Open
Close

Молятся ли за некрещеных. Можно ли православному христианину молиться о некрещеных, еретиках, раскольниках, самоубийцах

Строка поиска: поминать

Найдено записей : 16

Добрый день. У меня 2 вопроса (похожих). 1) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве самоубийц? 2) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве тех, кто, возможно, не был крещен (никто не знает, был ли он крещен, но он, говорят, всегда любил рисовать кресты и любил Бога, я его не знал, он умер более 20 лет назад, молодым. Его жена взяла на себя смелость отпеть его)?

Станислав

Здравствуйте, Станислав. Дома можно поминать кого угодно и как угодно, но не надо забывать предупреждение Апостола – все позволительно, но не все на пользу. Молитесь за тех, кого Вы лично знаете или знали. Преимущественно же за тех, кто сам Вас об этом попросил, или Вы предложили, а он согласился. Уважайте свободу личности.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Как молиться за умерших некрещеных родственников? Бабушек и дедушек я знаю по имени и отчеству, отсюда знаю имена прадедушек, дальше никого не знаю. Они были крестьяне, марийцы, язычники. Могу я просто по имени поминать их утром или вечером? Близкая подруга хочет заниматься йогой и не только физическими упражнениями, но и духовными, говорит, что это ей помогает и укрепляет здоровье. Она крещеная, но невоцерковленная, как к этому относиться?

Ника

За некрещеных людей, увы, мы можем молиться только дома, на домашней молитве. Можно читать молитву преподобного Льва Оптинского: .Что же касается занятий йогой с духовными практиками, то это - откровенный сатанизм, относиться к этому надо крайне негативно, возможно, даже, с людьми, практикующими это, вообще лучше не общаться - общение, скорее всего, будет бессмысленным.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Могу ли я заказывать в храмах и монастырях требы за усопших некрещеных родственников, в частности канон св. мученику Уару? Некоторые монастыри и храмы (на православных ярмарках) принимают такие требы и говорят, что по благословению. Заранее благодарен за ответ!

Илья

Илья, вокруг молитв мученику Уару в последнее время разгорелся нездоровый ажиотаж, им приписывают чуть ли не мистическую, таинственную силу, но официальная церковная позиция заключается в том, что некрещеных людей в храме на общественной молитве поминать нельзя. Однако их можно поминать на молитве частной – и дома, и в храме. О том, что в последнее время сложилась антицерковная практика поминовения некрещеных людей за богослужением, говорил Святейший Патриарх Алексий II: «Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» (Доклад на епархиальном собрании Москвы 2003 г.)

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Спасибо, что помогаете понять многое. У меня несколько вопросов. 1. Моя крестная умерла. Я не знаю, отпевали ее или нет, так как она жила в другом городе. Как правильно ее поминать? Спросить не у кого, так как нет контактов родных. Можно ли писать ее имя в требах? 2. Как правильно поминать людей, если они не крещенные и не отпетые, или ты знал этого человека в жизни, но не знаешь таких подробностей. 3. Давно умершие родные, дедушка, прадедушка, мать свекрови, ее отец - также не знаю, отпевали ли их. Свекровь уже похоронила сама (вроде, все соблюла по православным правилам). Мужа тоже похоронила, но на момент жизни он не знал, совершено ли было необходимое таинство. Храни Вас Бог.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Отпевание не является таинством. Оно не есть мистическое средство препровождения души умершего на «тот свет». В требнике этот обряд именуется: «Последование погребения мирских человек». Из названия видно, что речь идет о ряде молитвословий, расположенных в особом порядке, для сопровождения обряда погребения. В любое другое время о душе усопшего совершаются другие службы: панихида, заупокойная лития, парастас, ектении на Литургии и во время Проскомидии. За некрещеных и инославных не принято подавать поименные церковные поминовения. Церковная молитва совершается за весь род человеческий, но поименные прошения возносятся только за членов Церкви. Поэтому, за тех, в чьей принадлежности к Православной Церкви Вы не сомневаетесь, можно подавать любые поминовения, не задумываясь о том, были ли они «правильно отпеты». За всех прочих молитесь сами, поминая их по именам на своих утренних молитвах.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день, батюшка! У меня ребенок умер при родах (было обвитие пуповиной) вследствии асфиксии. Прошло много лет, и совсем недавно я услышала, что матери, похоронившей своего ребенка, есть яблоки до спаса нельзя. Правда ли это? И еще вопрос: нужно ли за моего ребенка заказывать службу? Как вообще нужно поминать ребенка? Спасибо.

Марина

Нет, Марина, про яблоки – полный вздор, абсолютно не принимайте во внимание! Как жаль, что у нас в народе так стойко держатся всякие глупые фантазии и нелепые идеи. Все это происходит только от крайней необразованности. Так как ребенок Ваш еще не был крещен, то поминать его душу можно на домашней молитве. Но не унывайте сильно, Господь, конечно же, принял его душу в райских обителях, ему сейчас очень хорошо, ведь он же был безгрешный!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, можно ли в домашней молитве о живых и усопших наряду с православными родственниками поминать некрещеных, или нужно как-то отдельно их упомянуть? Спаси, Господи!

Светлана

Можно, Светлана. На домашней молитве поминать некрещеных можно, и, я думаю, не обязательно их имена выделять в какой-то особенный список в конце помянника. Можно сделать так просто ради удобства.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. У меня умерла племянница, ей 40 лет, но она некрещеная. Перед смертью пригласили батюшку, он читал молитвы, сказал, подождем еще полчаса, сказал матери, чтобы она читала Богородицу, пока мать читала, племянница перестала дышать. Значит, она так и осталась не крещенная, как ее теперь поминать?

Валентина

Валентина, Вашу племянницу можно поминать на домашней молитве, раздавать в память ее души милостыню и совершать другие добрые дела.

игумен Никон (Головко)

Погиб брат жены (трагически), перед этим он принял решение принять святое крещение, но не успел. Говорят, что можно некрещеных отпевать и впоследствии поминать в храме за упокой. Как это сделать?

евгений

Дорогой Евгений, Вас неправильно информировали. Есть специальный чин молитвенного утешения родственников самоубийц (http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html) . Но о самих самоубийцах, как и о людях, умерших некрещеными, Церковь не возносит соборных молитв. Вы можете сами молиться дома об упокоении некрещеного родственника молитвой преподобного Льва Оптинского: Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. В 2005 году трагически погибла двоюродная сестра 1946 г.р. Была ли она крещена, неизвестно. Я посылала запрос в Пинск, где она родилась. Пришел ответ, что такими сведениями не располагают. Последнее время она мне снилась и говорила, что она не там, где все. Я это расценила так, что она не отпета. Я молюсь о ее душе в частной молитве. Можно ли в нашем храме заказать отпевание р. б. Лидии, чтобы поминать ее в храме?

Валентина

Валентина, а вот этот вопрос и надо как раз задать в Вашем храме. Мы не можем так вот заочно и дистанционно решать, что в Вашем храме можно, а что нельзя, там есть настоятель, и это его обязанности. Поговорите со священником из Вашего храма по данному вопросу и последуйте, пожалуйста, его совету.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку об упокоении некрещеному младенцу? Он умер в 9 месяцев, его не успели покрестить. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, нет, записку писать, к сожалению, нельзя, а вот поминать на келейной (личной, домашней) молитве можно. Только не расстраивайтесь чрезмерно, не убивайтесь и не ропщите: Господь милостив, и то, что делает, делает, только желая каждой душе добра. Вот и душа этого младенца находится в таких местах, где не испытывает никакой скорби, так как он безгрешен. И то, что в наших понятиях кажется нам страшным, как, например, смерть, в очах Божиих - просто переход от одного состояния жизни к другому. Жизнь человеческая вечна, и Господь выстраивает ее, именно исходя из этих позиций.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! Батюшка, скажите, пожалуйста, могу ли я поминать в домашней молитве усопшего родственника, который не был крещен?

Ксения

Да, Ксения, можете. Вы можете в его память совершать также добрые дела: раздавать милостыню, например, деньгами, одеждой, продуктами. Вообще, таких добрых дел не перечесть, подумайте, что Вам посильно, и совершайте это, как деятельное дополнение молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Я часто дома читаю Псалтырь, после первой славы молюсь о здравии моих близких. Скажите, пожалуйста, можно ли упоминать тут и не крещеных людей? И как вообще молится за некрещеных чтоб Господь привел их к Православной вере? Спасибо за ваши труды.

Наталья

Наталья, за некрещеных, конечно, молиться и можно, и нужно, но только разумно: дело в том, что за молитву о них иногда начинает на нас нападать враг и мы к таким искушениям можем быть не готовы. Давайте держаться поэтому такого правила: если молиться за некрещеных, то за самых близких или родных людей. И Псалтирь для такой молитвы – самая подходящая книга.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли молиться о тех, кто еще не принял веру? И есть ли молитвы о вразумлении заблудших душ? Как помочь человеку сделать правильный духовный выбор?

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Церковь молится только за своих чад – то есть людей, принявших крещение. Но Вы можете поминать некрещеных в домашней молитве. Помолиться о заблудшем можно, например, Пресвятой Богородице перед ее иконой "Знамение" Корчемная. Ей молятся о наставлении в Православной вере, об избавлении от ереси и расколов, от пьянства, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуждших в Церковь: "О Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастех сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти, Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ "Знамение" взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердная Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь".
Помочь в духовных вопросах Вам может батюшка в храме, на исповеди или в частной беседе.

иерей Владимир Шлыков

В прошлое воскресенье, 9 октября, мы праздновали день памяти апостола любви - святого евангелиста и ближайшего ученика Христова Иоанна Богослова, который написал такие великие слова, как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

И вопрос, выведенный в заглавие статьи и являющийся для многих из нас животрепещущим и острым (ведь мы родились и воспитывались в атеистическом советском государстве), напрямую касается любви.

И потому, конечно же, молиться можно о всех людях, включая еретиков, раскольников и некрещеных. Но только в домашней келейной молитве.

Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков, мне кажется, подает нам сам Господь.

Вспомним евангельские стихи: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44). А кто в I веке гнал и мучил христиан? Иудеи, римляне, язычники различных культов.

Также вспомним о страданиях Спасителя: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:32-34). О ком молился в тот момент Господь наш Иисус Христос? О римских воинах-язычниках, не знавших о том, что Он и есть Мессия.

Важны и Павловы Послания: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1-4). Причем заметим, дорогие братья и сестры, что это было Послание, написанное святым апостолом-боговидцем архиерею (Павел рукоположил святого апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви) как руководство к действию. Кто же такие были, например, упомянутые здесь цари или начальствующие? Если вся ойкумена (с греч. «заселенная земля») была на 99 процентов языческой, включая царей и начальствующих. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел выводит в Первом Послании к Тимофею воистину Божественную, исполненную милосердия мысль о том, что нам, христианам, потребно молиться о всех людях, «чтобы все… спаслись и достигли познания истины». Значит, можно и нужно нам молиться о вразумлении еретиков, богоборцев, раскольников, некрещеных, чтобы с помощью нашей любви, нашего усиленного келейного моления Господь наш Иисус Христос вразумил их и привел к православной вере.

Ведь в утренних молитвах, в развернутом помяннике есть следующие слова: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания, просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти».

Вспомним также и некоторые жития святых. Например, преподобного Макария Египетского. Когда однажды с ним в пустыне заговорил череп языческого египетского жреца, который благодарил угодника Божия за то, что он молится о них, пребывающих в аду. Его молитва благодатью Божией облегчает их мучения. На этом примере мы видим действенность и благодатную помощь людям такой молитвы.

В житии уже приближенного к нам старшего современника преподобного Кукши Одесского есть такой случай, записанный из уст самого святого: «В дороге мне совсем было нечего есть (отец Кукша ехал после лагерного заключения на высылку. - Прим. авт.). В одном купе со мною ехала молодая евреечка, - спаси, Господи, ее душечку, с 3-летним сыночком. Она спросила, куда я еду и не священник ли я, сказала, что ее отец раввин тоже в заключении. Она все трое суток кормила меня до самого Соликамска и с собой дала немного денег». В воспоминаниях святого мы видим явный пример молитвы о спасении молодой женщины, вполне возможно, иудейского вероисповедания.

Также преподобный Феодор Студит говорит о том, что о вышеперечисленных категориях людей можно совершать домашнюю молитву: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на епархиальном собрании Москвы в 2003 году сказал: «Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения». То есть в келейной (домашней) молитве можно молиться о некрещеных людях.

Следуя цитате Святейшего, мы с Божьей помощью переходим к следующему вопросу: «Можно ли молиться о некрещеных, еретиках и раскольниках в храме?» Ответ: «Нет».

Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение - Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение - это духовное рождение человека.

Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6). Человек некрещеный - это еще ветхий плотяной человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью Его тела - Церкви Христовой. Она же есть началом Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не являются частью церковного организма. Кроме того, сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не могли присутствовать на Литургии верных, где происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных служителей - параномарей-привратников, чтобы никто, кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм во время Таинства Причастия.

Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков, раскольников, язычников во время храмового богослужения отображено в каноническом сознании Церкви. В первую очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного Собора (ок. 360 года): «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37), «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9).

А также 5-е Правило VII Вселенского Собора: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения».

Кроме того, из чисто житейских соображений хочется сказать, что взрослый некрещеный человек в нашей православной стране не крестился либо по твердой атеистической, еретической, раскольнической или языческой убежденности, либо по особому леностному нерадению-небрежению о своей душе. Потому, конечно же, он сам по своей воле отлучил себя от Чаши Евхаристической и от общения в лоне Церкви Христовой.

Что же касается младенцев, умерших некрещеными… Родителям таковых хочется выразить искреннее и глубокое соболезнование. И хочется с Божьей помощью сказать о том, чтобы вы, дорогие, не отчаивались и воспринимали это скорбное, очень тяжелое, без сомнения, событие потери возлюбленного чада как волю Божью. Ведь вспомним народную поговорку «Бог дал, Бог и взял». А народ мудр в сердце своем. И если Господь взял к Себе вашего ребеночка, то у Него на это были Свои таинственные планы по устроению нашего спасения. Подклонитесь под Его великую и святую волю. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). И если вы примете это бремя как волю Божию, не отчаиваясь, но всецело уповая на Его неизреченное милосердие, то тогда оно действительно окажется легким и приведет вас ко спасению. За деточек своих же, умерших некрещеными, молитесь в домашней молитве, раздавайте за них милостыню (только чтобы вы их поминали, а не кто-то другой). И верьте, что Господь Всемилосердный устроит и устраивает уже все наилучшим образом.

Есть специальная молитва матери о мертворожденных младенцах: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного!»

Хочется также обратиться к докторам-акушерам, принимающим роды. Если вы веруете в Бога и видите, согласно медицинскому опыту, уже при родах, что ребеночек, увидевший мир, еще дышит, но не будет жить по всем признакам, принесите ванночку или любую другую емкость с водой, полейте ее три раза ему на головку и скажите: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя), во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. Ныне и присно, и во веки веков, аминь». Если есть возможность, то при каждом возглашении троекратно опускайте ребенка при обливании и поднимайте его после. Это символ смерти ветхого человека и воскресения-обновления нового - духовного. Данный обряд у вас займет меньше минуты, а душа человеческая будет спасена и приготовлена для вечной жизни. Если такой ребенок умрет, то он будет считаться крещеным православным христианином, о котором можно молиться в храме. Если же выживет, то тогда нужно призвать батюшку, и он восполнит все необходимое при Крещении, совершит Таинство Миропомазания и т. д. Кроме того, часто родильные дома окормляют священнослужители. И с ними можно связаться через врачей, чтобы ради страха смертного (т. е. в тяжкой болезни младенца новорожденного) его крестить.

Что же касается еретиков, раскольников и язычников, вы также можете о них молиться дома, келейно, чтобы Господь привел их ко спасению. В церкви же, исходя из вышеперечисленных соборных правил, нельзя. Тем более что Бог не хочет нарушать свободу воли человека. Если он еретик и раскольник или язычник в православной стране Украине (если только он не ребенок, воспитанный в этом), значит он сам добровольно себя отлучил от Православной Церкви и по своим убеждениям не хочет к Ней принадлежать. Имеем ли мы право его насильно тащить в храм? Насильно мил не будешь. Он сам тяжко согрешил уже в сердце своем и отлучил сам себя от Церкви тем, что не верит в догматы Ее или сознательно искажает их. Вспомним многие исцеления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чего Он требовал от людей как единственного условия для исцеления? Веры. «Веруешь ли, что Я могу это сделать?» - спрашивает Господь. И в Назарете Христос не сотворил многих чудес и исцелений по неверию их, как сказано в Евангелии (Мф. 13:53-58).

Нет веры, нет и спасения. По крайней мере, пока для таких людей.

Потому, дорогие братья и сестры, не будем вводить в грех ни себя, ни священника. Если же такой человек уже вписан в вашу книжечку-помянник, то поставьте напротив его имени (к примеру, некр., т. е. «некрещен», или «ушел в секту», «ушел в раскол», «крещен в католичестве» и т. д.), чтобы батюшка знал о том, что в подобных случаях делать.

Записочки о упокоении самоубийц также подавать на службу в храме не стоит. Эти люди добровольно лишили себя жизни - самого драгоценного Божественного дара нам - и тем самым добровольно же отвергли Господа. Кроме того, в Чине молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго, утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года, есть следующие слова: «Церковные каноны запрещают “приношение и молитвуˮ за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения».

Можно попросить священника в храме совершить вышеупомянутую службу не для самоубийцы, но для утешения сродников. Ее нельзя путать с Чином православного погребения. Это скорее молебен о живых.

Если есть сведения (справка от врача) о психической болезни самоубийцы, то можно поехать к Правящему Архиерею вашей епархии и испросить у него благословения на заочное отпевание. Но даже и после него в храмах поминать самоубийцу нельзя.

Но в домашней молитве вы можете молиться о человеке, совершившем суицид. Только на это, как, впрочем, и на молитву о некрещеных, еретиках, язычниках, раскольниках, нужно взять благословение у духовника или у другого священника.

Вот довольно короткая молитва преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Или духовное произведение митрополита Вениамина (Федченкова) «Канон о самовольне жизнь свою скончавших».

Отдельно хочется сказать о святом мученике Уаре, память которого Церковь празднует 1 ноября по новому стилю. В обществе сложилось мнение, что ему можно молиться о некрещеных людях. Возможно, оно возникло на основании того места из жития, когда благочестивая женщина Клеопатра из Палестины положила его святые мощи в гробнице со своими предками. Но нигде в житии не сказано, что эти предки не были христианами или являлись язычниками. Но на Руси все же бытует традиция молиться святому мученику Уару о некрещеных людях. Она не совсем отвечает церковной канонической. Вот как об этом говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе, упомянутом в данной статье: «У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательно исследовать Писания, каноны Церкви и с Божьей помощью наполнять сердца наши любовью ко всем людям и послушанием Матери Церкви, Глава Коей Христос. Таков путь единственный спасительный для нас.

Крещение даёт «подключку» (хоть и урезанную, по сравнению с так называемой «благодатью» священника, и с малыми полномочиями) на доступ к энергии христианского эгрегора, поэтому молитва человека, прошедшего ритуал (в терминологии христианства — таинство) крещения гораздо эффективнее.
Но, тем не менее, и некрещённый человек может молиться. Если сильная энергетика и правильно сформированная мыслеформа намерения — результат получите. Но вообще лучше воспользоваться услугами специально обученного мага-оператора в этой традиции (называется «священник» в терминологии христианства) — например, заказать сорокоусты в нескольких храмах, на ту задачу, которая Вам нужна. Отработка будет более качественной, результат будет «чище» и быстрее.

Бог отношения к церковным ритуалам и действиям не имеет.

P.S. обидеть канонических последователей христианских конфессий не хочу. Личное…

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к тому, что некрещенный человек присутствует на службе и осеняет себя крестным знамением? Как мне поступать, если я знаю, что рядом со мной стоит такой человек?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Надо радоваться и благодарить Бога, что Он привел его в храм. Таких людей в древней Церкви называли оглашенными. Оглашаемые разделялись на три степени. Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения – о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д. Перед святой Пасхой, желавшие принять крещение, вносили свои имена в список крещаемых,…

Не верю, что в латинском храме, если при заказе заупокойной мессы скажешь, что покойник не крещен, мессу станут служить. А если человек утаит этот факт, то совершит грех.

Предполагаю, что могут и не допытываться (в православных храмах тоже совсем не во всех допрашивают, был крещен или не был, в нашем храме все записки складываются в общий ящик, за которым никого нет и допрашивать некому, так что теоретически можно точно так же подать кого угодно), но предполагается, что человек сам знает.

у меня выборка помногим городам России и нигде Батюшки не разрешают в стенах храма молиться о некрещеных, о католика
х и тд, и неважно умершие они или нет. Более того, те кто молятся — грешат. Вот что говорят священники РПЦ.

Перечислите, пожалуйста, все храмы, в которых Вы у настоятелей об этом спрашивали и Вам ответили то, что Вы здесь говорите?

Вопрос по п.1: т.е., если человек по неведению (или по умыслу) подаст записку о некрещенном на литургию или молебен, то священник все равно её прочтет, но силы это не будет иметь никакой. Так?
Отсюда следует, что Бог осознанно останется глух к упоминанию имени его создания при литургии. Так?

Нет. Грубый пример. В интернет могут выйти только те, кто к нему подключен. Остальные, открывают они IE 10 или 50 раз, все равно в инет выйти не смогут. И причина ведь не в том, что провайдер злой. Он (провайдер) наоборот рад каждому.

…Так почему же тогда, скажем, в христианском храме нельзя помолиться за здравие мусульманина?

Можно, пожалуйста молитесь…

Отправлено: 2012.06.16 23:24:11. Заголовок: Можно ли некрещёному читать молитву Господню?

Jora Админ Упование: РДЦ Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск Сообщение: 4149 Зарегистрирован: 2007.11.06 23:46:04

Отправлено: 2012.06.16 23:26:14. Заголовок: Можно…

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».

Спаси Христос: 1

р.Б.А. Сообщение: 2 Зарегистрирован: 2012.06.16 23:24:11

Отправлено: 2012.06.17 15:21:50. Заголовок: Благодарю за ответ. ..

Благодарю за ответ.
Этот вопрос возник после прочтения книги Сысоева о приготовлении к крещению. Непонятно тогда, откуда…

с 1 по 150, в зависимости не от проблемы, а от состояния души слушающего… читающего(поющего) в момент псалмопения.
Например у меня так получилось(аудиозапись псалмов так по папкам и разложил):
1. Благодарение:
15,17,20,29,32,33,39,61,62,91,95,97,99,102,107,112,116,117,121,133,135,137,144,145,146,148,149,150.

2. Поддержка:
1,2,11,14,19,22,26,27,36,41,42,48,55,72,83,90,94,111,114,119,120,123,124,126,127,143,147.

3. В скорби:
3,5,6,7,12,21,34,38,68,76,101,108,136,141,142.

4. Мои обеты:
100,115,118.

5. Обращение к Богу:
4,16,25,31,40,53,54,56,60,66,69,70,73,78,79,84,85,87,89,122,129,130,140.

6. о нечестивых:
13,35,51,52,57,58,63,82,93,128,139.

7. обращение Бога:
49,77,80,81,109.

8. о делах Божиих:

Количество записей: 79

Добрый день. У меня 2 вопроса (похожих). 1) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве самоубийц? 2) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве тех, кто, возможно, не был крещен (никто не знает, был ли он крещен, но он, говорят, всегда любил рисовать кресты и любил Бога, я его не знал, он умер более 20 лет назад, молодым. Его жена взяла на себя смелость отпеть его)?

Станислав

Здравствуйте, Станислав. Дома можно поминать кого угодно и как угодно, но не надо забывать предупреждение Апостола – все позволительно, но не все на пользу. Молитесь за тех, кого Вы лично знаете или знали. Преимущественно же за тех, кто сам Вас об этом попросил, или Вы предложили, а он согласился. Уважайте свободу личности.

иерей Александр Белослюдов

Скажите, пожалуйста, можно ли подавать в один день молебен о здравии родных и о упокоении усопших?

Наташа

Наташа, конечно можно. Церковь ежедневно молиться и о здравии, и о упокоении. Ежедневно в одном храме и крестят, и отпевают, встречают в новую жизнь и провожают в новую жизнь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Моя знакомая попала в аварию, в тяжелом состоянии лежит в больнице. Она занимается благотворительностью по всей Челябинской области: Наталья Кузнецова, директор телеканала 74RU, две недели назад из детского дома взяла девочку. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать для неё, кроме записок о здравии? Какие молитвы читать? Могу организовать коллективную молитву, подскажите, какую. Спасибо!

Оксана

Оксана, лучше всего – подавайте о ней почаще записки на Литургию, это самая большая духовная помощь человеку. А кроме того, заказывайте молебны о здравии. Что же касается других молитв, то Вы можете читать дома о ней Псалтирь и на «Славах» поминать ее о здравии.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Помогите мне. Я русская. Жених мусульманин. Могу ли я в нашей церкви за него молоться и ставить свечи? Спасибо.

татьяна

Здравствуйте, Татьяна. в записках некрещеных писать не следует, а сами Вы можете молиться и ставить свечи с молитвой. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, скажите пожалуйста, если человеку заказали службу - сорокоуст о здравии, должны начинать читать завтра, а человек сегодня умер, как быть и что в этом случае делать?

Мосейчук Анастасия

Анастасия, ничего страшного, у Бога все живы. По возможности сходите в ту церковь и попросите переписать сорокоуст из здравия в упокоение.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Огромное спасибо за необычайно полезные советы, нашла для себя много того, что считаю очень важным. У меня такой вопрос: я довольно долго подавала записки о здравии одного человека, полагая, что он крещен. Выяснить, так ли это, возможности не было. Человек этот впоследствии принял крещение. Грех ли то, что его поминали в церковной молитве? Спасибо заранее за ответ!

Анастасия

Анастасия, лучше быть уверенными в том, что человек крещен. Конечно, ели мы молимся по незнанию за некрещеного человека, это не грех, но лучше всегда уточнять и узнавать, если есть сомнения.

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, батюшка! Я спрашивал у одного священника, можно ли мне молиться за некрещеных. Он сказал, что у некрещеных нет имени, и за них лучше не молиться. Сейчас со мной враждует одна женщина, и я думаю, что она оккультистка. Она, скорее всего, некрещеная и я не знаю, молиться ли за нее или нет. В Евангелии написано, что нужно молиться за своих врагов. А в какой-то православной газете писали, что нельзя молиться за оккультистов, колдунов, экстрасенсов, что нужно любить своих врагов и ненавидеть врагов Господа. Скажите, пожалуйста, если враждует со мной оккультист, то молиться ли за него (например, при чтении Псалтири), или просто просить Господа, чтобы уберег меня от него? И если мой враг алкоголик, гопник, уголовник и т. п., то за такого человека молиться, или тоже только просить Господа оградить от него?

Божие на Вас благословение! За некрещеных и за врагов просто необходимо молиться, в этом суть христианства (только за некрещеных – в своей личной, а не церковной молитве). Тем более, что имя у них есть. Не нужно придавать имени такую сверхмистическую, даже оккультную значимость. Если следовать тому мнению, о котором Вы пишете, то выходит, что если я еду по трассе, вижу аварию, молюсь за раненых и погибших, то моя молитва не доходит до Господа? Господь всеведущ, Он везде, Он заповедал нам любить ближних, а ближний – это не только тот, кого любим мы и кто любит нас, но в первую очередь тот, кто не любим нами и не любит нас. Главный враг Господа – это мы сами. Оскорбляем Его своими поступками, распинаем своими грехами. С собой и нужно бороться в первую очередь. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста: у меня бабушка болела, я пришла в храм, подошла к иконе Николая Чудотворца, зажгла свечу, и у меня пошел внутренний монолог к святому о том, чтобы Господь облегчил страдания бабушке и может, бабушке легче будет на небесах. И меня как ошпарило от последней мысли, что я пожелала смерти, тут же отогнала те мысли, поставила свечу за здравие, чтобы стало легче бабушке, попросила прощения за эти мысли. Очень переживаю.

Наталья

Наталья, не надо так шарахаться от своих собственных мыслей, это может привести к нервным расстройствам. Бороться с мыслями, очищать помыслы надо частой исповедью, причем как в поступках, так и в самих помыслах.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Не могли бы Вы объяснить мне ту странность, что когда я прошу о чем-то важном для моей семьи или за здоровье родственников, то все становится только хуже? Была у Матронушки, просила, чтобы бизнес наш семейный процветал - тут же нас предал партнер и все забрал у нас. В другой раз просила за здоровье деда - вскоре он умер, просила за здоровье бабушки дома перед иконой - у нее на следующий день новая болячка появилась! Но в тоже время, когда мне совсем плохо и я слезно дома перед иконой что-то для себя попрошу, то Бог мне это дает. Я уже боюсь просить за родных моих и за новое наше дело, которое и так еле держится. Помогите, чем сможете. Спасибо

Любовь

Любовь, просите лучше о духовном, а не о материальном. В конце концов, не так уж важно, как мы проживем эту жизнь – с бизнесом или без бизнеса, здоровые или даже больные – важно, что будет в конце нее. Вот об этом и просите. А если Вам что-то в жизненном пути будет необходимо, Господь Вам подаст. Мысленно сосредоточьтесь на цели Вашего странствования, а не на тех ботинках, в которых идете.

игумен Никон (Головко)

Как правильно поставить свечу: сначала за упокой, а потом за здравии, или наоборот?

Елена

Елена, это не имеет никакого значения. Как Вам больше нравится. Главное - помолиться за своих родственников и близких людей о здравии и о упокоении.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос: моя бабушка была католичка, имя у нее тоже не православное - Филумена. А также я не знаю вероисповедание прабабушки и прадедушки. Можно ли за них читать псалтырь? И второй вопрос. Можно ли читать псалтырь и о здравии и об упокоении одновременно?

Наталия

Наталья, я выскажу в данном случае свое личное мнение: я думаю, что за усопших родственников, если они принадлежали к католичеству, помолиться можно, это – дело милосердия. В конце концов, они все же христиане, пусть и заблуждались, но верили в Спасителя. Поэтому мне думается, что и Псалтирь о них почитать можно. Что касается чтения Псалтири и о здравии, и о упокоении одновременно, то делать так можно, но только на разных «Славах» кафизмы, то есть на первой «Славе» о здравии поминается Патриарх, епископы, весь священнический чин и Ваш духовник, если таковой есть, на второй «Славе» - о здравии все родные и близкие, а на третьей – все-все о упокоении, начиная с почивших Патриархов, и заканчивая всеми, кого мы знаем и за кого молимся.

игумен Никон (Головко)

В родительскую субботу в церкви проходит литургия об упокоении, а о здравии упоминают в этот день в молитвах? Извините если выразилась не совсем правильно.

Светлана

Здравствуйте, Светлана! В любой день, когда совершается Литургия (в том числе и в родительскую субботу), священник поминает и живых, и усопших православных христиан. Происходит это на проскомидии (часть литургии, когда читаются часы). Поэтому записки Вы можете подать и о здравии, и об упокоении. А вот вслух, на ектении, в родительские субботы обычно поминают только усопших.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Какие последствия будут, если поставил свечи о здравии всех родных возле иконы, где ставят свечи за упокой, по незнанию?!

Василий

Василий, главное - не свечи ставить, а жить церковной жизнью. Нужно регулярно исповедоваться и причащаться. Вот если Вы этого не будете делать, тогда в жизни вечной будут плохие последствия. А от того, что Вы поставили свечку не туда по незнанию, ничего не будет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, я когда-то делала приворот, грех этот на исповеди говорила, но где-то еще читала, что нужно заказывать вроде бы записки за здравие человека, на которого был совершен приворот. Если это так, то какие именно записки, молебен или что-то другое?

ирина

Ирина, конечно, если Вы причинили духовный вред человеку, то надо помочь ему – очень хорошо писать имя того человека в записках. Лучше всего подавать заказные записки на Божественную литургию, а если нет возможности бывать в храме каждый день, то можно подать записку на полгода или год.

игумен Никон (Головко)

Добрый день. По незнанию в храме заказала молебен о здравии для некрещеных близких. Теперь переживаю. Подскажите, пожалуйста, как быть? Спасибо.

Елена

В храме молятся поименно только за членов Церкви Христовой. Но Ваша ошибка не столь велика, чтобы сильно переживать. Молитесь за своих близких дома, подавайте милостыню. Бог простит!

протоиерей Максим Хижий

Я узнала о болезни дяди, сказали, что у него инсульт. Я заказала молебен и Псалтырь как для болящего. И только потом выяснилось, что болезнь связана с алкоголем. Просто мне сказали, что на людей, чьи болезни от алкогольной зависимости, не принято заказывать молебны как о болящих. Просветите, пожалуйста, по этому вопросу. Заранее благодарна.

Татьяна

Дорогая Татьяна, Вы правильно сделали, что заказали молитву о Вашем родственнике. Не менее важно и самой молиться о нем. Печально, конечно, что Ваш дядя страдает алкоголизмом, но молиться о нем можно и даже нужно, причем именно как о болящем, раз он болеет. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

У Бога все живы — об этом знает каждый христианин. Это значит, что молиться надо не только за живых, но и за усопших. Но почему тогда в Церкви не поминают некрещеных? Кто такой мученик Уар и почему ему молятся за иноверцев?

Как свидетельствует жизненный опыт, для многих путь ко храму начинается после столкновения с болезнями, скорбями и даже потерями родных. Когда любимого человека рядом уже нет, возникает вопрос «Что я для него могу сделать?». Как пережить боль потери?

В церкви действительно можно найти ответы и утешение. Ведь каждый христианин верит в то, что земными пределами жизнь не заканчивается. После физической смерти душа человека не перестает существовать. А после второго пришествия Христова точно определится, что заслужил каждый человек. Одних ждет Царство Небесное, а других — тьма кромешная.

Но никто не знает, когда на землю придет Христос во славе, чтобы рассудить каждого. До этого времени еще можно повлиять на окончательное решение. Как? Молитвами за усопших .

Но то, как будут выглядеть эти молитвы, зависит от того, какую жизнь проводил усопший на земле.

Молитва за православных усопших

Если умерший верил в Бога, был крещеным не формально, приступал к Таинствам, то такого человека можно спокойно назвать членом Церкви и поминать не только в домашней молитве, но и в храме.

Вы можете и ставить свечи, и подавать записки на проскомидию — особую часть Литургии, во время которой за каждого поминаемого вынимается частица из просфоры, которая будет погружаться в чашу для Причастия под слова молитвы:

Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся кровью Твоею Честною, молитвами Святых Твоих.

Также за усопших православных принято совершать особые поминальные богослужения — панихиды. На такие службы обычно пишут списки имен для поминовения и приносят всевозможные продукты — каждый по своим возможностям.

То есть, кроме молитвы, вы совершаете еще и милостыню, что считается одним из видов «помощи» умершим.

И конечно, никто не отменял домашнюю, «келейную» молитву за усопших :

  1. Чтение Псалтири об упокоении.
  2. Акафист за единоумершего (40 дней после смерти и столько же перед годовщиной).
  3. Всевозможные молитвы — за всякого усопшего, вдовицы и вдовца, детей за родителей и наоборот и т. д.

В православном молитвослове вы увидите много разных молитвенных текстов. Лучше посоветоваться со священником, что в вашем случае больше подходит. Главное — не объем и количество, а искренность и горение сердца. Бог быстрее услышит несколько слов, но от всего сердца, с глубокой надеждой на Божий отзыв, чем длинные молитвы, которые мы не пережили ни сердцем, ни умом.

Молитва за некрещеных и иноверцев не возносится Церковью

Если с поминовением усопших православных все более-менее понятно, то ответ на вопрос «Как молиться за некрещеных и иноверцев?» выглядит не так прозрачно.

Таковых людей не отпевают православные священники, даже если очень настаивают родственники. Подавать записки за умерших некрещеными так же нельзя, как и за иноверцев. Почему? Потому что эти люди при жизни не захотели стать православными — членами Православной Церкви. Они не крестились и, соответственно, не участвовали в Таинствах.

А Бог же никогда не действует насильно, никого не заставляет ничего делать. Так может ли Церковь отпевать по православным обычаям того, кто не принадлежал Ей при жизни? Ведь это будет насилием! Поэтому некрещеных в православии не принято отпевать в наших храмах, за них не подают записки для церковного поминовения и соответственно — не звучит соборная молитва за некрещеных.

Поэтому, как бы больно это ни звучало для родных, друзей и близких, но они также не смогут поминать в записках имена дорогих людей, которые были крещены в католичестве или протестантизме, не говоря уже о мусульманах, буддистах и представителях иных течений, которые вообще не верят в христианского Бога.

Если умершие не верили в Бога, то Церковь насильно не может просить Господа принять этих людей к Себе, поселить в райских обителях вместе с праведниками.

Келейная молитва Льва Оптинского

Но родственники или друзья могут возносить личную молитву за некрещеных и иноверцев. Как? С любовью и упованием на Бога. Стоит просить Господа проявить милосердие к людям, так и не познавшим истинный смысл жизни, потерявшимся во мраке неверия.

Оптинский старец Лев предлагал келейную молитву за умерших вне православия. Текст этого прошения наполнен надеждой на Божью волю:

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Святому Уару молятся за некрещеных: правда или миф?

В последнее время также обрела особую популярность молитва мученику Уару за некрещеных и даже самоубийц.

Ее приверженцы считают, что якобы святой Уар, которому ревностно молилась благочестивая христианка Клеопатра за своих умерших родственников-язычников, вымолил у Господа спасение усопших. Но где здесь правда, а где — выдумка? Попробуем разобраться.

— отнюдь не вымышленный персонаж. Он был воином времен императора Максимина — одного из известных гонителей христианства — и тайным христианином. Поэтому ночами он навещал посаженных в тюрьму христиан. Однажды он посетил семь учителей и обратился к ним с просьбой — помолиться за него, так как он еще не настолько тверд в вере, чтобы исповедовать Христа до мученической кончины.

Через короткое время после этого один из учителей заболел и умер. Тогда мученик Уар решил «заменить» его и пострадать с остальными. Святой умер от жесточайших пыток, но так и не отрекся от Бога.

Одна благочестивая вдова, видя его веру и страдания, решила спрятать мощи мученика у себя дома. Она вместе с сыном неоднократно молилась святому.

Когда гонения на христиан прекратились, она решила вернуться из Египта в Палестину. Чтобы забрать с собой мощи святого, она сказала, что это останки ее мужа, который был военачальником. Так ей удалось перевезти святые мощи и положить их там же, где была гробница ее предков.

Вместе со своим сыном Клеопатра каждый день молилась у гробницы. За ней последовали и другие христиане. Они получали по молитвам мученику Уару исцеление и облегчение в болезнях.

Нужно построить храм святому — задумала вдова и начала осуществлять свой план. Во всем ей помогал сын Иоанн. Вместе с епископами и собранием христиан они переложили останки праведника в новую гробницу, возле которой Клеопатра горячо помолилась за себя и сына. Она мечтала, чтобы мальчик стал воином. Но попросила мученика Уара, чтобы он помог сыну выбрать жизненный путь.

После этого Иоанн, которому уже исполнилось 17, скоропостижно скончался от горячки.

Женщина была в полном отчаянии и даже начала роптать на мученика — как он мог такое допустить? Но ей явился святой и сказал, что Иоанну действительно достался лучший путь. Если на земле он должен был стать воином и служить земному царю, то в Царстве Божьем он служит Небесному Царю. Счастливый сын попросил мать не страдать, ведь он вместе с Ангелами служит Господу.

После этого Клеопатра похоронила сына рядом со святым, раздала свое имущество и все свое время молилась в построенном храме, возле мощей мученика Уара.

Как видим, в житии святого нет ни одного слова о том, что вдова молилась за родственников-язычников. Она молилась только за своего сына. Но он отнюдь не был язычником. Если Иоанн вместе с матерью строил храм святому и молился у мощей, то мог ли он быть неверующим?

К сожалению, красивая история о том, что святой Уар вымолил родственников Клеопатры, которые были язычниками и при жизни избрали путь отречения от Бога, остается всего лишь историей, вдохновляющей на молитву за некрещеных.

Можно ли «вымолить» некрещеного?

Если святой Уар не вымаливал язычников, то как относиться к молитве за некрещеных и иноверцев? Есть ли вообще смысл молиться за тех, кто при жизни не стремился к Богу?

Обратим внимание на два нюанса:

  1. Бог даровал каждому человеку свободную волю. И если кто-то не верит в Бога и не хочет быть с Ним после смерти, то Господь не действует насильно. Он уважает выбор человека, какие бы негативные последствия он ни имел.
  2. Даже в самой молитве мученику Уару сказано, что она ослабляет вечные мучения некрещеного, но не «гарантирует» ему рай.

Показать еще