Наука о животных. Зоология – наука о животных Зоология – наука о животных
Зоология (от греч. «зоон» - животное и «логос» - учение) - это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.
По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов. Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная - 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые. Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие - в воде, третьи - в воздухе. Многие животные обитают в земле.
Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.
Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные - источник пищи, шерсти, кожи. Животные широко используются для научных исследований - на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные - помощники человека в труде, спорте, отдыхе. И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.
Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.
Выделяют различные разделы зоологии, в зависимости от их области изучения:
- Морфология (исследует строение животных);
- Сравнительная морфология (сравнивает строение различных групп животных);
- Экология животных (исследует взаимоотношение животных с окружающей средой и между собой);
- Этология (изучает поведение животных);
- Зоогеография (изучает распространение животных);
- Физиология животных (исследует жизнедеятельность животных);
- Систематика животных (описывает многообразие видов и классифицирует их по определенным признакам);
- Палеозоология (изучает животных прежних геологических эпох).
Для упорядочивания и классификации всех существующих видов животных используются следующие систематические категории: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.
Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.
Что изучает зоология и ее главные задачи
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.
Зоология — наука о животных
Главные задачи зоологии:
- Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
- Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
- Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.
История развития зоологии
Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель . Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.
Таблица основных этапов развития зоологии
Этапы | Основные события |
---|---|
IV ст. до н. эры | Подробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время. |
77 г. н. эры | Римский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен. |
V – XV ст. | В средневековье исследование животных находилось под запретом. |
XV - XVI ст. | В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями. Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару. |
XVII ст. | Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных. |
XVIII ст. | Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных. |
XIX ст. | Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина). |
XX ст. – начало XXI ст. | Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий. |
История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.
XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.
Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.
В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.
Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач
Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.
Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.
Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.
Цитология - исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.
Экология животных - взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.
Этология - изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.
Зоогеография - изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.
Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.
Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения
- Арахнология – наука о паукообразных;
- энтомология – о насекомых;
- малакология – о моллюсках;
- ихтиология – о рыбах;
- териология – о млекопитающих.
Современная зоология
Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.
В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.
Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.
В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.
Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.
- наука о законах жизни, научные знания, в частности о зверях, домашних животных, растениях и мельчайших живых существах
- совокупность наук о живой природе
- наука о живой природе
НОСОЛОГИЯ
- ж. греч. часть врачебной науки, следующая за физиологией (наукой о здоровом человеке): наука о болезнях или патологиях; она делится на общую, о болезнях и болезнености вообще, и на частную, о каждой болезни, по роду ее, особенно
УГОНКА
- промах (если речь идет о собаке), увертка (если речь идет о звере) Говорится о борзой, которая догнала зверя и хочет его схватить, но он в это мгновение увертывается и собака проносится мимо
КОНХИОЛОГИЯ
- конхология ж. греч. наука о раковинах, о раковистых животных. Конхиолог м. изучивший науку эту. Конхиологический, к ней относящ.. Конхоида ж. кривая весьма сложных свойств, о которой говорится в геометрии
- наука о раковинах
НУМИЗМАТИКА
- ж. наука о древних монетах и медалях. Нумизмат или нумизматик м. ученый, занимающийся этою наукою. Нумизматичный, нумизматический, к сей науке относящийся. Нумулит м. ископаемая раковинка монетка, по сходству с монетою. Нумулитный, нумулитовый известняк
ПАТОЛОГИЯ
- ж. врач. наука о болезнях, свойстве, причинах и признаках их. -гический, -гичный, к сему относящ. Патолог м. ученый врач, особенно сведущий по сей части. Патогения ж. часть патологии, ученье о происхождении и о начале болезней
- наука о болезненных процессах
- наука о болезненных процессах в организме
АКУСТИКА
- ж. греч. наука о природе и законах звука; часть физики, звукословие. Акустический зал, по законам акустики устроенный, для отголоска (для голка, эхо), или для наголоса (резонанса). Акустик м. знающий науку эту
- наука о всяких звуках
- наука о соседях за стеной
- наука о соседях за стеной и звукопроницаемости стены
- наука о том, что мы слышим
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА. ЗООЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОТНЫХ
Цели урока: на примерах показать многообразие животного мира, определить значение животных в природе и жизни человека.
Оборудование: натуральные объекты - животные из уголка живой природы (аквариумные рыбки, и др.), чучела животных, коллекции беспозвоночных, влажные препараты.
Ход урока
Знакомство с учебником «Биология. Животные»
Рассказываем о его содержании и структуре, об аппарате ориентировки (оглавление, вопросы и задания, приложение, указатель терминов и форзацы). Учащиеся должны прочитать текст на стр. 2 «Как пользоваться учебником», выделить в нем основные рекомендации.
II. Рассказ учителя
Животный мир - это неотъемлемая часть окружающей нас органической (живой) природы, тесно связанная с другими ее составляющими: растениями, грибами, микроорганизмами.
В настоящее время известно около 2 млн. животных (по некоторым данным, 3-4,5 млн.). Животный мир Земли изучен далеко не полностью. Наиболее часто описывают новые виды насекомых, число которых составляет свыше 1/3 всех видов животных.
Животный мир, таким образом, достаточно многочислен и многообразен. Все это можно увидеть на схеме (открывается схема на доске).
Моллюски128 ООО
Черви (плоские, круглые, кольчатые)
32 000
Членистоногие
1 500 000
Рыбы
Кишечнополостные
20 ООО
Животные
9 000
Птицы
8 000
около 2 000 000 видов
Прочие (губки, иглокожие...)
Звери
4 000
Пресмыкающиеся
Земноводные
Простейшие
6 000
2 600
28 000
- В чем заключается это разнообразие?
Учащимся предлагается найти ответы на поставленный вопрос, используя материалы учебника § 1, стр.
Сходства и отличия по этим признакам лежат в основе распределения животных по группам. Для изучения животного мира необходимо уметь отличать одних животных от других, описывать, сопоставлять, сравнивать. Только так можно разобраться в их многообразии. В этом нам помогут знания о классификации животных, которые нам дает наука систематика. Она же, в свою очередь, основывается на данных таких наук, как анатомия и физиология животных, этология (наука о поведении животных), энтомология (наука о насекомых), орнитология (наука о птицах), герпетология (наука о пресмыкающихся и земноводных), ихтиология (наука о рыбах), арахнология (наука о пауках), териология (наука о зверях), и прочих, прочих. Как вы видите, все эти науки изучают животных. А животное в переводе на греческий - «зоон», наука, учение - «логос». Итак, наука о животных - зоология. Таким образом, в настоящее время зоология представляет собой целый комплекс наук, связанных между собой и изучающих один объект - животных. Запишите определение зоологии в тетради. С основами этой науки нам предстоит познакомиться в 7-8 классах на уроках зоологии. Человек испытывает к различным животным отнюдь не одинаковые чувства; по-разному относимся мы к дождевому червю и слону, к амебе и шимпанзе. Как же мы все-таки относимся к животным? Хорошо или плохо?
Кроме того, животные являются источниками сырья для промышленности и медицины. Это змеи (яд), пчелы (пчелоужаление, яд, прополис, маточное молочко, мед), коровы (молоко и т.д.), овцы (шерсть), тутовый шелкопряд (шелк).Нельзя не сказать о геологической (породообразующей) деятельности животных. Грунты Мирового Океана образованы в значительной степени скоплением планктонных раковин (планктон - живое население толщи воды, не способное противостоять переносу течениями) и бентосных (бентос - обитатели дна водоемов) одноклеточных организмов. После гибели животных их раковины падают на дно и образуют мощные пласты ила. В образовании морских отложений, особенно в мелководной зоне, принимают участие многие беспозвоночные животные (кольчатые черви, губки, ракообразные моллюски и др.), а также и позвоночные (рыбы, морские млекопитающие).
Исследования отложений мелких форм, их массовых скоплений приобретают в последние десятилетия все большее значение в разведке полезных ископаемых (нефти, угля и других).
А теперь самостоятельно рассматриваем отрицательную сторону. Ученики сами вспоминают ситуации, в которых животные вредят хозяйству и здоровью человека. Если необходима помощь учителя, то он поддерживает беседу или наводящими вопросами, или напрямую называя примеры.
Человек использует животных также в качестве биологических врагов, уничтожающих вредителей, для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и эстетических, учебных, исследовательских и многих других целей.
Таким образом, мы убедились, что значение животных в природе и жизни человека определяется их ролью, которую они играют в жизни других организмов, а также их влиянием на окружающую среду. Необходимо отметить, что в природе нет животных вредных или полезных. Каждый вид занимает определенное место в сообществе живых организмов. Все в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность.
А вот хозяйству человека животные могут приносить вред или пользу. И мы увидели, что пользы они приносят намного больше, чем вреда. С вредными (по отношению к человеку) можно бороться самыми различными методами. Главное в этой борьбе учесть все последствия.
IV. Закрепление
- - Что изучает зоология?
- Какое значение имеет знание зоологии в жизни человека?
Домашнее задание
§ 1; В тетради записать значение животных. Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов»; «Признаки живого».