Open
Close

Николай Некрасов — Элегия: Стих.

Николай Некрасов, известный как “народный поэт”, занял в классической литературе особую нишу. За постоянное поднимание крестьянской темы он не раз подвергался критике. Если читать стих “Элегия” Некрасова Николая Алексеевича вдумчиво, то в заключительных строках можно увидеть грозное предостережение власть имущим.

Стихотворение было написано в 1874 году. Это время было сложным для Некрасова. Критики его не щадили. Многие из них считали, что тема народного страдания уже давно исчерпана, а сам Николай Алексеевич “исписался”. В средине 70 годов Некрасов открыл для себя новый жанр – сатиру. Он работал над стихотворными памфлетами, поэмами-обозрениями. Но больше всего поэта волновал ответ на вопрос, мучающий его многие годы. В 1861 году была проведена крестьянская реформа. Император Александр II упразднил крепостное право. Несмотря на это, вопрос “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” продолжал витать в воздухе.

Текст стихотворения Некрасова “Элегия”, которое проходят на уроке литературы в 10 классе, пропитан горькими нотками. Главной темой является несостоятельность крестьянской реформы. Некрасов, как многие его коллеги по перу, горячо выступали за освобождение крестьян. Представители литературной интеллигенции второй половины 70 годов искренне верили в то, что, перестав быть рабами, крестьяне будут жить лучше. Но на практике все получилось совсем не так. Некрасов полагает, что внешнее благополучие – только маска, скрывающая многочисленные проблемы. Далеко не каждый сельский труженик мог позволить себе получить образование и сделать свой труд легче. Произведение Некрасова, которое легко и приятно учить, не дает ответа на вопрос, как следовало и следует поступить сильным мира сего. Но, сетуя, что они его не слышат, поэт сулит “народному врагу” проклятия. Он уверен, что терпение русских крестьян не безгранично. Скачать это стихотворение полностью или читать его онлайн можно на нашем сайте.

А.Н.Е[рако]ву

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
“Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы –
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: “В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..”

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он – и не дает ответа…

А.Н.Еракову Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна. Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!... Толпе напоминать, что бедствует народ В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира - Чему достойнее служить могла бы лира?... Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен... Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба... Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленьи... "Довольно ликовать в наивном увлеченьи,- Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?.. Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы - Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: "В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?.." Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье: Народному врагу проклятие сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся... Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, Увы! не внемлет он - и не дает ответа... (15-17 августа 1874)

Примечания

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: ОЗ, 1875, No 2, с. 495--496, с подписью: "Н. Некрасов", урезанным ст. 7 ("Влачатся в нищете...........") и заменой ст. 8 строкой точек (перепечатано: Р. б-ка, с. 225--227, с датой: "1874", без цензурного пропуска).

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило.

Автографы: 1) черновой автограф без заглавия и даты (ст. 1-- 14, 25--36) - ИРЛИ, ф. 203, No 41; 2) наброски (на л. 2 черновой рукописи стихотворения "На постоялом дворе") - ИРЛИ, ф. 203, К 31; 3) наборная рукопись с заглавием и посвящением, без даты, с подписью: "Н. Некрасов" - ИРЛИ, ф. 203, No 40. Известна также копия А. А. Буткевич, сохранившаяся среди писем ее к С. И. Пономареву, с*** вместо заглавия и датой: "15--17 августа 1875 ", с небольшими разночтениями, одно из которых в ст. 8 ("по выжженным лугам" вместо "по скошенным лугам") принято во втором и третьем посмертных изданиях (Стихотворения Н. А. Некрасова. Полн. собр. в одном томе. 1842--1872. СПб., 1881; переиздание: СПб., 1882),-- ИРЛИ, Р. II, оп. 1, No 40.

Датируется 15--17 августа 1874 г. по копии, с исправлением ошибочно проставленного в ней года.

Решив повременить с печатанием столь острого в политическом отношении стихотворения и опасаясь заранее привлечь к нему внимание цензуры, поэт писал 29 августа 1874 г. из Чудовской Луки мужу своей сестры А. Н. Еракову по поводу "Элегии": "Посылаю тебе стихи; так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы, то и посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу. Одна просьба - не давай их никому списывать, а читать можешь, коли они тебе понравятся, кому угодно" (об А. Н. Еракове см. выше, с. 430).

В черновой рукописи стихотворение начиналось строками:

Старо, не правда ли, печь хлебы из муки?
Однако ж из песку попробуй испеки! -

которые являлись стихотворным переложением афоризма, сформулированного Некрасовым в "Заметках о журналах" за октябрь 1855 г.: "Очень однообразная вещь печь хлеб всё из муки да из муки; он даже не всегда и удается,-- однако ж никому не приходит в голову начать печь его из песку" (ПСС, т. IX, с. 339). Отказавшись от этого наглядного бытового сравнения, противоречащего общей высокой тональности стихотворения, Некрасов прямо начинает с утверждения актуальности темы "страданий парода", полемически направленного против претензий, предъявлявшихся к его поэзии современным либеральным историком литературы О. Ф. Миллером, который считал, что "непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков" уже Некрасовым "исчерпано" и что "поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему" (Миллер О. Публичные лекции. Некрасов. Произведения второго периода... СПб., 1874, с. 144--145; см. об этом: Гин 1971, с. 166--169). Написанная в период, когда "хождение в народ" приобрело особенный размах, "Элегия" заключала в себе обращенный к молодежи замаскированный призыв бороться за подлинное освобождение крестьянства (черновой вариант: "О русский юноша! Есть темы выше моды: Не старят их века!.."). Вместе с тем в стихотворении говорится и о бедствии "народов" (во множественном числе), т. е., как и в созданных в том же 1874 г. стихотворениях "Страшный год" и "Смолкли честные, доблестно павшие...", о торжестве реакции в Европе, наступившей после франко-прусской войны и разгрома Парижской Коммуны (см.: Гаркави А. М. К изучению "Элегии" Н. А. Некрасова в 9-м классе. - В кн.: Проблемное изучение литературы в школе. Сб. Калинингр. гос. ун-та. Калининград, 1969, с. 63). Вопрос о положении народа сливается в "Элегии" с вопросом о роли поэта в обществе. Развивая собственную программу гражданственности искусства, Некрасов опирался в этом стихотворении на тенденции вольнолюбивой лирики Пушкина. Исследователями отмечалась перекличка со стихотворениями Пушкина "Деревня", "Эхо", "Памятник" (см. об этом: Гиппиус В. Некрасов в истории русской поэзии XIX века. - ЛН, т. 49--50, с. 10, а также названные работы А. М. Гаркави и М. М. Гина). В свой итоговый сборник "Последние песни" Некрасов не ввел "Элегию" безусловно лишь по цензурным соображениям. Это образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Некрасова, элегии социальной, в которой в связи с изменением объекта изображения традиционные поэтические средства насыщались новыми жанровыми признаками (см. об этом: Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра. М., 1973, с. 146--147). Отмечалось, в частности, своеобразное использование в ней типичного для старых медитативных элегий Жуковского ритмико-синтаксического построения.


Стихотворение "Элегия" Н.А. Некрасов написал в 1874 году в ответ на критику со стороны литературных историков. Они считали творчество поэта однообразным и повторяющимся, потому что основная тема Некрасова - изображение жизни русского народа. Но в то время крепостного права уже не было, а значит, многие считали, что крестьяне стали жить счастливо, и что данная проблема не актуальна.

Стихотворение относится к теме народа, как и большинство произведений Некрасова. Но здесь поэт обращается прежде всего к неизвестным оппонентам, утверждая, что проблема счастья простых людей актуальна до сих пор.

Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам

Некрасов считает важным "к народу возбуждать вниманье сильных мира", потому что крестьяне, получив свободу, всё также бедствуют. И поэт полностью их понимает, ведь ему самому приходилось жить в полной нищете на улице.

"Я лиру посвятил народу своему", - он спокоен за то, что герои его произведений - крестьяне, а не знатные люди. Ему посчастливилось видеть красный день, когда отменили крепостное право, но в этот момент заговорила Муза, и появился вопрос: "Народ освобождён, но счастлив ли народ?" В поисках ответа поэт обращается к повседневной жизни крестьян, трудящихся на поле и полностью отдающихся своей работе.

Взволнованный, он не находит ответа на "тайные вопросы" о том, пришли ли перемены в народные судьбы, "в напевы сельских дев", или нет.

Завершая "Элегию", Некрасов отмечает, что он не знает, лучше или хуже стало житься русским крестьянам. Он только просит благословения сельским трудам, сулит проклятия народному врагу и молит у небес могущества другу.

Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Не внемлет он - и не дает ответа...

Некрасов хотел выразить своё чувство любви и долга к народу, понимание проблем простых людей. Он обратил внимание на проблему счастья и показал, что отмена крепостного права вовсе не означает, что народ стал свободным и счастливым.

Поэт использует лексические и синтаксические средства выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…», "природа внемлет мне), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), а также такой вид звукописи, как аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…») Все эти стилистические фигуры передают настроение поэта, его волнующую мысль. Стихотворение написано в двухсложном размере - ямбе, используется парная рифмовка, она придаёт тексту ясность, и в то же время выразительность.

Элегия впечатляем своим настроением, простой и в то же время хорошей рифмовкой, выразительностью. Поэт выступает как страстный защитник народных интересов, и даже природа ему "внемлет".

"Важно только одно - любить народ, Родину, служить им сердцем и душой"

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…
___________________
Дата написания : 15-17 августа 1874 год

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова

Стихотворение «Элегия» является ироническим ответом Некрасова на постоянные нападки реакционных деятелей. Его постоянно обвиняли в том, что он унижает своими стихами гордое звание поэта, описывая жизнь темного и вечно пьяного крестьянства. Нападки усилились после отмены крепостного права. «Всемилостивейшее дарование» свободы тем, кто этого не заслуживает, вызывало протесты закоренелых крепостников. Они были возмущены, что даже после такого неслыханного акта находятся люди, продолжающие заявлять о тяжелом положении крестьян. Не отступая от гражданской лирики, Некрасов в 1874 г. написал стихотворение в жанре элегии. В нем он описал свои размышления по поводу Манифеста 1861 г. и ясно высказал взгляды на истинное призвание поэта.

По мнению Некрасова, долг любого гражданина, а тем более поэта заключается в стремлении сделать свою страну более счастливой и процветающей. Положение, при котором «народы влачатся в нищете» никого не должно оставлять равнодушным. «Страдания народа» — самая актуальная тема для творчества. Нельзя закрывать на нее глаза и описывать блеск и бессмысленное прожигание жизни высшим обществом. Некрасову было абсолютно неприемлемо понятие «чистого» искусства. Он был реалистом и исходил из практической пользы своих произведений.

Некрасов гордо заявляет: «Я лиру посвятил народу своему». Он имеет право на такое заявление. Стихотворения поэта вызывали широкий общественный резонанс и в целом содействовали изменению отношения к простому народу. Некрасов не ждет признания за свои заслуги, он рад тому, что внес хоть какой-то вклад в дело улучшения положения крестьян.

Поэт переходит к анализу последствий отмены крепостничества. Принятие указа он торжественно называет «красным днем». Но прошли годы. Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянина? Некрасов предлагает честно ответить на этот вопрос самому читателю. На самом деле положение простого народа осталось практически неизменным. Отмена личной зависимости сменилась зависимостью финансовой (выкупные платежи).

Описание воображаемой идиллии в жанре элегии («песни жниц», «довольное дитя») – ирония Некрасова по поводу своих надежд на уничтожение рабства. Он так и не делает авторской оценки событию 1861 г., заканчивая стих печальным замечанием, что народ «не внемлет… и не дает ответа».