Open
Close

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) - Путь преодоления кризиса. Архиепископ Ташкентский и Узбекистанский Викентий: человек страдает из-за того, что не знает правила поведения

Митрополит Викентий (в миру Виктор Александрович Морарь ; 4 октября 1953, село Скуляны, Унгенский район, Молдавской ССР) - епископ Русской православной церкви; митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода РПЦ.

Биография

По окончании средней школы работал слесарем и был иподиаконом у епископа Кишиневского и Молдавского Варфоломея (Гондаровского) († 1988).

В 1971-1973 срочная служба в Вооружённых силах СССР.

В 1974-1978 обучался в Московской Духовной семинарии; в 1978-1982 годах - в Московской Духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Учение свт. Игнатия Брянчанинова о молитве». В годы учебы был иподиаконом у Патриарха Пимена (Извекова).

В апреле 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Викентий в честь мученика Викентия Августопольского.

19 мая 1981 года ректором Московской Духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) был рукоположён во иеродиакона; 18 января 1982 года им же был рукоположён во иеромонаха.

В 1985 году был возведён в сан игумена.

Архиерейство

Решением Священного Синода от 20 июля 1990 года определен быть епископом Бендерским, викарием Кишинёвской епархии.

2 сентября 1990 года хиротонисан во епископа. Работал над восстановлением Кицканского Ново-Нямецкого монастыря. Владыка Викентий был близким другом епископа Единецкого Доримедонта (Чекана), помогавшего ему управлять монастырём. В ноябре того же года начало работу Ново-Нямецкое Духовное Училище, преобразованное в 1992 году в Духовную Семинарию. В 1993 году при монастыре был основан скит свв. Викентия и Доримедонта.

18 июля 1995 года назначен епископом Абаканский и Кызылский. По мнению церковного журналиста Сергея Чапнина, удаление было обусловлено возросшим авторитетом Викентия в Молдавии.

В Хакасии архиерею удалось заручиться поддержкой местных властей и Олега Дерипаски и построить несколько храмов, однако существенных миссионерских успехов добиться не удалось. В Абакане был заложен Преображенский кафедральный собор, открыты Духовно-просветительский центр и духовная школа с храмом в честь святителей Московских. 30 ноября 1998 года в Абакане прошла Межрегиональная научно-церковная конференция «Исторические и культурные судьбы Православия в Хакасии и России», посвященная 2000-летию Рождества Христова, в которой приняли участие представители МДА, Красноярской, Кемеровской и Новосибирской епархий.

19 июля 1999 года назначен на Екатеринбургскую кафедру. За короткий срок сумел восстановить церковный мир в епархии, нарушенный нестроениями, которые возникли при его предшественнике, епископе Никоне (Миронове).

При деятельном участии правящего архиерея в епархии развернулось большое храмовое строительство. В 2000 году в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом - на месте, где убийцы уничтожили останки царской семьи, открылся монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев. В 2003 году в Екатеринбурге, на месте убиения св. царственных страстотерпцев, завершилось возведение храма-памятника во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Ведется активная миссионерская и духовно-просветительская работа.

17 июля 2001 году Екатеринбургское Духовное Училище было преобразовано в Духовную Семинарию, в 2002 году при Духовная Семинария открылось регентское отделение. С 2001 году при Верхотурском мужском монастыре во имя свт. Николая Чудотворца действует Духовное Училище. В 2001 году в Уральском гос. профессионально-педагогическом университете (с 2002 Российский государственный профессионально-педагогический университет), в Уральском государственном горном университете с 2010 года, введено преподавание предметов по специальности «Теология».

https://www.сайт/2016-07-22/veruyuchie_obratilis_k_patriarhu_s_prosboy_vyslat_iz_tashkenta_mitropolita_vikentiya

За грехи его тяжкие

Верующие обратились к патриарху с просьбой выслать из Ташкента митрополита Викентия

Православные из Узбекистана обратились к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой выслать из Ташкентской епархии митрополита Викентия, некогда возглавлявшего Екатеринбургскую епархию. Жалобу прихожан Свято-Успенского кафедрального собора Ташкента, настоятелем которого является митрополит Викентий, опубликовал портал Credo.ru.

Особенно, по словам православных, Викентий крайне грубо ведет себя с женщинами. «Унижает, нередко яростно и громко кричит, и доводит до слёз порой за то, что ему просто не понравился внешний вид человека, - пишут горожане. - Самочинно отлучает от причастия, например, за то, что женщина расписана с мужем в ЗАГСе, но не венчана, <…> тем самым доводя людей своими расспросами и порицаниями до слёз прямо перед Чашей, что нередко приводит к тому, что люди в униженном состоянии уходят из собора». После чего многие верующие уже не возвращаются в храм.

Также авторы письма жалуются на косноязычие Викентия: «Его сорокаминутные проповеди крайне косноязычны и почти несодержательны, он плохо владеет русским языком, допускает множество богословских ошибок и почти языческих суждений».

Крайнее возмущение у прихожан вызывает «алчность» Викентия. «К сожалению, одновременно с рьяным служением, мы увидели его алчность в заслуженной выдаче зарплат работникам, которая и так с трудом дотягивает до среднего уровня, - говорится в обращении. - Мы, простые прихожане и работники епархии, возмущены тем, что он (монах) отметил своё 60-летие (не дату хиротонии или юбилей епархии) в одном из дорогих ресторанов города «ОСИЁ ГРАНД», после чего сотрудники не получали заработные платы в течение двух месяцев, с тех пор пошла тенденция задерживать зарплаты, прикрываясь отсутствием денег, либо по любому малейшему поводу её урезать, лишать, при этом все знают, как часто он бывает в поездках за границу».

Кроме того, прихожане отмечают, что священнослужители не редко предлагают заплатить немалую сумму тем, кто желает креститься, но не хочет проходить перед этим огласительные беседы. Люди жалуются патриарху и на совсем вопиющие вещи, в частности, что бесследно исчезают драгоценности, которые благодарные за чудеса прихожане дарят иконе Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

Основная часть преподавателей семинарии возмущены его позицией касательно порядков в заведении, где будущие батюшки вместо учёбы большую часть времени занимаются хозяйственными работами и строительством. «В итоге мы получили множество диаконов и священников, которые такие же косноязычные. Подобные служители, будучи священниками, произносят такие вещи, от которых не то что у богословски образованных людей, у простых прихожан возникают возмущения», - говорят авторы обращения.

По их словам, Викентий проявляет «халатное и бесчеловечное отношение к трудящимся». «Для рабочего, которому отрубило болгаркой три пальца руки, он запретил вызывать скорую помощь, уверяя всех, что он будет жить и всё будет хорошо», - говорят авторы жалобы и просят патриарха отозвать «этого человека» с территории республики и дать им «доброго пастыря».

Авторы письма предупреждают, что если их просьба останется без положительного ответа, они будут вынуждены обратиться в Комитет по делам религий, Министерство внутренних дел Узбекистана и в службы госбезопасности. Для того, чтобы ведомства рекомендовали владыке Викентию покинуть пределы республики как «вносящему смуту и возмущающему умы и сердца людей».

В пресс-службе Ташкентской и Узбекистанской епархии назвали опубликованное письмо клеветой, подготовленной группой людей, которые желают выжить владыку из республики. «Все это письмо - клевета. Обвинения сфабрикованы непонятными людьми, а не прихожанами. По всей видимости, письмо подготовила некая группа людей, которым, видимо, владыка не дал сделать какие-то незаконные вещи, непотребства какие-то, - сказал пресс-секретарь епархии отец Михаил. - Простой прихожанин не напишет такой текст. Там выверена каждая запятая».

Отец Михаил опроверг информацию о грубости владыки и о задержках зарплат сотрудникам епархии: «Владыка никогда ни одного человека не выгнал из храма. Он - ревнитель православия. С приходом Викентия в Ташкент кафедра ожила. Делается много благих дел. Люди благодарны владыке, что он доходчивым языком объясняет священное писание». Единственный факт, который он подтвердил - то что Викентий действительно праздновал свой день рождения в ресторане. Но банкет целиком оплатили благодетели митрополита.

По словам представителя Ташкентской епархии, сейчас идет активный сбор подписей прихожан под обращением в поддержку Викентия. «Прихожане говорят, что люди, написавшие это письмо, идут против священного писания. В Евангелии сказано: не злословь против начальствующего, всякая власть от Бога дана. Истинно верующий человек такого никогда не напишет. Все обвинения - это просто человеческая зависть», - добавил пресс-секретарь епархии.

Отметим, Викентий (Морарь) возглавлял Екатеринбургскую кафедру с 1999 года. В 2011 году был переведен в Среднюю Азию. Кто-то посчитал это ссылкой, другие напротив - новой карьерной ступенькой. Практически сразу архиепископ Викентий получил более высокий чин митрополита и возглавил весь Среднеазиатский митрополичьий округ, а в октябре 2011 года введен в состав Священного Синода - высшего руководящего органа РПЦ.

Единая Екатеринбургская и Верхотурская епархия с его уходом была разделена на три: Екатеринбургскую, Нижнетагильскую и Каменскую. Руководить Екатеринбургской епархией был поставлен митрополит Кирилл, возглавлявший до перевода Ярославскую епархию.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Путь преодоления кризиса

Если сегодня мир переживает экономический кризис, значит, суд Божий обнаруживает некую глобальную человеческую неправду.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Выход из любого кризиса лежит на путях духовного возрождения.

Патриарх Алексий II

Пусть будет так, как было встарь, Когда в час смуты окаянной, Став на колени у Креста, Русь приносила покаянье.

Евгений Ряпов

Братья и сестры!

Второй год весь мир погружается в пучину мирового финасово-экономического кризиса.

Каждый из нас ощущает на себе его все более усиливающееся давление и тяготу.

Финансисты знают, что пятерка крупнейших инвестиционных банков Соединенных Штатов Америки, по сути, перестала функционировать . А вслед за ними практически разорились многие крупнейшие банки Европы, Азии и Латинской Америки. Сотни финансовых учреждений по всему миру обанкротились, а находящиеся в них деньги в мгновение ока превратились просто-напросто в пыль.

Производственники знают, что крупнейший в мире производитель автомобилей – американская компания «Дженерал моторс», также претерпела банкротство. Еще раньше фактический дефолт перенесла вторая по величине американская автокомпания – «Крайслер». На волоске висит судьба третьего члена «большой автомобильной тройки» – компании «Форд мотор». Эксперты предупреждают, что вслед за банкротством американского автопрома может начаться массовое разорение промышленных предприятий Европы.

Статистики знают, что только за первый квартал 2009 года валовой внутренний продукт России (то есть реальная стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории страны) сократился почти на четверть . И это еще не самое значительное сокращение. Средний показатель индексов, описывающих экономическую активность развитых стран мира, еще в 2008 году упал более чем на 30 %, а соответствующий показатель для развивающихся стран – более чем на 40 %.

Но и не будучи финансистом, производственником или статистиком, легко можно распознать грозные проявления кризиса.

Кризис – это стремительный, зачастую – многократный спад производства.

Кризис – это полная или частичная потеря работы, грозящая оставить безработного без средств к существованию.

Кризис – это задержка зарплат и других причитающихся нам и нашим близким денежных выплат.

Если не нас самих, то наших родственников, друзей, знакомых, соседей уже затронули эти страшные проявления кризиса, за которыми видятся призраки, возможно, еще более страшных бедствий.

И потому неудивительно, что по всему миру люди задают друг другу и самим себе по поводу кризиса три вопроса: «Почему возник кризис? Что он принесет миру? Что делать для того, чтобы выйти из кризиса?»

У Православной Церкви есть ответ на все эти вопросы!

Мировой финансово-экономический кризис, который ныне переживаем и мы с вами, – далеко не первый в истории человеческой цивилизации. Во времена всем известной Великой депрессии, бушевавшей в 1929–1933 годах, выдающийся мыслитель и проповедник Сербской Православной Церкви, известнейший церковный и политический деятель, ученый с мировым именем, святитель Николай Сербский (Велимирович) писал одному из своих духовных чад:

«Спрашиваешь меня… о причине и значении наступившего кризиса?

“Кризис” – слово греческое, в переводе оно означает “суд”. В Священном Писании слово “суд” употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивые на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (ср. Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет, что время начаться суду с дома Божьего (1 Пет. 4, 17).<…>

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово – менее понятным. Начиналась война или эпидемия – “суд Божий!”; землетрясения, другие бедствия, всегда одно – “суд Божий!”… Ибо, пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова “суд” словом “кризис”, малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни отчего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис. <…>

Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего?

Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, – богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу Живому.

Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово “кризис” перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: “суд Божий!”.

Назови… “кризис” “судом Божиим”, и все будет тебе понятно».

В таком же ключе о кризисе 1929–1933 годов высказывались преподобный Иустин (Попович), святитель и исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие православные святые.

Нынешний финасово-экономический кризис по своей сущности мало чем отличается от Великой депрессии. Тот же самый характер, те же самые причины, точно такие же последствия. И вновь Святая Православная Церковь объясняет своим чадам, почему возник кризис, что он несет людям, и что необходимо делать для его прекращения. Еще Святитель Василий Великий говорил: «Не Бог причина зол, а мы сами, потому что началом и корнем греха служит то, что от нас зависит, – наша свобода».

Господь дал людям свободу выбора. Всякий человек, по словам святителя Тихона Задонского, прежде чем грешить, «стоит между двумя противоположными силами – Богом и сатаной – и имеет свободное произволение обратиться к тому или другому».

Кризис начался на Западе, в США и государствах Европейского Союза, поэтому Православные Церкви этих стран первыми отреагировали на кризисные явления. Так, глава Элладской (Греческой) Православной Церкви, Блаженнейший Архиепископ Афинский Иероним еще в 2008 году заявил:

«Кризисом каждый раз заканчивается наше желание быть самим себе единственным законом. И кризис всё ставит на свои места. Это не просто неудача, не просто обнаружившийся провал… Кризис наступает, когда мы преступаем черту. Он побуждает оставить наш нарциссизм, он камня на камне не оставляет от нашего незыблемого, казалось бы, “хорошего имиджа”.

Важно решить, как нам истолковать этот кризис. Тут есть два пути: светский и церковный. Светский сосредоточен на самом событии, он исследует случившееся и указывает, кто несет за него ответственность. Это необходимо, но этого мало.

Церковный подход требует проникнуть дальше – к пониманию того, что именно вскрылось в результате кризиса. Он обращает внимание не на симптомы, а на причины явлений. Сосредоточившись на симптомах, не решишь вопроса в целом, не доберешься до его корней. Можно предлагать меры, можно принимать решения – до моральных причин так не доберешься. Кризис касается всех, и все несут за него ответственность».

Недаром святитель Игнатий (Брян-чанинов) писал: «Страшны ликования сынов мира и их непрерывающаяся рассеянность и погруженность в заботы о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии – условие гибели».

Разумеется, Русская Православная Церковь также не осталась в стороне от осмысления вопросов, связанных с кризисом. Так, незадолго до своей кончины Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, высказываясь по актуальным вопросам общественной жизни, отмечал, что нынешний кризис – это «время… задуматься и переоценить те идеалы, которыми сейчас живет человечество. Схема, предложенная небезызвестным заокеанским государством, неприемлема для дальнейшей жизни человечества. И не только во всем мире, но в каждой отдельно взятой стране, в том числе и в нашей, нужно остановить… наш бег за какими-то мнимыми идеалами, осмотреться и подумать: “А туда ли мы бежим?”.

27 июля 2011 года в ходе состоявшегося в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре заседания Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа, включающего Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению. Главой округа был .

В свою очередь, из состава Екатеринбургской были выделены две новые епархии.

В преддверии отъезда к новому месту служения архипастырь встретился с уральскими журналистами.

О делении епархии

Это делается для того, чтобы архиерей был ближе к народу. Одному архиерею управлять большой кафедрой довольно непросто. В нашей области 530 приходов! И есть перспектива, что их будет больше. Например, до революции на Среднем Урале было полторы тысячи приходов. А жителей тогда было полтора миллиона человек. То есть на тысячу человек был один храм. Нам нужно достигнуть такого же уровня. Как раз архиереи вновь созданных епархий и будут, в частности, работать над тем, чтобы увеличить количество храмов, чтобы увеличить нравственное влияние на общество, чтобы бороться с негативными сторонами жизни.

До заседания Священного Синода я не знал, что епархия будет разделяться. Узнал об этом из решения Священного Синода и был удивлен. Думал, что со мной проконсультируются, ведь я хорошо знаю ситуацию в епархии и мог бы высказать свои соображения по поводу ее разделения. Но узнал уже о принятом решении.

О «наследии»

Мы все происходим из одного государства, который назывался Советский Союз. Я был в нескольких епархиях: в Молдавии, Приднестровье, Гагаузии, Абакане, 12 лет на Среднем Урале… Везде, поверьте, одни и те же проблемы, которые создала советская власть. Думаю, что и в новом моем послушании будет такая же ситуация, ведь эти нынешние государства когда-то были республиками одной страны. Стало быть, они также пропитаны той идеологией. Везде нужно работать над тем, чтобы восстановить в сознании людей те ценности, которыми жила православная Россия на протяжении многих веков.

К сожалению, мы увидели, что за 70 лет было «перемолото» то, что создавалось столетиями. Мы попали в непростую ситуацию, когда у русского народа была отнята вера, благочестие. В результате появились такие страшные явления, как наркомания, огульное пьянство, распутство… Что только не появилось! Наша с вами задача бороться с этим. Мы должны вместе прививать те ценности, которыми жила дореволюционная Россия: нравственность, духовность, понятия о смысле жизни, о том, для чего нужно делать добрые дела, для чего зарабатываются деньги и так далее. Знаете ведь как бывает, человек зарабатывает деньги, а для чего - не знает. Накопил, а что делать, не знает - впадает в уныние, отчаянье и… заканчивает жизнь самоубийством. Когда нет смысла жизни, можно выполнять работу, но толку от этого не будет никакого.

Вот мы и должны все вместе продолжать работу для того, чтобы дать людям смысл жизни. Чтобы было интересно жить. Посмотрите, сколько детей сегодня предпринимают попытки суицида! Беда в том, что потеряна преемственность. Во многих семьях никто не знает нравственные нормы христианской жизни: ни бабушка, ни дедушка, ни папа, ни мама. А, положим, в 14 лет у подростка болит душа, и чем ее лечить, он не знает. И мама не находит, что сказать. Посоветовать же сходить в церковь к священнику - понимания нет. В России же всегда было много церквей, человек мог в любое время дня и ночи перейти дорогу, зайти в храм и попросить у священника совета по поводу той или иной жизненной ситуации. В России таки вот были психологи, они знали глубинные стороны духа и души.

Сегодня необходимо, чтобы все люди знали самые элементарные нормы, правила церковной, нравственной, духовной, христианской жизни. Это очень важно. Много человек страдает, много болезней у нас есть из-за того, что не знает правила поведения. Всегда привожу такой пример. Если человек не знает инструкции по эксплуатации того или иного аппарата, он его непременно сломает. А человек - это сложное творение Божье. И необходимо знать, как вести себя по отношению к себе и к людям. Поэтому благословение Патриарха и указ Президента о преподавании в школах основ религиозных культур - очень важные шаги. Благодаря этому каждая конфессия имеет возможность знакомить своих людей с ранних лет с этими правилами.

Вот эту работу мне и придется вести в тех государствах, куда меня назначил Святейший Патриарх.

Архиепископ Ташкентский и Узбекистанский Викентий прощается со Средний Уралом. 3 августа Владыка в последний раз встретился с уральскими журналистами и рассказал…
«Мы все происходим из одного государства, который назывался Советский Союз. Я был в нескольких епархиях: в Молдавии, Преднестровье, Гагаузии, Абакане, 12 лет на Среднем Урале… Везде, поверьте, одни и те же проблемы, которые создала советская власть. Думаю, что и в новом моем послушании будет такая же ситуация, ведь эти нынешние государства когда-то были республиками одной страны. Стало быть, они также пропитаны той идеологией. Везде нужно работать над тем, чтобы восстановить в сознании людей те ценности, которыми жила православная Россия на протяжении многих веков...» - заявил в интервью Владыка.
Говоря об открытых письмах прихожан в адрес Патриарха, владыка Викентий сказал: «Я не читал эти письма. К сожалению, не было времени. Но слышал, что люди пишут Патриарху с просьбой оставить меня на Среднем Урале. Это естественно, ведь столько лет мы были вместе… И сейчас мне часто приходится слышать: "Мы очень сожалеем". Это хорошо, значит, народ положительно оценивает мою деятельность в Екатеринбургской епархии. А что касается "оставить - не оставить"… Это решает Патриарх, Священный Синод. Они уже приняли решение - я должен в скором будущем ехать на свою кафедру и начинать служение на новых просторах».
Владыка Викентий высказался и о решении Синода по поводу деления Екатеринбургской епархии: «До заседания Священного Синода я не знал, что епархия будет разделяться. Узнал об этом из решения Священного Синода и был удивлен. Думал, что со мной проконсультируются, ведь я хорошо знаю ситуацию в епархии и мог бы высказать свои соображения по поводу ее разделения. Но узнал уже о принятом решении» - сообщает