Лермонтов михаил - из под таинственной, холодной полумаски. Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» (М.Ю
Лирика М. Ю. Лермонтова — очень тонкая материя. Каждая строка его стихотворных сложений как открытая душевная рана. Невзирая на то, что поэт имел репутацию увлекающегося и мечтательного человека, он всегда отдавался творчеству со всей силой самовыражения, трепетно и под вуалью легкой отрешенности рифмуя пережитое. Каждая женщина, которой Лермонтов посвящал строки, искренне и страстно занимала его мысли. Но была лишь одна девушка, память и любовь к которой сохранились в сердце до конца его дней.
Стихотворение было создано в 1841 году и относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Ему тогда уже наскучило светское общество, он чаще предпочитал уединение. Однако ради одной своей возлюбленной, навсегда оставившей след в его сердце, поэт иногда выезжает на балы. Там у него есть возможность встретиться с Варварой Бахметевой, в девичестве Лопухиной, и украдкой наблюдать за ней. Считается, что именно ей посвящены строки этого стихотворения.
Брат и сестры Варвары, состоявшей в дворянском сословии, дружили с Лермонтовым, который впоследствии и сам познакомился с барышней. Любовь между ними была платонической, но оттого не менее нежной, светлой и сильной. Варвара же была вынуждена принять предложение посватавшегося к ней состоятельного помещика Бахметева, так как родители ее были настроены против Лермонтова. Поэт посвятил возлюбленной не одно произведение. Считается также, что образы Веры и ее старого мужа из «Княжны Мери» (одна из глав «Героя нашего времени») списаны с четы Бахметевых.
Жанр, направление и размер
Жанр данного лирического произведения — элегия. Поэт с грустью и тенью воображения пишет о встрече с любимой женщиной.
Направление сочетает в себе черты романтизма и реализма. Романтизм проявляется в том, насколько поэт восторжен и пленен дамой своего сердца. И он использует для этого яркие средства художественной выразительности. Реализм же подчеркнут действительностью событий и переживаний автора. Варвара Лопухина стала музой для поэта уже на исходе его жизненного пути. Даже на конвертах с адресованными ей письмами Лермонтов часто в ярости перечеркивал инициалы любимой с фамилией мужа и указывал начальную букву девичьей фамилии. Настолько он болезненно переживал ее замужество и невозможность быть рядом.
Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма использована перекрестная, женская и мужская.
Образы и символы
Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.
Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.
Лирический герой, в роли которого выступает сам автор, способен узнать свою любимую женщину даже под маской. Он отличает ее черты, замечает изящество линий ее стана и лица, ловит каждый звук ее голоса. Тот образ, который скрыт под маскарадной маской, бесконечно любим им, вызывает трепетный стук сердца и напоминает о сильном чувстве, сокрытом внутри. Остальное уже рисует воображение поэта, он грезит, что когда-то они смогут встретиться с возлюбленной «как старые друзья», тщетно надеясь выйти за рамки недозволенности и запретности. Автор будто раскаивается в том, что не смог одарить дорогую женщину счастьем, и отказывается признавать права на нее другого мужчины, помещика Бахметева.
Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.
Темы и настроение
- Основная тема стихотворения — это, конечно, любовь . Она движет всеми помыслами и действиями поэта, она меняет и раскрывает его изнутри. Любовь к Варваре Лопухиной поистине прошла проверку временем и обстоятельствами: Лермонтов сохранил свое светлое чувство к Вареньке до конца жизни.
- Также мы видим ностальгию по ушедшим временам, которую мы тоже можем назвать темой произведения. Автор с горестью и тоской вспоминает те времена, когда шансы были еще не утеряны.
- Настроение лирического произведения то же, что и у самого автора. Его снедает горестная печаль от невозможности обрести счастье рядом с любимой женщиной и одарить ее им же. При этом темп стихосложения спокоен и не отличается пылкостью выражения. Это все было свойственно позднему периоду творчества Лермонтова.
Основная идея
Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.
Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.
Средства художественной выразительности
Все художественные средства, используемые автором при создании этого стихотворения, служили для построения полноты образов себя самого как лирического героя, незнакомки в маске, выступающей в роли любимой женщины, и в целом для всеобъемлющей передачи трепетных чувств поэта.
Лермонтов использовал только одно сравнение и уже в первом четверостишии: «Звучал мне голос твой отрадный, как мечта». Поэт тем самым сразу заявляет о стремлении своего сердца к возлюбленной, способности легко узнать ее средь шума и бала и о душевной боли, наполняющей его, будучи одновременно рядом и далеко от нее.
Эпитеты передают яркую эмоциональную окраску, придаваемую поэтом описываемым чувствам и переживаниям: «пленительные глазки», «лукавые уста», «таинственная, холодная полумаска», «девственные ланиты». Вместе с тем эти художественные образы говорят о том, что поэт одинок и раним. Он осознает, что не найдет способа выражения своей любви. Порой ему кажется, что любимая играет его чувствами, кокетничает. Это явственно передается через метафоры: «светили мне твои пленительные глазки», «улыбалися лукавые уста», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей». «Уста» — как пример возвышенной лексики, сообщающий о силе чувств к незнакомке в маске. Восклицание «Счастливец!» также передает высокую степень эмоционального состояния лирического героя.
Лермонтов подошел к созданию данного стихотворения, будучи преисполненным самых теплых, искренних и крепких чувств к даме сердца. И потому он наполнил свое творение самой изысканной и трогательной лексикой.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Стих. читает О. Ефремов
«ИЗ-ПОД ТАИНСТВЕННОЙ, ХОЛОДНОЙ ПОЛУМАСКИ», стих. (предположительно 1841), характерное для интимной лирики поздней поры: в отличие от ранних любовных циклов с их патетикой укоров и признаний, внимание поэта сосредоточено теперь не на истории собственного чувства, а на женских образах, значительных независимо от их причастности к лирической биографии автора.
Михаил Лермонтов
«Из-под таинственной, холодной полумаски...»
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки,
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!...
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
Читает Олег Ефремов
Оле́г Никола́евич Ефре́мов (1 октября 1927, Москва, - 24 мая 2000, там же) - советский и российский театральный режиссёр, актёр, педагог и театральный деятель. Народный артист СССР.
Олег Ефремов - создатель театра «Современник», в 1956-1970 годах был его художественным руководителем; с 1970 года возглавлял МХАТ СССР им. Горького, а после его раздела в 1987 году - МХТ им. Чехова.
Один из выдающихся театральных режиссёров своего времени, Олег Ефремов всегда оставался и актёром.
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
From under the mysterious , cold half masks
Sounded to me your voice is pleasant, like a dream.
Sveti me your captivating eyes
Crafty and smiling mouth .
Through the haze , I noticed a light involuntarily
And the virgin cheeks , and neck white .
Lucky ! I saw a willful curl
Native Irons left the wave! ..
And then I created in my imagination
Track and featured my beauty ;
And from that time ethereal apparition
Carry in my soul , caress and love .
And I think: this lively conversation
In the past year, heard once I ;
And someone whispers to me that after this meeting
We "ll see you again , like old friends.
Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его - романтический.
Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творчеством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам маскарад, мы вспоминаемдрамуЛермонтовас одноименным названием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». В контексте всего творчества поэта мы можем рассматривать лирического героя как человека одинокого, противостоящего обществу. В душе его (как и любого романтического героя) - противостояние мечты и реальности. Мечта - это прекрасная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не существует в реальности. У нее - «отрадный голос», «локон своевольный», «живые речи». Номечта эта бесконечно далека от лирического героя. И это передано уже в самом начале стихотворения. Так, «холодная полумаска» передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст - это дерзкий вызов, брошенный герою. Получается, что даже в отношениях его со своей любимой мечтой нет гармонии.
К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При создании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты («пленительные глазки»), слова высокого стиля («девственных ланит»). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню. И близкие, гармонические отношения здесь невозможны. Душа лирического героя бесконечно тоскует по родной ему душе: «И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». Но финал разочаровывает: герой и героиня увидятся «как старые друзья». Это исключает возможность романтических отношений, любви. Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, одиноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.
Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплощение ее в реальности. Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.
Четвертая строфа - это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отношений.
Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («из-под таинственной, холодной полумаски»), сравнение («отрадный, как мечта»), метафору («бесплотное виденье ношу в душе моей»), инверсию («родных кудрей покинувший волну»), лексику высокого стиля («девствен- ныхланит»).
"Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова - это любовное стихотворение, заметно отличающееся от других его творений, написанных в жанре любовной лирики. Что особенного в этом произведении и кто послужил прототипом этой таинственной женщины?
Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта
К сожалению, точная дата написания неизвестна, но большинство литературоведов сходятся во мнении, что это был тот самый роковой год для поэта - 1841-й. Опять же, достоверно неизвестно, с кого списан образ таинственной незнакомки в полумаске. Некоторые считают, что это - последнее увлечение Лермонтова.
Эта была замужняя женщина, но она все-таки отвечает на чувства поэта. К тому времени Михаилу Юрьевичу уже наскучило Но чтобы встретиться со своей возлюбленной, ему приходилось бывать на балах. Эти встречи проходили в молчании, потому что по этикету в те времена замужним женщинам не разрешалось говорить с незнакомыми мужчинами. Есть предположения, что одна из таких встреч и вдохновила написать Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски".
Это небольшое любовное стихотворение отличается от других тем, что оно наполнено не бушующими страстями, а умиротворенными чувствами. Возможно, это связано с тем, что к тому моменту все юношеские страсти сменились спокойными и глубокими чувствами. Ведь его отношения с Лопухиной не могли развиваться, поэтому Лермонтову оставалось только хранить в своем сердце нежную привязанность и любоваться ею со стороны.
Мотивы в стихотворении
При анализе "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова следует более подробно рассмотреть мотивы, которые есть в этом произведении. Это мотив встречи, ведь герой встречает на бале-маскараде таинственную незнакомку. Несмотря на то что она кажется ему холодной, он пытается запечатлеть в своем сердце образ этой загадочной красавицы.
Далее идет мотив узнавания, когда герой узнает речи и другие черты. И мотив надежды на следующую встречу, на которой они уже будут старыми друзьями. Но герой был бы этому рад, потому что смог бы еще раз увидеть ту красавицу и просто пообщаться с ней.
Композиция произведения
Стихотворение "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова имеет следующую композицию:
![](https://i0.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/54146/1965869.jpg)
Литературные приемы
В "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтов использует для создания облика героини контраст: то она кажется герою холодной и далекой в полумаске. Но под ней он уверен, что она излучает тепло и доброту. Конечно, при описании женского облика поэт применяет романтические штампы, но образ все равно получается самобытным.
Также для того, чтобы стихотворение было плавным и музыкальным, Лермонтов использует ассонансы, инверсии и параллелизм. По своему настроению оно скорее оптимистичное, нежели печальное. Об этом говорит последняя строка, в которой выражена надежда поэта на встречу с незнакомкой.
"Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова - это лирическое стихотворение, проникнутое надеждой. Здесь нет сильных чувств, а тихое любование и нежная привязанность к образу таинственной незнакомки, случайно встреченной на балу лирическим героем поэта. Возможно, вся история о Лермонтове и Лопухиной - правда, но независимо от того, кому было адресовано стихотворение, оно занимает достойное место среди лирических произведений.