Open
Close

На какие ветви делятся славянские народы? Древние и современные славянские народы. Славянские народы

Одной из самых крупнейших культурных, языковых и национальных общностей практически всех народов Европы являются славяне. Если рассматривать происхождение названия, то стоит уточнить, что ученные разделяют его происхождение на несколько вариантов. В первом слово «славяне» происходит от «слово», то есть от народности, говорящей на одном понятном, доступном им языке и другие для них были немыми, недоступными, непонятными, чужими.

Другой существующий вариант происхождения названия говорит о «очищении или омовении», что предусматривает происхождение от народности, проживающей вблизи реки.

Не менее популярная теория рассказывает о том, что «славяне» произошли от названия первой общины народа, что и дало распространение этому слову по другим территориям в процессе эмиграции, особенно при Великом переселении.

Сегодня насчитывается около 350 млн славян по всем территориям различных государств на Западной, Южной и Восточной областях Европы, что и дало им разделение на разновидности. Так же славянские общины частично находятся и на территории современной Центральной Европы, некоторых частях Америки и на небольших территориях всей .

Самую большую численность славян составляют русские и значение этой цифры около 146 млн человек, второе место по численности занимают поляки, которых на сегодняшний день специалисты насчитывают около 57 с половиной млн человек, а третье место заняли украинцы с цифрой составляющей около 57 млн человек.

На сегодняшний день славян характеризуют только как единую языковую семью, которых частично объединяет религия, некоторые культурные ценности и прошлое единство всего славянского народа. К сожалению не сохранились явные древности, упоминания и реликвии. Можно только лишь почувствовать все единство в фольклоре, летописях и былинах, которые для многих народов актуальны и сегодня.

Восточные славяне

Русские

Русские — как самостоятельный народ всей славянской общности они появились в 14-18 веке. Основным центром образования всего русского народа считается Московское государство, которое с момента создания объединяло территории земель Дона, Оки, и Днепра. После, расширяя границы и завоевывая новые территории, оно расширилось и заселилось до побережья Белого моря.

Углубляясь в историю быта важно отметить местоположение русских поселений. Чаще всего это влияло и на уровень жизни и их быт. Преимущественно люди занимались скотоводством, земледелием, сбором даров природы, особенно лечебных трав, и рыболовством. Ранние народы обрабатывали металл и дерево, что помогало в строительстве и быту. Так же они занимались торговлей, расширяя пути.

Украинцы

Украинцы — первое упоминание слова «украинцы» появилось приблизительно в конце 12 века. До 17 века народность располагалась преимущественно на степной территории окраины Руси, в Запорожской Сечи, но из-за усиленного натиска католической Польши украинцам пришлось бежать на территорию Слободской Украины. Примерно в 1655-1656 году Левобережная Украина объединилась с русскими территориями и только в 18 веке это сделала и Правобережная Украина, что определило ликвидацию Запорожской Сечи и расселению украинцев вплоть до устья Дуная.

Традиционный быт украинцев часто определялся глиняной лепниной домов, многообразием украшений быта. А богатая духовная культура определяется и поддерживается до наших дней в национальной одежде, песнях и украшениях;

Белорусы

Белорусы — народность сформировалась на Полоцко-Минских и Смоленских землях. Во время основного становления народа на быт культуры особенно повлияли литовцы, поляки и русские народности, сделав язык, историю и культуру близкими многим по духу.

По некоторым приданиям народность получила своё название от цвета волос коренного населения — «Белая Русь» и только в 1850 году официально начали употреблять «Белоруссия».
Быт и основные занятия населения не отличались от русских народов, поэтому земледелие было преимущественно. Сегодня у белорусов сохранилось богатое культурное наследие выраженное в праздничных песнях, знаменитой национальной кухне и украшениях для традиционных нарядов мужчин и женщин.

Западные славяне

Поляки

Поляки — коренное население современной Польши, относящееся к группе западных славян. Самыми близкими к полякам по истории развития и становления считаются чехи и словаки.

До 19 века польской единой нации не существовало, были лишь народности, которые подразделялись по этническим особенностям, разновидностям диалекта и территориальным особенностям проживания. Так народность подразделялась на великополян, краковян, мазуров, поморян и других.

Основным занятием поляков была охота для обеспечения себя пропитанием и хорошим торговым сырьем. Особенно ценилась соколиная охота. Помимо охоты в быту применялось гончарное дело, плетение из коры и колесничество.
До наших дней сохранились летописи с описанием богато украшенных домов, находки в виде глиняной расписной посуды и конечно яркие наряды из натуральных тканей с расписным орнаментом, которые активно используются для празднования национальных праздников;

Чехи

Чехи — территорию современной Чехии ещё в 4 веке занимали славянские малочисленные племена вплоть до 10 века. После присоединения этих земель к тогда сильной и могущественной Римской империи чешские народы воссоединились в единое целое на плодородных землях и начали своё интенсивное развитие, заключающееся в земледелии и гончарном деле. До наших дней сохранилась широкая культура чехов, выраженная в сказаниях, знаменитом фольклоре и прикладном искусстве;

Словаки

Словаки — ещё в начале 4 века на территории современной Словакии появились разобщённые племена славян, начинающие постепенное освоение этих земель. Уже в 5 веке племена объединились и создали Нитранское княжество, что спасло их от разорения от постоянных нападений арабов. Это объединение и дало начало будущей Чехословацкой республике, в разделений которой на самостоятельные государства появилась Словения.

Быт и занятия населения были совершенно разнообразными, так как подразделялись в зависимости от местоположения народа. В их число входило привычное земледелие и строительство, чьё подтверждение существования до сих пор находят археологи на территории всей страны. Так же популярным было мелкое скотоводство;

Лужичане

Лужичане — оставшиеся полабско-балтийские славяне, получившие своё название от месторасположения их территорий проживания, а именно от берегов Балтийского моря и реки Эльбы до Лужицких гор. На территорию этих земель некоторая численность славян эмигрировала в количестве всего 8 тысяч человек.

На новой территории лужичане быстро и эффективно развивались занимаясь рукоделием, рыболовством, земледелием и развитием торговли во многих сферах. Такому хорошему развитию способствовало территориальное местоположение. Торговые пути проходили на Восток и в Скандинавию через эти плодородные земли, что помогало поддерживать торговые связи и достойный уровень жизни населения.

Южные славяне

Болгары

Болгары — первые славянские племена на территории современной Болгарии появились в 5-6 веке. Объединение и расширение началось лишь с 7 века благодаря пришедшим из Центральной Азии булгарам. Объединение тогда правившим ханом двух народов позволило в будущем создать крепкое государство с богатой и насыщенной историей.
На быт и культурное наследие болгар повлияла римская, греческая и османская культуры, которые оставили видимый след в истории страны каждая в свою эпоху. Сегодня можно увидеть памятники архитектуры разных временных рамок, насладиться фольклором, где смешаны несколько разновидностей культур, что и делает ее неповторимой и отличающейся от других;

Сербы

Сербы — коренной народ южных славян. Именно сербы считаются наиболее близкими к хорватам по происхождению, развитию, культурным ценностям, так как на протяжении долгого времени считались одним общим сербохорватским племенем. Разделение истории началось в выбора веры — сербы приняли православие, а хорваты католическую веру.
Наследие культуры и развитие Сербии в целом богато и многогранно. Помимо народных, всемирно известных танцев, впечатляющих нарядов, отличающихся яркими красками и вышивкой, в Сербии и в наши дни чтут некоторые язычные обряды, взявшие основу ещё во времена развития народа до прихода основной веры — православия;

Хорваты

Хорваты — массовое переселение в 6-8 веке на побережье Адриатического моря дало возможность славянским народностям не только расширить численность первых поселенцев заселявших территорию будущей Хорватии, но и укрепить своё положение, объединившись с местными общинами. Пришедшие с Вислы древние хорватские племена отвоевали побережье, принеся свой язык, другую веру и в корне изменив местный быт. Адриатическое море считалось хорошей возможностью для торговли в расширения связей между народами, поэтому местность на территории побережья всегда привлекала различных переселенцев.

В Хорватии до сих пор чудесно соединяются древние традиции и современный ритм жизни. Богатая культура вносит свои правила в современный быт, украшения, традиционные праздники и гуляния;

Словенцы

Словенцы — 6 век, как время активного переселения, стало основой и для народов Словении. Переселившиеся на территории славяне основали практически первое славянское государство — Карантания. Позже государству пришлось отдать бразды правления завоевавшим их франкам, но не смотря на это они сохранили свою историю и независимость, что несомненно повлияло на дальнейшее развитие и вероисповедание. Так же важным шагом в развитии Словении стало написание первой летописи около 1000 года на словенском языке.
Несмотря на периодические войны и периодические экономические потери страна раз за разом смогла возобновлять свой привычный быт и уклад жизни благодаря широко развитому земледелию и прикладному искусству, что позволило наладить торговлю с соседними общинами и государствами.

Сегодня Словения — страна со сложной, но богатой историей, максимальной безопасностью и широким радушием для каждого приезжего, желающего ознакомиться с красивыми видами в духе старинной Европы;

Боснийцы

Боснийцы — несмотря на то, что территорию будущей страны Боснии заселили славяне так же в 6-7 веке, она самой последней образовала целостное и единое государство, правление и приняла христианство как практически единое вероисповедание. Историки утверждают, что изолированность от соседних стран — Византии, Италии, Германии, была тому помехой. Но не смотря на это страна процветала благодаря широчайшему земледелию, чему способствовало расположение ее центральной части на реке Босна.

Несмотря на достаточно тяжелую историю страна отличается ярким культурным наследием и поддержанием его для своих потомков. Посетив страну любой желающий может с ней ознакомиться и погрузиться в интересную историю.

Споры о славянcких народах и единство славян.

Являясь крупнейшей народностью всей Европы все же учёные разных сфер спорят до сих пор о истинном происхождении славянского народа. Кто-то предполагает их происхождение началось от арийцев и германцев, некоторые ученые предполагают даже древнее кельтское происхождение славян. Так или иначе славяне являются на сегодняшний день индоевропейским народом, который из-за переселения распространился на огромную территорию и объединяет своим культурным наследием многие страны и народы, несмотря на их разницу в менталитете, национальности и многогранности развития истории.

Обычаи и традиции помогли сформировать целые государства объединяясь и усиливаясь по прошествию веков, что подарило нам в современном мире культурное разнообразие.

Славянские страны – это государства, которые существовали или существуют до сих пор, имеющие большей частью своего населения славян (славянские народы). Славянские страны мира – это те страны, в которых славянское население составляет около восмидесяти-девяноста процентов.

А какие страны относятся к славянским?

Славянские страны Европы:

Но все же на вопрос «население какой страны относится к славянской группе?» сразу напрашивается ответ – России. Население славянских стран на сегодняшний день составляет около трехсот миллионов человек. Но ведь есть и другие страны, в которых живут славянские народы (это европейские государства, Северная Америка, Азия) и говорят на славянских языках.

Страны славянской группы можно разделить на:

  • Западнославянские.
  • Восточнославянские.
  • Южнославянские.

Языки в славянских странах

Языки в этих странах произошли от одного общего языка (его называют праславянским), некогда существовавшего у древних славян. Он формировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Неудивительно, что большинство слов созвучны (например, русский и украинский языки очень похожи). Также имеются сходства в грамматике, структуре предложений, фонетике. Это легко объяснить, если учесть длительность контактов между жителями славянских государств. Львиную долю в структуре славянских языков занимает русский. Его носителями являются 250 миллионов человек.

Интересно, что флаги славянских стран тоже имеют некоторые сходства в цветовом решении, в наличии продольных полос. Связано ли это как-то с их общим происхождением? Скорее всего да, чем нет.

Страны, в которых говорят на славянских языках, не так уж и многочисленны. Но все же славянские языки до сих пор существуют, процветают. А прошло уже несколько сотен лет! Это означает лишь то, что славянский народ самый могущественный, стойкий, непоколебимый. Важно, что славяне не теряют самобытности своей культуры, уважения к своим предкам, чтят их и хранят традиции.

Сегодня есть множество организаций (как в России, так и за рубежом), которые возрождают и восстанавливают славянскую культуру, славянские праздники, даже имена для своих детей!

Первые славяне появились во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Разумеется, что зарождение этого могучего народа происходило в районе современной России и Европы. С течением времени племена осваивали новые территории, но все же далеко уйти от своей прародины они не смогли (или не хотели). Кстати, в зависимости от миграции, славяне делились на восточных, западных, южных (у каждой ветви было свое название). У них были отличия в образе жизни, земледелии, некоторых традициях. Но все же славянское «ядро» осталось целым.

Большую роль в жизни славянских народов сыграло появление государственности, войны, смешение с другими этническими группами. Появление отдельных славянских государств с одной стороны намного уменьшило миграцию славян. Но, с другой стороны, с этого момента смешения их с другими народностями тоже резко упало. Это позволило славянскому генофонду прочно укрепиться на мировой арене. Это сказалось и на внешности (которая является уникальной), и на генотипе (наследственных признаках).

Славянские страны в период Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла большие перемены в страны славянской группы. Например, в 1938 году Чехословацкая Республика потеряла свое территориальное единство. Чехия перестала быть независимой, а Словакия превратилось в немецкую колонию. В следующем году Речи Посполитой пришел конец, а в 1940 году то же произошло и с Югославией. Болгария встала на сторону фашистов.

Но были и положительные стороны. Например, образование антифашистских направлений и организаций. Общая беда сплотила славянские страны. Они боролись за независимость, за мир, за свободу. Особенно такие движения приобрели популярность в Югославии, Болгарии, Чехословакии.

Советский Союз же во Второй Мировой войне сыграл ключевую роль. Граждане страны самоотверженно боролись с режимом Гитлера, с жестокостью немецких солдат, с фашистами. Страна потеряла огромное количество своих защитников.

Некоторые славянские страны в период Второй мировой войны были объединены Всеславянским комитетом. Последний был создан Советским Союзом.

Что такое панславизм?

Интересно понятие панславизм. Это такое направление, которое появилось в славянских государствах в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, восхвалял их самобытность.

Цветами панславизма были белый, синий и красный (эти же цвета фигурируют на многих флагах стран). Зарождение такого направления, как панславизм, началось после наполеоновских войн. Ослабленные и «уставшие», страны поддерживали друг друга в трудную минуту. Но с течением времени о панславизме стали забывать. А вот в настоящее время опять есть тенденция возвращения к истокам, к предкам, к славянской культуре. Возможно, это приведет к образованию движения неопанславистов.

Славянские страны сегодня

Двадцать первый век – это время некого разлада в отношениях славянских стран. Особенно это касается России, Украины, стран Евросоюза. Причины здесь больше политические, экономические. Но несмотря на разлад, многие жители стран (из славянской группы) помнят о том, что все потомки славян – братья. Поэтому войн и конфликтов никто из них не хочет, а хочется лишь теплых родственных отношений, как было когда-то у наших предков.

Славянские страны

История становления славянского государства

Западные славяне это Хорваты, Чехи, Сербы, Ободриты, Лютичи, Моравы, Словенцы, Словаки, Слензане, Поморяне, Поляне, Куявы, Серадзяне, Ленчане, Дулебы, Висляне, Мазовшане, Пруссы, Ятвяги, Воляняне. Славяне — это некая общность разных народов.

Славяне никогда не представляли собой единого целого в полном смысле этого слова. У них, как и у каждой этнической группы, всегда были соматологические, культурные, языковые и территориальные различия. Эти первоначальные различия долгое время были незначительными, затем возросли вследствие переселения и скрещивания с другими этносами. После начальных импульсов переселения славянская единая общность распалась на ряд новых образований, сложившихся окончательно в течение последующих столетий. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: — на юг, на Балканский полуостров; — на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой; — на восток и север по Восточно-Европейской равнине. Путь к северу был прегражден морем, а также озерами и болотами. В результате расселения сформировались племена восточных, западных и южных славян, на основе которых позже возникли многочисленные славянские народы. Судьба их была различна.
Часть славян двинулась на северо-восток, на Восточно-европейскую равнину, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было — это Восточные славяне. Они ушли двумя потоками: одна часть славян ушла к озеру Ильмень, другая — к среднему и нижнему течению Днепра. Другие остались в Европе. Позже они получат название южных славян . Южные славяне, предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев, ушли на юг, к Адриатическому морю и на Балканский полуостров, попали в сферу влияния цивилизации Средиземноморья. А третья часть славян — западные славяне – это чехи, поляки, словаки передвинулись далее на запад к Одре и Лабе и даже далее этой реки - к Заале, а в юго-западном направлении - на средний Дунай вплоть до нынешней Баварии.

Процесс выделения западнославянской ветви начинался еще до нашей эры и закончился в общих чертах в первом тысячелетии нашей эры. Местом расселения западных славян была восточная половина обширной области, которая с I века до н. э. называлась Германией и границей, которой на западе был Рейн, на юге - сначала река Майн и Судетские горы, а позднее Дунай, на востоке установилась по Висле. Западные словяне, с древнейших времен подвергавшиеся иным культурным влияниям, чем восточные славяне, с течением времени попали в новые, еще более отличительные условия и в новую среду. Разграничение восточных и западных славян началось в X в., когда возникли два конкурирующие между собой государства — Киевская Русь и Польша. Углубило отчуждение и то, что в странах было христианство различных обрядов (католицизм и православие). Связь с восточной ветвью славян ослабевала еще и потому, что между ней и западной ветвью простирались с одной стороны бесконечные и труднопроходимые Рокытенские болота, а с другой стороны вклинивались литовские пруссы и ятвяги. Так западная ветвь славян, ее язык, культура и внешнеполитические судьбы начали в дальнейшем развиваться самостоятельно и независимо от южных и восточных славян.

Большая группа западнославянских племён в конце 1-го начале 2-го тыс. н. э. населяла территорию от реки Лаба и её притока реки Сала на западе до реки Одра на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Западнее всех, начиная от Кильской бухты, селились ободриты, южнее и восточнее по берегу Балтики жили лютичи, на острове Рюген, близлежащем к территории лютичей, жили руяне. Родственные им поморяне проживали по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы, на юге по реке Нотечь, граничали с польскими племенами. Тех славян, которые в прошлые века занимали обширные пространства на берегу Балтики, принято называть балтийскими славянами. Группы были независимы друг от друга. Только опасность заставляла их на некоторое время объединиться друг с другом или с другими западнославянскими племенами в племенные союзы:

  • бодричи (военно-племенной союз), вагры, глиняне, древане;
  • лютичи (военно-племенной союз), ратари, руяне, словинцы, смолинцы;
  • лужичане лужицкие сербы (военно-племенной союз), мильчане;
  • Поморяне, предки нынешних кашубов, сленжане, богемы и другие.

Все эти племена и сейчас называются полабскими славянами . Жили они по течению Лабы, откуда и их название, являвшееся собирательным для ряда мелких пплемен. Каждая из этих групп состояла из более мелких племен, к которым принадлежали ветничи, или бетенчи, пыжичане, волиняне, выжичане, и др., которые селились по берегам небольших рек. В результате отсутствия надёжной взаимосвязи мелкие племена не были связаны в самостоятельное государственное объединение. Во второй половине VI века не менее трети земель современного немецкого государства на севере и северо-востоке были охвачены полабскими славянами. Славяне сменили «германские» племена лангобардов, ругов, лугиев, хизобрадов, варинов, велетов и прочих, обитавших здесь в античные времена и направившихся с побережья Балтийского моря на юг. Восточная половина Германии (до Эльбы), значительно опустевшая с уходом большей части живших там германских племен, постепенно была занята славянами. Подтверждением тому, что славяне жили на территории Германии с самых первых веков нашей эры, существует совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями, упомянутыми в римских источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной местности, известно около пятнадцати. Об этом свидетельствуют и множественные топонимы, которые они оставили после себя. «Немецкий» Берлин - это искаженное название древнейшего города полабских славян, основанного в I тысячелетии до н. э., и в переводе означавшее (бурлин) «запруда».
С X века германские феодалы начали систематическое наступление на полабских славян, сначала ради получения дани, а затем — с целью распространения на их землях своей власти путём основания военных областей (марок). Германским феодалам удалось подчинить полабских славян, однако в результате мощных восстаний (983, 1002) большая часть их, за исключением лужицких сербов, вновь стала свободной. Разрозненные славянские племена не могли оказывать должного сопротивления завоевателям. Сплочение отдельных племен под единой княжеской властью, было необходимо для совместной защиты их от агрессии саксонских и датских феодалов. В 623 году полабские сербы вместе с чехами, словаками, моравами, черными хорватами, дулебами и хорутанами объединились под предводительством купца Само, чтобы противостоять аварам. В 789 и 791 годах вместе с чехами полабские сербы снова участвуют в походах Карла Великого против Аварского каганата. При преемниках Карла Великого полабские племена несколько раз выходили из-под саксонской власти и снова попадали в зависимость.

В IX веке часть полабских славян подчинилась немцам, другая часть вошла в состав возникшей в 818 году Великоморавской державы. В 928 году полабские славяне объединились для оказания успешного сопротивления саксонскому королю Генриху Птицелову, захватившему территорию полабско-сербского племени гломачей и обложившему данью лютичей. Однако при Оттоне I лужицкие сербы вновь были всецело порабощены немцами, а их земли были отданы в ленное владение рыцарям и монастырям. В полабских землях мелкопоместными князьями назначались немецкие феодалы. В 983 году полабские славяне подняли восстание. Их отряды разрушали построенные германцами крепости, опустошали пограничные области. Славяне вернули себе свободу еще на полтора столетия.
Славянский мир, как эволюционно, так и под давлением Римской империи давно прошёл этап племенного устройства. Это было, хотя и не чётко организованная, но система протогосударств. Длительные войны с германскими феодалами пагубно сказывались на экономическом развитии полабских славян, тормозили процесс образования у них относительно крупных раннефеодальных государств. Вендская держава — раннефеодальное государство полабских славян: бодричей, лютичей и поморян, существовало с 1040-ых по 1129 годы на побережье Балтийского моря между устьями рек Лаба и Одра. Во главе стоял Готшалк (1044-1066г.г.) — князь бодричей. Пытаясь сплотить наметившийся союз полабских славян в борьбе против Биллунгов и их союзников, Готшалк в качестве господствующей религии для ободритов и лютичан избрал христианство. В результате его правления на землях ободритских племен были вновь возрождены церкви и монастыри, восстановлены кафедры: в Старгарде у вагров, в Велиграде (Мекленбурге) у ободритов и в Ратиборе у полабов. На вендский язык стали переводиться богослужебные книги. Процесс христианизации подрывал на местах власть полабской родоплеменной знати, которая была фактически отстранена от управления на землях Вендской державы. Против политики Готшалка возник заговор среди членов его семьи, представителей племенного нобилитета, языческих жрецов и покоренных им лютичей. Во главе заговора родоплеменной знати встал Блусс, женой которого была родная сестра Готшалка. В 1066 г. одновременно с отстранением архиепископа Адальберта от власти и с потерей им политического влияния, в Славонии началось восстание против Готшалка, центром к-рого стал г. Ретра, расположенный в земле лютичей. «Из-за верности Богу» князь был схвачен и убит в церкви язычниками. Ими также был убит Мекленбургский епископ Иоанн, которому «отрубили руки и ноги, а голову вонзили на копье в знак победы и принесли ее как жертву богам». Восставшие подвергли разорению и разрушению Гамбург, а также пограничные датские земли в р-не Хед. Народное восстание, подавил Князь Генрих (сын Готшалка), он призвал обратно немецких епископов и правил как вассал саксонских Биллунгов. Некоторыерые племена, например, раны не признавали Генриха и вместе с польскими князьями продолжали борьбу против немецкой агрессии. Ослабленная территориальными потерями и внутренними династическими неурядицами, Вендская держава распалась окончательно около 1129 года. В XII в. наступил заключительный этап борьбы полабских славян во главе с князем бодричей Никлотом против германской агрессии, организаторами которой были Генрих Лев и Альбрехт Медведь, стремившиеся окончательно поработить силами своеобразных крестоносцев славян за Лабою.

В походе принимали участие епископы, и прежде всего епископы славянских областей, вынужденные после славянских восстаний конца X и начала XI вв. покинуть свои епархии. Эти епископы, возглавляемые епископом гавельбергским, который назначался папским легатом при крестоносцах, мечтали вернуть потерянные десятины и иные доходы и земли, когда-то пожалованные им Оттоном I. К походу примкнули также датчане, терпевшие от славянских набегов, и даже бургундские, чешские и польские феодалы. После неудачи в первом Крестовом походе против славян в1147 году, Генриху Льву удалось в результате последующих походов на восток, захватить почти всю территорию бодричей и стать владельцем огромной территории к востоку от Эльбы. Тем самым с 1160 года владения славянских князей в Мекленбурге оказались в ленной зависимости у немцев. В 1167 году земли бодричей, за исключением Шверинского графства, были возвращены сыну Никлота Прибиславу, принявшему христианство и признавшему себя вассалом Генриха Льва. В 1171 году он основал Доберанский монастырь, выделил средства на Шверинское епископство и сопровождал Генриха в Иерусалим в 1172 году. Христианизация была для немецких феодалов лишь благовидным предлогом для хищений в славянских землях за Лабой.

У славян не было организующей политики, с которой немцы познакомились на юге — в бывшем Риме, приняв христианство, и фактически усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя. Со второй половины XII века полабско-балтийские славяне, находятся в немецком подданстве. Это означало для них не только утрату политической свободы, своей веры и культуры, но и своей народности, так как тот, кто не был уничтожен, стал подвергаться усиленной германизации, закреплявшейся обратной колонизацией немцами тех областей, в которых они когда-то обитали в начале нашей эры.

От Одера до Вислы расселились те, кого и называли соответственного их приморскому месту жительства, занимавших территорию к востоку от Одера и до границы области пруссов: Поморяне.

Точные границы расселения поморян неизвестны. Граница между лютичами и поморянами проходила по Одеру и разделяла эти враждебные племена. После распада лютичского союза, некоторые земли лютичей к западу от Одера перешли к поморянам, и территория их расселения изменилась. С востока были другие соседи — пруссы. Границы этой области пруссы перешли лишь в XII веке, завоевав так называемую Помезанию, расположенную между Вислой и Дрвенцой. В 13 веке земли пруссов были захвачены Тевтонским орденом. Начался массовый приток литовского и польского населения в регион. В результате в начале XVIII века произошло полное исчезновение пруссов как отдельной народности. На юге границей между поморской и польской областями были реки Варта и Нотец, но это лишь по названию, так как действительной границей был обширный непроходимый девственный лес. Лишь по нижнему течению Вислы поляки продвигались в области Коцева и Хельмно, а вскоре они стали продвигаться и к морю...

Поморяне — это союз племен, в который входили значительно отличавшиеся друг от друга племена — это кашубы, занимавшие область от устья Вислы до Жарновского озера, простиравшуюся до линии Бытов, Ленборк, Мястко, Ферстново, Камень, и словинцы, селившиеся у Лебского озера. На западе их земли граничат с Германией. В средние века кашубы расселялись в западных районах Поморянии, в бассейне реки Парсенты у города Колобжег. В XIII веке Кашубией называли западную Поморянию. Кашубы - потомки древних поморян, в настоящее время живут на побережье Балтийского моря, в северо-восточных районах Польши.

Единственными сохранившимися до наших дней языком поморян остался кашубский, носители остальных поморских языков перешли на немецкий. Сохранению кашубского языка способствовало то, что часть Поморья к западу от Гданьска поддерживала связи с Польским государством и длительное время находилась в его составе. В отношении языка поморских славян до сих пор идет спор, относить ли его к польскому языку и рассматривать лишь как диалект польского языка или же причислить к группе самостоятельных языков.

Всякая входящая в Поморянию область имела свой политический центр — град, с окружавшей его территорией. Далее располагались другие, более мелкие, грады.

В IX веке некоторые славянские поселения у устья Одры, такие, как Щецин и Волин, а также Колобжег, преоброзовывались в плотно застроенные поселения, окружённые укреплениями, с торговыми центрами, в которых устраивались торги, например, в Щецине два раза в неделю. Население — это ремесленники, рыбаки, купцы, было в своей основной массе свободное, отягощённое только соответственными данями и повинностями в пользу публичной власти. Кое — где поселялись пришельцы, которые пользовались значительной свободой действий.

Уже в X в. из укреплённых пунктов, вокруг которых первоначально располагались многие славянские деревни, выросли города, представлявшие собой военно-административные центры отдельных племён или их союзов: Бранибор — центр племени гаволян, Ретра- главный пункт четырёх лютических племён, Микелин или Мекленбург- в земле ободритов. Эти города в X-XI вв. вели оживлённую торговлю с Саксонией, Данией, Швецией и Русью, вывозя хлеб, соль и рыбу. Постепенно в славянских городах развилось и ремесленное производство: ткацкое, гончарное, ювелирное и строительное. Постройки в славянских городах отличались красотой, поражавшей современников. Многочисленные города западных славян строились из дерева, как и позже на Руси. Само слово «город» означало «огороженное пространство». Чаще всего огорожа состояла изо рвов, заполненных водой, из ручья с измененным руслом, и валов. Валы – это присыпанные землей бревна, в которые вставляли направленные вовне заостренные на концах мощные колья.

Такие защитные сооружения достигали в высоту пяти (и выше) метров, столько же – в ширину. Именно такие городища и были раскопаны немецкими археологами. Например, Торнов на берегу Шпрее. Всего к западу от Одера в землях полабских славян раскопано полтора десятка городищ IX–XI веков, но это лишь незначительная часть из некогда существовавших здесь городов.

В 40 — 60-х годах XII века Поморяния представляла собой федерацию славянских княжеств, возглавлял которую славянский город Щецин, решения которого были значимы для других княжеств и городов. Щецин представлял интересы Поморянии перед польским князем, добиваясь снижения дани. Верховный орган — Народное собрание — ВЕЧЕ собиралось в граде, но в нем участвовало славянское население и из сельской округи града. Воля князя была непреклонна для всех поморян: когда князь поморян зимой 1107—1108 при встрече с польским князем Болеславом Кривоустым, приблизясь к Болеславу, склонился перед ним и объявил себя верным ему рыцарем и слугой, польский князь без единого сражения смог в течение недель присоединить почти всё княжество Поморянию.

Присоединение Поморья и Сербо-Лужицких земель способствовало укреплению славянства в этих земелях и в дальнейшем их противостоянию германизации. В 11-12 веках князья Поморянии совершали походы на Польшу.

Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья — и овёс. В VII-VIII веках преобладала в питании говядина, но в последующие столетия её почти полностью заменила свинина. В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. Многие реки и озёра и море, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с VI-VII веков поморяне занимались варением соли.

Около 1000 г. поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии. Соль была одним из важнейших предметов торговли как импортной, так и экспортной - в зависимости от наличия ее в той или иной славянской области. Существовали области, заселенные славянами, где соли не было, однако были области, богатые этим минералом, где и развивалась соляная торговля. Соль была известна еще индоевропейцам, у которых для нее было общее название, а отсюда вытекает, что и славяне знали и употребляли соль уже в доисторическую эпоху. Каким путем добывали ее в те времена, нам неизвестно, так как об этом нет никаких сообщений; возможно, ее получали, как и у других северных народов, путем заливания соленой водой горящих дров, с которых собирали затем пепел, перемешанный с солью.

Первые сообщения об употреблении славянами соли в пище и в качестве предмета торговли появляются лишь в IX веке н. э.; в то время славяне применяли уже несколько способов добывания соли в зависимости от условий ее местонахождения. На побережье Адриатического, Эгейского и Черного морей преобладали древние солеварни, где вода выпаривалась на солнце. Выпаривали воду и на больших железных сковородках, называемых в латинских источниках sartago, а в славянских - чрен, черенъ. До настоящего времени так вырабатывается соль в Боснии или в Галиции, где соленосное сырье выкапывается из ям. Со сковородок снимали куски соли наподобие караваев хлеба, затем делили эти куски на части, для которых сохранилось несколько древних терминов, например: голважня, груда. Вываренная соль была дорогим товаром, поэтому солевары-варяги были хорошо вооружены и сплочены для защиты в дороге своего продукта, которым они торговали повсеместно. Первоначально варяги были целиком из славян, а в дальнейшем в их число стала входить и пассионарная молодёжь из Скандинавии. Само слово «варяг» означало «солевар» от слова варити, то есть выпаривать-варить соль. Отсюда и название варежка — варега, которая использовалась солеварами для защиты рук от ожегов, а впоследствии варежка пригодилась и в северных краях зимой для защиты рук от мороза. Есть и другое толкование слова «варяг» — от значения на санскрите слова вода — «вар». В этом случае «варяги» означает людей, живущих у воды, поморов.

В X веке там происходит расцвет дальней торговли. Свободные племена поморян к X веку н. э. постепенно объединились в более крупные союзы. Поморье имеет контакты почти со всеми европейскими странами. Отсюда в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши — солёная селёдка. Помимо связей со Скандинавией, которые поддерживали города Волин, Щецин, Камень, Колобжег, Гданьск, устанавливаются устойчивые отношения с Русью и другими славянскими землями, среди которых особо следует выделить внутренние польские области. Кроме того, налаживаются отношения с пруссами, Византией, некоторыми арабскими странами, Англией и Западной Европой. Связи с пруссами проявились не только в появлении импортных прусских изделий, но и в образовании некоторых новых черт культуры, например распространении металлических оковок ножен ножей, а также, может быть, в облике некоторых языческих идолов. С другой стороны, пруссы переняли формы поморянской керамики. Влияние керамического производства поморян распространилось также на Скандинавию.Появляются большие торговые центры Щецин и Волин, в которых устраивались торги и в например, в Щецине два раза в неделю.

Происходит расцвет местного производства. Довольно рано здесь стали изготавливать на токарном станке янтарные бусы. К VI или VII в. относится находка в Толищеке: в глиняном сосуде находились серебряные кольца и бусы из стекла, янтаря и глины, ожерелье из стеклянных бус, и другое — из янтарных, в том числе шлифованных. Материалы раскопок, например, в Колобжеге-Будзистова указывают на то, что в последующие столетия работы по янтарю, кости и рогу выполнялись одними и теми же ремесленниками или в одних и тех же мастерских.

Развиваютсяметаллургия и кузнечные ремесла. Основу для роста металлургии создавали болотные, луговые и частично озерные руды. Главные центры добычи железа находились в основном в деревнях. Крицы (крицей называется рыхлая, губчатая, пропитанная шлаком железная масса, из которой посредством разных обработок получается кричное железо или сталь ) выплавляли в печах-домницах. Для нагрева применялся древесный костровой уголь. В городищенских центрах происходила переработка сырья; там же возникали кузни. В городах Радаще в Кендржино, Волине, Щецине, Колобжеге и Гданьске появляются производственные мастерские, вырабатывавшие олово и свинец. В землях славян обнаружены богатые месторождения серебра. Среди серебряных украшений имеются формы, которые, несомненно, изготавливались в Поморье.

Территория свободного Поморья переходила несколько раз во власть к Польше или Германии, которая в то время была частью Римской империи. Только в 995 г. Поморье признало зависимость от польского князя Болеслава Храброго. В начале XI века (1018 год) Болеслав Храбрый присоединил Лузицию к Польше, но уже в 1034 году она вновь попала под власть немцев. В этот же период на какое-то время вновь приобретают независимость и земли поморян. В 1110 г. польский король Болеслав Кривоустый вновь присоединил поморян, сохранивших славянское язычество, к Польше, князья поморян при этом не лишились своих уделов.

Польское владычество над Поморьем продлилось не долго. Поморяне сопротивлялись польской власти и раз за разом поднимали восстания, тем более, что поляки не только пытались иметь политическую власть над поморянами, но и христианизировать их, что вызывало у последних особое возмущение. В 1005 г. восстал Волин, но к 1008 году Болеславу удалось восстановить свою власть над Поморьем. Но в результате нового восстания волинян после 1014 г. позиции Польши в Поморье вновь ослабли. Было ликвидировано ранее основанное епископство в Колобжеге и процесс христианизации Поморья был прерван.

Присоединение Поморянии к Польше во второй половине X века имело далеко идущие общественно-политический последствия для этих земель. Многие грады были уничтожены, а некоторые из них, выполнявшие в XII веке функции кастелянских центров, были расширены. В Колобжеге Болеслав Храбрый расположил свой главный церковный центр. В XII веке Болеслав Кривоустый сумел подчинить своей власти восточную Поморянию с городом Гданьск, и поставить в политическую зависимость князей западной Поморянии. Возникшее поморянское княжество Вартислава во многом подражало устройству польской монархии Пястов, заимствовало многие элементы ее строя, что проявлялось в функционировании системы даней и повинностей, организации двора, администрации, судов и др.

С конца XIII века немецкие феодалы возобновляют последовательный захват земель полабских и поморских славян, сопровождающийся их германизацией. В городах запрещается говорить на славянском языке, на немецкий язык переводится всё делопроизводство, на немецком языке ведется обучение в школах, заниматься каким-либо привилегированным ремеслом можно только при условии владения немецкой речью. Такие условия вынуждали сербское население усваивать язык и культуру немцев. Славянские диалекты сохраняются практически только в сельской местности. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Наиболее активно процесс германизации проходил в западных землях полабских славян. Во время Тридцатилетней войны (1618—1648) здесь погибло более 50% сербов, в результате чего ареал распространения славян на территории Германии значительно сократился. Язык славян и их обычаи дольше всего удерживались в герцогстве Мекленбург и Ганноверском Вендланде.

Западные славяне долго сохраняли языческую традицию. Особое развитие она получила у обитателей польского Поморья. Новый король Польши Болеслав Кривоустый понял, что для присоединения Поморья к Польше необходимо устранение религиозного различия. Проповедовать в Поморье вызвался епископ Бамбергский Оттон после того, как Болеслав обратился к нему с этой просьбой. Язычники поначалу оказывают какое-то сопротивление, но насаждение нового культа проходит весьма агрессивно, с применением жестоких мер по отношению к приверженцам старины. Проехав через несколько городов, Оттон в1127 году прибыл в Волин. Перед этим он побывал в Щетине. Для обсуждения вопроса о принятии христианства в Щецин был созван народ бесчисленный — язычники из деревень и градов. Часть знатных людей города, которые и до того были склонны к христианству, решили изгнать «из пределов отечества» языческих жрецов и в религии следовать руководству Оттона. После этого в Волине Оттон не встретил никакого сопротивления. Город последовал примеру Щетина, как там было принято, и Оттон продолжил свой путь. Так было положено начало христианизации Поморья. У поморян оно распространяется вместе с принятием христианства Великой Моравией и Польшей, у полабских славян – вместе с распространением немецкой (саксонской) власти. Среди поморян ослабляло их недовольство поляками – теперь у них была одна религия.

Главное святилище поморян находилось в Щецине. Были в городе Щецине четыре контины, но одна из них, главная, была сооружена с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи она имела скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими. Было также здесь изваяние тройное, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав.

Триглав — трёхглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землёй и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них. Были у них и другие боги. Они поклонялись Святовиту, Триглаву, Чернобогу, Радигосту, Живе, Яровиту. Богам посвящались храмы и рощи. До сих пор в землях, населявшихся полабскими и поморскими славянами, находят свидетельства языческой культуры. Одним из них является Збручский идол, а также микрожинские рунические камни.

Жители Колобрега поклонялись морю, как жилищу каких-то богов. Как и другие язычники, поморяне приносили богам жертвоприношения. Но человеческих жертвоприношений они не практиковали.

У всех балтийских славян были жрецы. Но в отличие от лютичей и руян, власть и влияние жрецов у поморян не были значительны. Важную информацию об уровне медицины того времени представляют славянские телесные захоронения 10-12вв. Наибольший интерес представляют сложнейшие операции на черепе — трепанации. Они известны и в гораздо более ранние времена – так, например, черепа с трепанациями известны и у культуры мегалитов в том же Мекленбурге. И если цель их и не полностью ясна, и предполагается, что они имели мистический и культовый характер, то о сложности подобных операций говорить излишне.Концом славянского язычества в Полабье явилось разрушение святилища Святовита в Арконе.

Кроме собственно трепанации, у балтийских славян известна так же и трепанация символическая. Пациенту в этом случае не полностью удалялась часть черепа, а лишь надрезался или соскребывался верхний слой кости.

Считается, что подобным образом могли «лечить» ранения головы. Наиболее вероятно, что проводились операции языческими жрецами. Прямых средневековых свидетельств о подобных практиках у славянских жрецов не сохранилось, но известно, что жрецы кельтов были искусны в подобном врачевании. Техника проведения таких сложных операций, как трепанация, исчезла сразу с принятием христианства — когда было уничтожено жречество. Славяне сохраняли веру в то, что языческие идолы могут излечить от болезней. Как только что в принявшем христианство поморском городе Щецине разразилась эпидемия чумы, жители города восприняли её, как месть Триглава, чей идол был, незадолго до этого, свергнут христианами. Терзающие со средневековья Европу повальные эпидемии, связывают напрямую с тем, что вместе с уничтожением язычества в Европе были утрачены и накапливаемые тысячелетиями медицинские знания жрецов.

Полабские и поморские славяне к настоящему времени почти полностью ассимилированы немецким и польским народами. Из многочисленных племен, населявших в VI – XI веках нашей эры обширные территории Полабья, сейчас ассоциируют себя со славянами только лужичане (Федеративная Республика Германии) и кашубы (Польская Республика). В настоящее время Западная Померания является частью германской земли Мекленбург-Передняя Померания, остальная часть является польской территорией.

Славянские народы относятся к одной из самых многочисленных этноязыковых групп на территории Евразии и Европы. Несмотря на это, их история изобилует белыми пятнами. Более того, некоторые ученые считают, что история славян не единожды переписывалась, а значит, выявить из обилия информации достоверные факты невероятно сложно. Однако год от года историкам удается собрать воедино все больше данных о жизни наших предков и их культурных традициях. А они, как уверяют специалисты, весьма разнообразны. Ведь славяне никогда не были единой народностью с идентичными верованиями, культурой и языком. Они были расселены по довольно обширным территориям, поэтому с течением времени приобретали все больше различий между собой.

В нашей статье рассмотрены историческое развитие западных славян, их самобытность и религиозные верования, существенно отличающиеся от народов, которые принято называть восточными и южными славянами.

Краткая характеристика этноязыковой группы

Западные славяне, как, наверное, уже понял наш читатель, представляют собой некую общность племен, объединенных единым названием, культурными ценностями и традициями. Историки утверждают, что данная группа выделилась в результате расселения племен по различным территориям. Это и стало катализатором, запустившим процесс обособления одних славян от других.

Для многих остается непонятным, кто относится к западным славянам. Ведь в общую этноязыковую группу входит довольно много племен. Самыми яркими представителями названного блока являются хорваты, чехи, поляки, поляне и тому подобные народности.

Славянские народы, как утверждают историки, даже на начальном этапе исторического развития никогда не были едины. Они имели определенные различия, обусловленные проживанием в той или иной местности. Изначально их сложно было назвать заметными и сколько-нибудь существенными, однако, спустя время, культурная пропасть между славянскими народами стала только увеличиваться. На это повлияли в основном два фактора:

  • массовое переселение на новые территории;
  • скрещивание с представителями иных этнических групп.

Первая волна переселения сменилась новой, и постепенно на освоенных землях создавались общины, существенно отличавшиеся от своих прототипов. Культурные и торговые связи между славянскими племенами стали рваться, на что в значительной мере повлияло расстояние. Можно сказать, что именно данный момент считается той точкой отсчета, в которой берет начало обособленная история западных славян.

Если чуть более подробно рассматривать тему расселения племен, то нужно отметить, что оно происходило по трем направлениям: юг, восток и запад. Славяне, которые позже стали называться западными, направились на земли Среднего Подунавья, а также заселили территории между Одером и Эльбой.

Территория западных славян

Историки пишут о том, что процесс отделения данной славянской ветви начался еще до нашей эры и продолжался на протяжении нескольких столетий. Именно в этот период формировались те самые черты, которые в будущем стали основой новой этнической группы. Первое, что объединяло переселившиеся племена, - это территориальные границы.

Расселение западных славян представляло собой длительный процесс, в результате которого были заняты обширные территории:

  • река Одра;
  • река Лабе;
  • река Заала;
  • средний Дунай.

По последним данным можно судить о том, что славяне дошли вплоть до современной Баварии и даже вступали в военные конфликты с древними германскими племенами. Интересно, что на сегодняшний день к славянским относят более ста племен, из них западными являются приблизительно пятьдесят этнических групп, принесших на новые земли свои традиции.

Историки, изучая язык и культуру народов, ведущих свою историю от западнославянской группы, отметили, что последние имеют много общего со своими предками. Это прослеживается в этимологии названий и в первую очередь в религиозных верованиях, игравших очень важную роль вплоть до принятия христианства.

Кстати, многие ученые считают тот факт, что славяне, освоившие западные территории, приняли христианскую религию по типу католицизма, еще одним нюансом, разделившим некогда братские народы. Однако даже во времена древних западных славян религиозный раскол между ними уже наблюдался и в дальнейшем только изменил свою форму и масштабы.

Религиозные верования

До принятия христианства описываемый народ относился к язычникам, почитающим не только определенных божеств, но и духов природы, а также животных. Отличительной чертой славянских религиозных культов является тот факт, что они часто не выделяли отдельных богов, а поклонялись духам в целом. К примеру, в лесу, по верованиям древних племен, обитало огромное количество божеств. Поэтому, отправляясь на охоту либо собирать лесные дары, наши предки обращались сразу ко всем, прося их милости и защиты.

Примечательно, что славяне верили и в демонов. Однако в их представлениях они не являлись злобными сущностями. Древние народы считали, что демоны - это всего лишь души животных, растений и камней. Они могут жить в определенных предметах, но при необходимости выходят из них и путешествуют по миру.

Тотемизм или почитание прародителя-животного тоже было широко распространено в племенах. Особенно важен этот культ был для западных славян. Каждое племя выбирало свое тотемное животное и поклонялось ему, однако убийство священного зверя не считалось чем-то преступным. Данный факт является существенным отличием между славянским тотемизмом и тем видом, который он в дальнейшем принял, к примеру, в Египте. Интересно, что некоторые историки считают легенды об оборотнях, столь распространенные в Европе, результатом влияния подобных культов. Многие славянские общности почитали волков и во время ритуальных мероприятий надевали их шкуры. Порой обряд требовал передвижений в таком виде по местности, что, естественно, смотрелось дико и даже ужасающе для случайных путников.

В язычестве западных славян было принято служить богам на специально сооруженных местах, где устанавливались идолы. Капища, как их называли, устраивались в основном на холмах, которые отлично просматривались со всех сторон. Рядом располагалось место для жертвоприношений или требник. Языческие культы всегда подразумевают приношение в жертву животных во время обрядового служения.

Западные славяне после своего окончательного оформления в обособленную общность немного видоизменили капища. Они стали строить их закрытыми и помещали внутрь всех идолов одновременно. Примечательно, что входить в это подобие храма могли только волхвы. Рядовые члены племени имели возможность присутствовать при некоторых ритуалах рядом с капищем, но большая часть обрядов была скрыта от посторонних глаз.

Боги западных славян мало чем отличались от божеств своих восточных и южных собратьев. И это вполне закономерно, ведь у всех славян был общий пантеон богов. Хотя каждое племя отдельно почитало своего идола, считающегося покровителем именно этой общности. Если обратиться к классификации божеств, то можно сказать, что они делятся на три группы:

  • высшие;
  • средние;
  • низшие.

Подобное разделение соответствовало пониманию мироустройства, согласно которому наш мир состоит из трех уровней: Явь, Правь и Навь.

Славянские божества

В религии древних славян высшая группа богов включала в себя представителей небесной сферы таких как Перун, Сварог, Даждьбог и других. У большинства племен Перун являлся верховным божеством, так как он отвечал за гром и молнии. Чуть позже он стал считаться покровителем княжеской дружины и находился в данном статусе вплоть до принятия христианства. Однако западные славяне почитали его как рядовое божество высшего уровня. Среди них он был известен как Перкунас.

Интересно, что описываемая группа выше остальных духов и богов чтила Сварога. Когда-то для всех племен он являлся высшей силой, так как владел огнем и металлом. Наши предки верили, что он не только дал народу огонь и научил плавить металл, но и спустил свыше некий свод правил и предписаний, касающихся всех сторон жизни. К примеру, именно Сварог повелел мужчине иметь только одну женщину и брать ее в жены до конца своих дней.

Западные славяне называли его Свентовит, и со временем он превратился в бога войны. Для его прославления строили святилища, где абсолютно все, включая стены и крышу, было красного цвето. Само божество изображалось с четырьмя головами, повернутыми во все стороны света. Обычно в его руках был охотничий рог, который жрецы наполняли вином один раз в год. По истечению этого срока они смотрели, сколько вина осталось на дне сосуда и делали предположение о будущем урожае.

Боги средней группы были приближены к земле, людским потребностям и страхам. Среди них очень почитаема была Лада - богиня плодородия. К низшей группе относились различные духи и сущности: русалки, лешие, домовые.

Резюмируя, можно сказать, что религия древних славян практически не видоизменилась в результате расселения племен по разным территориям. До принятия христианства в ней прослеживались общие узнаваемые черты.

Несколько слов о племенах

В статье уже вскользь упоминалось о том, какие народности можно отнести к западным славянам. Однако эта информация не раскрывает всего разнообразия этих групп, имеющих общие корни. Хочется отметить, что на первом этапе своего расселения на новые территории славяне активно создавали военно-племенные союзы. Подобные сообщества имели явные преимущества, так как позволяли быстрее осваивать земли, налаживать торговлю, выстраивать укрепленные поселения и даже постепенно переходить от обороны к захвату новых территорий.

Историки делят всех западных славян на несколько групп. Самой многочисленной из них были полабские славяне. Под этим названием объединено несколько племен и военно-племенных союзов. Самыми крупными союзами считались бодричи, лужичане и лютичи. Последние, кстати, поклонялись волкам и внушали настоящий ужас своим соседям. Их военно-племенной союз объединял между собой пятнадцать племен.

Также ученые выделяют польские (куявы, любушане, гопляне), силезские (ополяне, слупяне, дедошане) и чешские племена (ходы, дудлебы, ганаки). Кроме перечисленных существовали и поморяне (словинцы, кашубы и так далее).

Если упоминать о расселении, то западнее всех находились ободриты. Они обустраивали свои поселения, начиная от Кильской бухты и далее вдоль рек. Их южными и восточными соседями были лютичи. Так как они являлись многочисленным племенем, то активно заселяли побережье Балтики. Практически совсем рядом с ними находился остров Рюген. Он полностью принадлежал руянам. А огромные территория от Одры до Вислы занимали поморяне. Также их поселения часто встречались и у реки Нотечь. Соседями западных славян этой группы были польские племена, расселившиеся небольшими сообществами на плодородных землях, пригодных для земледелия.

Интересно, что несмотря на общие корни и большое количество идентичных культурных традиций, славянские племена являлись разрозненными. Между ними не были налажены связи, а объединение происходило только под влиянием общей угрозы. Ученые считают, что именно нежелание племен вести политику объединения и развиваться в данном направлении тормозило переход к государственности, несмотря на обилие предпосылок к появлению единой централизованной власти.

Возникновение и ассимиляция западной группы

Истоки зарождения славянской этнической группы ученые ищут приблизительно в I веке до нашей эры. Именно в этот период малочисленные прославянские племена объединились с венедами, обитавшими восточнее германских земель. Ко II веку к данной группе присоединились и иные племена, которые стали составлять единый культурный пласт со схожей языковой базой.

С III по VI век славяне начали свое расселение по различным территориям, занимая Прибалтийское побережье, бассейн Эльбы, Вислы, Одера и Дуная. Византийские летописцы отмечали, что постоянно встречали многочисленные племена славов, как тогда называли славян. Они уверенно продвигались по дунайским территориям и в процессе налаживали контакты с коренным здешним населением - германцами.

Главным их занятием вплоть до VIII века являлось земледелие. Скотоводство было после него на втором месте, так как скот использовался для пахоты. К VI в. западные славяне сумели освоить два вида земледелия:

  • подсечно-огневое;
  • пашенное.

Последнее являлось более передовым и требовало использования железных орудий труда. Их каждое племя производило самостоятельно и делало это очень искусно.

Интересно, что, переселившись на новые земли, славяне стали тесно контактировать не со своими собратьями, а с соседями, постепенно перенимая и их культурные традиции. Западные славяне в зависимости от места своего обитания попадали под влияние германцев, греков, фракийцев и других народов. В итоге они в буквальном смысле ассимилировались, приобретая все больше черт от более развитых культур.

Первые славянские государства

К VII веку западные славяне стали образовывать первые государства. Они возникали в бассейне Дуная и Лабы. Причиной их формирования служили классовое расслоение и постоянные войны с германскими племенами. Первое славянское государство было образовано чешскими и словенскими племенами, а также полабами. Все они объединились под властью одного единственного князя, правившего до середины VII века.

Столица западных славян во время правления князя Само располагалась недалеко от сегодняшней Братиславы и являлась довольно укрепленным поселением. Молодое государство очень быстро наладило торговые связи с соседними племенами, что вызвало недовольство германцев. Война с ними оказалась удачной для Само, однако его государство не просуществовало долго. Смерть князя привела к его распаду. На месте некогда единого центра возникло несколько мелких объединений, создававшихся на принципах государственности.

С VII по IX век на моравской равнине существовало уже более тридцати подобных центров. Они представляли собой укрепленные поселения, дававшие крышу над головой и защиту целой общине. Ее главой являлся князь, а внутри населенных пунктов активно развивалось ремесло, кораблестроение, добыча руды, земледелие и скотоводство.

Начало VIII века ознаменовалось образованием Великой Моравской державы, которая стала вторым по счету западнославянским государством в истории. В ее основу легли земли нескольких племен:

  • моравов;
  • чехов;
  • словенцев;
  • сербов;
  • полабских славян;
  • польских славян.

Территория державы была довольно обширна и граничила с Баварией, Болгарией и Хорутанией. С IX века княжество начало укрепляться, чему способствовала мудрая политика ее правителя - Моймира. Последующее столетие государство расширялось за счет захвата соседних земель и по политическому курсу князей, выступавших за укрепление державы и ее связей с православным миром.

С этими целями в княжество были приглашены даже широко известные Кирилл и Мефодий, проводившие богослужения по православному образцу, что очень не устраивало католических священников, мечтавших взять под свою власть столь богатые земли.

Со временем им удалось внести раздор между моравскими князьями и в конце IX в. из единой державы стали постепенно выделяться небольшие удельные княжества. Первыми отделились чешские славяне, создав два независимых княжества, стремившихся наладить отношения с Русью.

Образование польских государств

Польские славянские племена проходили свой путь развития. Начальный этап их объединения относится к IX в. Изначально данный процесс происходил вокруг нескольких центров, но вскоре сформировалось два независимых государства: Малая Польша и Великая Польша. Первое было захвачено моравскими правителями в конце IX века, а второе стало единственным древнепольским государством.

Его становление пришлось на начало XI века, когда окончательно сформировалась система государственного управления. Она базировалась на городах и их правителях. Они одновременно выполняли массу функций, среди которых были, к примеру, военные и судебные.

Интересно, что отношения Великой Польши с соседями всегда складывались сложно. Нередко между ними возникали военные конфликты, решаемые не в пользу польского государства. Стоит отметить, что его позиция была довольно слаба, поэтому приблизительно с середины XI в. оно периодически попадало в вассальную зависимость от более сильных соседей.

Культура западных славян

Культурные традиции западнославянской группы формировались под влиянием более развитых государств. Они с одной стороны способствовали быстрому культурному росту племен, однако лишили славян возможности пройти свой путь и сохранить самобытность. С момента принятия христианства влияние Запада только усилилось, теперь оно подкреплялось священниками, насаждавшими свои обряды и даже язык. Западные славяне на долгие годы были вынуждены разговаривать и писать на латыни. Лишь к XIII веку в некоторых государствах стала развиваться собственная письменность.

Культурные традиции разных западнославянских племен заметно отличались, поэтому довольно сложно рассказать обо всех них в одной статье. Достаточно привести несколько характерных черт культурного развития данной группы на примере сравнения двух государств - чешских княжеств и Великой Польши.

В чешском государстве летописи на родном языке велись с XII века, что позволило через два столетия сложиться литературному и театральному искусству. Интересно, что на сцене нередко ставили сатирические произведения. Это являлось большой редкостью для того времени. А вот польская литература начала формироваться только в XIII веке. Причем на протяжении долгого времени преподавание велось только на латинском языке, что существенно тормозило развитие литературного направления.

Чешская архитектура отличается неким симбиозом романского и готического стилей. Наибольшего расцвета это искусство достигло к XIV веку, тогда как польская архитектура достигла своего пика только к XV веку. В Великой Польше преобладал готической стиль, к которому относят большую часть памятников западнославянской архитектуры.

В целом можно сказать, что к XV в. во многих западнославянских государствах наблюдался подъем в живописи, архитектуре, скульптуре и науке. Культурные достижения этого периода сегодня являются настоящим достоянием современных государств.

Вместо заключения

История славян более интересна и насыщена событиями, чем это может показаться с первого взгляда. Однако до сих пор она полностью не изучена и хранит множество секретов.

В истории славян немало белых пятен, что даёт возможность многочисленным современным «исследователям» на основании домыслов и недоказанных фактов выдвигать самые фантастические теории о происхождении и формировании государственности славянских народов. Часто даже понятие «славянин» понимается превратно и рассматривается как синоним понятия «русский». Более того, существует мнение, будто славянин - это национальность. Всё это заблуждения.

Кто такие славяне?

Славяне составляют крупнейшую в Европе этноязыковую общность. Внутри неё существуют три основные группы: (т. е. русские, белорусы и украинцы), западные (поляки, чехи, лужичане и словаки) и южные славяне (среди них назовём боснийцев, сербов, македонцев, хорватов, болгар, черногорцев, словенцев). Славянин - этоне национальность, так как нация - более узкое понятие. Отдельные славянские нации сформировались относительно поздно, в то время как славяне (а точнее, праславяне) выделились из индоевропейской общности за полторы тысячи лет до н. э. Прошло несколько веков, и о них узнали античные путешественники. На рубеже эпох славяне упоминались римскими историками под именем «венедов»: из письменных источников известно, что славянские племена вели войны с германскими.

Считается, что родиной славян (точнее, местом, где они сформировались как общность) была территория между Одером и Вислой (некоторые авторы утверждают, что между Одером и средним течением Днепра).

Этноним

Тут имеет смысл рассмотреть вопрос о происхождении самого понятия «славянин». В старину народы часто назывались по имени реки, на берегах которой они обитали. Днепр в древние времена как раз именовался «Славутич». Сам корень «слав», возможно, восходит к общему для всех индоевропейцев слову kleu, означающего молву или известность. Есть и еще одна распространённая версия: «словак», «цловак» и, в конечном итоге, «славянин» - это просто «человек» или «человек, говорящий по-нашему». Представители древних племен всех чужаков, говоривших на непонятном языке, вообще не считали людьми. Самоназвание любого народа - например, «манси» или «ненец» - в большинстве случаев означает «человек» или «мужчина».

Хозяйство. Общественный строй

Славянин - это земледелец. Обрабатывать землю научились еще в те времена, когда у всех индоевропейцев был общий язык. На северных территориях практиковали подсечно-огневое земледелие, на юге - перелог. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, лён и коноплю. Знали огородные культуры: капусту, свеклу, репу. Славяне жили в лесной и лесостепной зонах, поэтому занимались и охотой, и бортничеством, а также рыбачили. Еще они разводили скот. Славяне изготавливали качественное по тем временам оружие, керамику, сельскохозяйственные инструменты.

На ранних этапах развития у славян существовала которая постепенно эволюционировала в соседскую. В результате военных походов из общинников выделилась знать; знать получила земли, и общинный строй сменился феодальным.

Общаяв древности

На севере славяне соседствовали с балтийскими и на западе - с кельтами, на востоке - со скифами и сарматами, а на юге - с древними македонцами, фракийцами, иллирийцами. В конце 5-го века н. э. они дошли до Балтийского и Черного морей, а к 8-му веку достигли Ладожского озера и освоили Балканы. К 10-му веку славяне занимали земли от Волги до Эльбы, от Средиземноморья до Балтики. Эта миграционная активность была обусловлена нашествиями кочевников из Средней Азии, нападениями соседей-германцев, а также изменением климата в Европе: отдельные племена вынуждены были искать себе новые угодья.

История славян Восточно-Европейской равнины

Восточные славяне (предки современных украинцев, белорусов и русских) к 9-му веку н. э. заняли земли от Карпат до среднего течения Оки и Верхнего Дона, от Ладоги до Среднего Поднепровья. Они активно взаимодействовали с местными финно-уграми и балтами. Уже с 6-го века мелкие племена стали вступать в союзы друг с другом, что знаменовало зарождение государственности. Во главе каждого такого союза стоял военный вождь.

Названия союзов племен известны всем из школьного курса истории: это и древляне, и вятичи, и северяне, и кривичи. Но наибольшую известность получили, пожалуй, поляне и ильменские словене. Первые обитали по среднему течению Днепра и основали Киев, последние жили на берегах Ильмень-озера и построили Новгород. Возникший в 9-м веке «путь из варяг в греки» способствовал возвышению и, впоследствии, объединению этих городов. Так в 882 году возникло государство славян Восточно-Европейской равнины - Русь.

Высшая мифология

Славян нельзя назвать В отличие от египтян или индийцев, они не успели выработать развитой мифологической системы. Известно, что славян (т. е. мифы о происхождении мира) имеют много общего с финно-угорскими. В них тоже присутствует яйцо, из которого «рождается» мир, и две утки, по приказу верховного бога приносящие со дна океана ил для создания земной тверди. Поначалу славяне поклонялись Роду и Рожаницам, позже - персонифицированным силам природы (Перуну, Сварогу, Мокоши, Даждьбогу).

Существовали представления о рае - Ирии (Вырии), (Дубе). Религиозные представления славян развивались по той же схеме, что и у других народов Европы (ведь древний славянин - это европеец!): от обожествления природных явлений до признания единого Бога. Известно, что в 10-м веке н. э. князь Владимир пытался «унифицировать» пантеон, сделав верховным божеством Перуна - покровителя воинов. Но реформа провалилась, и князю пришлось обратить внимание на христианство. Принудительная христианизация, впрочем, так и не смогла полностью уничтожить языческие представления: Илью-пророка стали отождествлять с Перуном, а Христа и Богородицу стали упоминать в текстах магических заговоров.

Низшая мифология

Увы, мифы славян о богах и героях не были записаны. Зато эти народы создали развитую низшую мифологию, персонажи которой - лешие, русалки, упыри, заложные, банники, овинники и полуденицы - известны нам из песен, былин, пословиц. Еще в начале 20-го века крестьяне рассказывали этнографам о том, как уберечься от оборотня и договориться с водяным. Некоторые пережитки язычества живы в народном сознани до сих пор.