Open
Close

Мученица татьяна римская. Святая мученица татиана римская (†226) Татьяна римская

В поколении наших бабушек имя Татьяна было самым популярным среди женских имен, скорее всего, благодаря пушкинскому «Евгению Онегину». Первой известной носительницей этого имени была святая мученица Татиана Римская, которую икона святой Татьяны изображает в виде прекрасной девушки. Однако, несмотря на свою молодость, Татиана проявила такую же стойкость в отстаивании христианской веры, как и мученики-мужчины.

Житие и подвиг святой Татианы

Татиана была родом из знатной римской семьи, где почитали Христа и воспитали девочку в верности Христовой вере и благочестии. Татиана решила посвятить всю свою жизнь Христу и дала обет целомудрия. Ее доброта не знала границ: она помогала сирым и убогим пищей, одеждой и молитвой, лечила больных, и за свою праведную жизнь стала первой в истории христианства диакониссой (до этого дьяконами могли быть только мужчины).

Во времена императора Александра Севера (правил с 222 по 235 гг.) начались новые гонения на христиан. Татиана никогда не скрывала своей веры, она пользовалась широкой известностью, поэтому неудивительно, что ее схватили одной из первых и попытались заставить преклониться перед статуей Аполлона в его храме. Однако молитва, вознесенная Татианой Истинному Господу, вызвала землетрясение, во время которого часть храма обрушилась, а сама статуя была низвергнута и разбилась.

Тогда Татиану обрекли на пытки, во время которых она продолжала молиться и сохраняла стойкость. Когда в ходе пыток к ней слетели четыре ангела и с небес раздался глас, ободряющий Татиану, ее палачи были потрясены явленными чудесами и тут же уверовали в Христа, за что их самих казнили.

В житии святой Татианы описано много эпизодов ее мученичества. Так, когда ее бросили на съедение льву, святая его усмирила!

Судьи решили, что это произошло благодаря волхованию с использованием волос, остригли Татиане ее прекрасные длинные волосы и, приведя в храм Зевса, заперли ее там. Когда же через три дня жрецы явились в храм для жертвоприношения, то статуя Зевса оказалась разбитой, а Татиана невредимой.

Видя, что пытки ни к чему не привели, судьи вынесли святой и ее отцу смертный приговор, и 12 января 226 года им отрубили головы.

Описание иконы св. Татьяны

На поясной иконе Татьяна великомученица изображается как прекрасная девушка. На лице ее написаны кротость, смирение и, в то же время, стойкость, позволившая ей вынести страшные пытки. В правой ее руке крест как символ мученичества и верности вере Христовой, в левой – свиток с молитвой. С давних пор икона «Святая мученица Татьяна» почитается в память святой страстотерпицы, претерпевшей смертные муки за свою верность христианской вере.

Значение иконы «Святая Татьяна»

Особым почитанием пользуется икона святой Татьяны в России, и это не случайно: Татьянин день, который приходится по новому стилю на 25 января, празднуется у нас как день студентов, так как именно в этот день императрица Елизавета подписала указ об учреждении Московского университета. Таким образом, икона св. Татьяны имеет особое значение для студентов МГУ.

Каждая новорожденная, нареченная этим именем, должна получить именную икону Татьяна, которая будет оберегать и хранить ее, а впоследствии, когда девочка подрастет, родителям обязательно нужно будет поведать ей историю святой.

В чем помогает икона св. Татьяны

Св. Татиана занималась не только богоугодными делами, но и духовным просветительством, поэтому ее почитают как покровительницу образования, наук и всех тех, кто их постигает. Молитва перед иконой святой помогает в учебе и успешной сдаче экзаменов, но лишь тем, кто верует в Бога и не ленится учиться.

При МГУ им. Ломоносова есть храм св. Татьяны, где всегда многолюдно в период сессии. Она помогает не только студентам, но и школьникам, особенно абитуриентам.

Молитва

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкве Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наша раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наша скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Татиана мученица. Галерея икон Щигры .

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222 - 235 гг.), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась - и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень.

Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее.

За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью. На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание.

Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу. Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане.

Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться. - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов. Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны.

На следующий день святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять.

На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

Cвятая Татьяна помогает тем, кто молод душой, кто не боится изменений, кто стремится сделать жизнь лучше и краше. Недаром вот уже более 200 лет российские студенты считают ее своей покровительницей, а Татьянин день отмечают как свой главный праздник. Святая Татьяна помогает усердным ученикам, умягчает сердца строгих преподавателей, осеняет своим участием университетские торжества: от научных чтений – до каникул, от посвящения в студенты – до свадьбы. Она укрепляет нас на жизненном пути, а когда успех дела зависит не только от нашего усердия, но и от везения, от счастливого стечения обстоятельств – святая Татьяна берет под свое покровительство. Открой книгу и помолись святой Татьяне – она поможет активным и творческим людям в учебе и работе, в дерзании, творчестве, в покорении самых сложных вершин.

Из серии: Святые вам помогут

* * *

компанией ЛитРес .

Житие святой мученицы Татианы

Лицо ее было спокойно и радостно…

Жена моя, Татьяна, с трепетом ждет, когда я напишу эту главу. И я должен рассказать о той, в чью честь она названа была и чьи именины празднует с весельем и надеждой всю свою жизнь. «Напиши так, чтобы читатель полюбил святую Татьяну, чтобы понял, насколько она близка нашей русской православной вере», – просит она. Я киваю. Я постараюсь.

Прошедшее столетие для России было не только веком больших потрясений, но и веком святых. Откройте современные святцы: каждый день – память десятков новомучеников и новоисповедников. Да и в наше, казалось бы, мирное время люди страдают и умирают за веру: священников истязают и убивают, сжигают их вместе с семьями в собственных домах. Года не проходит, чтобы СМИ не рассказали о подобной трагедии. А о скольких мы не знаем… Но была бы у современных христиан такая сила веры, если бы не вдохновлялись они примером святых древности? В то далекое время, когда жила святая Татиана, за одно только подозрение в таком «преступлении», как принятие христианской религии, человека могли подвергнуть пыткам и истязаниям.

А если «вина» была доказана – христианину грозила смерть. По всему Риму язычники требовали от христиан отречения от веры и поклонения своим рукотворным идолам. Быть христианином означало выбрать смерть. Но святые подвижники делали этот выбор, изумляя сограждан твердостью и несгибаемостью духа.

Христиан обвиняли во всех «государственных преступлениях» или «изменах», потому что они не молились в языческих капищах, не падали ниц перед императорами, не признавали их «божественной» власти. Христиан объявляли колдунами, потому что суть христианских таинств и обрядов была непонятна язычникам. Языческие жрецы измышляли о христианских общинах нелепые и гнусные слухи, которые распространялись в народе для поддержания неприязни к христианам. Все кражи, убийства и прочие злодейства, совершаемые в Риме, приписывались христианам. В результате не только имущие власть, но и чернь желала христианам смерти. Но бесстрашие христианских подвижников, героическая смерть мучеников обращали в веру даже их мучителей. Трагические судьбы христианских святых дают представление о жестоком времени, в которое довелось жить святой деве Татиане.

Христианские подвижники III–IV веков

Святая мученица Татиана Римская жила в III веке после Рождества Христова. В то тяжелое для христиан время подвиг добровольного мученичества несли тысячи подвижников. Их имена сегодня почитаются во всем христианском мире. Назову лишь некоторых, имена которых сегодня должен знать каждый православный человек.

Одним из самых известных стал святой Николай-Чудотворец, епископ Мир Ликийских, его любовно называют у нас на Руси Николаем-Угодником (день памяти – 19 декабря). Наследник именитых римлян, он отдал свое состояние на нужды благотворительности. При жизни Николай-Угодник был прославлен как защитник оклеветанных и невинно осужденных, почитается как избавитель от напрасной смерти.

Вспомним священномученика Власия (день памяти – 24 февраля), епископа Севастии, чудесного целителя, подвергшегося жестоким гонениям. После многих пыток святого бросили в озеро, и он пошел с именем Христовым по воде, как по суше. Святой Власий был обезглавлен, а перед казнью обещал молиться за всякого, кто вспомнит его имя.

Святая великомученица Варвара (день памяти – 17 декабря) в IV веке приняла трагическую смерть от идолопоклонников. Последней просьбой великомученицы пред Господом в ее земной жизни было моление даровать ей заступничество за всякого, кто вспомнит в свой роковой час страдания святой девы и через нее обратится к Божьей помощи.

Врачу святому Пантелеимону (день памяти – 9 августа) врачевание Христовым именем стоило жизни. Господь оберегал целителя: меч против него был бессилен, на его теле заживали раны от кипящего олова, срастались переломы от колесования. Когда святого Пантелеимона призвало Небо, он сам попросил воинов усечь свою главу. Не кровь, а молоко потекло из его раны, а маслина, к которой привязали святого во время истязаний, покрылась зрелыми плодами.

Святой Кир был врачом, знаменитым и безмездным, в городе Александрии, а святой Иоанн – воином в городе Едессе. Кир, которому был дан Богом благодатный дар целительства, многих язычников обратил в христианство. В Диоклетиановы времена (Римский император начала IV века) Кир оказался в Аравийской пустыне и стал иноком, продолжая врачевать страждущих. Иоанн пришел в пустыню, чтобы найти святого Кира и стать его учеником. Святых целителей обезглавили язычники, но от святых мощей стали происходить чудесные исцеления. Позже нетленные мощи святых перенесли в Рим, а потом – в Мюнхен. День памяти святых Кира и Иоанна – 11 июля.

Святой Диомид (день памяти – 29 августа) тоже врачевал при императоре Диоклетиане, исцеляя телесные и душевные хвори. Диоклетиан приказал воинам взять Диомида. В минуту пленения святого Диомида призвал Господь. Воины, чтобы отчитаться в исполнении поручения, отсекли мертвому врачевателю голову, отчего ослепли и уверовали в Христа.

Священномученик Ермолай (день памяти – 8 августа) – пресвитер, обративший святого Пантелеимона в христианство. Священномученик был обезглавлен во время гонений на христиан за непоколебимую веру.

Мученики Аникита и Фотий (племянник Аникиты) гонимы при Диоклетиане за открытую христианскую веру и обличение язычников. Господь берег их от всякой казни и призвал к себе только по их молитве. День памяти святых Аникиты и Фотия – 25 августа.

Дочь римского консула

Крещенные в тайне «Творец Ангелов избрал тебя из Древнего Рима…»

Татиана родилась в Риме в начале III века нашей эры, в правление императора Марка Аврелия, принявшего имя Антонин Каракалла. Как и многие римские властители, свое правление он начал с убийства своего брата; было это в 211 году н. э. В его правление Рим стал признанной столицей империи; и тогда же все население как в самом Риме, так и в отдаленных уголках империи получило равные права римского гражданства. При нем же были построены роскошные термы (бани) для всех римлян – их развалины до сих пор восхищают туристов.

При Каракалле, который, в отличие от других императоров, терпимо относился к христианам, отец Татианы был назначен римским консулом и по положению был близок к правителю. Но его духовная жизнь протекала в совсем другом мире, он был христианином и человеком богобоязненным. В те времена открыто быть христианином могло означать не только утрату общественного положения, но и жизни. Поэтому отец святой девы, как и многие тогдашние христиане, сохранял тайну своего крещения, а дочь воспитывал в Божьем духе и благочестии, учил ее Божественному Писанию: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… » (Ин., 1–6).

«Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали ее с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещенным масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь».

Епископ Александр (Милеант). Сочинение «Святая Татиана: “Ища тебя, принимаю страдание”».

Юная дева слушала отца и мечтала о Небесном Отце. Она хотела служить Ему и готовила себя к этому служению с детства. Об этом поведано в Акафисте мученице Татиане:

«Творец Ангелов избрал тебя из древнего Рима, чтобы ты, как песней, прославила житием твоим святое имя Божие, и с детства воспитана была в страхе Божием и добродетелях…» (Икос 1) .

В 217 году император, чье правление началось с убийства, сам был убит. Его преемником стал 14-летний Бассиан, жрец Солнца из сирийского города Эмеса. Став императором, он взял имя Аврелий Антонин, по прозвищу Гелиогабал. Красивый мальчик в жреческих одеждах оказался деспотом. Несмотря на свою юность, новый император проявил себя как человек жестокий и развратный. Он ненавидел римскую культуру и римские языческие обряды хотел заменить сирийским культом Солнца. Римляне-язычники отказывались повиноваться сирийским жрецам, а римляне-христиане обвиняли императора в распущенности и бесчеловечности. Гелиогабал за время правления не приобрел влияния среди знати и не пользовался авторитетом в войске. Количество его любовниц и любовников исчислялось сотнями. Вся империя содрогалась от ужаса, когда в честь сирийских богов по всей стране приносились человеческие жертвы.

За всю-то жизнь совершил один добропорядочный поступок – усыновил своего малолетнего двоюродного брата, Александра Севера, оставшегося без родительской опеки. Но потом раскаялся в собственном благородстве и задумал лишить несчастного отрока жизни. Слух о готовящемся покушении просочился за стены императорского дома и вызвал негодование граждан. Разъяренные римские воины ворвались во дворец и убили нечестивого императора, а его тело привязали к седлам коней и протащили по всему городу. Вечный город стоит на реке Тибр, в эту реку и бросили тело Антонина Гелиогабала.

«Бурю злых напастей испытал нечестивый царь Антонин Гелиогабал, когда его тело воины, возведшие на царство Римское Александра Севера, влекли по городу и с поруганием сбросили в реку Тибр» (Кондак 4).

На тринадцать лет в стране воцарился новый император – Александр Север. Но Татиане не довелось пережить это недолгое царствование. Впрочем, рассказ об этом будет дальше. А пока Татиана росла, расцветала и все более укреплялась в своей любви к Богу.

Невеста Христова

Радуйся, Бога предпочетшая миру…

Татиана достигла совершеннолетия, и у отцовского дома стали виться благородные женихи. Отец с волнением ждал выбора своей дочери, ему предстояло расставание с ней, а все новое дается с болью. Особенно тревожился он о том, что среди претендентов на руку дочери не было христиан. Каково ей будет жить в доме язычников? Отец знал, что отречься от истинной веры невозможно. Неужели ей придется загнать веру в самые отдаленные тайники души, а на людях поклоняться идолам? Но Татиана не такова, чтобы лицемерить и притворяться.

«Видел богобоязненный родитель твою жизнь, всечестная, и наслаждался дарованиями Божественными в тебе, ибо любил Христа больше своей знатности и консульской власти, во всякий день хвалу Ему вознося: Аллилуия» (Кондак 2).

Святая Татиана с детства отдала свое сердце Христу. Став девушкой, она окончательно поняла, что в ее жизни нет большей любви, чем Христос. Отцу Татиана призналась, что будет всю жизнь хранить верность Единому Жениху – Спасителю. Отец-христианин воспринял решение своей дочери как единственно для нее возможное. Он видел искренность и целеустремленность Татианы и отпустил дочь для общественного служения.

Из-за открытой христианской жизни дочери богатый римский сановник мог потерять положение в обществе. Но где истинная любовь, там и выбор будет в пользу истины и любви. Святая Татиана вышла за порог родительского дома с горячим отцовским благословением.

«Разум небесный был тебе дарован в юности, и захотела жизнь свою провести в девстве и целомудрии. Христос же Бог, укрепляя тебя в этих добродетелях, принял тебя в Небесные селения; прими же и от нас эти уподобления: Радуйся, птица, парящая в Небесах, Радуйся, ибо девство и целомудрие были твоими крылами; Радуйся, Бога предпочетшая миру…» (Икос 2).

Пламенея любовью к Спасителю, святая дева Татиана все дни проводила в молитвенном бденье, а плоть умерщвляла строгим постом. И юная плоть подчинялась душе. Святая дева объявила себя Христовой невестой, и отныне никто не посягал на ее целомудрие и девство. Благо ко времени ее совершеннолетия на короткий период изменилась обстановка в Риме.

Диакониса Христовой церкви

Император Александр Север, сын христианки

В 222 году всходит на римский престол шестнадцатилетний Александр Север. Сын христианки Маммеи, Север относился к христианам с большим сочувствием, но сам принять христианство не мог: это лишило бы его права быть императором. Даже в императорском дворце Александр повелел поместить изображение Христа и ветхозаветного Авраама. Лики Христовы соседствовали со статуями Аполлона и Орфея.

Юный император и в политической жизни искал согласия. Он прислушивался к сенату, но оставлял за собой право принимать решения. Сократил расходы на войско, но не ослабил дисциплины. Придерживаясь римского языческого культа, Александр защищал и растущую христианскую общину. Однако и без покровительства императора римляне относились к христианам с доверием и интересом. Христиане самой своей жизнью доказывали истинность веры в Спасителя: опекали слабых и бездомных, проповедовали жизнь вечную, говорили, что пред единым Богом все равны. Но главное – в их общинах царила такая любовь, такое согласие, что это замечали даже самые упертые язычники. «Посмотрите, как они любят друг друга », – с изумлением говорили о христианах первых веков. Именно любовью побеждало христианство языческий мир.

Любовью побеждало христианство языческий мир.

Но сенаторы и близкие ко двору вельможи были недовольны. Язычество давало власть над людьми, потому что древние боги вселяют страх. Этот страх был частью политической системы: жрецы служили богу-императору и получали за это хорошую плату, неприкосновенность и имущественную защиту.

Удержать всю полноту власти молодому императору не удалось. Глава императорской гвардии Префект Дольмиций Ульпиан стал при Александре «серым кардиналом». Этот человек отличался мстительным и жестким нравом. В его представлении закон и право были не для христиан – христиане в империи должны быть вне закона! Ульпиан положил начало новым гонениям на верующих. От имени императора в Риме и провинциях отныне запрещали собрания христиан, выносили постановления сжигать святыни и священные писания.

Началась травля христианских священников – им предписывалось служить языческим богам и совершать жертвоприношения перед статуями идолов. В случае неповиновения галилеянам (так язычники называли христиан) грозили лютыми мучениям и даже смертью. Кровь христиан лилась рекой…

«Слышали и видели нечестивые консулы, как молод царь Александр Север, и притесняли христиан. Злочестивый, подобный нравом зверю правитель Ульпиан замыслил убийство галилеян, повелев им покланяться римским богам. Был тогда страх великий и потекла кровь мучеников как вода…» (Икос 4).

В империи и провинциях был создан культ личности императора, перед их статуями совершались богослужения. Сенаторы-язычники надеялись укрепить империю поклонением общим идолам, их целью было полное искоренение истинной веры.

Милосердное служение святой Татианы

В это скорбное для христиан время святая дева Татиана проявляла особенное усердие в молитве и жила добродетельной жизнью. Священники назначили ей служение в качестве диаконисы христианской общины. В ее обязанности входило ухаживать за больными, оказывать помощь неимущим и страждущим, посещать узников в темницах. Диакониса находила время для каждого, кто нуждался в ее помощи.

«Сила Божественной любви сделала тебя служительницей Христовой, ибо была избрана и поставлена на славное служение диаконис, и с тех пор, служа Церкви с великой радостью, непрестанно хвалила Бога: Аллилуия…» (Кондак 3).

Страждущие стекались в общины со всего Рима, и здесь они принимали христианство. Потому что никто не заботился о пастве так, как галилеяне. Христианские врачи лечили безмездно (бесплатно) и сами готовили для больных лекарства. Юная диакониса разыскивала врачей для больных, а врачи учили ее выхаживать своих пациентов.

А тех, кто не имел пристанища, святая дева размещала в домах христиан. Остальные члены общины приносили неимущим еду, передавали пропитание в больницы и тюрьмы.

«Заботясь ревностно о Церкви Божией, трудилась в новом знании, увеличивая свои труды и подвиги, и, подобно бестелесным Ангелам, служила ближним во Христе…» (Икос 3).

«Житие святой Татианы» свидетельствует, что в 226 году сенат издал приказ для всех жителей Рима: принести публичную жертву языческим богам. Это было сделано, чтобы выявить тайных христиан и предать их суду. Солдаты и доместики повсюду искали тех, кто уклонился от повиновения сенату. И вот они ворвались в убежище христианской общины и стали требовать от ее членов исполнения приказа. Святая дева назвалась диаконисой и сказала их начальнику:

В 226 году сенат издал приказ для всех жителей Рима: принести публичную жертву языческим богам. Это было сделано, чтобы выявить тайных христиан и предать их суду.

– Мы верим в Единого Бога Отца, Сына и Духа Святого. Других богов мы не знаем, и наша жертва будет лицемерной. Не мучай нас, ты видишь, здесь много больных, они нуждаются в покое. Тебе и твоим солдатам не надо быть здесь.

– Как ты смеешь указывать нам на дверь? Нас послал император, ты не можешь нарушить его приказ! Добровольно или силой, но ты выполнишь приказ! Схватить ее!

Святую деву схватили и вывели за дверь, потом повели по улице, как преступницу. Солдаты толкали ее и насмехались. По Риму вели сотни христиан, начинались их страстные дни.

Страстные дни

Несчастную деву привели к храму Аполлона. В храме все было готово для принесения жертвы, от девы требовалось лишь разжечь огонь на жертвенном алтаре перед языческим идолом. Казалось, что может быть проще: с язычниками разводить огонь перед их богами, а в своей общине – молиться Христу и веровать в Единого Бога. Но святой Татиане была противна сама мысль о таком лицемерии. Языческий ритуал означал для нее надругательство над верой и изменой Небесному Жениху. Подобно сотням своих последовательниц она произнесла:

– Благам земным я предпочту блага небесные. Древние боги, пусть даже такие величественные, как ваш Аполлон, не даруют мне вечной жизни, я не в силах им поклоняться. Существует для меня Единый Бог, Его Имя я и буду прославлять вечно. Все могут быть озарены небесным светом – только надо захотеть. А я другого света и помыслить для себя не могу, все другое – только тьма. Окунись я во тьму сейчас – нечего и надеяться на вечное спасение. Но сегодня Господь мой со мною, и я Его не отрекусь.

«Казалось бы, велика ли важность – бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, – но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны».

Епископ Александр Милеант

Татиана стала молиться. Господь тотчас услышал ее молитвы: мраморный бог опрокинулся на пол и раскололся на куски. Раздались зловещие звуки, из черепков идола выскочила обитавшая там лукавая сила – очевидцы заметили ее мерзкую тень. Затем стены храма начали рушиться; их обломки падали прямо на язычников.

«Видев чистую жизнь твою, языческие вожди взяли тебя как христианку и повели в языческий храм на поклонение. Ты же вознесла молитву Христу Богу, и пал Аполлон, бог языческий, обвалилось капище идольское, и многие идолопоклонники смерть приняли. Мы же чтим силу молитвы твоей и восхваляем тебя: Радуйся, Аполлону не поклонившаяся…» (Икос 5).

Но доместиков ничто не образумило, они были ослеплены неверием. Восьмеро огромных, облаченных в доспехи мужчин набросились на святую Татиану. Но юная дева видела: Господь рядом. Подобно Христу, молившемуся на Кресте за своих распинателей, святая дева просила Спасителя не наказывать доместиков, но показать им свет истины – здесь и сейчас.

Гонители повлекли святую деву на место пыток. Там ждал их судья, он холодно спросил у святой девы, намерена ли она и дальше противиться.

– Пожалей себя, дева, поспеши вместе с нами принести жертву древним богам. Император долго был слишком добр к вам. Но сегодня терпение кончилось. Прими римскую веру, и тело твое будет так же прекрасно. Если пойдешь против нас – у меня нет выбора: ты будешь жестоко наказана. Тюрьма и пытки – это наименьшее из того, что тебя ждет.

Святая дева молчала и только молилась в душе и за своих палачей. Тогда судья дал знак начинать пытку. Татиану били и терзали железными крючьями. Палачи готовы были выколоть ей глаза, так ослепила их ненависть к непокорной галилеянке. Но ангелы Господни были рядом, они принимали удары на себя. А мучителям казалось, что тело девы твердо, как наковальня. Они уставали бить, а их удары невидимо отражались и сыпались на тела палачей, нанося им глубокие раны. И наконец они воззвали к судье:

– Ничего уже нельзя с ней поделать! Мы сами страдаем от ее пыток! Ты видишь, мы в крови, а на ее теле кровь от прежних ран запеклась! Вели прекратить!

Судья жаждал крови и не унимался. А страстотерпица Татиана продолжала молиться о тех, кто страдал вместе с ней, – о своих палачах!

И вдруг один из палачей вскричал:

– Стойте, зачем мы слушаем судью! Дева не сделала ничего плохого, за что мы бьем ее?!

Земля задрожала, раздался гул. Гонители остановились. Они смотрели на юную деву смущенно:

– Откуда в ней столько силы? Не ее ли Бог ей дает? Только по одному ее зову Он пришел разрушить храм Аполлона… И сейчас Он не оставляет ее… любой человек бы умер уже от наших ударов!.. Я готов верить в такого Бога! Его не надо ублажать жертвами и призывать годами! Он рядом с ней, пусть она скажет нам Его имя!

Доместики смотрели на Татиану со священным ужасом. Тело мученицы было в крови, юное прекрасное лицо обезображено побоями, но дева улыбнулась и отвечала:

– Я только попросила Его открыть вам свет истины, и свет пролился на вас. Скоро свет этот достигнет ваших душ, и вы узнаете: Его зовут Христос!

Солдаты ждали, что при упоминании имени столь всемогущего Бога мощеная площадь под ними провалится. Но камни не шелохнулись, а только солнечный свет стал ярче. На душе у всех сделалось тепло, и раскаяние захлестнуло сердца грешников:

– Верим в Христа! Прости нас, дева, мы пришли обидеть тебя по невежеству своему! Как заслужить твое прощение?!

– Не предо мной вы виноваты, а только перед Ним! Он видит ваше раскаяние, но вы ступили на трудный путь, вас ждут теперь испытания. Господь, я знаю, не оставит вас, только и вы не оставляйте Его – верьте, как я верю! И вы узнаете вечную жизнь, такой жизни вам не сможет подарить ни судья, ни император, ни Аполлон…

«Воссиял свет Христов в воинах, тебя мучивших, когда уверовали в истинного Бога и вскричали: «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, потому что не было нашей воли на страдание твое». И с того часа стали детьми Божьими. Мы же, восхваляющие чудеса милости Божией, зовем: Радуйся, страданием ко Христу возводящая» (Икос 6).

Так восемь язычников уверовали во Христа. Креститься им суждено было не от воды, а от собственной крови. Судья повелел схватить их, жестоко бить, а когда изнемогут – усечь им головы.

Новообращенные христиане были казнены на месте, без всякого суда, чтобы «вера галилеян» не распространялась больше по Риму. А святую мученицу бросили в тюрьму. Для нее страстные дни только начинались…

Первая ночь перед пытками. «Все, что мне уготовано, вынесу…»

Святая дева лишь догадывалась, что ей предстоит перенести. Она знала Евангелие и понимала, как труден будет путь к Небесному Отцу. Дева трепетала, но готовилась к своим испытаниям, как Христос готовился к Голгофе в Гефсиманском бденье. Господь явил святой Татиане Свою силу в языческом капище и на месте ее избиения. Теперь святой мученице предстояло явить Ему свою преданность. Наступала ночь, святая дева горячо молилась:

– Помоги моему отцу, Господи, он страдает, не зная обо мне! Укрепи и защити его, если и он схвачен! Господи, Ты знаешь, мы не скрывали веры своей и Твоей милости не скрывали пред многими! Мы не умолчали о Евангельской правде, но всенародно открыли истину Божию. И правду Твою восхваляли, всем указывая путь ко спасению. Не оставляй меня и отца, не удали от щедрот Твоих! Все, что мне уготовано, вынесу. Возьми меня, как взял Сына Своего возлюбленного, – до того, как силы оставят меня. Слаб человек! Укрепляй меня ежечасно! Не о теле прошу, о душе, ибо для нее жизнь вечная!

Господь слушал молитвы святой мученицы, и ангелы Его были посланы для утешения. Они исцеляли душу Татианы и заживляли раны на ее теле – за ночь раны перестали кровоточить и затянулись.

На судилище Ульпиана

Истекала вместо крови молоком…

Настало утро, и новые палачи пришли за святой девой, чтобы вести на новый суд. Когда Татиану вели по Риму, по толпе прошел ропот: «Смотрите, она улыбается! На ее теле нет ран! Или вовсе не били ее в храме и на площади?!»

Ульпиан ждал узницу на площади – он сам взялся судить непокорную при всем народе. Озаренная внутренним светом, без малейших следов побоев, Татиана предстала перед неправедным судом. Ульпиан ждал кровавого представления и начал с надменной шутки:

– Ты совершенно здорова, девица, благодари за исцеление богов! Принеси им щедрые жертвы, я готов дать тебе время одуматься! Вчера ты была не так хороша: боги заботятся о тебе, несмотря на твою строптивость.

– Твои боги слепы, префект. Бесчувственны и слепы, как ты. Потому что сотворены тобой или такими же бездушными людьми. Если бы ты не был ослеплен, увидел бы Христа – Единственного Целителя, стоящего здесь. Но кажется, ты недостоин видеть Его, господин.

Это был вызов. Ульпиан пришел в бешенство. Он приказал обнажить святую деву. Этот способ поругания был излюбленным в языческом мире. Так и святую Варвару раздевали донага, чтобы она стояла обнаженной перед толпою. Святые девы не могли представить подле себя и одного мужчину, а выставлялись на поругание многих мужчин – это было для них настоящей казнью.

«Хотели бросить тебя на поклонение идолам, когда привели тебя в судилище и мучением предали беззаконным язычникам. Ты же явилась здоровой и целой: лицо твое было светло и радостно, и страх объял судию нечестивого, повелел снова и снова предавать тебя горьким мучениям; тебя же охраняли Ангелы, служители Бога, поющие: Аллилуия» (Кондак 7).

Кожу святой Татианы приказали изрезать острыми лезвиями. Лезвия блеснули в воздухе и опустились на белую как снег кожу… Но палачам не суждено было кощунственно насладиться видом крови – не кровь, а молоко потекло из ран, и воздух наполнился благоуханием! Это Дух Святой, которого была исполнена Татиана, растекался в воздухе, источая святое миро:

«…когда раны твои истекли вместо крови молоком, и тело твое, обнаженное для мучений и иссеченное ножом, источило благоухание…» (Икос 7).

Татиана страдала, но ангелы Господни опять спустились к ней. Спаситель и теперь не оставил святую деву. Он сам узнал жестокое страдание от Пилата и не допустил торжества Ульпиана.

Когда святую распростерли крестообразно на земле и стали бить жезлами – ангелы обращали незримо удары на самих мучителей. Выходило, что мучители изо всех сил били сами себя, поэтому изнемогали от ударов и часто сменялись. Наконец девять палачей пали мертвыми, остальные же не могли пошевелиться.

Святая дева сумела подняться на ноги и сказала:

– И теперь еще, префект, ты не хочешь видеть бессилия древних богов? Почему они не помогли этим несчастным? Ведь вы целуете ноги своих идолов, строите для них храмы до самого неба… Посмотри на своих людей, господин, они мертвы и не познают вечной жизни. А ты еще можешь узнать, если поверишь в Единого Бога… Все могут спастись, для Спасителя нет избранных, а есть только раскаявшиеся и пришедшие к Нему. Об этом я и свидетельствую, Он через меня говорит с вами и для вас творит чудо со мной, не для меня. Я верую.

Ульпиан и слушал, и не слышал… Его смущало, что на глазах у толпы гордая дева опять вышла победительницей. Префект знал: казнь должна быть публичной и зрелищной, чтобы никому не захотелось больше идти к галилеянам. Но еще лучше, если казни не потребуется вообще! Пусть христианка проводит ночи в темницах, а наутро терпит новые пытки – не пройдет и пяти дней, как дух ее будет сломлен. Ульпиан крикнул:

– Увести ее! Воды и пищи не давать! Всем разойтись до завтра!

Толпа одобрительно загудела, жестокосердые римляне ждали новых зрелищ. Только зрелища и могут развлечь язычников, у которых нет Бога в душе, тихой беседы с Ним и молитвенного перед Ним предстояния…

Наступила еще одна ночь в темнице. Святая дева пребывала в молитвенном бдении, и с ней пребывали ангелы Господни. Татиана молилась, как молился Давид: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне» (Пс. 26: 1–7).

«Необыкновенное чудо видим на тебе, всеблаженная, как в темнице ночью молясь и воспевая Христу хвалы, озарения Небесного света сподобилась и Ангелов Божиих вместе славословия принимала…» (Кондак 8).

Сокрушение языческого капища

Молитвой низвела с неба огонь…

Наутро святую деву опять привели к Ульпиану. Он увидел, что на ее теле раны зажили и что последние дни и ночи никак не отразились на ее лице. Татиана была прекрасна. Ульпиан понял: без высшей помощи здесь не обходится, но Единого Бога он не знал – думал о волшебстве. Префект обратился к святой деве со льстивой речью:

– Дева, ты стала краше, чем была. Я вижу твою силу, пусть же эта сила послужит Риму. Будь вместе с римлянами, отрекись от своего колдовства – и ты увидишь, что наши боги умеют быть благодарными.

– Не от меня исходит моя сила, господин. У меня ничего нет, я только свидетельствую о Едином. Он по милости Своей исцеляет мое тело и не оставляет мою душу ни на минуту. Мне радостно быть с Ним, только это я и могу поведать…

– Ты можешь продолжать, но я прошу лишь одного: принеси жертву в храме Дианы и останешься свободной римлянкой!

Префект, в отличие от судившего Христа Пилата, был недалеким человеком. И если Пилат, видя силу Подсудимого, чувствовал, что она от добра, то Ульпиан был уверен, что Татиана владеет какой-то особой магией.

И потому святая Татиана уже не видела другого способа объясниться с Ульпианом, кроме действия. Ее слова не достигали ни ума, ни ушей префекта. Страстотерпица согласилась идти к храму языческой богини-охотницы. Когда святая походила к капищу, многие услышали скрежет нечеловеческого голоса, шедший от стен или кровли: «Горе мне! Куда скрыться от Духа Твоего, огонь возгорается во всех углах!» Это был чудовищный голос беса, обитавшего в капище, и он заставил вздрогнуть толпу.

Но святая дева только осенила себя крестным знамением и с улыбкой посмотрела на небо. Она начинала свою молитву: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек» (Пс. 26: 1–5).

От ее пламенной молитвы стены капища начали трещать и кровля посыпалась. Балки упали на статую идола, пол моментально покрылся осколками и пылью. Раздались ужасающие звуки грома, молния ударила в стены капища. В несколько мгновений колонны и стены обрушились, и стая летучих мышей поднялась в небо. В капище занялся пожар, огонь поглотил и камни, и жреца, и тех из толпы, кто ликовал о мучениях Татианы.

«Правитель был весь исчадие зла, когда снова увидел тебя, приведенную из темницы на суд, здоровой и светлой; захотел соблазнить тебя на поклонение идолам; ты же, зная силу молитвы христианской, в храм Дианы направила ноги свои; устремился же бес из богини злочестивой и воскричал: “Горе мне, убегаю, ибо огонь сжигает меня”…» (Икос 8).

Стражники святой девы онемели. Но когда все было кончено, опомнились и стали жестоко бить ее, подозревая в колдовстве. Они повлекли страдалицу к месту истязаний и там подвесили ее тело и рвали железными крючьями. Палачи вырвали ей сосцы, и вид юного поруганного тела только разогревал их жестокость. Святая дева выносила нечеловеческое страдание, но о пощаде не молила.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святая Татьяна поможет всем, кто мечтает сделать жизнь лучше (Вениамин Прохоров, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

Святая мученица Татиана родилась в Риме в богатой и знатной семье (её отец трижды был консулом) . Её родители тайно исповедовали христианство и воспитывали свою дочь в благочестии и вере в Бога.

Достигнув совершеннолетия, Татиана решила не выходить замуж, а принять обет целомудрия и посвятить себя служению церкви. Татиана была удивительно хороша собой. Нежное, бледное лицо ее обрамляли густые каштановые волосы. Стройная фигура, добрый нрав и удивительная для ее возраста разумность привлекали к ней внимание окружающих. Она совсем не походила на избалованных римлянок своего круга. Напротив, была нетребовательна и исполнительна. Многие молодые люди из состоятельных семей сватались к Татиане, даже отец уговаривал ее создать семью. Но она говорила ему: "Отец, мое сердце давно отдано Господу, и никакие силы не заставят меня отречься от этой любви!" И отец оставил ее в покое, а женихам решительно отказал.

Татиана вступила в христианскую общину Рима, и епископ, видя усердие девушки, назначил ее диаконисой. Теперь у нее появилось множество обязанностей: посещение больных женщин и уход за ними, подготовка к крещению, надзор за богослужебными собраниями. Она почти не бывала дома, редко виделась с отцом, но была счастлива. Ибо, помогая нуждающимся, она служила Господу! Татиана могла сутками не спать и не есть, ухаживая за больными и бездомными. Зная доброту диаконисы, к ней шли обиженные, всеми забытые люди.

Святая мученица Татиана пострадала во время гонения на христиан при малолетнем императоре Александре Севере (царствовал с 222 по 235). Александр Север был молод, неопытен, и государством управляли его приближенные - члены государственного совета. Среди них был один, по имени Ульпиан, который отличался особой ненавистью к христианам. Это он составил сборник законов, направленных против верующих в Иисуса Христа. Это по его указу полилась кровь христианских мучеников, как в первые годы гонений. Ульпиан разослал приказ, чтобы всех христиан принуждали поклоняться римским богам, а в случае неповиновения предавать мучениям и смерти.

Татиана знала, как жестоко мучают христиан, отказавшихся поклониться идолам. Их истязали плетьми и крючьями, пытали раскаленным железом, спускали на них диких львов, привезенных для этой цели из Африки. Но в душе ее не было страха. Ей казалось, что она уже все это испытала. Однажды во сне она увидела себя окруженной дикими, злобными лицами. Ей протягивали орудия пыток, которые, касаясь ее, становились мягче глины. Ей связывали руки и ноги, но веревки чудесным образом развязывались. Рядом с ней рушились стены и падали статуи, а в отдалении, в лучезарном сиянии, стоял Иисус Христос. «Не бойся ничего, - говорил Он, - и, если претерпишь все муки до конца, будешь со Мной».

Через некоторое время Татьяну схватили и привели в капище Аполлона, где принуждали принести жертву языческому идолу. Отказавшись, святая Татиана была подвергнута жестоким пыткам, однако твердость ее веры и терпения были непоколебимы. Среди мучений она только молилась, чтобы Бог просветил ее мучителей. «Господи, не оставь меня в этот трудный час! - молила Татиана. - Дай силы выстоять и прости моих мучителей, ибо не ведают, что творят!» И Господь услышал молитву праведницы.

Когда Татиану подвели к языческому храму, земля содрогнулась. И вдруг статуя Аполлона пошатнулась, словно кто-то невидимый раскачал ее, упала и разбилась вдребезги.

Татиану стали избивать плетьми, но они отскакивали от нее и обрушивались на самих палачей.

Господи! - взмолилась Татиана. - Пошли им свет истины, чтобы они узнали Тебя, любящего и милующего Бога!

И вдруг случилось чудо: мучители увидели четырех ангелов, окруживших Татиану, а следы мучений исчезали с её тела. Эти чудеса заставили мучителей уверовать во Христа. Они упали перед девушкой на колени.

Прости нас! Прости, ибо не по своей воле причиняли мы тебе мучения! - молили они.

Все восемь человек в тот же день приняли мученическую смерть.

После этого Татиану подвергли избиению железными палками, однако каждый раз удары получали сами мучители - ангелы Божии помогали святой.

На третий день Ульпиан повелел, чтобы Татиана принесла жертву богине охоты Диане.

По дороге к храму богини Татиана усиленно молилась:

Господи, Ты знаешь, как я верю в Тебя! Как хочу, чтобы свет истины просветил их сердца! Помоги же мне, не оставь меня!

Внезапно раздался удар грома, из-за тучи сверкнула молния и ударила в храм. Когда дым рассеялся, все увидели, что от храма Дианы остались одни обломки…

Тогда святую повели на судилище, подвесили ее там и стали терзать железными крючьями. Потом бросили, чуть живую, в темницу и заперли двери. Ночью к измученной Татиане явились ангелы и залечили ее раны.

На следующее утро Татиану привели в цирк - так называлась площадь, окруженная рядом скамей. Здесь происходили состязания бойцов, сюда же бросали и христиан, на которых выпускали хищных зверей. Не переставая молиться, Татиана стояла посреди арены в ожидании новых мучений. Клетку, в которой содержались хищники, открыли и выпустили из нее свирепого льва. Все думали, что он разорвет девушку, но случилось обратное! Лев покорно, как котенок, улегся рядом и начал лизать ей ноги. Когда же льва попытались увести обратно в клетку, он внезапно кинулся на одного знатного сановника и растерзал его.

Усмирение льва (художник Наталья Климова)

Татиану снова подвергли пыткам, а затем бросили в огонь, но пламя не причинило ей вреда.

Судьи, решив, что Татиана занимается волхвованием с помощью своих волос, остригли их и заперли её на два дня в храме Юпитера. На третий день жрецы, придя в храм, чтобы принести жертву Юпитеру обнаружили его статую разбитой, а Татиану живой.

Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой Татианы, многих привели к вере во Христа.

Тогда испуганные гонители вынесли ей смертный приговор. Святую Татьяну осудили на казнь мечом. Вместе с ней был казнен и её отец, открывший ей истины веры Христовой. Мученическая смерть Татианы произошла 12 января 226 года .

Мощи святой мученицы Татианы

Десница святой мученицы Татианы

Мощи (десница) святой мученицы Татианы хранятся в Свято-Успенский Псково-Печерский монастыре с 27 января 1977 года. Десницу передал монастырю иеромонах отец Владимир (Москвитин) - брат архимандрита Афанасия (Москвитина), у которого эти мощи хранились ранее. Отец Афанасий служил в селе Спасское Клинского района Московской области 22 года, вплоть до дня кончины. Отцу Афанасию сию святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, впоследствии оба принявшие от отца Афанасия монашеский постриг. Они же в своё время выкупили святые мощи на золотую валюту при разорении Царско-Сельского государева дворца, где они хранились. По жестокости прошедших лет святыня хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должными ей почестями и молитвенным предстоянием пред нею.

Икона святой мученицы Татианы с частицей мощей находится в Новоспасском мужском монастыре (м."Пролетарская", Крестьянская площадь, 10).

Покровительница студентов

С 1755 года мученица Татиана традиционно почитается как покровительница русских студентов. Именно в день ее памяти был учрежден знаменитый Московский Университет (12 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета»).

Первоначально у Университета не было домовой церкви, поскольку он и сам временно занимал здание Главной аптеки. Лишь в 1791 г. в одном из флигелей нового здания университета, построенного Матвеем Казаковым, был организован домовой Храм мученицы Татианы в память о дне основания университета. Однако во время пожара в 1812 г. храм сгорел вместе с другими зданиями.

Новое здание Московского университета на Моховой с церковью св. Татьяны. Г.Ф.Барановский. 1848 г.

Новый домовой храм Московского университета был перестроен в 1833 – 1836 гг. из правого флигеля усадьбы Пашковых на углу Никитской и Моховой улиц известным архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным и освящен 12 января (25 января) 1837 году митрополитом Филаретом (Дроздовым) в честь мученицы Татианы. Примерно с того времени и пошла традиция устраивать в Татьянин день студенческие гуляния, а саму святую почитать как покровительницу студентов. На аттике, красуется надпись «Свет Христов просвещает всех» .

В 1918 году Храм мученицы Татианы при МГУ закрыли. В помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического факультета. В 1958 году здесь открыли Студенческий театр. Лишь в 1995 году домовая церковь Московского государственного университета снова была освящена и открыта. Были привезены две частицы мощей от десницы св.Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая - положена в ковчежец.

Тропарь, глас 4-й
Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4-й
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя.

С древности люди старались больше узнать о "своем" святом, чтобы, через подражание ему, самим приближаться к идеалу. Сегодня, в преддверии дня святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени и святых женах, носивших его.

Итак, она звалась Татьяна…

Интересно, что имя Татиана, Татьяна, несмотря на свое римское происхождение, считается традиционно русским. В такой же, и в производных формах оно распространено во многих славянских странах, а вот в англоязычном мире до конца ХХ века оно встречалось крайне редко.

Конечно, главная заслуга в популяризации этого имени принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, увековечившему "Татьяны милый идеал" в романе "Евгений Онегин". Говорят, до появления этого литературного произведения, имя Татьяна было скорее крестьянским, чем дворянским, но вскоре ситуация в корне переменилась. Имя Татьяна стало чуть ли не самым популярным женским именем в России.

В своем романе Пушкин не просто создал пленительный женский образ, но на века вперед определил модель, по которой русские женщины стали выстраивать свои отношения с противоположным полом. Но если для светского мировоззрения актуальна инициативность Татьяны Лариной, ее смелое признание в любви своему избраннику, то православным важнее линия поведения ее в заключительной части романа. В строго христианском духе выдержан ее ответ Онегину, добивающемуся любви уже не девушки, но благородной дамы, княгини: "Но я другому отдана; Я буду век ему верна".

Раз избрав свой путь, Татьяна не отступает от него, храня верность тому, что представляется ей самым важным. Эта черта характера Татьян, вероятно, является самой ценной христианской добродетелью, которой наделены носительницы этого имени. Находят свое применение волевые качества Татьян и на светском поприще. Листая страницы прессы, мы удивимся, как много певиц, актрис и спортсменок в Отечестве нашем носит именно это имя. Но пора обратиться к церковной истории, к тем именам, которые священны для каждого христианина.

Первой по старшинству должно вспомнить святую Татиану Римскую. Отрадно наблюдать, как возвращается это имя в нашу повседневную жизнь.

Открыты двери Свято-Татианинского храма при МГУ, и все студенты знают, что День студента – это Татьянин день, потому что именно 12 января (по новому стилю 25) 1755 года, в день памяти святой мученицы Татианы, императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета. Радостно узнавать, что при университетах в самых разных городах России открываются свои храмы, и все они называются во имя святой мученицы Татианы Римской.

Татьянин день - сила веры и воли

Житие святой Татианы исполнено различных чудес, удивляющих и устрашающих, однако, оставляя их в стороне, обратимся к двум главным моментам ее жизни: к ее мученическому свидетельству о вере во Христа и к ее земному подвигу.

Родившись в знатной римской семье тайных христиан, Татиана с детства выбрала тот путь, по которому последовательно шла всю дальнейшую жизнь. Отказавшись от замужества, она отдала все силы церковному служению, была поставлена диаконисой в одном из римских храмов, постилась, молилась, ухаживала за больным, помогала нуждающимся и так служила Богу.

Диакониса Татиана была схвачена и, после долгих мучений, умерщвлена во время правления императора Александра Севира (222–235 годы).

Татьянин день

Много веков Православная Церковь чтила всего лишь одну Татиану – Татиану Римскую, Но в ХХ веке все изменилось. Прокатившиеся по стране гонения за веру явили миру целый сонм святых мучениц Татиан, и первой из них стала самая высокородная – страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна, дочь императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны.

Вторая по старшинству, она обладала наиболее сильной волей и твердостью характера. В своих воспоминаниях ее современники часто подчеркивают, что именно Татьяна Николаевна занимала главенствующее положение среди остальных царских детей.
Знавшие ее люди отмечали в ней "исключительную склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга". Вспоминая о ней, баронесса С.К. Буксгевден писала: "В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Она была ближе всех к матери и была любимицей у нее и у отца. Абсолютно лишенная самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать все то, о чем ее просили".

Следуя примеру своей Небесной покровительницы, Великая княжна Татьяна отдавала большую часть своих сил и времени, помогая нуждающимся. Так она выступила инициатором создания в России "Комитета Ее Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий", который ставил перед собой цель оказания помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств.

Во время Первой мировой войны, сдав сестринские экзамены, старшие княжны работали в царскосельском госпитале. В качестве хирургический сестры милосердия Великая княжна Татьяна Николаевна принимала участие в сложных операциях и, когда требовалось, ежедневно, даже в свои именины, ездила в лазарет.

Великая княжна Татьяна Николаевна вместе со всеми своими сестрами и братом была жестоко убита только потому, что родилась в царской семье и до конца оставалась верной своей вере, своим родным и своему Отечеству.

На сегодняшний день в святцах Русской Православной Церкви числится, вместе с Великой княжной Татианой Николаевной, еще девять имен подвижниц, засвидетельствовавших свою верность Христу во время массовых гонений на Церковь в 1930-х годах.
Список Новомучеников и Исповедников Российских растет из года в год, и, может быть, скоро мы станем свидетелями прославления и других Татиан.

Согласно официальному календарю Русской Православной Церкви, мы чтим память преподобномученицы Татьяны 8/21 октября, исповедницы Татьяны (Бякиревой) 10/23 декабря; преподобномученицы Татьяны (Грибковой) 1/14 сентября; мученицы Татьяны (Гримблит) 10/23 сентября, мученицы Татьяны (Егоровой) 10/23 декабря; мученицы (Татьяны Кушнир) в Соборе новомучеников; преподобномученицы (Татьяны Фомичёвой) 20 ноября/3 декабря и преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) 28 сентября / 11 октября.

Об одних мы знаем достаточно много, о других до нас дошли лишь самые общие сведения. Но есть нечто общее, что объединяет всех этих великих женщин, стоящих, как мы верим, у Престола Божия возле своей Небесной покровительницы – святой Татианы Римской, и повторивших ее подвиг спустя столетия здесь, на русской земле.

Преподобномученица Татиана (Грибкова), 1879-1937), чья память празднуется в соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников, родилась в семье извозчика в деревне Щукино, ныне ставшей одним из московских районов.

В 1896 году девушка поступила в Казанский Головинский женский монастырь, где прожила почти тридцать лет, пока обитель не закрыли большевики. Послушница Татиана вернулась домой и поселилась у сестры. В 1937 году молодой коммунист Кузнецов, снимавший в доме Грибковых комнату, донес на Татьяну властям, обвинив ее в том, что она не только "занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла", но и принимает много народу, в том числе "монашескую публику", "имеет хорошие знакомства с высшим духовенством", и, уж совсем фантастическое обвинение, "у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю". Несмотря на показания лжесвидетеля, послушницу арестовали не сразу, а чуть позже. Татиана отрицательно отвечала на все обвинения на допросах и не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности. Однако тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу именно за "антисоветскую агитацию". Послушницу Татиану расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле 14 сентября 1937 года.

Из жития этой святой мы можем вынести лишь косвенные сведения о ее характере и прожитой ей жизни. Она много лет провела в монастыре, и горячо переживала за все, что происходило с духовенством и мирянами в годы гонений. Покинув разоренную обитель, она старалась сохранить уклад монашеской жизни в миру и, чтобы не стеснять родных, продолжала работать на дому. Пострадав на земле от жестокосердия ближних, послушница Татиана стяжала мученический венец из рук Спасителя.

О мученице Татиане (Гримблит) нам известно гораздо больше.

Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего, получила христианское воспитание в семье, а образование – в Томской гимназии. После кончины отца, сама едва окончив школу, она поступила работать воспитательницей в детскую колонию "Ключи".

В тяжелые годы гражданской войны и репрессий она постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их тем заключенным Томской тюрьмы, о которых больше никто не заботился. Татиана узнавала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, и тем передавала. Так она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.

За помощь узникам Татьяна сама неоднократно попадала в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности. Ее быстро отпускали из заключения, но такая подвижническая деятельность все больше и больше раздражала карателей, и они стали собирать сведения для ее окончательного ареста.

Постанов, что она "имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства", ее выслали в Туркестан, но вскоре вновь освободили. Татьяна Николаевна выехала в Москву и поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, где стала петь на клиросе. Вернувшись из заключения, она еще активней помогала страждущим.

Когда Татьяна Николаевна вновь попала в ссылку, она прямо в лагере изучила медицину и стала работать фельдшером. После скорого освобождения она поселилась во Владимирской области, работала в больнице, продолжала помогать заключенным и вести с ними активную переписку. Эти письма иногда были единственным утешением ее корреспондентов, которые не знали, как и благодарить Татиану Николаевну за поддержку.оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично. "В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно", – пишет о ней игумен Дамаскин (Орловский).

В сентябре 1937 года сотрудники НКВД оборвали эту переписку на полуслове – Татиана Николаевна ушла в тюрьму, не успев дописать еще одно письмо.

Исповеданием мученицы Татианы и главными словами, в которых сосредоточилась вся ее жизни стал ее ответ на допросе: "Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: "Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то", я отвечала: "Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них".

Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Татиана Прокопьевна Егорова, мученица Татиана Касимовская, родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Татиана Прокопьевна не обучалась грамоте, до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. В 1932 году хозяйство Егоровых конфисковали, а их самих исключили из колхоза. Мужу с двумя сыновьями пришлось уехать на заработки в Москву. Больше домой они не появлялись.

Татьяну Прокопьевну арестовали как "активную церковницу" в ноябре 1937 года.

Как и во всех предыдущих случаях, следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной контрреволюционеркой, не приводя никаких доказательств. 58-летняя крестьянка отвергла все обвинения, отказалась от подписи под протоколом, и произнесла удивительные слова: "Иисус терпел, и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова".

"Тройка" УНКВД по Рязанской области приговорила Татьяну Прокопьевну Егорову к расстрелу.

Мученица Татиана (Татьяна Игнатьевна Кушнир) родилась в 1889 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. Она была арестована и приговорена к двум годам заключения и отправлена в Караганду, в 1942 году в числе большой группы верующих женщин расстреляли по приговору Карагандинского областного суда.

Послушница Татиана (Фомичева) родилась в 1897 году в крестьянской семье в селе Надовражное неподалеку подмосковного города Истры. В достаточно раннем возрасте в 1916 году она поступила послушницей в монастырь. Когда после революции Борисоглебский монастырь, где она была на послушании, закрыли, она вернулась к родителям.

В 1931 году власти начали преследовать монахов и монахинь закрытых монастырей, поскольку, даже живя в миру, они старались придерживаться монастырского устава. Так ОГПУ создало "дело" против монахинь Крестовоздвиженского монастыря в Подольском районе. Несколько сестер не оставили монастырь, в корпусах которого разместился дом отдыха, частью устроившись работать в этом доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и рукодельничая. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешево. Хор при храме также состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей. Среди других в хоре пела и послушница Татиана Фомичева.

В мае 1931 года власти арестовали семнадцать монахинь и послушниц, поселившихся вблизи закрытого Крестовоздвиженского монастыря. В тюрьме оказалась и послушница Татиана. Период с 1931 по 1934 год она провела в исправительно-трудовом лагере. Освободившись, Татиана поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района, где помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру, была с ним арестована в 1937 году, категорически отказалась подтвердить обвинения следователей, не желая никого оговаривать. Отец Владимир был расстрелян, послушница Татиана приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Там и закончилась ее земная жизнь.

Удивительно, с каким мужеством эти скромные немолодые крестьянки, послушницы, всю свою жизнь отдавшие помощи ближним, трудившиеся в тяжелых условиях голода и разрухи, встречали бросаемую им в лицо ложь, клевету, угрозы. Они шли на смерть, твердо веря в то, что идут навстречу Христу. Дай Бог нам, в наше мирное и спокойное время, и иметь хотя бы каплю такой искренней и твердой веры.

Святые Татианы, молите Бога о нас!

http://pravme.ru/

По материалам Правмир