Open
Close

Месть мумии: алтайская принцесса покарала потревоживших ее покой исследователей. Принцесса Алтая (Укока)

Файл:Ukok princess reconstruction.jpg

Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно 25 лет, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Причиной смерти женщины был рак молочной железы . Согласно верованиям коренного населения Алтая , «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Белая Госпожа), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Алтайская (Скифская) принцесса Укока

    Арийская Принцесса - Мумия Укока из Республики Алтай - Очи бала - Принцеса Кадын

Субтитры

История находки

Файл:Mumiya-3.jpg

Фотография мумии принцессы Укока

…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди, за аримаспами - стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними - гипербореи на границе с морем .

Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль» .

Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая» [ ] .

Начало изучению «замёрзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Генетика

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шелковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Так же особенной является сложная прическа умершей - она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чем говорит количество захороненных с ней лошадей - 6.

По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трех экземпляров. Один хранится в музее в г. Новосибирске, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в Пушкинский исторический музей в г. Москва (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).

Местоположение

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Сибирского отделения РАН , в Новосибирском Академгородке . Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики . Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности - причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года) . В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации .

«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», - сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника.

«Все найденные при раскопках вещи - это федеральная собственность и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Все это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», - сказала Белекова .

В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия . Однако суд отказал в удовлетворении иска . Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд .

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы», показанный по Первому каналу , характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

Образ «Принцессы Укока» в литературе

  • Анна Никольская. «Кадын - владычица гор». Изд-во «Игра слов», 2011 г.
  • Ирина Богатырёва. «Кадын». Изд-во «Эксмо», 2015 г.
  • Ирина Богатырёва. «Луноликой матери девы». Изд-во «Аст», 2012 г. (Первая часть романа «Кадын», опубликована в серии «Победители Международной премии имени С. Михалкова»).
  • Татьяна Волобуева, Барнаул. «Кадын». www.stihi.ru/2014/08/27/4688

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно-Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).
  • «Жители Республики Алтай требуют захоронить принцессу Укока » В Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения (статья)
  • «Новости Алтайского края » Решение захоронить мумию алтайской принцессы принял Совет старейшин Республики Алтай

Примечания

  1. Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет

18 лет назад археологи раскопали в Горном Алтае скифскую мумию. Ее окрестили Алтайской Принцессой. Сегодня алтайский народ требует закопать мумию обратно. Чтобы прекратились землетрясения и разные бедствия.

Летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Полосьмак проводились раскопки на плато Укок. Высокогорное плато Уток на юге Алтая, расположенное на высоте около 3 километров над уровнем моря, издавна считается здесь сакральной территорией. Именно здесь, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, считают коренные алтайцы, находится горний мир, "второй слой небес". Добраться сюда довольно сложно: с вертолета открывается потрясающе красивый и одновременно жуткий вид гигантских, неприступных валунов, крутых голых скал, изрезанных рекой Ак-Алахи. Пожалуй, на Алтае нет места более фантастического и неземного. Именно здесь, считается, еще во времена древних скифов, много тысячелетий назад жили существа, обладающие сверхъестественными способностями. Одним из объектов исследования, причем далеко не самым перспективным, был курган Ак-Алах-3. Исследователи не ожидали найти здесь ничего особенного, ведь могила считалась частично разоренной, причем не только частными лицами, но и военными, которые в середине 60-х годов прошлого века брали здесь материал для строительства укреплений во время конфликта с Китаем.

Погребальную камеру вскрывали под прицелом видеокамер и фотоаппаратов. Не один день. Поначалу ожидания исследователей оправдались - им удалось обнаружить разоренное захоронение позднего железного века. Когда его расчистили, выяснилось, что под первым захоронением располагалась действительно древняя могила. Что делало находку по-настоящему сенсационной - так это тот факт, что внутренняя часть захоронения оказалась заполнена льдом, который позволяет останкам сохраняться тысячелетиями. Чтобы извлечь из могилы предметы, ученые несколько дней растапливали захоронение, представлявшее собой деревянный сруб, горячей водой. Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей.

В результате ученым удалось обнаружить мумию молодой женщины возрастом около 2,5 тысячи лет. Почти сразу ученые заключили, что мумия относится к так называемой пазырыкской культуре, процветавшей на территории современного горного Алтая в VI - III веках до нашей эры. Обнаружение мумий, относящихся к этой культуре, вообще говоря, не является чем-то уникальным - например, мумия вождя этого же временного промежутка, которая сейчас хранится в Эрмитаже, была обнаружена на Алтае в 1950-м году, а первые подобные находки относятся к 30-м годам прошлого века. По сути на территории плато Укок повсюду разбросаны следы пазырыкской культуры. Мумия лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. Условия в захоронении позволили сохраниться даже одежде на женщине - она была облачена в шерстяную юбку, шелковую рубашку и шубу. На руках мумии были обнаружены многочисленные татуировки, а именно на левом плече красовался сакральный знак - так называемый алтайский грифон. Возраст женщины на момент смерти составлял около 25 лет, а рост - примерно 170 сантиметров.

Кто же она такая? Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кыдым, но не смели тревожить ее священный сон. Новосибирским генетикам удалось почти невозможное. Они выделили из ткани мумии не умерший ген и сделали вывод: принцесса не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих Землю. Она не может быть прародительницей алтайцев. Внешность ее больше напоминала европейскую. Можно также утверждать, что дама лихо скакала на коне и умело стреляла из лука.

Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба".

Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече, выполненная в скифском зверином стиле, и была той самой Великой жрицей скифов.

То что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами так же говорит об уникальности захоронения. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.

Стоит обратить внимание на необычное облачение скифянки. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что-такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям, хранила тайны Сотворения Мира и бессмертия.

Великая скифянка, однако же, умерла, как обычная земная женщина. Кто со всеми почестями предал ее земле? Кому достались в "наследство" ее тайные знания? Куда, в конце концов, делось мифическое золото скифов, которое безуспешно ищут уже много веков? Была ли принцесса посланницей небес или обычной мудрой землянкой?

Принцесса раздора

Как оказалось, именно этой находке довелось запустить процесс, в котором помимо деятелей науки посильное участие приняли общественные организации, прокуратура и законодательное собрание Республики Алтай.

Дело в том, что после обнаружения мумии кто-то из ученых или журналистов (кто конкретно - сейчас установить уже не представляется возможным) заявил, что обнаружение мумии - это величайшая археологическая находка конца XX века. Вероятно, именно эти громкие слова привлекли внимание алтайской общественности, которая в порыве возмущения заявила, что ничего нового археологи им не сообщили - мол, местные жители уже давно знали про эту могилу. И мумия эта никакого отношения к пазырыкской культуре не имеет, потому что это останки великой воительницы и колдуньи Кыдым - прародительницы современных алтайцев (именно тогда с легкой руки местных журналистов мумию и окрестили принцессой Укока). А раз она предок, то ее необходимо немедленно вернуть на место и закопать.

Спустя некоторое время ученые усугубили ситуацию, проведя анализ останков, которые после раскопок перевезли в Новосибирск. Реконструкция лица и последующий анализ ДНК позволили установить, что девушка, чьи останки были обнаружены на плато Укок, принадлежала к европеоидной расе. Для самих археологов это не стало сюрпризом - они и раньше знали, что большая часть представителей той самой пазырыкской культуры была похожа на современных европейцев, благо исследования в этом направлении велись с 30-х годов прошлого века. Однако представители общественности удивились. Не растеряв, впрочем, патриотического настроя, они заявили ученым:

"...Несмотря на заявления некоторых руководителей Института археологии и этнографии о том, что погребения в курганах скифской эпохи "не есть ваши предки", - мы думаем иначе. Надуманный тезис отсутствия генетической связи с народом Алтая есть тенденциозный подход к истории тюркских народов. Мы против превращения алтайской земли в одну уродливую раскоп-яму. Извлеченное из кургана бальзамированное тело молодой женщины мы обязаны возвратить на место покоя. Никакие научные интересы не могут и не должны перевесить религиозно-нравственные чувства целого народа".

Очень скоро на мумию стали ссылаться при каждом удобном случае. Например, на территории Республики Алтай начались землетрясения - это Кыдым мстит потомкам. Падеж скота - снова прародительница требует вернуть ее из Новосибирска на родину.

Разумеется, раз оказались затронуты вопросы патриотизма, политики не смогли остаться в стороне от оживленной дискуссии. Они поддержали мнение шаманов и потребовали вернуть мумию на место. А чтобы подобного впредь больше не повторялось, в 1998 году было принято решение запретить раскопки на плато Укок, объявив его "территорией покоя". Формальной силы запрет не имел, поскольку вопросы раскопок находятся в компетенции федерального правительства, однако препятствия, чинимые местными органами власти и населением, привели к тому, что раскопки фактически прекратились.

Алтайская принцесса

История мумии, которую с легкой руки ученых и журналистов окрестили Алтайской принцессой, интересна не только как необъяснимый феномен или крупнейшее археологическое открытие. Она наглядно показывает пропасть между двумя мировоззрениями. То, что является законом жизни для целого народа, представителям современной цивилизации кажется набором странных суеверий, не имеющим никакого отношения к действительности.

История Алтайской принцессы началась летом 1993 года. Именно тогда на плато Укок археолог Наталья Полосьмак обратила внимание на ничем не примечательный наполовину разобранный курган. Ее муж и учитель, академик Вячеслав Молодин, поначалу выбор жены не одобрил: такие курганы обычно оказывались давным-давно разграбленными. Но что-то подсказывало Наталье, что на этот раз стоит настоять на своем. Через неделю раскопок ее команда обнаружила захоронение эпохи раннего железа. Когда его расчистили, выяснилось, что это «впущенное» погребение, более позднее. А под ним - еще одно. Нижнее захоронение оказалось в ледяной линзе.

О необычной находке сразу сообщили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Вскоре вертолетом из Новосибирска прилетела целая команда археологов и журналистов из Швейцарии, Бельгии, США, Японии, Германии. На вскрытие деревянной погребальной камеры ушло несколько дней. Лед растапливали горячей водой из кружек, потом вычерпывали талую воду… Но когда работа была закончена, все присутствующие не могли сдержать эмоций: такие находки попадаются нечасто.

Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей. Когда колоду открыли, в ней оказалась прекрасно сохранившаяся мумия. Она лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. На руках - татуировки. На мумии была шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик…

Находка на плато Укок стразу же стала мировой сенсацией. Археологов вместе с их «добычей» спешно эвакуировали. Между Барнаулом и Новосибирском вертолет, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку - заглох один из двигателей. Местные журналисты, падкие на сенсации, отреагировали мгновенно. В газетах появилось жуткое сообщение: «Вертолет, на котором перевозили мумию Алтайской принцессы, потерпел крушение. Все, кто находился на борту, погибли. Мумия принцессы осталась целой».

Жители Алтая издавна пытались противостоять археологам, ведущим раскопки курганов на плато Укок. На чиновников и ученых посыпались горы писем с требованием вернуть мумию принцессы на землю Алтая. Но ученым было совершенно безразлично мнение алтайцев. Они занялись исследованием находки: определили примерный возраст мумии - около 2500 лет, начали ее реставрацию и провели генетический анализ. Результаты последнего оказались обескураживающими: в жилах Алтайской принцессы не было ни капли крови монголоидной расы! Да и черты ее лица, которые ученым удалось восстановить, были европеоидными. Это дало ученым право утверждать, что найденная мумия не имеет к Алтаю никакого отношения. Ее предками могли быть жившие намного севернее ненцы или селькупы… Одежда мумии, подпоясанная красным поясом, была сделана из тончайшего шелка. В ее руках находилась палочка из лиственницы, а голову украшал сложной формы убор с золотыми накосниками. Особый интерес вызвала татуировка на руках женщины. Она изображала так называемого алтайского грифона. Богатые одежды и татуировка навели исследователей на мысль, что похороненная в кургане девушка могла быть жрицей.

Во всех культурах, будь они языческие или монотеистические, существует строгий запрет: нельзя тревожить покой мертвых. Иначе их гнев обрушится не только на тех, кто вскрыл захоронение, но и на местных жителей, не сумевших отстоять свои святыни. Представители же технологической цивилизации скептически относятся к подобным заявлениям. А археологи и вовсе считают их суеверием, мешающим нормальной научной работе. Хотя примеров, доказывающих мудрость многих народных поверий, было предостаточно… Вспомнить хотя бы проклятие мумии египетской принцессы Амен-Ра, которая вызывала смерть всякого, кто пытался завладеть ею. Некоторые утверждают, что именно она уничтожила «Титаник», когда в 1912 году мумию перевозили в США, где ее ждал купивший ее американский археолог. 21 человек погиб из-за того, что был нарушен мирный сон Тутанхамона. Поучительна история находки мумии Ледяного человека - Отци, которую археологи извлекли из альпийского ледника. Уже шесть человек из числа тех, кто имел дело с мумией, преждевременно ушли из жизни. Один исследователь погиб в автокатастрофе, другой внезапно заболел рассеянным склерозом, на третьего с гор сошла лавина… Многие считают, что мумия нашего предка, жившего более 5300 лет назад, еще не успокоилась…

Алтайская принцесса оказалась не менее мстительной, чем другие мумии. Вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушилась целая цепь стихийных бедствий. Самое страшное из них - алтайское землетрясение - произошло в 2003 году. И с тех пор горы почти не успокаивались: иногда Алтай «трясло» по два раза в день… Разрушительные подземные толчки и сильные паводки сделали жизнь алтайцев настоящим адом. Были разрушены целые села, размыты дороги, люди остались без крова… Но вершиной трагедии стала эпидемия самоубийств, прокатившихся по пострадавшим районам. Когда жители разрушенного поселка Бельтир - старик и мальчик - покончили с собой, все решили, что это от безысходности: ведь власти не торопились помочь пострадавшим, а выделенные из бюджета деньги как будто растворились в воздухе… Но за первыми самоубийцами последовали все новые, а местные шаманы стали открыто говорить о проклятии Алтайской принцессы. Алтайцы утверждали, что принцесса Укока - это их прародительница по имени Кыдым, что они всегда знали о ее существовании, но не смели тревожить ее священный сон.

Официальные власти отмахнулись от шаманских пророчеств. Они пригласили на телевидение геологов, которые убедительно, но безрезультатно пытались объяснить возмущенным алтайцам, что их «родные» горы - достаточно молодая система, поэтому здесь возможны землетрясения. Это было известно задолго до того, как прах Алтайской принцессы был поднят на поверхность земли. «Сибирская советская энциклопедия» сообщает, что сотрясения земной коры на территории Алтая уже отмечались в 1734, 1803, 1862 и 1885 годах. Сейсмологи отмечают, что в ближайшее столетие подобные явления в горах Алтая, по всей видимости, станут нормой, причем их сила и частота будут постепенно расти. Первый заместитель председателя СО РАН Вячеслав Молодин также попытался убедить местных жителей, что гнев мертвых тут ни при чем. Он напомнил, что на плато Укок в 50-е годы было найдено еще несколько мумий, но тогда все обошлось…

Но сами алтайцы другого мнения. Они составили обращение, под которым подписалось почти пять тысяч человек - от лесорубов и механиков до представителей администрации. Это заявление коренных алтайцев, которые не утратили своих языческих верований и до сих пор поклоняются природе и национальным святыням, было опубликовано на страницах газет. Возмущенные бездействием властей люди заявляли: «Все раскопки, которые велись и ведутся на Алтае, причиняют нам непоправимый урон… Так, на плато Укок в Кош-Агачском районе был вскрыт курган-могильник, где находилась татуированная молодая женщина знатного происхождения. Для жителей Алтая она являлась священной реликвией - хранительницей покоя и величия нашего народа. Сейчас Алтайская принцесса хранится в новосибирском музее. Как язычники мы не сомневаемся в том, что душа Алтайской принцессы бунтует и требует упокоить наконец ее прах. С этим связаны трагические события последних месяцев…»

Ученые категорически против захоронения Алтайской принцессы. Они не видят никакой связи между археологическими раскопками и стихийными бедствиями и настаивают на том, что мумия представляет собой огромную историческую ценность, поэтому ее место - в музее… Мнения алтайцев в последнее время разделились. Хотя все они единодушно призывают вернуть Кыдым на родную землю, одни считают, что ее следует захоронить в кургане, другие же настаивают на строительстве в местном музее специального саркофага для принцессы. Удовольствие это - не из дешевых. По самым скромным расчетам, на поддержание мумии необходимо около двадцати тысяч долларов в год. У местных властей таких денег попросту нет…

Казалось бы, самым простым решением является перезахоронение Алтайской принцессы. Тогда уляжется если не ее гнев, то, по крайней мере, возмущение многих тысяч людей. Однако с юридической точки зрения любой, кто осмелится предать мумию земле, совершит… преступление! Ведь по закону лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут уголовную ответственность. К тому же мумия после возвращения в землю неминуемо начнет разлагаться - поскольку до сих пор ее защищал толстый слой льда, а повторное захоронение уже не обеспечит Алтайской принцессе необходимого микроклимата…

В последнее время плато Укок вновь привлекло к себе внимание. На сей раз благодаря геоглифам - загадочным рисункам колоссального размера, похожим на те, что были обнаружены на плато Наска. Укокские геоглифы открыли исследователи из Алтайского госуниверситета. Первое впечатление от гигантских рисунков было странным - как будто ребенок-великан рисовал по клеточкам в школьной тетрадке… Линии утопали в земле и образовывали ровные и длинные каналы, вдоль которых можно идти несколько часов. Внутри них просматривались изогнутые линии разных очертаний. По словам ученых, очертания странных фигур напоминают наскальные изображения мифологических существ грифонов, описанных еще в древнеегипетской литературе (свирепое существо с женской головой и туловищем птицы). Рисунки разделены четкими линиями, похожими на копья и стрелы. Кто и для чего начертил на земле эти гигантские рисунки? Возможно, с их помощью некогда заходили на посадку космические корабли? Ведь не случайно один из переводов названия плато звучит как «Слушай небеса»…

По мнению Геннадия Барышникова, геоглифы - очередной миф, такой же, как принцесса Укок. Разговоры о геоглифах, по его мнению, завели те, кто хочет помешать планам строительства дороги через Укок.

Несмотря на то что десять лет назад плато Укок было объявлено зоной покоя и включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, власти приступили к рассмотрению проекта о строительстве через священное для коренных алтайцев плато автомобильной дороги в Китай… На этой магистрали подрядчики могут очень хорошо заработать. Но какими деньгами можно измерить непоправимый ущерб, который будет нанесен уникальному месту, овеянному легендами? И какие еще беды нашлет на алтайскую землю ее до сих пор не погребенная принцесса?

Из книги 100 великих кораблекрушений автора Муромов Игорь

«ПРИНЦЕССА АЛИСА» 3 сентября 1878 года Английский речной экскурсионный пароход затонул на Темзе после столкновения с грузовым пароходом «Байуэлл Касл». В результате «Великой темзенской трагедии» погибло более 700 человек.К 10 часам утра к пассажирской пристани на Темзе у

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

«ПРИНЦЕССА ВИКТОРИЯ» 31 января 1953 года Английский морской автопаром затонул во время шторма в Ирландском море. Погибли 133 человека.Плавание из шотландского порта Странраер через пролив Норт-Чэннел в порт Северной Ирландии Ларн английские моряки в шутку называют

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

АЛТАЙСКАЯ УЛИЦА С 1913 года здесь проходила Куракина улица, начинавшаяся от Московского шоссе (ныне Московский проспект) и доходившая до Витебской железнодорожной линии. С другой стороны железной дороги ее продолжала Куракина дорога, которая вела на Куракину дачу на

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

Принцесса на горошине Из одноименной сказки (1835) датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена (1805-1875) о принцессе, которая была столь нежной, что почувствовала горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин.Иносказательно: изнеженная, избалованная особа

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Принцесса Клевская (La Princesse de Cl?ves)Роман(1678)Действие романа происходит в середине XVI в. Мадам де Шартр, долгие годы после смерти мужа жившая вдали от двора, и ее дочь приезжают в Париж. Мадемуазель де Шартр отправляется к ювелиру, чтобы выбрать украшения. Там ее случайно

Из книги Фантастический бестиарий автора Булычев Кир

Стотонная «принцесса» В ответ на достижения зарубежных конструкторов в ОКБ Г. М. Бериева в 1949 году был разработан проект гидросамолета, получившего полуофициальное название «Принцесса».Летающая лодка с шестью турбовинтовыми двигателями ВК-2 предназначалась для

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Принцесса Бывает двух видов: хорошая и плохая. Хорошая Принцесса – добрая, отзывчивая, смелая девушка. Чаще всего – бывшая Золушка (смотри Золушка). Плохая – наоборот: капризная, своенравная, ленивая. (Чаще вс его – будущая Мачеха (смотри Мачеха). Героиня сотен сказок. Если

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

***Принцесса-Апельсин*** На востоке Бирмы, в предгорьях Шанских гор, лежит чудесное, теплое озеро Инле. Оно протянулось с севера на юг километров на сорок, а в ширину едва достигает шести - семи километров. Так как озеро образовалось на месте речной долины, глубина его почти

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

The Little Princess Маленькая принцесса 1939 - США (91 мин)· Произв. Fox (Дэррил Ф. Зэнак)· Реж. УОЛТЕР ЛЭНГ? Сцен. Этель Хилл, Уолтер Феррис по одноименному роману Фрэнсес Ходжсон Бёрнетт· Опер. Артур Миллер и Уильям Скэлл (Technicolor)· Муз. Луис Силверз· В ролях Ширли Темпл (Сара Крю), Ричард

Из книги автора

ДИАНА, принцесса Уэльская (Diana, Princess of Wales, 1961–1997) 220 Я бы хотела быть королевой ваших сердец , но я не представляю себя в роли королевы этой страны. В телеинтервью для Бибиси 20 нояб. 1995 г. ? Knowles, p. 260 Английское «the queen of hearts» означает даму пик; в переносном

Из книги автора

«Принцесса цирка» (1926) оперетта, муз. Имре Кальмана, либр. Юлиуса Браммера (1877–1943) и Альфреда Грюнвальда (1884–1951) 867 Мистер Икс. Главный герой «Принцессы цирка» 868 Снова туда, где море огней. Выходная ария Мистера Икс; пер. О. Фадеевой 869 Цветы роняют / Лепестки на песок. Никто

Из книги автора

ДИАНА, принцесса Уэльская (Diana, Princess of Wales, 1961–1997)77Я бы хотела быть королевой ваших сердец, но я не представляю себя в роли королевы этой страны.В телеинтервью для Би-би-си 20 нояб. 1995 г.? Knowles, p. 260Английское «the queen of hearts» означает даму пик; в переносном смысле –

Тайна алтайской принцессы.

Уже более 2-х десятков лет не утихают споры о т.н. " алтайской принцессе" и её влиянии на судьбу Алтая.
В этом посте я попыталась собрать наиболее распространенные версии, научные и околонаучные гипотезы, пытающиеся приоткрыть тайну этой сенсационной находки конца 20 века.

Алтай не раз восхищал археологов удивительными историческими артефактами, ведь захоронения прекрасно сохраняются в вечной мерзлоте. Наиболее известной находкой стало погребение молодой женщины, которую с легкой руки ученых и журналистов окрестили Алтайской принцессой или "Принцессой Укока"

История Алтайской принцессы началась летом 1993 года. Именно тогда на плато Укок археолог Наталья Полосьмак обратила внимание на ничем не примечательный наполовину разобранный курган. Ее муж и учитель, академик Вячеслав Молодин, поначалу выбор жены не одобрил: такие курганы обычно оказывались давным-давно разграбленными. Но что-то подсказывало Наталье, что на этот раз стоит настоять на своем. Через неделю раскопок ее команда обнаружила захоронение эпохи раннего железа. Когда его расчистили, выяснилось, что это «впущенное» погребение, более позднее. А под ним — еще одно. Нижнее захоронение оказалось в ледяной линзе.
:
О необычной находке сразу сообщили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Вскоре вертолетом из Новосибирска прилетела целая команда археологов и журналистов из Швейцарии, Бельгии, США, Японии, Германии. На вскрытие деревянной погребальной камеры ушло несколько дней. Лед растапливали горячей водой из кружек, потом вычерпывали талую воду... Но когда работа была закончена, все присутствующие не могли сдержать эмоций: такие находки попадаются нечасто.

Во льду лежали шесть коней — под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная, бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей. Когда колоду открыли, в ней оказалась прекрасно сохранившаяся мумия. Она лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты.
Внешний вид мумии свидетельствовал о своеобразной моде тех времен: на обритой наголо голове одет парик из конского волоса, руки и плечи покрыты многочисленными татуировками. В частности на левом плече был изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога - сакральный алтайский символ.

Реконструкция погребения «Алтайской принцессы».


(Говорят, что как только мумию извлекли, ясное до того небо внезапно потемнело и послышались нарастающие раскаты грома. Всем присутствующим стало не по себе. Первое предупреждение?)

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры.
Находка на плато Укок стразу же стала мировой сенсацией. Археологов вместе с их «добычей» спешно эвакуировали. Между Барнаулом и Новосибирском вертолет, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку - заглох один из двигателей. (Второе предупреждение?)

Жители Алтая издавна пытались противостоять археологам, ведущим раскопки курганов на плато Укок. На чиновников и ученых посыпались горы писем с требованием вернуть мумию принцессы на землю Алтая. Но ученым было совершенно безразлично мнение алтайцев. Они занялись исследованием находки: определили примерный возраст мумии — около 2500 лет, начали ее реставрацию и провели генетический анализ. Результаты последнего оказались обескураживающими: в жилах Алтайской принцессы не было ни капли крови монголоидной расы! Да и черты ее лица, которые ученым удалось восстановить, были европеоидными. Это дало ученым право утверждать, что найденная мумия не имеет к Алтаю никакого отношения.


Одежда мумии, подпоясанная красным поясом, была сделана из тончайшего шелка. В ее руках находилась палочка из лиственницы, а голову украшал сложной формы убор с золотыми накосниками. Особый интерес вызвала татуировка на руках женщины. Она изображала так называемого алтайского грифона.

Кто же она такая? Местные шаманы заявили, что ничего нового им археологи не сообщили: они давно знали об этом священном для них погребении. Умершая, заявили они, является их легендарной прародительницей Ак-Кадын (а переводе Белая Госпожа, другое её имя - Очы-Бала). Она считается хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров. Но никто не смел тревожить ее священный сон. Многие жители Алтая считают, что Кадын Очи-Бала являлась одной из жриц, которые для защиты Земли в сакральном плане добровольно расстались со своей жизнью.

Варианты реконструкции внешности «Принцессы Укока».


Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба".

Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, некоторые предполагают что принцесса с грифом на плече и была той самой Великой жрицей скифов.

Уникальность захоронения еще и в том, что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.


Облачение скифянки весьма необычно. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ.

Во всех культурах, будь они языческие или монотеистические, существует строгий запрет: нельзя тревожить покой мертвых. Иначе их гнев обрушится не только на тех, кто вскрыл захоронение, но и на местных жителей, не сумевших отстоять свои святыни. Представители же технологической цивилизации скептически относятся к подобным заявлениям: А археологи и вовсе считают их суеверием, мешающим нормальной научной работе. Хотя примеров, доказывающих мудрость многих народных поверий, было предостаточно... Вспомнить хотя бы проклятие мумии египетской принцессы Амен-Ра, которая вызывала смерть всякого, кто пытался завладеть ею. Некоторые утверждают, что именно она уничтожила «Титаник», когда в 1912 году мумию перевозили в США, где ее ждал купивший ее американский археолог.

Алтайская принцесса, оказалась не менее мстительной, чем другие мумии. Вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушилась целая цепь стихийных бедствий. Самое страшное из них — алтайское землетрясение — произошло в 2003 году. И с тех пор горы почти не успокаивались: иногда Алтай «трясло» по два раза в день... Разрушительные подземные толчки и сильные паводки сделали жизнь алтайцев настоящим адом. Были разрушены целые села, размыты дороги, люди остались без крова...

Местные шаманы стали, открыто говорить о проклятии Алтайской принцессы.

Татуировки принцессы.


Официальные власти отмахнулись от шаманских пророчеств. Они пригласили на телевидение геологов, которые убедительно, но безрезультатно пытались объяснить возмущенным алтайцам, что их «родные» горы — достаточно молодая система, поэтому здесь возможны землетрясения. Это было известно задолго до того, как прах Алтайской принцессы был поднят на поверхность земли. «Сибирская советская энциклопедия» сообщает, что сотрясения земной коры на территории Алтая уже отмечались в 1734, 1803, 1862 и 1885 годах. Сейсмологи отмечают, что в ближайшее столетие подобные явления в горах Алтая, по всей видимости, станут нормой, причем их сила и частота будут постепенно расти.

Но сами алтайцы другого мнения. Они составили обращение, под которым подписалось почти пять тысяч человек — от лесорубов и механиков до представителей администрации. Это заявление коренных алтайцев, которые не утратили своих языческих верований и до сих пор поклоняются природе и национальным святыням, было опубликовано на страницах газет. Возмущенные бездействием властей люди заявляли: «Все раскопки, которые велись и ведутся на Алтае, причиняют нам непоправимый урон... Так, на плато Укок в Кош-Агачском районе был вскрыт курган-могильник, где находилась татуированная молодая женщина знатного происхождения. Для жителей Алтая она являлась священной реликвией — хранительницей покоя и величия нашего народа. Сейчас Алтайская принцесса хранится в новосибирском музее. Как язычники мы не сомневаемся в том, что душа Алтайской принцессы бунтует и требует упокоить, наконец, ее прах. С этим связаны трагические события последних месяцев...»

К алтайцам все же частично прислушались.
С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима. Для экспоната построена специальная пристройка.
Ученые категорически против захоронения Алтайской принцессы. Они не видят никакой связи между археологическими раскопками и стихийными бедствиями и настаивают на том, что мумия представляет собой огромную историческую ценность, поэтому ее место — в музее...


Казалось бы, самым простым решением является перезахоронение Алтайской принцессы. Тогда уляжется если не ее гнев, то, по крайней мере, возмущение многих тысяч людей. Однако с юридической точки зрения любой, кто осмелится предать мумию земле, совершит... преступление! Ведь по закону лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут уголовную ответственность. К тому же мумия после возвращения в землю неминуемо начнет разлагаться — поскольку до сих пор ее защищал толстый слой льда, а повторное захоронение уже не обеспечит Алтайской принцессе необходимого микроклимата...

А вот мнение академика Вячеслава Молодина, который так характеризовал ситуацию вокруг принцессы:

«Не стоит называть ее «принцессой». Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте - а мы вернем «принцессу» на Алтай. Все это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся к этому абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай.
Самое интересное, что эта мумия - далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И слава богу, никто не требует их вернуть. Причем это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества."


В последнее время плато Укок вновь привлекло к себе внимание. На сей раз благодаря геоглифам — загадочным рисункам колоссального размера, похожим на те, что были обнаружены на плато Наска. Укокские геоглифы открыли исследователи из Алтайского госуниверситета. Первое впечатление от гигантских рисунков было странным — как будто ребенок-великан рисовал по клеточкам в школьной тетрадке-Линии утопали в.земле и образовывали ровные и длинные каналы, вдоль которых можно идти несколько часов. Внутри них просматривались изогнутые линии разных очертаний. По словам ученых, очертания странных фигур напоминают наскальные изображения мифологических существ грифонов, описанных еще в древнеегипетской литературе (свирепое существо с женской головой и туловищем птицы). Рисунки разделены четкими линиями, похожими на копья и стрелы. Кто и для чего начертил на земле эти гигантские рисунки? Возможно, с их помощью некогда заходили на посадку космические корабли? Ведь не случайно один из переводов названия плато звучит как «Слушай небеса».

По мнению Геннадия Барышникова, геоглифы — очередной миф, такой же, как принцесса Укок. Разговоры о геоглифах, по его мнению, завели те, кто хочет помешать планам строительства дороги через Укок.

Несмотря на то, что десять лет назад плато Укок было объявлено зоной покоя и включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, власти приступили к рассмотрению проекта о строительстве через священное для коренных алтайцев плато автомобильной дороги в Китай. (а теперь ещё и газопровода?) На этой магистрали подрядчики могут очень хорошо заработать. Но какими деньгами можно измерить непоправимый ущерб, который будет нанесен уникальному месту, овеянному легендами? И какие еще беды нашлет на алтайскую землю ее до сих пор не погребенная принцесса?"

От себя. Как вы понимаете, все это было написано до последнего - прошлогоднего наводнения на Алтае, подобного которому не было более 100 лет. Если верить шаманам, уверяющим, что беды края вызваны гневом Белой Госпожи, то возвращение мумии на Алтай не помогло?


История мумии интересна не только как необъяснимый феномен или крупнейшее археологическое открытие. Она наглядно показывает пропасть между двумя мировоззрениями. То, что является законом жизни для целого народа, представителям современной цивилизации кажется набором странных суеверий, не имеющим никакого отношения к действительности.

Как только весть о находке и предстоящем вскрытии ледяной линзы погребальной камеры достигла зарубежных археологов, экспедиция тут же пополнилась специалистами из Цюриха, археологами из Бельгийского королевского музея, аспирантом из Гарварда, студенткой из Японии и конечно корреспондентом National Geographic и находка Мумия Алтайской принцессы стала интернациональной.
Интересная находка
Можно даже не сомневаться, что ученые – это любопытные люди, и их попросту разрывало это чувство. Почти неделя была потрачена для того, чтобы ледяная глыба растаяла. На нее было вылито множество горячей воды. А по окончанию работы ученые обрадовались, обнаружив удивительную находку. Перед взором исследователей вначале предстали останки коней в количестве шести голов, запряженных воедино. На одной из подушек был вышит прыгающий лев. Не поспорить с тем, что эта находка является одной из самых значимых за последнее время.

Если верить мифам Древнего Китая , то там говорится о том, что коней называли «цилинь», что в переводе означало «небесные». Народ считал, что именно они способны совершить обряд вознесения человечества к большим высотам. Далее была оттаяна погребальная камера, состоявшая из лиственных пород древесины. Внутри нее черной войлочной тканью был обшит пол, на котором стояли несколько сосудов, являющиеся обязательным атрибутом церемонии погребения. Около стена находилась большая колода из дерева, на которой располагалась крышка, вбитая гвоздями из бронзы. Заглянув вовнутрь, ученые обнаружили лед. Именно в «гробах» такого типа были похоронены исключительно люди знатного рода.

Вскрытие покажет
После открытия колоды сразу становится понятно, что там располагаются кости молодой девушки. Она была укрыта одеялом из меха, которое было украшено фольгой из драгоценного металла. На теле юной особы была большая рубашка, сшитая целиком из дорогой ткани, а пояс был из кистей малины. Ноги украшали длинные сапоги из войлочной ткани, которые были разрисованы «растительным» узором. Алтайская мумия перед смертью носила на шее деревянную гривну, покрытую, конечно же, золотом. Недалеко от останков было обнаружено зеркало, изготовленное целиком из бронзы, а также различная посуда и драгоценности. Внутри девушки были всевозможные травы, а на голове виднелся парик, состоящий из конских волос.

Конечно, спустя большое количество времени кожи почти не осталось. Но только левая рука дала ученым надежду – на ней обнаружены остатки кожного покрова, немного покрытого татуировками. Как выяснится позже, мумия при жизни была обладательницей нескольких наколок в виде животных.

Можно даже не сомневаться, что такая интересная находка ученых смогла вызвать бурный интерес общественности. Мумия была названа «Алтайской принцессой », хотя исследователи не давали какого-то точного ответа, касающегося принадлежности богатому роду. Скорее всего при жизни девушка была целительницей. Таким особам было необходимым прожить всю жизнь одной, без мужа и детей. Но, как свидетельствуют раскопки, точного ответа на то, кем была девушка при жизни, нет.

Как сообщают местные старожилы, девушка была легендой. Ее звали Кыдын. Она была прародительницей, следовательно, ее тело не рекомендовалось ни в коем случае беспокоить.

Серьезная авария
Пришел приказ – всех ученых-исследователей срочно собрать в Новосибирске . Но, к сожалению, долететь до места назначения им не удалось. Все дело в том, что самолет, где были и исследователи, и мумия, должен был экстренно сесть. Этого сделать не получилось, и он разбился. К сожалению, все члены экипажа погибли, а мумия осталось невредимой.

Теперь уже ученые из Новосибирска продолжили изучать останки девушки. Проведя анализы было выяснено, что раса мумии — европеоидная. Через несколько лет ажиотаж вокруг останков все никак не мог утихнуть. Алтайские старожилы и шаманы всяческими способами пытались доказать, что лучшим решением будет доставка мумии на родину, на Алтай .

Сладкая «загробная» месть
Коренные народы Алтая всегда пытались бороться с археологами, объясняя это тем, что при раскопках может восстать огромное проклятие, способное убить все живое на планете. Якобы людьми был потревожен покой высших сил. Любая культура мира гласит о том, что не нужно раскапывать могилы, так как наказан будет не только тот, кто это делает, но и другой, кто не противостоит действиям.

Конечно же, археологи пытаются с улыбкой относиться к шаманам, так как считают, что никаких проклятий не существует и им ничего не угрожает. История гласит, что были такие ситуации, когда мертвые мстили живым людям. Самый известный публичный случай произошел с кораблем «Титаник ». Именно на нем в его роковой день мумию принцессы Амен-Ра транспортировали в Соединенные Штаты Америки. Что стало с кораблем – знает каждый.

Пролистав исторические документы можно узнать, что известный фараон Египта Тутанхамон убил более двадцати человек после смерти, так как именно они стали нарушать его покой на том свете. Еще один случай – мумия Ледяного человека, которая была найдена в Альпах. Она смогла отправить на тот свет шесть человек, решивших посягнуться на нее.

Конечно, найденные останки принцессы тоже начали мстить человечеству. Известен тот факт, что после того, как была вскрыта могила, на Алтай навалилась целая волна всевозможных происшествий и катастроф.

Одна из самых знаменитых катастроф – землетрясение, состоявшееся в 2003 году. Даже после него происходили какие-то толчки, которые бывали по пять раз в сутки. После этого были сильные дожди, затапливающие улицы и разрушающие дома. После таких катастроф не каждая человеческая психика сможет вытерпеть, следовательно, было много суицидов. Местные старожилы говорили о том, что такие серьезные бедствия именно из-за раскопок исследователей. Властями была предпринята попытка убедить людей, что это не так. Геологи, сейсмологи и другие различные ученые участвовали в телевизионных передачах, пытаясь доказать, что никакого проклятия не существует. Но такие доводы были совершенно неубедительны шаманам Алтая.

Коренные народы чтят свои традиции, поэтому все силы бросили на то, чтобы вернуть мумию обратно. Они до сих пор еще язычники. Ими была составлена петиция, которую подписали более пяти тысяч человек. Главная цель – возвращение правительницы в родные края, ведь именно она охраняла покой всего народа. Все исследователи и ученые считают, что место этой мумии исключительно в музее. Они уверены, что останки древней девушки несут большую ценность для истории.