Open
Close

Методы активации творческого мышления. Творческое мышление и методы его активации

Через творческие занятия человек способен выражать себя, демонстрируя свои личностные качества, таланты и навыки. Также при помощи творчества можно проявить свою индивидуальность и степень значимости. Развитие творческих способностей во многом способствует глубокому познанию окружающей действительности, а также своего внутреннего мира.

Рис. Методы активации творческого мышления

Особенности творческого мышления

Способность к адаптации

Заключается в умении и моделировать будущие ситуации, выстраивая обстоятельства так, как это необходимо в конкретный момент. Человек способен легко переключать свое внимание на другую точку зрения и обрабатывать большой объем поступающей информации.

Гибкое восприятие

Люди, обладающие гибким восприятием окружающего мира, могут без труда изменить свой взгляд на тот или иной объект (явление). Они всегда готовы к всестороннему рассмотрению обстоятельств. Благодаря этому люди с гибким восприятием могут повысить степень уникальности любого объекта (явления), а также найти для него новые области применения.

Многогранность

Подразумевает широкий кругозор и стремление к рассмотрению ситуаций с необычных и не свойственных им сторон. Например, человек будет считаться многогранной личностью, если способен создавать лайфхаки - маленькие хитрости, с помощью которых можно облегчить какую-либо работу.

Нетривиальность

Это качество заключается в желании и умении создавать уникальные вещи. И неважно, что это будет. Возможно, стихотворение, картина или какое-нибудь устройство. Смысл остается одинаковым. Человек способен раскрывать свой потенциал, создавая уникальные идеи и/или предметы. Но есть одной условие: созданная в процессе творчества вещь должна обязательно представлять ценность.

Опытные психологи разработали массу уникальных методик, при помощи которых можно . Созданные методы позволяют изменить устоявшийся взгляд на определенные вещи, «потеснить» репродуктивное мышление, освободив в сознании место для «рождения» новых идей.

Наиболее популярными методиками развития творческих качеств являются:

  • «Изменение условий задачи»
    Позволяет активизировать мыслительный процесс и сформировать принципиально новое восприятие определенной ситуации. Человек учится видеть поставленную перед собой цель по-иному. Сначала он меняет временные и/или размерные показатели цели, после чего появляются свежие идеи относительно достижения желаемого
  • «Активная фантазия»
    Попробуйте немного пофантазировать. Задавайте себе безумные вопросы и старайтесь подробно на них ответить. Например, как изменилась бы жизнь, если бы все растения были красного цвета? А что произойдет, если у людей будет не две, а четыре руки? А какие глобальные последствия имел бы тот факт, что люди могут летать?
  • «Мозговой штурм»
    Пожалуй, самый распространенный способ активизировать творческое мышление, а также повысить степень его продуктивности. Суть методики, разработанной и впервые примененной в Америке более 70 лет назад, заключается в коллективном поиске решений с целью выполнения определенных задач. При этом все участники «мозгового штурма» должны быть распределены на тех, кто предлагает варианты решений, и тех, кто критикует их. Кстати,

Кто-то пишет замечательные картины, кто-то с помощью зарифмованных строк создает настоящие поэтические шедевры. Искусство живет в каждом. человек способен делать поистине поразительные вещи!

05.05.2017 3408 +6

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Рубрика (тематическая категория) Логика

ЛЕКЦИЯ № 3

3.1.МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

Случай при решении творческих задачи и (изобретательстве) имеет большое значение. Но для того, чтобы случайность состоялась, крайне важно, чтобы она произошла с подготовленным человеком и в том момент, когда он решает соответствующую случаю задачу. Чтобы увеличить вероятность встречи с нужной случайностью, следует увеличить количество собственных действий, экспериментов и проб.

Метод проб и ошибок - ϶ᴛᴏ самый древний метод создания технических систем (метод решения любых творческих задач). Метод подкупает своей простотой и надежностью – взял, примерил, отбросил и т.д. Метод проб и ошибок и сегодня остается самым распространенным среди изобретателœей и рационализаторов.

Выявлено, что для того, чтобы сделать этим способом хотя бы одно изобретение среднего уровня, требуется совершить многие сотни и даже тысячи проб. Талантливый изобретатель успевает в уме за короткое время перебрать десятки, а то и тысячи вариантов.

Т.Эдисон, использующий в своем творчестве в основном метод проб и ошибок. Чтобы увеличить эффективность данного метода А. Эдисон создал целый институт экспериментаторов, которые искали нужный материал для нити накаливания электрической лампы, провели многие тысячи опытов.

Но к серединœе ХХ века стало очевидно, что даже самое полное использование людских ресурсов не может обеспечить необходимых темпов производства изобретений.

Возникла крайне важно сть в разработке технологии (методологии) производства изобретений.

Долгое время внимание исследователœей было сосредоточено на психологии изобретательства. Считалось (да и по сей день считается), что главное - ϶ᴛᴏ мыслительные процессы, происходящие в мозгу изобретателя. Исследуя их, надеялись понять, как проявляется новая идея. Но существенных успехов на этом пути не было достигнуто. Нужен был другой подход.

3.2. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению. В случае если человек считает, что его идея плоха, он не захочет высказывать ее в слух. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются навсœегда потерянными. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при высказывании идей, и был разработан метод мозгового штурма (метод мозговой атаки).

Метод прямой мозговой атаки. Основателœем современных методов мозговой атаки Алекс Осборн, который создал школу подготовки изобретателœей и разработал метод мозговой атаки – эффективный способ решения творческих задач. Этот метод оказался универсальным и применимым не только в технике, но и во всœех других сферах человеческой деятельности: в экономике, бизнесе, социологии, военном делœе, уголовном розыске, сфере обслуживания и т.д. Этот метод можно использовать в сочетании с другими эвристическими методами творческой деятельности.

А Осборн считал, что творческие способности есть у всœех людей, но многие люди не высказывают свои смелые идеи, боясь быть осмеянными своими коллегами, руководителœем. А. Осборн предложил разделить во времени процесс генерирования идей от их критической оценки и анализа. Более того, он считал, что желательно проводить оба процесса разными людьми.

Для проведения мозговой атаки по решению творческий задачи подбирают коллектив , состоящий из двух групп людей по 3 – 10 человек в каждой. Одна группа ʼʼгенераторов идейʼʼ только выдвигает идеи без права их критики. Другая группа ʼʼэкспертовʼʼ выносит коллективное суждение о ценности выдвинутых идей.

В состав группы генераторов идей включаются лица, легко и плодотворно генерирующие идеи, обладающие фантазией и творческим воображением.

В группу экспертов включаются люди с аналитическим складом ума, более компетентные в области создаваемого технического объекта.

В группу генераторов идей желательно включить:

Специалистов-смежников (конструкторов, экономистов, экологов и т.д.), которые обеспечат комплексное и всœестороннее рассмотрение задачи;

Людей ʼʼсо стороныʼʼ, не имеющих никакого отношения к решаемой задачи;

Женщин, которые оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревновательности среди мужчин.

Правила для участников мозговой атаки таковы:

Нужно стремиться высказывать максимальное количество идей, отдавая предпочтение их количеству, а не качеству. При этом можно выдвигать любые идеи, в т.ч. фантастические и нереальные, шуточные. Чем фантастичнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на процесс генерации последующих идей. ʼʼБезумныеʼʼ идеи - ϶ᴛᴏ катализаторы, без которых не возникнут ʼʼцепныеʼʼ реакции творчества, без которых будет труден путь к хорошим идеям;

Во время сеанса абсолютно запрещена критика высказанных идей;

Способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры;

Нужно стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные идеи, получать от них новые ассоциативные идеи;

Между участниками сеанса должны быть свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения.

Успех поиска во многом зависит от того, как организуется мозговая атака.

Руководитель творческой группы заранее (за 2-3 дня) приглашает на сеанс его будущих участников, чтобы они смогли за это время подумать и настроиться. Иногда он заранее обсуждает с некоторыми из участников постановку задачи.

Полная продолжительность сеанса не должна превышать 1,5 – 2 часа, из которых:

1) 5 – 10 минут идет на представление участников совещания друг другу и на их ознакомление с правилами проведения мозговой атаки;

3) процесс мозговой атаки занимает 20 -30 минут;

4) 30 - 45 минут затрачивается на составление отредактированного списка идей.

Обычно сеанс проводится в изолированном помещении за ʼʼкруглымʼʼ столом. Во время сеанса участников угощают кофе или чаем.

Весьма повышает эффективность работы участников сеанса показ натурных образцов, макетов и эскизов технического объекта͵ который требуется улучшить.

Успешность и результативность мозговой атаки во многом определяется опытом, эрудицией и искусством руководителя творческой группы. Во время сеанса он обеспечивает соблюдение правил участниками без всяких приказаний и критических замечаний. Он обеспечивает непрерывность высказывания идей, заполняет образовавшиеся паузы поощрительными репликами, шутками, следит, чтобы обсуждение не шло в чересчур прагматическом и узком направлении. Вместе с тем, он следит за регламентом совещания и периодически сообщает сколько минут осталось до конца сеанса.

После завершения сеанса и небольшого перерыва производится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей (полученного в виде стенограммы, либо с помощью магнитофона и т.д.).

Эксперты очень тщательно анализируют и оценивают представленные идеи, подразделяют их на подгруппы:

1) наиболее приемлемые и легко реализуемые;

2) наиболее эффективные и перспективные;

3) малозначимые.

Двойная прямая мозговая атака. Суть метода состоит в следующем. Всем участникам заранее высылаются пригласительные билеты, в которых указана цель и основные правила предстоящей сессии. Оптимальное количество участников от 20 до 60 человек. Продолжительность сессии 5-6 часов. Работа идет в четыре этапа:

1 этап : осуществляется постановка творческой задачи.

2 этап : коллективное генерирование идей по правилам прямой мозговой атаки.

3 этап: во время перерыва (1,5 – 2 часа) участники сессии в непринужденной обстановке обсуждают и критикуют идеи, высказанные на втором этапе.

4 этап: после перерыва вновь происходит коллективное генерирование идей, но с учетом высказанных в перерыве критических замечаний.

Метод обратной мозговой атаки. В его базе лежит закономерность прогрессивной конструктивной эволюции технических объектов, согласно которой переход к новым образцам и поколениям техники происходит путем выявления и устранения недостатков (дефектов) в уже существующих. В отличие от метода прямой мозговой атаки, целью этого метода является составление наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта путем всœесторонней, ничем не ограниченной критики. На сеансе обратного мозгового штурма ведется анализ слабых мест и дефектов объекта (технологического процесса, машины или ее узла и т.д.), которые крайне важно устранить. После рекомендаций экспертов проводится прямой мозговой штурм по ликвидации и устранению вскрытых недостатков.

Метод обратной мозговой атаки направлен в основном на усовершенствование и доработку имеющихся технических решений.

Метод массовой атаки. Метод предназначен для генерирования новых идей при большом количестве участников. Всех присутствующих в большой аудитории разделяют на небольшие оперативные группы (5-6 человек в группе). При этом назначается руководитель всœей сессии, а также руководители каждой оперативной группы. Оперативные группы проводят самостоятельные сессии по методу прямого мозгового штурма. Обычно для работы групп дают 15 минут. Сразу после генерирования идей участники проводят их оценку и выбирают для сообщения большой аудитории одну или несколько оригинальных идей. При этом время для оценки идей не должно превышать время, выделœенное для их генерирования.

Основной недостаток метода: большие ʼʼинформационные шумыʼʼ и ответвление внимания отдельных участников из-за большого количества людей, присутствующих в аудитории.

3.3.МЕТОД ИНВЕРСИИ

Прием инверсия или обратная аналогия означает – выполнить что-нибудь наоборот. Стоит сказать, что для него характерны выражения: перевернуть вверх ʼʼногамиʼʼ, вывернуть наизнанку, поменять местами и т.д. Этот прием может означать, что если объект рассматривается снаружи, то возможно, мы достигнем желательного результата͵ если будем его исследовать изнутри. В случае если какой-то объект расположен вертикально, то применение инверсии означает, что его следует поставить горизонтально – и наоборот. Инверсия предполагает возможную замену подвижной части неподвижной, отказ от симметрии в пользу асимметрии, переход от растяжения к сжатию. Инверсные понятия – приемник и передатчик, модулятор и демодулятор, электрогенератор и электродвигатель.

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всœего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения.

К примеру, ведется поиск прочности изделия, и для этой цели стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, к примеру, уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.

Другой пример.
Размещено на реф.рф
Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целœесообразно рассматривать данный же объект с внутренней стороны.

Этот метод часто называют методом обращения. А.Ф. Эсаулов в связи с анализом метода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: Гениальное изобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести ʼʼВне Землиʼʼ он писал, что ʼʼпридумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…ʼʼ.

Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления), а также распространения диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединœения и разъединœения элементов системы и т.д.). Метод инверсии в поисках истины ʼʼобъединяетʼʼ в процессе мышления ʼʼсвязанные противоположностиʼʼ анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта͵ увеличение или, напротив - уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединœение и объединœение, конвергенцию (сужение поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска), в случае если не удается решить задачу сначала до конца, то попытайтесь решить задачу от конца до начала.

Достоинства метода: позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, найти оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Недостатки и ограничения применения метода: требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базовых знаний, умений и опыта.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ" 2017, 2018.

Сегодня новаторская работа рассмат­ривается как организованная деятельность, а инновация рассмат­ривается как процесс, которым обязательно нужно управлять. Более 90 процентов всех эффективных нововведений составляют нововведения, основанные на анализе, системе и упорном труде. Основой инновационной деятельности, безус­ловно, является творческое мышление. Как и любое мышление, творческое мышление лучше всего рабо­тает, если оно дисциплинированно. Таким образом, чтобы быть эффективным, творческое, инновационное мышление должно быть поставлено на службу четко определенной цели, и работать по четко установленным правилам. Рассмотрим основные приемы организации творческого мышления.

Первым из вышеназванных приемов по праву считается метод мозгового штурма (он же мозговая атака, он же брэйнсторминг), который также называют отцом всех приемов творческой деятель­ности.

Его создателем является Алекс Осборн. Будучи капитаном одного из американских кораблей во время второй мировой вой­ны, он выстроил команду на палубе и предложил всем матросам и офицерам, не обращая внимания на различия и звания, высказы­вать свои варианты решения задачи противодействия торпедным атакам японских эсминцев. И вот один из матросов предложил следующее. Как только мы заметим японскую торпеду, - сказал он, - мы всей командой встанем вдоль того борта, к которому она плывет, и начнем дуть в сторону этой торпеды. И тогда она отклонится от цели, то есть от корабля. Несмотря на то, что, на первый взгляд, это предложение кажется совершенно абсурдным, но на его основе позже был сконструирован силовой гидравличес­кий аппарат, который, как брандспойт, направлял мощную струю воды в сторону приближающейся торпеды. Торпеда по мере при­ближения к кораблю теряла скорость, и струя воды изменяла ее траекторию, что давало возможность избежать попадания торпе­ды в корабль.

После войны Осборн стал инженером. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение». Благодаря колоссальному та­ланту Осборна продавать идеи у мозгового штурма в 50-60-х го­дах появились многочисленные последователи как в США, так и в других странах.

Суть мозгового штурма как методики состоит в следующем. Если вы хотите мыслить творчески, то вы должны научиться пре­доставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться напра­вить их по заранее определённому руслу. Такое мышление назы­вается свободным ассоциированием. В этой ситуации любой участник инновационной команды говорит другим участникам и само­му себе всё, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Установлены четыре простых правила для проведения успешного мозгового штурма:



1) Критика исключается. Идеи критикуются после, а не во время штурма.

2) «Езда без правил» приветствуется. Чем сумасброднее идея, тем лучше. Легче обработать дикую идею, чем придумать новую.

3) Мы хотим еще! Чем больше идей, тем больше вероятность появления хорошей идеи.

4) Сочетайте и улучшайте. Члены команды могут не только выдвигать новые идеи, но и предлагать способы улучшения, соче­тания или изменения идей других членов команды.

Помимо есть четыре основных принципа.

· Беритесь за дело - не ждите, пока на вас снизойдет вдохнове­ние.

· Сосредоточьтесь на цели занятия, на том, чего вы хотите до­биться.

· Будьте внимательны - убедитесь, что вся команда думает в одно и то же время в одном и том же направлении.

· Сконцентрируйтесь - держитесь и не сдавайтесь, даже если идеи не приходят в голову.

Из этого видно, что, несмотря на свободу и отсутствие ограни­чений в процессе генерации идей, сам мозговой штурм должен быть хорошо спланирован.

Другим методом активизации творческого мышления посред­ством использования свободных ассоциаций является метод бисоциации Артура Кестлера. Он исследовал то, что он назвал «бисоциативным мышлением», ассоциации, которые создает разум, воспринимая одну и ту же ситуацию или идею «в двух внутренне согласованных, но обычно не совместимых между собой системах координат». Простейший пример бисоциации - игра слов, когда разум воспринимает оба значения слова одновременно. Специально создавая бисоциации, активно исполь­зуя для этого метафоры, мы можем стимулировать творчество.

Примерно в то же самое время, что и Кестлер, свои основные идеи опубликовал другой ученый - Эдуард де Боно. Он предло­жил идею так называемого, «всестороннего подхода». В мыслительных процессах Де Боно различает «вер­тикальный подход» и «всесторонний подход».

«Вертикальный подход» - это обычное логическое мышле­ние. Оно постепенно идет от проблемы к решению. С помощью вертикального подхода ищут правильный ответ. Чтобы получить его, правильным должен быть каждый этап решения. Класси­ческий пример вертикального подхода - решение арифметической задачи.

«Всесторонний подход» - это когда мысль скачет с одного на другое. Его цель найти не правильный ответ, а новую идею. Сле­довательно, правильность действий на каждом этапе для всесто­роннего подхода не важна. Его цель не решить, а найти нечто новое. Классический пример всестороннего подхода - видеть, что два не похожих на вид предмета на самом деле похожи.

Хотелось бы отметить, что мыслительные процессы, описан­ные Де Боно как «вертикальный подход», отражают работу лево­го полушария человеческого мозга, которое формально-логичес­ки упорядочивает информацию и функционирует на основе уста­новления однозначных связей между предметами и явлениями. А «всесторонний подход» - работу правого полушария, отвечающего за образное мышление, для которого характерны многозначность и многогранность связей, свобода от альтернатив, приводящих к неразрешимым конфликтам, свободное ассоциирование. Благо­даря перечисленным характеристикам активность правого полушария открывает новые возможности для поиска и решения за­дач. Таким образом методика, предложенная Де Боно, является реалистичной стратегией для повседневного применения и направ­лена на активизацию деятельности правого полушария.

Некоторые техники пытаются использовать принцип мозгово­го штурма «больше, значит лучше». Они исходят из того, что большое количество идей, возникших более или менее механи­чески, даст хоть какое-нибудь сырье для производства действи­тельно интересных, новых идей. К методиками подобного рода относятся морфологический анализ и его разновидность ТРИЗ. Морфологический анализ как техника творчества был впервые разработан в 40-х годах 20 века швейцарским астрономом и аст­рофизиком, работающим в области ракетных исследований - Фри­цем Цвики. Суть морфологического анализа состоит в следую­щем. Он обычно означает создание сетки или матрицы из трех или более переменных и изучение всех комбинаций. Инновацион­ная команда, ищущая возможности запуска на рынок нового про­дукта, могла бы установить переменные, например, производствен­ные процессы, рынки, сырье и поместить их друг против друга на сетке или модели. Какие-то комбинации дали бы уже существую­щие продукты, другие могли бы предложить новые идеи: возмож­ную или еще неопробованную комбинацию, процесс, сырье или рынок, которые могли бы привести к успеху продукта. Хотя это не совсем творчество, но оно придает упорядоченность творческо­му мышлению.

В 40-50-е годы необычный вид морфологического анализа (ТРИЗ) был разработан в СССР. После окончания «холодной войны» он начал приобретать все большую известность.

Его автором был Генрих Саулович Альтшулер - советский ин­спектор-патентовед. На основании постоянных исследований ты­сяч патентов он объявил об открытии моделей, лежащих в основе всех изобретений. В 1948 он написал письмо Сталину, в котором критиковал неспособность советского государства стимулировать изобретательскую активность, и сразу же был приговорен к 25 годам лагерей. В лагере он продолжал обдумывать свою идею и создал систему ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач»). В 1954 году, после смерти Сталина, его освободили, и он начал публиковаться. Однако в 1974 году он снова поссорился с властями, ТРИЗ ушел в подполье, и Альтшулеру пришлось зарабаты­вать на жизнь научно-фантастической литературой. ТРИЗ пере­шел на легальное положение только с началом перестройки. Но с тех пор он неуклонно завоевывает все большую аудиторию по все­му миру.

В основе ТРИЗа лежит диалектический материализм. В каж­дой системе происходит борьба противоположностей; противоре­чия разрешаются по мере развития системы. Поиск новых идей - это постоянный процесс выявления конфликтующих противопо­ложностей в ситуации и последующее обнаружение способа их примирения. Метод систематизирован на основе принципа поме­щения исследователем проблем в матрицу или сетку, чтобы ис­следовать по ней любую из множества парных противоположнос­тей. Альтшулер заявляет, что открыл принципы, управляющие таким диалектическим развитием; их можно освоить, и творче­ство станет менее спонтанным и более систематическим.

Еще одна методика, порожденная правилами мозгового штур­ма - это синектика . Но синектика начинает работать тогда, ког­да заканчивается мозговой штурм. С одной стороны, она развива­ет идеи Алекса Осборна, а с другой - она более систематизирова­на. Синектику разработали Уильям Гордон и Джордж Принс. Гор­дон записывал на пленку процесс работы инженеров-конструкто­ров и обнаружил, накануне прорыва к открытию команда входит в совершенно особое психологическое состояние. Так холодный объективный анализ проложил путь увлекательному и метафори­ческому стилю работы, который Гордон назвал «пылким».

Гордон ввел ряд правил для стимулирования «пылкого» стиля мышления. Наиболее существенное из них - использование ме­тафоры. Важным элементом в занятии по синектике является «эк­скурсия», которая уводит команду от «цели как ее понимают», то есть желаемой инновации, на метафорический ландшафт, где эта цель может предстать в новом неожиданном свете. Например, лидер группы может взять какой-нибудь пример из исходной ситуации и попросить свою команду привести примеры того же рода, но в абсолютно другом контексте. Мост может стать жестом дружбы; автомобильный двигатель может превратиться в местный празд­ник или производить деньги вместо того, чтобы обеспечивать дви­жение вперед.

Суть синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое - знакомым, а привычное - чуждым. Этот эффект достигается с помощью четырёх типов операций:

1) отождествления самого себя с каким-либо элементом про­блемной ситуации, например, с какой-нибудь частью механизма, деталью машины;

2) поиска сходных, похожих явлений и процессов в совершен­но иных, часто весьма неожиданных областях знания и практи­ки;

3) использования поэтических образов и метафор для форму­лирования задач;

4) фантастической аналогии, при которой проблема мысленно решается как в волшебной сказке: игнорируются фундаментальные законы природы.

Синектика остается одним из самых систематических подхо­дов к творческому мышлению. Она получила большую поддерж­ку в промышленных и деловых кругах.

Обобщая вышесказанное, можно заметить, что за десятки лет, прошедшие со времени изобретения метода мозгового штурма, было разработано множество других методик для творческого мышле­ния. Все они в той или иной мере посвящены специальному сти­мулированию ассоциативного мышления. В основном они действу­ют по трем направлениям:

1) конструирование ассоциаций;

2) использование переносов, метафор;

3) оспаривание или выворачивание наизнанку предвзятых мне­ний, которые лежат в основе нашего мышления.

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний.Однозначно, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой поучительных задач, при решении которых у школьников появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы активизации творческого мышления младших

Школьников

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, нужна целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных способностей. В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1)Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)

2)Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту. В.Б.С.Э. творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной важностью.

Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. (Например: Там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое (например, способ решения задачи), то здесь выступает творческое мышление.

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления «правильного», очевидного, общепринятого.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность. Это все особенности характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.

Развивать творческие способности ребенка – это значит развивать его воображение. Процесс обучения может проходить с различными приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков. В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей учащихся пока не уделено нужного внимания, но ясно одно, что развитие творческих способностей учеников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, только в ней выражается начальное пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения во многих случаях применяются репродуктивные задачи, направляющие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности. По данным некоторых исследователей лишь 14% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, скорости охватывания. Среди всего прочего и те задачи, которые улучшают познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия – задачи творческого уровня. Из школьной программы известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с необычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно ведь их этому не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит ведение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.

Однозначно, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой поучительных задач, при решении которых у школьников появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо нормальных заданий, которые даются всему классу. Такой принцип индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребёнке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе . Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательство и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основной развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.

Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления учеников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем необходимо разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимо сравнивать ее со старыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых не было в задачах, решенных раннее. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими (или вообще отсутствующими) данными.

С целью развития творческого мышления учителя должны побуждать учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед ним задачи – не сверить свои результаты с ответами учеников, с учебником, со словарем, с образцом учителя, а самостоятельно проверить задачу; кто догадался как надо проверить задачу, какое правило будете использовать при проверке упражнения?

Огромную роль играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать школьникам возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорили о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ.

Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или различные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картине, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

У каждого ученика есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

С раннего возраста в жизни каждого ребенка важное место занимает сказка.

Сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности вашего малыша. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить ребенку позитивные эмоции, и наши методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методик, которые позволяют пополнить словарный запас ребенка, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию.

Представляем вашему вниманию методы для развития творчества:

Метод первый: «Заканчиваем сказку»

Суть метода заключается в том, что бы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель: развить логическое мышления, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Для этого, необходимо озвучить начало придуманной вами сказки. Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…». Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

Метод второй: «Рассказ о конкретном персонаже»

Суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые они преодолевают, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предложите ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ваш малыш должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придёт. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать собственной сказки.

Метод третий: «Инсценируем сказку»

Суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизации творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим. Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

В первом классе работу по развитию творческих способностей детей я начинаю с общеизвестной сказки «Репка». Сначала проверяю: Все ли её хорошо знают. Для этого прошу всех по очереди говорить только одну фразу из сказки. Уже это вызывает большое оживление.

Посадил Дед репку.

Выросла репка большая-пребольшая!

Стал Дед репку тянуть.

Тянет-потянет - вытянуть не может!

Позвал Дед Бабку.

Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Позвала Бабка Внучку.

Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Позвала Внучка Жучку.

Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Позвала Жучка Кошку.

Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Позвала Кошка Мышку.

Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут-потянут, и вытянули репку!

Далее, для работы над сказкой, использую ТРИЗ - технологию для повышения эффективности активизации творческого мышления: раскадровка сказки, прием «Хорошо-Плохо», после которого спрашиваю, почему героям в конце сказки стало хорошо? На основе ответов и выводов рассуждений школьники придумывают пословицы к этой сказке. В итоге дети приходят к выводу: сообща можно сделать работу, непосильную даже для самого сильного; помощь самого слабого может оказаться решающей.

В конце урока прошу сочинить новое окончание сказки, предложив вопрос: неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, а собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались? Все ребята с удовольствием включаются в работу, и через некоторое время вырисовывается новое окончание: «Вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу, и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой…». Обычно работа со сказкой занимает целый урок.

В дальнейшем на уроке не только читаем и пересказываем, но и учимся составлять свои сказки. Это как раз тот путь, который помогает развитию творческого воображения у детей.

Вот несколько видов работ над сказкой:

Учимся сочинять сказки. Например, при рассказывании и инсценировании русской народной сказки «Репка» мы внесли некоторые изменения:

Кого еще можно позвать на помощь? И позвали курочку, потому что она может тоже жить в доме, так как является домашней птицей. Некоторые дети попытались сочинить свою сказку, изменив действующих лиц.

2. Придумываем продолжение сказки.

3. Придумываем счастливый конец для отрицательного героя из знакомой сказки

Придумать сказку про трех поросят – Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

4. Учимся придумывать сказки по плану.

Такие задания способствуют развитию творческого воображения и интереса детей к обучению.

Для развития творческого мышления на уроках математики:

Решая нестандартные задачи , дети сами приходят к выводу, что есть задачи, которые не решаются сразу одним действием, что надо анализировать, сравнивать, рассуждать.

Начинаем с таких задач:

Решение задач с недостающими данными . «Мальчику купили игрушки: мишку и машинку. Машина стоит 25 рублей. Сколько стоят вместе?»

Такие задания способствуют развитию у учащихся нешаблонного анализа.

Нерешаемые задачи . Сначала даётся задачи. «У Кати было 5 кукол, у Светы – 1 кукла. Сколько кукол у девочек?» А потом предъявляется нерешаемая задача: «У Кати было 5 кукол, у Светы – 1 кукла. Сколько кукол у Веры?» Развивается умение осуществлять анализ новой ситуации.

Задания для формирования умения, проводить дедуктивные рассуждения: «Гитара – музыкальный инструмент. У Айсена дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома гитара?». Правильны ли рассуждения или нет. Если нет, то почему?

При решении подобных задач учащиеся должны проводить смекалку, догадаться, что задача вообще не решается или что в задаче есть лишние данные или данных не хватает. Проявлению сообразительности при выполнении подобных заданий способствует формированию такого качества, как гибкость мышления, которая играет важную роль в развитии творческого мышления. С самого начала при решении не стандартных задач нужно приучить детей изображать отрезками любые объекты, о которых известно, делать таблицы, показать задачи инсценировкой.

Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

«Вася выше Коли и ниже, чем Сеня. Кто из мальчиков самый высокий?»

«Петя родился на 3 года раньше Вовы, сейчас Пете 6 лет. Сколько лет Вове?» Для полной наглядности полезно написать первые 10 чисел и расположить буквы П и В рядом с соответствующими числами. И другие подобные задачи.

При решении нестандартных задач, развиваются воображение и фантазия, память и внимание, гибкость мышления, ум ребенка становится острее, формируются умения наблюдать анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь – четкой, убедительной, аргументированной.

Решение таких задач расширяет математический кругозор, формирует неординарность мышления, умение применять знания в нестандартных ситуациях, развивает упорство в достижении поставленных целей, прививает интерес к изучению классической математики. Воспитывается любознательность, самостоятельность, активность и инициативность. Все это развивает, творческое мышление младших школьников.

Для активизации творческого мышления учащихся огромную роль играет применение

Инновационных технологий.

Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин – является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед школьниками ставят проблему, познавательную задачу и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы его решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учат детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Огромное значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес подталкивает школьников к проявлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.

Кроме того, ваша фантазия не должна ограничиваться предложенными методами. Творите и фантазируйте для своих детей! А они, в свою очередь, будут развивать у себя творческие способности.

Следующий этап работы рассматривает РТВ как необходимую и полноправную часть ТРИЗ. Говоря о целях и задачах РТВ, необходимо отталкиваться от целей ТРИЗ. Приемы РТВ и ТРИЗ широко используются на занятиях. Развития творческого воображения младших школьников предполагает использование в обучении алгоритмических процедур создания творческих продуктов: сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко), составление загадок «да – нетка» по литературным произведениям (методика Т.А. Сидорчук) придумывание рассказа по картинке (методика И.Н. Мурашковской) синтез подвижных игр (методика М.С. Гафитулина, С.В. Сычева).

Многолетний опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают новые задания и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации учащихся, предоставляет младшим школьникам возможность успешной самореализации.

Наряду с формированием навыков творческого мышления и развития управляемого творческого воображения ТРИЗ – педагогика ставит своей целью, воспитание творческой личности , подготовленной к решению проблем в различных сферах деятельности. Ведущим качеством творческой личности по мнению автора теории Г.С. Альтшуллера, является наличие значительной, новой и общественно-полезной («достойной») цели.

Особое значение в ТРИЗ – педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь. Следует отметить, что ТРИЗ - педагогика на сегодняшний день во много является практико-ориентированной педагогической системой, теоретические концептуальные положения которой еще разрабатываются. При этом опыт, накопленный в ТРИЗ – педагогике по развитию творческого мышления или воображения, может быть использован для повышения эффективности формирования творческих способностей учащихся, в том числе младшего школьного возраста.

Технология ТРКМ – еще один из методов активизации творческого мышления учащихся.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Одним из эффективным методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «5 строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

Вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать своё произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.

Примеры синквейнов.

Мама Каникулы

Добрая, ласковая. Солнечные, веселые.

Заботиться, учит, переживает. Играем, читаем, отдыхаем.

Мама дала мне жизнь. Я люблю школьные каникулы.

Любовь Отдых

Чтение с остановками.

Данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположение о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались не состоятельными. Использование данной технологии, ориентировано на импровизацию, догадку, творчество.

Карта слова.

Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Дается слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, свое предложение.

Мозговой штурм.

Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так же формирует нестандартное мышление. Такая технология не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Технология критического мышления и её стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, всё это в совокупности и составляет творческие способности.

Таким образом, воспитание творческой личности предполагает формирование системы ценностей и способностей к её реализации. Для этого необходима целенаправленная работа над определением понятия «система ценностей», анализ различных систем ценностей и поступков в литературных и реальных ситуациях, умение анализировать собственную систему ценностей, формирование понятий «культурная группа», ценностные ориентиры культурной группы; умение отслеживать и оценивать варианты обращения с проблемой, обучение оценке личностных качеств как ресурсов для решения проблемы и саморазвития, владение навыком определения уровня развития объекта деятельности, формирование понятия «творческий коллектив» и умение взаимодействия в творческом коллективе.

Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывшая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные». Видимо это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность- помочь ребёнку встать на это путь.


Методы поиска идей и принятия решений

Именно методы и системы "думания" позволяют умным людям находить новые идеи и решать возникающие проблемы. Освоив способы мышления умных людей, даже вы, извините, сможете делать тоже самое - решать и изобретать.
Существует множество методов поиска новых идей и решения проблем. С условно их можно разделить на три группы:

1. Методы активизации мышления.

2. Методы систематизированного поиска.

3. Методы направленного поиска.

Каждый из приведенных в данном разделе методов имеет целью облегчить поиск идеи для решения стоящей задачи по сравнению, методом "Три П"(пол, потолок, палец) или с методом "набивания шишек"("проб и ошибок"), которыми обычно пользуется основная масса населения. Целесообразность применения того или иного метода, в частности, зависит от сложности решаемой задачи и личных предпочтений человека. На приведенном справа рисунке показаны для различных групп методов условные графики зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.

Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.

Методы психологической активизации мышления

Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.



Методы поиска новых идей и решений

«Современные технологии управления персоналом». 2003. № 3. Стр. 37-43.

«Наше мышление привело нас туда, где мы находимся сейчас. Если я хочу создать что-то новое, мне необходимо мыслить по-другому».

Альберт Эйнштейн

Самые сильные идеи и элегантные решения представляются простыми, очевидными, «лежащими на поверхности" только после того, как кому-то уже пришли в голову. Мы с завидным постоянством бьемся о стену собственных стереотипов, не замечая открытых выходов и новых возможностей. Сколько же шишек было набито падающими с деревьев яблоками, пока, наконец, одно счастливое яблочко не упало на нужную голову?

Как вообще рождаются на свет новые идеи? Каковы механизмы творческого озарения? Что делает человека гением? Дар ли это Божий, особая ли комбинация генов, результат ли счастливо сложившихся жизненных обстоятельств либо все вместе, либо что-то принципиально иное?

Увы, несмотря на важность и значимость креативного мышления как для прогресса человечества в целом, так и для жизненного успеха каждого его отдельного представителя, природа творчества все еще полна загадок и тайн. Как и для наших доисторических предков, для нас главным способом получения новых идей и решений до сих пор остается метод проб и ошибок , названный Генрихом Альтшуллером «злым идолом» человечества.

Современный мир, остро переживает кризис идей, потребность в них ощущается в самых разнообразных областях деятельности, но особенно это актуально для бизнеса. В самом деле, кто же откажется придумать новый продукт, который сразу же привлечет внимание клиентов, обеспечит рост объемов продаж, увеличение прибыли, захват рынка, мировое господство? Например, супер-Солонку.

Итак, задача поставлена. Как поступит в меру творчески одаренный человек? Он начнет перебирать возможные варианты - Если сделать так?… нет это уже было. Или так?… тоже не то. А если этак?… не подходит. И так далее. И мучиться ему до тех пор, пока однажды он не проснется с воплем «Эврика!». Правда, неизвестно, сколько времени пройдет до этого счастливого события, даже возможно, что столько не живут.

Что делать? Пожалуй, стоит обратиться к сокровищнице опыта человечества, ведь изобретено уже немало способов облегчения мучительного процесса рождения новых идей. Все многообразие этих методов можно разделить на три основные группы:

  • Методы, основанные на психологической активизации творческого мышления
  • Методы, систематизирующие и активизирующие перебор вариантов
  • Методы целенаправленного решения творческих задач

Психологическая активизация творческого мышления

Все методы этой группы направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению. Наиболее широко известен метод «мозгового штурма» , предложенный А. Осборном (США) ещё в 40-х годах. "Мозговой штурм" - это метод коллективного поиска новых идей, основная его идея - снятие боязни «ляпнуть что-нибудь не то» за счет того, что, во-первых, процесс генерации идей и их критика разделены во времени, во-вторых, требуется придумать как можно большее количество идей за ограниченное время, в-третьих, атмосфера всеобщего творчества эмоционально «заряжает» всех участников.

Собираем группу заинтересованных в создании супер-Солонки товарищей, запираем их в помещении и - «время пошло!». Кульминационный момент штурма - его пик, когда идеи начинают бить ключом, а краснолицые возбужденные участники орут, перебивая друг друга, что явно свидетельствует о раскрепощении их сознания. Все идеи, включая самые бредовые, фиксируются ведущим, их впоследствии оценивает группа «критиков», скрупулезно отделяя зерна от плевел. Согласно статистике, около 15 % идей должны оказаться перспективными для создания супер-Солонки.

Еще можно провести "Корабельный совет" , который также является методом коллективного поиска идей, но отличается от «мозгового штурма» меньшей демократичностью и более строгим соблюдением установленных правил. Слово участникам по очереди предоставляет «Капитан» согласно их статусу. Свои соображения по поводу супер-Солонки высказывают последовательно помощник менеджера, менеджер, старший менеджер, главный менеджер и т.д.

«Капитан» задаёт вопросы, отбирает лучшие идеи, предоставляет слово для критики и подводит итоги. От «Капитана», главным образом, и зависит успех «Корабельного совета» - от того, насколько он сумеет настроить участников на активный поиск решения проблемы, создать деловую и творческую обстановку. «Корабельный совет» оказывается подходящим средством при решении проблем в экстремальных ситуациях, при дефиците времени, например, при условии, что в понедельник всех уволят, а лучше, вздернут на рее, если новой идеи получить не удастся.

К менее известным методам психологической активизации творческого мышления относится использование аналогий, в том числе метод «Синектика». Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году, он использует свойство нашего мозга устанавливать ассоциативные связи (вспомним героиню Агаты Кристи Мисс Марпл, которая лихо раскрывала самые запутанные преступления, основываясь на аналогиях). Известно несколько видов аналогий, и каждая может быть использована для поиска идеи супер-Солонки.

Прямая аналогия - используются готовые решения аналогичных задач в других областях знаний, с последующей их адаптацией. Подумаем, что может быть аналогом солонки, например, в медицине? Да физраствор (та же поваренная соль, но растворенная в воде), который обычно вводится в организм через иглу из шприца или капельницы. Ну, вот уже и получили идею новой солонки с концентрированным солевым раствором, который выдавливается через узкое отверстие, причем эту плодотворную идею можно развивать дальше.

Личная аналогия - предлагается войти в роль изобретаемого объекта, сконцентрироваться на ощущениях и путях решения проблемы. Воображаем себя общепитовской солонкой с дырявой металлической крышкой на голове и прислушиваемся к внутренним переживаниям. Да, не очень-то приятно, когда тебя трясут вниз головой над тарелкой с горячим супом. Куда комфортнее находиться в естественном положении. Есть! Новая солонка должна иметь дозатор и отверстие с нижней стороны - нажимаешь сверху на кнопочку, снизу открывается крышечка и адекватная порция соли высыпается в тарелку. Очень интеллигентно и никакого риска ошпариться.

Фантастическая (сказочная) аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи. Присаживайтесь поудобнее, я расскажу Вам сказку. Случилось это в те далекие времена, когда не было еще у людей солонок. И когда им нужна была соль, приходили они к великану Соленому утесу и откалывали от него огромными топорами куски каменной соли, а дома потом дробили эти куски молотком на более мелкие кусочки. В одной бедной семье кончилась соль, но некому было пойти к Утесу, потому что папа работал, а мама заболела. Тогда двое маленьких детей пошли к Утесу сами, да только не хвалило у них сил отколоть даже самого крошечного кусочка. Погоревали они сначала, а потом подумали и решили спеть Утесу неприличные частушки. Засмеялся Утес, захохотал, да так, что слезы брызнули из его глаз, и каждая слеза его превратилась в соленую бусинку. Собрали умные дети эти бусинки и отнесли их домой. Вот так и появилась на свет еще одна идея.

Да уж, не так-то это легко, пользоваться аналогиями, и, главное, этот прием не избавляет от мучительных творческих поисков. А нет ли какого-нибудь способа попроще, чтобы не очень напрягаться? Конечно, есть - для этого и существуют психотехники активизации творческого мышления . «Вы отдыхаете, а Ваше подсознание делает всю работу за Вас!».

Особенно эффективными для активизации творческого мышления могут быть техники НЛП (нейро-лингвистического программирования), и самой простой из них является «якорение ресурсов» . Суть этой техники в том, чтобы сознательно и в нужный момент вызывать и использовать свои психологические ресурсы, например, состояния творчества, мастерства, совершенства. Для того, чтобы создать «якорь», необходимо вспомнить случаи из своей жизни, когда такой ресурс проявлялся наиболее интенсивно. Для наших целей подходят ситуации, в которых мы фонтанировали идеями, легко генерировали блестящие решения, были переполнены творческими силами и вдохновением. Затем погружаемся в воспоминания, воспроизводим то свое ресурсное состояние и переживаем его заново. Выбираем якорь - своеобразную «кнопочку», которая будет запускать нужное состояние. Это может быть тактильное ощущение, звук, зрительный образ. Далее проделываем следующее.

Возвращаемся ещё раз в переживание ресурсного состояния творчества и, дождавшись пика его интенсивности, ставим якорь, например, прикасаемся к точке на кисти руки. Повторяем несколько раз. Проверяем - если якорь установлен - прикосновение к выбранной точке на кисти руки автоматически воспроизводит ресурсное состояние творчества. Далее - фонтанируем идеями.

Более глубинной техникой является рефрейминг . Слово "рефрейминг" дословно означает «вставить в новую рамку», оно используется в НЛП для обозначения процесса изменения восприятия ситуации. "Выход за рамки" своих и коллективных стереотипов - основа любого творчества. Для проведения рефрейминга нужна уже некоторая подготовка или помощь НЛПера, но и результаты, право же, того стоят.

Один из постулатов НЛП гласит, что то, что способен сделать хоть один человек на свете, способен повторить и другой. НЛП-еры изучают творчество выдающихся деятелей и снимают с них модели. Очень полезной может быть Стратегия творчества Уоллта Диснея , описание которой можно найти в специальной психологической литературе. Суть ее в том, что как при «мозговом штурме», процесс генерации новых идей отделяется от их критики, чем снимаются внутренние барьеры. Уоллт Дисней мысленно расставлял по углам своей комнаты трех персонажей - Мечтателя, Критика и Реалиста. Затем воплощался поочередно в каждого из них. Встав на место Мечтателя, он придумывал новые идеи, предавался фантазиям. Переместившись в угол Критика, искал недостатки и слабые места, в пух и прах разбивая радужные замки Мечтателя. Переходя в угол Реалиста, Дисней взвешивал все «за» и «против» и искал оптимальный вариант. Эффективность такой стратегии доказана всей карьерой У. Диснея, проделавшего путь от бедного мультипликатора до создателя многомиллиардной империи и ставшего одним из самых успешных бизнесменов мира.

Ещё более глубинные техники, основанные на невероятных возможностях нашего подсознания, основаны на использовании трансовых состояний . Со стороны это выглядит следующим образом. Сформулирована цель - придумать супер-Солонку. После нескольких туманных фраз, сказанных специалистом или самим подопытным, на непродолжительное время происходит «отключение» последнего от реальности, а затем его возвращение назад уже с готовой идеей великолепной супер-Солонки. Обыкновенное чудо свершилось.

Тем же, кто не ищет лёгких путей, привык действовать осознанно и с опаской относится к вышеописанным манипуляциям, можно порекомендовать использовать