Open
Close

Мой кумир - анатолий кокорин. Нигде ничего не болит Иллюстрации кокорина

Этой осенью я открыла для себя Анатолия Кокорина. И влюбилась по уши. Я посмотрела в интернете и библиотеке несколько его книг и множество сканов иллюстраций.
В детстве Кокорин прошел мимо меня, и сейчас я активно навёрстываю упущенное.
Особенно сильно я влюблена в Европу Кокорина. То есть иллюстрации сказок у него бесподобные, и я их тоже всё рассматриваю и рассматриваю, но глядя на зарисовочки европейских городов я буквально задыхаюсь от восторга.

Во мне проснулся дух собирательства. Я хочу, жажду, вожделею иметь его книги:)

Первой птичкой стала «Англия, Шотландия и Ирландия» (Кокорин, А. В. Англия, Шотландия и Ирландия. — М.: Сов. художник, 1972). Спасибо за неё Алибу. Разброс цен поражает. Одну и ту же книгу продают за 500, 800, 900 р. Мне повезло, я купила её всего за 200. Да ещё и у продавца из Москвы.

Удивительно, что советского художника в 1960-е годы выпускали за границу — и куда — в Великобританию! Да не один раз. К слову сказать, Кокорин был заядлым путешественником. Где он только не бывал помимо Великобритании — в Голландии, Италии, Франции, Румынии, Венгрии, Австрии, Германии, Финляндии, Дании, Чехии, Прибалтике, Индии и ещё многих странах. И это художник из закрытого СССР. В общем, можно только поразиться и восхититься.

Здесь сканы книги:
Англия — http://community.livejournal.com/all_drawings/364074.html
Шотландия — http://community.livejournal.com/all_drawings/264181.html
Ирландия — http://community.livejournal.com/all_drawings/377225.html

Вторую книгу я заказала уже значительно дороже. Но и хочу я её ещё больше, потому что она про путешествие Кокорина по Голландии. Я листала её в иностранке. И если в книге про Великобританию весь текст напечатан на машинке, то в этой он написан от руки. Книга просто удивительная. Она вышла на несколько лет раньше английской и тираж у неё значительно меньше: 7 500 экз. против 28 500 экз.
Скоро она должна прийти мне из Питера, и я вся в нетерпении.

Следующей книгой, которую я хочу приобрести, будет «Кокорин А.В. В стране великого сказочника. — М.: Советский художник, 1988».

Здесь добрые люди выложили её полный скан.

К 110 летию со дня рождения , одного из лучших отечественных графиков и иллюстраторов ХХ века, редакция журнала «Наше наследие» и галерея ГРОСаrt представляют выставку избранных произведений прославленного мастера. Открытие вернисажа состоится 8 октября в 17.00.

Анатолий Кокорин родился под Смоленском; с 1928 года жил и работал в Москве, где обучался во ВХУТЕИНе у таких признанных мастеров, как Д.С. Моор, С.В. Герасимов, П.Я. Павлинов. В годы Великой Отечественной войны он был фронтовым художником студии имени Грекова, в 1950-е годы активно занимался станковой графикой, создал серию акварелей, посвященных старинным русским городам. На протяжении 1960-х годов география творческих путешествий Кокорина сильно расширилась благодаря поездкам в Италию, Индию, Англию, Францию, Голландию и другие страны. Созданные в это время рисунки и путевые заметки послужили основой для изданных впоследствии книг и альбомов.

Однако основной раздел творчества Кокорина составляют его иллюстративные работы к произведениям русских и зарубежных писателей и поэтом таких, как Д. Лондон, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Серафимович, А. Толстой, Д. Родари и других. За иллюстрации к книгам Андерсена художник был награжден Золотой медалью Академии художеств СССР.

Адрес: Москва, ул. 1й Неопалимовский пер. 4

Кокорин Анатолий Владимирович (13 августа 1908 г., г. Поречье Смоленской губернии – 16 мая 1987 г., г. Москва), народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР.

Отец А. В. Кокорина учился в Петербургской Академии художеств, оставив ее, поселился на Смоленщине, в Поречье, где и родился будущий художник. После смерти отца, а вскоре и матери, Кокорин с 8 лет жил в семье тети, где поддерживалось его увлечение искусством.

В 1925 году он поступил в художественный техникум в г. Пермь. По окончании его (в 1928 году) — в московский Вхутеин (учился у С. Герасимова, М. Родионова, П. Павлинова, Л. Бруни). Потом — «изучение жизни» — поездки по стране, творчество, выставки. В 1920-х годах Кокорин сотрудничает в журналах, работает в области живописи и графики. Принят в члены МОСХа.

Во время войны Кокорин работал в отделе фронтовой листовки Главпура. С конца 1943 года он — военный художник студии им. Грекова. Тема войны нашла отражение в натурных рисунках, сделанных на фронтах, и в послевоенных сериях работ, созданных на их основе («Фронтовой дневник», «Воспоминания о войне»).

Зрелость таланта, расцвет творчества художника приходится на 1950-80 годы. Поездки по стране, по странам Европы дали большой материал художнику. В его творчестве нашли отражение Прибалтика, Средняя Азия, Ленинград, Москва… На протяжении многих лет он создавал серии «По старым русским городам», «По Италии», «По Индии», «Англия, Франция, Голландия»… Таланту художника подвластны все графические техники. Основой его творчества всегда был натурный рисунок.

Во время своих творческих поездок Кокорин вел дневники, делал в них записи и рисунки. Часть этих дневников изданы как книги и альбомы («Ленинградский альбом», «По Индии», «По старым русским городам», «В Голландии», «Англия, Шотландия, Ирландия», «В стране великого сказочника»).

Большое место в творчестве Кокорина занимало иллюстрирование русской классической и зарубежной литературы, детской литературы. Особое место в этой деятельности Кокорина занимает творчество Андерсена. За иллюстрирование его произведений художник был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР.

Кокорин — народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР, участник более 100 разного ранга выставок в стране и за рубежом, нескольких персональный. В 1976 году персональная выставка Кокорина состоялась в Смоленске. Дары автора, поступления из запасников МК Министерств культуры составили коллекцию работ художника-земляка в Смоленском музее. На родине художника, в Демидовском музее создан мемориальный зал Кокорина, где кроме произведений экспонируются предметы из его мастерской, переданные семьей художника.

«Анатолий Владимирович Кокорин полон творческих сил и энергии. Каждое утро его можно встретить на улице Усиевича, неторопливой походкой шагающего в свою мастерскую на Масловке. Ваш взгляд обязательно остановит этот невысокого роста, элегантный седой человек, с мягкими чертами лица, улыбчивой искоркой в глазах, одетый с изысканной простотой. А тот, кому довелось общаться с ним — непременно отметит его добрый нрав, мягкость и деликатность в отношениях с людьми, почти детскую доверчивость и мудрую доброжелательность. То, что составляет существо его человеческой индивидуальности, — доброта, оптимизм, щедрость сердца — является и основой его жизнеутверждающего искусства. «Удивляться, удивляться надо все время, — пишет художник. — Я для себя решил — как только перестану удивляться, на следующий же день бросаю свое ремесло, надеваю черное пальто, фетровую шляпу на уши и сажусь на дворе на скамейку забивать «козла» в компании с мастерами этого дела».
Но мы-то понимаем, да и сам он знает, что ему «к лицу» лишь светлые тона…»

(из книги: Кулешова В. Анатолий Кокорин. Графика. — М., 1984. — С.24.)

Перро Ш., Андерсен Х. К. «Сказки для детей» ,

Толстой Л. Н. «Севастопольские рассказы» ,

Одна нефтяная компания сделала мне заказ написать портрет первого президента Удмуртии Александра Волкова на его 60-летний юбилей. Они хотели преподнести руководителю региона необычный подарок. Писал Александра Александровича по фотографии. Сейчас около пяти лет я пишу нефтью, но прежними материалами, например акварелью, тоже работаю.

Многие художники заявляют для большего «пиара», что работают необычными «красками». А я считаю, что нам нужно постоянно пробовать что-то новое для развития мастерства, ведь на одной ноте много песен не пропоёшь. Да и материал этот относительно дешёвый – в Удмуртии много нефти. Мне, к примеру, в своё время принесли её около полутора литров, ими я рисую до сих пор.

Нефть – материал не очень известный для художников, но писать на самом деле можно всем. Однако это достаточно сложно, почти как акварелью. Краски можно смыть, в отличие от нефти, поэтому в данной технике процесс становится необратим, как и в ситуации с чернилами. И тем, и тем бумага пропитывается насквозь. Поэтому художник должен писать хорошо и быть уверенным в своём мастерстве. Я обычно вначале делаю набросок карандашом, потом обобщаю и начинаю рисовать нефтью.

Развести этот материал можно с любыми растворителями, маслом, даже с бензином. Особенно интересно получается смешивать с киноварью. Таким образом, нефть можно окрасить в различные цвета: красный или синий, но природная «коричневатость» останется всё равно. Некоторые оттенки получаются совершенно случайно, поэтому картина нефтью – всегда некий эксперимент.

Некоторые работы можно нарисовать за полчаса, на другие затрачивается намного больше времени. Художнику нужно продумать всё: выбрать формат, сделать эскиз карандашом, решить, в светлых или в тёмных тонах будет работа. От этого зависит её настроение.

Нефтью, как и акварелью, очень хорошо получаются пейзажи и натюрморты, потому что картины выходят мягкими, с полутонами. Портреты рисовать сложнее, ведь там нужно написать максимально похоже. Иногда я использую жёлтую бумагу, например, в серии работ «Старый Ижевск», всего там уже более 35 картин. Я изображал на них город по очень давним фотографиям. Из этой серии «улица Максима Горького», «Ижевский пруд», «здание Арсенала», оружейный завод и многое другое. Иногда меня называют серийным «маньяком», то есть художником, потому что я график и рисую сразу множество работ. За пять лет практики работы с нефтью я написал более 100 картин, например, серии «Русская классика» и «Сказки Салтыкова-Щедрина». Когда художник находит что-то интересное, нравящееся ему, то он начинает повторяться. На самом деле это самое убийственное для мастера, но этот материал и правда захватывает.

Продвигать искусство очень сложно, им интересуется весьма небольшой процент населения. И средств нет, да и город у нас рабочий. К примеру, жители Татарстана приезжают в Ижевск, приобретают работы.

Сейчас изобразительное искусство часто превращают в шоу, которое, в свою очередь, приносит деньги. Но истинные мастера, «фанатики» своего дела не задумываются о благодарности и деньгах. Одним искусством жить очень сложно, но таких людей достаточно много. В одном Париже 300 тыс. художников, в Москве только графиков – 4 тыс., в Союзе художников УР более 100 членов, а ведь мастеров может быть раза в три больше. Я, например, живу за счёт преподавания в УдГУ в Институте искусств и дизайна. Картины же пишу для себя, иной раз нужно больше отдавать, чем брать.

КОММЕНТАРИЙ

Куратор художественной галереи La bohéme artistique Рустам Булатов :

– Картины, написанные нефтью, часто приобретают для VIP-подарков из-за их необычного материала. На сегодняшний день рынка работ в этой технике нет, поэтому цена зависит и от нашего расположения к покупателю. Иногда мы дарим работы, например, определённым лидерам мнений. Таким образом, мы знакомим население с таким необычным материалом, как нефть. Зритель пока не понимает, из чего формируется цена. Если для одного покупателя картина обошлась в 50 тыс. руб., а другому 1,5 тыс., то второй будет в замешательстве: «Мне дали хуже?» Но есть несколько факторов, от которых обязательно зависит ценообразование: оформление, размер, есть ли её копии, что изображено и т.д.

Сейчас мы готовим большую выставку для города Салават, которому исполняется 70 лет. Они попросили организовать экспозицию Александра Дмитриевича с картинами нефтью. Для них это весьма актуально, потому что сначала они нашли это полезное ископаемое, и только потом вообще возник город. Выставка продлится два месяца – февраль и март, а потом, скорее всего, «погостит» в нескольких соседних городах.

Мы отправляли серию из более чем десяти работ нефтью в Америку, там тоже изображён Ижевск. Это был подарок от нашего клиента своим друзьям. Через искусство он хотел рассказать, как изменился город после их отъезда. Ещё недавно нас пригласили в одну из галерей Санкт-Петербурга, также мы начинаем сотрудничество с региональным отделением «Дом Русско-Китайской Дружбы» в рамках «Евразийской Внешнеторговой Корпорации».

В 1979 году в Москве прошла персональная выставка Анатолия Кокорина, посвященная 70-летию художника. Имя Анатолия Кокорина хорошо известно, и в сознании любого зрителя оно, прежде всего, связано с двумя аспектами: иллюстрациями книг, прежде всего детских и путевыми дневниками с рисунками разных стран.

Анатолий Владимирович Кокорин (31.07.1908, г. Демидов Смоленской области — 17.05.1987, г. Москва) — художник, график, иллюстратор.
Член-корреспондент Академии художеств СССР (1973), Народный художник РСФСР (1979).

А. Кокорин родился 31 июля 1908 года в городе Демидов Смоленской области в семье художника. В восемь лет оставшись сиротой, он был взят на воспитание тётей. Воспоминаний о жизни с родителями осталось немного, однако Кокорин всегда подчеркивал, что истоки его увлечения творчеством связаны с этим временем. Подражая взрослым, он начал рано рисовать. Его любимой книгой была «Азбука» Александра Бенуа. В 1921 году глава приёмной семьи Леонид Орестов – крупный инженер-путеец, был командирован в Линдс (Англия), а в период с 1922-1925 год всё семейство проживало в Берлине. Кокорин прекрасно владел английским и немецкими языками. Он много самостоятельно путешествует по городам Англии и Германии, знакомится с произведениями старых мастеров. В это время он окончательно утверждается в своем желании стать художником. Знаковое место на карте – музеи Дрездена и Берлина, любимый художник – Дюрер. Вернувшись на Родину в 1925 году, Кокорин поступает в Пермский художественный техникум, по окончании которого в 1928 году становится студентом Высшего художественно-технического института (Вхутеина). Среди его преподавателей — Сергей Герасимов, Дмитрий Моор, Лев Бруни и другие. Получив диплом художника, Анатолий Кокорин работает иллюстратором, занимается оформлением праздников. В этот период творчества он много путешествует по стране, едет в Украину, Среднюю Азию. В годы Великой Отечественной войны Кокорин работает в Отделе фронтовой листовки Главупра, а с 1943 года становится военным художником Студии им. Грекова. Следуя за линией фронта в Венгрию, Румынию, Чехословакию, Австрию, Анатолий Кокорин создает свои первые путевые дневники. Все послевоенное творчество художника связано с путешествиями. После демобилизации из рядов Красной Армии в 1953 году Кокорин регулярно бывает заграницей. Он посещает Италию, Индию, Чехословакию, Германию, Великобританию, Францию, Нидерланды, Финляндию, Венгрию, Данию, Австрию.
Работает в различной технике, но основой творчества всегда остается натурный рисунок. Во время поездок Кокорин вел дневники, делал в них записи и рисунки. Часть их издана и вошла в книги и альбомы («Ленинградский альбом», «По Индии», «По старым русским городам», «В Голландии», «Англия, Шотландия, Ирландия», «В стране великого сказочника»).
Большое место в творчестве Кокорина занимало иллюстрирование русской классической и зарубежной литературы, детской литературы. За иллюстрирование произведений Г. Х. Андерсена художник был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР.
В разные годы жизни Анатолий Кокорин участвовал в более чем в ста всесоюзных, республиканских и международных выставках. Его персональные выставки с успехом прошли в Галле, Оденсе, Лейпциге, Будапеште, Вене, Копенгагене.

Лицом выставки, а также обложкой каталога работ А. Кокорина выбрана картина очень светлая, трогательная: “Машенька купается” (1971). Прекрасно иллюстрирующая основное качество Кокорина — детское, искренние умение удивляться и радоваться миру. «Удивляться, удивляться надо все время, — пишет художник. — Я для себя решил — как только перестану удивляться, на следующий же день бросаю свое ремесло, надеваю черное пальто, фетровую шляпу на уши и сажусь на дворе на скамейку забивать «козла» в компании с мастерами этого дела».

Накануне выставки Анатолию Владимировичу Кокорину исполнилось 70 лет. Эта выставка — своего рода подведение итогов и отчет о долгой творческой работе.

Мы видим картины, рисунки, акварели из всех полюбившихся серий Кокорина: “Фронтовые рисунки” (1944-1945), “Фронтовой дневник”(1945-1960), “По старым русским городам» (1949-1960), “Ленинград” (1965-1968), “Италия” (1970-1979), “Воспоминания о войне” (1972-1979). Ну и конечно знаменитые иллюстрации к произведениям Г.Х. Андерсена, А. Серафимовича.

Также выставка позволяет увидеть работы 50-80-е гг., в полной мере раскрывшие зрелость таланта, расцвет творчества Кокорина.

Выставка организована при поддержке: Союза художников СССР, Академии художеств СССР, Союза художников РСФСР.

К выставке издательством Советский художник (Москва) выпущен иллюстрированный каталог «Анатолий Кокорин» (1979). Автор вступительной статьи О.Г. Верейский.
Составитель каталога Н.Г. Прокофьева.