя некоторые исследователи указывают на 1457 год. Говорят, тогда было убито от 50 до 500 валашских дворян, и это могло быть своеобразным жертвоприношением Дьяволу.

Поддержка православной церкви

В свете всего сказанного по-настоящему шокирует не жестокость Влада III, а его набожность. Дракула щедро жертвовал деньги и земли православным монастырям и приходам, расположенным не только в Валахии, но и в Греции. В 1460 году недалеко от местечка Джурджу он основал монастырь Комана, а годом позже на средства правителя была построена церковь в городе Тыргшор.

Многие историки считают, что причиной такой щедрости Дракулы были его попытки заглушить бытующие в народе слухи о его преданности Сатане.

Католицизм как причина вампиризма

Впрочем, Владу III не удалось обелить свое имя пожертвованиями. Являясь православным княжеством, Валахия сталкивалась с постоянным давлением католической Венгрии и исламской Османской империи. Жители небольшой страны считали своим спасением преданность вере предков. А жестокость правителя-кровопийцы они объясняли его тайным переходом в католицизм.

Поскольку последователи западной ветви христианства, в отличие от православных, во время празднования Пасхи не причащаются кровью Христовой (которую традиционно заменяет красное вино), валахи подозревали, что вероотступник пытается компенсировать этот недостаток, выпивая человеческую кровь. То есть, переход в католицизм – это причина вампиризма. Румыны до сих пор верят, что отказ от религии предков толкает человека в лапы к Дьяволу.

Преступления явные и вымышленные

Стоит признать, несмотря на безусловную жестокость Влада III, многие рассказы о его злодеяниях были преувеличены в народном сознании, превратившись в легенды-страшилки. Например, история о 20 тысячах (в некоторых источниках – 30 тысячах) человек, посаженных на колья, чей вид испугал грозных воинов Османской империи, была сфабрикована политическими противниками и многочисленными врагами Дракулы уже после его смерти.

Кроме того, про правителя Валахии говорят:

Он приказал прибить гвоздями шапочки или тюрбаны к головам не то турецких, не то итальянских послов, которые отказались их снять в присутствии Влада III.

Вспорол ножом живот своей любовницы, пытавшейся убедить его в своей беременности.

Посадил женщину на кол за то, что у ее мужа была короткая рубашка.

Казнил боярина, которому не понравился вид и запах многочисленных трупов.

Собрал множество нищих, пообещав им роскошный обед, и сжег их вместе со зданием.

И это лишь малая часть страшных историй, рассказываемых о Дракуле.

Воткнули кол в сердце и отрубили голову

На то, что правителя Валахии в народе считали вампиром, косвенно указывает и способ, которым его убили в 1476 году. Кто совершил акт возмездия за многочисленные зверства, осталось неизвестным. Одни историки полагают, что это были турки, другие исследователи возлагают ответственность на венгров или возмущенных валахов, чьи родственники пали жертвами Дракулы.

Ему проткнули сердце деревянным колом и отрубили голову, которую отправили султану Мехмеду II, чтобы в гибели Влада III ни у кого не было сомнений.

Могила оказалась пустой

Причиной зловещих слухов о вампиризме правителя Валахии стал и тот факт, что его гробница оказалась пустой. Обезглавленный труп Дракулы, как известно, был похоронен в православном монастыре, расположенном в городе Снагове. Но когда исследователи вскрыли усыпальницу легендарного вампира, спустя многие века, то не обнаружили там ничьих останков.