Open
Close

Литература сентиментализма (XVIII век). Сентиментализм в английской литературе

Сентиментализм - течение в искусстве и литературе, которое получило широкое распространение после классицизма. Если в классицизме доминировал культ разума, то в сентиментализме на первое место выходит культ души. Авторы произведений, написанных в духе сентиментализма, апеллируют к восприятию читателя, пытаются с помощью произведения пробудить определенные эмоции и чувства.

Сентиментализм зародился в Западной Европе в начале 18 века. До России это направление дошло лишь к концу столетия и заняло доминирующее положение в начале 19 века.

Новое направление в литературе демонстрирует абсолютно новые черты:

  • Авторы произведений главную роль отводят чувствам. Важнейшим качеством личности считается умение сочувствовать и сопереживать.
  • Если в классицизме главными героями были в основном дворяне и богатые люди, то в сентиментализме это - обычные люди. Авторы произведений эпохи сентиментализма пропагандируют идею о том, что внутренний мир человека не зависит от его социального статуса.
  • Приверженцы сентиментализма писали о фундаментальных человеческих ценностях: любви, дружбе, доброте, сострадании
  • Авторы данного направления видели свое призвание в том, чтобы утешить обычных людей, задавленных лишениями, невзгодами и безденежьем, и открыть их души навстречу добродетели.

Сентиментализм в России

Сентиментализм в нашей стране имел два течения:

  • Дворянский. Данное направление было достаточно лояльно. Говоря о чувствах и человеческой душе, авторы не пропагандировали отмену крепостного права. В рамках данного направления было написано знаменитое произведение Карамзина «Бедная Лиза». В основу повести был заложен классовый конфликт. В итоге автор выдвигает вперед именно человеческий фактор, а уже потом смотрит на социальные различия. Тем не менее, повесть не протестует против существующего в обществе порядка вещей.
  • Революционный. В отличие от «дворянского сентиментализма», произведения революционного течения пропагандировали ликвидацию крепостного права. В них на первое место ставится человек с его правом на свободную жизнь и счастливое существование.

Сентиментализм, в отличие от классицизма, не имел четких канонов написания произведений. Именно поэтому авторы, работающие в данном направлении, создали новые литературные жанры, а также умело их смешивали в рамках одного произведения.

(Сентиментализм в произведении Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" )

Русский сентиментализм - особое направление, которое из-за культурных и исторических особенностей России, отличалось от аналогичного направления в Европе. В качестве основных отличительных черт русского сентиментализма можно назвать следующие: наличие консервативных взглядов на общественное устройство и тенденции к просвещению, наставлению, поучению.

Развитие сентиментализма в России можно разделить на 4 этапа, 3 из которых приходятся на 18 век.

XVIII век

  • I этап

В 1760-1765 годах в России начали выходить журналы «Полезное увеселение», «Свободные часы», которые сплотили вокруг себя группу талантливых поэтов во главе с Херасковым. Считается, что именно Херасков положил начало русскому сентиментализму.

В произведения поэтов этого периода природа и чувствительность начинают выступать критериями общественных ценностей. Авторы сосредотачивают свое внимание на отдельном человеке и его душе.

  • II этап (с 1776 г.)

На этот период приходится расцвет творчества Муравьева. Муравьев уделяет большое внимание душе человека, его чувствам.

Важным событием второго этапа стал выход комической оперы «Розана и Любим» Николева. Именно в этом жанре впоследствии пишутся многие произведения русских сентименталистов. В основу этих произведений закладывался конфликт между помещичьим произволом и бесправным существованием крепостных крестьян. Причем духовный мир крестьян зачастую раскрывается как более богатый и насыщенный, чем внутренний мир богатых помещиков.

  • III этап (конец 18 века)

()

Данный период считается наиболее плодотворным для российского сентиментализма. Именно в это время создает свои знаменитые произведения Карамзин. Начинают появляться журналы, в которых пропагандируются ценности и идеалы сентименталистов.

XIX век

  • IV этап (начало 19 века)

Кризисный этап для русского сентиментализма. Направление постепенно теряет свою популярность и актуальность в обществе. Многие современные историки и литературоведы считают, что сентиментализм стал мимолетным переходным этапом от классицизма к романтизму. Сентиментализм как литературное направление достаточно быстро исчерпал себя, однако, направление открыло дорогу к дальнейшему развитию мировой литературы.

Сентиментализм в зарубежной литературе

Родиной сентиментализма как литературного направления считается Англия. Отправной точкой можно назвать произведение «Времена года» Томсона. Этот сборник поэм раскрывает для читателя красоту и великолепие окружающей природы. Автор своими описаниями пытается вызвать у читателя определённые чувства, привить ему любовь к удивительным красотам окружающего мира.

После Томсона в похожем стиле начал писать Томас Грей. В своих произведениях он также уделял большое внимание описанию природных пейзажей, а также размышлениям о тяжелой жизни обычных крестьян. Важными фигурами данного направления в Англии были Лоренс Стерн и Сэмюэл Ричардсон.

Развитие сентиментализма во Французской литературе связано с именами Жана Жака Руссо и Жака де Сен-Пьера. Особенность французских сентименталистов была в том, что они описывали чувства и переживания своих героев на фоне красивых природных пейзажей: парков, озер, лесов.

Европейский сентиментализм как литературное направление также достаточно быстро исчерпал себя, однако, направление открыло дорогу к дальнейшему развитию мировой литературы.

В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события - крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение снизу - таковы были реальности, ставшие перед русскими дворянами. В этих условиях прежние ценности просвещенного дворянства претерпели глубокие перемены.

В недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

Н. М. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу - в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. "Слезы, проливаемые читателями, - писал Карамзин, - текут всегда от любви к добру и питают его".

На этой почве зарождается литература сентиментализма.

Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горечи и печали, может испытывать чувство удовлетворения.

Итак, сентиментализм – литературное направление, где на смену культа рационализма, разума приходит культ чувственности, чувства. Сентиментализм возникает в Англии в 30-е годы XVIII века в поэзии как поиск новых форм, идей в искусстве. Наибольшего расцвета сентиментализм достигает в Англии (романы Ричардсона, в частности, «Кларисса Гарлоу», роман Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», элегии Томаса Грея, например «Сельское кладбище»), во Франции (Ж.Ж.Руссо), в Германии (И. В. Гёте, движение «Бури и натиска») в 60-е годы XVIII века.

Основные особенности сентиментализма как литературного направления :

1) Изображение природы.

2) Внимание к внутреннему миру человека (психологизм).

3) Важнейшая теме сентиментализма – тема смерти.

4) Игнорирование окружающей среды, обстоятельства придаётся второстепенное значение; опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства, которые изначально всегда прекрасны.

5) Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Если классицизм - это разум, долг, то сентиментализм - это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

Основная тематика сентиментализма - любовная.

Основные черты сентиментализма:

  • Уход от прямолинейности
  • Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру
  • Культ чувства
  • Культ природы
  • Возрождение собственной чистоты
  • Утверждение богатого духовного мира низких сословий

Основные жанры сентиментализма:

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества

Основное свойство сентиментализма - стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

В основе эстетики сентиментализма - подражание природе

Особенности русского сентиментализма:

  • Сильная дидактическая установка
  • Просветительский характер
  • Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм

Представители сентиментализма:

  • Лоренс Стен Ричардсон - Англия
  • Жан Жак Руссо - Франция
  • М.Н. Муравьев - Россия
  • Н.М. Карамзин - Россия
  • В.В. Капнист - Россия
  • Н.А. Львов - Россия

Социально-исторические основы русского романтизма

Но основным источником русского романтизма была не литература, а жизнь. Романтизм как общеевропейское явление был связан с огромными потрясениями, вызванными революционным переходом от одной общественной формации к другой - от феодализма к капитализму. Но в России указанная общая закономерность проявляется своеобразно, отражая национальные особенности исторического и литературного процесса. Если в Западной Европе романтизм возникает после буржуазно-демократической революции как своеобразное выражение неудовлетворенности ее результатами со стороны различных социальных слоев, то в России романтическое направление зарождается в тот исторический период, когда ст.рана только еще двигалась навстречу революционному столкновению новых, капиталистических по своей сущности начал с феодально-крепостнической системой. Этим было обусловлено своеобразие в соотношении прогрессивных и регрессивных тенденций в русском романтизме по сравнению с западноевропейским. На Западе романтизм, по словам К. Маркса, возникает как «первая реакция на французскую революцию и связанное с ней Просвещение». Маркс считает естественным, что при этих условиях все виделось «в средневековом, романтическом свете». Отсюда значительное развитие в западноевропейских литературах реакционно-романтических течений с их утверждением обособленной личности, «разочарованного» героя, средневековой старины, иллюзорного сверхчувственного мира и т. д. Прогрессивным романтикам приходилось вести борьбу с подобными течениями.

Русский романтизм, порожденный надвигающимся социально-историческим переломом в развитии России, стал в основном выражением новых, антифеодальных, освободительных тенденций в общественной жизни и мировоззрении. Этим определялось прогрессивное значение для русской литературы романтического направления в целом на раннем этапе его формирования. Однако и русский романтизм не был свободен от глубоких внутренних противоречий, которые с течением времени обнаруживались все более отчетливо. Романтизм отразил переходное, неустойчивое состояние общественно-политического уклада, назревание глубоких перемен во всех областях жизни. В идейной атмосфере эпохи чувствуются новые веяния, зарождаются новые идеи. Но ясности еще нет, старое сопротивляется новому, новое смешивается со старым. Все это и сообщает раннему русскому романтизму его идейно-художественное своеобразие. Стремясь понять главное в романтизме, М. Горький определяет его как «сложное и всегда более или менее неясное отражение всех оттенков, чувствований и настроений, охватывающих общество в переходные эпохи, но его основная нота - ожидание чего-то нового, тревога перед новым, торопливое, нервозное стремление познать это новое».

Романтизм (фр. romantisme , от средневекового фр. romant , роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII–XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic , превратившемуся в XVIII в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Яркая и содержательная характеристика романтизма была дана Тургеневым в рецензии на перевод «Фауста» Гёте, опубликованной в «Отечественных записках» за 1845 год. Тургенев исходит из сравнения романтической эпохи с юношеским возрастом человека, подобно тому как античность соотносят с детством, а Возрождение можно соотнести с отрочеством человеческого рода. И это соотношение, конечно, многозначительно. «Каждый человек, - пишет Тургенев, - в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков... Он становится центром окружающего мира; он (сам не сознавая своего добродушного эгоизма) не предается ничему; он все заставляет себе предаваться; он живет сердцем, но одиноким, своим, не чужим сердцем, даже в любви, о которой он так много мечтает; он романтик, - романтизм есть не что иное, как апофеоза личности. Он готов толковать об обществе, об общественных вопросах, о науке; но общество, так же как и наука, существует для него - не он для них».

Тургенев полагает, что романтическая эпоха началась в Германии в период «Бури и натиска» и что «Фауст» явился ее наиболее значительным художественным выражением. «Фауст, - пишет он, - с начала до конца трагедии заботится об одном себе. Последним словом всего земного для Гёте (так же как и для Канта и Фихте) было человеческое я... Для Фауста не существует общество, не существует человеческий род; он весь погружается в себя; он от одного себя ждет спасения. С этой точки зрения трагедия Гёте является нам самым решительным, самым резким выражением романтизма, хотя это имя вошло в моду гораздо позже»

Входя в антитезу «классицизм - романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание “правил”, но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее - непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р. Шатобриана, А. де Мюссе, Дж. Байрона, А. де Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «чёрном жанре» (в предромантическом «готическом романе» - А. Рэдклиф, Ч. Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии рока», - З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произведениях Дж. Байрона, К. Брентано, Э.Т.А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А. Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж. Байрон, П.Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А.С. Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф. Купер, А. де Виньи, В. Гюго), основоположником которого считается В. Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф.О. Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья , а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII - нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке - например, на Востоке и в Америке, или, для русских - на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты - по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

В середине 18 века в Европе начался процесс разложения классицизма (в связи с разрушением абсолютной монархии во Франции и других странах), вследствие чего появилось новое литературное направление - сентиментализм. Родиной его принято считать Англию, поскольку его типичными представителями были английскими писатели. Сам термин "сентиментализм" в литературе появился после публикации "Сентиментального путешествия по Франции и Италии" Лоренса Стерна.

Свод Екатерины Великой

В 60-70-е годы в России начинается бурное развитие капиталистических отношений, следствием чего становится возрастающее явление буржуазии. Усилился рост городов, что повлекло за собой появление третьего сословия, интересы которого отражает русский сентиментализм в литературе. В это время начинает формироваться и та прослойка общества, которая сейчас называется интеллигенцией. Рост промышленности превращает Россию в сильную державу, а многочисленные военные победы способствуют подъему национального самосознания. В 1762 году, во время царствования Екатерины Второй, дворяне и крестьяне получили множество привилегий. Императрица тем самым пыталась создать миф о своем правлении, показывая себя в Европе просвещенным монархом.

Политика Екатерины Второй во многом препятствовала прогрессивным явлениям в обществе. Так, в 1767 году была созвана специальная комиссия по состоянию нового уложения. В своем труде императрица утверждала, что абсолютная монархия необходима не для отнятия свободы у людей, а для достижения благой цели. Однако сентиментализм в литературе подразумевал изображение жизни именно простого народа, поэтому ни один писатель не упомянул Екатерину Великую в своих произведениях.

Важнейшим событием этого периода стала крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, после которой многие дворяне встали на сторону крестьян. Уже в 70-е годы в России начали появляться массовые общества, чьи идеи свободы и равенства повлияли на становление нового течения. В таких условиях начал формироваться русский сентиментализм в литературе.

Условия зарождения нового направления

Во второй половине 18 века происходила борьба с феодальными порядками в Европе. Просветители отстаивали интересы так называемого третьего сословия, которое часто оказывалось угнетенным. Классицисты прославляли в своих произведениях заслуги монархов, а противоположным в этом плане направлением спустя несколько десятилетий стал сентиментализм (в русской литературе). Представители выступали за равенство людей и выдвигали концепцию естественного общества и естественного человека. Они ориентировались на критерий разумности: феодальный строй, по их мнению, был неразумным. Эта идея нашла отражение в романе Даниэля Дефо "Робинзон Крузо", а позднее - в творчестве Михаила Карамзина. Во Франции ярким примером и манифестом становится произведение Жана-Жака Руссо "Юлия, или новая Элоиза"; в Германии - "Страдания юного Вертера" Иоганна Гете. В этих книгах мещанин изображается как идеальный человек, в России же все складывается иначе.

Сентиментализм в литературе: черты направления

Стиль рождается в ожесточенной идеологической борьбе с классицизмом. Эти течения противостоят друг другу по всем позициям. Если государство изображал классицизм, то человека со всеми своими чувствами - сентиментализм.

Представители в литературе вводят новые жанровые формы: любовный роман, психологическую повесть, а также исповедальную проза (дневник, путевые заметки, путешествия). Сентиментализм, в отличие от классицизма, был далек от стихотворных форм.

Литературное направление утверждает внесословную ценность человеческой личности. В Европе мещанина изображали как идеального человека, тогда как в России крестьяне всегда были угнетены.

Сентименталисты вводят в свои произведения аллитерацию и описание природы. Второй прием используется с целью отображения психологического состояния человека.

Два направления сентиментализма

В Европе писатели сглаживали социальные конфликты, тогда как в произведениях российских авторов они, напротив, обострялись. Вследствие этого произошло формирования двух направлений сентиментализма: дворянского и революционного. Представитель первого - Николай Карамзин, известен как автор повести "Бедная Лиза". Несмотря на то что конфликт происходит из-за столкновения интересов высокого и низкого сословия, автор на первое место выдвигает конфликт моральный, а не социальный. Дворянский сентиментализм не выступал за отмену крепостного права. Автор считал, что "и крестьянки любить умеют".

Революционный сентиментализм в литературе выступал за отмену крепостного права. Александр Радищев выбрал в качестве эпиграфа к своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву" всего несколько слов: "Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй". Так он представлял себе собирательный образ крепостного права.

Жанры в сентиментализме

В этом литературном направлении ведущая роль отдавалась произведениям, написанным в прозе. Здесь не было строгих границ, поэтому жанры зачастую смешивались.

Частную переписку использовали в своем творчестве Н. Карамзин, И. Дмитриев, А. Петров. Стоит отметить, что к нему обращались не только писатели, но и личности, прославившиеся в других областях, такие как М. Кутузов. Роман-путешествие в своем литературном наследии оставил А. Радищев, а роман-воспитание - М. Карамзин. Сентименталисты находили себе применение и в области драматургии: М. Херасков писал "слезные драмы", а Н. Николев - "комические оперы".

Сентиментализм в литературе 18 века представляли гении, работавшие и в некоторых других жанрах: сатирической сказке и басне, идиллии, элегии, романсе, песне.

"Модная жена" И. И. Дмитриева

Нередко писатели-сентименталисты обращались к классицизму в своем творчестве. Иван Иванович Дмитриев предпочитал работать с сатирическими жанрами и одой, поэтому его сказка под названием "Модная жена" написана в стихотворной форме. Генерал Пролаз на старости лет решает жениться на молоденькой девушке, которая подыскивает случай, чтобы отправить его за обновками. В отсутствие мужа Премила принимает любовника Миловзора прям у себя в комнате. Он молод, красив, дамский угодник, но шалопай и болтун. Реплики героев "Модной жены" пусты и циничны - этим Дмитриев пытается изобразить развратную атмосферу, господствующую в дворянском сословии.

"Бедная Лиза" Н. М. Карамзина

В повести автор рассказывает об истории любви крестьянки и барина. Лиза - бедная девушка, ставшая жертвой измены богатого юноши Эраста. Бедняжка жила и дышала только своим возлюбленным, но не забывала простой истины - свадьба между представителями разных социальных классов не может состояться. К Лизе сватается богатый крестьянин, но она отказывает ему, ожидая подвигов со стороны своего возлюбленного. Однако Эраст обманывает девушку, сказав, что отправляется на службу, а сам в этот момент подыскивает себе богатую овдовевшую невесту. Душевные переживания, порывы страстей, верность и предательство - чувства, которые часто изображал сентиментализм в литературе. Во время последней встречи юноша предлагает Лизе сто рублей в знак благодарности за любовь, которую она ему подарила в дни свиданий. Не выдержав разрыва, девушка накладывает на себя руки.

А. Н. Радищев и его "Путешествие из Петербурга в Москву"

Писатель родился в зажиточной дворянской семье, но, несмотря на это, его интересовала проблема неравенства социальных классов. Его известное произведение "Путешествие из Петербурга в Москву" в жанровом направлении можно отнести к популярным в то время путешествиям, однако разделение на главы не было простой формальностью: в каждой из них рассматривалась отдельная сторона действительности.

Изначально книга была воспринята как путевые заметки и успешно прошла через цензоров, однако Екатерина Вторая, ознакомившись с ее содержанием лично, назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачева". В главе "Новгород" описываются развратные нравы общества, в "Любани" - проблема крестьянства, в "Чудово" речь идет о равнодушии и жестокости чиновников.

Сентиментализм в творчестве В. А. Жуковского

Писатель жил на стыке двух столетий. В конце 18 века ведущим жанром в русской литературе был сентиментализм, а в 19 на смену ему пришли реализм и романтизм. Ранние произведения Василия Жуковского написаны в соответствии с традициями Карамзина. "Марьина роща" - красивая повесть о любви и страданиях, а стихотворение "К поэзии" звучит как героический призыв к совершению подвигов. В своей лучшей элегии "Сельское кладбище" Жуковский размышляет о смысле человеческой жизни. Большую роль в эмоциональной окраске произведения играет одушевленный пейзаж, в котором дремлет ива, трепещут дубравы, бледнеет день. Таким образом, сентиментализм в литературе 19 века представлен творчеством немногих писателей, среди которых был и Жуковский, однако в 1820 году направление прекратило свое существование.

Литература сентиментализма воспитывала в человеке достоин-ство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям неза-висимо от положения в обществе. Вот почему в европейской лите-ратуре просветительский сентиментализм способствовал развитию оппозиционных идей. В России это направление сентиментализма связано с деятельностью Александра Николаевича Радищева (1749-1802) и его знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), за которую он был по приказу Екатерины II аре-стован и сослан в Сибирь. Эта книга, по форме представляющая со-бой записки Путешественника о его впечатлениях, встречах, бесе-дах с разными людьми во время поездки из одной столицы в другую, по сути является сатирическим обличением самодержавия и крепостнического общества. Картины произвола помещиков, страдания крестьян проникнуты пафосом любви к родине и народу. Позиция автора выражена недвусмысленно: «Звери алчные, пья- вицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух». Неудивительно, что книга была запрещена, тираж арестован, а автор отправлен в ссылку.

Но помимо оппозиционных по отношению к правительству идей, сентиментализм нес в себе еще одну очень важную прогрессивную идею — понятие о ценности собственно личности: «Человек велик своими чувствами», — так сказал французский писатель и философ Ж.-Ж.Руссо, а в русской литературе эту мысль отразило творчество Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), главы русского сентиментализма.

Поэт, прозаик, автор знаменитой «Истории государства Россий-ского», Карамзин в то же время явился и реформатором русского ли-тературного языка. Стиль Карамзина, легкий, изящный, выгодно отличался от достаточно тяжеловесного языка Радищева. Это не удивительно. Ведь языковая реформа Карамзина основана на сбли-жении книжного стиля с разговорной речью образованного дворян-ства. При этом Карамзин настаивал на исключении как устаревших слов и грамматических оборотов, так и простонародных слов и вы-ражений. Большой заслугой Карамзина было введение в русский литературный язык слов, позволяющих передать тонкие, изыскан-ные чувства. Писатель сам создавал их по образцу соответствующих иностранных (в основном, французских) слов: интересный, трога-тельный, утонченный, оттенок, влияние, потребность и т.д.

Вклад Карамзина в становление русской литературы связан с утверждением художественных принципов сентиментализма. Он «первый на Руси начал писать повести, в которых действовали лю-ди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта» (В.Г. Белинский). В «Бедной Лизе» (1792) — классическом образце «чувствительной повести» — Карамзин впервые открыл мир чувств простого человека. Знаменитая фраза — «И крестьянки любить умеют» — определяет основную идею повести. Главная ге-роиня выступает как воплощение сентиментального представления о «естественном человеке», простом и непосредственном, живущем в гармонии с природой и людьми, обладающем внутренней чистотой и душевной силой. Богатству и благородному происхождению про-тивопоставлялось благородство и богатство чувств. Сюжет тради-ционен для литературы сентиментализма: читатель с волнением знакомится с трагической судьбой крестьянской девушки, соблаз-ненной молодым дворянином. Современников поразила новизна в изображении внутреннего мира героев, лирический пейзаж, красо-та и легкость языка. Материал с сайта

Карамзину также принадлежит заслуга введения новых жанров в русскую литературу. Среди них такие, как психологическая по-весть («Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза»), путешествие, по-слание («Письма русского путешественника»), исповедь («Моя испо-ведь»). Историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» определила дальнейшие пути русской исторической прозы. Поэтическое наследие Карамзина невелико, но его камер-ная лирика, в которой создается образ поэта-мечтателя, — большой шаг в развитии новой, романтической, литературы. С предромантизмом связаны и поздние произведения Карамзина — рассказ- миниатюра «Остров Борнгольм» и повесть «Сиерра-Морена».

Значение Карамзина для русской литературы определяется тем, что он проложил дорогу писателям XIX века — прежде всего Жу-ковскому и Пушкину.

Русский сентиментализм. Особенности становления и развития.

Русский сентиментализм явился частью общеевропейского литературного движения и вместе с тем закономерным продолжением национальных традиций, складывавшихся в эпоху классицизма. Произведения крупнейших европейских писателей, связанные с сентиментальным направлением («Новая Элоиза» Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гете, «Сентиментальное путешествие» и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Стерна, «Ночи» Юнга и др.) очень скоро после их появления на родине становятся хорошо известны в России; их читают, переводят, цитируют; имена главных героев приобретают популярность, становятся своего рода опознавательными знаками: русский интеллигент конца 18 века не мог не знать, кто такие Вертер и Шарлотта, Сен-Пре и Юлия, Йорик и Тристрам Шенди.

Вместе с тем, во второй половине 18 века появляются русские переводы многочисленных второстепенных и даже третьестепенных авторов. Некоторые сочинения, оставившие не очень заметный след в истории своей отечественной литературы, воспринимались иногда с большим интересом в России, если в них были затронуты проблемы, актуальные для русского читателя, и переосмысливались в соответствии с представлениями, уже сложившимися на основе национальных традиций. Таким образом, период формирования и расцвета русского сентиментализма отличался чрезвычайной творческой активностью восприятия европейской культуры. При этом русские переводчики преимущественное внимание стали уделять современной литературе, литературе сегодняшнего дня (см. об этом подробно: Стенник Ю.В., Кочеткова Н.Д., с.727 и далее)

Хронологические рамки:

Сентиментальные произведения впервые возникают в Англии в конце 1720-х – начале 1730-х (как реакция на революцию 1688-1689 годов, выход на арену третьего сословия и превращения его во влиятельную политическую и общественную силу). Это произведения Дж. Томсона «Времена года» (1726-1730), Г.Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751), С.Ричардсона «Памела» (1740), «Кларисса» (1747-1748), «История сэра Чарлза Грандисона» (1754).

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760-1770-х годах в Англии, Франции и Германии. С 1764 по 1774 год здесь вышли в свет произведения, которые создали эстетическую основу метода и определили его поэтику; их можно считать и своеобразными эстетическими трактатами сентиментального направления (это уже упоминавшиеся романы Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» 1761; Л.Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» 1768; И.-В. Гете «Страдания молодого Вертера» 1774).

Хронологические рамки русского сентиментализма определяются более или менее приблизительно. П.А.Орлов, например, выделяет 4 этапа:

    1760-1775.1760 год – дата появления журнала «Полезное увеселение», сплотившего вокруг себя целую группу молодых поэтов во главе с М.Херасковым. Продолжением «Полезного увеселения» были журналы «Свободные часы» (1763) и «Доброе намерение» (1764), в которых в основном сотрудничали те же авторы.

В поэзии преимущественное внимание уделялось любовной, дружеской и семейной проблематике. Жанры пока заимствовались у предшествующей классицистической литературы (анакреонтическая ода, идиллия), использовались также готовые европейские образцы.Проза представлена романами Ф.Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» и В.А. Левшина «Утренники влюбленного».

Драматургия – «слезными пьесами» М.Хераскова.

Необходимо отметить, что именно с Хераскова начинается история русского сентиментализма. Для него характерно новое отношение к иерархии жанров: высокие и низкие не только уравниваются, но, более того, предпочтение отдается низким жанрам (например, песне). Неприемлемым становится и сам термин «низкий жанр»: Херасков в данном случае противопоставляет «громкой» поэзии – «тихую», «приятную». Поэт и драматург, он сосредоточивает свое внимание на отдельном, частном человеке. В связи с этим особую привлекательность для него начинают привлекать камерные жанры. Поющая и пляшущая пастушка для Хераскова «милей гремяща хора».

У представителей первого этапа критерием общественных и духовных ценностей уже признана природа и как одно из ее проявлений – чувствительность.

Большую роль в общественной мысли этого времени играет масонство (Н.И.Новиков, А.М.Кутузов, И.П.Тургенев, А.А.Петров и др.). В этом ряду самого серьезного внимания заслуживает, в первую очередь, творческая деятельность А.М.Кутузова. Анализ его поэтических произведений, частной переписки, переводов свидетельствует об отрицательном отношении художника к рационалистическому искусству классицистов, внимании к европейскому предромантическому движению, преимущественной ориентации на традиции английской и немецкой литературы и игнорировании французской, интересе к внутреннему миру и психологизму. А.М.Кутузов писал: «Не наружность жителей, не кафтаны и рединготы их, не домы, в которых они живут, не язык, которым они говорят, не горы, не море, не восходящее или заходящее солнце суть предмет нашего внимания, но человек и его свойства…»

В середине 70-х гг. наблюдается и расцвет дарования М.Н.Муравьева. В лирике его постепенно становится определяющим автобиографическое начало. Адресатами произведений становятся друзья и близкие, основным жанром – послание. Герой Муравьева – человек с «чувствительной душой», его идеал – скромная, но деятельная жизнь, приносящая пользу обществу и удовлетворение самому себе. Муравьев обращает внимание на необходимость проникновения во внутренний мир человека. Поэт должен постигнуть «сердечные таинства», «жизнь души» с ее противоречиями и переходами из одного состояния в другое. В сознании поэта иной представляется и сама категория времени. Каждое мгновение неповторимо, и задача художника – уловить и запечатлеть его. Новые художественные задачи предопределили и новое отношение поэта к языку. Г.Гуковский отмечал: «Слова начинают звучать не столько своим привычным словарным значением, сколько своими обертонами, эстетико-эмоциональными ассоциациями и ореолами». В поэзии Муравьева появляются эпитеты, характерные и для более поздней лирики сентиментализма: «разговора сладкий ток», «сладостны дыханья», «сладкий покой», «кроткий луч», «стыдливая луна», «милое мечтанье»; эпитет «тихий» (ранее антоним к эпитету «громкий») приобретает новые нюансы – «приятный», «нежный», «безмятежный» («тихий сон», «тихий трепет», «тихая светлость»).

Важным фактом данного периода стал и выход в 1776 году комической оперы Н.Николева «Розана и Любим». По мнению П.Орлова, именно в данном жанре прежде всего получает дальнейшее развитие социальное начало русского сентиментализма: в основе конфликта таких пьес – факты помещичьего произвола над добродетельными, «чувствительными» крестьянами, которые впервые выступают главными героями, превосходящими по духовному развитию своих обидчиков.

Третий этап.1789-1796.Это наиболее яркий и плодотворный период в истории русского сентиментализма. В это время созданы лучшие произведения Н.Карамзина. Период в целом характеризуется преобладанием прозаических произведений: роман, повесть, сентиментальное путешествие, эпистолярные жанры (образцы практически всех известных сентиментализму прозаических жанров предложены Карамзиным); из стихотворных жанров предпочтение отдается песне (Дмитриев, Капнист, Нелединский-Мелецкий, Львов), сатирической сказке и басне (Дмитриев).

С 1791 года появляются лучшие сентиментальные периодические журналы - «Московский журнал», «Приятное и полезное препровождение времени». В них обсуждаются вопросы о внесословной ценности человека, законах природы и государственного строительства.

4 период:1789-1811 Период кризиса русского сентиментализма. Былую славу направления поддерживает только Н.Карамзин, но и он постепенно оставляет художественное творчество и пробует себя в качестве исследователя истории России

Философская основа сентиментализма – сенсуализм. Его основоположник английский философ Дж. Локк (1632-1704), основной труд - «Опыт о человеческом разуме» (1690). По мнению философа, внешний мир дан человеку в его физиологических ощущениях – зрении, слухе, обонянии, осязании; общие идеи возникают на основе эмоционального переживания этих ощущений и аналитической деятельности разума, который сравнивает, сочетает и абстрагирует свойства вещей, познанных сенситивным путем.

Весьма популярными среди сентименталистов были и идеи ученика Локка А.Э.К.Шефтсбери (1671-1713). В центре его внимания – нравственные категории. Шефтсбери утверждал, что нравственное начало заложено в самой природе человека и связано не с разумом, а с особым моральным чувством, которое одно может указать путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца. Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувственным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Таким образом, «естественность» натуры трактуется у Шефтсбери, а вслед за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность», но как потребность и возможность добродетельного поведения, а сердце становится особым индивидуальным органом чувств, соединяющим конкретного человека с общим гармоничным и нравственно-оправданным устройством мироздания.

К вопросу о сушности сентиментализма как художественного направления

Необходимо прежде всего отметить, что далеко не все исследователи считают сентиментализм самостоятельным научным направлением. У англоязычных ученых до сих пор остаются в ходу главным образом такие понятия, как «сентиментальный роман». «сентиментальная драма», «сентиментальная поэзия». Французские и немецкие критики выделяют скорее «сентиментальность» как особую категорию, в той или иной мере присущую художественным произведениям самых различных эпох и направлений.

Лишь в России, начиная с конца 19 века, предпринимаются попытки осмыслить сентиментализм как целостное историко-культурное явление. Для него характерны следующие черты:

    культ чувства (или сердца), которые в данной системе взглядов становятся «мерилом добра и зла»;

    в эстетике «возвышенное» начало заменяется категорией «трогательного»;

    создан свой тип героя: «чувствительного человека», воплощающего в себе гуманистический идеал эпохи, живущий сложной внутренней жизнью, замечательный не воинскими подвигами или государственными делами, а своими душевными качествами, умением «чувствовать». Достоинства личности обнаруживаются в новой сфере – сфере чувств.

Система жанров сентиментализма

В первую очередь необходимо иметь в виду следующее:

    преимущественное внимание уделяется прозаическим жанрам;

    жанры могут смешиваться.

В области прозы на первом месте – роман со следующими разновидностями: роман в письмах (Ричардсон, Руссо, Эмин), связанный с романом в письмах жанр частной переписки (Свифт, Вольтер, Дидро, Кутузов, Петров, Дмитриев, Карамзин); роман-путешествие (Стерн, Карамзин); роман воспитания (Виланд, Гете, Карамзин); затем повесть – философская на Западе и любовно-психологическая, повесть-сказка, рассказ-миниатюра, философско-психологический очерк – в России (образцы всех разновидностей повести представлены в творчестве Карамзина).

В области драматургии – «слезная драма» (Дидро, Херасков), комическая опера (Николев).

В области лирики – на Западе – философско-дидактическая поэма, элегия, баллада; в России – анакреонтическая ода, идиллия, элегия, песня, романс, альбомный стих, сатирическая сказка и басня.

Художественные завоевания и открытия.Писателями-сентименталистами открыты новые типы повествования (психологические пейзажные зарисовки, лирические медитации, элегии в прозе); разработаны приемы передачи внутреннего мира героя (лирические отступления, авторский анализ психологии, внутренний монолог); значительно усложнен синтаксис (перифразы, лексические и синтаксические повторы, приемы музыкально-ритмического построения, звукопись); введены новые тропы (психологические эпитеты).

Писательский состав. В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете , Памелы , Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи ; Несчастная Маргарита ; Прекрасная Татьяна ) и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.