Open
Close

Литература о деятели эпохи просвещения. Зарубежная литература Эпоха Просвещения

Главный пафос в литературе периода Просвещения - антифеодальный. Идеи просвещенной монархии постепенно сменялись республиканскими идеями. Одно из главных изданий времени - «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», в котором участвовали Дидро, Монтескье, Вольтер.

Крупные писательские имена, кроме названных - Руссо, Шеридан, Бомарше, Шиллер, Лесаж, Ричардсон, Парни, Бернс, Гете, Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов, Державин.

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в «рассудительной» Англии, которую мало привлекали мифологические сюжеты.

Сэмюэл Ричардсон (1689-1761), создатель европейского семейно-бытового романа, ввел в литературу нового героя, который до того имел право выступать лишь в комических или второстепенных ролях.

Само название романа «Памела, или Вознагражденная добродетель» говорит о нравоучительной его направленности. Конфликт социальный - борьба добродетельной служанки Памелы с молодым хозяином, развратным лордом, борьба за свою девическую честь. Изображая духовный мир служанки Памелы, он убеждает читателя в том, что простые люди умеют страдать, чувствовать, мыслить не хуже героев классической трагедии.

Непосредственно после «славной революции» творит выдающийся писатель Даниель Дефо. Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений Он силой слова поддерживает и защищает буржуазно-парламентарный строй от посягательств аристократической реакции (памфлеты «Чистокровный англичанин», «Кратчайший способ расправы с диссидентами»).

Вместе с тем в своих романах «Капитан Сингльтон», «Роксана», «Молль Флендерс», «Полковник Джек» он смело показывает изнанку дворянско-буржуазной Англии, а в романе «Робинзон Крузо» воссоздает типичную для буржуазии иллюзию независимости личности от общества, возможности ее обособленного существования.

Просветительской теме разоблачения и осмеяния предрассудков и религиозного кликушества посвящена знаменитая героикокомическая поэма Вольтера «Орлеанская девственница», пародия на поэму официального поэта Франции XVII столетия Жана Шап-лена «Девственница, или Освобожденная Франция» (1656).

Вольтер, негодуя на лицемерие попов, которые сначала возвели героическую девушку на костер, а потом объявили ее святой, излил свою ненависть к изуверству церкви в потрясающей по своему сарказму поэме. Сатирически изобразив средневековую, феодально-монашескую Францию, Вольтер вместе с тем обличал мерзости современной ему правящей клики. В образах ничтожного Карла VII и его любовницы Агнесы Сорель современники Вольтера легко узнавали Людовика XV и маркизу Помпадур.

Некоторые современники Вольтера говорили, что поэт, осмеяв Жанну д"Арк, обошелся с ней более жестоко, чем епископ города Бове, который сжег ее на костре. Вольтер, конечно, смеялся жестоко: он показал Жанну обольщаемую, показал ее в самых двусмысленных и неприличных сценах. Но смеялся он не над девушкой из народа, которая, искренне веря в свою патриотическую миссию, ниспосланную ей «от бога», повела французов на бой с врагом и бесстрашно взошла на костер, оставив истории свое благородное имя и свой человечески прекрасный облик. Он смеялся над тем, что сделали из ее имени церковные проповедники, объявившие ее «святой», после того как сожгли на костре.

Дидро в течение четверти века стоял во главе грандиозного предприятия, - издания знаменитой «Энциклопедии», содействуя пробуждению и росту революционного сознания масс. Материализм Дидро далеко опередил философскую систему Вольтера, патриарха просветителей, их старейшего и всеми признанного вождя. Дидро стоял на пороге диалектического материализма. Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весьма проста, бедна событиями и обыденна в своем внешнем житейском течении.

В 1750 г. издатель Лебретон пригласил его в качестве редак-тора «Энциклопедии». Лебретон помышлял лишь об издании не претендующего на оригинальность и большую научность словаря, переведенного с какого-нибудь иностранного образца. Дидро превратил этот крохотный коммерческий замысел издателя в мероприятие огромной культурной и политической важности. Вместе со всеми деятелями французского Просвещения он создал монументальное произведение общенационального значения. С 1750 г. и до конца дней Дидро был занят этим делом, преодоле-вая многочисленные препятствия, сопротивление цензуры, опасения своего издателя, запреты и преследования властей. Он написал сам около тысячи статей для «Энциклопедии».

В просветительской, бунтарской, революционной литературе Франции XVIII столетия комедии Бомарше заняли одно из главных мест по силе влияния на массы. Современник Бомарше Мельхиор Гримм в своих мемуарах сообщает: «Много превозносили, и справедливо, силу воздействия сочинений Вольтера, Руссо и энциклопедистов, но их мало читал народ, между тем одно представление «Женитьбы Фигаро» и «Цирюльника» повергало правителей, магистратуру, дворянство и финансы на суд всего на-селения больших и малых городов Франции».

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство.

От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» - эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» - прямо говорит о ее социальной направленности. Общественное звучание пьесы было огромным, в эпоху революции она ставилась в театрах Парижа.

Эстетическое направление романтики и идеальные стремления Шиллера разделял великий поэт Германии Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, он был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Его взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях.

Итоговым сочинением Гете стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни. «Фауст» - наиболее значительный памятник культуры рубежа веков, в котором возникает новая картина мира. В «Фаусте» дана грандиозная картина Вселенной в ее понимании человеком Нового времени. Перед читателем предстает мир земной и потусторонний, человек, животные, растения, сатанинские и ангельские существа, искусственные организмы, разные страны и эпохи, силы добра и зла. Вечная иерархия рушится, время движется в любом направлении. Фауст, ведомый Мефистофелем, может оказаться в любой точке пространства и времени.

Это новая картина мира и новый человек, который стремится к вечному движению, познанию и деятельной жизни, насыщенной чувствами.

Эпомха Просвещемния Век разума -- одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли

Просвещение создало свою особую картину мира, особую идеологию, на основе которой возник новый этап в искусствах.

XVIII век -- ключевой период Нового времени, когда рухнуло традиционалистское сознание. Просвещение стремилось осветить новым, критическим светом все доселе существовавшие взгляды и теории и особенно радикально было настроено в сферах религии, философии и социальной мысли. Именно в XVIII веке разум одержал победу над верой и превратился из адвоката религии, как это было еще у Р. Декарта, в ее обвинителя. Хотя на уровне массового сознания религиозные предрассудки и обряды сохраняли свою традиционную роль, философы XVIII века вели последовательное разоблачение религиозных суеверий с позиций разума. Атеизм был в моде среди очень небольшой части интеллектуальной элиты, но даже те, кто не разделял крайностей атеизма, сходились во мнении, что последовательное мышление не найдет в мире никаких следов присутствия Бога, ничего, кроме природы. Просвещение наследует рационализм Декарта, но отвергает идею Бога. Христианское понимание человека, еще преобладавшее в XVII веке, сменилось пониманием натуралистическим.

Еще сильнее, чем в XVII веке, проступила зависимость человека от социума. Возникла концепция воспитания, согласно которой личность -- отражение состояния общества, следовательно, оздоровление общества повлечет за собой совершенствование человека. В человеке основоположники Просвещения видели существо от природы доброе, наделенное врожденными неотчуждаемыми правами на свободу, равенство, счастье, а разум находит путь к осуществлению этих стремлений.

От проблемы "человек и мир", свойственной Ренессансу, искусство Нового времени -- и особенно это характерно для XVIII века -- переходит к проблеме "человек и общество".

Бурная эпоха Просвещения рождала своих героев-бунтовщиков, бросавших вызов невежеству, пассивности, средневековому варварству и предрассудкам. Такими героями стали передовые писатели и созданные ими образы. Они боролись за свободу и независимость человеческой личности, обрушивали свой справедливый гнев на старый порядок. Среди этих писателей был и немецкий поэт И.В. Гете. Он искренне и твердо верил в торжество разума на земле и эту веру вложил в образ героя своего величайшего произведения -- трагедии «Фауст».

Гёте, Иоганн Вольфганг (1749-1832). Немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель. Величайшее произведение Гете, драматическая поэма "Фауст" писалась им в течение всей его жизни и отражает в себе весь пройденный им путь. "Фауст" был задуман Гете в ранней молодости и в первой его части отразилась еще эпоха бурных стремлений, закончен же он был лишь в последние десятилетия жизни Гете. В "Фаусте" наиболее полно выразилось все, что занимало и волновало современников Гете - людей, стоявших на рубеже XVIII и XIX века.

«Фауст»-трагедия, объединивший в себе высокую поэзию, классическое совершенство и глубочайшую философскую мысль. Фауст -- реальное историческое лицо: бунтарь, врач, алхимик и чернокнижник, живший в XVI веке в Германии. Уже при жизни его сопровождала молва: запродал, дескать, душу дьяволу. Именно по этой причине он и стал персонажем фольклорных народных книг и кукольных фарсов. Но не только их.

«Фауст» -- вершина гуманистической мысли, великая драматическая эпопея о Человеке, возвышенности и низменности его страстей, беспрестанных блужданиях в поисках истины и смысла жизни, взлетах и падениях, обретении Свободы и Любви.

Фауст Гете -- человек разочаровавшийся, но разочарование это не пассивное. Подстрекаемый силами зла, воплощенными в трагедии в реальном образе Мефистофеля, Фауст живет, борется, познает добро и зло, активно ищет ответы на главные жизненные вопросы. Вопрос о смысле и цели человеческой жизни составляет основную тему произведения, но раскрытие темы прило-жимо не ко всякому человеку и не ко всякой отдельной судьбе. Фауст выбран Гете для этой цели потому, что в силу своего необыкновенного характера он дает поэту возможность многое сказать о жизни. Жизнь Фауста, которую развертывает перед читателями Гете, -- это путь неустанных исканий.

Фауст не может жить, удовлетворяясь тем, что ему предлагают религия и наука. Во время эпидемии чумы юный Фауст оказывается лицом к лицу со смертью. Ничего из известного до этого времени не помогает ему спасти жизни сотен тысяч невинно страдающих людей. Средневековая медицина бессильна, Господь не слышит призывов о помощи.

Фауст сомневается, Фауст разочаровывается. Он даже решает покончить жизнь самоубийством. Но что, как не высшая справедливая сила, возвращает ему желание жить, жить активно, познавая тайны природы

Только в конце жизни стареющий и слепнущий Фауст понимает, что не какой-го миг блаженства является целью всей жизни, только жизнь сама по себе имеет смысл. Ежедневная борьба, ежедневные искания, ежедневная работа мысли -- вот истинный смысл жизни.

В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье.

ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Зарубежная литература

ЭПОХИ

ПРОСВЕЩЕНИЯ

Зарубежная литература эпохи Просвещения



Робинзон Крузо , который прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Лемюэль Гулливер , любимый герой детства, страстный путешест­венник, побывавший в удивительных странах - лилипутов и великанов, на летающем острове и в стране говорящих лошадей;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Кандид , философ, размышляющий о судьбах мира и месте человека в нем, путешественник, увидевший, «что творится на самом деле на нашем печальном и смешном земном шаре», и последними словами которого были: «Надо возделывать свой сад, ибо мир наш безумен и жесток... установим границы нашей деятельности и попробуем выполнить наше скромное дело как можно лучше»;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Фигаро , слуга в доме у графа, который во всех ситуациях обводит вокруг пальца своего хозяина, смеется над ним, а вместе с ним и над всем сословием феодалов, показывая преимущество своего сословия, свою силу, свой ум, свою энергию и решительность;




Даниель Дефо (1660-1731) Он не читал «Робинзона Крузо» с детства... Посмотрим, поразит ли его «Робинзон Крузо» теперь! У. Коллинз

Ты становишься просто Человеком, пока читаешь его. С. Колридж


Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.). Ее компромиссный характер сохранял многие пережитки феодального строя, и английские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей. Среди них - Д. Дефо.

Даниель Дефо - английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа и после окончания духовной академии пуритан, где он получил прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.



Когда книга была опубликована, она имела совершенно неожиданный успех. Ее быстро перевели на основные европейские языки. Читатели, не желая расставаться с героем, требовали продолжения. Дефо написал еще два романа о Робинзоне, но ни один из них не сравнится с первым по художественной силе.

Несмотря на огромный успех у современников, истинная оценка романа пришла все же позднее, после смерти писателя. Исследователи литературы утверждают, что, являясь зеркалом своего времени, роман «Робинзон Крузо» оказал большое влияние на общественную мысль и художественную культуру XVIII , XIX и даже XX столетий.


Джонатан Свифт

И взор я бросил на людей,

Увидел их надменных, низких,

Жестоких, ветреных друзей,

Глупцов, всегда злодейству близких...

А. С. Пушкин

Доставьте мне удовольствие говорить о вас так же, как будет говорить потомство.

Вольтер в письме Свифту


Современником и соотечественником Д. Дефо был Джонатан Свифт, соотечественниками и современниками их герои Робинзон и Гулливер. Они жили в одной стране - Англии, при одних правителях, читали произведения друг друга, хотя не были лично знакомы. Несомненно, было много общего в их творчестве, но талант каждого из них был ярко своеобразен, уникален, как уникальны их личности и судьбы.

Джонатан Свифт называл себя «шутником, чрезвычайным шутником», которому грустно и горько от своих шуток. Многие сатирики XVIII , XIX и XX вв. называли его своим предшественником.


Англичанин по происхождению, Свифт родился в 1667 г. в Ирландии, в Дублине, куда в поисках заработка переехал отец будущего писателя. После окончания Дублинского университета в 1789 г. Свифт получил место секретаря у влиятельного вельможи Уильяма Темпля.

Эта служба тяготила Свифта, но его удерживала в Мур-Парке обширная библиотека Темпля и его юная воспитанница Эстер Джонсон, нежную привязанность к которой Свифт пронес через всю свою жизнь.

После смерти Темпля Свифт отправился в ирландскую деревушку Ларакор, чтобы стать там священником. Стелла, как называл Свифт Эстер Джонсон, последовала за ним.



Главным трудом жизни Свифта стал его роман «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» - так звучит его полное название. Чрезвычайной таинственностью Свифт окружил свой труд, даже издатель, получивший в 1726 г. от неизвестного лица рукопись романа не знал, кто его автор.

Книгу о Гулливере ждала судьба, похожая на книгу о Робинзоне: она скоро стала всемирно известной, любимейшей книгой как взрослых, так и детей.



ВОЛЬТЕР (1694-1778)

Освистывайте меня без стеснения, я вам отвечу тем же, собратья мои.

Он был более чем человек, он был эпоха.




Важной частью художественного наследия Вольтера являются философские повести. Философская повесть - литературный жанр, созданный XVIII веком. Излагая философские идеи, проблемы, рассуждая на политические и социальные темы, автор облекает повествование в художественную форму. Вольтер нередко прибегает к фантастике, иносказанию, вводит экзотический колорит, обращаясь к малоизученному Востоку.






Иоганн Вольфганг Гете

Кто в силах, однако, выразить всю полноту признательности великому поэту, драгоценнейшей жемчужине нации!

Л. Бетховен о Гете


Свой национальные черты имело творчество немецких просветителей.

Главной задачей передовых людей Германии того времени была задача объединения Германии, а это значит пробуждения чувства национального единства, национального самосознания народа, воспитания нетерпимости к деспотизму и надежд на возможные перемены.

Расцвет немецкого Просвещения приходится на вторую половину XVIII в. Но уже в первой половине века над растерзанной Германией поднимается гигантская фигура И.С. Баха, творчество которого заложило важнейшие основы для самосознания немецкого народа.





Запись в тетради

Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.).

Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей.


Даниель Дефо (1660-1731)

Английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа, получив прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.


«Робинзон Крузо»

Самый знаменитый роман «Робинзон Крузо», герой которого прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства.


Джонатан Свифт (1667-1745)

Английский писатель, политик, философ.

Наиболее известные произведения: «Сказка бочки» (в ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католическую, протестантскую и англиканскую);

«Путешествие Гулливера».


ВОЛЬТЕР (1694-1778)

Великий французский поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, был символом и первой фигурой просветительского движения всей Европы.

В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.


Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)

Все лучшее, чего достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете.

Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» - произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» - монументальная философская трагедия, которая писалась на протяжении 60 лет.

Министерство культуры Украины

Харьковская государственная академия культуры

Кафедра культурологии

По курсу « История мировой художественной культуры»

На тему: Эвропейское Просвищение.

Выполнила:

Студентка заочногоотделения

Факультета хореографического искусства

Группа 5С

Василенко Виктория

    Введение

2. Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру.

3. Литература эпохи просвещения.

4. Драматургия и театр просвещения.

5. Искусство XVIII века.

6. Заключение.

7.Список использованной литературы.

Введение

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению.

Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света (во французском языке слово «просвещение» звучит как свет - «lumiere») новая культура видела не в Вере, в Разуме. Знания о мире и человеке призваны были давать науки, опирающиеся на эксперимент, философия и реалистически ориентированное искусство.

Люди XVIII века называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. В XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении - антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Феодальная культура перестает быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новым идеалам и ценностям людей, живущих в атмосфере кризиса феодально-абсолютистского строя.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века - классицизм и барокко - обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Духовное течение Просвещения раньше всего зародилось в Англии. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Здесь раньше всех произошла эмансипация интеллигентной буржуазии в культурной и политической жизни, что проявилось в формировании либеральных взглядов в обществе. Именно в Англии рационалистические стремления были сформулированы, приведены в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение к главным вопросам философии, политики и морали. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть вольнодумцами (англ. - free thinkers). Это название прочно вошло во все европейские языки.

Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека.

Литературное течение Просвещение обрело широкое распространение и высокую популярность на территории Европы в начале восемнадцатого столетия. Данное идейное движение было пропитано духом борьбы против любых проявления и порождений феодализма. Просветители создавали и отстаивали идеи общественного равенства, прогресса и свободного развития личности.

Мыслители Просвещения отталкивались от мнения, что все люди рождаются добрыми и наделенными чувством справедливости, красоты и равенства. Несовершенное общество с жестокими законами, противными «естественной» человеческой натуре, формирует человека и его сущность. Поэтому они считали своим долгом напомнить человеку, что такое добро и зло, и что он может самостоятельно отвечать за свою жизнь и поступки. Важно просветить людей и пробудить их сознание. Просветители искренне верили во всесилие разума, поэтому для них эта категория наполнялась очень глубоким смыслом.

Поэты, писатели и драматурги восемнадцатого столетия пытались изо всех сил доказать, что не только наука, но и творчество может способствовать перевоспитанию человека, достойного жить в идеальном и гармоническом будущем, выстроенном на законах разума.


Театр эпохи Просвещения

Шаг вперед

В период установившегося Просвещения зародились новые тенденции, которые предвещали появление сентиментализма. Значительным образом усиливается внимание к чувствам, обычным переживаниям человека, утверждаются моральные ценности.

Своеобразное выражение литературный гуманизм Просвещения находил в Германии. Там на этой почве возникло литературное движение с громким названием «Буря и натиск». Приверженцы этого течения решительно отвергали любые классицистические нормы, сковывающие творческую индивидуальность и неординарность писателя. Они боролись за идеи национального своеобразия литературы и требовали изображения ярких характеров, героических деяний, сильных страстей и вместе с тем создавали новые методы психологического анализа.


Фридрих Шиллер, Вильгельм Гумбольд и Иоганн Гетте

Литература в период Просвещения сделала огромный шаг вперед как в художественной практике, так и в теоритическом осмыслении задач и целей искусства. Значительно пополнился «ассортимент» жанров: философские повести, роман воспитания и семейная драма. Гораздо больше внимания стало уделяться моральным ценностям и утверждению самосознания человеческой личности. Все это в комплексе стало невероятно важным этапом в истории искусства и литературы в частности.