Open
Close

Молодёжный центр Эрмитажа. Иорданская лестница в эрмитаже Георгиевский зал

Осмотр Эрмитажа начинается с прохода из вестибюля по направлению к Главной лестнице. Её называли также Посольской, а впоследствии Иорданской, но во многие путеводители она всё равно входит просто как Главная лестница. Длинная галерея, по которой мы движемся, с полукруглыми сводами потолка и ритмично повторяющимися пилонами, со стенами и потолком спокойного белого тона, должна подготовить нас к восприятию пышной, нарядной красоты роскошно оформленной парадной лестницы. Еще только приближаясь к ней, мы получаем первое яркое впечатление: на фоне ниши, в обрамлении колонн, сверкает белизной мраморная скульптура, блистают покрытые позолотой лепные узоры на стене, сверху льются потоки света. Красота этой лестницы раскрывается постепенно. Находясь еще на нижних ступенях, неожиданно ощущаешь огромные ее размеры. Высоко над головой (где-то на уровне шестого этажа огромный плафон (картина на потолке работы художника Ф. Градицци) с изображением богов на горе Олимп.

Здесь сразу ощущаешь простор, обилие воздуха н света. Кажется, что он проникает отовсюду - не только из больших окон, но и со стороны глухих стен, где зеркала отражают его лучи, создавая иллюзию большей освещенности. Поднимаясь по боковым маршам, любуешься скульптурами возле окон и зеркал, стройными пилястрами, затейливыми завитками позолоченных узоров лепки. И, наконец, с боковых площадок, подобно заключительному аккорду, открывается взору еще более величественное зрелище: гигантская колоннада из десяти монолитных серых колонн сердобольского гранита поддерживает полукруглые своды потолка, украшенные лепкой, позолотой и изображениями скульптур-кариатид.

В 1771 - 1787 годах рядом с «Ламотовым павильоном» на набережной Невы архитектором Ю. М. Фельтеном (1730 - 1801) было построено здание, получившее в дальнейшем название «Старого Эрмитажа». А в середине XIX века для размещения разросшихся коллекций создается специальное помещение музея - «Новый Эрмитаж», законченный в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым (1799 - 1851) под руководством В. П. Стасова, по проекту Л. Кленце (1784 - 1864).

Эта лестница являлась главным входом в здание Нового Эрмитажа. Ее подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым (1815 - 1859). Оформление лестницы выдержано в духе позднего классицизма - с использованием элементов классического искусства, с характерными для него ясностью, симметрией, преобладанием четких и прямых линий.


Широкая лестница из шестидесяти девяти мраморных белых ступеней с обеих сторон ограничена гладкими, без каких-либо украшений, плоскостями стен, покрытых ровным блестящим слоем желтого стукко. Его теплый тон эффектно контрастирует с холодным серым тоном порфировых монолитных колонн, возвышающихся двумя параллельными рядами высоко над стенами лестницы. Дневной свет, проникая из окон слева и справа, сверкает бликами на глади колонн и, скрадывая часть. их объема, создает иллюзию еще большей стройности, легкости и изящества. С нижней площадки особенно ощутимы масштабы лестницы. Через широкие двери второго этажа видны залы и выставленные в них картины (познакомиться с ними следует несколько позднее).

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея, открывшегося 7 февраля 1852 года. В пятидесяти шести его выставочных залах располагались коллекции итальянского, голландского, фламандского и русского искусства. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы пройти в музей, требовалось специальное разрешение. Выдавали его лишь избранным. Не всегда добивались такого разрешения даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах. Надписи на этикетках картин в залах были сделаны на французском языке. Количество посетителей Эрмитажа в первое время было невелико, в дальнейшем, особенно в конце XIX - начале ХХ века, когда в музей был открыт свободный доступ, оно значительно увеличилось.

Огромный рост посещаемости музея в советское время, расширение выставочных помещений за счет залов Зимнего дворца потребовали перенесения входа в музей на более просторную и обладающую обширными вестибюлями Главную лестницу Зимнего дворца. Это улучшило и связь между выставками отдела истории культуры и искусства античного мира, расположенными по обе стороны от Главной лестницы Нового Эрмитажа.

Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором Штакеншнейдером, получила свое название в связи с тем, что через ее подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница связывает три здания: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, противоположной стороны - вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (против окон) ведут в залы Нового Эрмитажа. Плафон на лестнице - работа французского художника Ф. Дуайена (XVIII в.) - «Добродетели представляют русское юношество Минерве».


На площадке второго этажа Советской лестницы стоит большая малахитовая ваза, исполненная на Екатеринбургской фабрике в 1843 году в технике «русской мозаики» (тонкие пластинки камня, искусно составленные вместе так, что образуется красивый узор, наклеиваются на основу с помощью специальной мастики). Чудесные произведения камнерезного искусства, созданные на этой уральской фабрике, а также на Петергофской (самой старой в России, возникшей при Петре Ш) и алтайской Колыванской фабриках, украшают многие залы и лестницы Эрмитажа - крупнейшей сокровищницы русского цветного камня.

Широко использовался камень и в оформлении самих залов. Так, в Двадцатиколонном зале колонны созданы мастерами Петергофской гранильной фабрики из серого сердобольского гранита. Весь пол в этом зале выложен мозаикой, составленной из нескольких сот тысяч кусков камня.

Колыванская ваза

Одним из самых замечательных творений русских камнерезов прошлого является знаменитая Колыванская ваза. Созданная из красивого камняревневской яшмы,- она поражает своими размерами, красотой формы и совершенством обработки материала. Высота вазы более двух с половиной м, большой диаметр чаши - пять м, малый - свыше трех м. При весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из твердого камня), она не выглядит громоздкой. Тонкая ножка, удлиненная овальная форма чаши, расчлененной с боков и снизу радиально расходящимися „ложками", соразмерность частей придают ей изящество и легкость.

Ваза изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на Колыванскую фабрику, прорубая для этого дороги в лесах и создавая переправы через реки. Непосредственно над выполнением самой вазы, создававшейся по проекту архитектора Мельникова, мастера Колыванской гранильной фабрики трудились в течение двенадцати лет, закончив работу к 1843 году. В Петербург ее доставили с большим трудом, в разобранном виде (ваза состоит из пяти частей, причем основная из них - чаша - монолитна). До Урала вазу везли на специальной телеге, в которую впрягали от ста двадцати до ста шестидесяти лошадей. А далее по Чусовой, Каме, Волге, Шексне и Мариинской системе переправили на барже до места выгрузки на набережной Невы. После предварительного укрепления фундамента семьсот семьдесят рабочих установили ее в зале Эрмитажа, где она находится и в настоящее время. Колыванская ваза, одно из наиболее грандиозных и удивительных по мастерству исполнения произведений русского камнерезного искусства, по праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.

"9 февраля 1965 г. состоялась первая экскурсия в великолепный Эрмитаж! Дата точная: передо мной лежит книга Персианова О.М. «Сокровищница мирового искусства. Обзор коллекций Эрмитажа» Издательства «Советский художник». Книга издана в Ленинграде в 1964г. в год 200- летия со дня основания Эрмитажа.
И на внутренней обложке моей рукой, модной тогда китайской авторучкой с чёрными чернилами, написана дата и место приобретения книги: «9 февраля 1965 Эрмитаж Ленинград». Подтверждено моей подписью!
Нас по музею вели экскурсоводы. Внимание уделялось и художественным ценностям Эрмитажа, связанных с историей зданий и, естественно, событиям 1917 года. Такое было время.

Описывать великолепие даже, потерявшего часть своей парадности, связанной с главной функцией этих зданий: резиденция царской семьи, а отсюда и наличие или отсутствие тогда соответствующего интерьера жилых и парадных помещений дворца, не берусь!
Для этого сегодня достаточно зайти в «сеть» и можно это пошагово видеть и любоваться в различных вариантах: видео, великолепные фотоальбомы, музыкальное сопровождение и комбинации этого!

Коснусь только тех моментов, которые связаны с моим восприятием виденного, через призму моего прошлого знания и ощущения в познании истории, событий и личностей, что представлены в стенах Эрмитажа.

Посещению Эрмитажа предшествовали годы изучения истории, чтение художественной литературы, её изучение в школе в исторических рамках, просмотр фильмов наших, зарубежных, экранизировавших исторические события, а в них литературных героев и реальных исторических лиц в образном представлении.
Так за это годы у меня сложилось интегральное художественное и историческое представление о прошлом нашей страны, мира и судьбах конкретных участников этих событий. В таком уникальном историческом и художественно проиллюстрированном прошлое месте как Зимний дворец и Эрмитаж, всё это сфокусировалось в одно целое и приблизило к реальному «вчера». Я хотел это пережить заново, но уже в яви, почти прикасаясь к нему!
Что меня волновало тогда и оставило памятный след?

Вот торжественная парадная Главная лестница дворца, носившая два названия: первое – «Посольская», связанное с прохождением по ней глав других стран и иностранных послов при приёмах ещё при Екатерине Второй;
второе – «Иорданская» так как по ней во время праздника Крещения Господня из Дворцовой церкви спускался крестный ход с царской семьёй к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь - иордань.
Во время грандиозного пожара 1837 года, когда выгорел весь интерьер дворца, на парадной лестнице «живыми» остались колонны из серого гранита. Всё остальное восстанавливалось в течение полутора лет под руководством В.П. Стасова, бережно отреставрировавшего это великолепие, сохранив замысел архитектора Ф.Б. Растрелли – автора всего дворца.

А память тогда, «улыбаясь» подсказывала, что это та лестница, по которой гоголевский кузнец Вакула поднимался с запорожцами к матушке-царице в надежде получить вожделенные чиривички для своей Гали.

Посмотрите на фото из Интернет на это чудо архитектуры, согласитесь, что самым привлекательными в нём являются «спасшиеся» колонны, контрастно выделяющие и гармонизирующие всё сооружение, сверкающего позолотой и зеркалами, и украшенного статуями, часть которых была привезена при Петре I из Италии.

Иллюстрация к главе "Мой университет.Последняя спираль вверх"

Рецензии

Игорь! Хаживала по этой лестнице, и не раз. В первый раз в 1963 году, когда мать повезла меня в Ленинград, а заодно в Кронштадт, где на флоте служил мой брат. Лестница, конечно, великолепная, прямо ошеломила, когда я в первый раз по ней прошлась. С уважением Нина.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

- Ну что, ездил куда на выходные?
- Да, в Санкт-Петербурге был.
- В Эрмитаж ходил?

Примерно так выглядит диалог с друзьями-знакомыми, не так ли? :) И не зря...
- крупнейший художественный и историко-культурный музей мира! Датой основания считают 1764 год, когда Екатерина Великая приобрела в Берлине коллекцию из 255 картин. На сегодняшний момент в Эрмитаже насчитывается около 3-х миллионов экспонатов и отображает культуру и искусство разных стран и народов. Говорят, что если на осмотр одного экспоната потратить 1 минуту, то на изучение всех понадобится 11 лет.


Главное здание Эрмитажа - Зимной дворец украшает парадная лестница, названная Иорданской . Получила такое название, так как по ней во время праздника Крещения спускался крестный ход к Неве, где вырубалась прорубь для освящения воды, так называемую иордань. Ранее лестница носила название Посольская.
Она занимает пространство всей высоты здания.
1

Плафон "Олимп" - живописная иллюстрация, занимающая 200 квадратных метров.
2

Поднявшись на второй этаж попадаем во Фельдмаршальский зал . В глаза бросается роскошная люстра. В простенках помещены портреты русских фельдмаршалов, чем и объясняется название зала.
3

Петровский (Малый тронный) зал . Посвящен памяти Петра I.
4

В нише, оформленной в виде триумфальной арки находится трон, а над ним - картина "Петр I с богиней мудрости Минервой" .
5

Гербовый зал был предназначен для торжественных приемов. Одно из самых больших парадных помещений Эрмитажа. В центре зала находится чаша из авантюрина.
6

У входа в зал расположены скульптуры древнерусских воинов со знаменами.
7

Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой
8

Была создана по проекту Карла Росси в честь победы Российской империи над наполеоновской Францией.
9

На стенах галереи размещены 332 портрета генералов, которые участвовали в войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годах. Авторами картин являются Джордж Доу, Поляков и Голике. По центру - большой портрет Александра I верхом на коне, написанный берлинским придворным художником Крюгером.
10

Слева портрет Кутузова в полный рост.
11

Георгиевский зал или Большой тронный зал . Здесь проходили официальные церемонии и приемы. Над Тронным местом находится барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона".
12

Большой императорский трон был исполнен в Лондоне по заказу Анны Иоанновны.
13

Перейдя в Малый Эрмитаж заходим в Павильонный зал . В исполнении интерьера соединены различные архитектурные стили: мотивы античности, Ренессанса и Востока.
Мраморные колонны стремятся ввысь к лепным кружевам в золотой огранке, откуда свисают золоченые люстры.
14

Четыре мраморных фонтана - копии "Фонтана слез" в Бахчисарайском дворце , украшают стены зала.
15

Уменьшенная в два раза копия Римской мозаики, найденной при раскопках терм в 1780 году в городе Окрикулум. Здесь представлены персонажи античной мифологии: по центру голова Горгоны-медузы, бог Нептун и обиталеи его морского царства, сражающиеся Лапиф и Кентавр.
16

Золоченные часы.
17

18

Главной достопримечательностью Павильонного зала являются часы "Павлин". Приобрел их князь Потемкиным для императрицы Екатерины. Автором автомата был Джеймс Кокс - знаменитый в те года ювелир и изобретатель сложных механизмов. Привезли в Санкт-Петербург часы в разобранном виде. Собирал их русский мастер Иван Кулибин. Важной особенностью этих часов - это то, что они до сих пор работают: сова кружит головой, хлопает глазами и с помощью колокольчиков, которые закреплены на ее клетке, наигрывается мелодия, павлин распускает хвост и кланяется зрителям, а петух кукарекает. Все фигурки двигаются как живые.
19

Висячий сад перед Павильонным залом. Напомню, что мы на втором этаже.
20

На Советской лестнице . Название объясняется тем, что на первом этаже находились помещения Государственного совета. На верхней площадке находится малахитовая ваза, созданная в середине XIX века в Екатеринбурге.
21

Зал Рембрандта . На фото картина "Даная", написанная по мотивам древнегреческого мифа. Бог Зевс в виде золотого дождя проник к Данае, которая находилась в заключении, после чего она родила Персея.
На эту картину в 1985 году было совершено покушение. Мужчина вылил на нее серную кислоту и дважды порезал картину ножом. Злоумышленник объяснил свой поступок политическими мотивами, однако суд признал его душевно больным и поместил в психиатрическую больницу.
22

Большой Итальянский просвет . В зале представлена экспозиция Итальянской живописи XVII-XVIII веков.
23

Элемент столешницы из малохита XIX века.
24

25

Скульптура "Гибель Адониса". По мотивам древнеримской поэмы "Метаморфозы".
26

Зал майолики .
27

Один из двух шедевров зала - картина Рафаэля "Мадонна Конестабиле", написанная в 1504 году.
28

Рыцарский зал - один из больших парадных интерьеров Малого Эрмитажа. Тут представлены богатейшая коллекция оружия, насчитывающая около 15 тысяч предметов.
29

Парадная лестница Нового Эрмитажа.
30

Пантера в зале Диониса , который был создан для выставки древней скульптуры.
31

Афродита - богиня красоты и любви (Венера Таврическая) II век. Была найдена при раскопка в Риме в начале XVIII века. А привез ее в Санкт-Петербург Петр I. Скульптура украшала Таврический дворец, откуда и пошло название.
32

Зал Юпитера .
Саркофаг "Церемония бракосочетания". На всех стенках мраморного римского саркофага изображены рельефные фигуры, раскрывающие сюжеты свадьбы, охоты и быта. А крышка посвящена богам Олимпа.
33

Статуя Юпитера, конец I века. Является одной из самых больших античных скульптур сохранившихся в музеях мира. В высоту она 3,5 метра.
В правой руке Юпитер держит фигурку Виктории - богини победы.
34

Зал Большой вазы . Перекрытый сводом с лепным декором, зал украшен арочными лоджиями и колоннами из белого мрамора. Еще до облицовки стен искусственным мрамором была установлена Колыванская ваза из яшмы высотой более 2,5 м. и весом 19 т. Работа над ее созданием, из-за ее громадных размером, велась прямо на каменоломне целых 12 лет. В 1843 году ваза была завершена. В Петербург ее везли сначала по суше, где в упряжке было до 160 лошадей, потом на специальной барже по воде, а над установкой в зал работали 770 человек.
35

Зал Древнего Египта . Он был создан в 1940 году, на месте буфета Зимнего дворца. Название зала говорит само за себя: здесь представлена экспозиция посвященная Древнему Египту, охватывающая период с IV тыс. до нашей эры до рубежа нашей эры.
36

Барельеф в коридоре между залами.
37

Двадцатиколонный зал . Два ряда монолитных колонн из сердобольского гранита делят его на три части. Роспись стен и мозаичного пола выполнены в стиле античной традиции. В зале расположена коллекция искусства Древней Италии конца IX - II в. до нашей эры.
38

В Большом дворе Зимнего дворца экспонируется скульптура "Снежная башня" - образ мальчика на костылях, несущего на спине дом, ремень которого душит его. Автор Энрике Мартинес Селайя говорит, что главной темой является "идея потери детской способности воспринимать блеск окружающего мира и появления духовной светонепроницаемости, что всегда сопровождается разочарованием" , также в скульптуре раскрывается эмигрантская тема.
39

40

О нет, одного раза сходить в Эрмитаж совсем недостаточно! После первого посещения создается только общее понятие устройства музея. Мне кажется, что Эрмитаж - это как "Война и мир" - книга которую нужно читать несколько раз в разные возраста, чтобы представал каждый раз новый смысл. Только ходить в этот музей мирового масштаба нужно намного чаще и каждый раз открывать для себя что-то новое!
41

Екатерининского дворца гости попадали в Китайский зал - непременный интерьер барочного дворца Китайская комната - одно из самых красивых помещений дворца. Декораторский талант Растрелли в полной мере проявился в ее оформлении, уничтоженном при Екатерине II, когда на ее месте, в центре здания, была построена новая Парадная лестница.

При Растрелли зал освещался шестью двойными окнами. Нижние окна также выполняли функции дверей, выходивших на балконы двух парадных крылец.

Стены помещения частично были отделаны настоящими китайскими резными лаками, а частично - золоченой резьбой, изображающей китайцев под зонтиками, пагоды, корзиночки, пальмы и другие экзотические растения. Пространство над дверьми до самого потолка было занято золочеными десюдепортами, над которыми тянулся расписанный китайскими мотивами карниз. По стенам зала располагались полки-кронштейны, на которых красовались редчайшие изделия из китайского и японского фарфора.

Впечатление экзотической роскоши усиливали четыре составных зеркала, вставленные в золоченые рамы; в них отражались затейливая резьба, яркие краски фарфора, темные доски китайских лаков и мерцание свечей. Потолок Китайской комнаты украшал плафон, написанный французским художником Ж.-Л. Девельи при участии И. Вельского на сюжет роскошной «китайской свадьбы».

Китайские мотивы были в большой моде во всей Европе XVIII века. Причудливые и изящные формы, искрящийся блеск красок, удивительная тщательность отделки китайских вещей восхищали европейцев. Двор русской императрицы, питавшей слабость к ослепительной красоте и роскоши, не стал исключением. Интерес к «китайщине» стимулировался и притоком драгоценных изделий, ежегодно привозимых в Россию купцами. Эти товары были настолько востребованы при дворе Елизаветы Петровны, что во дворце устраивались специальные аукционы, на которые съезжалась вся высшая аристократия.

При Екатерине II, в 1752–1756 годах, при перестройке Большого Царскосельского дворца, расположил парадную лестницу в отдалении от въездных ворот, в со шпилем (на месте нынешнего Зубовского флигеля).

Позднее парадная лестница Растрелли была уничтожена: 16 апреля 1778 г. были ассигнованы средства на сломку Большого дворца, вместе с примыкавшим к ней со стороны двора одноэтажным флигелем, и на постройку нового флигеля по проекту .

Вместо нее по воле венценосной хозяйки Царского Села Ч. Камерон возвел (красного дерева) в центре дворца, на месте спроектированного Растрелли Китайского зала.

В 1860–1863 годах лестница вновь подверглась перестройке

С конца 1850-х годов архитектор И. А. Монигетти работает над проектом реконструкции парадной лестницы в центральной части Большого Царскосельского дворца.

В 1860 году старая деревянная лестница была разобрана, после чего под новые каменные стены подвели бутовый фундамент и возвели шесть маршей новой лестницы с резными мраморными перилами: два нижних ведут на промежуточную широкую площадку, от которой вверх расходятся еще по две пары маршей» композиционно закрепленных орнаментированными тумбами» увенчанными мраморными вазами.

Парадная лестница, созданная И. А. Монигетти в мраморе, в стилистике рококо, занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.

На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVII–XVIII веков - в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

На стенах, падуге и плафоне была сделана ; четыре двери оформлены лепными украшениями из картон-пьера, десюдепортами и кариатидами; на южной и северной стенах устроены .

На стенах в лепном орнаменте вделаны колоссальные часы и календарь.

Над средней лестничной площадкой под «бра-фигурами» амуров в обрамлении гирлянд установлены в бронзовых золоченых рамах с эмалевыми циферблатами, выполненные в петербургской мастерской Г. Мозера.

Шесть верхних окон оформлены чугунными решетками с бронзовыми «золочеными через огонь» украшениями.

В нижнем этаже был устроен гладкий мозаичный пол «из венецианского тараса», под сводом лестницы - плитный, а лестничные площадки выстланы белыми мраморными плитами.

Вход на лестницу оформляли два цинковых канделябра с украшениями из позолоченной бронзы «о пяти лампах», двенадцать бронзовых ламп располагались у пилястр в бельэтаже. Десюдепорты и оконные решетки были дополнены .

Все работы были выполнены из лучшего белого каррарского мрамора, отпущенного из казны.

Согласно контракту, П. Т. Дылев должен был «написать на плафоне три картины аллегорического изображения а фреско», но при поднесении на Высочайшее утверждение эскиза живописи для плафона Александр II поручил вице-президенту Императорской Академии художеств князю Г. Г. Гагарину вместе с Ф. А. Бруни и Монигетти осмотреть картины, хранящиеся в кладовых Эрмитажа и Таврического дворца «для выбора приличных для сего плафона». В Таврическом дворце были отобраны три картины и отправлены в Царское Село: «Галатея» школы Г. Рени, «Триумф Венеры» Ж.-М. Вьена и копия с «Похищение Европы» того же Рени. 10 мая 1860 года картины были помещены на воззрение императора в Большой столовой и получили одобрение.

Лестница имеет выход в парк и на площадь, куда обращен и большой открытый балкон. С него Императрица Екатерина II смотрела на проходившие церемониальным маршем полки, возвращавшиеся с парадов или маневров. На ступеньках крытого подъезда лестницы, образуемого этим балконом, позднее устраивалась ложа, в которой присутствовал Александра Федоровна с детьми во время Высочайших смотров. Подъезд Парадной лестницы со стороны парка сохранился том виде, в котором его построил Растрелли.

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы: обрушилось перекрытие и кровля, были полностью уничтожены великолепные фигуры кариатид; мрамор ступеней, облицовка площадок и украшающих их ваз были разбиты.

Из письма от 27 апреля 1944 года: Парадная лестница без потолка, лепка сильно повреждена. Мраморные марши разбиты, вазы сброшены, лежат среди обгоревших балок; ходить опасно: предполагают, что заложены фугасы… За лестницей выгоревший провал на месте Серебряной столовой...

Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин. До 1941 года площадку, выходящую окнами в парк, украшала мраморная скульптура работы неизвестного мастера конца XVIII века, изображающая императрицу Екатерину II (сейчас - в собрании музея).

Реставрация лестницы закончилась в 1964 году. Парадная лестница, как и большинство залов парадной анфилады, полностью восстановлена. Лепной декор стен и были отреставрованы лепщиками специальных научно-реставрационных мастерских (бригады А. В. Вагина), и скульпторами Э. П. Масленниковым и Г. А. Михайловой.

Ныне на площадках лестницы установлены значительно отреставрированные мраморные и , исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.

В XIX веке потолок Парадной лестницы украшали живописный плафон Ж.-М. Вьена «Триумф Венеры» и две картины Г. Рени - «Похищение Европы» и «Галатея», погибшие в годы войны вместе с рухнувшими перекрытиями. Для воссоздания отделки лестницы были подобраны полотна, соответствующие довоенным композициям по стилю и размерам. Центральная картина «Суд Париса», написанная итальянским живописцем К. Маратти, и картина «Юпитер и Каллисто» кисти П. Либери были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Композицию «Эней и Венера» неизвестного итальянского художника XVIII века, расположенную с западной стороны, подарил дворцу-музею житель Ленинграда А. Тихомиров.

+1 Голосов: 1 18282 просмотра



Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца в XVIII веке играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества. По ней послы иностранных государств поднимались в центральные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. После революции, когда дворец стал музеем, экскурсоводы дали ей имя Иорданская, поскольку на праздник Крещения по ней спускалась царская семья и другие участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви и выходившего к иордани - специальной проруби в замёрзшей Неве, где проводился обряд водосвятия.


Эта лестница связана со строительством Нового Эрмитажа - здания, созданного специально под музей для разросшихся коллекций предметов искусства. Оно было построено в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым под руководством В. П. Стасова по проекту Л. фон Кленце. Лестница стала главным входом в здание Нового Эрмитажа и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым, отсюда и другое название - Теребеневская лестница. Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы попасть в Эрмитаж, требовалось специальное разрешение, которое выдавали только избранным. Так, например, великий поэт А. С. Пушкин смог получить постоянный музейный пропуск только по рекомендации В. А. Жуковского, своего учителя. Даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах, не всегда могли добиться такого разрешения.


Никакого отношения к Советскому Союзу эта лестница не имеет. Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером, получила своё название в связи с тем, что через её подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница уникальна также и тем, что связывает сразу три здания музейного комплекса: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, с противоположной стороны вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (напротив окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Октябрьская лестница


Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в ночь с 25-го на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Ни в одном путеводителе не найти точной даты появления этого имени, и знаменитая мемориальная доска была установлена на ней уже после того, как новое название прижилось. До того лестница именовалась «ея императорского величества», поскольку примыкала непосредственно к апартаментам императриц - супруги (впоследствии вдовы) Павла I Марии Фёдоровны и супруги Александра II Марии Александровны.

Церковная лестница


Церковная лестница расположена в непосредственной близости к Малой церкви Зимнего дворца, где проходили службы с участием членов царской семьи. Несколько лет назад в Эрмитаже произошёл удивительный случай: во время проведения плановых электротехнических работ на площадке второго этажа Церковной лестницы была обнаружена гипсовая скульптура, замурованная в стену.

Скульптура изображает раба в ошейнике и носит название «Беглый раб». В процессе реставрации находки выяснилось, что создал её знаменитый скульптор Владимир Беклемишев в конце XIX века. А в 1893 году она представляла Россию на Всемирной выставке в Чикаго. Как и почему она попала в «заточение» - неизвестно, но провела она там более 60 лет. Таких открытий в музее не было больше века.