Open
Close

Малая родина - это значимый образ для формирования патриотизма. А существует ли она «малая родина»

Практически все россияне (92%) считают, что человек должен знать, откуда он родом (только 7% опрошенных полагают, что знать это необязательно). При этом 49% участников опроса ассоциируют понятие "Родина" с конкретным местом, где они родились; 47% отождествляют Родину со всей Россией. Отметим, что чаще других считают своей отчизной всю страну представители старшего поколения (53%) и респонденты с высшим образованием (54%).

Оценки экспертов и мнения, высказанные участниками ДФГ, позволяют сделать вывод, что россияне четко различают "большую" и "малую" Родину.

  • "Малая" Родина – это где родились. А "большая" Родина – это, мне кажется, за границу выезжаешь – тогда "большая" Родина, Россия"
  • (ДФГ, Москва).
  • "Мне кажется, "малая" и "большая" Родина – расходятся во времени; "малая" осталась в прошлом, с нашими годами детства, юности, а "большая" – всегда с нами"
  • (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • "Насчет "большой" Родины – понятно: Россия, а насчет "малой" Родины... Для меня лично – где живу, потому что я там родился, но не жил, и постоянно где-нибудь я тоже не жил, а все время скитался то за границей, то в других местах"
  • (ДФГ, Москва).
Между "малой" и "большой" Родиной существует тесная взаимосвязь:
  • "Если "большой" Родине плохо, то твоей "маленькой" – еще хуже. Все взаимосвязано"
  • (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • "Страна большая, и, чувствуя свою причастность к большой стране, человек чувствует и потребность в своей "маленькой" Родине, к тому месту, где он родился, где его окружали папа с мамой, друзья и так далее. И поэтому ощущение огромной страны живет в нас параллельно с привязанностью к "маленькой" Родине"
  • (эксперт, Ульяновск).
Раскрывая смысл понятия "Родина", участники групповых дискуссий часто упоминают дом – как что-то очень близкое и даже интимное:
  • "Тепло на душе становится, что приехала домой: наконец-то можно отдохнуть, просто успокоиться"
  • (ДФГ, Воронеж).
  • "Это понять мужчинам, наверное, проще, они из армии когда приходят... Вот там побывал, почувствовал, что это такое, когда вышел, осмотрелся и выдохнул: "Дома"!"
  • (ДФГ, Воронеж).
"Родина" в представлениях респондентов иногда ассоциируется не только с определенным местом (квартира, дом, село и др., где родился, живешь), но и с особым типом отношений между человеком и сообществом, с которым он себя отождествляет:
  • "Малая" – это куда вернуться хочется, действительно, отовсюду. А "большая" – чем гордиться хочется"
  • (ДФГ, Москва).
Важной составляющей такого рода отношений является готовность жить в своей стране даже при наличии возможности выбирать место проживания. На вопрос о том, не хотели ли бы они уехать из России в другую страну на постоянное место жительства, 80% россиян ответили отрицательно. Только 15% наших соотечественников предпочли бы уехать. Примечательно, что в этой группе существенно выше доля представителей молодого поколения (27%), оптимистов (23%) и жителей Южного федерального округа (22%).

Вместе с тем, участники фокус-групп неоднократно отмечали отсутствие гармонии в отношениях россиян с государством, что, по их мнению, совершенно не способствует росту чувства патриотизма. Так, на вопрос модератора: "А что вы думаете о "большой" Родине? Какие чувства у вас возникают?" следуют ответы:

    Владимир: – Сложные.
Виктор: – Мы живем не в той Родине, в которой родились.

Елизавета: – Вот сейчас вызывает чувство досады. Это связано со всеми негативными явлениями, которые мы наблюдаем сейчас.

Ирина: – Отвратительные. Мы не нужны стране – и от этого досада. Самые плохие чувства" (ДФГ, Воронеж).

  • "Идет нигилизм, такое восприятие, понимаете, когда не видят люди... Живут год, два и уже десять в постоянных реформах, которые не приводят ни к чему хорошему. И вот это чувство – оно теряется, т.е. мы не чувствуем себя как единая нация сейчас"
  • (эксперт, Рязань).
При этом происходит усиление региональной идентичности, развивается тенденция к отождествлению индивида с территориальными общностями.

Судя по данным массового опроса, 60% респондентов полагают, что их земляки отличаются от жителей других регионов России. Треть опрошенных не видит таких различий. Примечательно, что менее всего ощущают свое отличие от других жители Приволжского федерального округа (42%), что, возможно, во многом связано с полиэтничностью этого региона. Среди экспертов только каждый восьмой полагает, что его земляки не отличаются от жителей других регионов.

На вопрос: "Как Вы считаете, Ваши земляки отличаются от жителей других регионов в лучшую, худшую сторону или они просто другие?" 45% респондентов не дали никакого ответа. Четверть опрошенных считает, что их земляки не лучше и не хуже, а просто другие, такая же доля участников опроса стоит на позициях регионоцентризма, полагая, что их земляки лучше других. Видимо, грань между "мы – другие" и "мы – лучше других" очень тонка.

Существенной составляющей отношений между человеком и его Родиной является чувство патриотизма, о котором много рассуждают участники опроса. Основываясь на их мнениях, можно выделить два существенных аспекта этого чувства: любовь и служение.

  • "Патриотизм – это любовь к Родине все-таки. ...Любовь к тем местам, людям, которые в какой-то степени одинаково со мной мыслят, чувствуют"
  • (эксперт, Владимир).

  • "Очевидно, любовь к своей Родине, "большой" и "малой" одновременно, предпочтение даже каким-то своим и товарам, и культурам даже различным – наверное, в этом и проявляется патриотизм"
  • (эксперт, Тула). И переход к идее служения:
    • "Ну, я думаю, что патриотизм – это не только любовь, допустим, к "малой" Родине или "большой" Родине. А это все же какая-то созидательная деятельность. Для того чтобы и "малая", и "большая" твоя Родина – она... процветала. Т.е. не просто умиление там красотой какой-то, березкой или еще чем-то, а делать, чтобы вот эта земля процветала"
    • (эксперт, Горно-Алтайск).
    • "Я считаю, что человек должен меньше говорить о патриотизме, а больше делать во имя процветания своей страны, тогда он будет настоящим патриотом"
    • (эксперт, Владимир).
    • "Лично для меня патриотизм означает служение Родине"
    • (эксперт, Рязань).
    • "Безусловно, я патриот мегамашины – в том смысле, что та машина, которая является государством, страной, т.е. которая удерживает единство гигантских территорий, мне, безусловно, тоже дорога. Вот, как бы, два аспекта есть, т.е., с одной стороны, это люди и ответственность перед ними, с другой стороны – необходимость осознания принадлежности к мегамашине и желание ее сохранить, упрочить, продвинуть"
    • (эксперт, Красноярск).
    Еще один важный аспект темы связан с тем, что многие участники опроса рассматривают отношение к Родине сквозь призму кровной, родовой связи как с местом, где родились и выросли, так и со своим народом.
    • "Не зря натальные карты составляются на то место, где он родился. Т.е. эта карта очень большую роль играет. Эти все звезды, расположение местности... Причем они передаются в генах по наследству. Т.е. он родился уже с какой-то программой, именно соответствующей данному месту рождения"
    • (ДФГ, Москва).
    • "Естественно, любовь начинается с чувства почвенничества, т.е. она базируется на той почве, на которой человек родился и вырос, значит, а потом это чувство переливается в любовь к Отечеству, к системе, которая обеспечивает устойчивость и безопасность этого места рождения или так называемой "малой" Родины. Тут нет противоречия"
    • (эксперт, Санкт-Петербург).
    Видимо, не случайно 73% участников общероссийского опроса не хотели бы родится в другой стране, и только 13% респондентов предпочли бы появиться на свет не в России.

    Как видно из полученных данных, любовь к "малой" и "большой" Родине, чувство патриотизма слабо коррелируют с положением дел в стране. Как заявил один из экспертов:

    • "Мы будем любить Россию всегда, пока хоть один человек будет продолжать говорить по-русски"
    • (эксперт, Красноярск).

    Повествователь выстраивает своё рассуждение с помощью вопросно-ответной формы изложения. Задавая в первом абзаце вопросы, он даёт ответы в следующем. Становится понятно, что для него малая родина - это место, где прошло детство человека, «то, что способно объять детское око». Основную часть текста занимают воспоминания повествователя. Он использует ряды однородных членов предложения: «тихая деревенская улица, тесный магазинчик, машинный двор за околицей», чтобы создать подробную картину своей жизни.

    В описании чувствуется тёплая атмосфера безмятежного детства. Повествователь с доброй улыбкой говорит о нём, о дорогих сердцу воспоминаниях. Для ребёнка деревня была целой «мальчишеской Вселенной». Эта метафора показывает, что тогда для него весь мир, все его переживания и радости заключались в этой деревне. Малая родина подарила повествователю «крылья вдохновения», которые помогали идти дальше по жизни.

    Малая родина - это место, связанное с детством, воспоминаниями. Она рождает в душе человека счастье.

    О малой родине писали многие прозаики и поэты. С.Есенин в своём творчестве воспел Россию как страну с необычайными пространствами, красотой природы, верностью традициям. Он называл себя «поэтом золотой бревенчатой избы». Для него дороги воспоминания о родной деревне, о родном доме. Стихотворение «Письмо к матери» проникнуто печальным настроением. Лирический герой обращается к матери, он вспоминает места, где вырос и был счастлив. Он говорит, что много довелось ему пережить испытаний, что он хочет вернуться домой, туда, где покой, где всегда ждёт и любит мать: «Ты одна мне опора».

    В лирике А.Блока тоже описана Россия. Он, как и С.Есенин, ценил родину не за торжественность и величественность, а за её простоту. В стихотворении «Россия» лирический герой, обращаясь к родине говорит: «Мне избы серые твои, ... как слёзы первые любви». Его любовь к родине - это очень личное чувство. В лирике поэта появился образ России-крестьянки: «А ты всё та же - лес да поле, да плат узорный до бровей». Любовь к традициям, красотам природы, к деревне и простоте быта пронизывает всё стихотворение.

    Воспоминания о малой родине в душе человека рождают самые тёплые чувства. Там мы родились, там взрослели, набирались опыта, получали первые впечатления от жизни. Малая родина - это место, которое воспитывало нас, подарило вдохновение. Малая родина всегда связана с ощущениями счастья и покоя.

    Обновлено: 2017-09-21

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Родина – это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая Родина.

    У одних – это большой город, у других – маленькая деревня, но все люди любят ее одинаково. Мы растем, взрослеем, но вот малую Родину мы никогда не забудем. Каждый человек должен любить свою малую Родину, знать ее историю, замечательных людей, которые здесь родились и выросли.

    Для меня моей малой Родиной является небольшой поселок – Никитинский, где я живу вот уже 3 года, где проходит мое детство.

    Наш поселок – это небольшой, уютный уголок, где есть немало прекрасного. Здесь созданы все условия для спокойной и беззаботной жизни, вдали от суеты и проблем города. Здесь люди могут отдохнуть и хорошо провести время.

    А начиналось все так: огромное поле овса, березовые перелески, мягкое осеннее солнце, щедро заливающее своими лучами все вокруг, пение птиц – это все, что увидели и услышали первые жители и строители поселка.

    Поселок Никитинский был основан в 1961 году, назван в честь инженера Никитина, который составил план строительства.

    Началось строительство как деревянных домов, так и кирпичных зданий для различных учреждений: школы, детского сада, поликлиники, клуба, библиотеки.

    Красива и разнообразна местная природа.

    Поселок окружен небольшими березовыми рощами и лесами.

    В полях зреет рожь и пшеница, а в лесах растут ягоды, грибы и разнообразные лекарственные растения.

    Имеются два искусственных водоема, которые именуются местными жителями как пруды Никитинский и Тамбовский.

    Наш поселок очень красив во все времена года.

    Зимой он похож на сказочную страну. Весной особенно красив, когда начинают цвести: вишня, черемуха, яблоня и сирень. Летом поселок весь в зелени, а осенью все кругом в золотом уборе.

    Местные жители любят свой поселок и стараются сделать его уютнее и красивее: садят деревья и цветы, строят детские площадки, принимают участие в субботниках, берегут и охраняют природу. На улицах всегда чисто убрано. Развитие поселка не стоит на месте, он постоянно преображается.

    Люди здесь очень добрые, приветливые и отзывчивые, что является самым главным богатством поселка. Именно их трудом держится жизнь моей малой Родины.

    Так же весело и задорно проходят праздники. Все жители поселка: и взрослые, и дети принимают участие в спортивных соревнованиях, веселых состязаниях, в викторинах. Везде слышны песни местных творческих коллективов.

    В 2011 году поселку исполнилось 50 лет. Все жители дружно отмечали день рождение.

    И пускай в моем поселке нет памятников архитектуры, нет красивых кирпичных зданий, но он мне дорог тем, что он стал моей малой Родиной.

    Я люблю этот поселок за то, что он не похож ни на любой другой город.

    Я хочу, чтобы он был самым чистым, цветущим, приветливым и уютным. Но для этого все мы должны любить и беречь не только себя, но и все, что нас окружает. И мы, подрастающее поколение, постараемся сделать все, чтобы наш поселок процветал и становился все лучше и лучше.

    Когда я вырасту, я уеду из отсюда, но самые лучшие моменты моей жизни, связанные с поселком, навсегда останутся в моей памяти.

    Я желаю своему поселку процветания и благополучия.

    (Пока оценок нет)



    Сочинения по темам:

    1. Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его – тема Родины....
    2. Картина художника Владимира Петровича Фельдмана «Родина» написана в пятидесятых годах прошлого века. Тогда еще были совсем свежими воспоминания о кровавой...

    Классный час «Моя малая родина…»

    Цели:

    1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного посёлка.
    2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

    Задачи:

    1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
    2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
    3. Формировать потребность в сохранении исторических, культурных, природных памятников родной земли.
    4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
    5. Содействовать моральному развитию детей.

    Форма проведения:

    Час общения.

    Оформление:

    Фотографии природы родного края, посёлка, участников ВОВ, книги о Тулунском районе «Край серебристых озер и золотых поле», « Без села России не бывать» ,воздушные шары цвета российского флага

    Ход занятия

    Эпиграф:

    “Для России наш посёлок – частица,
    А для нас он – родительский дом.
    И мы рады, что можем гордиться
    Малой родиной, где мы живем”.

    1. Вступление.

    Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине.
    Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

    МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
    МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
    РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
    Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

    Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

    Малая Родина –
    Островок земли.
    Под окном смородина,
    Вишни расцвели.
    Яблоня кудрявая,
    А под ней скамья –
    Ласковая малая
    Родина моя!

    Родина – это земля, государство, где человек рождается.
    Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

    1. Проводится конкурс «Родня» .
      Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
      (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
      РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
      РОДИЧ – родственник, член рода.
      РОДНЯ – родственники.
      РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
      РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
      НАРОД – нация, жители страны.
      Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом - с этого начинается малая родина.
      Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родственники, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
      Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
    2. Игра составь пословицу
      Родина – мать, Родине служить.
      Жить- , умей за неё постоять.
      Человек без Родины, там и пригодится.
      Где кто родится, что соловей без песни.
      - Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
      - Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

    Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

    Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

    Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

    Знаете ли вы знаменитых земляков?

    Известные люди Утая. Главное наше богатство – люди.

    Леспромхоз

    ФАП

    Почта

    Школа

    Ж/д

    1. Ученик:

    Они осилят зло и горе,
    Добудут свет в кромешной мгле…
    Мои герои – главный корень,
    Основа жизни на земле.


    - Что из истории своего края вы можете рассказать?

    Сегодня Утай входит в Котикское поселение из населенных пункта: Утай, Красная Дубрава, Котик, Заусаево, численность населения Утая более 400 человек. На территории кроме администрации, работают Котикская средняя школа, Утайская основная общеобразовательная школа, детский сад в Котике, терапевтическое отделение с.Котик, фельдшерские пункты, культурно-досуговый центр Котик, Утай, почтовое отделение Котик, Утай. А глава нашего поселения кто? (Фишер Татьяна Александровна)

    II. Родная улица моя.

    Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц, на которых они живут.

    Ученик:

    О родине – негромко говорю:
    Ведь о большой любви кричать не надо.
    Она – моя отрада и награда,
    Скажу о ней – молитву сотворю:
    “Будь вечно в благоденствии и славе,
    Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
    Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
    И пред тобой себя не уронить!”.

    Перед вами фотографии. Представьте, что вам предложили организовать выставку фотографий, рассказывающих о малой родине. Какие фотографии вы выберете? Почему? Обоснуйте свой выбор. (Проблемы охраны природы и красота природы, исчезновение в посёлке производства и вместе с тем рабочих мест)

    Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
    Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
    Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
    Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
    Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
    Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!

    Учитель:

    Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

    - “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

    Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

    Учащийся: Говорят, все пути ведут к дому,

    Говорят, он начало начал.

    Человек, как никто, По-любому

    Тосковал по нему и скучал.

    Человек здесь на свет появился.

    И отсюда пойдет он вперед,

    Только где бы он не поселился,

    Дом родной его вновь позовёт.

    И порой невозможно вернуться

    Нам туда, где пол жизни прошло.

    Дом далёк, и года всё несутся,

    Но лишь там нам светло и тепло.


    Что есть «малая родина»? Существует множество подходов к осмыслению феномена «малой родины». Данный феномен рассматривается в качестве литературной метафоры, топографической категории, осуществляют его феноменологический и структурный анализ с позиции различных научных дисциплин. Но это ещё и психологический феномен. Бесспорно, слово «родина» является однокоренным слову «рождение». Поэтому часто родина понимается именно, как место рождения. Родина может иметь довольно большой масштаб страны, государства. Тогда это понятие претендует на некую объективность, всеобщность для определённой группы лиц. Под «малой родиной» можно понимать определённый относительно небольшой регион, населённый пункт, местность, которые выделены субъективно и индивидуальны для каждого носителя данного феномена. Для каждого человека место его рождения имеет определённое субъективное значение. Часто именно место рождения метафорически называют «малой родиной». «Малой родиной» для человека также может являться место, с которым связаны детские воспоминания. Случается и такое, что феномен «малой родины» находит свою локализацию в тех местностях, в которых человек пробыл недолгое время или не был вообще, но знает о них, мечтает там побывать. Эти местности могут быть связаны с героическим прошлым его предков. Особенно это характерно для представителей знатных родов, творческой элиты, которые чтят свои семейные традиции и традиции своего народа. Случается так, что человек, являясь носителем культуры меньшинства в обществе, отождествляет себя с носителями той культуры, которая для него ценностно значима. «Малой родиной» он будет считать ту территорию, на которой данная культура является доминантной. Феномен «малой родины» нашёл своё отображение в литературном, художественном и других видах творчества. А также сюжет матери-земли, дающей силу, очень распространён в мифологиях различных народов мира .

    К «малой родине» человек испытывает положительные, тёплые чувства. Она имеет для него определённое, можно даже сказать, сакральное значение (завещание быть похороненным в «земле отцов» - один из рудиментов подобной сакрализации), часто поэтизируется и идеализируется, представляет определённую ценность .
    Существуют разные подходы к определению «малой родины» с различных научных позиций. Нам более эмпанирует позиция Крылова М. П., так как она более психологична. В своей статье «Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности», опубликованной в журнале «Мир психологии 2005 №3», он приводит следующее понимание «малой родины»: «малая родина» - это восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственой логикой, и представляющей совокупность пространственныхидентичностей в пределах региона, включая идентичности населённых пунктов и местные проявления идентичности .

    Поэтому изучать феномен «малой родины» через категорию идентичности представляется нам наиболее адекватным. Так как данный феномен имеет своё топографическое измерение, с которым человек связан исторически и мифически, сопричастность к какой-то территории с её социокультурными традициями выражается посредством идентичности .

    Идентичность - это психическое образование, которое является следствием процесса идентификации. В широком смысле слова, идентификация (от лат. - отождествление) - это эмоционально-когнитивный процесс неосознанного отождествления субъектом себя с другим субъектом, с группой, образцом.

    Существует несколько подходов к осмыслению идентичности. Теоретической базой данного исследования является когнитивный подход, предложенный Г. Тэджфелом и Дж. Тэрнером с их пониманием социальной идентичности .

    На основании вышеизложенной теоретической базы, попытаемся дать определение феномена «малой родины»:
    Феномен «Малой родины» - это идентификация с ценностно значимым регионом, отыгрывающим значительную роль в формировании личности, данная идентификация осуществляется посредствам включение себя в группу носителей социокультурных традиций данного региона.

    В данном исследовании феномен «малой родины» соотносится с категорией локальной идентичности. А именно, является её разновидностью. Локальная идентичность может выступать в качестве частной категории по отношению к понятию региональная идентичность.

    Локальная идентичность, разновидностью которой является феномен «малой родины» детерминирует поведение не только на уровне когнитивной регуляции, но и на эмоциональном, часто неосознанном уровне. «Малая родина» также является и ценностным феноменом. Пространство «малой родины» насыщено не просто объективным предметным миром, но и явлениями, с которыми, посредством своих переживаний, соотносится человеческое Я.
    Личность формируется в определённой социокультурной среде. Именно та среда и тот регион, которые оказали наибольшее влияние на становление личности человека, обозначаются понятием «малая родина». При этом сам человек ощущает на себе это влияние. Человек включен в группу жителей региона. Он начинает выделять черты, отличающие данную группу от всех остальных и уже способен проводить сравнение с другими группами. Если своя группа обладает большим количеством положительных характеристик по сравнению с другими, то формируется положительная идентичность, если меньшим, то отрицательная.

    Феномен «малой родины» может проявляться в том, что человек осознаёт себя в первую очередь жителем небольшой местности, а уже потом жителем страны или представителем нации. Иногда человек стремится сохранить локальную культуру того региона, который он считает своей малой родиной. И считает себя носителем этой культуры.
    Изучение феномена «малой родины» даёт возможность понять, что чувствует человек, на долгое время оказавшийся вдали от дома. Помогает изучить процесс адаптации к новым социальным и культурным условиям.
    Образ «малой родины» формируется через призму человеческого Я, которое было сформировано под влиянием определённого региона с его социокультурными традициями. Образ «малой родины» формируется на основании отражения отдельных значимых черт субъективно выделенного региона. Образ «малой родины» аккумулирует в себе жизненный мир личности. А само понятие приобретает феноменологический характер
    .

    Почему феномен «малой родины» становится актуален? В современном обществе наблюдается кризис идентичности. Полярность «глобализация -регионализация» может привести к актуализации феномена «малой родины», то есть на первый план выходит локальная идентичность, а не национальная или этническая. Люди стремятся выработать свои уникальные, свойственные относительно небольшой группе черты, а с другой стороны всё более стремятся к универсальности, глобальности. С одной стороны, глобализация представляет собой усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного шара единого человечества. С другой стороны, размываются культурные и этнические границы. Что ведёт к утрате самобытности, разрушению национальной идентичности. Наиболее чётко эти тенденции можно проследить на территории пограничья, где длительное время сосуществуют несколько этнокультурных групп. Здесь формируется особый тип человека, принадлежащего к нескольким культурам. На первое место начинает выходить региональная, а не этнонациональная принадлежность. Одна из причин - полиэтничность пограничного региона.

    Гродненская область является пограничным регионом, входящим в состав белорусско-польско-литовского пограничья. В условиях взаимопроникновения культур обретает значимость феномен «малой родины».
    В данном исследовании была осуществлена попытка эмпирического изучения содержания и эмоционального тона образа «малой родины» учеников областных и городских классов лицея № 1 г. Гродно младшего юношеского возраста (15-17 лет). Выбор данной возрастной группы не случаен, именно в данном возрасте формируется ценностно-смысловая сфера личности.

    Был использован метод свободных интерпретаций. Испытуемым предлагалось продолжить высказывание: «малая родина» для меня - это...».
    Большинство учеников областных классов определили «малую родину», как «место, где я родился (родилась)». Большинство учеников городских классов определили «малую родину», как «город Гродно». На втором месте оказалось определение «малой родины», как «дома» среди областных классов, и как «семьи» среди городских. Появление категории «дом» у учеников областных классов весьма интересно. Следует отметить, что они постоянно проживают в Гродненской области, в Гродно они приехали на время обучения. Возможно, в таких условиях для них особую значимость обретает дом.
    Для определения эмоционального тона образа «малой родины» был использован метод семантического дифференциала.
    В областных классах большинство испытуемых характеризовали образ «малой родины», как возвышенная, нежная, хорошая, открытая, светлая, таинственная, успокаивающая в городских классах большинство испытуемых посчитали критерии «низменная-возвышенная», «грубая-нежная», «хорошая-плохая», «открытая-закрытая», «тёмная-светлая», «таинственная-обычная», «тревожащая-успокаивающая» несоответствующим для характеристики образа «малой родины». Это означает, что ученики областных классов используют более широкий репертуар прилагательных для характеристики образа «малой родины». Следовательно, данный образ богаче, многограннее.

    Для большинства испытуемых из областных классов «малая родина» в большей степени тёплая, живая, весёлая, важная, красивая, оптимистичная, привлекательная, безопасная. Что говорит о большей динамичности и эйде-тичности данного образа.

    В равной и почти равной степени «малая родина» была оценена положительными прилагательными в областных и городских классах: светлая, близкая, яркая, приятная, оптимистичная, сильная, спокойная, вдохновляющая, прекрасная, захватывающая, естественная.

    Анализируя полученные данные, можно заметить, что образ «малой родины» имеет положительный эмоциональный тон у городских и областных учеников. А вот представления о «малой родине» богаче и образнее у учеников из областных классов. Возможно, что здесь существенную роль отыграло влияние городской или областной социокультурной среды в процессе формирования личности. Но это предположение требует эмпирических доказательств.

    Литература

    1. Беспамятных, Н. Н. Мифология: введение в теорию мифа Н. Н. Беспамятных. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 240 с.
      Крылов, М. П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности / М. П. Крылов Мир психологии. -2005. - № 3- С. 187-198.
    2. Бяспамятных, М. М. «Малая айчыны»: пам ж. лтаратурнай метафарай i навуковай катэгорыей. «З краю Навагрудскага» (малая айчына у жыцщ i творчасщ Адама Мiцкевiча) М. М. Бяспамятных Зб. навук. прац пад рэд. праф. С. П. Муаеню. - Гродна. - ГрДУ, 2006. - 402 с.
    3. Беспамятных, Н. Н. Феномен этнокультурного пограничья: опыт системного анализа Регионалистика: сб. науч. тр. под ред. д-ра полит. наук, проф. В. Н. Ватыля. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 251 с.
    4. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 1999. -
      475 с.